Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Урок 57. «Я знал одной лишь думы власть» 1

Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. Роман «Что делать?». Система образов романа. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа

      Задачи уроков по творчеству Чернышевского — познакомить учащихся с судьбой писателя, критика и общественного деятеля, с его эстетическими взглядами, представленными в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», с романом «Что делать?», его проблематикой и поэтикой, особенностями жанра романа-утопии.
      Эпоха, выдвинувшая в лидеры Чернышевского, полна мятежей и бунтов. Трудно было оставаться в стороне. Это состояние действия выражено в стихах Н. Добролюбова:

Я ваш, друзья, — хочу быть вашим,
На труд и битву я готов, —
Лишь бы начать в союзе нашем
Живое дело вместо слов.

      Начать урок следует со знакомства с писателем. Можно дать задание учащимся подготовить небольшие сообщения о страницах биографии Чернышевского, об основных этапах его жизни. Обязательно следует остановиться на неоднозначном отношении к нему сейчас, сообщить разные точки зрения на его жизнь и творчество. Это особенно важно, так как в последнее время существенно изменился взгляд на сторонников революционного преобразования действительности.

Основные положения лекции учителя

      1. Неоднозначность оценок жизненного и творческого пути Чернышевского. Одни считали его «угрюмым, злобным», другие — «милейшим, симпатичнейшим, трудолюбивейшим» человеком, третьи — «неразрешимой загадкой». Изменение оценок Чернышевского связано с изменением времени, появлением новых взглядов на историю русской литературы.
      2. Чернышевский родился в один год с Львом Толстым — в 1828 г. Детство, семья писателя. Отец — образованный и уважаемый человек, протоиерей Сергиевского собора г. Саратова. Определенный духовный уклад в семье. Многолюдный (мать не расставалась со своей сестрой) дом находился на берегу Волги. Мальчик много читал, даже называл себя «библиофагом» (пожирателем книг): Цицерона в подлиннике, не обращаясь к словарю, «Историю римского права» Роллена в переводе В. К. Тредиаковского сравнивал с подлинником. Из воспоминаний писателя о детстве: «Никто нас не приохочивал, но мы полюбили читать. А кроме того, мы жили себе, как нам вздумается. Были постоянные советы нам, чтобы мы не разбивали себе лбов... Поощрение к хорошему? — собственно, лишь пример жизни старших». Отец занимался с сыном сам и весьма успешно. До поступления в университет Чернышевский знал латинский, греческий, немецкий, французский, персидский, арабский, татарский языки. В 15 лет составил грамматику татарского языка. Отрицая определенные политические взгляды этого человека, следует отметить его удивительное трудолюбие.
      3. 1846 г. — поступление в Петербургский университет. Время и Петербург захватили, но юноша жадно учится. 1848 г. — в России засуха, неурожаи, голод, разорительные пожары, эпидемия холеры. Налицо кризис крепостничества, хотя до 1861 г. еще далеко. Революции в Европе: во Франции, Италии, Австрии, Венгрии. «Года полтора я только и делал, что читал газеты», — писал Чернышевский. И еще одна запись в дневнике о себе: «Красный республиканец и социалист». Так время превратило мальчика из семьи священника в революционера.
      4. Работа учителем в городе Саратове. Смелые высказывания на уроках. Женитьба на Ольге Сократовне Васильевой, не испугавшейся революционных убеждений мужа, которые он не скрывал от нее.
      5. Снова Петербург. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности», которая около двух лет пролежала без защиты. Защита 10 мая 1855 г. Главное в диссертации: а) борьба с «чистым искусством» (так называли произведения без социальной направленности); б) выступление против Гегеля и его абсолютной идеи; в) утверждение, что источником искусства является жизнь; г) мысль о том, что создания искусства ниже прекрасного в самой жизни, они не могут сравниться с живой действительностью; д) само искусство не нуждается в восхвалении; е) «прекрасное есть жизнь», но сама жизнь не прекрасна, писатель должен вынести ей приговор. (Сообщение учащегося о диссертации Чернышевского.)
      6. С 1855 г. работа в «Современнике». Чернышевский руководит отделом критики. В статье о «Детстве», «Отрочестве», «Военных рассказах» Л. Н. Толстого критик пишет: «Никогда общественная нравственность не достигала такого высокого уровня, как в наше благородное время, — благородное и прекрасное, несмотря на все остатки ветхой грязи, потому что все свои силы напрягает оно, чтобы омыться и очиститься от наследных грехов». (Сообщение учащегося о литературно-критической деятельности Чернышевского.)
      7. Сложные 1860-е гг. Основной вопрос времени: нужно что-то делать. Это время начала и поражения в Крымской войне; 1862 г. — массовые репрессии, на 8 месяцев закрыт журнал «Современник», действует тайное общество «Земля и воля», арест петрашевцев и Чернышевского. Арестованный 7 июля 1862 г., он заключен в 11-ю одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл 688 дней. Здесь создается роман «Что делать?», явившийся попыткой ответить на основной вопрос времени. Роман звал на борьбу, как и строки идейного союзника Чернышевского поэта Некрасова:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь...
Иди и гибни безупрёчно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

Поэт и гражданин

      8. В письме к Герцену Чернышевский писал: «К топору зовите Русь... помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей». 19 мая 1864 г. — гражданская казнь Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге. Отправка в сибирскую ссылку для отбывания каторжных работ. Три года пребывания в Кадае (на монгольской границе), а затем на Александровском заводе Нерчинского округа. По окончании срока каторги 12 лет насильственного поселения в Вилюйске, находящемся в якутской тундре. Перевод в Астрахань, а затем после 21-летней ссылки разрешение на переезд на родину, в Саратов. Здесь писатель прожил всего 3 месяца и скончался 29 октября 1889 г.
      Итог урока. Личность Чернышевского неоднозначно воспринимается читателями, современному школьнику кажется отрицательной и непонятной (он сформировался в сложное время, приняв взгляды революционных демократов, встав на сторону революции). Но человеком он был интересным, убежденным, широко образованным, обладающим материалистическим мировоззрением. Его роман «Что делать?» поможет глубже понять эпоху.

