Бельская Л. Л. Литературные викторины


Древнерусская
литература





Сказал брат брату: «Это мое и то мое же», и стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать.



 

      С чего начнётся наше знакомство с русской литературой? С погружения в «века загадочно былые», в русское Средневековье, во времена Киевской, а позднее Московской Руси.
      Давайте вообразим себе стольный Киев-град с его соборами, Москву Белокаменную и её сорок сороков, пограничные дикие степи, набеги кочевников и ответные походы русских князей, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское иго и Куликовскую битву, первые «заграничные» путешествия, столкновения с западными соседями, Смутное время...
      Эти семь веков частично отразились в дошедших до нас произведениях древнерусской литературы, начиная от летописей и кончая светскими и воинскими повестями, написанными «старыми словесы» — по-старославянски и по-древнерусски.
      Прислушайтесь, как звучат старинные слова: аще, рци, велми, уныша. «Днепрь темне березе плачется мати Ростиславля» — «На тёмном берегу Днепра плачет мать Ростислава».
      Прочитайте древние книги, вначале рукописные, а затем печатные и нередко анонимные, и вам откроется мир, в котором жили наши предки, и вы узнаете, что их радовало и волновало, как они любили и страдали, о чем думали, с кем воевали.
      Вчитайтесь внимательнее в эпиграф. Откуда взяты эти слова и что они означают? Не правда ли, в них слышится предостережение, обращенное и к потомкам, в сегодняшний день, к нам с вами?
      Рекомендуем вам познакомиться с работами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва о древнерусской литературе, адресованными молодежи и школьникам. В них увлекательно и доступно рассказывается о том, что показалось вам непонятным, сложным или скучным. И вы легко, играючи ответите на предложенные здесь вопросы.
      Готовы ли вы вступить в игру? Тогда вперёд! Желаем удачи!


