Уроки 1—2. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1
Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков. Обзор творчества с обобщением ранее изученного.
Первый урок литературы в 10 классе — вводный. На нем учителю предстоит решить три задачи:
— выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, то есть литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи;
— во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературе первой половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики;
— в классах базового уровня дать обзор поэтического творчества предшественников Пушкина, так как подробно их творчество будет изучаться только в профильных гуманитарных классах.
Выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса в начале учебного года можно несколькими способами. Фронтальная беседа на уроке поможет выявить общий уровень развития класса. Для определения уровня каждого школьника можно предложить им дома письменно ответить на вопросы учителя, а затем проанализировать результаты анкетирования:
1. Какие произведения русской литературы XIX в. вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
3. Какие герои литературы XIX в. вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
Чтобы выявить: 1) общую начитанность и читательский кругозор учащихся; 2) навыки анализа текста; 3) уровень развития речи — на уроке возможна и небольшая письменная диагностическая работа, состоящая из трех заданий, например:
1. Назовите русских писателей XVIII—XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
2. Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
3. Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»?
Критерии оценки заданий
К заданию 1
— Правильно ли учащийся называет писателей и произведения XVIII—XIX вв.?
— Умеет ли определить их авторство, жанр и проблематику?
— Называет ли произведения, не входящие в школьный курс?
К заданию 2
— Умеет ли ученик проанализировать стихотворение, выученное наизусть, определить способы и средства создания настроения и ключевых образов?
— Понимает ли функции композиции и изобразительно-выразительных средств? Замечает ли роль пространственно-временнóй организации текста?
— Отличает ли понятия автор и лирический герой?
— Может ли составить историко-культурный или биографический комментарий?
К заданию 3
— Понимает ли учащийся содержание и эстетическое наполнение понятия общечеловеческие ценности?
— Активно ли владеет литературоведческими понятиями и историко-культурной информацией? Приводит ли примеры?
— Может ли излагать мысли ясно, точно и эмоционально и создать текст, отличающийся стилевым единством?
— Есть ли в рассуждениях социально-нравственная зрелость?
В ходе лекции учитель может подготовить с учащимися опорную схему:
Таблицу см. здесь
Лекция учителя в классе базового уровня должна содержать обзор творчества предшественников Пушкина: Державина, Жуковского, Батюшкова. В профильных классах для изучения творчества этих поэтов будут проведены отдельные уроки.
Основное содержание обзорной лекции
В конце XVIII — начале XIX в. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к серьезным изменениям литературной ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина. Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и из автобиографических «Записок» самого Державина.
Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя прежде всего не своей государственной службой, а литературным талантом.
Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение «На смерть князя Мещерского», в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, «червем», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
Рисуя в облике Фелицы «богоподобную» Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человеческим порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и о демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено стихотворение «Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 г. и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье людей в их душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г., однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от ее образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.
Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.
Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя истинно человеческим свойствам.
В балладе «Светлана» Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.
Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Н. Толстого.
Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.
Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода. Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры. «Маленькая философия» молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира народных бунтов, самодержавной власти, мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.
В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807—1808 гг.), война 1812 г. Однако сердце поэта занято другим. В стихотворении «Вакханка» он рисует праздник римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха — вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни, и идеальный мир должен быть полон любви.
В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении «Мои пенаты», адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нем читатель может также уловить проявления «маленькой философии». Жанр стихотворения — послание. В нем воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести ее не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает ее в своем воображении, поэтизируя античность.
Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого друга И. А. Петина. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет все. Это стало одной из причин его душевного кризиса. Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку счастья. На земле все изменчиво, при этом ведет к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.
Лирический сюжет элегического послания «К другу» представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты, разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не покидает его душу, и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.
Во второй половине 1820-х гг. психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости: Вяземского, Жуковского, Пушкина.
Итог лекции. Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями. Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.
Урок 3*2. «Совершенно особый путь» 3
Личность и судьба Державина. Основные этапы его жизни и творчества. Поэтический смысл стихотворений «Ключ», «Бог», «Русские девушки»4.
С личностью и творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного деятеля, учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в творчестве русских поэтов XIX и XX вв.
В центре первого урока — знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.
«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин».
В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного есть в судьбах Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, характеры их соответствуют духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.
Основные этапы жизни и творчества Державина
1743—1775 гг. «Ученичество»
Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
«Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII в., «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.
1776—1803 гг. «Особый путь»
«Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило прежде всего не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ».
Вопросы и задания к стихотворению «Ключ»
1. Найдите в стихотворении устаревшие слова и выражения, которые не употребляются в современном языке. Дайте их толкование. Какой колорит они придают тексту?
2. Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт для создания этих картин? С какой целью он это делает?
3. Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
4. Какова структура поэтической строфы в стихотворении? В чем ее своеобразие? Как форма строфы помогает понять содержание и мысли автора?
5. Что общего у ключа и «лирного гласа» поэта? В чем символический смысл прекрасного источника?
Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.
Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце 70-х гг. XVIII в. в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, учитель акцентирует основные, проблемные вопросы урока.
Вопросы и задания к оде «Бог»
1. Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
2. Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?
3. Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?
4. Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?
5. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?
6. Почему в оде с названием «Бог» центральным становится образ человека?
В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова).
Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.
1804—1816 гг. «Анакреонтические песни»
В 1804 г. выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.
Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»
1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
2. Какие образные картины вам представились?
3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?
4. В чем, по-вашему, проявляется русский национальный колорит в этом стихотворении?
Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь» (название дается в авторской орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению этого стихотворения, обращая внимание на особенности его ритма, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.
Итог урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX в.
Урок 4*. «Где добродетель обитает...» 5
Традиции и новаторство в творчестве Державина. Содержание и жанровые особенности оды «Фелица».
На втором уроке по творчеству Державина важно показать новаторство поэта и его влияние на поэзию последующих поколений. В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».
Вопросы и задания к оде «Фелица»
1. Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
2. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?
3. Объясните смысл названия оды. Как ее содержание связано с литературным творчеством императрицы?
4. В чем новаторство Державина в содержании и языке оды «Фелица»?
5. В чем смысл сопоставления Фелицы и ее вельможи?
6. Черты каких литературных жанров можно найти в оде «Фелица»?
7. Индивидуальное задание. Сопоставьте оду «Фелица» Державина с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» Ломоносова. Что общего и различного в облике героинь этих произведений? Какие художественные приемы используют поэты для создания центрального образа каждой из од? Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
Вторая часть урока может быть посвящена выразительному чтению и обсуждению проблематики стихотворений «Соловей» и «Памятник». Мотивом к их сопоставлению станет выяснение таких вопросов:
Что общего и что особенного в этих стихотворениях?
Какая мысль их объединяет?
Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.
Для самостоятельных учебных исследований, рефератов, творческих работ учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв.». Для ее раскрытия анализируются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского, в них учащиеся находят аналогии с лирикой Державина. В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».
Уроки 5*—6*. «Быть свободным — это значит быть человеком» 6
Романтизм в Европе и в Америке.
Урок может быть проведен в форме лекции, на которой учитель расскажет об основных представителях романтизма в Западной Европе и в Америке. В лекцию могут быть включены сообщения учащихся о биографии и творчестве крупнейших романтиков: Э. Т. А. Гофмана (Германия); поэтов «озерной школы», В. Скотта, Дж. Байрона (Англия); В. Гюго, Жорж Санд (Франция); В. Ирвинга, Дж. Ф. Купера, Э. По (США) и др. (по выбору учителя и учащихся).
Примерный план лекции
1. Происхождение слова и понятия «романтизм». Романтизм как литературное направление и как художественный метод.
2. Иенские и гейдельбергские романтики. Идеальные порывы свободного человеческого духа, художественная переработка фольклора, преданий старины, религиозных поверий. Черты романтизма в произведениях Гофмана.
3. Простые, естественные чувства в лирике поэтов «озерной школы». Исторические романы Вальтера Скотта. Защита свободы личности в творчестве Байрона и Шелли.
4. Страдания героя в пошлой среде в творчестве французских романтиков (Сталь, Шатобриан и др.). Конфликт прекрасной души и ужасной внешности в произведениях В. Гюго. Защита свободного чувства женщины в романах Ж. Санд.
5. Описание нравов и протест против буржуазного стяжательства в новеллах В. Ирвинга. Природа — человек — цивилизация в романах Ф. Купера. Э. По как основоположник психологического детектива.
6. Своеобразие романтизма в литературе Германии, Англии, Франции и США.
Итог уроков. Романтизм в каждой стране носил своеобразный национальный характер. В Германии в нем доминировала тяга к сверхъестественному, чудесному. В Англии в произведениях романтиков обострился конфликт личности с внешним миром, появились разочарование и сомнение. В литературе Франции поднимались проблемы нравственности, где приоритет отдавался общечеловеческой этике. У американских романтиков мрачный психологизм сочетался с юмором, экзотикой и приключениями. Русский романтизм испытал на себе влияние литературы Германии и Англии, но опережал в развитии романтиков Франции и Америки.
Урок 7*. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое» 7
Личность и судьба Жуковского. Романтические произведения поэта. Развитие жанра баллады. Мастерство в передаче душевных состояний человека. Переводческая деятельность.
