Урок 16. «Иная, лучшая потребна мне свобода...» 1
Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти».
Тема свободы личности и ее конфликт с дисгармоничным, несправедливым миром пронизывает всю лирику Пушкина и начинается еще в творчестве петербургского периода. Она возникла у поэта под влиянием западноевропейского романтизма, но динамично развивалась и претерпевала изменения.
Истоком вольнолюбивой лирики, которая зародилась в общении с либералами и «арзамасцами», в политических спорах с ними, стала ода «Вольность», напоминающая нам названием известную оду Радищева, знакомую передовой молодежи по спискам.
Вопросы и задания к оде «Вольность»
1. Как в оде отразилось отношение Пушкина к Французской революции и русскому самодержавию?
2. Какую роль в жизни общества поэт придает закону? Как соотнесена с законом свобода?
3. В чем отличие отношения к законности в «Вольности» Пушкина и в произведениях Державина «Фелица» и «Властителям и судиям»?
4. Какие события русской и европейской истории поэтически переосмыслены Пушкиным?
5. Найдите в оде «Вольность» признаки жанра. Подтвердите свои мысли примерами.
6. Индивидуальное задание. Составьте к оде «Вольность» лексический и историко-культурный комментарии.
В период южной ссылки Пушкин раскрывает тему свободолюбия по-новому. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» отразился кризис мировоззрения поэта, связанный с поражением освободительных движений в Европе. Поэтому сквозная тема свободы и рабства пребывает в этом стихотворении в биографическом, политическом, социально-психологическом и философском аспектах.
Вопросы и задания к стихотворению «Свободы сеятель пустынный...»
1. Определите общий эмоциональный настрой стихотворения.
2. Какой смысл придает тексту эпиграф из Евангелия?
3. Почему слова свободы, обращенные сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности?
4. Как помогает постижению смысла композиция стихотворения?
5. Какую характеристику личности лирического «я» дает автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?
6. Как характеризуются «мирные народы»? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию.
7. Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетенным и непросвещенным народам? Какой смысл эти образы придают тексту?
8. Как помогают понять авторскую позицию синтаксические конструкции стихотворения?
Эволюция темы свободы и рабства продолжается до заключительного этапа творчества Пушкина и венчает самый глубокий по философскому наполнению «каменноостровский» цикл поэта. Наиболее ярко мысли Пушкина о внутренней свободе личности, не зависящей ни от царя, ни от народа, выражаются в стихотворении «Из Пиндемонти». Для поэта чужды как самодержавная, так и парламентская формы государственного правления. Поэтому он провозглашает высшими ценностями, венцом внутренней свободы личности ее гармоническую связь с природой и возможность свободного творчества.
Вопросы и задания к стихотворению «Из Пиндемонти»
1. Какой смысл придает стихотворению его композиция?
2. От каких прав отказывается лирический герой? Почему он это делает?
3. Выявите политический подтекст выражения «Зависеть от властей, зависеть от народа — Не все ли нам равно».
4. Какие права человека поэт считает самыми главными? Подтвердите свои мысли текстом.
5. Какими способами создается иронический пафос первой части и торжественный, возвышенный характер текста в стихах 10—21?
6. Индивидуальное задание. Проследите смысловую роль изменения лексики и синтаксических конструкций стихотворения. Обобщите свои наблюдения.
Итог урока. Тема свободы и рабства является ведущей в лирике Пушкина и связана с изменениями в его мировоззрении. Если в ранних вольнолюбивых стихах поэт считает, что для свободы и устранения пороков самодержавного общественного устройства человеку нужны справедливые законы, то в период южной ссылки его мнение меняется. Он понимает отдаленность декабристских идей от порабощенного и непросвещенного народа и уже не верит и в парламентскую, демократическую форму правления. В конце жизни он вообще не связывает свободу с государственными и общественными институтами. Его ценностные ориентиры вольности включают в себя возможность беспрепятственного передвижения в мире, свободного общения с природой и независимого творчества.
Уроки 17—18. «Нет, весь я не умру...» 2
Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...»
