Бельская Л. Л. Литературные викторины


М. Ю. Лермонтов
(1814—1841)

Вопросы

      1. От кого вёл свою родословную Лермонтов?
      2. Где он провёл свои детские годы и впоследствии был похоронен?
      3. «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт?
      4. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?
      5. Почему Елизавета Алексеевна Арсеньева прибавила себе 12 лет и на её могиле вместо 73 лет указано 85? Связано ли это с её внуком?
      6. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?
      7. Сколько лет было Мишелю Лермонтову, когда появилось в журнале «Атеней» его первое стихотворение «Весна», и как оно было подписано?
      8. Почему он завидовал Пушкину, что у того была русская няня?
      9. Один из кумиров юного поэта — «Сей взгляд с возвышенным челом И две руки, сложённые крестом». Кто это?
      10. В дружеском кругу у Мишеля было шутливое прозвище Маёшка. Откуда оно взялось?
      11. В каком университете он учился и окончил ли его?
      12. Кто такая загадочная Н. Ф. И. и какие стихи поэт посвятил ей?
      13. По поводу чего велось следствие «о непозволительных стихах» и последовал арест и первая ссылка на Кавказ?
      14. Кто из друзей и родственников Лермонтова был секундантом на его дуэлях и получил прозвище по имени своей собаки?
      15. С кем и из-за чего произошла у Лермонтова дуэль, за которую он был вторично сослан на Кавказ?
      16. Сидевшего на гауптвахте после дуэли Лермонтова навестил его земляк, с которым прежде они не были знакомы. Кто это был?
      17. Участником какого кружка дворянской молодежи был Лермонтов в конце 30-х гг.?
      18. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея ... лет отроду?» Об этой любви поэт вспомнит в стихотворении «Кавказ»: «Пять лет пронеслось, всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор...» Сколько лет было ему, когда он влюбился первый раз?
      19. Какой край стал для Лермонтова «заветной страной», «жилищем вольности простой»: «Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я ... »?
      20. В одном из ранних стихотворений под видом иноземной страны описана Россия: «Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край... моя отчизна». Что это за страна и как называется стихотворение?
      21. Лермонтов переводил многих европейских поэтов. Самые знаменитые его переводы — «На севере диком стоит одиноко...» и «Горные вершины...». Кому принадлежат оригиналы и какие изменения внёс переводчик?
      22. Какие две шиллеровские баллады перевел 15-летний юноша вслед за Жуковским, учась у предшественника, но не подражая ему?
      23. Известно, что Байрон, как и Пушкин, был поэтическим учителем Лермонтова. А есть ли в произведениях Лермонтова упоминания имени Байрона?
      24. Что напоминает вам лермонтовское восклицание: «Луна! Как много в этом звуке чувств!»?
      25. Есть ли у Лермонтова герой, похожий на пушкинского Евгения из «Медного всадника», тоже бедный чиновник, мечтающий о независимости, чести и богатстве?
      26. У кого позаимствовал Лермонтов первую строку своего «Паруса», возможно, случайно, а может, и намеренно?
      27. С юных лет предчувствовал поэт свою раннюю смерть — насильственную гибель: «Кровавая меня могила ждет, Могила без ... и без ... ». Без чего?
      28. В лермонтовской лирике (особенно ранней) третье лицо с местоимением «он» порой используется для исповеди самому себе, обозначая двойника автора: «Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубров», «Он хочет жить ценою муки, Ценой мучительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берёт», «...он счастия не ищет, И не от счастия бежит!». Кто эти «они»?
      29. Кому из лермонтовских героев «кто-то камень положил в его протянутую руку», а кому вслед «бросали бешено каменья»?
      30. О ком: «одиноко Он стоит, задумался глубоко ... »? А кто «стоит одиноко на голой вершине ... »? Есть похожие мотивы и у другого поэта: «Стою одиноко у края стремнины» и «Стоит один во всей вселенной». Назовите автора и всех персонажей.
      31. В поэзии Лермонтова часто слышны природные и фантастические голоса. Чьи вы можете назвать?
      32. «Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь». Откуда едет царевич и о чём он будет помнить?
      33. Какие две горы затевают спор у Лермонтова?
      34. Какие времена года описаны в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»?
      35. «В пустыне чахлой и скупой...» и «В пустынных степях аравийской земли...» — это зачины двух известных стихотворений. Каких?
      36. У Лермонтова есть стихотворение-песня, в котором мать поёт о будущем своего ребёнка. Впоследствии другой поэт напишет сатирический «перепев» этой песни: «Будешь ты чиновник с виду И подлец душой». Как называется лермонтовское стихотворение и кто автор подражания?
      37. Если у Пушкина поэт разговаривает с книгопродавцом, то у Лермонтова в диалог вступают три собеседника. Назовите их.
      38. В своей «Чаше жизни» Лермонтов пользуется образом поэта-предшественника: «Когда ещё я не пил слез Из чаши бытия ... ». У кого заимствован этот образ и как он преобразован?
      39. Когда-то Рылеев, обличая «временщика», надеялся на суд потомства: «За зло и вероломство Тебе свой приговор произнесёт потомство». На кого и на что возлагал надежды Лермонтов?
      40. К кому обращался поэт с вопросом: «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк»?
      41. Каким, по мнению Лермонтова, должно быть слово поэта «во дни торжеств и бед народных»?
      42. В стихотворении «Тучи» героини вначале сравниваются с «изгнанниками», а в конце это суждение опровергнуто: «нет вам изгнания». Почему?
      43. Лермонтов называл себя изгнанником, сравнивая то с реальными людьми, то с природными реалиями, то с фантастическими силами. С кем и какими?
      44. Ненавидя рабство, поэт обнаруживал рабские черты и в своих сверстниках, и во всей России. Как он писал об этом?
      45. Какое лермонтовское стихотворение начинается почти как письмо Татьяны Лариной: «Я к вам пишу случайно, право...»?
      46. «Валерик» — это имя или название? Что оно значит?
      47. Кого Лермонтов называл «мой милый Саша»: «Я знал его: мы странствовали с ним в горах Кавказа»?
      48. Кому адресованы эпиграммы, приписываемые Лермонтову: «Скинь бешмет свой, друг Мартыш», «Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон»? Какую роль он сыграет в судьбе Лермонтова? Прототипом какого лермонтовского героя считается этот человек?
      49. В каком стихотворении показана удивительная ситуация: герою снится, что любимая видит его во сне?
      50. Как и где Лермонтов использует пушкинский мотив: «Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака» (из «Евгения Онегина»).
      51. Какие отголоски из пушкинских произведений слышатся в «Смерти поэта»? Какой эпиграф был у этого произведения и какова причина его написания?
      52. «И Терек, прыгая, как львица, С мохнатой гривой на спине...». В чём неточность этих строк?
      53. Какое лермонтовское стихотворение Л. Н. Толстой назвал «зерном» «Войны и мира»?
      54. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Отечественной войны через сто лет?
      55. Какой просьбой завершает автор свою горько-ироничную «Благодарность», обращаясь к Творцу: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне ... »?
      56. А вот концовка другого стихотворения: «Только слышно: за дверями, ... шагами, Ходит в тишине ночной ... часовой». Какими эпитетами обрисован часовой и в каком стихотворении?
      57. С чем сравнивает себя герой «Узника»: «На коня потом вскочу, В степь, как ... , улечу»?
      58. Лермонтов нередко начинал свои стихи с отрицательных конструкций — «нет», «не ты», «не могу» и т. п. Приведите примеры.
      59. Любил он давать своим произведениям «числовые» заглавия, указывая количество героев, время написания. Назовите их.
      60. На кого ссылается поэт: «И право, ... нам не врёт, Сказав, что день беды пройдёт, А что пройдёт, то будет мило»?
      61. Какое стихотворение можно считать прологом к «Герою нашего времени», так как в нём даётся характеристика современного общества и его представителей как порождения времени?
      62. Кто такой «последний сын вольности»?
      63. Сказка, которую рассказывает слуга боярину Орше, заканчивается так: «И прогневился царь тогда, И повелел он без суда Их в бочку засмолить И в сине море укатить...» Кого и за что?
      64. Какую поэму Лермонтов написал на основе черкесской песни о юноше, вернувшемся из битвы, в которой погибли его родные и товарищи?
      65. В каких лермонтовских произведениях действие происходит на Кавказе?
      66. Какие два героя произносят сходные монологи, один из которых звучит так: «И вырос в тесных я стенах Душой дитя — судьбой монах! Никто не смел мне здесь сказать Священных слов: отец и мать»?
      67. Первоначально поэма «Мцыри» называлась «Бэри» (по-грузински «монах»). Почему автор изменил заглавие и что оно значит?