Урок 58. «Подлинный смысл его роман приобретает только в живой связи с будущим» 2

Роман «Что делать?». Структура романа. Система образов. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий, утопий в художественной структуре романа.

      На уроке учащиеся будут изучать следующие главы романа «Что делать?»: «Жизнь Веры Павловны в родительском доме», «Особенный человек»; первый, второй, третий, четвертый сны Веры Павловны.
      О романе «Что делать?» А. В. Луначарский писал: «Построение романа идет по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны». Вся структура романа вмещается в эти слова.
      Вопросы и задания для вступительной беседы
      1. Какова структура романа? Определите ее, анализируя оглавление.

Главы
Связь с сюжетом. Сны
1. «Дурак» Интригующая завязка
2. «Первое следствие дурацкого дела» Аллегорический призыв к революции
3. «Предисловие» Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»
4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме» Старый мир
5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак» Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон
6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь» Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек
7. Глава четвертая. «Второе замужество» Мечты о будущем. Четвертый сон
8. Глава пятая. «Новые лица и развязка» Предчувствие революции
9. Глава шестая. «Перемена декораций» Итог

      2. Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский? Как вы понимаете эти слова?
      Вопросы к «первому поясу» — «Пошлые люди»
      1. Кого можно отнести к «пошлым людям»?
      2. Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»? (Пошлые люди — это тот старый мир, представленный в самом начале Сторешниковыми и Марьей Алексеевной, о которой автор говорит: «Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны». Значит, главное — изменить среду, чтобы не было пошлых людей. Эти слова аллегорически дублируются во втором сне Веры Павловны, где говорится о двух типах грязи.)
      Вопросы ко «второму поясу» — «Новые люди»
      1. Однороден ли старый мир?
      2. Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?
      3. Как называет их автор? (Это новые люди, рожденные в недрах старого мира: «Недавно зародился у нас этот тип... Он рожден временем, он знамение времени». Не случайно роман имеет подзаголовок «Из рассказов о новых людях».)
      4. Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
      5. Кого подразумевает автор под новыми людьми?
      Вопросы к «третьему поясу» — «Высшие люди»
      1. Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?
      2. Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?
      3. Почему Рахметова называют «особенным человеком»? В чем его особенность?
      4. Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?
      5. Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.
      6. Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете? (По мысли Чернышевского, Рахметов — это профессиональный революционер, подчинивший свою жизнь подготовке революции: «Рахметов — человек революционного действия... Ни к кому он так не строг и не взыскателен, как к себе». Он сам себя воспитывает, сам «делает» свой характер. С ним связана тема будущего. Говоря об этом герое, можно поднять проблему самовоспитания.)
      Вопросы к «четвертому поясу» — «Сны»
      1. Первый сон — о сыром подвале.
      — Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?
      — Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?
      — Как любовь к людям связана с главной темой — революцией?
      — Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?
      — Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»?
      — Как этот сон связан с судьбой Верочки?
      2. Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.
      — Как расшифровать этот сон?
      — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные?
      — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?
      — Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?
      — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?
      3. Третий сон — чтение дневника Веры Павловны.
      — Какую роль играет этот сон в сюжете?
      — Как он связан с судьбой героини?
      4. Четвертый сон — о будущем.
      — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове?
      — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом?
      — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине?
      — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?
      — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?
      — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее?
      — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
      — Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?
      Итоговый вопрос урока
      Почему «Что делать?» можно назвать романом-утопией?
      Интересным может быть заключительный блок урока или даже целый урок, проведенный по сопоставлению романа-утопии «Что делать?» и романа-антиутопии «Мы» Е. Замятина, где воплощена и доведена до крайнего предела идея равенства. Роман «Что делать?» — это роман-утопия. Словарь дает такое определение этого жанра: «Утопия (греч. — благословенное место, которого нет) — изображение идеального общества, нереальные планы социальных преобразований». Словом «Утопия» названа книга Томаса Мора.

«Что делать?»
«Мы»
1. Человек — хозяин всего (в лучшем смысле) 1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому
2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» (В. Маяковский. Хорошо!) 2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение
3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное 3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя

     Таким образом, идеалистическая, привлекательная идея Чернышевского доведена до полного воплощения Замятиным. В результате — абсурд.
      Итог урока. Роман Чернышевского «Что делать?» имеет несколько композиционных линий, которые пересекаются и создают аллегорическую картину. Во-первых, это линия Веры Павловны. Героиня уходит из пошлого мира и начинает строить новую жизнь, связанную с какими-то революционными изменениями. Во-вторых, линия революции, связанная с образом Рахметова, в-третьих, линия будущего.

Уроки 59—60. «Стихи Тютчева о природе — почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, — любоваться многообразными проявлениями жизни природы» 3

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...», «Полдень», «День и ночь», «Осенний вечер», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа — Сфинкс...».

      Эмоциональным началом уроков может стать чтение стихотворения «Памяти Ф. И. Тютчева» Алексея Апухтина.

Искусства, знания, событья наших дней —
Все отклик верный в нем будило неизбежно,
И словом, брошенным на факты и людей,
Он клейма вечные накладывал небрежно...

