БИБЛИОГРАФИЯ
Иоганн Вольфганг Гёте
Браже Т. Г. К изучению трагедии Гёте «Фауст»: [метод. консультация] // Литература в школе. — 1987. — № 2. — С. 60—65.
Вaxpушев B. C. Уроки мировой литературы в школе. — М.: Просвещение, 1993.
Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. — М.: Просвещение, 1986.
Зарубежная литература: XIX век. Романтизм. Критический реализм. — М.: Просвещение, 1979.
Иоганн Вольфганг Гете и его трагедия «Фауст»: методические рекомендации. — Кировоград, 1980.
Каменская А. Как не иссушить древо искусства: изучаем «Фауста» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1995. — № 33.
Лекомцева Н. В. Мефистофель как «олицетворение ненависти к свету и жизни»: cпособы аналит. истолкования худож. образа в школе // Вестн. Удм. ун-та. — 1993. — № 4. — С. 115—119.
Львов А. Уроки по «Фаусту» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 24.
Нартов К. М. Зарубежная классика и литературное образование школьников // Советская педагогика. — 1986. — № 11. — С. 34—38.
Сальемова О., Кудрявцева Т. «Величайший немец» Иоганн Вольфганг Гёте // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 29.
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Вахрушев B. C. Уроки мировой литературы в школе. — М.: Просвещение, 1993.
Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. — М.: Просвещение, 1986.
Зарубежная литература: XIX век. Романтизм. Критический реализм. — М.: Просвещение, 1979.
Лупанова H. «На пороге как бы двойного бытия»: Гофман и его сказки: урок литературы в 9 классе // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 7.
Нартов К. М. Зарубежная классика и литературное образование школьников // Советская педагогика. — 1986. — № 11. — С. 34—38.
Сычева Е. Романтизм в зарубежной литературе. Эрнст Теодор Амадей Гофман и его сказки // Искусство в школе. — 1992. — № 1. — С. 24—31.
Проспер Мериме
Вахрушев B. C. Уроки мировой литературы в школе. — М.: Просвещение, 1993.
Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. — М.: Просвещение, 1986.
Зарубежная литература: XIX век. Романтизм. Критический реализм. — М.: Просвещение, 1979.
Нартов К. М. Зарубежная классика и литературное образование школьников // Советская педагогика. — 1986. — № 11. — С. 34—38.
Фрестье Ж. Проспер Мериме. — М.: Радуга, 1987.
Стендаль
Вахрушев B. C. Уроки мировой литературы в школе. — М.: Просвещение, 1993.
Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. — М.: Просвещение, 1986.
Зарубежная литература: XIX век. Романтизм. Критический реализм. — М.: Просвещение, 1979.
Нартов К. М. Зарубежная классика и литературное образование школьников // Советская педагогика. — 1986. — № 11. — С. 34—38.
Реизов Б. Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. — Л., 1974.
Тимашева О. В. Стендаль: (200 лет со дня рождения). — М., 1983.
Фрид Я. В. Стендаль: очерк жизни и творчества. — М.: Художественная литература, 1967.
Оноре де Бальзак
Вахрушев B. C. Уроки мировой литературы в школе. — М.: Просвещение, 1993.
Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. — М.: Просвещение, 1986.
Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. — М., 1967.
Герцик А. В. Новелла «Гобсек» Оноре де Бальзака. 10 кл. // Литература в школе. — 2000. — № 1.
Зарубежная литература: XIX век. Романтизм. Критический реализм. — М.: Просвещение, 1979.
Ионкис Г. Э. Оноре Бальзак. — М., 1988.
Нартов К. М. Зарубежная классика и литературное образование школьников // Советская педагогика. — 1986. — № 11. — С. 34—38.
Реизов Б. Г. Творчество Бальзака. — Л.: Художественная литература, 1939.
Шахова Л. Г. Разрушение личности в буржуазном мире: повесть Бальзака «Гобсек» в 9 кл. // Литература в школе. — 1989. — № 3. — С. 84—90.
Александр Сергеевич Пушкин
Агамалян Л. Г. К изучению свободолюбивой лирики Пушкина // Вечерняя средняя школа. — 1992. — № 1. — С. 33—35.
Антонова Е. С. Читаем Пушкина: опыт герменевтического подхода к анализу стихотворений // Русская словесность. — 2000. — № 4. — С. 45—48.
Беленький Г. И. Четыре монолога: к изучению поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» в 9 кл. // Русская словесность. — 1996. — № 4. — С. 69—71.
Беляева Н. В. «Весь я не умру»: два урока по творчеству А. С. Пушкина // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 47.
