Урок 159. «Его врагом была пошлость»1
А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
В начале урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:
— Это трилогия о «футлярных людях».
— В ней есть и автор, и рассказчик.
— Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.
— Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове («Человек в футляре»). Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский — о своем брате («Крыжовник»). Помещик Алехин — о себе, о своей любви («О любви»).
— В рассказах дается обобщенная картина жизни.
Вопросы и задания к рассказу «Человек в футляре»
1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
2. Как он относится к своему рассказу?
3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
— Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
5. Как и почему Беликов терроризировал город?
6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?
— За что осуждает автор Буркина?
Вопросы и задания к рассказу «Крыжовник»
1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?
3. Как в этом рассказе появляется автор?
4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
5. Какова роль описаний природы в рассказе?
6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?
8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
Вопросы и задания к рассказу «О любви»
1. Как и каким показан герой-рассказчик?
2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?
4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Итог урока. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.
Урок 160. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»2
Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX в., ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.
Рассказ написан в 1898 г. и связан с проблемами развития капитализма в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, его самоценность становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
На уроке учащиеся выясняют причины деградации Дмитрия Ионовича Старцева.
В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути героя, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.
Таблицу см. здесь
Работа с текстом должна привести учащихся к следующим выводам.
Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
Итоговые вопросы и задания
1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)
2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)
5. Почему на рубеже 1880—1890 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
Рассказ Чехова «Ионыч» интересно сопоставить с рассказом Шукшина «Шире шаг, маэстро!», между которыми почти 100 лет.
Вопросы для обсуждения
— Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?
— Кто виноват в судьбе героев?
— Какой из рассказов ироничнее? Почему?
— Путь Старцева — это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?
Итог урока. Проблема духовного оскудения — вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч... Солодовников... Кто дальше?
Урок 161. «Чехов одинаково владеет на сцене и внешней и внутренней правдой»3
Особенности драматургии А. П. Чехова.
Разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно предварить уроком о специфике драматургии Чехова. Современная писателю публика не приняла многих его пьес. Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора — отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова «О вреде табака».
1886 г. |
1903 г. |
Герой — Маркел Иванович Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей, желающий их пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене. Он стремится казаться ученым. Лекция «О вреде чаизма и кофеизма для организма». Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: «Съешь эти блины сам, Маркеша». Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении лекции приступ астмы. В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более он смешон. Он — добрый болтун. Здесь — только «верхний слой» |
Герой — Иван Иванович Нюхин, муж своей жены: в старом поношенном фраке. Ключевые слова его речи — «мне решительно все равно». Он говорит о себе: «Я решительно не профессор и чужд ученых степеней». Лекция «О вреде некоторых насекомых» («У нас даже в рояле клопы»). При чтении лекции — «подмигиваю правым глазом». Отношения с женой: у нее кое-что припрятано, у него нет ничего. В эпизоде с блинами жена говорит: «Ешь эти блины сам, чучело!» Занятия в пансионе, унижающие человека, — «вывожу клопов, прогуливаю женину собачку». Герой испытывает каждодневное унижение, он растоптан, но понимает все: «Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество». Он вызывает не смех, а грусть и обиду за человека, т. к. забит жизнью, потерял в себе человека. Это — «внутренний слой» |
Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: «Остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку.
Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:
1. В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
2. В иллюзии течения жизни, которое создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.
3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.
4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
6. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.
7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.
9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
10. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой — внутренний динамизм.
11. Во внешней и внутренней сути героев.
12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
Итог урока. Своеобразие чеховской драматургии в самом авторе, потому что его пьесы наполнены авторским присутствием. Для этой цели и используются все перечисленные выше приемы.
Уроки 162—163. «Затронуть самую суть и самые наболевшие струны...»4
А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.
Начать урок можно с сообщения учителя об истории создания пьесы.
После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 г. в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу».
«Ему чудилось, — вспоминает Станиславский, — раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги».
В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 г. читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно, от какой причины».
14 октября готовую пьесу отправили в Москву.
Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
— это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе Родины;
— Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические;
— сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 г. он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.
Вопросы для обсуждения
1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?
а) Чехов назвал «Вишневый сад» — комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).
б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни. «Это не комедия, это трагедия... Я плакал, как женщина...» (К. С. Станиславский).
в) Есть мнения, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет... Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает трагикомических героев, ни трагикомических положений». Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комичностью владельцев сада и почти всех второстепенных персонажей.
2. Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани? Драматичен ли Лопахин?
3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни?
4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).
5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.
