Урок 100. «...Важен в поэме стиль, отвечающий теме» 1
Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка поэмы. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова.
На уроке нужно организовать работу по исследованию особенностей языка и стиля поэмы.
Стиль — это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному закону.
Тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — изображение различных слоев русского народа в пореформенное время.
Главная мысль поэмы — отсутствие в народной России счастливых, идеал которых «покой, богатство, честь». По мысли автора, счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.
К работе на уроке-практикуме учащиеся подготовятся дома, получив индивидуальные и групповые опережающие задания и сообщив об их выполнении классу. Задача учителя — создать у учащихся четкое представление обо всей поэме, помогая школьникам в подготовке к сочинению.
Вопросы и задания для учебных групп
Группа 1. Найдите в поэме «Кому на Руси жить хорошо» черты «эпопеи современной жизни». Чем такая эпопея отличалась от классических образцов? Подтвердите свои доказательства примерами из текста.
Группа 2. Составьте план композиции поэмы, задуманный Некрасовым первоначально. Какие главы не были написаны поэтом? В чем сложность композиции поэмы?
Группа 3. Проследите по тексту поэмы изменения понятия «счастье». Как странники понимают «счастье» в начале своего пути? Как меняется их представление о счастье в середине и в конце поэмы? Выпишите определения счастья, которые дают разные герои поэмы, и дайте оценку их «формулам счастья».
Группа 4. Найдите в поэме элементы русского фольклора и классифицируйте их (сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, загадки, народные приметы и поверья). Прокомментируйте их смысл и идейно-композиционную роль в поэме.
Группа 5. Исследуйте особенности языка поэмы, найдя в нем разговорную лексику, диалектизмы, просторечия, народные синтаксические обороты, поэтические интонации крестьянской речи. Какова их художественная роль в поэме? Проследите, как меняется по ходу поэмы ее ритм. В чем смысл перебоев ритма и стихотворных размеров?
Итог урока. Для воплощения темы и главного смысла поэмы автор находит и создает такие оригинальные и новаторские способы и приемы, как:
— жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей;
— сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого;
— философское понимание понятия «счастье»; перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой;
— фольклорное начало в поэме: жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий;
— народно-поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы, просторечия; особенности и смысловая роль ритма поэмы.
Изучение темы завершается домашним сочинением или контрольной работой.
Урок 101. «Вся моя биография — в моих сочинениях» 2
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе.
В лекцию учителя о Тургеневе могут быть включены сообщения десятиклассников об отдельных страницах жизни и творчества писателя. В этой работе поможет книга для учащихся Ю. В. Лебедева «Тургенев» из серии «Биография писателя» (М., 1990).
Основные положения лекции
Страница первая — «Мать». Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и по-своему обаятельной. По отношению к троим сыновьям — заботливая и нежная, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
Страница вторая — «Несколько слов о любви». Может быть, именно от матери сформировались противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение «прекрасной половине человечества» и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; — день, когда мне не светили Ваши глаза, — день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!», которое может быть прочитано на уроке.
Страница третья — «Отец». Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец будущего писателя Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а в повести «Первая любовь» изобразил его «трепетно и влюбленно». (В лекцию можно включить краткое сообщение ученика о проблематике и поэтике повести «Первая любовь» с обобщением ранее изученного.)
Страница четвертая — «Впечатления детства». Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери Федор Иванович Лобанов учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту. (Здесь возможен показ видеоматериалов о Спасском-Лутовинове или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых.)
Страница пятая — «Первое произведение». Литературную деятельность Тургенев начинает как поэт. 1843 г. — создана поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки». (Можно прочитать вслух несколько отрывков из поэмы или стихов о любви, посвященных Татьяне Бакуниной.)
Страница шестая — «Записки охотника». 1852 г. — Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1841 по 1851 г.). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 г. «Обвинительный акт крепостничеству» — так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» — спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс». (Следует обобщить информацию о рассказах из «Записок охотника», изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно, например «Бежин луг», «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Живые мощи» и др., вспомнить особенности их содержания и формы. Возможно и сообщение заранее подготовленного учащегося о сборнике «Записки охотника», его содержании, структуре, проблематике и поэтике.)