Глемба В. В. Уроки по лирике А. С. Пушкина. 5, 7 классы // Литература в школе. — 1999. — № 4. — С. 76—79.
Ивашкова О. Н. «Я помню чудное мгновенье...»: урок «Любовная лирика Пушкина» в 9 кл. // Литература в школе. — 1994. — № 4. — С. 64—66.
Конова Е. «Я встретил Вас...»: сценарий пушкинского вечера-урока // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 23.
Кoнонцева И. Философское осмысление бытия в стихотворениях Пушкина о природе // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1993. — № 21.
Кушнерева Н. Ю. Христианское отношение к жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина: философская лирика: 9 кл. // Русская словесность. — 1996. — № 6. — С. 66—67.
Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: пособие для учащихся. — Л.: Просвещение, 1981.
Маранцман В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе. — М.: Просвещение, 1977.
Маранцман В. Г. Труд читателя. — М.: Просвещение, 1986.
Маранцман В. Г. Традиции Шекспира в творчестве Пушкина // Историко-литературный сборник. — Харьков, 1995.
Маранцман В. Г. Письменный и устный экзамен по литературе и русскому языку. — СПб.: Спецлит, 1996.
Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе: B 2 ч. — М.: Владос, 1999.
Маранцман В. Г. Интерпретация лиро-эпических произведений A. C. Пушкина в школе // А. С. Пушкин и мировая культура: тезисы докладов. — М.: МГУ, 1999.
Маранцман В. Г. Нарастание трагизма // Вестник СПб. отд. Российской академии естественных наук. — 1999. — № 3.
Маранцман В. Г. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. — СПб.: Просвещение, 2004.
Методика преподавания литературы: В 2 ч. / Под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. — М.: Владос, 1995.
Никаноров В. В. Лирика Пушкина на экзамене по литературе // Литература в школе. — 1984. — № 2. — С. 63—66.
Репин А. Вольнолюбивая лирика Пушкина // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 7.
Репин А. «Борис Годунов», трагедия Пушкина: план школьного сочинения // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 23.
Репин А. Пушкин: лирика любви и дружбы // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 35.
Роговер Е. С. Изучение лирики А. С. Пушкина в 10 кл. // Русская словесность. — 1999. — № 4. — С. 44—51.
Русскина Е. Мир пушкинской поэзии: мои любимые стихи // Литература в школе. — 1996. — № 2. — С. 70—73.
Рязанова С. Л. Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина (9 класс) // Открытый урок по литературе (планы, конспекты, материалы): пособие для учителей / Под ред. И. П. Карпова, Н. Н. Старыгиной. — М.: Московский Лицей, 1998. — С. 43—52.
Саларева Г. А. «Медный всадник» А. С. Пушкина: 9 класс // Литература в школе. — 1999. — № 8. — С. 70—74.
Сизова Т. В. Романтическая лирика А. С. Пушкина // Литература в школе. — 1999. — № 8. — С. 62—65.
Соснина Н. А. «Медный всадник» А. С. Пушкина: 9 класс // Литература в школе. — 1997. — № 5. — С. 106—109.
Филиппова Н. Ф. «Борис Годунов» А. С. Пушкина: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984.
Фукалова А. К. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»: 9 класс // Литература в школе. — 1999. — № 5. — С. 56—61.
Шевцова Т. А. А. С. Пушкин. «Сожженное письмо»: 9 класс // Литература в школе. — 1999. — № 6. — С. 60—63.
Шурыгина З. В. Он воспитал наш пламень: философская лирика А. С. Пушкина: 9 класс // Литература в школе. — 1999. — № 3. — С. 90—94.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Демиденко Е. Философская лирика Лермонтова // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 9.
Лазаренко Г. Дорога к Лермонтову: [об изуч. жизни и творчества М. Ю. Лермонтова в ст. классах] // Учительская газета. — 1986. — 25 дек.
Леонов С. А. К изучению поэзии М. Ю. Лермонтова. 9 и 10 классы // Литература в школе. — 1999. — № 7. — С. 75—83.
Лопатина T. C. Изучение творчества M. Ю. Лермонтова в старших классах // Вечерняя средняя школа. — 1989. — № 5. — С. 40—45.
Симушкина М. В., Сладкова Д. А. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников: материалы к урокам в 8 кл. // Литература в школе. — 1988. — № 6. — С. 29—37.
Николай Васильевич Гоголь
Асейкина Л. Исследование эволюции темы «маленького человека» в произведениях A. C. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 5.
Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество: в помощь старшеклассникам и абитуриентам. — М., 1998.