6. «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная», — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX в.? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.)
7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша?
8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?
9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?
10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?
11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?
12. А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.)
Для исследования системы образов-персонажей пьесы можно использовать групповую работу.
Группа 1. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сада.
Вопросы и задания для наблюдений
Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства. (Доброта, простота, честность, сочувствие к людям, непосредственность, любовь к природе, к своему «гнезду», к музыке и поверхностность переживаний, неспособность защитить дорогое им имение, неприспособленность к труду, беспорядочная доброта, эгоистичность. Это неплохие люди, но автор разоблачает их.)
— Расскажите о Раневской. Сравните, как о ней говорят Лопахин и Трофимов. Как ее характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, Трофимову? Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Как можно оценить доброту Раневской?
— Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?
Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешняя линия: обаятельная женщина, простая, непосредственная. Но во внешней (событийной) линии тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть, и т. д.). Внутренняя (авторская) линия возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками. Например:
«Любовь Андреевна. Шкафчик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой.
Гаев. А без тебя тут няня умерла.
Любовь Андреевна. (Садится и пьет кофе.) Да, царство небесное. Мне писали».
При сообщении о смерти няни Раневская пьет кофе, а Гаев сосет леденцы.
— Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи? Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?
— Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют?
— Почему они все успокоились после продажи вишневого сада?
— Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?
Выводы. Поместное дворянство — это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.
Группа 2. «Параллели» к хозяевам: Яша и Фирс.
Вопросы и задания для наблюдений
— Что олицетворяет Фирс? (Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах... И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают».)
— Найдите смысловой подтекст в последнем монологе Фирса. (Последний монолог Фирса имеет две смысловые линии: «жизнь прошла» и «недотепа». Эти мысли и о хозяевах.)
— Чем отличается от Фирса Яша? Как он относится к окружающим? (Яша — слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к Родине).)
Группа 3. Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству.
Вопросы и задания для наблюдений
— Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов». Какие черты Лопахина привлекательны?
— Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и к Гаеву?
— Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? В чем его противоречия? Какое качество в нем победит?
— Почему Лопахин не делает предложения Варе? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?
— О каком будущем России он говорит?
— В чем своеобразие речи Лопахина?
Выводы. Смысл характера Лопахина — смена «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.
Группа 4. «Молодое поколение»: Петя и Аня.
Вопросы и задания для наблюдений
— Какова роль этих персонажей в пьесе? Одинаково ли их рисует автор?
— Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?
— Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?
— В чем образ Пети сходен с образом Гаева?
— Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?
— Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?
— Индивидуальное задание. Проследите, какую роль играет в пьесе образ времени. Почему Чехов все время по ходу пьесы напоминает зрителю о времени? Подтвердите свои мысли цитатами.
Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора говорят о его неуверенности, что такие, как Петя, смогут сделать будущее прекрасным. Воплощение веры писателя в будущее — это Аня. Автор изображает чистоту, непосредственность, цельность ее характера.
Итог уроков. Жанровое своеобразие, система персонажей помогают понять главный конфликт пьесы — между человеком и временем, которое неумолимо отбрасывает назад тех, кто не может жить настоящим, не думает о будущем.
Урок 164. «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?»5
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению.
Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретно (сад дворянской усадьбы) и обобщенно (символ Родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии — судьба вишневого сада, с ним связано все.
Вопросы и задания для наблюдений
1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? I действие: «Вишневый сад ваш продается за долги»; II действие: «22 августа будет продаваться вишневый сад»; III действие: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду»; IV действие: «Вдали стучат топором по дереву».
2. Какие чувства автора выражаются в этих ремарках?
3. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как оно меняется? Декорация I действия: «Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник». Декорация II действия: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце». Декорация IV действия: «Слышно, как стучат топором по дереву». В финале: «Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
4. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом.
Раневская, Гаев: сад — прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
Гаев: «И в „Энциклопедическом словаре“ упоминается про этот сад» и др.
Фирс: сад — барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!»
Лопахин: сад — воспоминание о прошлом, дед и отец были крепостными; надежды на будущее — вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад — источник богатства, предмет гордости. Лопахин: «Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.
Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...». «Вся Россия наш сад» — это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.
Аня: сад — символ детства, сад — дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад — надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
5. Каково авторское отношение к саду? (Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад — символ лирического, поэтического отношения к Родине). В авторских ремарках: «прекрасный сад», «широкий простор», звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: «Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу и необычайную для сцены даль». «Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека».