      68. Знакома ли вам фраза: «вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»? Откуда она? В чем её смысл?
      69. Был ли прототип у Мцыри?
      70. Перед кем исповедуется Мцыри?
      71. Какой вопрос задает себе герой и пытается найти на него ответ: «Для ... иль ... На этот свет родимся мы?»
      72. На что Мцыри был готов променять «рай и вечность» (эти строки были выброшены цензурой)?
      73. Куда он стремится: «В тот чудный мир тревог и ... , Где в ... прячутся скалы, Где люди вольны, как ... »? Не напоминает ли вам эта мечта призыв одного пушкинского героя: «Пора, брат, пора ... »?
      74. С каким источником связан центральный эпизод поэмы — бой с барсом?
      75. Какую песню, манящую слиться с природой, слышит Мцыри?
      76. Какие две героини — пушкинская и лермонтовская — сравниваются с тополем: «Как тополь киевских высот, она стройна...» и «Стройна под ношею своей, как тополь, царь её полей!»?
      77. Знаете ли вы полное заглавие «Песни про ... купца Калашникова»?
      78. О каких трёх поединках рассказывается в поэме?
      79. Чей это портрет: «Ходит плавно — будто лебёдушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поёт»? Можете ли вы припомнить аналогичную характеристику, данную своей героине другим русским поэтом: «Пройдёт — словно солнцем осветит...»?
      80. Продолжите строки: «Пройдёт стар человек — ... , Пройдёт молодец — ... , Пройдёт девица — ... , А пройдут гусляры — ... ». Мимо чего они все проходят?
      81. Какая поэма Лермонтова начинается со слов: «Пускай слыву я старовером, Мне всё равно — я даже рад: Пишу Онегина размером; Пою, друзья, на новый лад»?
      82. Чьи глаза описаны так: «Ну, что такое бирюза? Что небо? Впрочем, я отчасти Поклонник голубых очей И не гожусь в число судей»? У какой другой героини «глаза, как небо, голубые»?
      83. Как поступил казначей, застав на коленях перед своей женой молодого офицера? Возмутился, вызвал на дуэль, отказал от дома?
      84. С кем из своих героев Лермонтов знакомит нас так: «Герой мой добрый малый...», «Он был мой друг...», явно напоминая о пушкинском герое?
      85. О каком «Сашке» вспоминает Лермонтов: «„Сашка“ — старое названье! Но „Сашка“ тот печати не видал И недозревший он угас в изгнанье»?
      86. Еще об одном прототипе Сашки пишет автор: «И ты, чья жизнь как беглая звезда Промчалася неслышно между нами... И мир твоим костям, Они сгниют, Покрытые одеждою военной...» О ком?
      87. В поэме «Сашка» Лермонтов приводит свой перевод слов шекспировского героя: «Есть тайны под луной И для премудрых...» Известен ли вам другой перевод: «Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось...»? Закончите цитату и назовите героя.
      88. В каком произведении Лермонтов прощался с демонизмом, назвав его «безумным, страстным, детским бредом»?
      89. Какой из образов славянской мифологии поэт сопоставлял с Мефистофелем: «домашний дух по-русски ... », «как Мефистофель, быстрый и послушный ... »?
      90. Предназначал ли автор свою «Сказку для детей» действительно для детского чтения?
      91. Какое женское имя использует Лермонтов и в поэме, и в драме?
      92. Кто кого из лермонтовских героев уговаривает не горевать об умершем: «Не плачь, дитя, не плачь напрасно...»?
      93. В журнале «Отечественные записки» в январском номере за 1842 г. появилось объявление: «Поэма Лермонтова ... не будет напечатана по причинам, не зависящим от редакции». О какой поэме идёт речь и когда она была опубликована?
      94. Сколько известно редакций «Демона»?
      95. Как ангел оправдывает Тамару: «Она страдала и ... » ?
      96. Кто называет Демона «духом изгнанья», кто — «мрачным духом сомненья», кто — «вольным сыном эфира», а кто — «другом случайным»?
      97. «И, чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится ... » Что послужило её причиной?
      98. Вот две пейзажные картины: «И миллионом черных ... Смотрела ночи темнота Сквозь ветви каждого куста» и «Стоял всех выше головой ... Кавказа царь могучий, В чалме и ризе парчевой». Как смотрела ночная тьма, кто царь Кавказа и почему его риза цвета парчи?
      99. В чём, по-вашему, ошибка в следующих строках: «Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой. Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой»?
      100. Какое лермонтовское произведение в разных редакциях трижды запрещалось цензурой по причине «слишком резких страстей» и отсутствия «торжества добродетели»?
      101. Чей это монолог: «Сначала всё хотел, потом всё презирал я, То сам себя не понимал я, То мир меня не понимал»?
      102. Кто и за что мстит Арбенину?
      103. В каких произведениях главными героями являются Арбенин и Печорин, но с разными именами?
      104. Какие лермонтовские герои напоминают Демона и их можно назвать демоническими?
      105. Какую сказку, популярную у тюркских народов, пересказал Лермонтов?
      106. Связан ли лермонтовский роман о пугачёвском восстании с пушкинской «Капитанской дочкой»?
      107. Угадайте реминисценции (скрытые цитаты) в следующих строчках: «Так в клетке молодой орёл... Кровавой пищи не клюёт, Сидит, молчит и смерти ждет»; «И перед ним начал развиваться длинный свиток воспоминаний».
      108. Кого из лермонтовских героев прозвали Мефистофелем, а «одна нога у него была короче другой, как у ... »? У кого?
      109. Две женщины, которых любил Лермонтов, стали прототипами двух героинь — Елизаветы Негуровой («Княгиня Лиговская») и Веры («Княжна Мери»). Одной поэт посвятил стихи «Нищий», «Я не люблю тебя...», другой — «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Назовите их.
      110. Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор?
      111. Каким было первоначальное заглавие романа?
      112. Чей отзыв: «Жалкая книга, обнаруживающая испорченность автора» был, возможно, известен Лермонтову?
      113. Какое реальное историческое лицо выведено в «Бэле»?
      114. Какие народные песни звучат в «Бэле» и «Тамани» и кто их поёт?
      115. Знает ли Печорин имя девушки в «Тамани» и как её называет?
      116. С чьей исповедью сравнивает Лермонтов «Журнал Печорина»?
      117. Кто и где произносит фразу: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...»?
      118. В каких ролях видит себя Печорин: «Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль ... или ... », «сколько раз я играл роль ... в руках судьбы»?
      119. «Я ехал на перекладных из Тифлиса...», «Я однако ж не позабыл подметить, где поставили наших лошадей, знаете, для непредвидимого случая», «Раз, — это было за Тереком, — я ездил с абреками отбивать русские табуны...», «Вчера я приехал в Пятигорск...». Кто эти «я»?
      120. Признавал ли Печорин равенство в дружбе?
      121. Что он предсказал Вуличу? Сбылось ли это предсказание?
      122. «После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» После чего? И сделался ли Печорин фаталистом?
      123. Кто о ком говорит: «...никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства...»?
      124. В романе «Герой нашего времени» часто используется приём подслушивания: «Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова», «Я тихонько подошёл сзади, чтобы подслушать их разговор», «Я слез и подкрался к окну: неплотно притворённый ставень позволил мне видеть пирующих и расслышать их слова», «Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который должен был решить его участь». Кого и что подслушивают герои?
      125. Неожиданные лермонтовские сравнения: «Воздух чист и свеж, как ... », «Как ... , брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как ... едва сам не пошел ко дну».
      126. Любовь и смерть неразлучны у Лермонтова, и нередко погибают женщины. Кого вы можете назвать?
      127. Способны ли плакать демонические герои Лермонтова?
      128. Узнаёте ли вы лермонтовских героев по их характеристикам: «Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла», «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою», «Он был рождён под гибельной звездой С желаньями безбрежными, как вечность», «Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу», «...имел несчастную душу, над которой иногда единая мысль могла приобрести неограниченную власть»?
      129. Знаете ли вы лермонтовские афоризмы: а) «Так храм оставленный — всё храм...»; б) «Расстаться казалось нам трудно ... »; в) «Битва без радости и любовь ... »; г) «Всё это было бы смешно ... »; д) «Понять невозможно её ... »; е) «Так жизнь скучна ... »; ж) «А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг ... »; з) «Странная вещь — сердце человеческое вообще ... »?
      130. Побывав, как и автор-рассказчик в «Герое нашего времени», в Тифлисе, Лермонтов познакомился с грузинским поэтом, который рассказал ему о подробностях гибели Грибоедова. Кто был этот поэт?
      131. Младший современник Лермонтова, только вступавший в литературу, нарисовал лермонтовский портрет: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз». Кем был написан этот портрет?