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе: пособие для учителя. — Киев, 1988.
Маранцман В. Г. Творчество Н. В. Гоголя в школьном изучении. — СПб.: Просвещение, 2005.
Романичева Е. С. «Дело, взятое из души...»: [к изучению творчества H. В. Гоголя в IX классе] // Литература в школе. — 1990. — № 6. — С. 88—97.
Романичева Е. С. Порыв к высокому: [урок-лекция по творчеству Н. В. Гоголя в IX классе] // Литература в школе. — 1990. — № 4. — С. 91—98.
Сладкова Д. А. Личность Гоголя в воспоминаниях современников: к уроку в 8 кл. // Литература в школе. — 1986. — № 2. — С. 61—64.
Соколовская Я. Живописное слово Гоголя // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 14.
Александр Николаевич Островский
Аникин А. А. К прочтению пьесы А. Н. Островского «Гроза» // Литература в школе. — 1998. — № 3. — С. 4—11.
Влащенко В. И. «Гроза» Островского в 10 классе // Литература в школе. — 1995. — № 3. — С. 43—46.
Долгополова С. Любил ли Борис Екатерину [об изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза»] // Учительская газета. — 1993. — 14 сент.
Журавлева А. И. «Гроза» А. Н. Островского // Литература в школе. — 1984. — № 2. — С. 25—28.
Журавлева А. И. «Правда — хорошо, а счастье — лучше»: о пьесах А. Н. Островского // Литература в школе. — 1998. — № 3. — С. 12—17.
Копыловa H. A. В мире А. Островского // Литература в школе. — 1982. — № 4. — С. 24—39.
Лебедев Ю. В. У истоков «русской трагедии»: [в связи со ст. В. И. Влащенко «„Гроза“ Островского в 10 кл.» в журнале «Литература в школе», 1995, № 3] // Литература в школе. — 1995. — № 3. — С. 46—48.
Новоселова В. Трагедия птицы чайки, или В чем причина гибели Ларисы Огудаловой // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 23.
Полупанова Н. И. Об именах персонажей в пьесах A. Н. Островского: [к изучению антропонимической системы пьес на уроках литературы] // Русский язык в школе. — 1993. — № 2. — С. 24—28.
Свердлов М. И. История постановок драмы А. Н. Островского «Гроза» // Русская словесность. — 1998. — № 6. — С. 18—23.
Танкова Н. С. Трагедия одиночества: урок по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» // Литература в школе. — 1996. — № 4. — С. 114—115.
Торопчина Л. «Я любви искала и не нашла...»: Трагические судьбы героинь А. Н. Островского // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 7.
Хадынская А. Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1997. — № 24.
Харитонова О. Романсовое начало в драме А. Н. Островского «Бесприданница» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 32.
Харитонова О. «Умники и умницы»: Викторина по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1994. — № 36.
Широтов В. В. Искушение — лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница». 10 класс // Литература в школе. — 1998. — № 3. — С. 86—89.
Иван Александрович Гончаров
Беленький Г. И. К изучению романа И. А. Гончарова «Обломов» // Русская словесность. — 1997. — № 1. — С. 43—48.
Волков С. О письменных работах по роману «Обломов» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 2.
Вспомним текст: И. А. Гончаров «Обломов»: лит. викторина / Сост. Г. И. Романова // Русская словесность. — 1997. — № 1. — С. 78—83.
Гиматдинова С. Всероссийское горе, или Послесловие к роману И. А. Гончарова «Обломов» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1997. — № 23.
Зазулина Л. Тесты по роману И. А. Гончарова «Обломов» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 20.
Лебедев Ю. В. Иван Александрович Гончаров // Литература в школе. — 1991. — № 5. — С. 78—88.
Лебедев Ю. В. Над страницами романа И. А. Гончарова «Обрыв» // Литература в школе. — 1995. — № 4/5. — С. 2—9.
Маранцман Е. К. От образа к смыслу. — СПб.: Наука-Сага, 2005.
Могушов С. «Жил на свете рыцарь бедный...»: размышления над романом И. А. Гончарова «Обломов» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 31.
Недзвецкий В. А. «Капитальнейшая вещь»: роман И. А. Гончарова «Обломов» // Литература в школе. — 1997. — № 7. — С. 44—61.
Погорельцев В. Ф. Гончаров и Добролюбов: опыт комплексного урока по роману «Обломов» // Вечерняя средняя школа. — 1995. — № 1. — С. 42—46.
Погорельцев В. Ф. Современное прочтение классики: пять уроков по роману И. А. Гончарова «Обрыв» // Открытая школа. — 1999. — № 2. — С. 37—46.