      Интересен и сонет Игоря Северянина «Тютчев», где множество скрытых цитат указывает на те или иные стихи Тютчева:

Мечта природы, мыслящий тростник,
Влюбленный раб роскошной малярии,
В душе скрывающий миры немые,
Неясный сердцу ближнего, поник.
Вечерний день осуеверил лик,
В любви последней чувства есть такие,
Блаженно безнадежные. Россия
Постигла их. И Тютчев их постиг.
Не угасив под тлеющей фатою
Огонь поэтов, вся светясь мечтою,
И трепеща любви, и побледнев,
В молчанье зрит страна долготерпенья,
Как омывает сорные селенья
Громокипящим Гебы кубком гнев.

1926

      Полезно вспомнить и выразительно прочитать стихи Тютчева о природе, изученные в начальной и основной школе. Это «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...», «Зима недаром злится...», «Листья», «Неохотно и несмело...», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер» и другие стихотворения. Цель этой работы не только эмоциональное погружение в поэзию, но и выявление наиболее ярких и характерных особенностей тютчевских стихов о природе.
      Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость. Школьники должны вспомнить, что природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живет своей «чудной жизнью», чувствует, дышит, радуется и грустит. Природа и человек близки друг другу, у обоих «есть душа», есть свой язык, есть свои тайны.
      Характерная особенность тютчевского стиля проявляется и в том, что поэт нигде не изображает определенное время года или время суток, так сказать, «в чистом виде». Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.
      Главное место на уроках займет рассказ учителя об интересных фактах биографии Тютчева и анализ его философских стихов о природе, выявление в них основных черт его поэтики.
      Главная мысль первого урока — подчеркнуть, что внешне обычная жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его внутренний мир полон раздумий о жизни, размышлений о тайнах бытия, что его поэзия — это прежде всего философская поэзия, поэзия мысли.
      Основные факты биографии поэта, которые могут быть отражены в лекции учителя:
      1803—1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.
      1819—1822 гг. — учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
      1822—1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине.
      1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
      1839 г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
      1840-е гг. — период становления политического мировоззрения Тютчева.
      1844 г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
      1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева.
      1850—1860-е гг. — усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
      1858—1873 гг. — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
      1873 г. — смерть Тютчева.
      При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.
      Стихотворения «Silentium!» (1830?), «Не то, что мните вы, природа...» (1836), «Природа — Сфинкс...» (1869) должны быть проанализированы на уроках, потому что они включены в образовательный стандарт для профильной школы как обязательные для изучения.
      Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
      1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)
      2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)
      3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Какой смысл в том, что лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
      4. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
      5. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
      6. Индивидуальное задание 1. Подтвердите или опровергните высказывания критика Василия Гиппиуса о стихотворении «Silentium!»: «В той мифологии, которой исполнены его стихи, свое место занимает и светлая богиня Свобода („И наша общая свобода, как Феникс, зародится в нем“). Но облик ее неясен, как неясна и вся в целом в тютчевской поэзии этих лет (30-е гг. XIX в. — Н. Б.) поэтическая тема — „поэт и люди“. И рядом с приветствием общественной свободе возникает глубоко мрачное стихотворение „Silentium!“ (напечатано в 1833 г.), в котором даны резкие формулы, отделяющие „я“ не только от пушкинской „непосвященной“ черни, но и от какого бы то ни было человеческого общения („Мысль изреченная есть ложь!“)». (Гиппиус В. Вступительная статья // Тютчев Ф. И. Стихотворения. — Л., 1936.)
      7. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Тютчева «Silentium!» со стихотворением Жуковского «Невыразимое». Есть ли здесь основания для сопоставления?
      Вывод. В человеческой душе, как в мире в целом, за видимой внешней оболочкой скрыта противоречивая душевная борьба. В ней тоже есть стихийные силы, которые могут привести человека к гибели. В ней постоянно идет схватка противоположных начал, потому что природа человека диалектична, двойственна. Человеческая мысль, родившаяся в глубинах сознания, не адекватна тому, что человек произносит вслух. Выходя наружу, мысль становится словом, обретает материальную оболочку. Но она искажает сущность идеальной мысли, не похожа на нее. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один — уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий. Мысль о невыразимости души, которая утрачивает в слове богатство чувств, была характерна для идейно-эстетической позиции романтиков. По воспоминаниям А. Б. Гольденвейзера, Л. Н. Толстой однажды воскликнул: «Что за удивительная вещь! Я не знаю лучше стихотворения»4.
      Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»
      1. К кому обращены первые строки стихотворения?
      2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
      3. В чем родство природы и человека?
      4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
      5. Как в стихотворении проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?
      6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
      Вывод. В мире, по мнению Тютчева, все пребывает в противоборстве, которое является источником движения. Мир постоянно меняется, но это не разрушает его целостности. Борьба стихийных сил происходит благодаря внутренним противоречиям, потому что природа, как и человек, — это живой и внутренне меняющийся организм. В стихотворении поэт спорит со сторонниками материалистической философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишенное души. Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек может понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой.
      По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа — творец мысли и красоты. Поэтому «лист и цвет на древе» сродни плодам труда рук и мысли человека. Плод в природе зреет, как человек в утробе матери, т. е. развивается по вечным и непреложным законам бытия. Тютчев уверен, что современный человек, зараженный микробом материалистического познания, утратил способность поверить в божественную сущность природы и не может услышать ее душу. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с «мировой душой» природы, нарушении целостности мира. Вторая и четвертая строфы стихотворения, запрещенные цензурой, вероятно, с наибольшей силой выражали пантеистическое мировоззрение поэта, считавшего природу божеством.
      Вопросы и задания к стихотворению «Природа — Сфинкс...»
      1. Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?
      2. Какой философский смысл вкладывает поэт в утверждение, что природа «своим искусом губит человека»?
      3. Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?
      4. Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?
      5. Индивидуальное задание. Сопоставьте позднее стихотворение «Природа — Сфинкс...» с ранними стихотворениями «Не то, что мните вы, природа...» и «Певучесть есть в морских волнах...». Что изменилось во взглядах Тютчева на природу в поздней лирике?
      Вывод. В ранней лирике поэт наделяет природу мировой душой, которую слабый человек не в силах постигнуть. Поэтому он стремится слиться с природой, проникнуть в ее сущность. В поздней лирике природа видится лирическому «я» злобным сфинксом, который заставляет человека разгадывать ее несуществующие тайны. Человек и природа становятся враждебными силами. Вместе с тем, вероятно, в природе вовсе нет никакой загадки, а ее существование человек тщетно пытается найти, что и ведет его к «искусу» и гибели.
      Изучение остальных стихотворений можно организовать в режиме работы в группах либо предложить школьникам для самостоятельного анализа.
      Группа 1. «Осенний вечер».
      1. Какие образы и картины в стихотворении указывают на приметы осени?
      2. Выпишите слова и выражения, показывающие, что поэт изображает осенний пейзаж двойственно, в единстве темных и светлых сил.

