К читателям
Эпоха нравственного самоуглубления, сосредоточенное внимание подростков к проблемам нравственного выбора и оценки окружающего мира побуждают сделать лейтмотивом программы 7 класса тему поиска смысла жизни. В той или иной степени эта тема присутствует в каждом из произведений, включенных в программу: порой открыто, как в Нагорной проповеди, «Поучении...» Владимира Мономаха, «Песне о Соколе», порой опосредованно, как в «Одиссее», «Тарасе Бульбе», «Снегурочке», рассказах М. А. Шолохова и В. М. Шукшина. Однако, обостряя нравственный акцент курса литературы, необходимо помнить, что художественный текст не просто «трамплин» для этических бесед, что сам процесс общения с литературой, если он совершается эстетически правильно, способствует нравственному воспитанию. Забота о преодолении субъективности интерпретаций и оценок, свойственной читателям этого возраста, определяет внимание к таким понятиям теории литературы, как эпос, лирика, драма. Сопоставление литературных родов как определенных типов отношения к миру и своеобразных эстетических форм его воплощения в искусстве слова помогает ученикам увидеть ограниченность любой крайней позиции, необходимость широкого, всеохватного, объективного отношения к жизни и литературе.
Седьмой класс как начало нового этапа литературного образования предполагает переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-художественной позиции писателя. Сопоставление произведений разных авторов в пределах каждого литературного рода (эпос, лирика, драма) подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей.
Напряженность нравственных конфликтов, возникающих при чтении произведения в сознании читателя, побуждает в процессе анализа постоянно обращаться к проблемным ситуациям, специфика которых в данном классе состоит в сопряжении эстетического и этического, литературного произведения в его исторической и художественной конкретике и острейших нравственных проблем времени, которыми живут подростки.
Преодолевая однолинейность мышления и нравственный максимализм, свойственный возрасту, следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы. Для более объективного представления о позиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя — от замысла произведения к его художественному осуществлению.
Система творческих работ строится на идее переноса выработанных в процессе изучения литературных произведений способов диалектической интерпретации героев и ситуаций на реальную жизнь современного школьника с целью формирования самостоятельного, свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.
Задания по литературному творчеству выполняются по выбору учеников и не являются обязательными при изучении каждой темы. Эти задания в большей степени, чем в 5—6 классах, носят характер эссе, свободного размышления о жизни и вводят в «репертуар» сочинений учеников жанры дневника, письма, исповеди, проповеди.
Методические рекомендации к урокам литературы в 7 классе написаны учеными, методистами и учителями, работающими по нашей программе в разных регионах России. Мы стремились показать, как разнообразный художественный материал, принадлежащий разным историческим эпохам и непохожим друг на друга писателям, дает свой вариант ответа на вопрос о смысле человеческой жизни. Перед учеником 7 класса, выбирающим нравственные ориентиры, возникает историческая панорама смены этических и эстетических идеалов — от фольклора, античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени вплоть до конца XX века. Эта панорама помогает ученику сделать свой нравственный выбор, определиться как личности.
Однако степень внимания к произведениям, включенным в программу, неодинакова. Текстуально изучаемые произведения составляют основной корпус программы и должны быть изучены наиболее пристально. В рубрике «Для чтения и обсуждения» мы помещаем произведения, изучаемые обзорно. Учитель по своему усмотрению может менять количество часов на изучение того или иного текста, но круг чтения в программе определен.
Разнородность художественного материала требует отличных друг от друга приемов изучения. Сценическая история пьесы и анализ композиции романа, рассмотрение вариантов текста и выразительное чтение, составление киносценария и стилистический анализ, словесное рисование и оценка музыкальных воплощений литературного произведения — эти и многие другие приемы школьного изучения словесного искусства конкретно раскрыты авторами статей.
Мы все хорошо знаем, что методические рекомендации не могут быть слепо перенесены в любой класс и использованы каждым учителем. Предлагаемые системы уроков — призыв к творчеству словесника. В расширенном методическом комментарии мы попытались изложить наиболее полные варианты работы с художественным текстом; учитель может выбирать те методические ходы, которые необходимы классу.
К сожалению, объем данного издания не дает возможности представить методические статьи по всем изучаемым в курсе произведениям, поэтому мы сочли целесообразным дать расширенный методический комментарий ко всем темам, а также статьи по наиболее проблемным или новым для методики темам (например, Нагорная проповедь Иисуса Христа, произведения М. Басё, пьеса-сказка А. Н. Островского «Снегурочка» и т. д.).
Особое внимание мы обратили на такую составляющую курса литературы 7 класса, как самостоятельное и внеклассное чтение. Посвященные ей работы вынесены в особый раздел данных рекомендаций.
Завершает методические рекомендации статья, в которой рассматриваются способности семиклассников к словесному творчеству и приводится итоговая контрольная работа, дающая возможность определить уровень литературного развития учеников 7 класса. |