Сердюкова О. И. Гончаров-романист: учебно-методическое пособие для студентов пединститутов и учителей-словесников. — Самара, 1994.
Янушевский В. Н. Музыка в тексте [к изучению романа И. А. Гончарова «Обломов» на уроках литературы] // Русская словесность. — 1997. — № 4. — С. 56—59.
Федор Иванович Тютчев
Арсеньева Н. Зачет по теме «Ф. И. Тютчев» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.» — 1997. — № 33.
Влащенко В. Лирика Тютчева и Фета // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 37.
Григоренко B. A. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»: к изучению на уроке литературы // Русский язык в национальной школе. — 1990. — № 10. — С. 31.
Ерохина Е. Сопоставительный анализ на уроках изучения лирики Ф. Тютчева и А. Фета в 10 классе // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 37.
Игнатенко Л. А. «Я встретил вас...»: любовная лирика Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева в 10 классе // Литература в школе. — 1995. — № 2. — С. 79—82.
Кошелев В. А. Легенда о Тютчеве // Литература в школе. — 1998. — № 1. — С. 28—42.
Моисеева Т. Н. «Поэзия сердца»: любовная лирика Некрасова и Тютчева на факультативных занятиях в 9 классе // Литература в школе. — 1988. — № 6. — С. 45—50.
Николаенко В. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»: к изучению на уроке лит. // Литература: прил. к газ. «Первое сент.» — 1998. — № 25.
Погорельцев В. Ф. Урок лунной красоты: Ф. И. Тютчев «Тихой ночью, поздним летом...» // Уроки литературы: прил. к журн. «Литература в школе». — 2000. — № 1. — С. 7.
Харитонова О. Н. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. 10 кл. // Литература в школе. — 1998. — № 1. — С. 118—124.
Иван Сергеевич Тургенев
Бахор Т., Коржова Н. Для чего Тургеневу нужен «чужой текст»? // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 38.
Гаричева Е. А. Путь к литературному герою. Базаров // Литература в школе. — 1996. — № 5. — С. 111—113.
Дмитриев А. Л. «Отцы и дети» И. С. Тургенева глазами духовных критиков // Литература в школе. — 1996. — № 5. — С. 65—71.
Иванова Л. Н. «Когда вы будете в Спасском...» // Литература в школе. — 1990. — № 1. — С. 155—160.
Курляндская Г. Б. Типология героев в произведениях И. С. Тургенева // Литература в школе. — 1999. — № 6. — С. 21—26.
Лекманов О. О жизни, «ничтожной перед вечностью», и «жизни бесконечной» в романе «Отцы и дети» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 2.
Мальцева Н. «Дела их начинают поправляться...»: материалы к уроку-исслед. по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Учительская газета. — 2000. — 21 марта.
Недзвецкий В. A.. Противники и собратья по судьбе. Базаров и Павел Кирсанов // Литература в школе. — 1998. — № 7. — С. 23—35.
Нестерова Н. И. Специфика заключительного занятия по теме «И. С. Тургенев» в связи с формированием нравственных идеалов старшеклассников // Творчество И. С. Тургенева: проблема метода и мировоззрения. — Орел, 1991. — С. 147—156.
Полтавец Е. Ю. Роман в «комиксах»: «Отцы и дети» Тургенева // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 7.
Полтавец E. Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман: мифологический и метафорический контекст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Литература в школе. — 1999. — № 1. — С. 17—25; № 6. — С. 27—39.
Проскурин П. Кто вы, господин Базаров? // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 40.
Рослякова Л. На пути к герою: об изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 47.
Степанов А. В. Висячие мосты тургеневского стиля: «Отцы и дети» // Русская словесность. — 2000. — № 5. — С. 66—70.
Торопчина Л. «Отцы и дети» — роман о любви // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 1.
Тургенев в школе: пособие для учителей / Сост. Т. Ф. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1981.
Ушакова Л. Испытание любовью: урок по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Учительская газета. — 1998. — 28 июля.
Харитонова О. Умники и умницы: викторина по произведениям И. С. Тургенева в 10 кл. // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1996. — № 12.
Штильман С. Опыт медленного прочтения классики: И. С. Тургенев. «Отцы и дети» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 20.
Юрченко А. А. Некоторые аспекты прочтения романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Литература в школе. — 1998. — № 6. — С. 28—34.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)
Ачкасова Г. Л. К живому и плодотворному диалогу: лирика А. Фета // Литератуpa: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 2.
Ачкасова Г. Л. Изучение старшеклассниками лирики А. А. Фета // Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета. — Курск, 1990. — С. 91—106.