Светлые силы
Темные силы
Светлость вечеров
Умильная, таинственная прелесть
Багряных листьев томный, легкий шелест
Туманная и тихая лазурь
Кроткая улыбка
Зловещий блеск
Над грустно-сиротеющей землею
Предчувствие бурь
Порывистый холодный ветр
Ущерб, изнеможенье
Стыдливость страданья

      3. Как соотносятся в стихотворении природа и человек? Докажите, что и природа, и «существо разумное» подчинены общим «божественным» законам мирозданья.
      4. Как изображает поэт переход от ранней осени к поздней? Что характерно для этого переходного состояния, борьбы стихий?
      5. Какие слова и выражения доказывают исключительность, неповторимость изображенного момента (прелесть, томный, ветр, ущерб, изнеможенье, увяданье, божественный и др.)?
      6. Докажите, что поэт воспринимает осенний пейзаж философски, что он задумывается о проблемах жизни и смерти.
      7. Индивидуальное задание 1. Проанализируйте цветовые и звуковые образы стихотворения. Как они помогают понять смысл текста?
      8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворения Тютчева «Осенний вечер» и «Есть в осени первоначальной...». В чем, по-вашему, разница в описании осеннего пейзажа и чувств человека?
      9. Индивидуальное задание 3. Сопоставьте стихи Тютчева об осени со стихотворениями Пушкина «Осень», «19 октября», фрагментами об осени из романа «Евгений Онегин». Есть ли здесь основания для сопоставления? Можно ли говорить о пушкинской традиции в стихах Тютчева?
      Группа 2. «Тени сизые смесились...».
      1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому «я»?
      2. Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова «Все во мне, и я во всем!»? Докажите, что единая «мировая душа» пронизывает и природу, и человека, и его внутренний мир. (По мысли Тютчева, человек не равен природе, но и не отделен от нее непроницаемой стеной.)
      3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
      4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе? 
      5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
      6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ? Что необходимо лирическому «я», чтобы соединиться с природой, проникнуть в ее внутреннюю сущность? (Если человеком владеет желание слиться с природой, то за это «блаженство» он «платит» утратой своей личности, своего неповторимого «я», теряет свою индивидуальность.)
      7. Индивидуальное задание 1. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа...», «Тени сизые смесились...» и «Silentium!».
      8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение Ф. Тютчева «Тени сизые смесились...» со стихотворением И. Бунина «Вечер» («О счастье мы всегда лишь вспоминаем...»).
      Группа 3. «Полдень».
      1. Как в стихотворении передается одухотворенность природы?
      2. Какие слова и выражения подтверждают, что природа живет своей жизнью?
      3. Какой смысл заключен в том, что ключевым словом первой строфы становится слово лениво?
      4. Какие звукописные образы помогают понять смысл стихотворения?
      5. Какой смысл выявляется при анализе пространства текста?
      6. Индивидуальное задание 1. Дайте к стихотворению культуроведческий комментарий.
      7. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте образы, изображающие летний полдень. При помощи каких языковых средств они создаются?
      Группа 4. «День и ночь».
      1. Какова композиция стихотворения? Почему в стихотворении день и ночь противопоставлены?
      2. Что, по мнению лирического «я», является истинной картиной мира, а что — ложной?
      3. Почему по воле богов день «златотканым» солнечным покровом должен скрывать бездну?
      4. Как с природными явлениями связаны движения души лирического «я»? Почему день несет душе исцеление, а ночь — страхи? Почему именно ночь страшит человека?
      5. Можно ли утверждать, что двойственность мироустройства сродни «диалектике души» человека?
      6. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворения Тютчева «День и ночь», «Как птичка с раннею зарей...», «Безумие», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...».
      7. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте контекстуальные синонимы к слову день и к слову ночь, которые употреблены в этом стихотворении. Сделайте вывод об эмоциональном наполнении этих понятий.
      8. Индивидуальное задание 3. Проанализируйте звукописные образы стихотворения. Можно ли утверждать, что оппозиция день — ночь проявляется в стихотворении и на фонетическом уровне?
      Группа 5. «Как хорошо ты, о море ночное...».
      1. В каких отношениях находятся в этом стихотворении человек и море?
      2. Какими способами создается образ моря как живого существа?
      3. Какое настроение придают тексту обращения, вопросительные и восклицательные конструкции?
      4. Проанализируйте зрительные и слуховые образы текста. Как они помогают понять его смысл?
      5. Почему человек на фоне моря чувствует себя потерянным? Что мешает ему ощущать мир так же свободно, как море?
      6. Какой всеобщий смысл бытия читателю помогает понять картина моря?
      7. Что нового вносит автор в изображение мира природы и мира человеческой души?
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...», Жуковского «Море» и Пушкина «К морю». Определите, что в настроении и образном ряде этих стихотворений дает основания для их сопоставления.
      Итог уроков. Если в первом периоде творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Он рисует не просто состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы. Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
      Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем» и др.). Стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок.
      Природа для Тютчева — это что-то величественное, бесконечное. Торжественность, приподнятость настроения создается и языком, полным архаизмов и особых синтаксических конструкций, часто восклицательных, которые выражают восхищение поэта миром природы.