На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х гг. он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее.
Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:
Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь... |
Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни, преемственности поколений и вечности природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...».
Вопросы и задания к стихотворению
«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»
1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Какое чувство является в стихотворении доминантным?
2. Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и «в многолюдном храме»?
3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.
5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?
6. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»? В чем философский смысл преемственности поколений?
7. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
Элегическим восприятием жизни и ее подчинением непреодолимым законам времени проникнуто стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), написанное в Болдинскую осень. В нем поэт подводит итоги прожитой жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия.
Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»
1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?
2. Какой смысл тексту придает парная его рифмовка?
3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?
4. Почему желание «мыслить и страдать» является жизненным стимулом для лирического «я»?
5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?
6. Как лексика и синтаксис стихотворения помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, воспринять человеческую жизнь в «бытийном» аспекте?
Еще одним посланием, итожащим жизненный и творческий путь поэта, становится стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...». Лирический герой стихотворения всю жизнь искал душевного покоя и творческого уединения, но ни в обществе, ни в свете его не нашел. Он принимает неумолимый бег времени и понимает скоротечность жизни. Поэтому остаток дней своих он мечтает провести в уединении, убежав «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Вопросы и задания к стихотворению «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...»
1. Докажите, что в первой строфе стихотворения преобладают лексика и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи.
2. Какие отношения связывают лирического героя с его воображаемым собеседником (собеседницей)?
3. Выявите особенности торжественного, книжного стиля второй строфы. Почему так меняются поэтические интонации текста?
4. Зачем лирическому «я» нужен «побег в обитель дальнюю»?
5. Какие ценности жизни он может там приобрести?
Летом 1835 г. он смог уехать в Михайловское, где отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение «...Вновь я посетил...», в котором поэт опять рассуждает о времени и о себе.
Вопросы и задания к стихотворению «...Вновь я посетил...»
1. В чем, по Пушкину, заключается «общий закон» жизни?
2. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического «я»?
3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?
4. Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего?
5. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?
6. Как поэт решает проблему преемственности поколений?
7. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?
8. Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов?
9. Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения.
Докажите, что они придают тексту философское звучание.
10. Индивидуальное задание. Найдите и прокомментируйте реалии стихотворения, связанные с жизнью Пушкина в Михайловском.
Вечным проблемам бытия, проблеме поиска смысла жизни и предназначения человека посвящено и стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны...», относящееся к «каменноостровскому» циклу. Стихотворение представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая, по обычаю, повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.
Вопросы и задания к стихотворению «Отцы-пустынники и жены непорочны...»
1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?
3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
4. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?
5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему любоначалие названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?
6. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?
7. Сопоставьте стихотворение с каноническим текстом великопостной молитвы: «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь»3. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?
8. Дайте к стихотворению лексический и историко-культурный комментарий.
9. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина с поэтическим переложением молитвы И. Великопольским. В чем преимущества пушкинского текста?
Господь жизневластитель,
Будь грешника хранитель
И немощному друг!
Да праздности недуг
С томящею печалью
Меня не отягчит,
И зов к любоначалью
Души не совратит.
Да ввек непраздно слово
Пребудет лишь готово
На истину одну! |
Страстей всех тишину
Любовью и терпеньем
Дай грешнику, молю.
Ей, Господи, Царю!
Дай зреть мне прегрешенье!
Дел братних осужденье
От уст моих отринь!
Да, сердца в умиленьи
На мне Отца Святынь
Узрю благословенье
Во век веков! Аминь. |
Итог уроков. Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник останется после. Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями — любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми треволнениями и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать «в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.
Урок 19*. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“!» 4
Тема дороги в лирике Пушкина и ее философский смысл. «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится...», «Дорожные жалобы», «Телега жизни».
Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума. Каждая группа учащихся получает тексты одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводит его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщает классу о результатах своих наблюдений.
В урок может быть включено сообщение заранее подготовленного ученика, который расскажет о результатах исследования стихотворения Пушкина «Странник».
