Юрий
БУЙДА
Л. Н. Соколова
Особенности жанра современного рассказа (на примере рассказа Ю. Буйды «Ева Ева») (1998)
Что такое короткий рассказ? Точка, из которой вырастает бесконечность романа.
Н. Елисеев
Цель урока: познакомить старшеклассников с творчеством современного писателя, показать особенности жанра современного рассказа, развивать аналитические навыки.
Информация для учителя. Таблица, предложенная в 1-й учебной ситуации, готовится заранее одним из учеников.
Ход урока
Первая учебная ситуация |
Место рассказа в многообразии жанров |
Учитель. Запишите тему урока. Мы говорили с вами о том, что система жанров — понятие очень сложное, а главное — непостоянное, поэтому более уместно говорить о системе жанров каждой исторической эпохи.
У каждой исторической эпохи свои жанры-фавориты: один или несколько жанров выходит на первый план.
Переходят ли жанры из «своей» эпохи в другие? Остаются ли они при этом неизменными? Что можно сказать о жанрах ХХ века?
Жанры развиваются, приобретают новые черты, иначе они обречены.
В XX веке трудно обнаружить жанры в чистом виде: они смешиваются, переплетаются друг с другом, многие писатели придумывают авторские жанры.
Как вы думаете, какой жанр самый популярный в наше время?
Рассказ.
Учитель. Действительно, в 2000 году в издательстве «Новое литературное обозрение» вышли в свет две огромные (по 600 и 300 страниц) антологии рассказов. Рассказы пишут многие современные авторы разного возраста и направлений — от А. Солженицына до В. Пелевина.
Антология (от греч. anthologia — выбор цветов) — собрание поэзии и прозы разных авторов, объединенное темой, образом, проблемой 1.
Мы с вами уже знакомы с жанром рассказа.
Исходя из жанровых особенностей, попытайтесь объяснить, почему именно рассказ стал «героем нашего времени»?
Кстати, подскажу: всплеск интереса к этому жанру отмечается и на рубеже XIX—XX веков.
Во-первых, это связано с динамикой времени: современный человек, как правило, не может посвятить чтению несколько часов в день; во-вторых, на рубеже веков, а в нашем случае и тысячелетий, люди особенно остро ощущают краткость, фрагментарность, скоротечность жизни, и в рассказе точнее, чем в других жанрах, отражается это ощущение.
В подтверждение этой мысли хочу процитировать критика Н. Елисеева: «Фрагмент, осколок, обломок — свидетельство непознаваемости мира. „Романность“, „эпопейность“ — напротив, свидетельство уверенности в миропознаваемости» 2.
Наверное, проникнувшись, уловив эти настроения времени, Юрий Буйда, уже будучи автором нескольких романов («Ермо», «Дон Домино», «Борис и Глеб»), создал в конце 90-х годов книгу рассказов «Прусская невеста». Возможно, у Буйды — нашего земляка — была и другая причина обратиться именно к этому жанру: герои многих его рассказов — переселенцы — люди без корней, начинающие новый «фрагмент» своей жизни на чужой, чуждой им земле. Впрочем, ученые-филологи только начинают изучать творчество Ю. Буйды.
Давайте откроем книгу... Наверное, главная тема, которая в ней звучит, — это тема необычности нашей с вами «маленькой родины». В предисловии к книге автору удивительно точно удалось передать ощущение двойственности, даже двусмысленности жизни в Калининградской области, которое он особенно остро ощущал в юности: «Я родился в Калининградской области через девять лет после войны. С детства привык к тому, что улицы должны быть мощены булыжником... Привык к островерхим черепичным крышам. К каналам, шлюзам, польдерам, к вечной сырости и посаженным по линейке лесам... Однажды я узнал, что родной мой городок назывался не Знаменском, а Велау. Жили здесь немцы. Была здесь Восточная Пруссия. От нее остались осколки — эхо готики, дверная ручка причудливой формы, обрывок надписи на фасаде... Рядом — рукой подать — был заколдованный мир, я жил в заколдованном мире, — но если русский человек в Пскове или Рязани мог войти в заколдованный мир прошлого, принадлежавшего ему по праву наследства, — кем был я здесь, человек без ключа, иной породы, иной крови, языка и веры?» 3 Этот же вопрос задают себе герои рассказов Буйды — первые переселенцы.
