Чертов В. Ф. Уроки литературы. 6 класс


«Повесть о Петре
и Февронии Муромских»


Урок 13
Идеал Человека в «Повести о Петре
и Февронии Муромских»

  Задачи: развить представления учащихся об образе человека в древнерусской литературе; дать начальное представление об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; ответы на вопросы учебника; анализ основных образов повести.
  Термины: житие, легенда, сказание, предание, идеальный образ.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово о жанрах древнерусской литературы, особенностях изображения человека в литературе Древней Руси, значимости для древнерусской литературы образа идеального героя. Слово учителя может быть дополнено чтением фрагментов вступительной статьи учебника. Шестиклассники должны познакомиться с текстом «Повести о Петре и Февронии Муромских», ответить на вопросы о жанровой природе повести, увидеть специфику древнерусской литературы, найти в тексте «Повести» черты разных жанров, вспомнить об образе идеального героя в летописных сказаниях.
      Объявлению темы урока может предшествовать беседа о семье и об отношении супругов друг к другу в Древней Руси. Возможно обращение к отдельным цитатам о выборе жены и о построении семьи из «Домостроя». О том, какие качества необходимы для семейной гармонии и порядка в стране, какой должна быть личность, являющаяся примером для других, что такое настоящая любовь, какие отношения являлись идеальными, по мнению средневекового человека, можно узнать, обратившись к «Повести о Петре и Февронии Муромских» известного писателя XVI века Ермолая-Еразма, который в своих трактатах, написанных до «Повести...», говорил о необходимости следовать идеалу милосердия и христианской любви, участвовать всем сословиям в благоустройстве общества, устанавливать сильную царскую власть, подразумевающую высокую степень ответственности царя за подданных перед Богом.
      II. Чтение повести и анализ ее сюжетной основы. Для обсуждения сюжета произведения можно использовать следующие вопросы: 1. Сколько частей можно выделить в «Повести...»? 2. О чем рассказывается в каждой из них?
      Далее можно обратиться к вопросам 1, 2 учебника. Шестиклассники вспомнят героев и восстановят последовательность событий, после чего необходимо обратиться к анализу образов главных героев.
      III. Анализ образов главных героев повести. Графическое изображение круга действующих лиц повести поможет лучше представить их взаимодействие в произведении, перейти к детальному разговору об образе идеального героя повести. Учащимся предлагается подобрать фрагменты, связанные с каждым из героев, проследить по тексту отношения между героями повести, их обращения друг к другу, выписать слова, характеризующие каждый образ, оценить через поступки героев их позицию и отношение к миру и близким.
      Вопросы и задания 3—9, 12, а также индивидуальные задания 3, 4 учебника помогут глубже понять поступки и образы героев повести.
      Дополнительные вопросы:
      1. Какими чертами героической личности обладает князь Петр?
      2. Как показаны в повести отношения мужа и жены, братьев, правителя и бояр?
      3. Как образ змея и образы бояр помогают раскрыть в повести образ идеальной человеческой личности?
      Особый фрагмент данного урока посвящается значениям слова «идеал» и использованию этого слова в произведениях русской литературы (работа с рубрикой учебника «Мир в слове»).
      IV. Обобщение и систематизация материала. Необходимо отметить, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произведение о любви. В повести показана любовь к Богу и к человеку как высшая ценность. Чувства героини проверяются силой ее верности своему супругу: «Ничего не могу просить, только супруга моего». Отношения двух героев показаны во временнóй протяженности как складывающиеся постепенно на основе взаимопонимания, терпения, уважения друг к другу. Мудрая крестьянская девушка из простой семьи побеждает сословные предубеждения и становится княгиней. Обращение к вопросу 10 учебника поможет сделать выводы об образе справедливого правителя и идеальном образе русской женщины, соединяющей в себе силу и кротость, доброжелательность и прозорливость, преданность и готовность на подвиг самопожертвования во имя семьи, близкого человека. Князь (идеальный правитель) должен быть добросердечен, невысокомерен, мудр, религиозен, праведен, справедлив. Он должен править благочестиво, помнить о Божественных заповедях, вести себя как чадолюбивый отец.
      V. Краткое сообщение об особенностях раскрытия образа девы Февронии в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» (с прослушиванием фрагментов из оперы), а также об отражении сюжета повести в произведениях изобразительного искусства.
      Уже в 6 классе отмечаются такие особенности всех памятников древнерусской литературы, как патриотизм и глубокая человечность (гуманизм), злободневность тематики и открытая поучительность. Учащиеся вспоминают, что поучительный характер отличал и произведения других древних литератур (например, древнегреческой).
      VI. Домашнее задание: 1) прочитать «Повесть о житии Александра Невского» или «Повесть о Тверском Отроче монастыре» (по выбору); 2) подготовить рассказ об одном из героев древнерусской литературы (портрет, характер, поступки). Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 6 учебника (по выбору).