Страница седьмая — «Либералы». Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. (О причинах разногласий с редколлегией журнала, романе «Накануне», статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» расскажет учитель или прозвучит сообщение учащегося.) Следует подчеркнуть, что Тургенев — либерал 1840-х гг. В 1860-е гг. это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины... Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время... слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, — пуще всего означало любовь к народу».
Страница восьмая — «Последние годы». В 1880-е гг., умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался Тургенев 22 августа 1883 г., покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге. Его поэтическим завещанием, обобщившим философские размышления о жизни, стали «Стихотворения в прозе». (Следует вспомнить изученные ранее «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и прочитать некоторые стихотворения в прозе о вечных проблемах бытия: любви, смерти, творчестве, отношении к Родине, например «Деревня», «Старуха», «Путь к любви», «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Роза» и др. (по выбору учителя).)
Итог урока. Сложность жизни И. С. Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М. Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов... он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что, ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал „добрые чувства“, то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные „добрые чувства“... но те простые, всем доступные общечеловеческие „добрые чувства“, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».
Урок 102. «И даль свободного романа...» 3
И. С. Тургенев — создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети».
Задачи урока — выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX в., проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.
«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.
Особенности романной формы — крупная форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, отсутствие ограничения во времени и пространстве), но художественная завершенность.
Вопросы для фронтальной беседы
1. Какого героя ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Писатель ищет нового героя, но вначале опирается на традиции изображения «лишнего человека». Таков Рудин, который так и не нашел настоящего дела.) «Онегин сменился Печориным, Печорин — Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», — писал Чернышевский. Таков и Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо», страдающий от неустроенности и одиночества. Таков и герой романа «Накануне» Инсаров, который так и не доехал до своей Родины, чтобы вступить в борьбу за ее освобождение.
2. Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)
3. Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)
4. В чем смысл заглавия романа? (Смысл двойной: социально-исторический (противостояние двух общественных сил) и общечеловеческий (семейный).) Упоминание о романе впервые встречается в письме к Е. Е. Ламберт (1860). В истории создания романа выделяют три этапа написания: 1) август 1860 — август 1861 — создание основного текста; 2) конец сентября 1861 — январь 1862 — «перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки; 3) февраль — сентябрь 1862 — подготовка романа к печати. Итог — 238 листов убористого тургеневского почерка. Из-за разрыва с «Современником» роман напечатан в журнале М. Н. Каткова «Русский вестник».
5. Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Писатель хотел показать подъем революционно-демократического движения, новый, нарождающийся в результате этого движения тип — нигилизм; подвергнуть критике моральные качества нигилистов, в частности самомнение; представить конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на проблемах семьи.)
6. Чем объясняется центральное положение Базарова в романе? Каковы его прототипы? (Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».) В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: «...в основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». По мнению исследователей творчества И. С. Тургенева, в основе — черты нескольких «живых лиц»:
— Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).
— Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
— Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.
— Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин. (Версия Н. Чернова.)
— Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.
— Черты Белинского, которому посвящен роман.
Итог урока. Появление романа на русской почве вызвано временем, которое требовало исследования всех сторон жизни, так как она не устраивала прогрессивно настроенных людей. Тургенев внес большой вклад в развитие романной формы. Не случайно даже появилось определение «тургеневский роман». Можно говорить о Тургеневе и как о создателе русского романа. Романы писателя — это поиск героя и возможных путей развития общества.
Урок 103. «Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“» 4
Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени.
Задачи урока — показать Базарова как тип, требуемый временем; доказать, что герой романа — нигилист, подчиняющийся законам теории, — не выдержит испытание жизнью; раскрыть две ипостаси Базарова: литературный тип и живой человек.
«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое.
Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. Ни те ни другие не имели однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания, автору интересен этот герой, потому что это то новое, что пробует себя.
Вопросы и задания для беседы
1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
2. Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение. Как относились к нему другие жители имения?
3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X, XXI)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
5. Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
6. Нигилизм — nihil (лат.) — ничто — умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что тоже усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
7. Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
8. Определите сильные и слабые стороны нигилизма. Где нигилизм Базарова терпит крах?
9. Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются. Почему по-разному относятся к Евгению жители Марьина и жители имения отца?
10. Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»? (За границей так называли русских революционеров.)
11. Почему так противоречив герой? Какую роль в этих противоречиях играет позиция автора?