При изучении жизни и творчества В. А. Жуковского следует обратить внимание школьников на характер его лирических произведений — образцов русского созерцательного романтизма. Уроки по творчеству Жуковского целесообразно посвятить знакомству с интересными страницами его жизни и творческого пути, а также практическому анализу его программных произведений.
На первом уроке по творчеству Жуковского необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах: «Перчатка», «Лесной царь», «Светлана» и др. Жуковский был воспитан на европейской литературе, прекрасно знал и чувствовал поэзию русского фольклора. Особенностью его творчества стало то, что, даже если поэт переводил для русского читателя западноевропейскую поэзию, он на основе чужого произведения умел создать свое, новое, самобытное творение, окрашенное национальным колоритом. Подчеркивая эту особенность своего творческого дарования, Жуковский пишет Гоголю 6 февраля 1848 г.: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое».
В рассказе учителя о творческом пути Жуковского необходимо выделить три основных этапа его творчества.
1. Раннее творчество (до 1808 г.)
Этот период связан с влиянием на лирику поэта сентиментализма Н. Карамзина. Для ранних стихов Жуковского характерен грустный, элегический колорит, тоска по несбывшимся надеждам. Поэт — мастер лирического пейзажа, передающий словом тонкие душевные состояния.
На уроке возможен небольшой концерт из произведений Жуковского, прослушивание дуэта Полины и Лизы из «Пиковой дамы» П. Чайковского (на слова из стихотворения «Вечер»).
2. Романтические искания (1808—1820)
Это время связано с романтическими исканиями поэта, отразившимися в балладах и лирике. Необходим рассказ о неразделенной любви Жуковского и М. А. Протасовой, чтение стихов, посвященных ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой...»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др. Получив отказ ее матери Екатерины Афанасьевны на брак с дочерью и запрет на выражение своих чувств, Жуковский в чине поручика московского ополчения направляется на театр военных действий и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении. Эти впечатления отразились в стихотворении «Певец во стане русских воинов», где сочетаются различные душевные состояния лирического «я», черты разных литературных направлений.
Вопросы и задания к стихотворению
«Певец во стане русских воинов»
1. Какие эмоциональные состояния характерны для настроения стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая задушевность?
2. Как показана история долголетней борьбы России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность поколений?
3. Определите жанр текста и аргументируйте свое мнение. Как в нем сочетаются черты классицизма и романтизма? Назовите черты романтического стиля. Каковы функции использования архаической лексики?
4. Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.
В заключительной части урока можно прочитать стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье...») (1818) и обратить внимание учащихся на особенности его жанра и черты романтического стиля. Стихотворение посвящено Екатерине Федоровне Вадковской, которая приходилась племянницей Анне Ивановне Плещеевой, умершей в 1817 г., жене друга Жуковского Александра Алексеевича Плещеева, помещика и владельца имения Чернь. В 1814 г. Жуковский жил по соседству от Плещеевых, в Долбине, и любил часто приезжать в Чернь. Именно А. И. Плещееву подразумевает Жуковский в словах стихотворения «там есть один жилец безгласный, свидетель милой старины». Указывая на внешнее сходство А. И. Плещеевой и Е. Ф. Вадковской, Жуковский пишет в письме А. П. Елагиной: «Она [„Песня“] написана для Вадковской, которая и лицом и голосом похожа на Анну Ивановну. Натурально, что с этим лицом и с этим голосом тесно связано прошлое... <...> Воспоминания прошедшего не иное что, как сон, который следа не оставляет, который действует до тех пор, пока длится, и этот сон редок; настоящее хорошо. После такого предисловия читайте смело: (следует стихотворение „Минувших дней очарованье...“)». «Этот край — Чернь!» — пишет Жуковский, объясняя слово «край» в последней строфе. Такой биографический комментарий поможет учащимся понять подтекст стихотворения. Следует также обратить внимание школьников на элегический характер настроения текста, объяснить, какими средствами оно создается (романтическая лексика, синтаксис, риторические вопросы, поэтические интонации печали, утраты, воспевание прошлого, мотив смерти и др.).
3. Жуковский-переводчик (с 1830 г.)
С начала 30-х гг. Жуковский посвящает себя переводческой деятельности. В 1826 г. он был назначен наставником наследника русского престола, впоследствии императора Александра II. Жуковский много путешествует по России и Европе, сближается с немецкими романтиками, изучает философию Фихте. В 1831 г. поэт издает свои «Баллады и повести» и особенно сближается с Пушкиным, который после женитьбы поселяется в Царском Селе. Вместе с Гоголем они работают над литературной обработкой народных сказок. Жуковского более всего привлекают переводы сказок братьев Гримм. И Пушкин, и Жуковский были сотрудниками появившейся в 1830 г. «Литературной газеты» А. Дельвига, отличались сходными литературными позициями.
