А. А. ФЕТ
И личность, и судьба, и творческая биография А. А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. «Чистая поэзия», далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм; странное рождение и странная смерть самого поэта; трагическая смерть любимой девушки Марии Лазич, которую незадолго до этого Фет убедил в невозможности их брака по материальным соображениям, и какая-то таинственная возлюбленная юности, завесу отношений с которой лишь слегка приоткрывает поэт в стихотворении «Alter ego», — все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение. Уроки по изучению творчества А. А. Фета лучше всего построить как переплетение интереснейших моментов его биографии с анализом лирики, которая внешне с жизнью поэта никак не связана. Добившийся в жизни всего, о чем мечтал, был ли он счастлив на самом деле? Мимолетные, безотчетные чувства ранней лирики постепенно выливаются в выстраданное убеждение, что сдержанность, немногословность и даже скрытность — главные основы земного бытия. А как соотнести строки поразившего современников и принесшего поэту громкую славу стихотворения 1850 года: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, и лобзания, и слезы, и заря, заря!» — со строками позднего, 1883 года, стихотворения: «Все злей метель, и с каждою минутой сердито рвет последние листы, и за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты!»? А может быть, не стоит соотносить, докапываться до тайн и давать однозначный ответ, а просто, вчитываясь в музыкальные строки и размышляя над фактами биографии, показать, как непостижимы загадки творчества, любви, жизни и смерти, как непостижимы тайны природы и человеческой сущности?..
ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. ФЕТА
Тема первая
Этапы биографии и творчества
Основные вопросы:
Родился в 1820 г. в имении Новоселки Мценского уезда. Точная дата неизвестна (29 октября, 23 ноября, 29 ноября).
1834 г. — духовная консистория узнает о незаконности метрической записи о рождении поэта. Потрясение, вызванное лишением всех прав и привилегий. Перемена фамилии с Шеншина на Фет. Переезд в лифляндский город Верро, учеба в частном пансионе.
1834—1844 гг. — учеба в Московском университете. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Увлечение поэзией.
1840 г. — первый сборник стихов «Лирический пантеон».
1843 г. — публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета, «Я пришел к тебе с приветом...».
1845 г. — поступление на военную службу ради получения потомственного дворянства.
1850 г. (изменения в 1856 г.) — стихотворение «Шепот, робкое дыханье...». Издание второго поэтического сборника. Знакомство с Марией Лазич.
1853 г. — начало сотрудничества с журналом «Современник».
1856 г. — выход в свет собрания стихотворений, подготовленных И. С. Тургеневым.
1857 г. — женитьба на М. П. Боткиной.
1858 г. — выходит в отставку, так и не добившись дворянского звания.
1859 г. — разрыв с журналом «Современник». Осложнение отношений с редакциями других журналов.
1860 г. — приобретение хутора Степановка. Занятия сельским хозяйством.
1863 г. — двухтомное собрание стихотворений — итог 25-летней творческой деятельности.
1873 г. — поэту возвращена дворянская фамилия Шеншин. Фет остается в качестве псевдонима.
1877 г. — приобретение старинной усадьбы Воробьевка.
80-е годы — четыре сборника «Вечерних огней» (1883, 1885, 1888, 1891).
1886 г. — член Петербургской академии наук.
1889 г. — звание придворного камергера.
Умер в 1892 г.
Вопросы:
1. Какие события юности изменили всю жизнь будущего поэта?
2. Какое влияние оказала на Фета дружба с Аполлоном Григорьевым?
3. Какие загадки, связанные с личной жизнью, могли оказать влияние на мироощущение поэта?
4. Почему Фет принял решение поступить на военную службу?
5. В чем суть теории «чистого искусства»?
6. Какие требования предъявляет Фет к поэзии в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом...»? Каким вам видится поэт в этом стихотворении?
7. Что поражало современников в характере Фета?
8. Какими важными событиями в личной и творческой жизни поэта отмечен 1850 год?
9. Как вы считаете, что могло дать основание Л. Н. Толстому сказать о Фете: «...чем больше я его знаю, тем больше люблю и уважаю»?
10. Какие стихотворения Фета посвящены Марии Лазич?
11. Какие стихотворения посвящены тайне первой любви Фета? В чем смысл символических образов соловья и розы?
12. Почему Фет разорвал отношения с журналом «Современник»?
13. Почему на долгие годы была прервана интенсивная поэтическая деятельность Фета?