Группа 1. «Зимняя дорога».
1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?
3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает понять настроение?
6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»?
Группа 2. «В поле чистом серебрится...».
1. Каково настроение стихотворения?
2. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?
3. Какими звуками, красками наполнен текст? Как они помогают понять его смысл?
4. Какие фольклорные мотивы вы заметили? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными?
5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом. О чем думает и что чувствует лирический герой?
6. Какой смысл придает тексту открытый финал?
7. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста?
Группа 3. «Дорожные жалобы».
1. Какое настроение является в стихотворении ведущим? Меняется ли оно?
2. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
3. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
4. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксис и т. п.) прослеживается мотив движения?
5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
6. Каков поэтический смысл последнего стиха?
Группа 4. «Телега жизни».
1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?
2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?
4. Как композиция стихотворения связана с его философским смыслом?
5. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?
6. Выявите особенности поэтической формы стихотворения. Каков их поэтический смысл?
7. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?
8. Индивидуальное задание. Как тема дороги отразилась в стихотворении Пушкина «Странник»? Какое переносное и символическое значение приобретает в нем мотив пути?
Итог урока. Тема дороги в лирике Пушкина приобретает философский смысл. Она понимается поэтом в контексте вечного движения жизни, гармонии и круговорота бытия, необратимого бега времени. Дороги в поэзии Пушкина связаны и с темой творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.
Урок 20. «В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!» 5
Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме.
Для рассказа об истории создания поэмы можно использовать книгу «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». Поэма невелика, поэтому стоит прочитать ее вслух, что поможет эмоционально включиться в исследование ее проблематики и поэтики. Можно творчески использовать и иллюстрации художника А. Бенуа. «Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр<я> 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.
Интересно познакомиться с различными оценками поэмы. В. Брюсов, изучивший шесть ее рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько возможно более „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“». «„Великий Петр“ ... должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; „бедный Евгений“ — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности»6. Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.
Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.
Две Невы...
Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»7.
Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.
Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник»
1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».)
3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?
5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?
6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров...») закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?
7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?
думы Петра о новом городе — Петра творенье
приют убогого чухонца — юный град... вознесся пышно, горделиво
у низких берегов — по оживленным берегам
один финский рыболов — корабли со всех концов земли
бедный челн — богатые пристани
старая Москва — младшая столица
прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия... торжествует
град Петров — финские волны, стихия
он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
Итог урока. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?
Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.
Урок 21. «В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» 8
Тема «маленького человека» и его социальный протест в поэме «Медный всадник».
Начать урок можно с оценки высказывания Белинского, которое вынесено в эпиграф. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?
Актуализируя на уроке понятие «маленький человек», следует повторить его сущность, обобщая характерные черты образов героев литературных произведений, изученных ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»).
Как вариант возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа „маленького человека“ в русской литературе XIX в.».
В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.
Вопросы и задания для характеристики образа Евгения
Часть первая
1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?
2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?
4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? (Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы Бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).)
5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? (Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился... не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.)
6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?
7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?
8. Индивидуальное задание. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 г.
Часть вторая
1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?
3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?
5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе!..», он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти9. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.
7. Индивидуальное домашнее задание. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Великого», «Полтава»).
Итог урока. Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?
В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится... не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.
Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.
Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины. Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным». Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. (О нем и пойдет речь на следующем уроке.)
Урок 22. «Эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России...» 10
Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». «Два лика» Петра I. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.
Начать урок можно с сообщения ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный всадник» неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока.
— Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?
— Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?
Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д. Гранина «два лика» метафорично, то по отношению к Петру в «двух ликах» заключена суть художественного решения образа.
1. Как же проявились «два лика» Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы цитаты, подтверждающие это положение.
Вступление.
Царь-преобразователь |
Медный всадник |
Дум великих полн; грозить мы будем шведу; будет город заложен; суждено / в Европу прорубить окно |
Вечный сон Петра |
Часть первая.