6. Индивидуальное задание. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже выведен майский сад. Сопоставьте образ сада в пьесе и в рассказе «Невеста». Чем образ Ани сходен с образом героини рассказа?
Выводы. Сад — это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое — это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее — это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.
Итог урока. Пьеса «Вишневый сад» — это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье — в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса — это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.
Для домашних сочинений школьникам могут быть предложены проблемные вопросы, помогающие в подготовке к ЕГЭ.
Урок 165. «Безнадежный вздох сострадания к людям»6
Своеобразие чеховского стиля.
Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А М. Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».
Урок может быть проведен в форме практикума. В указанных учителем рассказах необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.
Особенности стиля |
Рассказы |
1. В основе рассказа — определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место |
«Ну, публика!»,
«Злой мальчик»,
«Не в духе» |
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату |
«Ну, публика!»,
«Не в духе» |
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения |
«Хамелеон» |
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя. Объективность повествования, сдержанного внешне |
«Хамелеон»,
«Кухарка женится» |
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей |
«Хамелеон» |
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль |
«Ну, публика»,
«Хамелеон»,
«Лошадиная фамилия» |
7. Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера |
«Хамелеон»,
«Лошадиная фамилия» |
8. Большая роль детали |
«Хамелеон»,
«Ну, публика!» |
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности |
«Хамелеон» |
10. Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия |
«Невеста» |
11. Говорящие фамилии |
«Смерть чиновника», «Хамелеон» |
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно |
«Хамелеон»,
«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» |
13. Малая форма и глубокое содержание |
«Смерть чиновника» |
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера |
«Кухарка женится», «Толстый и тонкий» |
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог |
«Не в духе» |
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда |
«Ну, публика!», «Смерть чиновника» |
17. Три единства: места, времени, действия |
«Не в духе» |
18. Зримость рассказов-сценок |
«Толстый и тонкий» |
Урок может быть проведен и по одному рассказу, например «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть и какова их функция в рассказе.
Итог урока. Пожалуй, определение чеховского стиля укладывается во фразу «краткость — сестра таланта». Его небольшие рассказы и повести глубоки и многоплановы, даже самые маленькие. Все приемы направлены на то, чтобы читатель сам думал.
Уроки 166—167*.
Зачетная работа за второе полугодие
В контрольную работу за второе полугодие должны быть включены вопросы и задания по творчеству А. Островского, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Л. Толстого и Чехова, так как, согласно Стандарту литературного образования, произведения этих писателей изучаются и контролируются обязательно. В профильных гуманитарных классах дополнительно можно включить вопросы и задания по творчеству Лескова и Салтыкова-Щедрина.
Уровень А
1. Каким поэтам принадлежат эти строки? С какими фактами биографии поэтов они связаны? Что общего в этих цитатах?
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
...Увы! Пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза.
И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. |
2. Перечислите женские образы пьесы А. Н. Островского «Гроза». Кто из них относится к «хозяевам» «темного царства», а кто к его «жертвам»? Аргументируйте свою позицию.
3. Чей это диалог? Какие жизненные принципы героев он раскрывает?
— И вы полагаете... что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
— По крайней мере, при правильном устройстве общества, совершенно будет равно, глуп человек или умен, зол или добр.
— Да, понимаю: у всех будет одна и та же селезенка.
— Именно так-с, сударыня.
4. О каких «принсипах» спорят Базаров и Павел Петрович Кирсанов в X главе романа «Отцы и дети»? Запишите выражения Базарова, которые подтверждают, что он нигилист.
5. Перечислите характерные детали портретов героев романа Достоевского «Преступление и наказание». Чьими глазами рисует автор портреты героев? Какова роль портрета в понимании характеров героев и романа в целом?
6. Объясните, чем сходны и чем различаются понятия «гипербола» и «гротеск».
7. Вспомните слова и выражения из рассказа А. П. Чехова «Ионыч», которые характеризуют семью Туркиных. Каково авторское отношение к ней?
8. Проанализируйте монолог Кулигина из пьесы Островского «Гроза» (действие III, явл. 3). Какие законы жизни города Калинова он отвергает? Докажите, что Кулигин лишь констатирует «жестокие нравы» города, а не является их активным обличителем.
9. Проанализируйте стихотворение Некрасова «О Муза! я у двери гроба...». Как в нем отразилась идейно-эстетическая позиция поэта?
10. Проанализируйте эпизод объяснения в любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского (т. 2, часть 3, гл. XXIII). Какими приемами пользуется в этом эпизоде автор, показывая душевное состояние героев?