Урок 14
Рассказ об одном из героев
древнерусской литературы

  Задачи: развивать устную речь учащихся, их творческое воображение; формировать навык анализа образа героя; закрепить рассмотренный материал по литературе Древней Руси.
  Основные виды деятельности: выборочное чтение вступительной статьи учебника; устное рассказывание; чтение фрагментов текста.
  Термины: герой, житие.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания (индивидуальные задания 1, 6). Целесообразно начать урок с представления сообщений «Китежская легенда в изобразительном искусстве», кратко остановиться на биографии живописцев и представленном в их творчестве сюжете древнерусской повести. Выполнение индивидуального задания 1 учебника поможет повторить особенности описания как типа речи, вспомнить о роли детали в художественном тексте и в литературе Древней Руси, тесно связанной с историческими реалиями времени.
      II. Выборочное чтение вступительной статьи учебника направлено на повторение в классе основных вопросов, связанных с изученным материалом по литературе Древней Руси. Учащимся предлагается подготовиться к устному монологическому высказыванию по вариантам:
      1. Перечислите и поясните черты литературы Древней Руси.
      2. Вопросы 1, 2, 3 после вступительной статьи учебника.
      3. Особенности изображения героя в литературе Древней Руси.
      В процессе работы закрепляются навыки самостоятельной работы с учебником, повторяются ранее рассмотренные теоретико-литературные понятия.
      III. Представление героев литературы Древней Руси, имена которых и названия памятников древнерусской литературы могут быть записаны на доске. Здесь важно не столько расширить представление о героях древнерусской литературы, сколько подготовить шестиклассников к устным рассказам и к изучению древнерусской литературы в последующих классах.
      IV. Устные рассказы учащихся о героях древнерусской литературы. Обучение рассказыванию важно начать с объяснения того, что представляет собой данный вид работы: повествование (рассказ о поступках героя) с элементами описания (портрет героя) и анализа (черты характера героя). Виды деятельности: подбор и чтение фрагментов текста с описанием портрета, поступков героя, ответы на вопросы об образе персонажа. Учащимся могут быть предложены примерные вопросы, на которые они будут опираться при подготовке рассказа о герое древнерусской литературы:
      1. Назовите героя. Опишите, каким вы его себе представляете.
      2. Какие поступки и как характеризуют героя?
      3. Какие черты характера героя делали его примером для подражания или представляли пример недопустимого поведения?
      4. Какова роль данного героя в произведении? Какую авторскую идею помогает раскрыть этот образ?
      5. Как образ героя связан с исторической действительностью?
      6. Чем интересен этот герой лично для вас?
      7. Образ героя в других произведениях искусства.
      Необходимо остановиться и на критериях оценки рассказа, например: полнота ответа, логичность и последовательность, обоснованность заключений, отсутствие фактических и речевых ошибок, плавность и выразительность речи.
      V. Домашнее задание: 1) написать письменный рассказ об одном из героев древнерусской литературы; 2) прочитать баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».


Жанр баллады в мировой литературе


Урок 15
Баллады И. В. ГЁте «Лесной царь»
и Ф. Шиллера «ПерЧатка»