К следующему уроку можно предложить учащимся подготовиться к практикуму, который будет проводиться на материале стихотворений «Море» и «Эолова арфа».
Итог урока. Творчество Жуковского внесло значительный вклад в русскую романтическую поэзию начала XIX в., сблизило тенденции европейского романтизма с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию и становлению жанра баллады на русской почве. Жуковский — поэт, умеющий словом создавать тонкие эмоциональные состояния человека, и мастер-переводчик, открывший богатство античной и европейской поэзии русскому читателю.
Урок 8*. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» 8
Обучение анализу лирического текста при изучении стихотворений Жуковского «Море» и «Эолова арфа».
Работу на уроке можно организовать в двух (нескольких) группах, которые будут исследовать стихотворения «Море» и «Эолова арфа» по вопросам и заданиям учителя.
Группа 1. «Море».
— Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?
— Какими способами поэт рисует образ моря?
— Какой характер придает настроению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?
— Как ритм стихотворения помогает создать картину моря?
— Какую роль играет в стихотворении звукопись? Какова динамика звукового образа моря?
— Как меняется настроение лирического «я»? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь? Что общего между морем и лирическим «я» стихотворения? В чем они различны?
— Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?
— Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какое настроение создает обилие обращений и вопросительных интонаций?
— Какова смысловая роль нерифмованного, белого стиха?
— Как анализ текста помогает понять поэтическую идею стихотворения?
Основные выводы ученических исследований. Романтическая элегия Жуковского «Море» создана в 1822 г. В ней романтический образ моря наделен человеческими чертами. Море у поэта живо, оно дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощает в себе образ неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает в себе летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой. Поэт так рисует эту картину:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... |
Даже когда буря утихнет, море лишь внешне приобретет спокойствие. Оно дрожит, боясь, что небо опять могут отнять у него.
Читатель, несомненно, понимает, что «очеловеченный» образ моря несет в себе символический смысл, связанный с романтическим мировосприятием Жуковского. Изображая морскую стихию, он прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые эмоциональные состояния. В душе моря, как и в человеческой душе, скрыта «глубокая тайна». Оно только внешне «лазурно» и «безмолвно», но его внутренний мир терзают страсти. Прикованное к земле море подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить дает ему «далекое, светлое небо», которое «из земныя неволи» тянет море к себе. Таким образом, море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни, ее низкими, темными страстями.
Возвышенный характер тексту придает его длинный, нерифмованный стих с цезурой посредине, торжественные, приподнятые интонации, вопросительные конструкции, обращения, многочисленные слова высокого стиля: лазурное, очарован, смятенной, лоно, сладостной, светозарной, звездáми, подъемлешь и др.
Множество определений-эпитетов (безмолвное, лазурное море, смятенной любовью, тревожною думой, глубокую тайну, необъятное лоно, напряженная грудь, таинственной, сладостной полное жизни, светозарной лазурью, облака золотые и др.) замедляет взгляд человека на мир. Он видит уже не только море и небо вообще, а их характерные, отличительные признаки, роднящие их с человеком и Богом.
Изменения облика моря передаются при помощи звукописных образов. Море, вначале безмолвное, обретает голос. Когда темные тучи отнимают у него ясное небо, голос моря звучит грозно, оно бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Обилие глагольной лексики в этом фрагменте усиливает его динамику, делает море не просто живым существом, а активным поборником темных сил.
Небо, подобно Богу, охраняет чистоту душевных устремлений, но темные силы, «тучи», несут смятение, искажают чистый идеал. В земной жизни человека, его мирской суете нет совершенства. Человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить без идеала. Дух и душа человека, подобно морю, наделены вечным беспокойством, тревогой, потому что отсутствие стремления к Богу, к чистоте и свету делает жизнь человека бессмысленной.
Группа 2. «Эолова арфа».
— Каким настроением проникнута баллада?
— Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?
— Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? Арминия?
— Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана?
— Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши Арминия?
— В чем основа романтического конфликта баллады?
— Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.
— Как отразились в балладе мифологические мотивы?
— Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?
— Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Подтвердите свои суждения текстом.
— Какой характер придает повествованию особая форма разностопной восьмистишной строфы?