Итог урока. Тургенев не смог однозначно отнестись к своему герою, поэтому образ Базарова противоречив. Явно отрицая нигилистические взгляды, автор показывает его во многих сценах сильнее старшего поколения. Сам Тургенев не мог определить своего отношения к Базарову: «...я сам не знаю ... люблю ли я его или ненавижу».
Урок 104. «Меж ними все рождало споры...» 5
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сторонники и противники Базарова.
В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и «дети». Это главная проблема романа, которая раскрывается в социальном и общечеловеческом плане. Задачи урока — рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
2. Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:
Базаров прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину |
Павел Петрович прав:
Нужна связь во времени, т. е. преемственность |
Базаров не прав:
В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль) |
Павел Петрович не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла |
3. Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына», другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
4. Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он — сам по себе, а идеи — сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом — это дань моде, времени. Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
5. Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
6. Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
7. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)
Итог урока. В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети — это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.
Урок 105. «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье» 6
Любовь в романе «Отцы и дети».
Задача урока — рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Целесообразнее работать на уроке в группах.
Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Вывод. Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.
Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?
Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
4. Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Группа 5. Аркадий и Катя.
1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.
Итог урока. Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм — это порождение разума, а любить можно только сердцем.
Урок 106. «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг» 7
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, — самые важные.
По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».
Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие».
Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:
1. Почему Тургенев так завершает жизнь Базарова? («Фигура... обреченная на погибель». Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.)
2. Как писатель показывает героя в момент смерти? («Когда я писал заключительные строки „Отцов и детей“, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», — писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.)
3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?
Работа на уроке проходит в основном на материале XXVII главы, но с обращением к предыдущим главам.
Вопросы и задания для беседы
1. Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?
2. Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
3. Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношения дворовых в Марьине и отношения мужиков в имении Базарова. Охарактеризуйте эпизод «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
4. Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
5. Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
6. Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?
7. В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
8. Почему Тургенев на последней странице романа называет природу «равнодушной», а жизнь «бесконечной»?
Итог урока. Перед лицом смерти в Базарове исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира. Однако в смерти героя отразилось неверие Тургенева в молодое революционное поколение. Среди друзей писателя было много революционных демократов. Совсем не случайно и роман посвящен В. Белинскому. Но будучи либералом по убеждениям, Тургенев не приветствовал насильственного решения проблем времени. Поэтому как ни силен Базаров, он все же обречен на гибель.
Уроки 107—108*. «Кто ж вам милей: отцы иль дети?» 8
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению.
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки современников. Бранили и Базарова.
Заключительный урок можно провести в форме диспута.
Группа 1 представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону. Группа анализирует высказывания самого Тургенева и делает вывод о его отношении к Базарову:
— «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»
— «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».
— «Выпущенным мною словом „нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом... Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“»
— «...Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку — за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину».
— «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву».
Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.
Группа 2 рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала «Русский вестник» (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)»).
— «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином» (из рассказа П. В. Анненкова о реакции Каткова).
— «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (из письма Каткова Тургеневу).
Вывод. Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
Группа 3 изучает взгляды Ф. М. Достоевского на роман Тургенева. (Письмо Достоевского 1862 года.) По мнению Достоевского, Базаров — «теоретик», находящийся в разладе с жизнью, жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Десятиклассники могут познакомиться и с фрагментами монографии К. И. Тюнькина «Базаров глазами Достоевского (1971).
Группа 4 освещает позицию М. А. Антоновича (статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»). Это очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. Критик пишет, что в романе «нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению, «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, — «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман — клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра» и некоторые сотрудники «Русского слова».
Группа 5 рассказывает о взгляде на роман поэта и сотрудника «Русского слова» Д. Д. Минаева, анализирует его стихотворение «Отцы иль дети? Параллель...», подчеркивает иронию Минаева по противостоянию «отцов» и «детей».
Группа 6 рассматривает роман в оценке Д. И. Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип»), который дает наиболее подробный анализ романа. Он пишет: «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».
Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует его связи с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве. Споры о романе продолжаются, потому что автор следовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу».
Для подготовки рефератов можно порекомендовать учащимся познакомиться с оценками критиков, как современных Тургеневу (Н. Н. Страхов, А. И. Герцен), так и литературоведов XX века (С. М. Петров, В. М. Маркович, А. И. Батюто, Г. А. Бялый, М. Еремин, П. Г. Пустовойт, Ю. Манн).
