Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Герой нашего времени»
Перед
изучением романа «Герой нашего времени»
следует повторить с учениками факты биографии
Лермонтова, связанные с эпохой 30-х
годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ,
прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание
образа Печорина. В основе изучения романа будет
аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова
связан с эпохой 30-х годов XIX века
временем реакции и общественного застоя после
поражения декабристского восстания. Эмоциональную
характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении
«Дума». Поэтому «герой нашего времени»
это герой 30-х годов.
Противостояние Печорина и общественной
среды выявляется не в сюжете романа, а в виде
«проекции» на внутренний мир героя,
хотя события романа основаны на реально-историческом
контексте. Поэтому «Герой нашего времени»
считается в русской литературе первым социально-психологическим
романом.
Противоречивость главная
черта характера Печорина, в образе которого незаурядность
личности, стоящей выше окружающего его общества, сила
и одаренность его мыслящей и энергичной
натуры, реализующейся в активном самоанализе,
смелость и честность его характера сочетаются
с безверием, скептицизмом и индивидуализмом,
ведущим к презрению и враждебному отношению
к людям. Герой неудовлетворен современной моралью,
не верит в дружбу и любовь. Но при
этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать
за свое поведение.
Основные черты образа Печорина
помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых
по-своему оттеняет различные грани характера
героя.
Специфична и сложна композиция
романа, в котором сочетаются черты романтизма
и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы,
введение разнообразных источников информации о Печорине,
наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа
и предметных деталей.
В слабом
классе можно анализировать роман по главам, вслед
за автором.
1-й урок.
Страницы биографии Лермонтова и их связь
с сюжетом романа «Герой нашего времени».
Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла»
и «Максим Максимыч».
2-й урок.
Загадки характера Печорина в главе «Тамань».
3-й урок.
«Княжна Мери». Печорин в системе
образов главы.
4-й урок.
Философский характер главы «Фаталист».
5-й урок.
Композиция романа как ключ к пониманию образа
Печорина. Противоречивый характер героя.
6-й урок.
Белинский о романе. Подготовка к сочинению.
В сильном
классе следует подчинить изучение романа проблемному
анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно
и первоначальное впечатление о нем уже сложилось.
Можно предложить такой путь анализа:
1-й урок.
Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности
образа Печорина. Загадки и противоречия характера
героя в главах «Бэла» и «Максим
Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет,
пейзаж и их роль в раскрытии образа
Печорина.
23-й
уроки. «Журнал Печорина» («Тамань»,
«Княжна Мери», «Фаталист»).
Его роль в раскрытии характера главного героя.
Анализ ключевых эпизодов.
4-й урок.
Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе
образов романа. Социально-психологические
параллели образа Печорина с Максимом Максимычем,
Грушницким, Вернером, Вуличем.
5-й урок.
Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе
и их роль в раскрытии образа Печорина.
6-й урок.
Литературная критика об образе Печорина. Подготовка
к сочинению.
Предлагаем
методику уроков по роману по второму варианту.
В ходе уроков учителю не обязательно использовать
все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать
их и выбрать из них те, которые соответствуют
уровню литературного развития его учеников, а также
часть заданий предложить для самостоятельной домашней
работы.
УРОК 29.
«Неужто тамошняя молодежь вся такова?»
Загадки образа Печорина в главах «Бэла»
и «Максим Максимыч»
На первом
уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи,
в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его
отношение к Кавказу, проанализировать ключевые
эпизоды глав «Бэла» и «Максим
Максимыч», сделать выводы о загадках характера
Печорина.
Вопросы
и задания для обсуждения главы «Бэла»
- Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный
смысл смены рассказчиков?
- Как в первом портрете Печорина, данном Максимом
Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
- Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом,
все время прерывается оценочными репликами Максима
Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
- Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой
со слов «А где Печорин?» до слов
«упала на постель и закрыла лицо
рунами». Какими художественными средствами
пользуется автор для раскрытия психологического
состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно
характеризуется Печорин?
- Почему в истории с Бэлой Печорин не считал
себя виноватым?
- Как проявляется противоречивость характера Печорина
после смерти Бэлы? Какие художественные детали это
подчеркивают?
- Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим
Максимыч, отвечал он, у меня
несчастный характер» до слов «Неужто
тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте
рассуждения Печорина о его прошлом с историей
жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина
со стихотворением Лермонтова «Дума».
- Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
- Как проявляется в главе характер Максима
Максимыча? Проследите детали его психологического
портрета.
Вопросы
и задания для обсуждения главы «Максим
Максимыч»
- Найдите в тексте детали, характеризующие
психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего
Печорина.
- Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите,
что это психологический портрет. Почему второй портрет
Печорина мы видим глазами автора?
- Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом
Максимычем со слов «Я обернулся
к площади и увидел Максима Максимыча,
бегущего что было мочи» до слов «глаза
его поминутно наполнялись слезами». Какими
средствами рисует автор психологическое состояние
Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать
подтекст их диалога.
- Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом
Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
- Какое впечатление производит Печорин на читателя?
Какие черты его характера кажутся вам отрицательными?
Какие детали текста 12-й глав
подчеркивают его положительные качества?
Итоги
урока. Печорин показан в главах «Бэла»
и «Максим Максимыч» противоречивой
личностью, человеком, не умеющим сострадать,
привыкшим исполнять только свои желания. Душевная
черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой
и любовью делают этот образ малопривлекательным.
Однако такая оценка образа была бы неглубокой
и однозначной, если не заметить в его
образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того
чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять
его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения
и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал
Печорина».
УРОКИ
3031. «Зачем я жил?»
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия
его характера
На уроках
можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает
душу своего героя посредством его самоанализа. Для
этого в центре урока будет интерпретация ключевых
эпизодов глав из «Журнала Печорина»,
объясняющих загадки его характера.
Вопросы
и задания к обсуждению главы «Тамань»
- Какой художественный смысл в том, что в главе
«Тамань» рассказчиком выступает сам
герой?
- Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?
Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины
ночью на берегу моря со слов «Так
прошло около часа» до слов «Я насилу
дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется
характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать
ключ» загадки контрабандистов?
- Прочитайте портрет девушки-ундины.
Какие оценки дает ей Печорин и как это
характеризует его самого?
- Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой
в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой
сцене.
- Почему Печорин называет контрабандистов «честными»?
Почему ему грустно в конце их истории?
Что это проясняет в его характере?
- Какую позицию Печорина по отношению к окружающим
людям подчеркивает автор?
Вопросы
и задания для обсуждения главы «Княжна
Мери»
- Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять
его утверждение: «А что такое счастье?
Насыщенная гордость»? Последователен ли
Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
- Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это
проявляется в его отношениях с окружающими
людьми? Как Печорина характеризуют его отношения
с Вернером и Грушницким?
- Почему из всех женщин Печорин выделял Веру?
Найдите объяснение этому в дневниковых записях
от 16 и 23 мая.
- Отметьте черты искренности и притворства
в исповеди Печорина Мери (со слов «Да,
такова была моя участь с самого детства»
до слов «Это меня не огорчит нимало»).
- Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери
через горную речку (запись от 12 июня).
Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается
ум и неординарность ее характера?
- Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин
объясняет изменения в самом себе и как
это его характеризует?
- Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью
(запись от 16 июня). Искренен ли
Печорин в этом признании или он лукавит
даже перед самим собой?
- Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях
Печорина (через полтора месяца в крепости N)?
Каково поведение Печорина во время дуэли? Что
положительного и что отрицательного подчеркивает
автор в его образе? Можно ли посочувствовать
герою или он достоин осуждения? Как проявляется
мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии
людей в этом эпизоде?
Вопросы
и задания для обсуждения главы «Фаталист»
- Каково отношение к предопределенности в судьбе
у Вулича? у Печорина? у автора? У кого
из них оно неоднозначно и почему?
- Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль
о том, что Печорин чувствовал скорую гибель
Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли
смерти Печорин? Почему?
- Как Печорина характеризует его желание испытать
судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене
захвата пьяного казака?
- К кому из героев относится название
главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
- Докажите, что глава «Фаталист»
это философское произведение.
Итоги
уроков. Печорин предстает в «Журнале»
человеком, глубоко чувствующим и страдающим.
Его душа «испорчена светом», и вся
его жизнь расплата за собственные
поступки. Личность Печорина сложна и противоречива.
Сам того не желая, он становится виновником
несчастий других. Мастерство автора в создании
психологического портрета Печорина проявляется в изображении
его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных
особенностях романа.
УРОК 32.
«В дружбе один раб другого». Дружба
в жизни Печорина. Печорин в системе мужских
образов романа
В центре
урока раскрытие необходимости образов
второстепенных персонажей для понимания личности Печорина.
Работу на уроке можно подчинить групповому способу
обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить
класс на четыре группы.
1-я группа.
Печорин и Максим Максимыч
- Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла»
со слов «у меня несчастный характер».
Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча?
Что в монологе заставляет страдать и сострадать
читателя?
- Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом
Максимычем из главы «Максим Максимыч».
Как в ней передается взволнованность Максима
Максимыча и равнодушие Печорина?
- Как в первых двух главах Печорин и Максим
Максимыч относятся друг к другу? Как образ
Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?
2-я группа.
Печорин и Грушницкий
- Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня.
Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?
Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину
и почему этого не замечали окружающие?
- Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого
во время дуэли. Что можно сказать о благородстве
и низости их характеров?
- Какова композиционная роль образа Грушницкого?
3-я группа.
Печорин и Вернер
- Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи
от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном
развитии и отношении к жизни?
- Перечитайте записку Вернера к Печорину после
дуэли и описание их последней встречи.
В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
- Какова роль образа Вернера в понимании характера
Печорина?
4-я группа.
Печорин и Вулич
- Перечитайте сцену заключения пари между Печориным
и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич
не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью
Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении
этих образов?
- Как можно оценить поведение Печорина в сцене
захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки
погибает, а Печорин остается жив? В чем
художественный смысл такой авторской позиции?
- Какова роль кольцевой композиции романа? Почему
он начинается и заканчивается в крепости N?
Выводы
урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.
Мужские
образы романа двойники и антиподы
Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту,
менее глубоки их души, слабее характер, у них
отсутствует способность к самоанализу.
УРОК 33.
«Я никогда не делался рабом любимой
женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские
образы романа и их роль в раскрытии
характера Печорина
Лермонтов
проводит своего героя через испытание любовью, так
как это высшая человеческая ценность. Каждый женский
образ оттеняет определенную грань в характере
Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Учебное
исследование на уроке также организуется в группах,
и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются
существенные черты образа Печорина в его отношениях
с женщинами.
1-я группа.
Печорин и Бэла
- Перечитайте песню-комплимент Печорину,
спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней
обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем
своеобразие ее чувства? Почему она вначале
отвергает любовь Печорина?
- Какими способами Печорин добивался любви Бэлы?
Почему он охладел к Бэле? Любил ли
он ее на самом деле?
- Какова роль образа Бэлы в понимании характера
Печорина?
2-я
группа. Печорин и девушка-ундина
- Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины
и как это характеризует его самого?
- Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой
в лодке. В чем девушка-ундина
превосходила Печорина и в чем ему уступала?
- Какова композиционная роль ее образа?
3-я группа.
Печорин и Мери
- Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери
через горную речку В чем нравственное превосходство
Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале»
от 3 июня. Как Печорин объясняет свои
отношения с Мери?
- Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери
в конце главы. Как проявляется в этой
сцене характер Печорина? Почему же он все-таки
решился на дуэль из-за Мери?
- Каков композиционный смысл образа Мери?
4-я группа.
Печорин и Вера
- Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры
в записи от 16 мая и монолог
Веры в записи от 23 мая. Как можно
охарактеризовать их чувства друг к другу?
- Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное
им после дуэли, и эпизод погони за Верой.
Каким мы видим Печорина в оценке Веры?
в авторской оценке? в самооценке?
- Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
Женские
образы в романе Лермонтова, несомненно, выше,
чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние,
умеющие любить и глубоко чувствовать.
Общие
итоги урока можно оформить в виде опорной схемы,
составленной из цитат.
УРОК 34.
«Душа Печорина не каменистая почва
»1
Литературная критика об образе Печорина
На заключительном
уроке учащиеся познакомятся с основными положениями
статьи Белинского о романе «Герой нашего
времени» и оценкой образа Печорина в современном
лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков,
выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении
с фабулой романа, сформулируют основные черты
личности Печорина.
Основные
черты личности Печорина. Идейно-композиционные
особенности романа, способствующие пониманию образа
Печорина:
- Печорин анализирует каждое событие своей жизни
и подвергает самоанализу мотивы своего поведения.
Аналитический склад ума это и его
достоинство, и его слабость, ведущая к душевным
травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит
ему приговора, Печорин сам судит себя.
- Жизнь Печорина это ряд происшествий,
каждое из которых открывает новую грань его
души, одаренность и глубину его личности, но его
характер уже сложился и не меняется, не развивается
(«Неужели я не тот же?»
глава «Максим Максимыч», сцена
прощания). Главный принцип жизни Печорина
свобода, переходящая в индивидуализм.
- Роман сходен по сюжетно-композиционным
особенностям с романтической поэмой, а главный
герой изображен в соответствии с принципами
создания героев романтических поэм (отсутствие сведений
о прошлом, изображение его в моменты наивысшего
напряжения, статичность образа героя, внутренняя
жизнь героя глубока и не может быть раскрыта
до конца).
- Характер Печорина не меняется, но смена
рассказчиков создает видимость личности Печорина
с разных точек зрения. Кольцевая композиция
романа символична. Она показывает бесполезность
исканий главного героя (ср. с кольцевой
композицией поэмы «Мцыри»).
- «Герой нашего времени»
социальный, философский и психологический роман,
раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х
годов XIX века.
УРОКИ
3536. Классное сочинение
по роману М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени»
1 В. Г. Белинский.
|