М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Творчество М. Ю. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Прекрасный поэт-романтик и один из родоначальников русской классической прозы, он был достойным продолжателем идейно-художественных традиций А. С. Пушкина. Мотивы лирики двух великих художников слова близки, но настроение поэзии, ее общий колорит абсолютно разные. Кроме того, в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы, которые были несвойственны творчеству его старшего современника (тема одиночества и бездомности, тема «потерянного поколения»; тема земли и неба; тема маски — скрытого или утраченного лица).
Уже первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то необычности, особенности. Ничего подобного в русской литературе ни до Лермонтова, ни после него уже не было. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие и бездомье. Его лирический герой уверен, что счастье и гармония невозможны на Земле, и тогда его взгляд невольно обращается к Космосу. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые, как правило, символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека.
Героям Лермонтова свойствен дух сомнения, дух отрицания, но именно сомнение и отрицание являются величайшим двигателем прогресса.
М. Ю. Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом. В своем творчестве он выразил решительное неприятие современного ему общества, и в романе «Герой нашего времени» дано социально-психологическое обоснование этому неприятию.
Художественное своеобразие произведений Лермонтова связано со многими факторами, в частности с тем, что он был и реалистом, и романтиком. В его реалистических произведениях можно обнаружить черты романтизма, а в романтических — реализма.
Грань, разделяющая творчество Пушкина и Лермонтова и дающая такую разную настроенность их творчеству, — это восстание и поражение декабристов 14 декабря 1825 года. Творчество Пушкина начиналось во время надежд на изменение существующего в России порядка; Лермонтов пришел в литературу, когда эти надежды были разрушены. Его мировоззрение складывалось в начале 30-х годов ХIХ века, во время идейного кризиса передовых идей дворянской революционности. Характерная особенность лермонтовской эпохи — выработка новой нравственно-философской позиции, освоение «ошибок отцов», новое осмысление мира, чтобы преодолеть сомнения и знать, во имя чего и как действовать. Для 30-х годов ХIХ века характерны поиски смысла жизни, поиски высоких идеалов и ценностей, оправдывающих существование человека. Историческая эпоха не давала возможности найти возвышенные идеалы и приводила человека к осознанию трагичности своего существования, рождала сомнения, борьбу с самим собой, в конечном счете бездействие и хандру.
М. Ю. Лермонтов был настоящим выразителем духовной жизни России 30-х годов ХIХ века, и в своем творчестве он запечатлел все противоречия и характерные свойства эпохи.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов анализирует состояние современного ему общества, ту идейно-нравственную атмосферу, в которой формируется новое мышление. Лермонтов, как писатель-психолог, исследует процессы изменения духовного мира личности в переломные для жизни героя моменты. Он показывает своего героя в разных жизненных ситуациях и с различных точек зрения (с внутренней и внешней стороны). Образ Печорина раскрывается и глазами сторонних наблюдателей (близких и далеких по духу Печорину), и глазами самого Печорина в «дневниковых» главах романа. Изучая других людей, лермонтовский «герой времени» познает самого себя.
«Герой нашего времени» — это первый психологический роман в русской литературе ХIХ века.
ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Тема первая
Этапы биографии и творчества
Родился 3 (15) октября 1814 г. в Москве. Детские годы провел в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки по матери Е. А. Арсеньевой.
1817 г. — смерть матери.
1818, 1820, 1825 гг. — поездки в Пятигорск.
1828—1830 гг. — учеба в благородном пансионе при Московском университете. Первые стихи.
1828 г. — поэмы «Кавказский пленник», «Корсар».
1830—1832 гг. — учеба на нравственно-политическом отделении Московского университета.
1831 г. — смерть отца.
1832 г. — оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге. Стихотворение «Парус».
1837 г. — стихотворение «Смерть Поэта». Первая ссылка на Кавказ. «Бородино», «Узник».
1838 г. — возвращение в Петербург. «Песня про... купца Калашникова».