  Задачи: познакомить шестиклассников с жанром баллады и его особенностями; рассмотреть на примере баллад И. В. Гёте и Ф. Шиллера интонацию и диалог как средства раскрытия настроения в балладном жанре.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; анализ сюжета баллады, особенностей интонации; сопоставительный анализ двух баллад; выразительное чтение; прослушивание музыкального произведения.
  Термины: баллада.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о содержании баллад (тематика: историческая, фантастическая, любовно-драматическая, героическая), особенностях их сюжета и композиции. Жанр баллады является новым для некоторых учащихся. По своей загадочности и напряженности развития действия, непохожести на другие, ранее рассмотренные жанры литературы он притягателен и интересен для шестиклассников. Сюжет баллады не столько акцентирует внимание читателя на действии, сколько является, вместе с интонацией и диалогом, средством передачи настроений, чувств и переживаний героя. Важно остановиться на соединении в балладе черт эпического произведения (сюжетность, наличие персонажей) и ярко выраженного лирического начала (психологизм, эмоциональность, экспрессивная окрашенность происходящего), а отсюда подвести учащихся к причинам отнесения жанра баллады к лиро-эпическим произведениям. Балладные сюжеты основываются на мифах, легендах, сказаниях, историческом или бытовом материале. Как и авторские сказки, многие известные авторские баллады имеют своим источником фольклор.
      II. Чтение вступительной статьи учебника об особенностях баллады как жанра литературы. Учащимся предлагается выписать черты балладного жанра, фамилии авторов баллад на доске и в тетради. Здесь отрабатывается умение кратко сформулировать мысль, грамотно оформить письменное высказывание.
      III. Чтение вступительной статьи учебника или краткое слово учителя об Иоганне Вольфганге Гёте.
      IV. Прослушивание песни австрийского композитора Ф. Шуберта «Лесной царь»  поможет настроиться на интуитивное, нелогическое постижение баллады, усилит влияние художественного текста на личность, даст возможность провести сопоставление двух художественных восприятий (психологического состояния героев в балладе И. В. Гёте «Лесной царь» и в одноименной песне Ф. Шуберта).
      V. Беседа по вопросам:
      1. Где разворачивается действие баллады?
      2. Кто герои баллады — участники происходящих событий? Какими вы их себе представляете?
      3. Вопросы учебника 1, 2, 3.
      4. Какие два мира отражены в балладе? Как они соприкасаются?
      5. Почему Лесной царь забирает младенца?
      6. Какие темы звучат в балладе?
      7. Докажите, используя статью учебника, что «Лесной царь» И. В. Гёте — баллада.
      Последний вопрос направлен на закрепление представлений об особенностях балладного жанра, развитие навыков аргументированного ответа при анализе художественного текста.
      VI. Слово о поэте, представление автора баллады «Перчатка» Фридриха Шиллера. Важно отметить связь имен двух великих немецких поэтов: перед зданием Национального театра в Веймаре стоит памятник поэтам, руки которых соединены общим венком славы. Вместе ими был создан трактат, посвященный поэзии, «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796), в котором говорится о существовании двух типов художников. Один тесно связан с природой, стремится подражать действительности, другой пытается преодолеть разрыв человека с природой, вызванный современной цивилизацией и культурой. Первым являлся сам Гёте, вторым — Шиллер, в балладах которого более четко звучит авторская морализирующая позиция.
      VII. Выразительное чтение баллады и ее анализ поможет учащимся увидеть подтекст происходящего, глубже погрузиться в текст произведения.
      Примерные вопросы и задания:
      1. Какого сражения ожидает король Франциск? Как в балладе показано настроение короля, его свиты? В чем проявляется авторское отношение к героям балладного сюжета?
      Словесное рисование окружения короля поможет учащимся представить описанную в балладе картину, будет способствовать развитию творческого мышления.
      2. Обратите внимание на расположение королевской свиты и зверинца. Как организовано пространство в балладе?
      3. Воссоздайте (опишите) картину выхода на арену королевского зверинца. Подумайте, как через описание зверей показано, что происходящее далеко не игра и шуточное развлечение.
      4. Что вам уже известно о рыцарях эпохи Средневековья? Слышали ли вы о рыцарском кодексе чести? Почему рыцарь Делорж, видя лицемерную и колкую улыбку своей дамы, отправляется за перчаткой?
      5. Что происходит в душе героя? Как и почему меняется его отношение к красавице? Подумайте, как соотносится внешнее и внутреннее в ее образе.
      6. О чем говорит ответ рыцаря?
      Далее необходимо обратиться к вопросам учебника 1—4. Можно также познакомить учащихся со стихотворением И. В. Гёте «Достаток терять...» и поразмышлять над тем, как оно связано с балладой Ф. Шиллера «Перчатка» и как в нем раскрывается позиция автора:
      Достаток терять —
      Не перчатки терять.
      А впрочем, в сей жизни суровой
      Зажиток добудешь и новый.
      Честь потерять —
      Это много терять.
      А впрочем, то, что осудится,
      С годами забудется.
      Вот мужество — это терять не годится:
      Уж лучше тогда совсем не родиться!..
      VIII. Выполнение письменного творческого задания в рабочей тетради: «Охарактеризуйте рыцаря, короля, королевскую свиту, красавицу (по выбору), подобрав свои сравнения, определения».
      IX. Домашнее задание: подготовить по учебнику и дополнительным источникам рассказ о В. Скотте. Индивидуальные задания: 1) написать «страшную историю» (или сказку), которая разрешалась бы поучительно и оптимистично; 2) подготовить выразительное чтение одной из баллад с учетом звучащих в произведении интонаций (желательно наизусть).

Урок 16
Баллада В. Скотта «КлЯтва Мойны»

