Тема. Литературное произведение |
Часы |
Теория литературы |
Внеклассное чтение |
Литературное творчество |
Введение. Литература в поисках смысла жизни |
1 |
|
|
Сочинение «Книга и жизнь» |
Народные песни: «Ты взойди, взойди, красно солнышко...», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...», «Ах, да не одна во поле дороженька пролегала...» и др. |
2 |
Понятие о лирике. Понятие о народной песне. Понятие о трагическом |
И. С. Тургенев. «Певцы» |
Сочинение «Песни Родины» |
Гомер. «Одиссея» (для чтения и обсуждения) |
4 |
Понятие об эпосе |
Гомер. «Илиада» |
Сочинение «Жизнь, полная приключений» или «Дороги, которые мы выбираем» |
Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь |
1 |
Понятие о проповеди |
А. П. Платонов. «Юшка» |
|
В. Мономах. «Поучение детям» |
1 |
Проповедь как литературный жанр |
|
Сочинение «Каким поучениям взрослых я верю» |
М. Басё. Трехстишия (хокку) |
2 |
Понятие о хокку |
А. А. Ахматова. Лирика |
Сочинение хокку |
У. Шекспир. Сонеты. «Ромео и Джульетта» |
5 |
Понятие о драме
Понятие о трагедии
Понятие о комедии
Понятие о сонете
Конфликт в драме |
У. Шекспир. «Двенадцатая ночь»;
Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»;
Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных», «Близнецы» |
Сочинение по портретам эпохи Возрождения: «В ком я узнаю шекспировских героев?»
Сочинение «Ромео и Джульетта» в музыке Гуно, Чайковского и Прокофьева». Отзыв о спектакле или экранизации |
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «19 октября» 1825 г.), «Во глубине сибирских руд...», «И. И. Пущину», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке» |
|
Понятие о романе |
А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» |
Дневник литературного героя.
Сочинение дружеских посланий.
Миниатюра «Мой первый друг...». Попытка переложения летописного сюжета в другом литературном жанре |
М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри» |
4 |
Понятие о спондее и пиррихии. Понятие о поэме |
К. Г. Паустовский. «Разливы рек»;
Ю. П. Казаков. «Звон брегета» |
Сочинение-исповедь |
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» |
4 |
Композиция эпического произведения |
Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» |
Сочинение «Три смерти» (по повести Н. В. Гоголя) и др. |
П. Мериме. «Маттео Фальконе» |
1 |
Понятие о новелле |
Новеллы П. Мериме |
Сочинение новеллы «Отец и сын» |
И. С. Тургенев. «Бежин луг», стихотворения в прозе «Природа», «Путь к любви» |
3 |
Понятие о стиле художественного произведения. Понятие о стихотворении в прозе |
И. С. Тургенев. «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Певцы»), «Ася» |
Попытка написать стихотворение в прозе. Эссе «Тайны природы и судьба человека».
Сочинение «Прекрасные и грозные явления природы» |
А. Н. Островский. «Снегурочка» |
4 |
Понятие о драме |
Комедия А. Н. Островского. «Свои люди — сочтемся» |
Разработка мизансцен, выразительное чтение монологов и диалогов с мотивировкой интонаций |
Н. А. Некрасов. «Зеленый Шум», «Железная дорога», «Тройка» |
2 |
Интонация поэтической речи |
Н. А. Некрасов. «Надрывается сердце от муки...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. |
Сочинение-рассуждение «Чему учит человека природа?» |
А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль) |
3 |
Авторское отношение к героям в эпическом и драматическом произведениях. Понятие о водевиле |
А. П. Чехов. «Размазня», «Маска», «Свадьба с генералом», «Брак по расчету»;
Д. Хармс. «Случаи» |
Сочинение рассказа, смешного и грустного одновременно |
М. Горький. «Песня о Соколе», «Сказки об Италии» |
3 |
Сюжет эпического произведения |
М. Горький. «Челкаш»; «Старуха Изергиль»;
Э. Л. Войнич. «Овод» |
Сочинение сказки, которую «придумала сама жизнь» |
А. Грин. «Алые паруса» (для чтения и обсуждения) |
1 |
Лиризм эпического произведения |
Ч. Айтматов. «Белый пароход»; Ю. С. Рытхэу. «Когда уходят киты» |
Сочинение «В чем смысл жизни человека?» |
С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери» |
2 |
Композиция лирического стихотворения |
С. А. Есенин. Стихотворения (по выбору учителя) |
Сочинение письма к матери или написание осеннего пейзажа |
В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение...», «О дряни» |
2 |
Поэтическое словотворчество |
В. В. Маяковский. «Люблю»; Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо» |
Сочинение сказок или стихотворений на тему «Обыкновенное чудо» |
М. А. Шолохов. «Судьба человека» |
2 |
|
М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину»; Б. А. Лавренев. «Сорок первый» |
Сочинение «Человек, видевший войну. Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны» |
Н. М. Рубцов. «В горнице», «Далекое», «Ночь на родине», «В минуты музыки», «Тихая моя родина» |
1 |
Пейзаж в лирике |
Н. М. Рубцов. «Старая дорога», «Звезда полей», «Русский огонек» и др. |
Сочинение стихотворения или лирического очерка «Моя родина» |
В. М. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик» |
2 |
Понятие о рассказе |
В. М. Шукшин. «Обида», «Сапожки», «Чудик», «Микроскоп» и др.;
Б. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей» |
Фрагмент киносценария. Сочинение в форме сказа. Сочинение «Русский национальный характер в изображении Шукшина», «Кто такие „чудики“?» и др. |
А. Вознесенский. «Флорентийские факелы»
Родина глазами русских поэтов:
И. Шкляревский. «Снятся мне затонувшие ивы»; В. Набоков. «К России» («Отвяжись, я тебя умоляю!..»); А. Галич. «Русские палачи»; В. Высоцкий. «Как по Волге-матушке, по реке-кормилице», «Купола» |
3 |
Тема, идея и сюжет в лирическом стихотворении |
А. Вознесенский. «Треугольная груша»; Е. Евтушенко. «Итальянская Италия» |
Сочинение-эссе «Образы моей родины», «Мои впечатления о городе...» |
Заключительный урок по теории литературы |
1 |
Обобщение изученного о литературных родах |
|
|