Предисловие
В 6 классе представления учащихся об искусстве словесного образа обогащаются путем обращения к образу литературного персонажа и анализу средств его создания в произведениях разных жанров и эпох. Шестиклассники учатся, в частности, выявлять черты национального характера в персонажах фольклора (героический эпос) и древнерусской (житийной) литературы, определять функции персонажа в конфликте и сюжете произведения, сопоставлять идейно-нравственные позиции разных персонажей, позиции героя и автора, позицию героя и собственную позицию.
Ключевая теоретико-литературная проблема, определяющая основные направления работы в 6 классе, — «образ человека в литературе». Шестиклассники получают дополнительную информацию о герое литературного произведения и героическом характере, а также начальные представления о лирическом герое и адресате, биографическом авторе и образе автора.
Основные виды деятельности — устные и письменные характеристики персонажа (особое внимание уделяется анализу портрета и речевой характеристики) и сопоставительная характеристика героев, составление словаря героев античной и славянской мифологии, фольклора, обсуждение вопросов об использовании этих образов в литературных произведениях и об особой значимости в нашем повседневном общении «прецедентных имен», «вечных» образов, отразивших представления о добре и зле, мужестве, красоте и т. п.
На примере работы над сочинением о персонаже литературного произведения школьники получают начальные представления о сочинении на литературную тему, учатся составлять его план, подбирать цитаты, работать с черновиком.
Виды деятельности:
а) чтение
• Чтение литературных произведений, включенных в программу.
• Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений или фрагментов эпических произведений.
• Внеклассное чтение произведений одного автора.
б) анализ
• Разграничение главных и второстепенных (эпизодических) персонажей.
• Общая характеристика системы персонажей в произведении и отношений между ними.
• Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, в том числе портрета, поступков, речевой характеристики, «говорящей» фамилии, художественной детали.
• Сопоставительная характеристика персонажей и средств создания их образов.
• Выявление нравственного содержания в образе персонажа.
• Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
• Анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции.
• Определение черт национального характера в образе персонажа.
• Выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении.
• Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической системы стихосложения.
• Определение типа строфы (двустишие, четверостишие, восьмистишие).
в) развитие устной и письменной речи
• Написание изложения с элементами сочинения — характеристики литературного персонажа.
• Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
• Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
• Сочинение — описание портрета литературного героя с использованием цитат.
• Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.
• Сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения).
Термины:
Персонаж. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи.
Система персонажей.
Герой и антигерой.
Тип.
Характер.
Лирический герой. Лирический адресат.
Прототип.
Портрет.
Речевая характеристика.
«Говорящая» фамилия.
Художественная деталь.
Образ предмета.
«Вечные» образы.
Автор.
Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.
Идейное содержание литературного произведения.
Фольклорные жанры (сказка, песня, былина).
Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, сказ).
Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, антитеза).
Строфа (двустишие, четверостишие, восьмистишие).
Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Дольник (в народной песне). Белый стих. Вольный стих.
В первом полугодии основное внимание на уроках уделяется героическому характеру и средствам его создания в произведениях фольклора, античной литературы (фрагменты из поэм Гомера), героического эпоса (фрагменты из «Песни о Роланде» и «Песни о нибелунгах»), древнерусской литературы («Повесть о Петре и Февронии Муромских») и русской классической литературы («Дубровский» А. С. Пушкина). Обзор «Жанр баллады в зарубежной литературе», а также темы, связанные с чтением и анализом русской лирики XIX века, позволяют продолжить работу по совершенствованию навыков выразительного чтения, которое рассматривается как способ интерпретации произведения. Уроки-практикумы «Портрет в литературном произведении» и «Сообщение о жизни и творчестве писателя» реализуют задачи развития устной и письменной речи учащихся, нацелены на формирование практических навыков, необходимых при подготовке к сочинению о персонаже литературного произведения. Уроки по рассказам А. П. Чехова и обзор «Нонсенс и абсурд в литературе» обогащают представления учащихся не только о комическом, но и о литературном творчестве как своеобразной игре со словом.
Во втором полугодии продолжается формирование практических навыков работы над сочинением о литературном персонаже, в том числе над сопоставительной характеристикой. Обзор «Автобиографические произведения русских писателей» и уроки по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» и сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» позволяют обратиться к теме семьи и проблеме формирования личности. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов XX века А. А. Блока и В. В. Маяковского, а также урок-практикум «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения» обогатят представления шестиклассников о стихосложении (ритмике, метрике, строфике) и изобразительно-выразительных средствах. Кроме того, учащиеся познакомятся с жанром песни в русской поэзии. Уроки по произведениям зарубежной литературы (рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише» и повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») и обзор «Жанр повести в русской литературе» направлены на расширение круга чтения шестиклассников, обобщение их знаний о герое литературного произведения и средствах его создания, а также о жанре повести и ее жанровых разновидностях.
Примерное планирование уроков
литературы в 6 классе
Первое полугодие
32 урока/48 уроков1
Образ Человека в литературе (1/1)
Урок 1. Образ человека в литературе.
МифологиЯ (1/2)
Урок 2. Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.
Урок 3. Троянский цикл и его герои2.
Гомер (2/3)
Урок 4. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора.
Урок 5. Образ Одиссея.
Урок 6. Герои мифов разных народов в литературе.
ГероиЧеский эпос народов мира (2/3)
Урок 7. Героический эпос. Образ Роланда.
Урок 8. Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах».
Урок 9. Герои финского эпоса «Калевала».
Русский фольклор (2/3)
Урок 10. Народная песня и ее виды.
Урок 11. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Урок 12. Урок внеклассного чтения по русским былинам.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (1/2)
Урок 13. Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Урок 14. Рассказ об одном из героев древнерусской литературы.
