26 (14) октября в Москве в семье профессора математики родился Борис Николаевич Бугаев больше известный как Андрей Белый.
В 1898 году окончил гимназию Л.И. Поливанова, в 1903- математический факультет Московского университета. Будучи студентом, увлекся Шопенгауэром, Ницше, В.С.Соловьевым.
Это породило его первые литературные опыты в декадентском духе: «Северная симфония (1-я, героическая)» (1900), «Симфония (2-я, драматическая)» (1902). Свои первые произведения одаренный юноша представляет на суд тогда уже признанного мастера М.С. Соловьева, который дает ему свое «благословение». Однако молодой человек воздерживается от публикации, опасаясь, что родные не поймут его декадентства. Тогда тот же Соловьев дает совет, решивший дальнейшую судьбу литератора: он предлагает Борису Бугаеву печататься под псевдонимом «Андрей Белый». Под этим именем он входит в большую литературу и остается в ней навсегда.
В это же время происходит знакомство молодого поэта с В. Брюсовым, З. Гиппиус и Д. Мережковским. Вокруг Андрея Белого начинает образовываться своеобразный литературный кружок, в который входят Эллис, Н.И. Петровская, К.Д. Бальмонт, М.А. Волошин, Ю.К. Балтрушайтис, С.А. Поляков. Первое его «официальное» собрание состоялось в конце апреля 1903 года. Сообщество получило название «Аргонавты».
В 1904 году Белый знакомится с А. Блоком. Их отношения сложны и интересны: несколько раз Белый вызовет Блока на дуэль, ни одна из которых так и не состоится. После смерти Александра Блока Белый напишет о нем воспоминания, которые станут весьма ценным историческим и художественным документом.
Первым крупным прозаическим произведением стала повесть «Серебряный голубь», задуманная как часть трилогии «Восток или Запад», где автор говорит о том, что судьба России, путь ее — и не с Востоком, и не с Западом. Эту же проблему поднимает он и в романе «Петербург» (1913-1916), в котором указывает два выхода, возможных для России: революция и антропософия. Может быть, поэтому он принял Февральскую революцию как прорыв к спасению России, а Октябрь приветствовал как «святое безумие», освобождение творческих сил от инерции застоя, возможность для России выхода на особый путь развития. Подобно А. Блоку, Андрей Белый пришел к революции, полный веры в ее очищающую силу.
В Литературной студии Пролеткульта А.Белый читает лекции по стиховедению и ритмике. Он заведует научно-теоретической секцией ТЕО Наркомпроса, работает сотрудником отдела охраны памятников старины, заведует археологическим отделом Дворца Искусств, входит в литературную группу «Скифы», вместе с А. Блоком становится организатором Вольной философской ассоциации (Вольфила) в Петрограде.
24 августа 1918 года избиран в состав президиума Всероссийского союза поэтов. Это время в жизни Андрея Белого — период творческих исканий, связанных с освоением разнообразных философских систем, с поиском концепции символизма. Продолжая разрабатывать эстетические идеи этого литературного направления, помимо цикла стихов «Россия», «Деревня», «Горемыки», он пишет статьи «Лирика и эксперимент», «Магия слов», «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» и другие.
По количеству созданных произведений период с 1917 по 1934 гг. — самый продуктивный в его жизни: несколько крупных автобиографических романов, повестей, рассказов; путевые заметки и дневники. В периодику, а затем отдельными изданиями, буквально хлынул поток его удивительной мемуаристики: «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций». В эти годы Андрей Белый написал интереснейшие работы по языку, ритму, стиховедению. В апреле 1932 года закончен труд «Мастерство Гоголя». Если к этому добавить многочисленные выступления писателя перед самой разной аудиторией, публичные чтения своих произведений, переработку их для театра и кинематографа, то фантастическая творческая активность, невероятная работоспособность потрясают.
Известность Белого, исключительно высокая культура мышления и огромная одаренность создали ему легендарную славу уже при жизни. Осталось много воспоминаний и свидетельств современников о «гипнотическом» воздействии Андрея Белого на слушателей, о свойстве передавать аудитории ощущение высокой тревоги, стихийного неблагополучия. Эту силу личного воздействия оценила в свое время Марина Цветаева: «Его смотрели как спектакль», — пишет она в своих воспоминаниях.
Андрей Белый и сам становился при жизни героем художественных произведений. Лично знавшая его Ольга Форш ввела образ писателя в роман «Ворон».
В 1921 году писатель пережил острый душевный кризис, причин которому было множество: похороны А. Блока, болезни, голод, отъезд за границу жены Аси Тургеневой. Все это в конечном счете привело его к выбору — остаться на Родине или уехать вслед за супругой. Получив разрешение правительства на выезд, он отправляется в Германию, однако спустя два года возвращается.
По возвращении поэт начинает работу над «Субъективной эпопеей» в виде нескольких романов, объединенных общим замыслом и общим заглавием «Москва», которая была задумана им как большое полотно о судьбах России. Центром повествования и главным героем автор делает Москву как город, судьбоносный для русской и мировой истории. Первая часть романа выходит в 1926 году.
Последние годы жизни писатель посвятил созданию обширных мемуаров: «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934).
В 1933 году его все больше и больше начинают мучить сильные головные боли. Диагноз врачей беспощаден и безнадежен — рассеянный склероз. 2 января 1934 года был последним рабочим днем писателя, а 8 января — последним днем жизни великого русского символиста.