Вопросы

      1. Кем была составлена первая славянская азбука и какое название она получила?
      2. Чем можно доказать, что на Руси существовал культ грамотности в разных слоях населения?
      3. Первые книги представляли собой собрания переводных и оригинальных сочинений. Как они назывались?
      4. Откуда почерпнул Пушкин предание о смерти князя Олега («Песнь о вещем Олеге»)?
      5. Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто ее автор?
      6. Летописец утверждал, что славяне произошли от одного из сыновей Ноя. Какого?
      7. Что сравнивал летописец с реками, питающими весь мир: «се бо рекы, напояющие вселенную»?
      8. Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа?
      9. Какую фразу произнес князь Святослав, обращаясь к дружине перед битвой: «Да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвые бо...»?
      10. Как, судя по летописи, перехитрили осаждённые белгородцы печенегов, заставив их снять осаду и угостив их «питьем» из колодцев?
      11. К кому обращался в своём «Поучении» князь Владимир Мономах?
      12. Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение было им посвящено?
      13. Известны ли вам в древнерусской литературе произведения, озаглавленные «Слово о...»? Почему они так назывались?
      14. Что считал митрополит Иларион «законом», а что «благодатью» в своём «Слове о законе и благодати» (XI в.)?
      15. Был в древнерусской литературе жанр «житие». Что это за произведения, кому посвящались? Приведите примеры.
      16. С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?
      17. Кого автор называет «соловьем старого времени»?
      18. Какую художественную декларацию провозглашает автор в начале «Слова...» и претворяет ли он её на практике?
      19. С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то...»?
      20. Точен ли следующий перевод: «мысь» — это мысль, а «бебрян» — бобровый («растекашется мыслью по древу», «омочу бобровый рукав в реке Каяле»)?
      21. С кем отправился в поход князь Игорь?
      22. Какой эпитет употреблен к слову «кони»: «А сядем, братья, на своих ... коней»? Кто и кому говорит это?
      23. Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить...»? Что обозначает это выражение?
      24. Какого былинного богатыря напоминает буй-тур Всеволод, который «куда поскачет — там лежат поганые половецкие головы»?
      25. Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове...»?
      26. Кто такие «даждьбожии внуки»?
      27. Какой бог выступает в «Слове...» покровителем половцев?
      28. Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?
      29. Какой рефрен, посвящённый прощанию с родной землёй, звучит в «Слове...»?
      30. Когда в действительности произошло затмение солнца и какую роль оно играет в сюжете «Слова...»?
      31. На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?
      32. С чем автор сравнивает битву?
      33. В «тёмном сне» Святослава ему на грудь сыплют из половецких колчанов крупный жемчуг. Что он символизирует?
      34. Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?
      35. Какой поэтический прием использован в следующей фразе: «Се ли створисте моей серебряной седине»? Чьи это слова?
      36. Почему «застонал Киев от печали, а Чернигов от напасти»?
      37. Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь её «ладе»?
      38. Вспомните литературную сказку XIX в., герой которой тоже трижды обращается к природным стихиям с просьбой сказать, где его невеста.
      39. Как метафорически говорится в «Слове...» о пленении Игоря?
      40. Кто помог князю бежать из плена?
      41. Как печалятся растения об участи героев? Как называется этот художественный прием?
      42. А герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.
      43. С каким «дитятей» вернулись князья на Русскую землю из плена?
      44. Чему радуются города и страны: «страны рады, грады веселы»?
      45. Автор называет Кончака не только поганым, но и ... , как персонажа русских сказок. Какой смысл вкладывался в это слово?
      46. Упоминаются ли в «Слове...» христианские понятия, церковные термины?
      47. Следы какого языческого культа можно обнаружить в произведении? Приведите примеры.
      48. Известен ли автор «Слова...»? Кем он был, кто он?
      49. На какие фольклорные жанры он опирался и как называл свое произведение?
      50. Кем и когда был найден один из списков «Слова...»? Какова была его дальнейшая судьба?
      51. Кто из русских поэтов использовал образы «Слова...» вскоре после его открытия и публикации?
      52. Какие поэтические переводы «Слова...» вам известны?
      53. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова...» вы можете назвать?
      54. Как называется произведение о нашествии Батыя на Рязань и начале татарского ига?
      55. О каком богатыре, побившем с малой дружиной «великую силу — рать татарскую», рассказывается в этой повести?
