Маранцман В. Г. Литература. 9 класс. Методические рекомендации


К ЧИТАТЕЛЯМ

      Закон об образовании в России предполагает возможность окончания учебы в 9-м классе, после которого юноши и девушки выходят в «открытое море» жизни. Свободное потребление искусства в современных условиях не сводится только к чтению. Многочисленные каналы массовой информации предлагают аудио- и видеоматериалы, общение с которыми часто протекает «по касательной» и не требует от зрителя и слушателя напряжения, которое он испытывает как читатель. Эти обстоятельства побуждают в возможном финале школьного литературного образования сосредоточить внимание учеников на связях и различиях в постижении литературы и других искусств.
      Определяя лейтмотив курса 9 класса как «Литература и другие виды искусства», в рамках нашего предмета более всего важно показать ученикам, что в восприятии литературы и других видов искусств существуют общие элементы, но переносить опыт общения с искусством слова на живопись, музыку, кино, театр невозможно, ибо у них свои задачи и формы отражения жизни.
      Первый раздел программы — Русская проза. «Судьба человеческая, судьба народная» — распространяет слова А. С. Пушкина о драме на русскую прозу, данную в историческом движении от древнерусской повести до произведений Сергея Довлатова. Однако не только образ героя в историческом времени интересует нас, как это было в 8 классе. Теперь важно проследить, как меняется жизнь и стиль искусства. В сущности, данный раздел — краткая история развития русской прозы, сопровожденная ее интерпретациями в опере и кино, аналогиями с русской живописью.
      Второй раздел — Русская поэма. «Правдивые песни», посвященный русской поэме, включает в себя вершинные явления лирического эпоса России, также соотнесенные с музыкой и живописью, архитектурой и кино.
      Третий раздел — Русская лирика. «Где я страдал, где я любил...» — представляет русскую лирику в развитии и взаимосвязях от Г. Р. Державина до А. А. Ахматовой и Н. А. Заболоцкого. Выбор стихотворений определен решением вопроса: что любили поэты и от чего они страдали? Музыка и живопись оказываются здесь спутниками лирических исповедей.
      Раздел Русская драматургия. «Волшебный край» позволяет проследить эволюцию драматургии.
      Произведения других видов искусств по отношению к литературному тексту выступают в разной функции. Иногда знакомство с ними оказывается способом создания установки на чтение, порой они уточняют эмоциональное содержание текста и служат установкой на его анализ. Часто восприятие явлений разных видов искусств углубляется литературным разбором, и мы возвращаемся к ним после анализа.
      Задачей курса литературы в 9 классе становится, таким образом, сопоставление читательских интерпретаций литературного произведения с интерпретациями зрителя и слушателя. В предлагаемую учителю программу входят разнообразные явления художественной жизни — живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино. В каждом разделе литературные произведения, подлежащие анализу, расположены в хронологической последовательности и сопровождаются художественными аналогами других искусств. Но это не иллюстрации к литературному тексту, а самостоятельные явления, в которых так или иначе заложена возможность соотнесения с литературным рядом. В этой программе мы никоим образом не претендуем на показ истории развития каждого из искусств и стремимся показать, что на разных этапах развития точки соприкосновения литературы и других художественных явлений неизбежно возникали. При такой задаче обучения учителю необязательно реализовывать все сопоставления, предложенные в каждом разделе. Если учитель убедился, что ученики способны уже самостоятельно создать интерпретацию литературного произведения и отделить ее от интерпретации музыкальной, живописной и т. д., он может сократить сопутствующий материал темы, оставив время на те разделы программы, которые вызывают большие трудности.
      Одной из важнейших целей курса 9 класса является обобщение литературных знаний, которые были освоены школьниками в предшествующих классах. Это равно касается и теоретико-литературных понятий, и представлений о художественной индивидуальности писателя.
      Девятый класс для учителя литературы представляет особую сложность в связи с той задачей, которая возникает перед нами при завершении литературного образования в основной школе. Многие выпускники уже не встретятся с курсом литературы, и их познания в искусстве ограничатся тем, что им успели дать за 9 лет. Поэтому курс литературы организован как размышления учеников над историей русской прозы, русской поэмы, русской лирики и русской драматургии. В сущности, это мини-история литературы в пределах каждого литературного рода. Поэтому размышления над каждым из разделов курса должны завершаться уроками-семинарами, подводящими итог пройденному. Примеры таких уроков в методических рекомендациях помещены в разделе «Теория литературы и речевое развитие школьников».
      В программу 9 класса включены многие произведения, ранее не изучавшиеся в школе. Поэтому в ряде случаев мы помещаем методические системы уроков, несходные друг с другом, что помогает учителю сориентировать литературный материал и формы его изучения на уровень своего класса. Авторы пособия стремились в каждом случае найти методические приемы, соответствующие художественной природе произведения и нашим педагогическим задачам: помочь ученикам найти результативные способы общения с искусством и сформировать ценностные ориентации школьников.

 

<Содержание>

Следующий раздел>>