Итог уроков. Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа — лучшее доказательство этих слов. Споры вызваны тем, что Базарова рассматривали как некую типичную фигуру, как схему, оторванную от жизни, а не как человека со своими проблемами и переживаниями. Его пытались подогнать под время и ругали, если не помещался в отведенные ему рамки.
После изучения романа возможно домашнее сочинение или контрольная работа.
Урок 109. «...Удивился силе этого крупного таланта... Мастер, мастер!» 9
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.
Задача вступительного урока к изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого — показать сложность формирования характера, истоки творчества, глубокие раздумья писателя о жизни. «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. В основе урока — лекция учителя и составление ее подробного плана с участием учащихся. Они могут подготовить сообщения или, работая в группах, выбрать необходимый материал из биографических справочников.
Примерный план
1. Разгадка тайны человеческого счастья, тайны «зеленой палочки» — главная цель жизни Л. Н. Толстого.
2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.
3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.
4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования в имении. Проба пера — первые литературные наброски.
5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 г. — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.
6. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.
7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».
8. Идейные искания 1850—1860-х гг.
— Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков. «Утро помещика» (1856).
— Ощущение надвигающейся крестьянской революции.
— Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.
— Мировоззренческий кризис писателя.
— Попытка найти ответы на тревожащие вопросы в поездке за границу. «Люцерн».
9. Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» и книг для детей.
10. Отношение к реформе 1861 г., отменяющей крепостное право. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование.
11. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.
12. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.
13. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.
14. Духовный кризис 1870—1880-х гг. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899). Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом. Преследование правительством и Церковью. Широкая популярность.
15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.
Итог урока. Разговор о личности Л. Н. Толстого должен помочь увидеть его как писателя, жизнь которого наполнена творческим трудом, и как человека, глубоко переживающего за свой народ и за свою страну. Этими переживаниями наполнены его произведения и страницы дневника.
Уроки 110—111*. «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда» 10
Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.
Задачи уроков — показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи, выявить основные приемы изображения солдат, офицеров, сражений.
«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так Лев Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».
Основная форма работы на уроке — групповая. «Биографы» подготовят сообщения о фактах жизни писателя; «художники» проанализируют репродукции картин, связанных с обороной Севастополя; «историки» изучат и прокомментируют исторические факты; четыре группы «литературоведов» определят особенности изображения событий в рассказах Толстого.
Работа «биографов»
— Как Толстой попал в воюющий Севастополь?
В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.
Работа «художников»
— Что же представлял собой Севастополь во время прибытия туда Толстого?
Десятиклассники изучают репродукции рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион, а затем готовят рассказы о Севастополе, увиденном глазами художников.
Работа «историков»
— Дайте историческую справку о причинах и начале обороны Севастополя.
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.
Вывод. Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». Эти слова помогут сформулировать результат урока — понять, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ.
Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»
Справка «историков»
В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.
Работа первой группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— описание фурштатского солдата;
— посещение госпиталя и операционной;
— описание 4-го бастиона;
— авторский вывод: «...убежденность в невозможности... поколебать где бы то ни было силу русского народа».
Справка «художников»
На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 г. первые русские кинооператоры запечатлели оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете участников севастопольской обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!
Вывод. В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.
Обсуждение рассказа «Севастополь в мае»
Справка «историков»
В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.
Работа второй группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— рассуждения о пехотных офицерах;
— сцена, когда офицер укоряет солдата;
— описание раненых;
— сцена перемирия;
— описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;
— авторский вывод: «И эти люди... не упадут вдруг на колени... и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья?»
Вывод. В рассказе звучит мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное, по мнению Толстого, — правдивое изображение войны в крови и страданиях.
Обсуждение рассказа «Севастополь в августе 1855 года»
Справка «историков»
Август — это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней.
Работа третьей группы «литературоведов»
«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:
— описание солдат;
— описание места битвы;
— рассуждения о природе подвига;
— описание батареи;
— рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;
— поведение людей;
— страницы штурма;
— авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, — придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Вывод. Главное в рассказе — размышления о природе подвига, убежденность автора в героизме русского народа, мысль о жестокости любой войны.