Царь-преобразователь |
Медный всадник |
Потомки Петра (покойный царь) и его генералы не сразу начинают бороться с водой и бурей, утверждая, что «с божией стихией царям не совладеть» |
Обращен к нему спиною <...> / Стоит с простертою рукою / Кумир на бронзовом коне (курсив мой. — Н. Б.) |
Часть вторая.
Царь-преобразователь |
Медный всадник |
Чьей волей роковой / Под морем город основался; державец полумира; мощный властелин судьбы; на высоте уздой железной / Россию поднял на дыбы; строитель чудотворный |
Подножие кумира; горделивый истукан; кумир с простертою рукою / сидел на бронзовом коне; за ним несется Всадник Медный |
2. Каким мы видим Петра во вступлении? (Царь показан живым, объятым великими думами; но он мечтает о завершении дела («запируем на просторе»), то есть об «остановке» на своем пути, а это первый шаг на пути к «медному всаднику».)
3. В чем суть конфликта Петра и Евгения? (Это не борьба добра и зла, не поединок старого и нового. Это столкновение двух правд, каждая из которых носит объективный характер и по-своему права. Здесь сталкиваются не лица, а идеи, конфликт личности и государства поднимается на уровень социального обобщения и носит неразрешимый характер.)
4. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов (оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т. п.). Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.
5. Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор? (Пушкин и с Петром-преобразователем, и с Евгением, мечтающем о счастье в частной жизни. Но автор против «Медного всадника», то есть власти, для которой не имеет значения человеческий фактор.)
6. Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя? (Город, как и герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Петр — окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь — губитель, убийца, уничтоживший Парашу, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, оборотная сторона его мечты. Здесь царит не Петр, а Медный всадник. Великим делом Петра воспользовались потомки, эксплуатировавшие его реформы и готовые использовать для наживы даже стихию.)
7. Какой символический смысл приобретает «образ» воды, где отражается город? (Город на берегах стремится вверх, а отраженный в воде — вниз.)
8. Прав ли Белинский, видевший в поэме «апофеозу Петра Великого»?
В финале урока можно еще раз обратиться к цитатам Брюсова и Гранина и оценить их позиции с высоты постижения пушкинской поэмы.
Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире окрашены в трагические тона. Гибнет Петр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, мечты которого сломаны государственной машиной.
После изучения поэмы возможно сочинение или контрольная работа.
Уроки 23*—24*. «...Я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой...» 11
«Борис Годунов» А. С. Пушкина как историческая трагедия. Взгляды на историю Пушкина и Карамзина. Основной конфликт трагедии. Царь, бояре, дворяне как противоборствующие социальные силы. Народ в оценке автора. Своеобразие художественного историзма Пушкина и его новаторство в пьесе.
Замысел трагедии «Борис Годунов» возник у Пушкина в связи с чтением «Истории государства Российского» Карамзина, которому и посвящена пьеса. Можно предложить в качестве индивидуального задания ученику, интересующемуся историей, подготовить сообщение на тему: «Оценка правления Бориса Годунова в „Истории государства Российского“ Карамзина», — которое прозвучит в начале урока. Цель — показать историческую основу пушкинской трагедии, найти в ней черты художественного вымысла и соотнести трактовки этой эпохи Карамзиным и Пушкиным.
Пушкин придавал большое значение созданной им трагедии и связывал с ней надежды не просто на литературный, а на театральный успех. В письме Вяземскому от 13 июля 1825 г. он сообщал другу ее полное заглавие: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче». А в «Набросках предисловия к „Борису Годунову“» поэт замечает: «Неуспех драмы моей огорчил бы меня, ибо я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедий Расина и что всякий неудачный опыт может замедлить преобразования в нашей стране».
Эти слова подтверждают грандиозность пушкинского замысла и указывают на то, что пьеса писалась для театра по законам объективного изображения жизни. Сам Пушкин многократно читал ее вслух, входя в роль автора, режиссера и актеров одновременно. Трактовать трагедию на уроках нужно по законам анализа драматического произведения и использовать такие формы учебной деятельности, как выразительное произнесение текста вслух (как в театре), беседу, практическую работу по анализу отдельных эпизодов, индивидуальные сообщения учащихся, сопоставление текста трагедии с другими видами искусства.