1839 г. — «Дума», «Поэт», «Три пальмы».
1840 г. — отдельное издание «Героя нашего времени». Дуэль с сыном французского посла Барантом. Вторая ссылка на Кавказ. Выход в свет единственного прижизненного сборника стихов «Стихотворения М. Лермонтова».
1841 г. — поездка в Москву в двухмесячный отпуск.
1841 г., май — возвращение на Кавказ.
15 (27) июня 1841 г. убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске.
1842 г. — тело поэта перевезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.
Вопросы:
1. Какие впечатления детских и юношеских лет оказали влияние на формирование мировоззрения Лермонтова?
2. Какие общественно-политические события наложили отпечаток на творчество М. Ю. Лермонтова?
3. В чем разница в мировосприятии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?
4. Какое стихотворение, по вашему мнению, можно считать символом лермонтовского творчества?
5. Какое стихотворение принесло поэту первую громкую славу?
6. Почему М. Ю. Лермонтов поступил в юнкерскую школу?
7. Как кавказские впечатления отразились на творчестве М. Ю. Лермонтова?
8. На какие годы приходится расцвет творчества М. Ю. Лермонтова? Почему этот период называют лермонтовским периодом русской литературы?
9. Как М. Ю. Лермонтов относится к своей эпохе, к своему поколению?
10. В чем, по вашему мнению, неординарность личности М. Ю. Лермонтова?
11. Как вы представляете себе музу М. Ю. Лермонтова?
Задания:
1. Подготовьте доклады: «Детские и юношеские годы М. Ю. Лермонтова», «Дуэль и смерть М. Ю. Лермонтова».
2. Составьте план развернутого ответа: «Основные периоды в творчестве М. Ю. Лермонтова».
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе М. Ю. Лермонтова?».
Тема вторая
Личность поэта и его лирический герой
1. Отзывы современников о Лермонтове. Противоречивость суждений.
2. Трагичность мироощущения.
3. Склонности, привязанности, манера поведения.
4. Близость поэта и его лирического героя: а) бунтарский романтизм; б) культ тайной избранности личности; в) борьба с Роком, высокая Судьба; г) стремление к миру и отгороженность от людей (маска); д) конфликт между несовершенством мира и идеальными устремлениями личности; е) конфликт добра и зла.
5. Лирика Лермонтова — дневник духовной жизни поэта.
Вопросы:
1. Что поражало современников в М. Ю. Лермонтове?
2. В чем выражалась трагичность мироощущения поэта?
3. Чем увлекался Лермонтов помимо поэзии?
4. Каковы отличительные черты характера и поведения М. Ю. Лермонтова?
5. Почему, по вашему мнению, столь противоречивы отзывы современников о М. Ю. Лермонтове?
6. В чем вы видите различия между автором и его лирическим героем?
7. Что сближает Лермонтова и его лирического героя?
8. Как раскрывается мотив борьбы с Роком, высокой Судьбы в лирике и в жизни поэта?
9. Как понимается в лирике Лермонтова конфликт добра и зла? Какие выводы делает Лермонтов? Как ведет себя его лирический герой?
10. Почему лирику Лермонтова можно назвать дневником духовной жизни поэта?
Задания:
1. Подберите стихотворения, где, по вашему мнению, лирический герой практически совпадает с личностью автора.
2. Составьте статью для литературоведческого словаря «Лирический герой произведения».
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Лермонтов и его Демон».
Тема третья
Основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова
Основные вопросы:
I. Сходство и различия пушкинской и лермонтовской тематики.
II. Основные мотивы в лирике Лермонтова:
1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти.
2. Борьба и протест. Символ борьбы — парус.
3. Неволя и узничество.
4. Бездействие «потерянного» поколения.
5. Одиночество, странничество, изгнанничество.
6. Земля и небо.
7. Скрытое лицо (маска).
III. Основные темы в лирике Лермонтова:
1. Тема поэта и поэзии.