  Задачи: познакомить шестиклассников с необычным примером балладного жанра; обобщить имеющиеся у учащихся представления о балладе; развивать навыки выразительного чтения.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение баллад; наблюдение над художественными особенностями баллады; чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника.
  Термины: баллада, ирония.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, выразительное чтение баллад И. В. Гёте «Лесной царь», Ф. Шиллера «Перчатка». Особое внимание уделяется работе над интонацией, позволяющей передать характер происходящих событий, настроение героев, идейно-эмоциональное содержание произведения.
      II. Устные сообщения учащихся о В. Скотте. Данный этап урока, помимо знакомства с жизнью и творчеством писателя, связан с задачами развития навыка выступления перед аудиторией. Внимание шестиклассников обращается на законченность сообщения, последовательность приводимых фактов биографии, оригинальность отобранного материала и иллюстраций к сообщению (фотографий, слайдов и т. п.).
      В. Скотт собрал и опубликовал сборник старинных шотландских баллад и легенд «Песни шотландской границы», сам занимался переводом и созданием баллад. В 1812 году он приобрел поместье Абботефорд на реке Твид, где выстроил для себя средневековый замок, в котором прожил до смерти. Здесь была обширная библиотека и коллекция оружия, утвари и старинных предметов. Сам В. Скотт писал о себе: «Мне, как и всем детям, нравится чудесное и страшное. В этом отношении я остаюсь ребенком до сих пор».
      В. Скотту были интересны мысли и чувства людей прошлого, его привлекала эпоха Средневековья. В своих балладах он прибегает к стилизации под старину, чтобы донести дух того времени, его мироощущение.
      III. Беседа по вопросам поможет закрепить и систематизировать представления учащихся о жанре баллады. Примерные вопросы:
      1. Какие черты объединяют произведения балладного жанра?
      2. Чем близки друг другу баллады и лирические народные песни?
      3. На какие жанры опирались авторы баллад?
      Дополнить представления учащихся о балладе может указание на фрагментарность, непонятность, отчасти необъяснимость балладного сюжета, его динамизм и некоторую тайну, с которой связана жизнь героев баллады.
      IV. Выразительное чтение и анализ баллады В. Скотта «Клятва Мойны». Необходимо остановиться на сюжете и композиции баллады, образах Мойны, старика, графа, а также сказать о приемах, организующих балладное повествование, мелодике, ритме баллады. Учащиеся сразу обратят внимание на шуточный характер данной баллады, в которой стилизация истории в средневековом духе некой таинственности оборачивается доброй иронией.
      Примерные вопросы и задания:
      1. Что такое клятва? Какую клятву и почему дает Мойна? Какие природные явления и общественные события привлекает Мойна, чтобы показать непоколебимость своего решения?
      2. Опишите Мойну. Какие пояснения словам Мойны дает старик? Какова роль образа старика в балладе?
      3. Проследите, как создается в балладе настроение загадочности и тайны.
      4. Почему Мойна все же становится женой графа?
      5. Проиллюстрируйте примерами из текста использование в балладе обратного порядка слов (инверсии), преувеличения (гиперболы), преуменьшения (литоты), иронии, повторов (рефренов).
      6. Вспомните черты баллады как жанра литературы. Можно ли «Клятву Мойны» назвать настоящей балладой?
      С целью развития мышления и формирования навыков исследовательской деятельности предлагается выполнение заданий 1, 2 учебника.
      V. Представление домашних письменных работ «Страшная история (сказка) со счастливым финалом».
      VI. Домашнее задание: 1) прочитать балладу Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»; 2) выполнить задание 3 учебника.

Урок 17
Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»

  Задачи: познакомить шестиклассников с примером героической баллады; закрепить имеющиеся у учащихся представления о своеобразии балладного жанра, его отличии от жанра былины.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение баллады; ответы на вопросы; словарная работа; работа с иллюстрациями.
  Термины: баллада, былина.

Этапы урока:

      I. Чтение статьи о Р. Л. Стивенсоне из любого энциклопедического издания важно дополнить рассказами о детстве писателя, о его заветной мечте — писать, об увлечении путешествиями. Подробнее можно остановиться на чертах характера, которые ценил Стивенсон в людях: мужество, смелость, отвагу, благородство. Именно такими являются любимые герои писателя — отважными, храбрыми, благородными, бесстрашными.
      II. Закрепление материала о жанре баллады, об отличии баллады от былины. Баллада «Вересковый мед» — поздняя переработка старинной легенды. Народ вложил в содержание легенды свои радости и печали. В авторской балладе, основанной на шотландской легенде, выражено отношение к любви и долгу, честности и мужеству. Можно поговорить о несомненной связи и о различиях между народными и авторскими балладами, предложив учащимся вспомнить о сходстве и различиях народных и авторских сказок. Учитель перечислит тематику балладных сюжетов (героические, комические, любовные, волшебные), приведет примеры. При рассмотрении вопроса о связи былинного и балладного творчества (в связи с обращением к балладе героической тематики) важно отметить, что в балладе события развиваются быстрее, в центре баллады не чудо-богатырь, а обычный человек. В балладе подвиг героя раскрывается без преувеличений, каждый повтор здесь усиливает напряжение. Мы слышим голоса действующих лиц, настроение которых помогает передать интонация баллады. В былине же повторы замедляют действие, здесь широко используются гиперболы.
      III. Словарная работа направлена на расширение словарного запаса учащихся, а также непосредственно связана с анализом текста баллады Р. Л. Стивенсона. Шестиклассники объясняют значения слов «вассал», «пикты», «медвяный» и др. Отдельно проводится работа со словом «вереск».
      Вереск — низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветами. Вереск покрыт цветами летом и поздней осенью, когда вся природа готовится к покою. Мелкие цветки, похожие на колокольчики, а махровые — на розочки, густо расположены на веточках-соцветиях. Дикорастущий вереск произрастает и в России, встречается в Западной и Восточной Сибири, на Урале. Растет он на бедных песчаных почвах, в сосновых лесах, около торфяников и на склонах гор. Плод — маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Вереск обладает оздоравливающим действием, в том числе противовоспалительным, дезинфицирующим, успокаивающим, снотворным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим, антимикробным и др.
      IV. Выразительное чтение баллады учителем создаст атмосферу героико-драматического звучания произведения. Для выявления первичного восприятия после чтения баллады можно обратиться к вопросу о ее основном настроении.
      Дополнительные вопросы:
      1. Какое событие лежит в основе сюжета баллады?
      2. Перечислите главных героев и основные образы баллады.
      3. О каком напитке рассказывается в балладе?
      4. От кого пикты защищали свои земли?
      5. Какое значение этот напиток имел для пиктов?
      V. Сообщение учителя об исторической основе баллады будет способствовать более глубокому осмыслению ее героического звучания, обозначит связь народного и авторского текста. Учитель отметит, что мед — священный напиток, в культуре древних северных народов — напиток богов и поэтов, являющийся символом посвящения и покровительства высших сил. Древняя легенда гласит, что когда-то очень давно на северных полях Шотландии жили отважные и сильные люди — пикты. Только они владели секретами приготовления чудодейственного напитка — верескового меда, дающего людям силу и молодость. Король Шотландии решил овладеть тайной и направил свое войско на это племя, чтобы узнать все о напитке. Но свободолюбивый и гордый народ не раскрыл тайны приготовления напитка и унес ее в могилу. Считалось, что белый вереск защищает от насилия, а вересковый эль — целебный напиток — несет утешение.
      VI. Анализ баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».
      Основные вопросы и задания:
      1. Перечитайте описание верескового поля. Чем становится вересковое поле с приходом шотландского короля?
      2. Сравните пленников и короля. Почему король, завоевавший вересковые поля, недоволен?
      3. Чем близка эта баллада произведениям героического народного эпоса?
      VII. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий: выразительное чтение баллады, представление иллюстраций.
      VIII. Домашнее задание: 1) прочитать балладу В. А. Жуковского «Светлана», 2) подготовить сообщение о поэте. Индивидуальные задания: 1) найти сведения о русских народных гаданиях, обычаях, приметах, 2) нарисовать иллюстрацию к одной из баллад В. А. Жуковского.


В. А. Жуковский


Урок 18
Баллада В. А. Жуковского «Светлана»

  Задачи: познакомить шестиклассников с историей создания, сюжетом баллады, народными обычаями, отраженными в произведении; рассмотреть идейно-эмоциональное звучание баллады; провести наблюдение над языком и народностью баллады В. А. Жуковского.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; комментированное чтение баллады.
  Термины: баллада, авторская позиция.

Этапы урока:

      I. Чтение вступительной статьи учебника с включением сообщений учащихся о биографии поэта (домашнее задание учебника 1) и комментариями учителя. Следует сказать о чертах характера поэта (человека мягкого, доброго, впечатлительного, отзывчивого, имеющего безупречный вкус), о жанре сказки1 в творчестве В. А. Жуковского, об особом месте жанра баллады в творчестве поэта и о роли фольклора в его произведениях. Учащимся сообщается, что поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых отдельное место занимают баллады, посвященные теме любви («Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»). Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Поэт обращался, в частности, к сюжетам И. В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта.
      II. Рассказ учителя об истории создания баллады «Светлана» (с использованием комментариев к балладе).
      В. А. Жуковский работал над балладой четыре года — с 1808 по 1812 год. Он обратился в балладе «Светлана» к мифологическому сюжету свадьбы с мертвецом, который до этого был использован немецким поэтом Г. А. Бюргером в балладе «Ленора». Девушка ждет с войны своего возлюбленного, жалуется на Бога и судьбу. В полночь появляется ее жених, который зовет героиню поехать в далекий дом, оказавшийся могилой. Так наказана героиня за то, что посмела возроптать на Бога. Учащимся предлагается обратить внимание на то новое, что вносит в балладу «Светлана» Жуковский (народный колорит, народный язык, национальный характер героини), понаблюдать, как народность раскрывается в тексте баллады.
      III. Выразительное чтение баллады «Светлана» учителем или группой подготовленных учащихся можно сопроводить презентацией иллюстраций к балладе, в том числе репродукции картины К. П. Брюллова «Гадающая Светлана». Учащимся рассказывается об адресате — племяннице поэта Саше Протасовой (Александре Воейковой в замужестве), для которой баллада стала свадебным подарком.
      IV. Анализ баллады можно предварить вопросами на восприятие, которые помогут активизировать учащихся, проверить знание и уровень понимания текста баллады и образа главной героини — Светланы:
      1. О чем говорится в балладе?
      2. С какой сцены начинается балладное действие?
      3. Что можно сказать о героине баллады Светлане?
      4. В чем концовка баллады не соответствует традиции данного жанра?
      Перечитывание фрагментов баллады и работа с текстом помогут углубить восприятие учащихся, осознать идейные и художественные особенности произведения. Примерные вопросы и задания: 1. Найдите в балладе описание народного быта, изображение народных обрядов, традиций. Дополните примеры сообщениями о русских народных обычаях, упомянутых в балладе. 2. Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений, использования художественных приемов, создающих ощущение атмосферы народности. 3. Найдите примеры сказочного, фантастического, страшного в балладе. Что из найденного можно отнести к а) таинственному, б) темному, в) светлому? 4. Опишите время года, изображенное в балладе. Какие средства, детали, образы помогают его почувствовать и увидеть? 5. Проследите, как время, место действия и сюжет соотнесены в балладе. 6. Выделите основные фрагменты балладного повествования. Какое настроение в каждом из фрагментов передает автор? 7. Как относится героиня к разлуке с любимым, к гаданию, к встрече с женихом?
      V. Анализ авторской позиции в балладе «Светлана». Для раскрытия понятия «авторская позиция» можно обратиться к вопросам 1—5 учебника, записать определение авторской позиции, пояснить способы ее выражения в художественном произведении (с использованием материалов «Краткого словаря литературоведческих терминов»). Далее рассматривается вопрос 9 учебника. Учащиеся должны отметить, что Светлана сохраняет верность любимому, не отступается от близкого ей человека, не ропщет на Бога и на судьбу, демонстрирует силу веры. Очевидно, что финал баллады жизнерадостен. Жуковский показывает чудесное пробуждение героини — мистическое путешествие с мертвецом оказывается сном. Рассмотрению понятия «авторская позиция» будет посвящен и следующий урок по балладе, где работа над образом Светланы и над особым звучанием баллады будет продолжена.
      VI. Домашнее задание: 1) выписать в тетради цитаты, характеризующие Светлану; 2) выполнить задание 10 учебника. Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 6.

Урок 19
Образ Светланы
и средства его созданиЯ

  Задачи: закрепить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания; провести углубленный анализ образа Светланы в балладе; выявить черты национального характера в образе героини.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов баллады; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями; составление плана характеристики образа.
  Термины: баллада, заглавный образ, авторская позиция.

Этапы урока:

      I. Вступительная беседа об образе человека в художественной литературе и средствах его создания. Шестиклассники вспоминают содержание вводной главы учебника, говорят о портрете, пейзаже, «говорящих» имени и фамилии, значимых деталях, предметах, личных вещах героя, интерьере, снах, речевой характеристике героя.
      II. Анализ заглавного образа баллады «Светлана» может начаться с беседы о композиции баллады, смысле ее названия, а также о роли святочных гаданий и мистического сна в раскрытии образа Светланы, о причинах счастливого пробуждения, когда страшный сон оказывается лишь наваждением, предупреждающим о необходимости верить и быть сильной в своем ожидании любимого человека. Попутно учащиеся вспоминают, что такое заглавный образ.
      Примерные вопросы и задания:
      1. О чем мечтают девушки во время Святок?
      2. С какой целью они обращаются к гаданию?
      3. В чем причина грусти Светланы?
      4. Используя найденные дома цитаты, связанные с образом Светланы, опишите героиню.
      5. К какому виду гадания прибегает героиня? Важно отметить, что гадание с зеркалом здесь выступает как способ связи с потусторонним миром, ведь от жениха уже год нет никаких вестей.
      При анализе образа главной героини баллады можно использовать также индивидуальные задания 2 и 3, помещенные в учебнике.
      Перед обращением к анализу мистического сна Светланы следует перечитать центральную часть баллады, найти фольклорные и христианские образы, обратить внимание на психологическое состояние героини, пейзаж, изобразительно-выразительные средства (антитезу, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
      Дополнительные вопросы, связанные с анализом финала баллады:
      1. Проиллюстрируйте на примерах, как нарастает напряжение в балладе.
      2. В какой момент Светлана понимает, что это не ее жених ведет ее под венец?
      3. Какие черты характера помогли Светлане выдержать испытание страшным сновидением?
      4. Подтвердите текстом баллады, что героиню характеризуют внешняя красота, простота, верность, преданность, религиозность, жизнерадостность, близость народной жизни, смирение, решительность.
      5. Как относится к Светлане автор? Докажите свою мысль примерами из текста.
      Размышлению о роли веры в жизни героини и силе ее чувств как спасительной основе в достижении счастливого финала баллады помогут следующие задания:
      1. Подберите синонимы к словам «вера» (доверие, религия, убежденность, уверенность) и «верность» (надежность, преданность, постоянство).
      2. Раскройте на основе содержания баллады В. А. Жуковского «Светлана» значение следующих высказываний:
      «Вера состоит в том, что мы верим тому, что не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим» (Аврелий Августин).
      «Во что мы верим, то не потеряно еще» (Ф. Шиллер).
      «С верой нет ничего невозможного» (пословица).
      Учащихся необходимо подвести к выводу о том, почему так важно быть активным, верить, любить, чтобы победить все препятствия, пройти все преграды на пути к счастью. По мнению В. А. Жуковского, человек должен проявлять покорность и смирение, принимая предначертанное ему, но при этом не переставать бороться за свое счастье, не сдаваться, сохранять веру в высшие силы, свое мужество и веру в близких людей. С главной героиней не случается никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, проявив стойкость в вере.
      IV. Работа с репродукцией картины К. П. Брюллова «Гадающая Светлана». Учащимся предлагается примерный план рассказа по картине:
      1. Какой теме посвящена картина К. П. Брюллова?
      2. Что изображено на картине?
      3. Описание портрета Светланы: лицо (глаза, волосы, выражение лица), одежда, поза, руки.
      4. Детали картины, пространство вокруг Светланы.
      5. Цветовая гамма.
      6. Черты характера, выделенные художником в героине.
      7. Близость образа Светланы образам героинь других литературных произведений.
      8. С каким фрагментом баллады можно соотнести эпизод, изображенный на картине?
      9. Общее впечатление от картины.
      10. Светлана как национальный тип русской девушки.
      V. Подведение итогов урока направлено на обобщение идейного содержания баллады, в которой показывается, как смирение, преданность, сила характера и вера становятся залогом торжества света над тьмой. Сопоставительный анализ баллад «Ленора» и «Светлана» на основе индивидуального задания 6 поможет учащимся увидеть разницу в образах двух героинь, в их жизненной позиции, а также сравнить авторское отношение к изображенной ситуации в произведениях двух поэтов.
      VI. Домашнее задание: подготовить письменный рассказ по картине К. П. Брюллова «Гадающая Светлана». Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1 или 2 (по выбору).