Начать урок возможно с чтения начала трагедии, диалога князей Шуйского и Воротынского в кремлевских палатах.
Логичным продолжением чтения станет обсуждение сцены по вопросам:
1. Как диалог Шуйского и Воротынского, датированный в пьесе «1598 года, 20 февраля», связан с эпохой Пушкина?
2. Как символически отразились в этой сцене мотивы убийства ради восшествия на престол?
3. Какие доводы и опасения высказываются в диалоге бояр относительно их права наследования государственной власти? Подтвердите свои мысли цитатами из текста. На какую силу намереваются опереться бояре в конфликте с Борисом Годуновым? («Давай народ искусно волновать...»)
4. Можно ли на основании первой сцены предположить, какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии и какие социальные силы противостоят в пьесе?
Выводы. Пушкин косвенно связывал крах Московского царства и Смуту с убийством Павла I и воцарением Александра I. Обеднение боярских родов Рюриковичей он также соотносил с современной ему аристократической оппозицией, пророча выступления дворян против неограниченной монархической власти.
Далее школьникам следует напомнить смысл сцены в Чудовом монастыре, фрагменты которой они читали и обсуждали в 7 классе, и выяснить смысл последней реплики Григория со слов «Борис! Борис, все пред тобой трепещет...» и до конца этой сцены.
В центре урока основной формой учебной деятельности станет групповая работа. Объединение учеников в группы можно связать с системой образов трагедии Пушкина: царь Борис; бояре во главе с Шуйским; дворяне и поляки, поддерживающие самозванца; народ.
Группа 1. Царь Борис.
1. Проанализируйте монолог Бориса «Достиг я высшей власти...». Как в монологе выражен конфликт между народом и властью? Как психологическое состояние Годунова после разговора с Шуйским выражено в его монологе «Ух, тяжело!.. Дай дух переведу...»?
2. Какие советы Борис дает сыну в сцене передачи власти Феодору? Проанализируйте последний монолог Бориса со слов «Подите все — оставьте одного».
3. Как автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и изображает нравственные мучения царя?
Вывод. Несмотря на многогранный облик царя Бориса, которому присущи и положительные, и отрицательные черты, его главная цель — ограничить права своих подданных и не потерять власти своего рода. Борис гибнет не по воле людей, окружающих его. По мысли Пушкина, он жертва Рока, бессознательным исполнителем воли которого выступает народ.
Группа 2. Бояре.
1. Прочитайте выразительно фрагмент разговора боярина Шуйского и Афанасия Пушкина со слов «Племянник мой, Гаврила Пушкин, мне / из Кракова гонца прислал сегодня...» до слов «Мы помолчим до времени».
2. Каково отношение боярства к вести о Самозванце? Какие пороки государственной власти осуждает в своем монологе Афанасий Пушкин?
3. Проанализируйте разговор царя Бориса с Шуйским об убиенном царевиче Димитрии со слов царя «Постой. Не правда ль, эта весть затейлива?..» до слов «Довольно, удались». Почему Шуйский лукавит в разговоре с царем?
Вывод. Боярство хочет разделить управление страной с царем и добиться для себя привилегий даже путем обмана. Шуйский лжет царю о причинах смерти царевича, а сам возмущает народ, чтобы свергнуть царя.
Группа 3. Дворяне и поляки, поддерживающие Самозванца.
1. Проанализируйте сцену в доме Вишневецкого в Кракове. Как в ней выражается стремление опального дворянства вернуть свои позиции в русском государстве? Какие надежды оно возлагает на Самозванца?
2. Проанализируйте фрагмент диалога Самозванца с Мариной Мнишек со слов Самозванца «Тень Грозного меня усыновила...» до конца сцены. Как в этом разговоре выражаются амбициозные позиции и Самозванца, и Марины? Какую нравственную оценку можно дать этой сцене?
