Меня всегда удивляло выражение «один как перст». Один как палец — когда пальцев-то на руке целых пять!
«Ты вот один как перст»,— говорит доктор в книге Тихона Семушкина «Чукотка». А у Бруно Ясенского в романе «Человек меняет кожу» американский инженер Мурри, диверсант и шпион, плохо знающий тонкости русского языка, выражается иначе.
«Я одинок, как палец»,— признается он своему приятелю.
«Наш ментор, помните колпак его, халат, Перст указательный, все признаки ученья»,—
вспоминает Чацкий в разговоре с Софьей в «Горе от ума» Грибоедова.
Слово перст уже забывается. Стало редким и уже исчезает из разговорной речи выражение перст божий. Несколько чаще употребляются слова перстень, перстни, то есть золотые кольца с драгоценными камнями или печатью.
Пушкин писал в стихотворении «Жених»:
«А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые…»
Но производные от перст существуют: например, наперсток — то, что надевают на палец. Утреннюю зарю называли в поэзии « розовоперстой Авророй». Двенадцатиперстная кишка. Перчатки. Перчатки раньше назывались перстатицы.
Растение, из которого добывается сердечное лекарство, «дигиталис» по-русски зовут наперстянка, потому что цветы растения похожи на наперсток. Это очень интересно: в латинском языке это слово создано так же, как в нашем; по-латыни палец —дигитус.
А выражение «один как перст» очень древнее: в старину у славян считали по пальцам и первые десять цифр назывались перстами. И до сих пор у нас существует выражение «по пальцам перечесть». Первым был большой палец — перст,— стоящий особняком, отдельно от других, сомкнутых пальцев, открытой ладони. Отсюда и пошло, вероятно, один как перст…
Из книги “Приключения слов”.
Кобяков Дмитрий Юрьевич.
Издательство “Детская литература”.