      132. Кто из современников ещё при жизни Лермонтова объявил: «О, это будет русский поэт с Ивана Великого» и «Пушкин умер не без наследника»?
      133. Какое было единственное прижизненное издание стихотворных произведений Лермонтова?
      134. За ... лет творчества Лермонтовым было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и ... романа. За сколько лет и сколько романов?
      135. Какой грандиозный план прозаической эпопеи возник у Лермонтова перед смертью?
      136. В каком городе находится дом, в котором жил последние месяцы своей жизни поэт, и где расположен теперь его музей?
      137. У кого из русских поэтов XX в. есть сборник стихов, посвящённый Лермонтову?
      138. А кто и какие лермонтовские строки повторяет в изменённом виде: «Пусть она услышит, пусть она поплачет. Ей чужая юность ничего не значит».
      139. Кому принадлежат эти строки: «Я жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут, окунал», «И Лермонтов, леча тоску, Нам рассказал про Азамата <...> Он, как поэт и офицер, Был пулей друга успокоен», «И всегда над нами волен Лермонтов, мучитель наш»; «Гусар, поручик, юноша опальный, С мятежным Демоном сходившийся на „ты“»?
      140. Какой скульптор создал памятник Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске?
      141. Какие оперы и балеты на лермонтовские сюжеты вы знаете?
      142. Как отразился образ Демона в музыке и живописи?


Ответы

      1. От испанского герцога Лерма и шотландского прапорщика Георга Лермонта, приехавшего в Россию в XVI в.
      2. В родовом имении Тарханы (так назывались мелкие торговцы, продавцы мелочного товара).
      3. Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.
      4. В честь деда по матери. Мишель.
      5. Прибавила себе годы, чтобы забрать внука у отца, вырастить и сделать своим наследником.
      6. В живописи — больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты.
      7. 16 лет — в 1830 г. Латинской буквой «L».
      8. У Лермонтова «мамушка» была немка.
      9. Наполеон.
      10. Маё — герой французской сатирической литературы.
      11. В Московском университете, но через год уехал в Петербург и поступил в школу гвардейских прапорщиков.
      12. Наталья Федоровна Иванова — «Я не унижусь пред тобою...», «Не ты, но судьба виновата...», «Стансы» и др. (около 40 стихотворений 1830—1832 гг.).
      13. Стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина.
      14. Двоюродный дядя (младше племянника) Алексей Столыпин — Монго.
      15. С сыном французского посланника Барантом (18 февраля 1840 г.) — спор о смерти Пушкина, о национальной чести русских и соперничество из-за женщины.
      16. В. Г. Белинский, родившийся в Чембаре, в 18 км от Тархан.
      17. «Кружка шестнадцати» — все его участники покинули столицу одновременно с Лермонтовым, это была аристократическая молодежь, настроенная оппозиционно по отношению к правительству и государству.
      18. 10 лет, а девочке было 9.
      19. Кавказ.
      20. Турция — «Жалобы турка» (1829).
      21. Гейне и Гёте. У Гейне речь идёт о кедре, а не сосне; у Гёте стихотворение называется «Ночная песня странника» (Лермонтов опустил это заглавие).
      22. «Кубок» и «Перчатка» (первое названо «Балладой»).
      23. «Нет, я не Байрон, я другой...», «И Байрона достигнуть я хотел...», «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить её, как Александр Македонский или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками» («Герой нашего времени»).
      24. Пушкинские строки: «Москва! как много в этом звуке Для сердца русского слилось!» («Евгений Онегин»).
      25. Станислав Красинский из «Княгини Лиговской».
      26. У А. Бестужева-Марлинского — поэма «Андрей, князь Переяславский».
      27. «...молитв», «...креста».
      28. Демон («Мой демон»), поэт («Я жить хочу, хочу печали...»), парус («Парус»).
      29. Нищему («Нищий») и пророку («Пророк»).
      30. Утёс и сосна. Пушкин. «Кавказ» (лирический герой) и
      «Анчар».
      31. Дубовый листок, чинара, пальмы, горы, река, утёс; ангел, демон, русалка, морская царевна.
      32. От моря, где купался, увидел морскую царевну, вытащил её на берег и погубил («Морская царевна»).
      33. Казбек и Шат-гора (Эльбрус) в стихотворении «Спор».
      34. Весна — «ландыш серебристый», лето — «свежий лес», «малиновая слива» и осень — «желтеющая нива».
      35. «Анчар» Пушкина и «Три пальмы» Лермонтова.
      36. «Казачья колыбельная песня». Н. А. Некрасов.
      37. Журналист, читатель и писатель (так и называется стихотворение).
      38. У А. А. Дельвига. «Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами».
      39. «Но есть, есть и Божий суд...» («Смерть поэта»), «И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом» («Дума»).
      40. К поэту («Поэт»).
      41. «Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных».
      42. Потому что «нет у вас родины», а значит, «нет вам изгнания».
      43. С Байроном, А. Одоевским («тоску изгнанья делили дружно»), с тучами («Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»), с Демоном («Ты для меня была как счастье рая Для демона, изгнанника небес» — «Измученный тоскою и недугом...»).
      44. «Перед опасностью позорно малодушны И перед властию презренные рабы» («Дума») и «...страна рабов, страна господ» («Прощай, немытая Россия»).
      45. «Валерик».
      46. С чеченского языка «Валерик» переводится как «река смерти» («Валеран хи»).
      47. Александра Одоевского, декабриста, сосланного на Кавказ.
      48. Н. С. Мартынову, будущему своему убийце. Грушницкого («Княжна Мери»).
      49. «Сон».
      50. В «Родине» — «Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков».
      51. «Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой» (имеется в виду судьба Ленского из романа «Евгений Онегин») и «невольник чести» («Кавказский пленник»). После написания для смягчения обличительного звучания своего стихотворения поэт был вынужден приписать эпиграф: «Отмщения, государь, отмщения!»
      52. Львица в отличие от льва не имеет гривы.
      53. «Бородино».
      54. «Ребята! не Москва ль за нами? Умрем же под Москвой, Как наши братья умирали!»
      55. «...Недолго я ещё благодарил».
      56. «...звучномерными», «...безответный», «Узник».
      57. «...ветер».
      58. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Не ты, но судьба виновата...», «Не могу на родине томиться...», «Я не могу ни произнесть, Ни написать твое названье...», «Никто моим словам не внемлет. Я один...», «Не верь себе, мечтатель молодой...», «Я не унижусь пред тобою...».
      59. «Два сокола», «Два великана», «Два брата», «Две невольницы», «Первая любовь», «Три пальмы», «Три ведьмы», «10 июля (1830)», «11 июля», «1830 июля 15», «1831 июня. 11 дня».
      60. На Пушкина и его стихотворение «Если жизнь тебя обманет...»: «В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. <...> Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило».
      61. «Дума» — «Печально я гляжу на наша поколенье!».
      62. Вадим Новгородский, свободолюбивый герой, погибающий в битве с врагами Отчизны.
      63. Царскую дочь и конюха, полюбивших друг друга.
      64. «Беглец».
      65. В «Демоне», «Мцыри», «Герое нашего времени», «Беглеце», «Измаил-Бее», в стихах «Дары Терека», «Свидание», «Сон», «Валерик», «Тамара».
      66. Арсений из «Боярина Орши» и Мцыри.
      67. Мцыри — это послушник, ещё не принявший монашество.
      68. Эпиграф к «Мцыри» из Библии (Первая Книга царств, гл. 14) подчёркивает жизнелюбие героя и краткость его жизни. В библейском эпитете речь идёт о юноше Ионафане, сыне царя, нарушившем его запрет и отведавшем мёду до победы над врагом: мёд придал ему силы, и он победил, но за нарушение царского приказа он должен был быть казнен, однако народ добился его помилования.
      69. Да, чеченец П. Захаров, взятый ребёнком в плен, привезённый генералом Ермоловым в Тифлис, впоследствии стал художником, встречался с Лермонтовым и рисовал его портрет.
      70. Перед монахом, который вырастил и воспитал его.
      71. «...воли иль тюрьмы».
      72. «За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял».
      73. «...битв», «...тучах», «...орлы», «Туда, где за тучей белеет гора... Туда, где гуляет лишь ветер... да я!» («Узник»).
      74. С грузинской песней «Юноша и тигр» и поэмой Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
      75. Песню рыбки.
      76. Мария («Полтава») и грузинка («Мцыри»).
      77. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
      78. Кирибеевича и Калашникова между собой и их обоих с царём. В первый раз опричник обманывает царя: «Обманул тебя лукавый раб, Не сказал тебе правды истинной, Не поведал тебе, что красавица В церкви Божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом». Во второй раз купец отказался сказать царю правду: «А за что про что — не скажу тебе, Скажу только Богу единому» (о причине поединка с Кирибеевичем).