Автору удалось очень ярко и рельефно воссоздать их время и их чувства.
Обратимся к одному из лучших рассказов на эту тему.
Вторая учебная ситуация |
Работа с событийной основой |
Как вы думаете, откуда Ю. Буйда мог взять сюжет для своего рассказа «Ева Ева»?
Воспоминания детства, рассказы очевидцев, журналистская работа. В первое послевоенное время подобных судеб было немало (см. очерк Е. Яковлевой «Это было, было...» («Калининградский комсомолец». — 1990. — № 25)).
Перед вами два событийных плана (рассказа и очерка), которые вы подготовили заранее.
Посмотрите на них внимательно: какую особенность вы видите?
Некоторые события совпадают.
Примерный план
очерка
1. Жизнь героини до войны.
2. Начало войны и эвакуация в Восточную Пруссию.
3. Штурм Кёнигсберга.
4. Открытие медицинского пункта и работа в нем.
5. Появление в медпункте немецкого врача Зигфрида Визера.
6. Сын Эльзы идет в школу.
7. Депортация. Прощание Зигфрида и Эльзы.
8. Жизнь героини в Калининграде после войны.
9. Переписка Зигфрида и Эльзы.
10. Встреча в 1957 году |
Примерный план
рассказа
1. Приезд Евы Евы в городок.
2. Начало ее работы в детском доме в качестве медсестры.
3. Двое молодых летчиков «поспорили из-за златоглазой женщины».
4. Ева Ева полюбила немого Ганса и стала жить с ним.
5. Арест и освобождение Ганса.
6. Ева Ева усыновила Сусика.
7. Смерть Сусика.
8. Реакция Евы Евы на сообщение о смерти мальчика.
9. Разговор с доктором Шеберстовым.
10. Сообщение о депортации.
11. Депортация немцев. Попытка попрощаться с Гансом.
12. Известие о самоубийстве полковника Милованова.
13. Отъезд Евы Евы из городка. Смерть героини |
Мы видим, что писатель опирается на фактический материал, но как именно он с ним работает?
Какие именно эпизоды совпадают?
Приезд обеих героинь в Восточную Пруссию; любовь Евы и Ганса и любовь Эльзы и Зигфрида; депортация немцев.
Чем рассказ отличается от очерка?
В очерке в хронологической последовательности рассказывается вся жизнь героини, а в рассказе — небольшой по времени отрезок, эпизод; у Эльзы есть сын Витя, а Ева очень хочет, но не может иметь детей; Сусик (приемный сын Евы) умирает, а Витя идет в первый класс; Эльза встречается с Зигфридом после войны, в 1957 году. Кроме того, в рассказе гораздо больше, чем в очерке, действующих лиц.
Что произвело на вас большее впечатление: очерк или рассказ? Почему? Какова цель журналиста? А писателя?
Журналист рассказывает о конкретной судьбе реально существовавшего человека, а цель писателя — донести до нас определенную идею.
Какими приемами, художественными средствами пользуется писатель для того, чтобы донести до нас идею произведения?
Диалог, описание внешности героя, говорящие имена, художественная деталь и т. д. И самый сложный прием — композиция.
Третья учебная ситуация |
Анализ композиции рассказа |
С чего начинается рассказ? Почему рассказ так назван?
Имя героини говорящее — Ева — это первая женщина на земле, «матерь человечества».
Почему имя Ева повторяется два раза?
Усиление.
Какое событие является завязкой рассказа?
Приезд Евы Евы в городок.
Как чувствуют себя первые переселенцы на чужой им земле?
Они боятся.
Какие слова в рассказе наиболее точно выражают их состояние?
«Смущенно-боязливо».
Что позволяет избавиться от страха? Когда люди чувствуют себя защищенными?
«Жались поближе к солдатам и офицерам своей армии»: от страха избавляет только оружие, военная сила.
А кто из героев не боится?
Ева Ева.
Почему?
Учитель. Обратимся к карточке.