Основные выводы ученических исследований. Баллада «Эолова арфа», как и многие произведения поэта, несет на себе печать его биографии. Она связана с несчастной любовью поэта к Машеньке Протасовой. Черты баллады придает этому произведению острый, напряженный сюжет, связанный с безответной любовью юноши Арминия к дочери могучего царя Ордала Минване. В основе баллады лежит северная легенда, рассказанная вымышленным шотландским бардом Оссианом. Жуковский рисует мрачный замок царя Ордала (зубчатые стены, лай охотничьих собак, латы, мечи, щиты и шлемы древних рыцарей, звуки их охотничьих рогов) и окружающую замок природу (дубравы, кудрявый кустарник, мрачные скалы, туманы, тусклую луну), что придает балладе Жуковского оссиановский колорит.
Украшением отцовского замка была красавица Минвана. В ее облике поэт создает романтический портрет прекрасной царевны: «кудри густые... бежали струей золотой»; «приятней денницы задумчивый пламень во взорах сиял»; «потока журчанье — приятность речей; как роза дыханье; душа же прекрасней и прелестей в ней». Минвану искренне полюбил юноша Арминий, и, хотя он был не княжеского рода, девушка душевно ценила его «невинное сердце».
Однако балладе Жуковского свойственны и элегические черты печальной песни о неразделенной любви. Судьба посылает юноше Арминию тяжелые испытания. Он разлучен с возлюбленной Минваной. Его любовь к царской дочери и любовные свидания оказываются запретными, и только нежные звуки арфы, повешенной Арминием на ветку дуба и поющей от дуновения ветра, должны напоминать девушке о судьбе влюбленного певца и их неразделенной любви. Арминий доверяет звукам арфы невысказанные слова любви:
Когда же мой юный,
Убитый печалию, цвет опадет,
О верные струны,
В вас с прежней любовью душа перейдет.
Как прежде, взыграет
Веселие в вас,
И друг мой узнает
Привычный, зовущий к свиданию глас. |
Особый колорит создает в балладе ее разностопная, восьмистишная строфа, которая, с одной стороны, придает тексту характер печального повествования, спетого народным средневековым певцом под аккомпанемент нехитрого музыкального инструмента. С другой стороны, разная длина стихотворных строк внутри строфы рождает иллюзию «качающегося» ритма, напоминающего волшебную арфу, колеблющуюся и звучащую от дуновения ветра.
Увы, счастье влюбленных было недолгим. Могучий царь узнал о любви дочери к незнатному избраннику и удалил его из окрестностей замка.
Лишь однажды Минвана, сидя под деревом, услышала далекий привет, присланный ей Арминием:
И что-то шатнуло
Без ветра листы;
И что-то прильнуло
К струнам, невидимо слетев с высоты... |
Это стало началом ее увядания. Утомленная разлукой с любимым, она каждый вечер ходит на холм и молит «милые струны» играть для нее. Но, к сожалению, ее «час недалек»: «И нет уж Минваны...»
Однако возлюбленные обрели единение в ином, нереальном, может быть, загробном мире. Поэтому стихотворение заканчивается на грустной, но не безнадежной ноте. Любовь сильнее смерти. В мире теней дана возможность соединиться тем, кто был разлучен в реальной жизни:
Две видятся тени:
Слиявшись, летят
К знакомой им сени...
И дуб шевелится, и струны звучат. |
Таким образом, в балладе Жуковского находят свое место размышления о вечных ценностях, важнейшей из которых является любовь. Жестокость и властолюбие не в силах уничтожить союз влюбленных сердец, их верность друг другу сохраняется даже за чертой жизни.
Итог урока. Значение творчества Жуковского для русской поэзии огромно. Оно заключается в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира человека, глубину и подлинность его эмоциональных переживаний, сложность испытываемых чувств и настроений. Новаторская черта лирики Жуковского — изображение лирического пейзажа, который не столько рисует романтический образ природы, сколько отражает движения души, ее тонкую внутреннюю организацию. Многие образы и настроения Жуковского, неясные очертания его романтического мира по-своему преломились на рубеже XIX—ХХ вв. в лирике русских символистов, которые искали нужные слова для передачи неясных, таинственных миров человеческой души.
Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский: «Жуковский — этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...»
Урок 9*. «И в радости взываю: о Музы! я пиит!» 9
Константин Николаевич Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике поэта.
На уроках по творчеству Батюшкова учителю предстоит познакомить учащихся с вершинными произведениями поэта, рассказать об основных фактах биографии и основных мотивах его лирики, обратить внимание школьников на отличие романтизма Батюшкова от романтизма Жуковского. Также учитель должен продолжить обучение десятиклассников интерпретации лирического текста, готовя школьников к сочинениям и выполнению заданий ЕГЭ (часть С).
При знакомстве со стихами Батюшкова у учащихся могут возникнуть трудности, связанные с толкованием мифологических, библейских имен и названий, которых достаточно много в лирике поэта. Поэтому для обеспечения правильного восприятия и понимания программных произведений учителю необходимо сопроводить изучение стихотворений грамотными историко-культурными и биографическими комментариями.