      79. Алены Дмитриевны. Н. А. Некрасов — о «величавой славянке» и Дарье в поэме «Мороз Красный нос».
      80. «...перекрестится», «...приосанится», «...пригорюнится», «...споют песенку». Мимо могилы купца Калашникова.
      81. «Тамбовская казначейша».
      82. Авдотьи Николаевны, жены казначея. У пушкинской Ольги («Евгений Онегин»).
      83. Пригласил к себе домой на вечер играть в карты.
      84. С Сашкой из одноименной поэмы. Евгений Онегин тоже был «добрый малый» и приятель автора.
      85. О поэме А. Полежаева «Сашка» и её авторе, отправленном за неё в солдаты и умершем, не увидев своего произведения напечатанным.
      86. Об Александре Одоевском.
      87. «...вашим мудрецам» — слова Гамлета.
      88. В «Сказке для детей».
      89. Домового — «домовой».
      90. Нет, не для детей, это название ироническое.
      91. Нина, в «Сказке для детей» и «Маскараде».
      92. Демон — Тамару о погибшем женихе («Демон»).
      93. «Демон», опубликована в России в 1860 г. (за границей в 1856 г.).
      94. Восемь (с 1829 по 1839 г.).
      95. «...любила, И рай открылся для любви».
      96. Автор, ангел, сам Демон, Тамара.
      97. «И звуки песни раздались» — «Тоску любви, её волненье Постигнул Демон в первый раз».
      98. «...глаз», «...Казбек» — в час заката (парча — ткань, расшитая золотом и серебром).
      99. Две первые строки из «Подражания Корану» Пушкина, две последние из «Демона» Лермонтова.
      100. Драма «Маскарад» (три редакции).
      101. Евгения Арбенина.
      102. Неизвестный — за то, что семь лет тому назад Арбенин обыграл его дочиста в карты, пустил по миру и сломал его судьбу.
      103. «Странный человек» и «Маскарад» — Владимир и Евгений Арбенин, «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени» — Жорж и Григорий Печорин.
      104. Вадим, Арсений, Измаил-Бей, Арбенин, Печорин.
      105. «Ашик-Кериб».
      106. Нет, «Вадим» написан раньше (1832—1834), и в нём показана пугачёвщина без Пугачёва.
      107. «Кровавую пищу клюёт под окном» («Узник» Пушкина); «Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток» («Воспоминание» Пушкина).
      108. Вернера («Княжна Мери»), «как у Байрона».
      109. Екатерина Сушкова, с которой у Лермонтова был светский роман (наподобие печоринского), а потом он присутствовал на её свадьбе. Варенька Лопухина, которую поэт любил, но она вышла замуж, вероятно, под давлением родителей за другого, человека немолодого (Н. Бахметьева), как Вера.
      110. «Сочинение», «цепь повестей».
      111. «Один из героев начала века».
      112. Царя Николая I (см. в Предисловии слова автора о «жалкой штуке», что якобы «сочинитель нарисовал свой портрет» и «ставит в пример такого безнравственного человека», как Печорин).
      113. Казбич — вождь горцев, воевавших против русских.
      114. Черкесскую песню «Много красавиц в аулах у нас...» поет Казбич, русскую «Как по вольной волюшке...» — девушка в «Тамани».
      115. Нет. Называет Ундиной, т. е. русалкой, морской девой (повесть немецкого писателя Ф. де ла Мотт Фуке «Ундина», переведённая В. А. Жуковским).
      116. С «Исповедью» Ж.-Ж. Руссо.
      117. Автор-повествователь в «Предисловии» к «Журналу Печорина».
      118. «...палача или предателя», «...топора».
      119. Автор, Максим Максимыч, Казбич, Печорин.
      120. Нет. «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся...»
      121. «Вы нынче умрёте» — и ночью он был зарезан пьяным казаком.
      122. После трех испытаний судьбы — пари Вулича, его гибели и захвата убийцы живым. Но «Я люблю сомневаться во всем» — Печорин не стал фаталистом.
      123. Вера о Печорине в письме к нему.
      124. Максим Максимыч — разговор Казбича и Азамата, Печорин — Грушницкого и княжны Мери, заговор против себя офицеров, хвастовство Грушницкого о ночном приключении с участием Печорина.
      125. «...поцелуй ребенка», «...камень» (дважды).
      126. Нина, Бэла, Тамара, морская царевна.
      127. Да. Плакал Демон, услышав песню Тамары; «плакал, как ребёнок, горькими слезами» Вадим, убив по ошибке не соперника своего, а слугу; плачет Арбенин, отравив жену; плачет Печорин, загнав коня и не сумев увидеться и проститься с Верой.
      128. Тамара, Грушницкий, Сашка, барс, Вадим.
      129. а) «Кумир поверженный — все бог»; б) «Но встретиться было б трудней»; в) «Разлука будет без печали»; г) «Когда бы не было так грустно»; д) «Зато не любить невозможно»; е) «...когда боренья нет»; ж) «Такая пустая и глупая шутка»; з) «...а женское в особенности».
      130. Илья Чавчавадзе, тесть Грибоедова.
      131. И. С. Тургенев. «Из литературных и житейских воспоминаний».
      132. В. Г. Белинский.
      133. «Стихотворения М. Лермонтова» (1840).
      134. За 13 лет, 3 романа («Вадим», «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени»).
      135. Трилогия «Из трех эпох русской истории».
      136. В Пятигорске.
      137. У Б. Пастернака «Сестра моя — жизнь» (лето 1917 г.) с посвящением Лермонтову и первым стихотворением «Памяти Демона».
      138. Сергей Есенин в стихотворении «Сыпь, тальянка, звонко...» — лермонтовские строки из «Завещания»: «Пускай она поплачет... Ей ничего не значит!»
      139. Б. Пастернаку, С. Есенину, О. Мандельштаму, Д. Самойлову.
      140. Александр Опекушин.
      141. Оперы: А. Рубинштейн. «Демон», «Купец Калашников»; Б. Асафьев. «Тамбовская казначейша». Балеты: Б. Асафьев. «Ашик-Кериб»; С. Цинцадзе. «Демон»; Д. Лапутин. «Маскарад»; А. Спендиаров. «Три пальмы»; Д. Торадзе. «Мцыри».
      142. Картины М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и симфония Э. Направника «Демон».


Н. В. Гоголь
(1809—1852)

Вопросы

      1. Какая двойная фамилия была у отца писателя и как он обыгрывал выбранную им часть родового имени?
      2. В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему одну из своих повестей? Назовите её.
      3. На каком хуторе близ Диканьки жила мать Гоголя и где прошло его детство?
      4. Отец Гоголя писал комедии на украинском языке и ставил их на любительской сцене, а сын потом использовал отрывки из них в качестве эпиграфов к двум повестям без указаний на источник. К каким?
      5. О каких трёх призваниях, ни одно из которых не сбылось, мечтал юный гимназист?
      6. Какие роли он играл в гимназических спектаклях особенно успешно?
      7. В какой театр пытался поступить Гоголь и какой получил ответ?
      8. Какие увлечения были у писателя?
      9. Как называли его дома родные?
      10. Как поступил Гоголь со своей долей наследства?
      11. С каким великим русским художником он дружил?
      12. Как называлось и было подписано первое опубликованное гоголевское произведение?
      13. Первые повести Гоголя, принесшие ему успех, появились от имени рассказчика, как незадолго до этого пушкинские. Как звали того и другого?
      14. Что означают имя и фамилия вымышленного издателя «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
      15. Есть ли в «Вечерах...» другие рассказчики?
      16. Обратившись к читателям с вопросом: «Знаете ли вы украинскую ночь?», Гоголь рисует её картину, похожую на описание тихой украинской ночи у Пушкина. В каком произведении?
      17. А в какой гоголевской повести описан летний день на Украине: «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!»?
      18. Как начинается гимн во славу реки, которой нет «равной на свете»?
      19. Кому из гоголевских героев вареники сами в рот летели, и «ему только и работы было, что жевать и глотать»?
      20. Кто своей предполагаемой невесте после 15-минутного молчания смог лишь вымолвить: «Летом очень много мух, сударыня!»?
      21. Какую пушкинскую героиню напоминает гоголевская из «Сорочинской ярмарки» и своей внешностью, и характером, и любовью к песням, и даже именем?