Карточка №1
Ева Ева |
«Улыбалась так естественно и легко», «златоглазая красавица», «магнитная женщина», «скользнула чуточку насмешливым взглядом», «ответила с обезоруживающей улыбкой», «смехом парализовала»; |
Ганс |
«недотепистый, длиннорукий немой парень», «дисциплинирован и кроток»; |
Немцы |
«молчаливые, мертво стоявшие»; |
Солдаты |
«хохочущие». |
Какие слова чаще всего повторяются применительно к Еве Еве, и, заметьте, только к ней?
Смех, улыбка.
Как это характеризует героиню?
Она открыта, доброжелательна, и поэтому ей нечего бояться — люди любой национальности отвечают добром на добро.
Какая деталь подчеркивает эту особенность характера героини?
«Златоглазая» — ее глаза светятся, сияют добротой и любовью.
Какое событие считать кульминационным и почему?
Возможные ответы:
1. Смерть Сусика.
2. Разговор Евы с доктором Шеберстовым.
3. Депортация немцев.
Как эти события расположены в событийном плане рассказа? Почему?
Последовательно друг за другом. Автор таким образом усиливает трагизм судьбы Евы Евы.
Учитель. Такой прием называется градацией.
Градация (от лат. gradatio — постепенное повышение) — цепь однородных членов (семантический повтор) с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Градация служит средством повышения экспрессивности текста 4.
Действительно, каждое из названных вами событий по накалу, напряженности эмоций может стать кульминацией рассказа. Давайте попробуем представить все три события как кульминационные.
Четвертая учебная ситуация |
Определение проблемы и идеи рассказа |
Работа по группам:
Какую проблему исследует автор и какую идею утверждает в рассказе, если считать кульминацией:
1-я группа — смерть мальчика;
2-я группа — разговор с доктором Шеберстовым;
3-я группа — день депортации немцев.
Учитель. Обратите внимание на то, что в тексте рассказа анализируемые эпизоды отделены друг от друга пробелами.
Каждая группа получает программу исследования в виде вопросов по тексту рассказа, с их помощью формулируются проблема и идея рассказа.
Вопросы 1-й группе:
В какие игры играют дети? Чем эти игры порой заканчиваются? Какие у детей игрушки?
Как дети относятся к сверстникам? к взрослым людям?
Как взрослые относятся к детям?
Вопросы 2-й группе:
Что мы знаем о жизни Евы Евы за рамками рассказа?
С помощью какого художественного приема автор рассказывает об этом?
Чего больше всего на свете хочет Ева Ева?
Какие ее поступки свидетельствуют об этом?
Почему ее желание неосуществимо?
Вопросы 3-й группе:
Какое настроение создано автором в сцене депортации?
Какие лексические и синтаксические средства использует автор в этой сцене?
Почему Еве Еве не удалось проститься с Гансом?
Почему никто не смог ей помочь?
Зачем автор сообщает о самоубийстве полковника Милованова?
По ходу обсуждения рассказа заполняется таблица.
Эпизод |
Проблема |
Идея |
Смерть мальчика |
Война и дети |
Война страшна, потому что жестокость и ненависть поселились в нескольких поколениях |
Разговор Евы Евы с доктором Шеберстовым |
Война и женщина |
Война страшна, потому что женщина не может выполнить свое высшее предназначение — родить ребенка |
Депортация немцев |
Война и народы |
Война страшна, потому что она разрушает любовь, счастье, лишает людей Родины |
Выводы. 1. Итак, кульминация в рассказе представлена целой цепью событий. Они равнозначны. Однако автор дает нам подсказку о том, какая проблема волновала его прежде всего. Какая это подсказка? Обратите внимание на название рассказа.
2. Закономерен ли финал рассказа? Почему Ева Ева покончила с собой? Можно ли было завершить рассказ иначе? Обратите внимание на начало и финал рассказа: какую вы заметили особенность? Такой прием называют кольцевая композиция. С какой целью использует его автор?
3. Каковы особенности жанра современного рассказа?
Многофигурность, глобальная проблематика, свойственные скорее жанру романа, а не рассказа; особая эмоциональность, достигаемая цепью кульминационных событий и т. п.
