Древние писцы, особенно те, которые писали уставом, были знатоками своего дела. Но для того, чтобы в совершенстве освоить нелегкую науку каллиграфии — научиться красиво и разборчиво писать, нужна была достаточно основательная подготовка. Где же ее можно было получить? Прежде всего в монастырях. Сразу же после принятия христианства Владимир Киевский велел собрать детей из богатых семей и направить их «в ученье книжное». Что вышло из этой затеи, мы не знаем, но запись в «Повести временных лет» показывает, что грамоте можно было научиться не только в монастырях, но и в школах, где учили читать и писать.
Не можем мы исключить и то, что попадались и писцы-самоучки: в одной из книг XVI века ученые обнаружили приписку переписавшего ее: «Не корите меня, ибо не учася писал». Где бы ни учились древнерусские писцы своему хитрому искусству, они разделялись на тех, кто занимался этим делом по внутренней потребности, стремясь получить прощение грехов, и тех, кто сделал переписывание книг источником своего существования. Первые, закончив работу, просто отмечали: «Писал такой-то», иногда приписывая: «и за труды не взял ничего». Вторые, напротив, оставляли в книгах пространные записи, где сообщали, когда и для кого переписана книга, добавляя несколько слов и о себе.
Например, в Псалтыри 1296 года писец оставил приписку: «Писать умею с детства, много переписал святых книг». Очевидно, что подобные надписи появлялись и для того, чтобы привлечь к себе внимание и вызвать новые заказы. Ввиду того, что написание рукописи требовало времени, особенно если в ней были художественные украшения, над ней могли работать несколько мастеров. В богато украшенном евангелии 1507 года мы читаем: «Черное письмо писал каллиграф Николай, златом прописывал михайло макарцов, а евангелистов писал Феодосии, сын дионисия изографа».