14. Какие важные события происходят в жизни Фета в 70-е годы?
15. Чем, по вашему мнению, вызван всплеск поэтического дарования Фета на пороге старости?
16. В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета?
Задания:
1. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Любовь в жизни А. А. Фета», «Каким я представляю себе А. А. Фета?».
2. Составьте статью для энциклопедии «Поэзия „чистого искусства“».
3. Проанализируйте стихотворения «Alter ego», «Старые письма», «Я пришел к тебе с приветом...».
Тема вторая
Основные темы и мотивы творчества А. А. Фета.
Художественное своеобразие его поэзии
Основные вопросы:
1. Фет о роли поэта и поэзии. Борьба искусства с будничной жизнью. Муза в его творчестве («Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...»).
2. Субъективность лирики Фета. Выражение невыразимого, «божественный вздор» («Растут, растут причудливые тени...», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне...», «Как ты, серебряная ночь...»).
3. Музыкальность. «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область» (П. И. Чайковский). «На заре ты ее не буди...». Цикл «Мелодии».
4. Метафора и эпитет, звуки и краски в лирике Фета.
5. Основные темы и мотивы лирики: а) поэт и поэзия; б) родина; в) природа; г) любовь.
6. Фет — предтеча символизма.
Вопросы:
1. Как понимает Фет назначение поэзии?
2. Каков образный строй фетовской лирики?
3. Какой вы представляете себе музу Фета? Чем она отличается от музы Пушкина?
4. Что имел в виду Л. Н. Толстой, говоря о том, что поэт обладает «поэтической дерзостью»?
5. В каком стихотворении, по вашему мнению, Фету более всего удалось «выразить невыразимое»?
6. Как вы понимаете утверждение, что лирика Фета субъективна?
7. Что дает право называть Фета поэтом-музыкантом?
8. Каковы основные темы и мотивы лирики Фета?
9. В чем проявляется мастерство Фета в изображении тонких душевных состояний человека?
10. Какие стихотворения Фета посвящены теме любви? Кому они адресованы?
11. В чем своеобразие пейзажной лирики Фета?
12. Какие элементы лирики Фета оказали влияние на поэтов Серебряного века?
13. Какова ключевая тема фетовской эстетики?
Задания:
1. На основе анализа 2—3 стихотворений Фета сделайте сообщение «Характерные особенности лирики А. Фета».
2. Настоящая поэзия, по Фету, — «божественный вздор». Найдите в лирике поэта подтверждение этой мысли.
3. Проанализируйте несколько стихотворений из цикла «Мелодии». При помощи каких художественных средств добивается Фет напевности своих стихотворений?
Итоговые работы по творчеству Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета:
В итоговые работы по поэзии 2-й половины ХIХ века обязательно надо включить анализ лирического произведения любого поэта. Такой анализ может быть дан отдельно или входить составной частью в зачет по поэзии.
Зачет по поэзии можно составить из поурочных вопросов, а можно придать ему более сложный, исследовательский характер, проверив умение учащихся по анализу и определению поэтического текста. Зачет может состоять из двух частей:
1. Анализ стихотворения одного из поэтов.
2. Определение принадлежности стихотворных строк одному из трех поэтов (тестирование).
Также в качестве итоговой работы необходимо написать сочинение по поэзии (классное или домашнее).
Приблизительные темы сочинений:
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — энциклопедия русской народной жизни.
Изображение русского народа в поэзии Некрасова.
Изображение судьбы русской женщины в творчестве Некрасова.
Сатира в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Сюжет и композиция поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Барин и мужик в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Проблема положительного героя в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Некрасов — поэт «мести и печали» народной.
«Я лиру посвятил народу своему...» (Некрасов).
Родина в поэзии Некрасова.
Образ музы в поэзии Некрасова, Тютчева и Фета.
Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова (Фета, Тютчева).
Русская природа в лирике Некрасова, Тютчева, Фета.
Интимная лирика Тютчева и Фета.
Художественное своеобразие лирики Тютчева и Фета.
Пушкинские традиции в творчестве русских поэтов 2-й половины ХIХ века.
Каким мне представляется лирический герой поэзии Некрасова (Фета, Тютчева).
Мое любимое стихотворение Некрасова (Фета, Тютчева). Восприятие, истолкование, оценка.
Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов ХIX века.
Образы крестьян в русской литературе ХIХ века.
Философская лирика Тютчева и Лермонтова.
|