Ачкасова Г. Л. «О если б без слова сказаться душой было можно!»: (Два стихотворения А. Фета) // Уроки литературы: прил. к журн. «Литература в школе». — 2000. — № 1. — С. 11.
Берченко Т. В. «Трепет жизни»: импрессионизм в лирике А. Фета // Русская словесность. — 1998. — № 2. — С. 66—71.
Влащенко В. Лирика Тютчева и Фета // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 37.
Волков С. В. «За рубежом вседневного удела...»: О поэзии Фета в 10 кл. // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1995. — № 39.
Макарова С. А. Лирика А. А. Фета: 10 кл. // Литература в школе. — 1998. — № 6. — С. 104—109.
Погорельцев В. Ф. «Еще томлюсь тоской желаний...»: мотивы любовной лирики Тютчева и Фета: 10 кл. // Вечерняя средняя школа. — 1994. — № 4. — С. 39—41.
Смирнов P. M. Два единства: поэтическая композиция по стихам А. А. Фета и Ф. И. Тютчева // Литература в школе. — 1990. — № 3. — С. 107—121
Сухова Н. П. «Поэт единственный в своем роде...»: (к 160-летию со дня рождения А. Фета) // Литература в школе. — 1980. — № 6. — С. 72—75.
Сухова Н. П. Мастера русской лирики: А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. Н. Майков, А. К. Толстой: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982.
Сухова Н. П. Чувство природы у Майкова, Фета и А. Толстого // Литература в школе. — 1996. — № 3. — С. 93—100.
Алексей Константинович Толстой
Жуков Д. А. Алексей Константинович Толстой. — М., 1982. — (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья. — М., 1983.
Стафеев Г. И. A. К. Толстой: очерк жизни и творчества. — Тула, 1967.
Сухова Н. П. Мастера русской лирики: А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. Н. Майков, А. К. Толстой: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982.
Сухова Н. П. Чувство природы у Майкова, Фета и А. Толстого // Литература в школе. — 1996. — № 3. — С. 93—100.
Николай Алексеевич Некрасов
Браже Т. Г. Уроки поэзии Некрасова // Вечерняя средняя школа. — 1985. — № 2. — С. 49—52.
Веселова Т. С. Мир человека в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: некоторые аспекты уроков // Литература в школе. — 1985. — № 6. — С. 19—28.
Влащенко В. «Надрывается сердце от муки». Лирика Н. А. Некрасова в 10 кл. // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 1.
Волкова Л. Д. «Душа народа русского...»: поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1992.
Володина И. В. «Это было раненое сердце»: уроки по произведениям Некрасова в 4—7 классах // Литература в школе. — 1980. — № 4. — С. 32—40.
Губиева Н. Время и Н. А. Некрасов, поэт и гражданин // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1997. — № 16.
Дмитриев Ю. В. По следам героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // Литература в школе. — 1983. — № 4. — С. 45—47.
Игнатенко Л. А. «Я встретил вас...»: любовная лирика Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева в 10 классе // Литература в школе. — 1995. — № 2. — С. 79—82.
Илюшин А. А. Поэзия Некрасова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
Коркина С. Разговор в контексте: коммент. к уроку [Чернышевский и Некрасов] // Учительская газета. — 1996. — 22 октября.
Мадер Р. Д. «Что ты, сердце мое, расходилося?»: уроки по лирике Н. А. Некрасова в 10 кл.: опыт преподавания в лицее // Литература в школе. — 1994. — № 2. — С. 39—44.
Моисеева Т. Н. «Поэзия сердца»: любовная лирика Некрасова и Тютчева на факультативных занятиях в 9 кл. // Литература в школе. — 1988. — № 6. — С. 45—49.
Морар В. А. Странная колыбельная: урок по лирике Н. А. Некрасова. 10 класс // Литература в школе. — 1997. — № 3. — С. 121—123.
Рез З. Я. Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении: (9 кл.): пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1988.
Розанова Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988.
Трофимов И. В., Гаркави A. M. Идейно-художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова: пособие для учителей. — Киев, 1989.
Николай Гаврилович Чернышевский
Белинский, Добролюбов, Чернышевский в школьном изучении: метод. пособие. — Самара; Чапаевск, 1993.
Долгополова С. «Попробуйте: хорошо!»: открытый урок по роману Чернышевского «Что делать?» // Учительская газета. — 1996. — 22 октября.
Леонов С. А., Соснина Н. А. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в сегодняшней школе // Литература в школе. — 1999. — № 2. — С. 66—75.