На первом уроке по лирике Батюшкова учащиеся познакомятся с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной мотив которых — оптимистический, радостный. Они написаны в духе популярного тогда эпикурейства и анакреонтики. Урок можно начать с «погружения» в поэзию Батюшкова, вспомнив изученное в 9 классе. Для этого возможен концерт-миниатюра, где прозвучат такие стихотворения, как «Выздоровление», «Элизий», «Мой гений», «К Дашкову», «Разлука», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов...» (стихотворение является переводом одной строфы из песни четвертой «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона).
Учитель может прочесть элегию «К друзьям», в которой содержится жизненное и поэтическое кредо поэта: «И жил так точно, как писал...» В статье Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии» находим эту же мысль: «Живи как пишешь и пиши как живешь», которая является вольным переводом латинского афоризма «Talis hominibus fuit oratio, qualis vita» — речь людей такова, какой была их жизнь.
Вопросы классу для выявления первичного восприятия стихов Батюшкова могут быть записаны на доске до концерта-миниатюры и обсуждены после него.
Вопросы для выявления первичного восприятия
— Что вам показалось наиболее интересным, важным в стихах Батюшкова?
— Что было непонятно, требовало комментариев?
— Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова?
— Чем, по-вашему, они похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются?
Рассказ учителя о страницах творческой биографии Батюшкова можно оформить в тетрадях по литературе в виде опорной записи.
18 мая 1787 г. — в Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежащий к старинному дворянскому роду. Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя — известный в то время писатель М. Н. Муравьев.
1803 г. — поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.
1805 г. — первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».
1807 г. — вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение в полк.
1808 г. — участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии.
1809—1812 гг. — сближение с писателями-карамзинистами: В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным, П. А. Вяземским. Вступление в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII в. Борьба с «Беседой любителей русского слова» — апологетом литературного «староверия» и политической реакционности — в сатирических стихах («Видение на берегах Леты»). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы.
1814 г. — участие в заграничном походе русской армии, в «битве народов» под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы («К Дашкову», «Переход через Рейн»).
1815 г. — выход в отставку. Переезд в Москву.
1817 г. — опубликован сборник произведений Батюшкова «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.
1821 г. — создание последних стихов.
1822—1855 гг. — Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.
7 июля 1855 г. — в возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа.
В центре урока — изучение лирики Батюшкова первого периода его творчества (1805—1812). Это период «легкой поэзии». Поэт создает стихи, воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением внутренней свободы поэта. В этом ключе анализируется стихотворение «Мои пенаты». Оно представляет собой определенную сложность для восприятия школьников из-за многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому для понимания текста необходим предварительный историко-культурный и биографический комментарий.
Литературными источниками к стихотворению послужили стихи «A mes pénates» («Моим пенатам») Жана Франсуа Дюси (1733—1816), французского поэта-классика, и «La chartreuse» («Обитель») Жана Батиста Грессе (1709—1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов, а ранее автора эпикурейских посланий.
Отдельным учащимся могут быть предложены индивидуальные или групповые предварительные домашние исследовательские задания для сообщений в классе, например:
1. Выберите из стихотворения слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл. Какое настроение они придают тексту? Составьте к ним лексический комментарий (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.).
2. Найдите в стихотворении слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Какой характер они придают тексту? Подберите к ним синонимы из современного языка (отечески — отеческие, златом — золотом, темны — темные, сыскал — нашел и др.).
3. Составьте биографический и историко-культурный комментарий к стихотворению «Мои пенаты».
При составлении комментариев можно воспользоваться справочной литературой (словари) и литературоведческими источниками10.
Вопросы и задания к стихотворению «Мои пенаты»
1. О чем это стихотворение? На какие смысловые части оно делится? Каково настроение каждой части? Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы?
2. Какие земные радости прославляет поэт? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека?
3. Почему поэт уверен, что «домашний» мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности? Как это его характеризует?
4. Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта? Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями? Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма?
5. Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского?
6. К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра.
7. Подтвердите текстом пушкинскую оценку стихотворения «Мои пенаты»: «Это стихотворение дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна»11.
8. Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте стихотворения «Мои пенаты» Батюшкова и «Городок» Пушкина. Есть ли в них основания для сопоставления?
В стихотворении «Мои пенаты» Батюшков прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Поэт сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг, а главные ценности жизни — это любовь и творчество. В своих пенатах он желает видеть только единомышленников и друзей — Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской».
Стихотворение «Радость» представляет собой вольный перевод одноименного стихотворения Д. Б. Касти (1721—1803), итальянского поэта, автора поэм, комедий, анакреонтических стихов.