2. Тема Родины.
3. Тема природы.
4. Тема любви.
5. Тема Наполеона.
IV. Главная тема — человеческая личность в процессе ее развития:
1. В чем разница между темой и мотивом лирического произведения?
2. Какие новые мотивы внес в лирику М. Ю. Лермонтов по сравнению с А. С. Пушкиным? С чем это связано?
3. Как вы понимаете выражение «потерянное поколение». В каких стихотворениях и как раскрывается эта тема?
4. Считает ли себя лирический герой «Думы» принадлежащим к поколению или он стоит над ним?
5. В каких стихах М. Ю. Лермонтова наиболее ярко раскрывается мотив свободы?
6. Как и в каких стихотворениях варьируется в лирике М. Ю. Лермонтова мотив «несвободы»?
7. Почему лирический герой М. Ю. Лермонтова ощущает себя одиноким изгнанником?
8. Почему М. Ю. Лермонтову близок мотив маски? Что пытаются скрыть автор и его герой?
9. Как М. Ю. Лермонтов понимает роль поэта? В каких стихотворениях раскрывается эта тема?
10. В чем вы видите разницу между пушкинским и лермонтовским пониманием роли поэта и поэзии? В каком стихотворении это выражено наиболее ярко?
11. Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова посвящены теме любви? В чем отличие лермонтовской интимной лирики от пушкинской?
12. В каких произведениях М. Ю. Лермонтов обращается к образу Наполеона? Какое идейное значение имеет этот образ в лирике поэта?
13. В чем своеобразие пейзажной лирики М. Ю. Лермонтова?
14. В чем необычность лермонтовского восприятия Родины?
15. Какова главная тема лермонтовской лирики? Почему?
Задания:
1. Проанализируйте любое стихотворение по следующему плану:
1) тема; 2) идея; 3) основной конфликт; 4) стихотворный размер; 5) особенности рифмы; 6) средства и приемы художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы и т. д.).
2. Выпишите из лермонтовской лирики цитаты, ставшие общеизвестными образными выражениями.
3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Стихотворение „Пророк“ в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова», «Как раскрывается мотив маски в творчестве М. Ю. Лермонтова?».
4. Составьте развернутый план ответа (с подбором стихотворения к каждой теме): «Основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова».
Тема четвертая
Роман «Герой нашего времени». История создания. Смысл названия. Особенности композиции
Основные вопросы:
1. Творческая история.
2. Основная тема и идея романа.
3. Смысл названия. Кто такой «герой нашего времени»?
4. Авторское отношение к герою.
5. Особенности жанра. Первый русский психологический роман.
6. Особенности композиции (композиция подчинена логике раскрытия образа главного героя; сложность композиции и психологическая сложность главного героя): а) элементы кольцевой композиции; б) намеренное нарушение хронологии; в) изменение лица повествователя.
7. Метод критического реализма. (Из предисловия к роману: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».)
Вопросы:
1. Какова творческая история романа?
2. В чем основная тема и идея романа?
3. Почему «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе?
4. Как объясняет М. Ю. Лермонтов выражение «герой нашего времени»?
5. В чем особенности «героя времени» лермонтовской эпохи? В чем его отличие от эпохи пушкинской?
6. Что такое кольцевая композиция? Зачем она нужна в романе?
7. В какой последовательности сменяются повествователи в романе и почему?
8. Почему в романе нарушена хронологическая последовательность повестей? Какова была бы «нормальная» хронологическая последовательность?
9. Для чего нужны «дневниковые» главы в романе?
10. Как автор относится к своему герою?
11. В чем особенность метода критического реализма?
Задания:
1. Подготовьте доклад «„Герой нашего времени“ — первый психологический роман в русской литературе».
2. Перечитайте предисловие к роману. Можно ли в нем найти ответ на вопрос, каким образом намеревался автор создать «портрет, составленный из пороков всего поколения».