Щеблыкин И. П. Так есть ли тут «Марат верхом на Пугачеве»?: об изучении «Что делать?» Н. Г. Чернышевского в школе // Литература в школе. — 1990. — № 6. — С. 64—75.
Федор Михайлович Достоевский
Асейкина Л. Исследование эволюции темы «маленького человека» в произведениях A. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 5.
Белов С. В. Теория Раскольникова и ее опровержения в романе «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 1982. — № 1. — С 53—59.
Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
Болдырева С. Тема покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 3.
Бражников И. Л. Стоит только посметь?: материалы к урокам по «Преступлению и наказанию» // Учительская газета — 1999. — 24 янв.
Василовский В. И. Подготовка девятиклассников к чтению романа Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 1981. — № 5. — С. 25—30.
Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. — 1992. — № 5/6. — С. 59—64.
Гаричева Е. К. Пушкинские традиции в произведениях Достоевского и Чехова. X класс // Литература в школе. — 1997. — № 6. — С. 102—107.
Русакова Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 1996. — № 5. — С. 114—116.
Ермакова М. Я. Традиции Достоевского в русской прозе: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
Загидуллина M. B. Сопоставление на уроке литературы: «Преступление и наказание» Достоевского и «Пиковая дама» Пушкина // Пути и формы анализа художественного произведения. — Владимир, 1991. — С. 71—79.
Зазулина Л. Тесты по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 12.
Ибрагимова З. А. Внимание: воспитывающий зачет!: [из опыта изуч. творчества Ф. М. Достоевского на уроках литературы в вечерней средней школе № 10 г. Тюмени] // Вечерняя средняя школа. — 1992. — № 2/3. — С. 33—34.
Иванов А. Ф. Достоевский в школе: материалы в помощь учителю. — Магадан, 1990.
Лебедев Ю. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 1990. — № 6. — С. 16—29.
Лопатнина Т. С. Раскрывая характер главного героя: метод. рекомендации к изуч. романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вечерняя средняя школа. — 1988. — № 5. — С. 50—54.
Макеева М. Л. Опыт современного прочтения классики: на примере изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вечерняя средняя школа. — 1988. — № 5. — С. 47—50.
Маранцман В. Г. Проблемный анализ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 2005. — № 10, 11.
Павлова Н. И. Обрести душу...: урок по «Преступлению и наказанию» // Литература в школе. — 1996. — № 5. — С. 117—121.
Пащук Н. Что таят в себе сны Раскольникова // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 6.
Райхин Д. Я. Призыв к человечности: из опыта изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вечерняя средняя школа. — 1995. — № 2. — С. 28—34.
Рослякова Л. Н. Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить: изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 1994. — № 2. — С. 44—54.
Сараскина Л. И. Художественный мир Ф. М. Достоевского в школьном изучении: программа работы в филологических классах // Литература в гуманитарных школах и классах. — М., 1992. — С. 92—115.
Свердлов М. И. В чем преступление и в чем наказание . Раскольникова? 10 класс // Русская словесность. — 1999. — № 1. — С. 55—59.
Соплова Т. Л. По страницам великой книги: [урок «Христианская основа романа Ф. М. Достоевского „Преступление и наказание“» в 10 кл.] // Литература в школе. — 1994. — № 5. — С. 73—74.
Тарасов Б. Н. Два пути Родиона Раскольникова: закон Я и «закон любви» // Литература в школе. — 1999. — № 1. — С. 26—33; № 3. — С. 32—39.
Татауров П. Смотреть или читать Достоевского? // Литература в школе. — 1990. — № 1. — С. 145—155.
Телегин С. М. Основной миф Достоевского // Литература в школе. — 1998. — № 4. — С. 33—44.
Федор Михайлович Достоевский: роман «Преступление и наказание»: [лит. викторина для школьников] / Сост. А. П. Грачев и Н. С. Арапова // Русская словесность. — 1995. — № 1. — С. 69—73.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: опыт изучения в средней школе. — М., 1989.
Фомичева А. Обретение веры: по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: уроки-семинары в 10 классе // Литература: прил. к газ. «Первое ceнт.». — 1997. — № 15.
Шелепин В. А. Опыт современного прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 1990. — № 6. — С. 97—106.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Дмитренко С. Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. — М.: Изд-во МГУ, 1999.
Киселев А. Л. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении // Литература в школе. — 1989. — № 4. — С. 128—141.
Телегин С. М. «Не так страшен черт, как его малютки»: миф на страницах романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Русская словесность. — 1997. — № 5. — C. 22—27.
Xадынская А. Контрольные вопросы по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 26.