Вопросы и задания к стихотворению «Радость»
1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Как создают это настроение ритмика и метрика текста?
2. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.
3. Какие вечные ценности провозглашает поэт самыми важными? Почему?
4. Охарактеризуйте фонетические особенности стихотворения. Какой характер придает тексту обилие звуков р и л?
5. Дайте к стихотворению историко-культурный комментарий, объясните, какой смысл придают тексту встречающиеся мифологические образы.
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения «Радость» Батюшкова и «Песня» («Минувших дней очарованье...») Жуковского.
Можно проанализировать и стихотворение «Вакханка», высоко оцененное Белинским12. Оно представляет собой подражание 9-му эпизоду из поэмы Э. Парни «Déguisements de Venus» («Переодевания Венеры»). Батюшков снабжает стихотворение примечанием: «Эригона, дочь Икария, которую обольстил Вакх, преобратясь в виноградную кисть...»
Вопросы и задания к стихотворению «Вакханка»
1. Какое настроение вызывает стихотворение? Какие образы и картины вам представились?
2. Какими средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль?
3. Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?
4. Каков образ лирического «я» стихотворения?
5. Охарактеризуйте фонетические особенности текста. Какое настроение придает ему обилие звуков р, л, в?
6. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста. Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха?
7. Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста?
8. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.
9. Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают ему мифологические образы?
Итог урока. Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности. Его ранние стихи отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией. По словам Белинского, Батюшков дал русской поэзии «красоту идеальной формы», «пластицизм форм», «скульптурность», «упругость», «сладостную звукопись», «гармоничность стиха», «стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!»
Урок 10*. «Только дружба обещает мне бессмертия венок» 13
Философские элегии Батюшкова. Трагизм мировосприятия и пути его преодоления. Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы в поздней лирике поэта.
На уроке необходимо охарактеризовать период творчества Батюшкова после 1812 года и заграничных походов русской армии по Европе. Патриотический порыв, охвативший поэта в период войны 1812 года, выводит его за границы интимной лирики. Он пишет послание «К Дашкову» (1813), историческую элегию «Переход через Рейн» (1814). Можно сравнить эти произведения со стихотворением Жуковского «Певец во стане русских воинов».
Тягостная атмосфера войны, разрушения Москвы и личные невзгоды приводят впечатлительного Батюшкова к душевному кризису. Он разочаровывается в идеях просветительской философии, в стихах нарастают пессимистические мотивы. Он начинает больше размышлять о бренности жизни и неумолимости смерти, вспоминать военную молодость, погибших друзей. Его поэзия все сильнее приобретает печальный колорит. Батюшков становится поэтом-философом, создает жанр исторической элегии, в которой пластичность образов и правдивость психологического состояния сочетаются с драматизмом взгляда на жизнь. Но трагизм мировосприятия во многих стихах преодолевается настроениями мужества, стойкости, жизненной мудрости и философского отношения к действительности.
На уроке учащиеся знакомятся с элегиями «На развалинах замка в Швеции», «Тень друга», «К другу».
Стихотворение «На развалинах замка в Швеции» представляет собой вольный перевод элегии Ф. Маттисона «На развалинах старого горного замка».
Вопросы и задания к стихотворению «На развалинах замка в Швеции»
1. Как стихотворение связано с биографией Батюшкова?
2. Какие образные картины предстают взору лирического героя? Каким настроением проникнуты эти описания?
3. Каковы рассуждения лирического героя о философии жизни и смерти? Каковы его мысли о воинах, павших в битве?
4. Как отражаются в стихотворении патриотические настроения Батюшкова? Как в нем сочетаются история и современность?
5. Охарактеризуйте стилистическую манеру текста. Какой смысл придает ему разностопность стихов, длинный стих?
6. Какую роль играют в тексте старославянизмы?
7. Каков смысл финала стихотворения? Как воплощаются в нем тема памяти и тема бессмертия? Почему поэт спорит с утверждением «Все время в прах преобратило»?
8. Дайте к образам скандинавского эпоса культуроведческий комментарий.
Стихотворение «Тень друга» посвящено памяти И. А. Петина (1789—1813), убитого в двадцатичетырехлетнем возрасте в битве под Лейпцигом. Текст записан во время поездки на корабле из Англии в Швецию в июне 1814 г. Эпиграф взят из элегии «Тень Цинтии» римского поэта Проперция (I в. до н. э.). (Цинтия — в римской мифологии — богиня Диана, луна.)
Вопросы и задания к стихотворению «Тень друга»
1. С какими чувствами вспоминает Батюшков своего друга? Каковы мысли поэта о воинской дружбе, о долге и мужестве, о смерти и бессмертии?
2. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух миров, изображенных в нем?
3. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания мира действительного и мира воображаемого?
4. К кому обращен и какими эмоциями проникнут монолог лирического «я»?
5. Как в эпиграфе решается философская проблема смерти и бессмертия?
6. Охарактеризуйте язык, стиль и ритмическую структуру элегии.
7. Найдите старославянизмы. Какое настроение они придают тексту?
8. Дайте к стихотворению историко-культурный комментарий.
9. Индивидуальное задание. Сопоставьте первую часть элегии «Тень друга» с прощальной песней Чайльд-Гарольда из поэмы Байрона (песня I).
Стихотворение «К другу» обращено к П. А. Вяземскому, дом которого в Москве сильно пострадал во время пожара города в 1812 году.
Вопросы и задания к стихотворению «К другу»
1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
2. Как понять выражения «Где твой Фалерн?», «Клии мрачные скрижали»?
3. Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?
4. Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?
5. Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Почему миру действительности, где «все суетно», поэт предпочитает мир внутренний, интимный?
6. Что на земле, по мнению поэта, «вечно, чисто, непорочно»?
7. Какие сомнения мучают лирического героя и как он их преодолевает?
8. Почему, по мнению поэта, путь «ко гробу» должен быть озарен «солнцем» веры и совести?
9. Каким настроением проникнут финал стихотворения? В какой лучший мир лирический герой «взлетает духом»?
10. Каковы языковые и стилевые особенности текста? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?
11. Индивидуальное или групповое домашнее задание. Сопоставьте несколько элегий Жуковского и Батюшкова. Что объединяет романтическую манеру мировосприятия этих поэтов и чем они различны?
В заключение урока возможно прослушать фонограмму романса Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама» на слова стихотворения Батюшкова «Надпись на гробе пастушки» («Подруги милые!..»).
Батюшков понимал, что обостряющаяся тяжелая душевная болезнь безвременно оборвет его литературную деятельность. Он с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было». Но, несмотря на трагический колорит поздней лирики поэта, в его стихах все же не исчезают искры надежды и оптимизма. В «Подражании древним» (1821) он, пытаясь преодолеть душевную депрессию, восклицает:
Ты хочешь меду, сын? так жала не страшись;
Венца победы? — смело к бою!
Ты перлов жаждешь? — так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою.
Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец,
Лишь смелым перлы, мед иль гибель... иль венец. |
Итог урока. Второй период творчества Батюшкова окрашен в мрачные тона, но в его поздней лирике начинают звучать философские мотивы, поэта волнуют вечные вопросы, он становится поэтом-мудрецом, поэтом-философом. Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков.
В русской поэзии, по мнению Белинского, выделялись две условные разновидности романтизма: «средневековый» романтизм Жуковского с его туманностью, мечтательностью и мистикой и «греческий» романтизм Батюшкова с его определенностью и ясностью, земными радостями и «жизненностью» мировосприятия. В Батюшкове-романтике преобладал «светлый и определенный мир изящной эстетической древности», жажда «наслаждения прекрасным», «изящный эпикуреизм». Белинский восклицает: «Как хорош романтизм Батюшкова: в нем столько определенности и ясности!»
И Жуковский, и Батюшков внесли значительный вклад в эстетическое развитие русского романтизма, их поэзия стала благодатной почвой для развития гения Пушкина.
1 Блок А. А. Возмездие // Блок А. А. Сочинения в одном томе. — М. — Л., 1946. — С. 242.
2 Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне.
3 См.: Державин Г. Р. Записки: Полный текст 1743—1812. М., 2000.
4 Идеи уроков по творчеству Державина принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.
5 Державин Г. Р. Фелица / Державин Г. Р. Стихотворения. — М., 1947. — С. 21.
6 Форстер Иоганн Георг Адам — немецкий ученый, писатель, общественный деятель. Цит. по: История немецкой литературы: В 5 т. — М., 1966. — С. 101.
7 См.: Жуковский В. А. Письмо к Н. В. Гоголю от 6 февраля 1848 года // В. А. Жуковский. Письма к Гоголю / Сборник Общ. люб. росс. словесн. — М., 1891.
8 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья вторая // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 292.
9 Батюшков К. Н. Мои пенаты // К. Н. Батюшков. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 100.
10 См.: Русские поэты XVIII—XIX веков // Библиотека мировой литературы для детей. — М., 1985. — Т. 6. — С. 673—676. Батюшков К. Н. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 374—396.
11 Пушкин А. С. Полн. сбор. соч. — М., 1958. — Т. 7. — С. 581.
12 См.: Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья третья // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 297—298.
13 Батюшков К. Н. К Г<неди>чу (1806) // К. Н. Батюшков. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 71.
|