Урок 61. «Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые...» 5

Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике поэта. «Цицерон», «Эти бедные селенья...», «Над этой темною толпой...». Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Слезы людские, о слезы людские...».

      В 1822 г. восемнадцатилетний Тютчев отправляется в Германию, получив место чиновника русской миссии в Баварии, где увлекается немецкой литературой и философией немецких романтиков. 24 стихотворения молодого Тютчева были напечатаны в пушкинском «Современнике».
      Будучи свидетелем французских революций 1830 и 1848 гг., Тютчев начинает задумываться о гибели, крахе европейской культуры и считает его неизбежным. Чтобы родился новый мир, должен погибнуть старый. И Тютчев воспринимает его гибель как бесконечно скорбную, но вместе с тем грандиозную, величественную картину. Когда рушится цивилизация и культура, мир наполняется хаосом, полным неуправляемых и грозных сил. Обреченность Европы Тютчев связывал с мыслью о России, которая должна противостоять революциям, объединив вокруг себя славянские народы (теория панславизма). Современник многих исторических катастроф в России и Европе XIX в., Тютчев переживал их как факты личной биографии. Отсюда появление в его творчестве произведений, отразивших события эпохи. Задумываясь о месте человека в истории и судьбе Родины, Тютчев создает такие стихотворения, как «Цицерон», «Над этой темною толпой...», «Эти бедные селенья...».
      Учащимся можно предложить самостоятельно составить вопросы для анализа текстов или дать алгоритм анализа этих стихотворений. Порядок обсуждения предложенных проблем школьники могут определить сами.
      Вопросы и задания к стихотворению «Цицерон»
      1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих частей? (Стихотворение делится на три смысловые части: 1—4-й стихи, 5—8-й стихи и 9—16-й стихи. Есть мнение, что стихотворение написано под впечатлением революции 1830 г. во Франции. В первой части содержится скрытая цитата. Тютчев дает поэтическое переложение слов римского оратора Цицерона из его произведения «Брут, или О знаменитых ораторах» («Brutus sive de claris oratoribus», XCVI, 330): «...мне горько, что на дорогу жизни вышел я слишком поздно и что ночь республики наступила прежде, чем успел я завершить свой путь», в которых выражается его сожаление о том, что он родился слишком поздно, а не тогда, когда «звезда» «римской славы» находилась в зените. Во второй части стихотворения лирический субъект спорит с римским оратором, возражая его сожалениям. Он утверждает, что Цицерону посчастливилось видеть в республике «закат звезды ее кровавый», и это, по мнению лирического субъекта, чрезвычайно важный этап его жизни. В третьей части стихотворения Тютчев поднимается до философских обобщений. Он уверен, что каждый, «кто посетил сей мир в его минуты роковые», «счастлив», потому что он непосредственный очевидец и участник истории. Ему довелось видеть крушение мира и торжество стихий. В роковые, судьбоносные мгновения истории человек, охваченный борьбой непостижимых им стихий, становится приближенным к богам, бессмертным и всемогущим. Тот, кто лицезрел величественную картину вселенской гибели, смог испытать и ужас, и невиданную красоту. Смертный человек в минуты мировых катастроф «заживо» становится участником пира богов и «их высоких зрелищ». Поэтому в такие мгновения он сам становится «небожителем» и «пьет бессмертье» из божественной чаши. Таким образом, подтекст тютчевского стихотворения в том, что каждый человек, ставший свидетелем трагических и прекрасных картин истории, становится бессмертным, потому что, как очевидец, он может нести это знание потомкам.)
      2. Каково настроение стихотворения? Аргументируйте свое мнение. (Стихотворение вызывает у читателя торжественное, патетическое настроение. Оно создается возвышенными и архаическими словами и выражениями: оратор, величье, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, всеблагие, пир, высоких зрелищ зритель, небожитель, чаша бессмертья и др. Торжественным интонациям способствуют риторические восклицания и многочисленные инверсии: оратор римский, средь бурь гражданских, закат звезды ее кровавый, минуты роковые, призвали всеблагие и др.)
      3. Каковы основные образы стихотворения и как они взаимосвязаны? (Ключевые образы стихотворения — это образ римского оратора и возражающего ему лирического субъекта, считающего счастьем жить в переломные моменты истории. Кроме того, важное место в стихотворении занимает картина пиршества богов, вершащих историю, в совет к которым имеют счастье попасть и смертные «в минуты роковые». Человек в истории приобщается к божественным помыслам и свершениям и поэтому бессмертен.)
      4. Индивидуальное задание 1. Создайте историко-культурный комментарий к стихотворению, истолковав следующие слова и выражения: Цицерон, ночь Рима, римская слава, Капитолийская высота, всеблагие, высокие зрелища, совет, чаша бессмертья. Используйте для этого литературу по римской истории и греческой мифологии.
      5. Индивидуальное задание 2. Найдите в стихотворении слова и выражения, которые характерны для романтического стиля. Докажите, что это стихотворение написано в духе романтической традиции.
      Вопросы и задания к стихотворению «Над этой темною толпой...»
      1. Какова история создания стихотворения? Дайте к нему историко-культурный комментарий. (В комментариях Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева к стихотворению «Над этой темною толпой...» сказано: «Непосредственным поводом к созданию стихотворения послужил церковный праздник Успенья Богородицы, на котором Тютчев присутствовал в Овстуге летом 1857 г. В то же время оно отражает думы поэта в связи с предстоящей крестьянской реформой. В сентябре того же года Тютчев высказал опасение, что крепостнический произвол будет заменен другим произволом „в действительности более деспотическим, ибо он будет облечен во внешние формы законности“») (Из письма к А. Д. Блудовой от 28 сентября 1857 г.)6.
      2. Какую проблему ставит поэт в стихотворении? (Конкретный факт при создании стихотворения наполняется у Тютчева философским подтекстом. Ставя проблему взаимоотношений между личностью и социумом, он уверен, что между ними нет гармонии. Всякий деспотизм губительно действует и на угнетателей, и на угнетенных.)
      3. Что думает поэт о положении народа? (Тютчев выступает против индивидуализма, личных эгоистических чувств власть имущих и сожалеет о «рубцах насилий и обид», которые выпали на долю «непробужденного народа».)
      4. В чем, по Тютчеву, решение крестьянского вопроса? (Спасение поэт видит в осознании высших ценностей и вечных заповедей учения Христа. Он считает, что Свобода, как порождение цивилизации, разгонит сон «долготерпенья» русского народа, но вряд ли она способна излечить «рубцы насилий и обид», «растленье душ» и пустоту, «что гложет ум и в сердце ноет». На вопрос, «кто их излечит, кто прикроет», у поэта один ответ: «Ты, риза чистая Христа...» Русский народ представляется Тютчеву образцом христианского смирения и покорности заветам Христа. Отсюда главными чертами русской нации поэт считает самоотверженность и смирение гордыни.)
      Вопросы и задания к стихотворению «Эти бедные селенья...»
      1. В чем Тютчев видит особенности русской ментальности, особую миссию русского народа? (Поэт уверен, что в противостоянии «Запад — Восток» России отведена особая миссия. Российская империя видится ему непоколебимым утесом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. Поэт утверждает, что бедность России и ее «смиренная нагота» таят в себе богатство и великодушие русского человека. Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.)
      2. Какие философские мысли об истинном и ложном звучат в стихотворении? (По Тютчеву, характерные черты Родины — это «бедные селенья» и «скудная природа». Но за внешней убогостью кроются неисчерпаемые душевные богатства, свидетельствующие о внутренней силе и могуществе. Именно долготерпение поэт считает главнейшим качеством истинного христианина.)
      3. Что дает поэту возможность противопоставлять «Восток» и «Запад» в пользу России? (Тайное сияние русской души не заметит «гордый взор иноплеменный», но оно видно тому, кто, подобно «царю небесному», исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет «ношей крестной» и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым. Именно поэтому «в рабском виде Царь небесный» исходил родную для поэта землю, благословляя ее смирение, долготерпение как истинные нравственные ценности.)
      4. Какие особенности формы стихотворения помогают понять его смысл? (Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, ее внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего обозначена тире, делящим первую строфу надвое. Тайные порывы души подчеркивает аллитерация на «р»: «кРай Родной долготеРпенья, кРай ты Русского наРода» — и восклицательные интонации. Воспетая поэтом «смиренная нагота» как важнейшая нравственная норма противопоставлена гордыне «иноплеменного взора» и подтверждается расширением пространства текста. Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчеркивается двойным отрицанием в начале второй строфы.)
      5. Какой смысл заключается в том, что стихотворение заканчивается словом «благословляя»? («Крестная ноша» русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути «Царя небесного», наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением. Слово «благословляя» является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности.)
      6. Индивидуальное задание. Найдите черты сходства в стихотворении Тютчева и рассказе Тургенева «Живые мощи», эпиграфом к которому писатель берет тютчевские строки.
      Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...» и «Слезы людские, о слезы людские...». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа. Он считает, что Свобода как порождение цивилизации разгонит сон «долготерпенья», но вряд ли она способна излечить «растленье душ» и пустоту, «что гложет ум и в сердце ноет». Поэтому вторую часть урока можно посвятить практикуму по анализу лирических миниатюр Тютчева. Работу можно организовать в трех группах, предложив десятиклассникам примерный план деятельности.