      22. Удивительно разнообразны созданные воображением Гоголя фантастические мотивы и образы в «Вечерах...». Из каких повестей взяты следующие отрывки: а) «Что-то тяжко застонало, и стон перенесся через поле в лес. Из-за леса поднялись тощие, сухие руки с длинными когтями, затряслись и пропали... Ворочал он по сторонам мёртвыми глазами и увидал поднявшихся мертвецов от Киева, и от земли галичской, и от Карпат, как две капли воды схожих лицом на него»; б) «Глядит: страшная чёрная кошка крадётся к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её»; в) «А, голубчик, вот где ты!» — запищал птичий нос, клюнувши котел. Посторонился дед и выпустил заступ. «А, голубчик, вот где ты!» — заблеяла баранья голова с верхушки дерева. «А, голубчик, вот где ты!» — заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло. Дрожь проняла деда»; г) «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше, и краснеет, как горящий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя»; д) «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадет снегу: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чёртовского трепака»?
      23. Какое место отведено в Сорочинцах для ярмарки и почему его называют «проклятым»?
      24. Кто кому задаёт такие вопросы: «Правда ли, что твоя мать ведьма?» и «Знаешь ли, что отец твой антихрист?»
      25. За что настигла «страшная месть» весь род колдуна?
      26. Для кого любовь важнее всего на свете, а любимая заменила и мать, и отца: «Я её так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить... Что мне до матери? ты у меня мать и отец и всё, что ни есть дорогого на свете»?
      27. Кто из персонажей «Вечеров...», став «латынщиком», ко всем словам добавляет «ус» — лопатус, бабус (вместо бабы)? По такому же принципу придумано имя сыну Манилова. Какое?
      28. На кого похож чёрт в «Ночи перед Рождеством»?
      29. Злой дух вселяется в животных, и они начинают вести себя странно: то в окно выставилась «страшная свиная рожа», то ведьма превращается в кошку, то свинья стащила со стола не пирог, а бумагу, то серая кошечка приходила как будто за душой хозяйки. В каких произведениях описаны эти свиньи и кошки?
      30. Зрелый Гоголь от прямой фантастики переходит к скрытой, неявной, «завуалированной» (термин Ю. Манна) — к алогизмам, странностям, парадоксам. В какой повести показаны поющие двери, причём каждая поёт своим «голосом»; одна — тоненьким дискантом, другая — хриплым басом, третья как бы пищала: «Батюшки, я зябну»?
      31. За что восхваляет автор-рассказчик город Миргород, называя его «чудным»?
      32. Какая сплетня распространилась по городу об Иване Никифоровиче?
      33. Чем Иван Никифорович напоминает Тараса Бульбу?
      34. Как иронически сравниваются достоинства Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, каким эпитетом награждает их обоих рассказчик?
      35. «Иван Иванович очень сердится, если ему попадётся ... » — «Иван Никифорович чрезвычайно любит...». Почему сердится Иван Иванович и что любит Иван Никифорович?
      36. Кто имел «необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно», так что казалось, что у вас ищут в голове или щекочут пятки?
      37. Другому гоголевскому герою было предложено на ночь почесать пятки, но он отказался. Кому?
      38. Что разыскивает целых два года городничий, ежедневно спрашивая о пропаже у квартальных?
      39. Что за прошение было похищено из зала суда и кем?
      40. Чью жизнь писатель определил как «низменную буколическую» и что означает второй эпитет?
      41. «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы». Кто они?
      42. В каком произведении после совместного пиршества последовал «массовый храп»: «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой» — «Всё, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело»?
      43. У Гоголя часто встречаются сцены коллективного танца-пляски, в которых зрители становятся участниками. Но лишь однажды герой, выпив сивухи, «не дождавшись музыкантов, пустился среди двора на расчищенном месте отплясывать трепака», и его никто не поддержал. Кто этот герой?
      44. Какие произведения имеют сходные концовки: «Скучно остановленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» и «Скучно на этом свете, господа!»?
      45. Кто такой Вий?
      46. В чём необычность имён и фамилий друзей-бурсаков в повести «Вий»?
      47. Каким традициям — зарубежным и русским — следует писатель, сочетая фантастическое с реальным, сказку с бытом?
      48. «Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная ... , вилась над детьми». О ком идет речь и какое слово пропущено?
      49. Как встретился с сыновьями после долгой разлуки Тарас Бульба?
      50. Кого из римских поэтов называет Тарас, приговаривая при этом, что грамоте разумеет он не сильно?
      51. Как казнили в Запорожской Сечи убийц?
      52. Как обращается Бульба к своим соратникам перед боем?
      53. Какой вопрос задаёт он казакам трижды во время сражения?
      54. С какими словами умирают сыновья Тараса?
      55. Гоголь любил разные виды искусства, но особенно выделял «трех прекрасных цариц мира»: первая «внушает наслаждение», вторая — «тихий восторг и мечтания», третья — «страсть и смятение духа». Попробуйте угадать этих «цариц».
      56. А какой наукой увлекался он и даже думал посвятить ей свою жизнь?
      57. Гоголь задумал грандиозный труд в области историографии, но вместо него создал художественно-историческое произведение. Какое?
      58. Откуда взялось определение «Петербургские повести»?
      59. «Он лжёт во всякое время, этот ... ». Кто лжёт?
      60. Какой гоголевский сюжет можно пересказать на современный лад следующим образом: молодой человек безответно влюбился в красотку-путану, сделался наркоманом и вскрыл себе вены?
      61. Кому разрешено носить черные бакенбарды, в то время как «служащим других департаментов провидение отказало» в них?
      62. Кто любил потолковать о литературе, хвалил Булгарина, Пушкина и Греча и декламировал наизусть отрывки из «Димитрия Донского» и «Горя от ума»? В чём комизм этой характеристики?
      63. Какие произведения имеют такой интригующий зачин: «Марта 25 числа случилось в Петербурге невероятно-странное происшествие» и «Сегодняшнего дня случилось необыкновенное приключение», а какому дан подзаголовок — «Совершенно невероятное событие в двух действиях»? О каких происшествиях рассказано в них?
      64. Кто из гоголевских героев сходит с ума и по каким причинам?
      65. От кого сбежал нос и где он впервые обнаружился?
      66. Почему майор Ковалёв подобострастно разговаривает с собственным носом?
      67. Над чем задумался Поприщин: «С какой стати я ... ?», «Всё, что есть лучшего на свете, всё достается или ... , или ... »?
      68. Как звали собачек, вступивших в переписку?
      69. Кого из своих героев автор сравнивает с пушкинским Демоном: «Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста», дав ему первоначально демоническую фамилию?
      70. Чьи это просьбы и жалобы: «Матушка! пожалей о своем больном дитятке!» и «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»?
      71. Как объясняется в «Шинели» выбор имени и фамилии главного героя?
      72. Кому из персонажей писатель даёт посмертное существование и в каких произведениях?
      73. В повести «Портрет», рассуждая о «любителях искусств» и меценатах, которые «сладко продремали всю жизнь свою, погружённые в зефиры и амуры», Гоголь перефразирует чужую цитату. Чью и откуда?
      74. «Генерал, опустивши трубку, начал смотреть с довольным видом на Аграфену Ивановну», «...сам полковник, сошедши с крыльца, взял Аграфену Ивановну за морду», «...сам майор потрепал Аграфену Ивановну по ноге». Кто такая Аграфена Ивановна?
      75. А кого в пьесе «Игроки» называют Аделаидой Ивановной?
      76. Можно вообразить себя начальником департамента, а можно возомнить себя и королём. У кого такое богатое воображение?
      77. Что, по мнению писателя, является трибуной, с которой много можно сказать миру?
      78. Гоголь хотел, чтобы публика смеялась не над «кривым носом, а над кривой ... ». Над чем?
      79. В какой гоголевской пьесе выведен сбежавший жених, а в какой обманутый обманщик?
      80. Какие забавные фамилии носят комедийные персонажи у Гоголя?
      81. По некоторым «говорящим» фамилиям можно догадаться о профессии и характере их владельцев: Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, Гибнер, Уховертов, Двоеточие. Чем занимаются эти герои?
      82. В какой комедии действие происходит в год восстания декабристов и узнаём мы об этом из реплики одного из персонажей, который рассказывает, что перелицевал свой мундир в 1815 г. и носит его уже 10 лет?
      83. За несколько лет до «Ревизора» появилась пьеса Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», где показан мошенник, обманувший чиновников во главе с городничим ради наживы. Чем, по-вашему, отличается гоголевская комедия от своей «предшественницы»?
      84. Почему Гоголь не назвал свою пьесу «Мнимый ревизор» или «Лжеревизор»?
      85. Какие фамилии придумывал драматург своему главному герою, прежде чем остановиться на Хлестакове?
      86. Какой эпиграф предпослал автор своей комедии, адресуясь не только к зрителям, но и к читателям, возможно по примеру Пушкина выбрав русскую пословицу?
