Маранцман В. Г. Литература. 7 класс. Методические рекомендации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема. Литературное произведение

Часы

Теория литературы

Внеклассное чтение

Литературное творчество

Введение. Литература в поисках смысла жизни

1

 

 

Сочинение «Книга и жизнь»

Народные песни: «Ты взойди, взойди, красно солнышко...», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...», «Ах, да не одна во поле дороженька пролегала...» и др.

2

Понятие о лирике. Понятие о народной песне. Понятие о трагическом

И. С. Тургенев. «Певцы»

Сочинение «Песни Родины»

Гомер. «Одиссея» (для чтения и обсуждения)

4

Понятие об эпосе

Гомер. «Илиада»

Сочинение «Жизнь, полная приключений» или «Дороги, которые мы выбираем»

Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь

1

Понятие о проповеди

А. П. Платонов. «Юшка»

 

В. Мономах. «Поучение детям»

1

Проповедь как литературный жанр

 

Сочинение «Каким поучениям взрослых я верю»

М. Басё. Трехстишия (хокку)

2

Понятие о хокку

А. А. Ахматова. Лирика

Сочинение хокку

У. Шекспир. Сонеты. «Ромео и Джульетта»

5

Понятие о драме
Понятие о трагедии
Понятие о комедии
Понятие о сонете
Конфликт в драме

У. Шекспир. «Двенадцатая ночь»;
Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»;
Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных», «Близнецы»

Сочинение по портретам эпохи Возрождения: «В ком я узнаю шекспировских героев?»
Сочинение «Ромео и Джульетта» в музыке Гуно, Чайковского и Прокофьева». Отзыв о спектакле или экранизации

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «19 октября» 1825 г.), «Во глубине сибирских руд...», «И. И. Пущину», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке»

 

Понятие о романе

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

Дневник литературного героя.
Сочинение дружеских посланий.
Миниатюра «Мой первый друг...». Попытка переложения летописного сюжета в другом литературном жанре

М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри»

4

Понятие о спондее и пиррихии. Понятие о поэме

К. Г. Паустовский. «Разливы рек»;
Ю. П. Казаков. «Звон брегета»

Сочинение-исповедь

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

4

Композиция эпического произведения

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Сочинение «Три смерти» (по повести Н. В. Гоголя) и др.

П. Мериме. «Маттео Фальконе»

1

Понятие о новелле

Новеллы П. Мериме

Сочинение новеллы «Отец и сын»

И. С. Тургенев. «Бежин луг», стихотворения в прозе «Природа», «Путь к любви»

3

Понятие о стиле художественного произведения. Понятие о стихотворении в прозе

И. С. Тургенев. «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Певцы»), «Ася»

Попытка написать стихотворение в прозе. Эссе «Тайны природы и судьба человека».
Сочинение «Прекрасные и грозные явления природы»

А. Н. Островский. «Снегурочка»

4

Понятие о драме

Комедия А. Н. Островского. «Свои люди — сочтемся»

Разработка мизансцен, выразительное чтение монологов и диалогов с мотивировкой интонаций

Н. А. Некрасов. «Зеленый Шум», «Железная дорога», «Тройка»

2

Интонация поэтической речи

Н. А. Некрасов. «Надрывается сердце от муки...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др.

Сочинение-рассуждение «Чему учит человека природа?»

А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль)

3

Авторское отношение к героям в эпическом и драматическом произведениях. Понятие о водевиле

А. П. Чехов. «Размазня», «Маска», «Свадьба с генералом», «Брак по расчету»;
Д. Хармс. «Случаи»

Сочинение рассказа, смешного и грустного одновременно

М. Горький. «Песня о Соколе», «Сказки об Италии»

3

Сюжет эпического произведения

М. Горький. «Челкаш»; «Старуха Изергиль»;
Э. Л. Войнич. «Овод»

Сочинение сказки, которую «придумала сама жизнь»

А. Грин. «Алые паруса» (для чтения и обсуждения)

1

Лиризм эпического произведения

Ч. Айтматов. «Белый пароход»; Ю. С. Рытхэу. «Когда уходят киты»

Сочинение «В чем смысл жизни человека?»

С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери»

2

Композиция лирического стихотворения

С. А. Есенин. Стихотворения (по выбору учителя)

Сочинение письма к матери или написание осеннего пейзажа

В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение...», «О дряни»

2

Поэтическое словотворчество

В. В. Маяковский. «Люблю»; Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо»

Сочинение сказок или стихотворений на тему «Обыкновенное чудо»

М. А. Шолохов. «Судьба человека»

2

 

М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину»; Б. А. Лавренев. «Сорок первый»

Сочинение «Человек, видевший войну. Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны»

Н. М. Рубцов. «В горнице», «Далекое», «Ночь на родине», «В минуты музыки», «Тихая моя родина»

1

Пейзаж в лирике

Н. М. Рубцов. «Старая дорога», «Звезда полей», «Русский огонек» и др.

Сочинение стихотворения или лирического очерка «Моя родина»

В. М. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик»

2

Понятие о рассказе

В. М. Шукшин. «Обида», «Сапожки», «Чудик», «Микроскоп» и др.;
Б. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»

Фрагмент киносценария. Сочинение в форме сказа. Сочинение «Русский национальный характер в изображении Шукшина», «Кто такие „чудики“?» и др.

А. Вознесенский. «Флорентийские факелы»
Родина глазами русских поэтов:
И. Шкляревский. «Снятся мне затонувшие ивы»; В. Набоков. «К России» («Отвяжись, я тебя умоляю!..»); А. Галич. «Русские палачи»; В. Высоцкий. «Как по Волге-матушке, по реке-кормилице», «Купола»

3

Тема, идея и сюжет в лирическом стихотворении

А. Вознесенский. «Треугольная груша»; Е. Евтушенко. «Итальянская Италия»

Сочинение-эссе «Образы моей родины», «Мои впечатления о городе...»

Заключительный урок по теории литературы

1

Обобщение изученного о литературных родах

 

 

      Изучение произведений — 68 часов
      Внеклассное чтение — 2 часа
      Всего 70 часов. 2 урока в неделю

<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>