План анализа стихотворений

      1. История создания стихотворения (индивидуальные сообщения).
      2. Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации.
      3. Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании.
      4. Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием.
      5. Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.
      Итог урока. По своим политическим взглядам, отразившимся в лирике, Тютчев всегда был монархистом и противником всяких революций. Но проблемы мировых катаклизмов и спасения русской души он решает с христианских и гуманистических позиций. Считая, что человек в истории приобщается к божественным помыслам и свершениям и поэтому бессмертен, Тютчев видит путь спасения души в приобщении к Богу, «к ризе чистой Христа». Историческую и нравственную миссию России он уподобляет стезе «Царя небесного», благословляя покорность и смирение русского человека, его умение противостоять собственным страстям.
      Библейским подтекстом проникнута миниатюра «Нам не дано предугадать...», где поэт размышляет, как отзовется в будущем «наше слово». Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия все равно обретет спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре «Умом Россию не понять...». В нем, как в «осколке» монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной «стати» русского человека.
      Чувство «мировой скорби», вызванное многолетними страданиями угнетенного и непробужденного народа, звучит в лирической миниатюре «Слезы людские, о слезы людские...». Глубокое чувство лирического «я» подчеркивается в стихотворении особыми поэтическими интонациями, обращениями, повторами, инверсиями, эллиптическими конструкциями, особым звуковым строем текста.
      Величественность и бесконечность природы, вызывающие в Тютчеве восхищение и трепет, породили приподнятость, торжественность лирики поэта и ее жанровые особенности. В стихах Тютчева слышны интонации оды, поэт тяготеет к созданию стихотворений с выраженной поучительной направленностью, пророчествами. Для его стихов характерны начальные утвердительные обороты, наполненные возвышенным пафосом. Предельно сжатые поэтические миниатюры Тютчева напоминают фрагменты крупных лирических форм, так как вмещают в себя масштабное философское содержание.