Цыдыкова Е. Комическое и его виды: по кн. «История одного города» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 27.
Шаповалова Е. Завершая изучение М. Е. Салтыкова-Щедрина // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1997. — № 6.
Николай Семенович Лесков
Демина Н. М. Неповторимый мир русской жизни: три урока по творчеству Н. С. Лескова // Открытая школа. — 1997. — № 1. — С. 59—63.
Матвеева Л. Трагедия двух Катерин: по драме А. Н. Островского «Гроза» и очерку H. C. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 26.
Старыгина Н. Н. Лесков в школе: методическое пособие. — М.: Владос, 2000.
Старыгина Н. Н. Лесков в школе: учеб. метод. пособие. — Йошкар-Ола, 1994.
Троицкий В. Ю. Духовный и зримый идеал женщины у Лескова // Литература в школе. — 1991. — № 2. — С. 8—13.
Xарина Л. Загадка женской души. Конспект урока по очерку Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 4.
Чередникова М. П. Открытие Лескова // Литература в школе. — 1991. — № 2. — С. 87—102.
Лев Николаевич Толстой
Абрамова О. С., Зайцева Г. Ю. М. М. Сперанский на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: интегрированный урок в 10 кл. // Русская словесность. — 1998. — № 6. — С. 50—53.
Браже Т. Г. Пути постижения нравственно-эстетической позиции Л. Толстого в романе «Война и мир»: в помощь учителю // Вечерняя средняя школа. — 1988. — № 4. — С. 43—46.
Зазулина Л. Тесты по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 33.
Изучение жизни и творчества Л. Н. Толстого: сб. научных трудов / Отв. ред. Г. А. Шарапова. — Тула, 1983.
Ильин E. H. Лев Толстой в зеркале «Войны и мира»: пособие для учителей и учащихся. — М.: Школа-Пресс, 2000.
Капитанова Л. К. Л. Н. Толстой: Судьба и творчество: учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. — М.: Русское слово, 2000.
Кленицкая И. Я. Работа над эпилогом романа Л. H. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. — 1989. — № 6. — С. 102—105.
Козлова Г. Н. Воспитание эстетического вкуса: изучение пейзажа в романе Л. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. — 1988. — № 2. — С. 33—40.
Лебедев Ю. В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л. Н. Толстого // Литература в школе. — 1991. — № 1. — С. 2—15.
Манн Ю. За что вы любите Наташу Ростову? // Литературная газета. — 1980. — 2 апреля.
Маранцман В. Г. Учебная телепередача как форма заключительного урока по теме в 10 классе // Литература в школе. — 1983. — № 5.
Опульская Л. П. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
Панкратова Е. Материалы к уроку-зачету по теме «Роман Толстого „Война и мир“» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 33.
Погорелова М. Т. Л. Толстой и Москва // Литература в школе. — 1997. — № 4. — С. 81—84.
Потаповa Т. В. Семья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. — 1997. — № 1. — С. 117—120.
Сорокина А. Д. Петя Ростов в партизанском отряде: урок в 5 кл. // Литература в школе. — 1995. — № 2. — С. 69—72.
Суворова Е. Материалы к сочинению по «Войне и миру» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 29.
Тарасов А. Б. О «поэзии» разнообразия и «прозе» однообразия в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Литература в школе. — 1997. — № 4. — С. 32—36.
Антон Павлович Чехов
Альми И. Л. Через противоречия — к гармонии: заметки о поэтике пьесы Чехова «Вишневый сад» // Литература в школе. — 1986. — № 2. — С. 58—61.
Афанасьев Э. Адаптированный Чехов: в школьном курсе литературы // Литература в школе. — 2000. — № 1. — С. 45—50.
Балашов С. В. Так ли молодо «молодое поколение»?: к изучению «Вишневого сада» // Литература в школе. — 1990. — № 1. — С. 87—96.
Бражников И. Л. Три свидания и семь уроков с Чеховым: об изучении творчества А. П. Чехова в школе // Учительская газета. — 1994. — 22 ноября; 6 декабря.
Волков С. Изучаем рассказ Чехова «Ионыч» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 48.
Головачева А. Г. «Звук лопнувшей струны»: непрочитанные страницы «Вишневого сада» // Литература в школе. — 1997. — № 2. — С. 34—45.
Головачева А. Г. К жизни, полной высокого смысла: рассказ Чехова «Студент» // Литература в школе. — 1998. — № 4. — С. 45—52.
Грачева И. В. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» и русская живопись // Литература в школе. — 2000. — № 2. — С. 26—33.
Капитанова Л. А. А. П. Чехов в жизни и творчестве: учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. — М.: Русское слово, 2000.