      87. Что является завязкой в «Ревизоре» и есть ли там экспозиция?
      88. Необычна и развязка — растянутая, «тройная». Разъясните её необычность.
      89. Какой сон предвещал городничему неприятности?
      90. Каким чувством охвачен весь город в «ситуации ревизора»?
      91. Где разгуливали гуси и гусёнки, как на постоялом дворе?
      92. Кто из персонажей «Ревизора» не произносит ни слова?
      93. В чём парадоксальность сочетания имени и фамилии лекаря?
      94. Какие увлечения были у судьи и почтмейстера и какие взятки брал первый?
      95. За что получает выговор от городничего смотритель училищ?
      96. Кто кого высек в комедии и что хочет потерпевшая получить за ошибку?
      97. Какой эпитет к непривычному для него слову «инкогнито» даёт городничий?
      98. Оказывается, он не так уж невежествен и что-то слышал о Вольтере и вольтерьянцах. Что именно?
      99. Чем объясняется комичная путаница в записке городничего к жене: «уповая на милосердие Божие, за два солёные огурца особенно в полпорции икры рубль 25 копеек»?
      100. Кого автор характеризует так: «оба низенькие, коротенькие» и «чрезвычайно похожи друг на друга», но один оказывается более проворным и готов «петушком» бежать за дрожками, а другой солиднее и серьезнее, и городничий берёт его с собой к Хлестакову?
      101. С какой необычной просьбой обращается к Хлестакову Бобчинский?
      102. Почему у Хлестакова, в отличие от других персонажей, почти нет реплик «в сторону»?
      103. Как он признаётся в своем легкомыслии: «у меня ... необыкновенная в мыслях»?
      104. Что превратило ничтожного «фитюльку» в сановника?
      105. Сколько курьеров мчатся с донесениями в воображении Хлестакова?
      106. Что подают на званых обедах в хлестаковских мечтах?
      107. В чём комизм фразы: «Всё это, что было под именем барона Брамбеуса, „Фрегат Надежды“ и „Московский телеграф“... все это я написал»?
      108. В каких отношениях Хлестаков находится с Пушкиным?
      109. Кто произносит слова: «Чем ближе к натуре, тем лучше <...> Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»?
      110. О каком городе и кто отзывается так: «...хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» и «сборный город всей тёмной стороны»?
      111. Кого из персонажей «Ревизора» Гоголь сравнивает то с палачом, то с вестником рока?
      112. Есть ли у Гоголя «немые сцены» и «формулы окаменения» в других произведениях, кроме «Ревизора»?
      113. Откуда взяты эти отрывки: «Ужас сковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень», «кумова жена, остолбенев, выпустила из руки ногу, за которую начала было тянуть дьяка из мешка»?
      114. О какой картине Гоголь писал: «Эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств», размышляя и о своих «немых сценах»?
      115. Какое дополнительное название дала цензура «Мёртвым душам»?
      116. По мнению кого сюжет «Мёртвых душ» хорош тем, что «даёт полную свободу изъездить с героем всю Россию»?
      117. Каков был общий авторский замысел всей поэмы и с каким произведением мировой литературы соотносил его Гоголь?
      118. От какого пушкинского жанрового определения отталкивался Гоголь при обозначении жанра «Мёртвых душ»?
      119. Каким описанием начинается и завершается I том?
      120. Возникает ли тема дороги и образ тройки в других гоголевских произведениях?
      121. Почему в «Мёртвых душах» часто повторяется эпитет «русский» (человек, мужики, трактиры, слово)?
      122. С чьей речью сравнивает писатель русское слово: «Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»?
      123. Где создавались «Мёртвые души» и есть ли в них упоминание о местонахождении автора?
      124. Кто из героев поэмы утверждает, что «испытал много на веку своём, претерпел на службе за правду, имел много неприятностей, покушавшихся даже на жизнь его»?
      125. У кого из героев глаза были как будто проткнуты большим сверлом, у кого «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», а у кого казались сладкими, как сахар?
      126. Как именовалась беседка в усадьбе Манилова?
      127. На какой странице была заложена закладкой книга, которую Манилов «постоянно читал уже два года»?
      128. Сколько денег запросили за мёртвые души Манилов и Собакевич?
      129. Какою «няней» угощал Чичикова Собакевич?
      130. Какую женскую душу подсунул Чичикову Собакевич и почему тот возмущался этим?
      131. Какими определениями наделил Чичиков Коробочку, а автор — Ноздрёва?
      132. Что сказал Чичиков индейскому петуху, когда тот в ответ на громкое чиханье героя «заболтал ему что-то <...> на своем странном языке, вероятно, „желаю здравствовать“»?
      133. Как мы узнаем имя Плюшкина, хотя он не представился Чичикову и не представлен читателям?
      134. Какое прозвище придумал народ Плюшкину и как называет его автор?
      135. Какие литературные ассоциации вызывает у вас фраза: «...каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица»?
      136. Как девчонка Пелагея различала, где право, где лево?
      137. Каких персонажей автор ни разу не называет по именам и отчествам (хотя они известны из диалога), предпочитая прозвища?
      138. В «Мёртвых душах» есть «парные» персонажи наподобие Бобчинского и Добчинского. Назовите их.
      139. Если об одном герое сказано, что, «казалось, в этом теле совсем не было души», то о другом: «...у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал». О ком идёт речь?
      140. Какое наставление отца запомнил Павлуша Чичиков на всю жизнь, превратив эту заповедь в главный жизненный принцип?
      141. За что учитель Чичикова насмерть не любил баснописца Крылова?
      142. Кого подозревали в Чичикове жители города Н.?
      143. Почему герою вставной новеллы, бывшему участнику Отечественной войны, ставшему атаманом разбойников, писатель дал фамилию «Копейкин»?
      144. О ком иронически говорится, что это были люди просвещённые: «...кто читал Карамзина, кто „Московские ведомости“, кто даже и совсем ничего не читал»?
      145. В чьём доме стенные часы странно шипели, «как бы вся комната наполнилась змеями», потом хрипели и наконец пробили два часа с таким звуком, как будто кто-то «колотил палкой по разбитому горшку»?
      146. Чичиков умел разговаривать с разными людьми по-разному. Кого уговаривает он продать мёртвые души в следующих отрывках: а) «Уступите-ка их мне... Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги ... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах»; б) «Итак, я бы желал знать, можете ли вы мне таковых, не живых в действительности, но живых относительно законной формы, передать, уступить или как вам заблагорассудится лучше?»; в) «Ну, видите ли, я вдруг постигнул ваш характер. Итак, почему ж не дать бы мне по пятисот рублей за душу, но... состоянья нет, по пяти копеек, извольте, готов прибавить, чтобы каждая душа обошлась, таким образом, в тридцать копеек»?
      147. С кем сравниваются Чичиков и чиновник, провожавший его в комнату председателя при совершении купчей?
      148. Один из персонажей «Мёртвых душ» наслаждается самим процессом чтения, радуясь, что из букв получаются слова, напоминая своего тёзку из другого произведения русской литературы XIX в., который читал, «как пономарь». Назовите обоих героев.
      149. Есть ли в «Мёртвых душах» персонажи, похожие на грибоедовских, но попавших в иную среду и в чем-то изменившихся?
      150. Кто из героев Гоголя получает не «горе от ума», а «счастье от глупости»?
      151. Как вслед за Пушкиным Гоголь в «Мёртвых душах» затрагивает «наполеоновскую» тему?
      152. В чьем присутствии и у кого на глазах сжег писатель 2-й том своей эпопеи?
      153. Куда за четыре года до смерти Гоголь совершил паломничество?
      154. Если Лермонтов мечтал о смерти, похожей на сон, то какого сна боялся Гоголь?
      155. Продолжите гоголевские афоризмы: а) «Нет уз святее ... »; б) «С Пушкиным ... »; в) «Александр Македонский герой ... »; г) «Есть ещё порох ...»; д) «И верёвочка в дороге ... »; е) «О, моя юность! ...»; ж) «Эх, тройка! птица-тройка ... »; з) «Сквозь видимый миру смех ... »; и) «Ведь на то и живёшь, чтобы срывать ... »; к) «Чему смеетесь? ...»; л) «Полюби нас чёрненькими ... ».
      156. Как один из гоголевских персонажей переиначил русскую поговорку «мрут (дохнут), как мухи»?
      157. Какой знаменитый афоризм Шекспира обыгрывается в реплике Чичикова: «Это, точно, случается и что в натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума»?
      158. Каждый персонаж у Гоголя говорит особым, присущим ему языком. Угадайте, кто есть кто: а) «Что людям вздумалось расславить, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша»; б) «Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой?»; в) «Житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности. <...> Галантерейное, чёрт возьми, обхождение»; г) «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек»; д) «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».