Урок 62. «О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней...» 7

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Я помню время золотое...» и «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое...»). Обучение сопоставительному анализу стихотворений.

      В начале урока нужно повторить любовную лирику Тютчева, изученную в 9 классе, вспомнить способы раскрытия в ней переживаний лирического «я». Поэт был уверен, что без любви жизнь немыслима. Поэтому любовь он считал неотъемлемым признаком подлинно человеческих отношений. Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики поэта, прочитать стихи, посвященные им.
      Индивидуальные сообщения
      1. Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848) и «В часы, когда бывает...» (1858).
      Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний...» посвящено памяти первой жены Тютчева Элеоноры Петерсон, урожденной графини Ботмер. Она умерла в 1838 г. вскоре после пожара на пароходе «Николай I», где она находилась вместе с детьми. Нервное напряжение подорвало ее здоровье, и Тютчев, переживая ее смерть, поседел за одну ночь.
      Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический субъект не может забыть свою любовь. Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней «в сумраке». Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний.
      Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического субъекта самому себе. Он называет ее образ «недостижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств. Однако глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, который способен много лет «в сумраке воспоминаний» искать на небе свою неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство.
      2. Рассказ о втором браке Тютчева. Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской влюбленной...», «Не знаю я, коснется ль благодать...», «Она сидела на полу...».
      Стихотворение «Она сидела на полу...» посвящено второй жене Тютчева, урожденной баронессе Пфеффель, и, по мнению Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева, имеет в своей основе жизненный факт. Э. Ф. Тютчева, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Тютчев сделал из этой бытовой ситуации лирический шедевр. Две первые строфы построены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: «Она сидела на полу и груду писем разбирала...», «брала знакомые листы и чудно так на них глядела». В двух вторых стихах каждой строфы поэт поднимается до философского обобщения, переданного при помощи символических сравнений. Она брала письма, «как остывшую золу», и смотрела на них, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...».
      Письма как одно из главных средств общения в XIX в. порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «брошенным телом», которое покинула душа.
      Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лирический субъект текста готов «пасть... на колени», созерцая «роковую минуту» прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить горесть «минут любви и радости убитой». В стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных человеческих переживаний.
      3. Вернувшись в Россию в 1844 г., Тютчев вскоре получает должность старшего цензора Комитета цензуры иностранной, а затем становится председателем этого комитета. В 1854 г. появляется первая книга стихов Тютчева в России, включающая 92 стихотворения. В 1850-е гг. поэт сближается с Е. А. Денисьевой, к которой испытывает глубокое и сильное чувство. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в его душе и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.
      В стихотворениях «денисьевского» цикла исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим...», «Не раз ты слышала признанье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Есть и в моем страдальческом застое...», «Последняя любовь».
      Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.
      Главные вопросы для обсуждения
      — Каким предстает перед нами лирическое «я» стихотворений?
      — Что можно сказать об их авторе?
      Стихотворение «О, как убийственно мы любим...», входящее в образовательный стандарт по литературе, необходимо сделать предметом углубленного анализа.
      Вопросы и задания к стихотворению «О, как убийственно мы любим...»
      1. Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви? Почему человек обречен губить то, что всего милее его сердцу?
      2. В чем лирическое «я» стихотворения видит свою вину перед возлюбленной?
      3. Какой смысл в том, что в стихотворение поэт вводит образ «двойника» лирического «я», который судит его, открывает ему всю тяжесть вины?
      4. Почему его любовь принесла женщине лишь страдания?
      5. Индивидуальное задание. Исследуйте лексику, характеризующую три ключевых образа стихотворения: Он, Она, толпа. Сделайте вывод о губительном влиянии любви на людей, если в нее вмешивается мораль толпы.

Лексика
Ключевые образы
Он
Она
Толпа
Субстантивно-адъективная Буйная слепость, страсти, сердце, победа, встреча роковая, сон, северное лето, мимолетный гость Розы ланит, улыбка уст, блеск очей, слезы, горючая влага, волшебны взоры, смех младенчески живой, судьбы ужасный приговор, незаслуженный позор, отреченье, страданье, мученье, пепл, боль злая, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез Толпа, грязь
Глагольно-наречная Убийственно любим, губим Уцелело, девались, опалили, выжгли, изменили, дико стало, ушло Нахлынув, втоптала