Красильникова Е. Г. «Вишневый сад» А. П. Чехова и театр абсурда обэриутов // Литература в школе. — 1998. — № 4. — С. 53—61.
Лебедев Ю. В. «Вишневый сад» А. П. Чехова // Литература в школе. 1990. — № 1. — С. 29—38.
Лейберова А. Чехов: писатель и человек // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 40.
Маранцман В. Г. «Вишневый сад» Чехова на сцене БДТ // Антракт. — 1994. — № 2.
Минеева О. С. Пейзаж в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья»: внеклассное чтение: 10 кл. // Литература в школе. — 2000. — № 1. — С. 86—88.
Недзвецкий В. А. Рассказ Чехова «Смерть чиновника» в контексте русской литературы // Литература в школе. — 1997. — № 6. — С. 22—34.
Николаева В. Уроки по Чехову // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 2000. — № 13.
Потанина Л. А. Литературная гостиная: уроки Чехова // Литература в школе. — 1995. — № 2. — С. 89—93.
Путинцева В. Когда болит душа: конспект урока по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 26.
Райхин Д. Я. «Чехов — это Пушкин в прозе»: заметки к урокам по рассказам А. Чехова // Вечерняя средняя школа. — 1996. — № 1. — С. 37—40.
Санакова Н. Любимый рассказ А. П. Чехова, или Постижение любви: 7 кл. // Русская словесность. — 1998. — № 1. — С. 63—66.
Сафонова Н. А. Величие человеческой души: Мелихово // Литература в школе. — 1997. — № 2. — С. 150—156.
Сопко С. П. «Союз волшебных звуков, чувств и дум...»: (А. П. Чехов, И. И. Левитан, П. И. Чайковский): 8 кл. // Уроки литературы: прил. к журн. «Литература в школе». — 2000. — № 1. — С. 13—15.
Степанов Ю. «Помогай бедным, береги мать, живите мирно»: моральный кодекс Чехова // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1998. — № 9.
Теплинский В. М. Изучение творчества А. П. Чехова в школе: пособие для учащихся. — Киев, 1985.
Учамбрина И. А. Рассказ А. П. Чехова «Невеста»: нравственный аспект изучения: 10 кл. // Литература в школе. — 1998. — № 4. — С. 122—128.
Харитонова О. Н. Философская новелла А. П. Чехова «Студент» на уроке литературы в 10 кл. // Литература в школе. — 1993. — № 6. — С. 51—54.
Xван О. «Маленький человек» в изображении русских писателей XIX в. // Литература: прил. к газ. «Первое сент.». — 1999. — № 40.
Чернов Ф. К. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч»: 10 кл. // Литература в школе. — 2000. — № 2. — С. 88—89.
Шалюгин Г. А. «К нему тянулось все живое...»: А. П. Чехов в Ялте // Литература в школе. — 1998. — № 5. — С. 26—35.
Шелепин В. А. Изучение пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»: пособие для учащихся. — М., 1994.
Шипулина О. А. Заочное путешествие по литературным местам России: Домик Чехова, Таганрог // Литература в школе. — 1991. — № 4. — С. 121—122.
Щербакова Е. А. Урок по рассказу Чехова «Хирургия»: 6 кл. // Литература в школе. — 1997. — № 1. — С. 145.
Гюстав Флобер
Вахрушев В. Г. Уроки мировой литературы в школе. — М.: Просвещение, 1993.
Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. — М.: Просвещение, 1986.
Зарубежная литература: XIX век. Романтизм. Критический реализм. — М.: Просвещение, 1979.
Иващенко А. Ф. Гюстав Флобер: из истории реализма во Франции. — М., 1955.
Нартов К. М. Зарубежная классика и литературное образование школьников // Советская педагогика. — 1986. — № 11. — С. 34—38.
Реизов Б. Г. Творчество Флобера. — М., 1955.
Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Гюстав Флобер от 1821 до 1857. — СПб.: Алетейя, 1998.
Жан Артюр Рембо
Вахрушев В. Г. Уроки мировой литературы в школе. — М.: Просвещение, 1993.
Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. — М.: Просвещение, 1986.
Зарубежная литература: XIX век. Романтизм. Критический реализм. — М.: Просвещение, 1979.
Карре Ж. Жизнь и приключения Жана Артура Рембо. — СПб., 1994.
Myрашкинцева Е. Д. Верлен. Рембо. — М.: Олма-пресс, 2001.
Нартов К. М. Зарубежная классика и литературное образование школьников // Советская педагогика. — 1986. — № 11. — С. 34—38.
|