      56. Рязанцы бились с татарами «един с тысящею, а два с тмою». Сколько человек в тьме?
      57. Кто о ком сказал: «Сии бо люди крылати и не имеюще смерти» и «Аще бы у меня такий служил, — держал бы его против сердца своего»?
      58. К кому обращается рязанский князь Юрий: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой ... быти»? Вставьте пропущенное слово.
      59. Как погибает княгиня Евпраксия, не захотевшая пережить своего мужа, убитого татарами?
      60. В каких древнерусских памятниках воспевается победа русских над Мамаем в Куликовской битве?
      61. Кто благословил князя Димитрия на битву с татарами?
      62. Как звали русского монаха-богатыря, который победил в единоборстве татарского батыра?
      63. Почему повесть о Куликовской битве называется «Задонщина»?
      64. Автор «Задонщины» сознательно строит её по аналогии с другим древнерусским произведением, противопоставляя прошлое и настоящее, поражение и победу: там «черна земля посеяна костьми русских» — здесь ... , там «готские девы звенели русским златом» — здесь ... , там «тоска разлилась на Русской земле» — здесь ... . О каком произведении идёт речь?
      65. Какая известная теория о мировой роли Русского государства была сформулирована в XV в. псковским старцем Филофеем: Москва — Третий Рим после второго — ... , а четвертому ... ?
      66. Какой стиль в древнерусской литературе назывался «плетением словес»?
      67. В «Задонщине» плачут коломенские жены и просят князя запрудить веслами Днепр, а Дон шеломом вычерпать. При чём тут Днепр, почему он упомянут?
      68. Повествуя о подготовке к битве, автор пишет: «трубы трубят на Коломне», «стяги стоят у Дону великого». А где трубили трубы и стояли стяги в «Слове о полку Игореве»?
      69. Какой русский поэт в начале XX в. обратится к теме Куликовской битвы и в каком произведении?
      70. В XVI в. большой популярностью пользовался сборник «поучений и наказаний» мужу и жене, их чадам и рабам, в котором предписывалось, как надо вести себя в семье. Как назывался этот сборник?
      71. Какая повесть о любви князя и простой крестьянской девушки напоминает, с одной стороны, библейскую легенду, а с другой — европейский рыцарский роман? Какую легенду и какой роман?
      72. Как влюбленные в этой повести побеждают смерть, которая не может их разлучить?
      73. Какой принцип равенства всех перед лицом государя выдвинул публицист XVI в. Иван Пересветов: «Все есмя дети ... »?
      74. Как была озаглавлена первая русская книга путешествий в дальние страны?
      75. В какую страну отправился Афанасий Никитин и сколько лет провел там?
      76. Какую «первопечатную» книгу издал Иван Фёдоров в 1564 г.?
      77. Кто был автором первого политического памфлета в русской литературе — «Истории о великом князе Московском» — и кому был посвящен памфлет?
      78. Какие повести XVII в. пародировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей?
      79. В какой повести рассказывается история, напоминающая притчу о блудном сыне, но герой которой так и не вернулся в родной дом?
      80. Чей это портрет: «Босо-наго, нет на ... ни ниточки, ещё лычком ... подпоясано», а есть у него богатырский голос?
      81. Удалось ли молодцу убежать от Горя, которое его преследовало?
      82. К каким выводам приходят герой и автор: «Когда у меня нет ничего, и тужить мне ... » и «А в горе жить — ... быть»?
      83. При дворе какого царя был создан первый русский театр, представления в котором длились по 10 часов подряд?
      84. Как звали бродячих актёров в народных балаганах?
      85. Кто из писателей, рассказывая о своем 15-летнем тюремном заключении, описывал, как гнил в «земляном гробу» в ожидании смерти, проклинал своих мучителей и молился Богу?
      86. С кем сравнивал он себя: «как ... в соломе лежу на брюхе»?
      87. Какой библейский эпизод толкует автор в современном духе: «Лукавый хозяин накормил и напоил, да и со двора спихнул. Пьяный валяется на улице, ограблен, а никто не помилует»?
      88. В одной повести XVII в. юноша влюбляется в чужую жену и продаёт душу дьяволу, а в другой — герой-плут с помощью всяких проделок добивается руки богатой невесты. Назовите эти повести.
      89. Как в XVII в. называли древнерусские стихи и почему?
      90. Крупнейший стихотворец XVII в., принявший монашество и ставший учителем царских детей, выбрал себе поэтический псевдоним по названию родного города. Кто этот поэт?
      91. Как можно понять заглавие книги Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный»?
      92. Каков смысл строк, написанных С. Полоцким: «Родителей на сына честь не прохождает, Аще добродетелей их не подражает»?
      93. В древнерусской литературе редки женские имена: героинь называют по отцу или по мужу. Можете ли вы привести примеры имен, отчеств, фамилий?
      94. Известны ли вам древнерусские живописцы? О ком из них был снят фильм русским режиссером XX в.?
      95. Назовите известные памятники древнерусского зодчества.


