ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ТИПОВ
В 10 классе
учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного
курса. Они должны получить все более возрастающий
объем сложной литературной информации, поэтому появляется
необходимость в увеличении количества уроков-лекций.
Лекция это форма ораторского искусства,
подчиняющаяся определенным законам. Для качественной
лекции необходимы:
|
индивидуальность и глубокие знания лектора, умение нести четко организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом; |
|
строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам; |
|
живой литературный слог, свободное владение устной речью, так как лекция это не диктант. |
Школьная
лекция по литературе отличается от вузовской,
так как психологически даже старшие школьники не готовы
слушать лекцию в течение целого урока. Поэтому
после 3035 мин. лекции необходима
перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться
демонстрацией видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями
учащихся и т. п.
Для
активизации познавательной деятельности старшеклассников
на уроках-лекциях желательно предварительное
знакомство учащихся с соответствующими статьями
учебника и их сопоставление с материалами
лекции. Заранее следует спланировать сообщения учащихся
по индивидуальным заданиям, а в течение
лекции целесообразно обучение составлению планов,
тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.
При
подготовке семинарских занятий важно учитывать уровень
литературного развития класса, место и роль планируемого
занятия в логике курса литературы. Семинары дают
возможность для обобщения и углубления знаний
по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела
программы. Тема и проблематика семинара должны
быть сообщены учащимся заранее (за 23 недели);
в ходе подготовки к семинару учащиеся изучают
рекомендованную учителем обязательную и дополнительную
литературу, составляют планы выступлений, конспекты
научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные
задания исследовательского характера. При подготовке
к семинару учитель может организовать консультации,
включить отдельные вопросы в домашние задания.
Семинарских занятий не должно быть много (46 в год),
так как серьезная подготовка к ним требует длительного
времени и определенных усилий и со стороны
учителя, и со стороны школьников.
На уроках-практикумах
ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская
работа с текстом. Объем произведения для текстуального
изучения на уроке-практикуме не должен
быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы,
явление драмы), но внимание к нему нужно
усилить. В центре обсуждения будет находиться
сам текст со своими неповторимыми особенностями,
главный акцент должен быть сделан на выявление
поэтики текста, определение специфики его художественной
формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические,
лексические (изобразительно-выразительные),
синтаксические, композиционные особенности текста.
При изучении лирики и на особенности
ритма, рифм, слов в субъективно-авторском
значении, строфику, условность описаний, цветовые,
звуковые, пространственные отношения в тексте.
При анализе прозаического отрывка следует обратить
внимание на особенности языка и авторского
стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую
позицию, подтекст и др. Об идее, главном
смысле текста следует говорить в конце обсуждения,
так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным
анализ содержания и формы. Нередко на уроках-практикумах
оптимальна работа в группах, когда школьники
делятся в классе своими домашними наблюдениями
исследовательского характера.
Однако
основным типом урока литературы в 10 классе
остается урок-беседа. В старших
классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы
для нее должны быть достаточно высокой степени сложности
и не предполагать односложного ответа. Беседа
обязательно включает в себя текст художественного
произведения, т. е. на уроке будут звучать цитаты,
детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу
на уровне анализа текста, не дать ей вылиться
в общие рассуждения бытового характера, уйти
к отвлеченной морализации. Для живой, неотрепетированной,
ненатянутой беседы характерны элементы импровизации:
учитель может отреагировать на чье-либо
мнение новым вопросом, замечанием, прояснением своей
позиции. В беседе поискового, эвристического
характера ученики не просто участвуют в разговоре,
а защищают свое мнение, аргументируют свою точку
зрения. Язык беседы не должен быть перегружен
терминологической лексикой, но нельзя и снизить
литературоведческий уровень разговора, для чего следует
использовать специальные слова и понятия (сюжет,
конфликт, композиция, ремарка и пр.).
Особое
место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного
чтения. Их цель расширение читательского
кругозора, выработка умения применять знания, полученные
на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание
уроков внеклассного чтения в 10 классе нужно
связать с основным курсом.
Именно
на уроках внеклассного чтения уместны приемы,
заимствованные из форм внеклассной работы по литературе:
инсценирование, театрализация, концерты, конференции,
диспуты и пр. Уроки внеклассного чтения не предполагают
углубленной работы с текстом, их стержень
выявление читательских впечатлений и развитие
самостоятельности суждений и оценок. В 10 классе
в форме уроков внеклассного чтения можно изучить
и предлагаемые программой произведения зарубежной
литературы.
В 10 классе
совершенствуется умение школьников писать сочинения.
Письменная работа как форма итогового контроля необходима
в конце изучения творчества каждого писателя,
но 46 сочинений в учебном
году нужно сделать классными, так как режим работы
на таких уроках позволяет школьникам потренироваться
в написании сочинения на выпускных и конкурсных
экзаменах. Примерная тематика сочинений указана в приложении
к методическому пособию.
В конце
каждого полугодия можно организовать уроки-зачеты.
На них уместны различные виды устных или письменных
работ контрольного характера, тестирования, коллоквиумы,
смотры знаний. На факультативных занятиях по литературе
возможно изучение курсов «Фольклор и литература»
и «На подступах к риторике»
(автор В. Я. Коровина).
|