Уровень Б
1. Каким поэтам принадлежат эти строки? С какими фактами биографии поэтов они связаны? Что общего в этих цитатах? Есть ли разница в настроении лирического героя каждого стихотворения?
Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой, и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной...
Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?..
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами. |
2. Какие законы «темного царства» не принимает Катерина Кабанова? Запишите по памяти реплики героини, доказывающие ее свободолюбие.
3. Назовите имена, отчества и фамилии известных вам глуповских градоначальников. О каком произведении идет речь? Кто его автор?
4. Из какого произведения эти строки? Назовите его автора и особенности художественной формы.
«Едва увидел он массу воды, как в голове его уже утвердилась мысль, что у него будет свое собственное море. И так как за эту мысль никто не угрожал ему шпицрутенами, то он стал развивать ее дальше и дальше.»
Какова главная мысль этого произведения?
5. В каком произведении есть такие слова? Объясните смысл названия произведения. Как называется цикл, в который оно входит? Какова его главная мысль?
«Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку?»
6. Объясните, чем сходны и чем различаются понятия «деталь» и «символ». Приведите примеры из романа Тургенева «Отцы и дети».
7. Назовите основные черты романтизма и реализма. Приведите примеры романтических и реалистических произведений.
8. Определите проблематику и особенности жанра стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...». Как в нем сочетаются эпос и лирика? Каково авторское отношение к рассказанной истории? Какие особенности формы помогают понять его содержание?
9. Проанализируйте сцену расстрела пленных французами из романа «Война и мир» (т. 4, ч. 1, гл. XI). Как в ней отразились гуманистические мысли автора?
10. Проанализируйте сцену объяснения Катерины и Бориса из пьесы Островского «Гроза» (действие V, явл. 3). Какими способами автор передает психологическое состояние каждого героя? Какова роль авторских ремарок?
Уроки 168—169.
Итоговые уроки. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX в.
Уроки могут быть проведены в форме диспута, на котором предстоит обсудить нравственный смысл изученных в 10 классе произведений, попытаться вписать их в исторический и общечеловеческий контекст мировой литературы, выявить их современное звучание.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что интересного и полезного вы узнали из курса русской литературы XIX в.?
2. Одинаково или по-разному воспринимали вечные нравственные ценности, отраженные в русской классической литературе, читатели XIX и XXI вв.?
3. В чем общность и разница в восприятии таких понятий, как честь, долг, любовь, благородство, гордость, достоинство, жизнь, смерть и др., нашими современниками и русскими писателями XIX в.?
4. В чем главные особенности русской классической литературы в показе человеческой жизни и человеческих отношений?
5. В чем общечеловеческая значимость проблем, вопросов, тем, поднятых литературой XIX в.?
6. Назовите творческие открытия русских писателей в области методов, жанров, стилевых особенностей литературного творчества.
7. Какие общие проблемы и художественные открытия объединяют русских и зарубежных писателей?
8. Дайте оценку произведениям, не входящим в школьный курс, которые вы прочитали в 10 классе. Что общего вы заметили в прочитанных вами произведениях современной русской и зарубежной литературы и русской классики?
9. Какие спектакли и фильмы, основанные на русской классике, вы видели? Дайте им оценку.
10. Чем знание русской классической литературы может помочь читателю, который не свяжет свою будущую профессию с гуманитарными дисциплинами?
Урок 170.
Итоги года и задание на лето.
На уроке учитель подведет итоги учебного года, обобщит свои мысли о положительной динамике в литературном развитии учащихся 10 класса, оценит лучшие исследовательские и другие работы учащихся (доклады, рефераты, сочинения, достижения на олимпиадах и ученических конференциях, успехи во внеклассной деятельности по литературе и др.).
На уроке возможно проведение викторины на знание русской литературы XIX в., творческие конкурсы (сочинительство, импровизации, стилизации, инсценировки, исполнение фрагментов из произведений русской классики и т. п.).
Учащимся следует дать рекомендации по развитию читательского кругозора, охарактеризовать книги, которые школьники к 11 классу должны прочитать обязательно, указать дополнительную литературу для самостоятельного чтения.
Желательно организовать консультации по составлению индивидуальных образовательных траекторий для школьников, желающих изучать литературу на профильном уровне.
Проблемные вопросы в формате ЕГЭ (С 3.1)
1. Почему Гончаров считает роль Чацкого «страдательной» и «победительной»? (По комедии Грибоедова «Горе от ума».)
2. Почему Грибоедов изображает поколение «отцов» в комедии «Горе от ума» сатирически?