3. Проанализируйте разговор Бориса и присягнувшего ему Басманова со слов царя «Ты побежден, какая польза в том?..» до слов Басманова «У царского престола стану первый... И может быть...». Как в нем выражается позиция изменника Басманова и подчеркивается сущность отношений власти с народом?
Вывод. Дворяне и поляки поддерживают Самозванца, так как с его помощью надеются получить власть наравне с боярами. В облике Самозванца проступает слепая вера народа в чудесное воскрешение царевича, поэтому Борис вынужден сражаться не только с реальным противником Лжедмитрием, но и «тенью Дмитрия», в которую верит народ.
Группа 4. Народ.
1. Проанализируйте сцену на Девичьем поле. Как показан в ней образ народа? Как народ относится к царской власти? Как выражается «мнение народное» в сцене с юродивым?
2. Прочитайте монолог боярина Пушкина в сцене разговора с Басмановым в ставке. В чем смысл слов Пушкина о том, что они сильны «мнением народным»?
3. Дайте нравственную оценку диалогу боярина Пушкина с народом на Лобном месте со слов «Царевич нам боярина послал...» и до конца сцены. Почему в финале «народ безмолвствует»? Как автор понимает роль народа в истории?
Вывод. Народ представляет собой самостоятельную силу, которая, однако, не оказывает власти реального сопротивления, но является моральным судом для всех трех противоборствующих социальных групп: Бориса и его приближенных, бояр во главе с Шуйским, Самозванца и поддерживающих его дворян и поляков. Однако в народных оценках крайне слаб сознательный элемент, мнение народа изменчиво, народу присуща историческая беспомощность и рабская психология. Поэтому трагедия власти становится трагедией народной. Однако интуитивно народ видит правду и выносит свой суд тем, кто виновен. В этом смысл финальной ремарки трагедии «народ безмолвствует». Для народа выход из тупика автор видел в просвещении, в гражданском и общественном воспитании и считал, что государственная власть будет сильна до тех пор, пока ей не будет противостоять реальная и дееспособная оппозиция. Такой силой Пушкин считал древнюю родовую аристократию, равную Романовым, к которой принадлежал и он сам.
Эмоциональный фон урока может быть поддержан с помощью прослушивания арии царя Бориса из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении Ф. Шаляпина, просмотра фрагментов фильма «Борис Годунов» с С. Бондарчуком в главной роли, а также рассматривания и оценки иллюстраций художников В. Фаворского и П. Соколова-Скаля к трагедии Пушкина «Борис Годунов».
В заключение урока может быть проведена фронтальная беседа по следующим вопросам (также могут быть использованы вопросы и задания учебника):
1. В чем своеобразие композиции трагедии «Борис Годунов»?
2. Какие законы драматических произведений классицизма нарушает Пушкин в своей трагедии?
3. В чем своеобразие пушкинских взглядов на историю?
4. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии?
Они также могут стать для учащихся темами индивидуальных сообщений, подготовленных самостоятельно.
Итог уроков. Работа над трагедией «Борис Годунов» привела Пушкина к нравственному прозрению. Размышления над событиями Смутного времени укрепляют гуманизм его поэзии. Его нравственные оценки способны формировать общественное мнение, постоянно напоминая читателям, что в жизни вечно, а что преходяще. В трагедии Пушкин обновляет свою концепцию истории и явственно показывает черты нового художественного метода — реализма.
1 Пушкин А. С. Из Пиндемонти // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 201.
2 Пушкин А. С. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 201—202.
3 Шмеман А. Великий пост. — М., 1993. — С. 28.
4 Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 5. — С. 222.
5 Гранин Д. Два лика // Д. Гранин. Собр. соч.: В 5 т. — Л., 1990. — Т. 5. — С. 609.
6 Брюсов В. Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. — М., 1981. — С. 81.
7 Гранин Д. Два лика. — С. 598.
8 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 603.
9 Никишов Ю. М. Дум высокое стремленье: Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. — Тверь, 2003. — Т. 4. — С. 205.
10 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 608.
11 Пушкин А. С. Наброски предисловия к «Борису Годунову» // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 746. |