Практикум.
Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации


Урок 20
Выразительное Чтение произведениЯ
как способ его интерпретации

  Задачи: показать роль выразительного чтения в выявлении заложенных в произведении смыслов; развивать навык анализа художественного произведения.
  Основные виды деятельности: анализ фрагментов поэтических текстов; выразительное чтение; чтение главы учебника; формулирование выводов; составление памятки для тех, кто готовится к выразительному чтению.
  Термины: выразительное чтение, интерпретация.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о выразительном чтении и его роли в раскрытии смыслов, заложенных в художественном произведении.
      II. Определение основных задач выразительного чтения и средств их реализации. Важно вызвать у учащихся желание осмыслить свой опыт выразительного чтения и ответить на вопрос о том, как они понимают роль выразительного чтения в осознании прочитанного, предваряющий материал соответствующего раздела учебника.
      Новым для шестиклассников является понятие «исполнительская задача», которое раскрывается в тексте учебника. Для его практического осмысления можно предложить учащимся сформулировать исполнительскую задачу при чтении небольших произведений (басни, лирического стихотворения). Следует учитывать, что при чтении одного и того же произведения могут быть сформулированы разные задачи. Главное, чтобы они соответствовали характеру произведения. В связи с этим необходимо предложить учащимся аргументировать выбор своей позиции кратким анализом текста. Данный этап урока завершается выполнением заданий, предложенных в учебнике.
      III. Подготовка к выразительному чтению. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости вдумчивого, внимательного, медленного чтения текста, чтобы осознать значение и смысл всех компонентов текста. Решению этой задачи способствует выполнение заданий практического характера, в основе которых лежит анализ языкового воплощения художественных образов: характер лексики, особенности использования синтаксических конструкций, звукопись (аллитерация), употребление изобразительно-выразительных средств. Только умение читать медленно, не спеша, а также умение видеть «внутренним взором» картины, изображенные автором, позволяют выбрать верную интонацию при выразительном чтении, передать голосом чувства и переживания, которые являются значимыми для передачи замысла автора и нашего собственного отношения к этому замыслу. Примеры подобных заданий представлены в учебнике.
      IV. Интерпретация художественного произведения в процессе выразительного чтения.
      Интерпретация — основное понятие, которое нужно раскрыть на данном этапе урока. В результате учащиеся с помощью учителя обобщают все сведения о выразительном чтении, полученные на предыдущих этапах обучения. Главное в связи с этим — научить школьников задумываться над основными вопросами, связанными с подготовкой к выразительному чтению:
      1. Что я хочу сказать своим чтением?
      2. Какие чувства и переживания хочу вызвать у слушателей?
      Основной вид деятельности — формулировка ответов на поставленные выше вопросы в ходе анализа небольших по объему лирических стихотворений или фрагментов изученных произведений с целью формирования умений, связанных с подготовкой к выразительному чтению.
      Целесообразно показать учащимся различные варианты интерпретации художественных произведений, которые реализуются в процессе выразительного чтения. С этой целью возможно использование заранее подготовленного чтения одного и того же произведения или фрагмента разными учащимися, каждый из которых предлагает свой вариант толкования художественного произведения.
      Для подготовки учащихся к следующему уроку, посвященному выразительному чтению отрывков из баллады В. А. Жуковского «Светлана», учитель напомнит об этапах работы: определение главной исполнительской задачи; разделение текста на части и определение задач исполнения каждой из них; осмысление того, какие чувства и переживания важно вызвать у слушателей и как будут учитываться особенности баллады как литературного жанра; определение средств выразительности (сила и тембр голоса, темп, смена интонаций, паузы и др.), способствующих воссозданию атмосферы таинственного, сверхъестественного в балладе. Материалы урока могут стать основой для разработки памятки «Как готовиться к выразительному чтению».
      V. Обобщение изученного материала, подведение итогов работы, выводы учителя о том, что интерпретация предполагает, разумеется, внимательное изучение заложенных в тексте смыслов, однако допускает разное их истолкование в зависимости от того, какой из смыслов показался интерпретатору более важным, значимым.
      VI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из баллады В. А. Жуковского «Светлана». Индивидуальные задания: подготовить небольшую памятку «Как готовиться к выразительному чтению» (или «Как готовиться к выразительному чтению баллады»).