Итоговые вопросы
— Кто же истинный герой севастопольской эпопеи? Народ, жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь?
— Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?
Работа четвертой группы «литературоведов»
«Литературоведы» сопоставят «Севастопольские рассказы» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Валерик».
В финале уроков «биографы» сообщат об отношении Толстого к руководителям военных действий и его обличительных «Песнях крымских солдат».
Справка «биографов»
Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.
В 1857 г. в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны две «Песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года»:
Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы отбирать.
Барон Вревский генерал
К Горчакову приставал,
Когда под-шафе. <...>
Собирались на советы
Все большие эполеты,
Даже Плац-бек-Кок.
Долго думали, гадали,
Топографы все писали
На большом листу.
Гладко вписано в бумаге,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить.
Князь сказал: «Ступай, Липранди».
А Липранди: «Нет-с, атанде,
Нет, мол, не пойду.
Туда умного не надо,
Ты пошли туда Реада,
А я посмотрю. |
Это злая сатира на бесталанных военачальников. Незадолго до падения крепости было предпринято бездарное наступление, чтобы угодить высшему начальству и самому царю. В итоге — потеряли много солдат и офицеров. Об этом первая «Песня...». Вторая еще злее, она посвящена сражениям Альминскому и Инкерманскому.
Итог уроков. Главный герой севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А. Корнилов. Война в рассказах дается в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», без стремления напугать читателя и без восклицательных фраз, но внушая ему мужество и стойкость. Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в жизни, он уверенно действует в условиях опасности. Толстой уверен: в конечном счете, народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства. Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».
Урок 112. «В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому народ» 11
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе.
Задачи урока — дать понятие о романе-эпопее, показать, как формировался замысел писателя, определить авторскую позицию.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к истории души человека, и к истории целого народа.
Поэтому, когда в середине 1850-х гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Формирование замысла определил сам автор.
1856 г. — начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».
1825 г. — восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812 г. — война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
1805—1807 гг. — заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Проблемы начала века
— «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.
— «Кто истинный герой?» Толстого интересует общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
— Истинный и ложный патриотизм.
— Назначение женщины — сохранение семейного очага.
Проблемы середины века
— Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 1860-х гг.
— Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
— Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.
— Вопрос об освобождении женщины, ее образовании, о женской эмансипации.
В романе 4 тома и эпилог: I том — 1805 г.; II том — 1806—1811 гг.; III том — 1812 г.; IV том — 1812—1813 гг.; эпилог — 1820 г.
В классе следует организовать работу по выявлению специфики жанра романа-эпопеи. Начать можно с объяснения понятия «роман-эпопея». Это наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов (по «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева).
Черты эпопеи в романе «Война и мир»
— Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).
— События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
— Отношения помещиков и народа (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
— Изображение различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
— Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
— Огромное количество человеческих характеров.
— Большая протяженность во времени (15 лет).
— Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия. Джон Голсуорси так писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: „величайший роман в мире“, — я выбрал бы „Войну и мир“».
Итоговые вопросы урока
Как начинается роман?
В чем своеобразие такого начала?
Какова интонация первых глав? Оправдана ли она?
Как меняется мир романа от одной сцены к другой?
В чем вы видите авторское своеобразие романа «Война и мир»?
Вывод. Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это: 1) прием сопоставления и противопоставления; 2) «срывание всех и всяческих масок»; 3) психологизм повествования, который раскрывается через внутренние монологи.
Итог урока. Новый жанр (роман-эпопея) был необходим Л. Н. Толстому, чтобы не только раскрыть грандиозный замысел, но и отразить свои раздумья о судьбе России и русского народа, что являлось актуальным в 60-е гг. XIX столетия, во время решения вопроса об отмене крепостного права.
Уроки 113—114. «Чтобы жить честно...» 12
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Задачи уроков — проследить, как формируются характеры любимых героев Толстого, как ищут они истину и находят ее в сближении с народом.
В начале урока можно прочитать отрывок из письма писателя, объясняющий его жизненную позицию: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (из письма Толстого от 18 октября 1857 г.).
Работа на уроке может проводиться в 4 группах.
Группа 1 — «биографы» князя Андрея, которые выстраивают жизненный путь героя.
Группа 2 — «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.