Ответы

      1. Братьями-славянами из г. Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица — на основе греческой азбуки (863—864 гг.).
      2. Открытие берестяных грамот, написанных купцами, ремесленниками, крестьянами (смердами); традиция чтения вслух и переписывания текстов, сочинительство, распространенное не только среди монахов, но и среди князей, царей, дружинников и бояр.
      3. «Изборники», т. е. сборники разных сочинений.
      4. Из летописи «Повесть временных лет». Наступил Олег Вещий на череп своего коня, «и выникнувши змия изо лба, уклюкнув в ногу» (912 г.).
      5. «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» (XII в.) — первые слова летописи и стали ее заглавием. Монах Нестор.
      6. Иафета.
      7. Словеса книжные, книги.
      8. Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажжённый трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень.
      9. «...сраму не имам» (971 г.).
      10. В колодцах были заранее поставлены кадки с киселём и мёдом, и враги поверили, что белгородцев сама земля кормит и их не победить («Сказание о белгородском киселе»).
      11. К сыновьям и ко всем русским князьям.
      12. Князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как «страстотерпцев» — невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.). «Сказание о Борисе и Глебе».
      13. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (XI в.), «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Слово о погибели земли Русской» (XIII в.). Эти произведения обращены к слушателям, как произнесенная речь.
      14. Ветхий и Новый Завет, доказывая превосходство второго над первым.
      15. Жизнеописания святых, канонизированных христианской церковью: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», «Житие» протопопа Аввакума (хотя последнее не совсем соответствует законам жанра).
      16. «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославовича?»
      17. Бояна — легендарного древнерусского певца.
      18. Писать «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна», т. е. придерживаться действительных событий, а не придумывать их; однако сам обращается и к вымыслу (например, «вещий сон» Святослава), и к образной и риторической речи.
      19. «...растекашется мысью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка).
      20. Скорее — «белка», так как система сравнений выдерживается в едином ключе: белка, волк, орел (а не мысль, волк, орел). Бебрян — сорт шелковой ткани особой выделки, а не бобровый мех.
      21. С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом.
      22. «...борзых», т. е. быстрых. Князь Игорь своим родственникам.
      23. «...шеломом Дону». Выпить воды из реки побеждённой страны — символ победы.
      24. Илью Муромца.
      25. Гзак и Кончак.
      26. Так автор «Слова...» называет русских — сыновья Бога Солнца.
      27. Стрибог — Бог Ветров.
      28. Нет, ханы называют её «красной девицей».
      29. «О Русская земля, ты уже за холмом!»
      30. 1 мая 1185 г., в самом начале похода, у берегов Оскола; это знамение предвещало неудачу.
      31. Каялы — от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть). Какая реальная река имелась в виду, не выяснено.
      32. С пахотой и жатвой: «Черна земля под копытами посеяна костьми русских» и «снопы стелют головами»; с пиром — «Тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую» (кстати, Кончак и впрямь сват Игоря: их дети помолвлены); с грозой — «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!».
      33. В славянской мифологии и русском фольклоре жемчуг означает слёзы.
      34. «Золотое слово, со слезами смешанное».
      35. Аллитерация на звук «с». Слова Святослава, киевского князя.
      36. Киев сочувствует поражению князей, а Чернигов страдает от набегов кочевников, поднявших головы после своей победы и разорявших юг Руси.
      37. Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее — русским, а Днепр Словутич — пограничная славянская река.
      38. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, в которой королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу.
      39. «Тут Игорь князь пересел из седла золотого в седло кощиево», т. е. рабское.
      40. Половчанин Овлур.
      41. «Никнет трава от жалости, а дерево с печали к земле приклонилось». Олицетворение.
      42. Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует».
      43. С внуком Игоря Изяславом — сыном Владимира и Кончаковны.
      44. Возвращению Игоря из плена.