3. Составьте статьи для литературоведческого словаря: «Психологический роман», «Кольцевая композиция».
Тема пятая
Печорин в отношениях с другими персонажами романа
1. Смысл столкновения главного героя с другими персонажами.
2. Печорин и Максим Максимыч.
3. Печорин и Бэла.
4. Печорин в главе «Тамань».
5. Печорин в главе «Княжна Мери»: а) Печорин и Грушницкий; б) Печорин и «водяное общество»; в) Печорин и Мери; г) Печорин и Вера; д) Печорин и доктор Вернер.
6. Печорин в главе «Фаталист».
7. Печорин — герой переходной эпохи.
Вопросы:
1. Почему рассказ об истории любви Печорина и Бэлы ведется от лица Максима Максимыча?
2. В чем Максим Максимыч видит странность характера Печорина?
3. Понимает ли Максим Максимыч Печорина?
4. Почему Максиму Максимычу автор не доверил описывать портрет Печорина? Кто это делает? Почему?
5. Как сцена встречи Печорина и Максима Максимыча раскрывает их характеры? Кому из героев вы сочувствуете?
6. Зачем Печорину понадобилась любовь Бэлы? Почему эта любовь с самого начала была обречена?
7. Какие черты характера Печорина раскрываются в повести «Тамань»?
8. Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?
9. За что Печорин презирает Грушницкого?
10. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским?
11. Для чего Печорину понадобилось заводить «роман» с княжной Мери?
12. Каково отношение Печорина к Вере? Способен ли он на чувство любви?
13. Могли ли Печорин и Вера остаться вместе?
14. Каков «моральный кодекс» Печорина? Каково его отношение к счастью, к дружбе?
15. Почему глава «Фаталист» завершает роман? Что такое фатализм?
16. Чем объясняется, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
17. Сделался ли Печорин фаталистом?
18. Встречаются ли такие люди, как Печорин, в наше время?
Задания:
1. Составьте цитатную самохарактеристику Печорина.
2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Каким я представляю себе Печорина?», «Как могла сложиться судьба Грушницкого?».
3. Составьте план развернутых ответов: «Печорин — герой переходной эпохи», «Система образов в романе».
4. Напишите статьи для энциклопедии: «Рефлексия», «Фатализм».
5. Дайте сопоставительную характеристику Онегина и Печорина (сходство и различия).
Итоговые работы:
По творчеству М. Ю. Лермонтова в качестве одной из итоговых работ целесообразно провести устный зачет (по билетам). В зачет можно включить три вида работы:
1. Ответ на теоретический вопрос.
2. Анализ стихотворения.
3. Чтение наизусть стихотворения или отрывка из романа.
Завершающей итоговой работой по творчеству Лермонтова может послужить сочинение, написанное в классе или дома.
Примерные темы сочинений:
Чем близко творчество Лермонтова моему поколению?
Мятежный дух лирики Лермонтова.
Образ поэта в лирике Лермонтова и Пушкина.
Тема любви в лирике Лермонтова и Пушкина.
Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова.
Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова.
Тема Родины и природы в лирике Лермонтова.
Образ Наполеона в лирике Лермонтова и Пушкина.
Художественное своеобразие лирики Лермонтова.
Трагедия Печорина.
Особенности жанра (композиции) в романе «Герой нашего времени».
Грушницкий и Печорин.
«История души человеческой» в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
«Герой нашего времени» как социально-психологический роман.
Герой, повествователь и автор в романе «Герой нашего времени».
Женские образы в романе «Герой нашего времени».
Проблема фатализма в романе «Герой нашего времени».
Образы Ангела и Демона в лирике Лермонтова.
За что я люблю поэзию Лермонтова.
Герои романтических поэм Лермонтова (на примере одного произведения).
Нравственные проблемы в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
Художественное новаторство Лермонтова в изображении человека.
Образ «лишнего человека» в произведениях Пушкина и Лермонтова.
|