Жанр баллады в мировой литературе (2/3)
Урок 15. Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».
Урок 16. Баллада B. Скотта «Клятва Мойны».
Урок 17. Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».
В. А. Жуковский (1/2)
Урок 18. Баллада В. А. Жуковского «Светлана».
Урок 19. Образ Светланы и средства его создания.
Практикум. Выразительное Чтение
произведениЯ как способ
его интерпретации (1/2)
Урок 20. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации.
Урок 21. Выразительное чтение баллад В. А. Жуковского.
А. С. Пушкин (5/6)
Урок 22. Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Урок 23. Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит...».
Урок 24. Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский».
Урок 25. Владимир Дубровский в родительском доме.
Урок 26. Владимир Дубровский в доме Троекурова.
Урок 27. Финал романа «Дубровский».
Практикум. Портрет в литературном
произведении (1/2)
Урок 28. Портрет в литературном произведении.
Урок 29. Описание портрета литературного персонажа.
М. Ю. Лермонтов (2/3)
Урок 30. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус».
Урок 31. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок».
Урок 32. Урок внеклассного чтения по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец».
А. В. Кольцов (1/2)
Урок 33. Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь...».
Урок 34. Образ России в поэзии А. В. Кольцова.
Ф. И. ТютЧев (1/1)
Урок 35. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С поляны коршун поднялся...».
А. А. Фет (1/2)
Урок 36. Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...».
Урок 37. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века.
Н. С. Лесков (3/4)
Урок 38. Сказ Н. С. Лескова «Левша».
Урок 39. Образы русских умельцев.
Урок 40. Авторская позиция в сказе «Левша».
Урок 41. Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах».
Практикум. Сообщение о жизни
и творЧестве писателЯ (1/1)
Урок 42. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
А. П. Чехов (3/3)
Урок 43. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий».
Урок 44. Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон».
Урок 45. Урок внеклассного чтения по рассказам А. П. Чехова.
Нонсенс и абсурд в литературе (1/3)
Урок 46. Нонсенс и абсурд в английской поэзии.
Урок 47. Анализ творческих работ.
Урок 48. Резервный урок.
ВТОРОЕ полугодие
36 уроков/54 урока
АвтобиографиЧеские произведениЯ
русских писателей (6/8)
Урок 49. Повесть Л. Н. Толстого «Детство».
Урок 50. Образ Николеньки Иртеньева.
Урок 51. Образы родителей.
Урок 52. Повесть А. М. Горького «Детство».
Урок 53. Образы бабушки и деда Каширина.
Урок 54. Образ Алеши.
Урок 55. Составление цитатного плана характеристики персонажа.
Урок 56. Урок внеклассного чтения по автобиографическим произведениям русских писателей.
А. И. Куприн (1/2)
Урок 57. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».
Урок 58. Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор».
Практикум. СоЧинение о персонаже
литературного произведениЯ (1/2)
Урок 59. Сочинение о персонаже литературного произведения.
Урок 60. Анализ сочинений.
А. А. Блок (1/2)
Урок 61. Стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...».
Урок 62. Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока.
В. В. МаЯковский (1/2)
Урок 63. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Урок 64. Образ лирического героя в стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского.
Практикум. ТониЧескаЯ
и силлабо-тониЧескаЯ системы стихосложениЯ (1/2)
Урок 65. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.
Урок 66. Урок внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии».
М. М. Пришвин (4/4)
Урок 67. Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Урок 68. Образы Насти и Митраши.
Урок 69. История Травки и Антипыча, рассказ о ели и сосне.
Урок 70. Смысл названия и жанрового определения произведения.
Практикум. СопоставительнаЯ
характеристика персонажей (2/3)
Урок 71. Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике персонажей.
Урок 72. Сочинение, посвященное сопоставительной характеристике персонажей.
Урок 73. Анализ сочинений.
Н. М. Рубцов (1/2)
Урок 74. Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».
Урок 75. Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова.
В. Г. Распутин (4/6)
Урок 76. Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».
Урок 77. Образ главного героя рассказа.
Урок 78. Образ учительницы в рассказе.
Урок 79. Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского».
Урок 80. Итоговый урок. Анализ письменных работ.
Урок 81. Резервный урок.
Жанр песни в русской литературе (2/3)
Урок 82. Жанр песни в русской поэзии XIX века.
Урок 83. Жанр песни в русской поэзии XX века.
Урок 84. Урок внеклассного чтения, посвященный русскому романсу.
Дж. Лондон (2/3)
Урок 85. Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».
Урок 86. Человек и природа в рассказе.
Урок 87. Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (4/6)
Урок 88. Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Урок 89. Философская проблематика повести-сказки.
Урок 90. Образы «взрослых» в произведении.
Урок 91. Символическое значение образа маленького принца.
Урок 92. Письменное сочинение-миниатюра.
Урок 93. Урок внеклассного чтения по произведениям А. де Сент-Экзюпери.
Жанр повести в русской литературе (6/9)
Урок 94. Повесть Н. В. Гоголя «Вий».
Урок 95. История Хомы Брута.
Урок 96. Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута.
Урок 97. Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень».
Урок 98. История Пашки Колокольникова.
Урок 99. Смысл названия повести.
Урок 100. Письменные отзывы о прочитанных повестях.
Урок 101. Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.
Урок 102. Резервный урок.
1 Перед чертой указано количество часов на изучение литературы (и изучение отдельных тем) в обычных классах (68 часов), а после черты — в классах с углубленным изучением литературы (102 часа).
2 Уроки, выделенные особым шрифтом (курсивом), рассчитаны только на классы с углубленным изучением литературы. В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень
|