      45. Кощеем. Происхождение этого слова В. Даль связывает с «костями» (изможденный, худой человек, скряга, скупец). Употреблялось в значении «подлый раб, нехристь».
      46. «Аминь», которым завершается «Слово...»; «христианы» и др.; половцы называются «погаными»: «побарая за христианы на поганые полки».
      47. Культ Солнца: четыре солнца — четыре князя, обращение Ярославны к «пресветлому Солнцу», «Солнце светится на небесе — Игорь князь в Русской земле». Затмение солнца символизирует помрачение света истины в душе князя.
      48. «Слово о полку Игореве» анонимно, автор неизвестен; возможно, он был дружинником Игоря, участвовавшим в походе, или приближенным киевского князя Святослава, сторонником Ольговичей, преувеличивавшим их силу.
      49. На плачи и «славы» (песенные восхваления). «Слово», «песнь», «повесть».
      50. Собирателем древних рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в 90-х гг. XVIII в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 г.
      51. А. Н. Радищев. «Песни, петые на состязаниях в честь древних славянских божеств»; В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов»; А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»; К. Ф. Рылеев. «Боян».
      52. В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого, И. Шкляревского, В. Сосноры, В. Кожевникова.
      53. Опера А. Бородина «Князь Игорь»; картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», В. Шварца «Боян», К. Васильева «Ярославна».
      54. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIII в.).
      55. О Евпатии Коловрате (вероятно, прозвище, означающее «ворот, вал с рычагами, сверло»).
      56. Десять тысяч.
      57. Татары о рязанцах и Батый о Коловрате.
      58. К дружине, «...воле».
      59. Узнав о гибели мужа, выбросилась с маленьким сыном из «превысокого терема».
      60. «Задонщина» (XIV в.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.).
      61. Сергий Радонежский.
      62. Пересвет.
      63. По месту битвы — «за Доном».
      64. О «Слове о полку Игореве». «...Татарскими»; «русские жены восплескаша татарским золотом»; «уже по Русской земле простреся веселие и буйство».
      65. Согласно этой теории, именно в русском народе сохранилась истинная православная вера, поэтому христианским центром должна стать Москва. Византии. Не бывать.
      66. «Плетение словесных венков», т. е. восхваление с обилием сложных синтаксических конструкций, повышенной метафоричностью и риторическими приемами.
      67. К Днепру обращалась Ярославна, это пограничная русская река.
      68. В Новеграде и Путивле.
      69. А. Блок. Цикл стихов «На поле Куликовом».
      70. «Домострой».
      71. «Повесть о Петре и Февронии» — библейская легенда о царе Соломоне и Суламифи, роман о Тристане и Изольде.
      72. Они умерли в один день и час, и их положили в разные гробы, но на следующий день их тела оказались вместе в общем, заранее заготовленном гробу.
      73. «...Адамовы».
      74. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
      75. В Индию, три года.
      76. «Апостол» — книга апостольских посланий для богослужения.
      77. Князь Андрей Курбский — царю Ивану IV.
      78. «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде».
      79. «Повесть о Горе-Злочастии».
      80. «...Горе», «...Горе».
      81. Да, он спасается в монастыре.
      82. «...не о чем», «...некручинну».
      83. Алексея Михайловича.
      84. Скоморохами.
      85. Протопоп Аввакум.
      86. «...собачка».
      87. О дьяволе, соблазнившем Еву и Адама и оставившем их в беде после изгнания из рая.
      88. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Фроле Скобееве».
      89. Вирши (от лат. verse — стихи) — силлабические русские стихи создавались по польскому образцу. При написании таких стихов учитывалось лишь количество слогов (силлаб), а не количество ударений.
      90. Симеон Полоцкий (город Полоцк).
      91. Плодовый сад или виноградник, в котором много разных сортов плодов, ягод, цветов.
      92. Честь родителей не передается сыну, если он не подражает их добродетелям (вечная проблема отцов и детей).
      93. Евпраксия и Феврония, Ярославна и Марковна, Андреева и Святополча.
      94. Феофан Грек и Андрей Рублёв. О последнем снял фильм А. Тарковский.
      95. Софийский собор в Киеве (XI в.), церковь Покрова на Нерли (XII в.), Троице-Сергиев монастырь (XIV в.), ансамбль Московского Кремля (XIV—XVII вв.), храм Василия Блаженного (XVI в.), Новодевичий монастырь (XVII в.), Преображенская церковь в Кижах (XVII в.).

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>