      Вывод. Главное чувство лирического «я» этого стихотворения — чувство вины перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания. Любящая женщина для поэта — безупречно чиста, но их страсть оказывается трагической и несет ей лишь страдания. Многомерным оказывается в этом стихотворении слово «убийственно», в котором сочетаются и сила любви («убийственно» в значении «очень сильно»), и мотив насильственной смерти («убийственно» значит «способно убить»). Форма слова фонетически ассоциируется с одной из библейских заповедей — «Не убий!», нарушение которой делает вину лирического субъекта еще более тяжкой. То, что поэт употребляет в стихотворении форму местоимения «я» во множественном числе — «мы», подчеркивает обобщенный характер изображаемого чувства и возводит любовные отношения в ранг всеобщей трагедии, всеобщего закона. Интересно, что в стихотворении появляется как бы образ «двойника» лирического «я», его совесть, внушающая чувство вины. Можно заметить, что о себе герой говорит в формах второго лица («ты», «вашей встрече», «твоя любовь»), употребляет по отношению к самому себе императивные («спроси», «сведай») и вопросительные конструкции («что уцелело?», «куда девались?», «помнишь ли?», «что ж теперь?»).
      Любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку «не дано предугадать» последствий своего чувства, и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего гибели души.
      Этому стихотворению созвучно и «Предопределение», которое может быть прочитано в классе и проанализировано в режиме индивидуального задания. В стихотворении «Предопределение» поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он считает, что любовные отношения сложны и лишены безоблачности. Он и Она постоянно находятся в состоянии «рокового поединка», но это не поединок врагов. Это своеобразное состязание в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается нежнее, гибнет раньше, истратив свои внутренние силы. Отсюда диалектическая двойственность любви, дающей человеку и величайшую радость, и безмерное страдание. Давая жизнь одному любящему сердцу, другое готово принять смерть. Поэтому любовь, по Тютчеву, это вселенская трагедия, величие которой в возможности ощутить кульминацию счастья.
      Диалектика страдания и блаженства пронизывает стихотворение «Последняя любовь» — вершину «денисьевского» цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читателей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл. Элегический характер тексту придает чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как «прощальный свет... зари вечерней». Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе любовь «на склоне лет», как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала — любовь и смерть, и лирический субъект охвачен неодолимым желанием продлить волшебный миг очарования. Но конец жизни близок, уже только «на западе бродит сиянье». Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся глаголы в форме императива, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и сердцебиения?) и многочисленные восклицательные конструкции. Однако поэт уверен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что «скудеет в жилах кровь». Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и всегда обречено на безнадежность.
      Закончить разговор о любви Тютчева и Денисьевой можно в эмоциональном ключе, прочитав стихотворение Евгения Евтушенко «Он ошибся...».

Седину неухоженную нахлобучив,
ненасытную юность свою
                    под очками застенчиво пряча,
всех измучив собой,
                    как он мучился,
                                     Тютчев,
доводя своих женщин,
                    как свечи,
                                     до смертного плача.
Он покинул Россию,
                    казалось,
                                     на двадцать два года.
Но глаза понапрасну
                    по родине не моросили,
и еще существует у русских такая порода:
Власть для них чужестранка,
                    а там, где они, — там Россия.
Он ошибся,
когда он считал, что служил этой власти,
и глядели насмешливо
                    пуговицы на вицмундире.
Он служил только собственной
                                     испепеляющей страсти
к власти слова,
           которой нет царственней в мире.
Беззащитнее Бога он был
                                     и мудрее науки,
а внутри прорастало
                    всех ангелов пение хоровое,
и на страшной такой высоте
                    замерзали Денисьевой руки
в облаках седины
над его ледяной обжигающей головою.

      Для сопоставительного текстуального анализа можно выбрать стихи, посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с ним свою жизнь, — Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюденер. Это раннее «Я помню время золотое...» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — «Крюденер. Баронессе» (1870).
      Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
      1. Каковы ключевые образы в этих стихотворениях, как они взаимосвязаны?
      2. Какое время года и суток изображается в первом стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?
      3. Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?
      4. Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?
      5. Подтвердите примерами романсово-элегический характер второго стихотворения.
      6. Как отражается в нем образ времени? Что в жизни лирического «я» — воспоминание, а что является реальностью? Что необходимо для гармонии прошлого и настоящего?
      7. Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.
      В финальной части урока можно прослушать романс неизвестного автора на стихи Тютчева «Я встретил вас...», а дома письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье...», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.
      Вывод. Ключевой образ стихотворения «Я помню время золотое...» — это Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами внешнего мира. В «К. Б.» — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик, а важна его внутренняя, духовная жизнь. Лирический субъект стихотворения далеко не молод. Но встреча со своей первой любовью порождает в его душе новый прилив сил, ощущение полноты жизни. В стихотворении «Я помню время золотое...» изображены характерные для лирики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда «день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свивал». Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, «ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь. И не страшно было, что «день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сладость непонимания, что жизнь быстротечна.
      Центральный образ стихотворения «К. Б.» — это Он, но за его плечами целая жизнь. Он ощущает свое сердце отжившим, и только мимолетная встреча с Ней рождает в его душе былые чувства. Человек становится подобен природе, в которой поздней осенью случайно выдастся денек, когда «повеет вдруг весною». Воспоминание о весне юности своим дуновением помогло вновь ощутить душевную полноту. Милые черты любимой заставили громче зазвучать в душе те струны, которые не умолкали долгие годы. Теперь их звуки стали слышнее, и это признак неумирающей жизни, вселенской вечности бытия, озаренного любовью. Использованные поэтом приемы анафоры и синтаксического параллелизма подчеркивают взволнованность поэтических интонаций и придают стихотворению приподнятое, исполненное романтического пафоса настроение. В тексте улавливаются пушкинские интонации, потому что лирический субъект у Тютчева пережил состояние, близкое пушкинскому «чудному мгновенью».
      Итог урока. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. В любовной лирике человеческие чувства осознаются поэтом в контексте жизни Вселенной, тайн природы и человеческого бытия. Образная система лирики любви сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от него, производимые на поэта, глубину эмоций мира внутреннего.
      Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева, — это противоборство враждебных сил. Любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий и парадоксов. Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадежности.


1 Лермонтов М. Ю. Мцыри // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 2. — С. 52.
2 См.: Луначарский А. В. Романы Н. Г. Чернышевского // Собр. соч. — М., 1967. — Т. 1.
3 См.: Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Критико-биографический очерк // Ф. И. Тютчев. Полн. собр. соч. Изд. 6-е. — СПб., 1912.
4 Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. — М., 1922. — Т. 2. — С. 303.
5 Тютчев Ф. И. Цицерон // Ф. Тютчев. Стихотворения. — М., 1936. — С. 91.
6 Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. — М., 1986. — C. 458.
7  Тютчев Ф. И. Последняя любовь // Ф. Тютчев. Стихотворения. — М., 1936. — С. 225.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>