      159. Как менялась и расширялась «география» гоголевских произведений — от «Вечеров...» до «Мёртвых душ»?
      160. В творчестве Гоголя, страдавшего из-за своей внешности, создана целая «носология». У каких его персонажей: а) нос был похож на сливу, и женщины хватались за него и водили героя за собой, как собачонку; б) нос мог нюхать верхнюю губу, сколько душе угодно; в) нос имел обыкновение чрезвычайно громко высмаркиваться и звучал, как труба; г) нос потреблял три фунта табака в месяц, и владелец носа просил приятеля отрезать его?
      161. Где и кем сказаны эти слова: «Всё глухо, могила повсюду. Боже! пусто и страшно становится в твоём мире!»?
      162. Выступив как литературный критик, Гоголь оставил отзывы о многих русских писателях — предшественниках и современниках: а) «Его поэзия — начинающийся рассвет», его называют «отцом нашей стихотворной речи»; б) «Сравнительно с другими поэтами, у него всё глядит исполином: его поэтические образы, не имея полной окончательности пластической, как бы теряются в каком-то духовном очертании и оттого приемлют ещё более величия»; в) «Элегический род нашей поэзии создан им», его стих «стал легок и бестелесен, как видение»; г) «Все стало её (поэзии) предметом и ничто в особенности. Немеет мысль пред бесчисленностью его предметов. Чем он не поразился и перед чем он не остановился?»; д) «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц»; е) «Никто ещё не писал у нас такою удивительною, прекрасною и благоуханною прозою <...> готовился будущий великий живописец русского быта». О ком писал Гоголь?
      163. Восхищаясь гоголевской «жаждой совершенства», Н. Г. Чернышевский высказал, однако, некоторое опасение: «Укажите мне человека с такою жаждою совершенства, я вам скажу: он или не создаст ничего, или создаст великое, он или Тантал, или Прометей». Почему критик сравнил Гоголя с этими героями греческой мифологии?
      164. Кто были первыми исполнителями роли городничего?
      165. Кого хотел сыграть сам Гоголь, неудовлётворенный игрой актёров, на любительской сцене?
      166. В чём признавался сам Гоголь: «Во мне заключалось собрание всех возможных ... , каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я ещё не встречал доселе ни в одном человеке»?
      167. Какое исследование о Гоголе было написано поэтом и теоретиком символизма в XX в.?
      168. Чей «свод свидетельств современников», опубликованный в 30-е гг. нашего столетия, был разгромлен советской критикой за «очернение» Гоголя и не издавался более полувека?


Ответы

      1. Гоголь-Яновский. «Гоголь любит гоголь-моголь»; «...прошёл по тротуару гоголем, наводя на всех лорнет» («Портрет»).
      2. Великие Сорочинцы. «Сорочинская ярмарка».
      3. В Васильевке (Яновщине).
      4. К «Сорочинской ярмарке» — «Менi нудно в хатi жить»; к «Майской ночи» — «Ворог його батьке знаэ!..» (черт его знает).
      5. Юриспруденция — адвокат, живопись — художник, театр — актёр.
      6. Комических старух — Простаковой и Еремеевны в «Недоросле» Фонвизина.
      7. В Петербургский императорский театр. «Совершенно неспособен не только в трагедии и драме, но и в комедии», годится только в статисты.
      8. В молодости — сцена, в зрелые годы — приготовление «малороссийских» блюд.
      9. Никошей.
      10. Отдал матери и сестрам.
      11. С Александром Ивановым.
      12. Поэма «Ганц Кюхельгартен» (1829). В. Алов.
      13. Пасечник Рудый Панько — «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), помещик Иван Петрович Белкин — «Повести Белкина» (1830).
      14. Рудый — красный, Панько (от Афанасий) — бессмертный.
      15. Да, дьяк Фома Григорьевич, «гороховый панич», Степан Иванович Курочка.
      16. «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут...» — в «Полтаве».
      17. В «Сорочинской ярмарке».
      18. «Чуден Днепр при тихой погоде...» («Страшная месть»).
      19. Пацюку из «Ночи перед Рождеством».
      20. Иван Фёдорович Шпонька.
      21. Парашу из «Домика в Коломне».
      22. а) «Страшная месть»; б) «Майская ночь, или Утопленница»; в) «Заколдованное место»; г) «Вечер накануне Ивана Купалы»; д) «Пропавшая грамота».
      23. Там, где, по преданию, была разрублена на куски чёртова свитка.
      24. Оксана — Вакуле («Ночь перед Рождеством») и Данило — Катерине («Страшная месть»).
      25. За вину его предка Петра, который позавидовал своему побратиму Ивану и убил его.
      26. Для Вакулы («Ночь перед Рождеством»).
      27. «Гороховый панич». Фемистоклюс — греческое имя (афинского государственного деятеля) и латинское окончание «юс».
      28. Спереди — на иноземца (немца), сзади — на губернского стряпчего в мундире, а мордочка оканчивалась пятачком, как у свиней.
      29. «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики».
      30. В «Старосветских помещиках».
      31. За удивительную, прекрасную лужу на центральной площади, за живописные плетни и строения под деревянными и соломенными крышами.
      32. Что он «родился с хвостом назади».
      33. Украинец, миргородец; одинаковой комплекции, имеет ружьё и широченные шаровары, вмещающие весь двор с постройками (у Бульбы шириной с Черное море).
      34. «Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх», «Иван Иванович несколько боязливого характера» — «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках...». Оба «прекрасные» люди.
      35. «...в борщ муха», «...купаться».
      36. Иван Иванович.
      37. Чичикову предложила Коробочка.
      38. Девятую пуговицу со своего мундира.
      39. Прошение Ивана Никифоровича похитила свинья Ивана Ивановича.
      40. Старосветских помещиков. Буколический — от греч. bukolikos — «пастушеский». Буколическая поэзия изображала пастушескую жизнь как идиллическую, безмятежно-счастливую.
      41. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — старосветские помещики.
      42. В «Тарасе Бульбе».
      43. Хома Брут из «Вия».
      44. «Сорочинская ярмарка» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
      45. «Начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли» (примечание автора).
      46. Хома Брут и Тиберий Горобец (воробей) — простонародное имя от Хома (от Фомы) и украинская фамилия Горобец соединяются с именами римских деятелей Брута и Тиберия (республиканца и тирана).
      47. Немецких романтиков — Гофмана, Шамиссо, Тика и «Лафертовской смаковницы» Погорельского, «Пиковой дамы» Пушкина.
      48. О жене Тараса Бульбы и матери Остапа и Андрия; «чайка».
      49. «...вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки» — Тарас и Остап. И только после этого отец и сын стали целоваться.
      50. Горация.
      51. Опускали живьем в яму, сверху ставили гроб с убитым и засыпали землей.
      52. «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество...». Товарищи, братцы — называет атаман казаков.
      53. «Есть ли ещё порох в пороховницах?»
      54. Андрий прошептал имя прекрасной полячки, так и оставшееся неизвестным, а Остап прокричал: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»
      55. Скульптура, живопись, музыка.
      56. Историей.
      57. Собирал материалы для всеобщей истории, истории Украины, истории Средних веков, а написал повесть «Тарас Бульба».
      58. Оно появилось в критике после смерти писателя.
      59. «...Невский проспект».
      60. Историю художника Пискарёва из «Невского проспекта».
      61. Чиновникам иностранной коллегии.
      62. Поручик Пирогов. Пушкин уравнен с Булгариным и Гречем, Грибоедов — с Озеровым.
      63. «Нос», «Записки сумасшедшего», «Женитьба» (о сбежавшем носе, о переписке двух собачек, об убежавшем через окошко женихе).
      64. Художники Пискарёв и Чартков и мелкий чиновник Поприщин — из-за несчастной любви, крушения надежд, унижения человеческого достоинства («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»).
      65. От майора Ковалёва. Запечённым в свежем хлебе у цирюльника.
      66. Нос на три чина выше Ковалёва — майор и статский советник.
      67. «...титулярный советник», «...камер-юнкерам», «...генералам».
      68. Меджи и Фидель.
      69. Чарткова из «Портрета», первоначально — Чертков.
      70. Поприщина и Башмачкина.
      71. В календаре были имена Моккия, Соссия, Ходазата, Трифилия, Дулы, Варахалия, и роженица решила дать сыну отцовское имя Акакий. Иронически обыгрывается и фамилия Башмачкина — хотя и отец, и дед, и даже шурин (брат жены, конечно, носивший другую фамилию) ходили в сапогах.