Урок 21
Выразительное Чтение баллад
В. А. Жуковского

  Задачи: создать условия для повышения учебной мотивации и развития навыков выразительного чтения; закрепить представления учащихся о выразительном чтении произведения как способе его интерпретации.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение баллады; отчеты о выполнении индивидуальных заданий; оценка выразительного чтения одноклассников.
  Термины: выразительное чтение, интерпретация.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя, определение основных задач урока, на котором предполагается активное участие всех учащихся в создании собственных интерпретаций баллады В. А. Жуковского и в оценке выразительного чтения своих одноклассников.
      II. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий, представление составленных ими памяток «Как готовиться к выразительному чтению».
      Примерный вариант:
      1. Вспомни особенности жанра художественного произведения (лирического стихотворения, басни, баллады, народной песни, былины и др.). Подумай над тем, как особенности жанра влияют на общий характер выразительного чтения (передать таинственность происходящего; подчеркнуть иронический характер произведения; воссоздать эмоциональное состояние лирического героя: восхищение, грусть, сожаление, отчаяние, удивление и др.).
      2. Прочитай вдумчиво, не спеша произведение. Выдели слова и обороты, которые способствуют раскрытию замысла произведения, передают мысли, чувства и переживания автора.
      3. Определи, как ты относишься к описанному в произведении. Какие чувства и переживания вызвало это произведение у тебя?
      4. Определи главную исполнительскую задачу и задачи исполнения каждой из частей произведения. Подумай над тем, как ты хочешь воздействовать на слушателей.
      5. В ходе подготовки определи, как следует выделить главное, значимое для твоего понимания произведения. Выбери из ряда возможных собственную интонацию исполнения. Проверь, соответствует ли звучание, темп, эмоциональная окраска чтения замыслу автора и твоему замыслу как исполнителя.
      В соответствии с памяткой, которая обсуждается и корректируется на уроке, могут быть предложены критерии оценки выразительности чтения, главными из которых являются следующие:
•  Смог ли передать читающий заложенные в произведении смыслы? Насколько близка его интерпретация авторскому замыслу?
•  Сумел ли читающий выразить свое отношение к содержанию произведения? Насколько оригинальна была его интерпретация?
•  Какие мысли и чувства вызвало предложенное истолкование текста?
•  Над чем следует поработать читающему, чтобы его исполнение было более выразительным?
      Разработанная совместно с учащимися памятка, а также критерии оценки выразительности чтения могут использоваться и на уроках по другим темам.
      III. Конкурс на лучшую интерпретацию отрывков из баллад В. А. Жуковского. Допускается чтение по книге, а также чтение наизусть. Работа учащихся оценивается на основании тех критериев, которые были разработаны и записаны в тетради. Можно избрать группу учащихся в качестве членов жюри конкурса, которые должны давать развернутую и аргументированную оценку выразительного чтения своих одноклассников, соглашаться или не соглашаться с предложенными интерпретациями баллады, предлагать свой вариант толкования произведения или фрагмента.
      IV. Заключительное слово учителя, подведение итогов работы на уроке, определение перспектив работы над интерпретацией художественного произведения и отдельных образов (выразительное чтение, создание иллюстраций, написание сочинений).
      V. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью учебника к главе «А. С. Пушкин»; 2) ответить на вопросы 1—4 после этой статьи. Индивидуальные задания: подготовить краткие биографические справки об И. И. Пущине или П. А. Плетневе (по выбору).


1 Впоследствии важно проследить связь баллады В. А. Жуковского со сказкой, пересечение балладных и сказочных образов в тексте.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>