Группа 3 — «биографы» Пьера Безухова, которые выстраивают жизненный путь героя.
Группа 4 — «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера.
В ходе работы основные положения в решении проблемы урока записываются в виде таблицы (см. здесь).
Итог уроков. Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Урок 115. «Что есть красота?» 13
Женские образы в романе «Война и мир».
Задачи урока — работая над текстом, определить отношение автора к женским образам, почему одних можно считать любимыми героинями, а других — нелюбимыми, за что автор одних героинь ценит, а других презирает. Поэт Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:
...что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? |
Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
— хранительницу очага, основу семьи;
— высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;
— движение души.
С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?
Любимые |
Нелюбимые |
Сложно определить |
Наташа Ростова
Марья Болконская |
А. П. Шерер
Элен Курагина
Жюли Карагина |
Соня
Вера
А. М. Друбецкая
Лиза Болконская |
Словарная работа
Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.
Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
Следует остановиться на одном женском образе, рассмотрев его подробно, например образе Наташи Ростовой, а остальные дать в сопоставлении с ним.
Вопросы и задания для исследовательской работы
1. Первое знакомство с Наташей (т. 1, ч. 1, гл. VIII, IX, X, XVI).
— Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная»?
— Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».)
— В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Понаблюдайте, как улыбаются героини. Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «...что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1, ч. 3, гл. II).
— Сравните объяснения в любви Сони и Николая, Наташи и Бориса.
— Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
— Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. XVIII, XIX, XX, XXI, XXII).
— Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1, ч. 1, гл. XXII, XXIII). Почему автор рисует их с любовью?
— Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — кошечка, Лиза — «зверское, беличье выражение»?
— Вспомните вечер в салоне А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?
2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
— Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. XII)?
— Наблюдая за глаголами в сцене «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2, ч. 3, гл. II).
— Сравните поведение Сони и Наташи.
— Что почувствовал в Наташе князь Андрей?
4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. XV—XVII).
— Чем привлекла Наташа князя Андрея?
— Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
— Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?
5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. VII).
— Какими способами изображает Толстой истинную красоту души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи?
— Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
6. Связь Наташи с Анатолем и разрыв с Андреем (т. 2, ч. 4, гл. XII, XIII).
— Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер.
— Как меняется Наташа под влиянием Элен?
7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. XVII).
— О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
— Как молитва помогает ей вернуться к жизни?
8. Состояние Наташи во время войны 1812 года.
— Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. XVI)?
— Зачем Толстой «соединяет» Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. XXXI, XXXII)?
— Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. II)?
9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. X—XII).
— Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
Итог урока. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Урок может завершиться обсуждением тем для домашних письменных работ:
1. Динамика портрета Наташи Ростовой.
2. Ключевые детали портрета как средство раскрытия женского характера (героиня по выбору учащегося).
3. Общее и особенное в характерах героинь Л. Н. Толстого (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
4. Диалектика внешнего и внутреннего в женских образах героинь романа.
1 Некрасов Н. А. Подражание Шиллеру // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 326.
2 Тургенев И. С. Цит. по: Бродский Н. Л. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах. — М., 1924.
3 Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 370.
4 Маяковский В. В. Облако в штанах // В. В. Маяковский. Избр. соч. — М., 1949. — С. 304.
5 Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Избр. соч. — М., 1948. — С. 322.
6 См.: Мориц Ю. «За невлюбленными людьми любовь идет как привиденье...» // Ю. Мориц. Огромный собачий секрет. — М., 1998.
7 Писарев Д. И. Базаров // И. С. Тургенев. Отцы и дети. — М., 2005.
8 Минаев Д. Д. Отцы или дети. Параллель // Д. Д. Минаев. Стихотворения и поэмы. — Л., 1960. — С. 110.
9 См.: Тургенев И. С. Письмо к А. А. Фету // И. С. Тургенев. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1950. — Т. 12.
10 Толстой Л. Н. Севастополь в мае // Л. Н. Толстой. Собр. худ. произв. — М., 1948. — Т. 1. — С. 435.
11 См.: Гей Н. Художественность литературы. — М., 1975.
12 См.: Толстой Л. Н. Письмо от 18 октября 1857 г. // Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 90 т. — М., 1953.
13 Заболоцкий Н. Н. Некрасивая девочка // Избр. произв.: В 2 т. — М., 1972. — Т. 1. — С. 292.
|