      72. Падчерице в «Майской ночи» (ставшей русалкой), панночке в «Вие», ростовщику в «Портрете», Башмачкину в «Шинели», умершим крестьянам в «Мёртвых душах».
      73. Из «Горя от ума» Грибоедова — Чацкий говорит о любителе крепостного балета: «...сам погружен умом в зефирах и амурах».
      74. Кобыла в повести «Коляска».
      75. Колоду карт.
      76. У Хлестакова и Поприщина.
      77. Театр.
      78. «...душою».
      79. В «Женитьбе» и «Игроках».
      80. Яичница, Жевакин, Анучкин («Женитьба»), Хлопов, Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, Уховертов, Растаковский, Пуговицын, Свистунов, Пошлёпкина («Ревизор»).
      81. Судья, полицейский, лекарь, частный пристав, учитель русского языка.
      82. В комедии «Женитьба».
      83. Хлестаков не сознательный лжец, а невольный самозванец.
      84. Потому что герой ведет себя как настоящий ревизор. Возможно, Гоголя в этом сюжете привлекла мысль о неотвратимости наказания за грехи и пороки и в этом смысле от Ревизора не уйти ни одному человеку.
      85. Скакунов, Перепёлкин — фамилии водевильных шалунов.
      86. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», у Пушкина в «Капитанской дочке» — «Береги честь смолоду».
      87. Первая реплика городничего: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». А экспозиция следует после завязки — знакомство с действующими лицами и обстановкой.
      88. Отъезд Хлестакова, его письмо с разоблачениями и известие о приезде настоящего ревизора.
      89. Две крысы пришли, понюхали и ушли.
      90. Страхом.
      91. В уездном суде.
      92. Лекарь Гибнер издает звук, похожий то ли на «и», то ли на «е».
      93. Христиан Иванович Гибнер — имя предполагает христианское милосердие, а фамилия созвучна русскому слову «гибнет».
      94. Псовая охота и чтение чужих писем. Взятки борзыми щенками.
      95. За то, что один учитель корчит рожи, а другой ломает стулья — этим «вольнодумные мысли внушаются юношеству».
      96. По словам городничего, унтер-офицерская вдова «сама себя высекла». «А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт».
      97. «Проклятое».
      98. «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, это уже так самим Богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят».
      99. Она написана на неоплаченном счёте Хлестакова.
      100. Бобчинского и Добчинского, оба имеют одинаковое имя и отчество — Петр Иванович. Первый более легкомыслен, второй серьезнее.
      101. Сказать «вельможам разным», что живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский.
      102. Хлестаков не скрывает от собеседников своих мыслей: что на уме, то и на языке.
      103. «...легкость».
      104. «Сила всеобщего страха» (Гоголь), а также общие идеалы и культурный уровень.
      105. 35 тысяч.
      106. «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», «арбуз в 700 рублей».
      107. Здесь смешаны «в одну кучу» псевдоним О. Сенковского, заглавие повести А. Бестужева-Марлинского и название популярного журнала.
      108. «На дружеской ноге».
      109. Попечитель богоугодных заведений Земляника.
      110. Об уездном городишке в «Ревизоре» — городничий и Гоголь.
      111. Жандарма, появившегося в финале с известием о приезде ревизора.
      112. Во многих произведениях — «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Портрет», «Мёртвые души».
      113. Из «Сорочинской ярмарки» и «Ночи перед Рождеством».
      114. О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи».
      115. «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».
      116. По воспоминаниям Гоголя, это слова Пушкина.
      117. В трех томах представить прошлое, настоящее и будущее России. С «Божественной комедией» Данте.
      118. Роман в стихах — поэма в прозе.
      119. Дороги, по которой бричка Чичикова въезжает и уезжает из уездного города Н. Образ дороги превращается то в символ человеческой жизни, то в исторический путь России и всего человечества.
      120. В «Записках сумасшедшего» и «Ревизоре».
      121. Гоголь хотел показать Россию в целом и со стороны — «во всей своей громаде».
      122. Британца, француза, немца.
      123. За границей — в Париже и Риме, где «вечные линии сияющих гор», «дива природы», «тёмные арки»: «Русь! Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка...».
      124. Павел Иванович Чичиков.
      125. У Собакевича, Плюшкина и Манилова.
      126. «Храм уединенного размышления».
      127. На 14-й странице.
      128. Ничего и «по сту рублей за штуку».
      129. Бараньим желудком, начинённым гречневой кашей.
      130. Елизаветы Воробей. Женские души не закладывались в Дворянский банк и под них нельзя было получить деньги.
      131. «Дубинноголовая» и «исторический человек».
      132. «Сказал ему дурака».
      133. Приезжала к нему дочь Анна Степановна.
      134. «Заплатанной» и «прореха на человечестве».
      135. С басней Крылова «Ворона и лисица»: «Ворона каркнула во всё воронье горло».
      136. Показывала рукой, куда ехать, не зная понятий «налево» и «направо».
      137. Дама просто приятная — Софья Павловна и дама, приятная во всех отношениях, — Анна Григорьевна.
      138. Дядя Митяй и дядя Миняй, Кифа Мокиевич и Мокий Кифович, дама просто приятная и дама, приятная во всех отношениях.
      139. О Собакевиче и об умершем прокуроре.
      140. «Береги и копи копейку».
      141. За изречение «По мне, уж лучше пей, да дело разумей».
      142. Беглого каторжника, ревизора, шпиона, фальшивомонетчика, капитана Копейкина, Наполеона.
      143. В русском фольклоре есть песня о разбойнике Копейкине, погибшем в чужой стороне, и пословица: «Судьба — индейка, а жизнь — копейка». К тому же его фамилия (по наблюдению Ю. Лотмана) перекликается с жизненным кредо Чичикова: «...копи копейку».
      144. О чиновниках города Н.
      145. В доме Коробочки.
      146. а) Коробочку; б) Манилова; в) Плюшкина.
      147. Чичиков — с Данте, чиновник — с Вергилием из «Божественной комедии» Данте. В этой поэме спутникам (а точнее, провожатым) Данте по аду и чистилищу является Вергилий.
      148. Слуга Чичикова Петрушка и слуга Фамусова из «Горя от ума» Грибоедова — тоже Петрушка.
      149. Чичиков напоминает «умеренного и аккуратного» карьериста Молчалина, Ноздрёв — лгуна, плута и мошенника Загорецкого, а гоголевские дамы — гостей Фамусова, сплетничающих и обсуждающих наряды и фасоны.
      150. Хлестаков.
      151. У Чичикова, как у Германна, профиль Наполеона, и чиновники предполагают, что он переодетый Бонапарт.
      152. Крепостного слуги, мальчика Семёна, отпущенного после смерти Гоголя на волю.
      153. В Иерусалим.
      154. Летаргического, похожего на смерть.
      155. а) «...товарищества»; б) «...на дружеской ноге»; в) «...но зачем же стулья ломать?»; г) «...в пороховницах»; д) «...пригодится»; е) «О моя свежесть!»; ж) «И кто тебя выдумал?»; з) «...и незримые, неведомые ему слезы»; и) «...цветы удовольствия»; к) «Над собой смеетесь!»; л) «...а беленькими нас всякий полюбит».
      156. «Все как мухи выздоравливают» — Земляника из «Ревизора».
      157. «Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам» («Гамлет»).
      158. а) Оксана — «Ночь перед Рождеством»; б) Тарас Бульба; в) Осип — «Ревизор»; г) Манилов — «Мёртвые души»; д) Агафья Тихоновна — «Женитьба».
      159. Хутор близ Диканьки, Сорочинцы — Миргород — «соборный город» — Петербург — Россия.
      160. а) У Ивана Никифоровича; б) судьи; в) Чичикова; г) жестянщика Шиллера, а приятель его — сапожник Гофман («Невский проспект»),
      161. Гоголем в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
      162. а) О Ломоносове; б) Державине; в) Жуковском; г) Пушкине; д) Крылове; е) Лермонтове.
      163. Испытывая всеведение богов, Тантал разглашал их тайны, крал нектар, совершал клятвопреступления и убийства, за что был наказан в подземном царстве: стоя в воде, не может напиться, видя плоды над собой, не может сорвать («Танталовы муки»). Прометей («предвидящий») тоже обманул Зевса и украл огонь, но отдал его людям и наделил их разумом — и тоже был наказан: прикован к скале, и орел клевал его печень.
      164. И. Сосницкий в Петербургском Императорском театре 19 апреля 1836 г. и М. Щепкин в Малом театре в Москве 25 мая 1836 г.
      165. Хлестакова.
      166. «...гадостей».
      167. «Мастерство Гоголя» Андрея Белого (1934).
      168. В. В. Вересаев. «Гоголь в жизни».

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>