Домашнее задание. 1. Прочитать о послевоенной жизни в Калининградской области. 2. Написать произведение в жанре рассказа, используя приемы, аналогичные тем, которые вы увидели в рассказе Ю. Буйды.
Литература
1. Агеев А. Черная бабочка сновидений // Знамя. — № 7. — 1999.
2. Буйда Ю. Прусская невеста. — Москва: Новое литературное обозрение, 1998.
3. Елисеев Н. «К. Р.», или Прощание с юностью // Новый мир. — № 11. — 2000.
4. Немзер А. Замечательное десятилетие: О русской прозе 90-х годов // Новый мир. — № 1. — 2000.
5. Основы литературоведения. — М.: Московский лицей. — 2000.
6. Ремизова Н. Слишком человеческое. Некоторые размышления о литературе non-ficktion // Новый мир. — № 1. — 1999.
7. Славникова О. Обитаемый остров // Новый мир. — № 9. — 1999.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика-Пресс, 1998.
9. Яковлева Е. Это было, было... // Калининградский комсомолец. — 1990. — № 25.
Людмила
УЛИЦКАЯ
Т. Ю. Угроватова
Рассказ Л. Улицкой «Народ избранный» (2001)
Цель урока: познакомить старшеклассников с произведением современного писателя, показать особенности жанра социально-философского рассказа, развивать навыки самостоятельного анализа.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой — прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на 17 языков. Она обладательница престижных премий, в том числе лауреат Букеровской премии 2001 года. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос:
Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?
Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.
В рассказе воплощены почти все названные страхи, обуревающие людей во все времена. Обратимся к названию.
Первая учебная ситуация |
Работа с названием |
Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, объединенные в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью. Сравните названия рассказов из этого сборника: «Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Генеле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин дом», «Гуля», «Народ избранный».
Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?
Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.
Название последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.
Изменится ли смысл названия, если поменять слова местами?
Если не использовать инверсию, смысл названия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.
Теперь прочтите название отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.
Избранный — выбранный, отборный, лучший, отличный 5.
Какие ассоциации возникают у вас при этом?
Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.
Какие люди названы автором «избранными»?
Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом — маргиналы.
Какое определение больше подходит к слову «народ», если говорить о героях рассказа?
Народ отверженный.
Почему же автор называет этих людей «избранными»?
Вторая учебная ситуация |
Анализ текста |
Кого называют «избранными»? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?
Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев (1-я группа работает с характером Зинаиды, 2-я — с характером Кати, 3-я — нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово «блаженный» (на доске записаны его значения):
Блаженный — 1. Счастливый, невозмутимо-радостный. 2. Глуповатый, чудаковатый 6.
Герои |
Детали внешности и поведения |
Авторская оценка и оценка героев |
Зинаида |
«...Приволокла к церкви свое жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело». «...Была такой ширины, что в трамвай не влезала». «Обута была Зинаида мягко, в разрезанные впереди войлочные тапочки, к которым у нее дома были и галоши на мокрое время... и тренировочные штаны носила Зина, потому что никакие чулки на ее складчатые ноги не налезали. Поверх надет был новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая кофта, — по своей неразумности надела она на себя все самое лучшее, как в поликлинику, потому что шла на люди». «...Не дотумкала одеться победнее... заколыхала через проспект». «...Поковыляла к выходу». «...Она осела на самой дороге, как огромная растрепанная курица, укрывая голову белыми и пухлыми руками». «Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые». «Колышущаяся на ходу Зинаида» |
«Добрые люди помогут твоему убожеству за ради Божьей Матери» (мать).
«Убогому человеку уже и притулиться негде!» (Катя).
«...Квашня... прорва» (мать).
«Ничего она не умела» (автор).
«Слониха» (нищие) |
Катя Рыжая |
«...Раздался свирепый и хриплый голос...». «...Железная рука легла ей на плечо...».
«Перед ней стоял маленький, широкоплечий — сначала показалось — мальчишка, нет, не мальчишка, мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Желто-черная челка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали».
«Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля». «...Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя». «...Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась» |
«Орала эта странная женщина» (автор) |
Нищие |
«...Старуха, в клетчатом платке, с жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на самом давальном месте, перед ступенями, набросилась на нее, вывернула ладонь так, что посыпались на землю набранные монеты: „А ты сюда боле не ходи, ноги тебе переломаем!“ — и стала толкать ее в спину корявой сумкой».