3. Как отразился в лирике Пушкина мотив оценки поэтического труда?
4. В чем философский смысл образа дороги в лирике Пушкина?
5. Каковы черты конкретно-исторического и общечеловеческого в характерах Татьяны и Онегина? (По роману Пушкина «Евгений Онегин».)
6. Как образ автора в романе «Евгений Онегин» отражает личность Пушкина?
7. Какой смысл придает поэме Пушкина «Медный всадник» композиционный принцип зеркального изображения центральных образов?
8. В чем Петр Гринев является выразителем политических и исторических взглядов Пушкина? (По роману «Капитанская дочка».)
9. Какова эволюция темы «отцов и детей» в творчестве А. С. Пушкина?
10. Почему лирический герой поэзии Лермонтова страдает от одиночества и стремится к нему?
11. Как изменяется в лирике Лермонтова пушкинский образ поэта-пророка?
12. Можно ли считать отношение к религии в лирике Лермонтова противоречивым?
13. В чем нравственные победы женщин над Печориным? (По роману Лермонтова «Герой нашего времени».)
14. Можно ли считать мужские образы романа Лермонтова «Герой нашего времени» двойниками Печорина?
15. Удалось ли Гоголю показать в поэме «Мертвые души» «всю Русь»?
16. В чем уродливость чиновничьего города в изображении Гоголя? (По поэме «Мертвые души» и пьесе «Ревизор».)
17. Каков путь нравственного возрождения России в поэме Гоголя «Мертвые души»?
18. Какова роль искусства и религии в спасении человеческой души? (По 1—2 повестям Гоголя.)
19. Почему основным художественным приемом в «Петербургских повестях» Гоголя является гротеск?
20. Какой смысл имеет смена времен года в романе Гончарова «Обломов»?
21. Какова роль художественных деталей в понимании смысла романа Гончарова «Обломов»?
22. В чем противостояние России и Европы в романе Гончарова «Обломов»?
23. Можно ли назвать художественный мир Тютчева единством хаоса и космоса?
24. Почему Тютчев уверен, что «умом Россию не понять»?
25. Почему лирический герой Тютчева любит «убийственно»?
26. В каких чертах поэзии Фета выражается ее импрессионизм?
27. Почему Фет считает природу средством исцеления «скорбящей души»?
28. Какой изображается русская провинция накануне великой реформы? (По 1—2 пьесам А. Островского.)
29. В чем проявилось мастерство А. Островского в раскрытии души своих героинь? (На примере 1—2 пьес.)
30. Имеют ли столпы «темного царства» своих двойников в пьесе А. Островского «Гроза»?
31. Зачем нужны поиски любви героиням А. Островского? (По пьесам «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница».)
32. В чем двойственность авторского отношения к Базарову? (По роману Тургенева «Отцы и дети».)
33. Как взаимодействуют патриархальное и прогрессивное в романе Тургенева «Отцы и дети»?
34. В чем общность и различие четырех историй любви в романе Тургенева «Отцы и дети»?
35. Как проявляются пушкинские мотивы в лирике Некрасова?
36. В чем поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является протестом против духовного рабства?
37. Как помогают почувствовать образ времени народные приметы и обряды в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
38. Почему в сказках Салтыкова-Щедрина народ изображен сатирически?
39. Как проявляется конфликт народа и власти в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
40. Только ли сострадание вызывают образы обездоленных и униженных в романе Достоевского «Преступление и наказание»?
41. В чем особенности создания образов «право имеющих» в романе Достоевского «Преступление и наказание»?
42. Почему столкнулись правда Раскольникова и правда Сони? (По роману Достоевского «Преступление и наказание».)
43. В чем конфликт «отцов» и «детей» в романе Л. Толстого «Война и мир»?
44. Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л. Толстого «Война и мир»?
45. Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л. Толстого «Война и мир».)
46. Как решается в произведениях Л. Н. Толстого проблема духовного обновления человека? (На примере 1—2 произведений.)
47. Что дает сопротивление «пошлой жизни»? (По рассказам Чехова.)
48. Каков обобщенный образ врача в творчестве Чехова?
49. Каков путь России в будущее? (По пьесе Чехова «Вишневый сад».)
50. Какова роль образов-символов в пьесах Чехова?
1 Горький М. Цит. по: М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Выступления. — М., 1951.
2 Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 5. — С. 127.
3 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — М., 1954. — С. 223.
4 См.: Письмо В. М. Соболевского А. П. Чехову. 1904 г.
5 Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 5. — С. 249.
6 Горький М. Цит. по: М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Выступления. — М., 1951. |