«Хромой старик поднялся с земли, зашел с другого бока и, черным словом обругав ее, замахнулся: „Давай, давай отсюдова!“„Иди, иди, нечего тебе здесь делать, своих хватает!“ — гнала ее совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке» |
«Шакалья стая, рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, все мало набрала! На тот свет заберешь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!» «...Банда попрошайская!»
«Ишь, мафию развели, как в Сицилии... Хуже милиции!»
«Они... темные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Все больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет».
«У них одна забота — денег набрать» (Катя) |
Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не может быть привлекательно убожество, нищета, безобразие. В этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и нищих. И все же эти люди, стоящие у храма, не одинаковы. Одни — жадные, гнусные, ничтожные — это попрошайки. Они злые, темные, у них одна забота — денег набрать. Другие — «настоящие нищие». Они больные, убогие, но они не ропщут — они блаженные. Бог создал их «для сравнения, для примера или для утешения», они Божьи люди.
В беседе с критиком о рассказе священник Игорь Поляков ошибочно называет рассказ «Народ Божий». Это не случайная ошибка! Как говорит Катя: «Настоящий нищий... Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то».
Кем избранный? Господом. Для чего избранный? Для того чтобы, во-первых, стать своеобразным связующим звеном между Богом, Матерью Божьей и людьми, так как просят Христа и Матери Божьей ради, одним присутствием своим обращая мысли окружающих к духовным помыслам. Во-вторых, чтобы ежедневно являть окружающим свое обнаженное страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества. И поэтому именно им дано быть по-настоящему счастливыми.
Учитель. Мало кто из вас согласится с последним выводом — о счастье «народа избранного». Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности.
• «Избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
• они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
• они не предаются греху гордыни;
• они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
• они могут довольствоваться малым — тем, что имеют: им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.
Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. И хотя тема «маленького человека» (нищего, убогого, деклассированного) не нова в русской литературе (в том или ином виде таких героев можно встретить в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова, Платонова и др.), все же нельзя отрицать нежелание общества (особенно в XX веке) мириться с ними в реальной жизни. Их будто не существует вокруг нас. Мы не любим о них говорить, стараемся их не замечать, стыдливо проходим мимо, испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже — чувство вины.
Такое же отношение к ним со стороны людей мы встречаем и в рассказе «Народ избранный». Нова для нас только позиция автора. Улицкая ставит их выше обывателей, называет избранными (значит, лучшими). Почему? Потому что они мудрее. Они познали истинное счастье.
Как вы думаете, что означает концовка рассказа?
Сон, смерть, забвение, счастье.
Что такое счастье, по мнению автора? В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?
Катя рассуждает о смирении, о счастье, о вере. Счастье не в богатстве, не в красоте, но в смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в жизни, которое есть у каждого: «Господь поставил, там и стой!», в открытии для себя Бога и Его заповедей.
Учитель. Прежде чем вы выскажете свое мнение о рассказе, обратимся к критике. Перед вами высказывания критиков и читателей. Обобщите эти высказывания и запишите кратко в тетради. Слова, с которыми вы согласны, можете использовать в своей работе.
Мнение о рассказе |
Краткие выводы |
В ее рассказах-притчах всегда есть какой-то выход на философско-религиозный уровень, осмысление жизни, прорыв к вечному. Ее персонажи — как правило, «маленькие люди», старики, больные и бедные, отверженные обществом — маргиналы, как сейчас модно говорить, — руководствуются принципом: никогда не спрашивай «за что?», спрашивай «для чего?». По мнению Улицкой, такова логика истинного христианина, убежденного в том, что все происходящее, даже самое несправедливое, самое мучительное, если его правильно воспринять, непременно направлено на открытие в человеке нового видения. Эта мысль лежит в основе многих ее рассказов («Лялин дом», «Народ избранный») 7. |
|
Священник Игорь Поляков: Тем не менее в современной литературе не исключена и некая дидактичность. Вспоминается рассказ Людмилы Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я читаю семинаристам в курсе Основного богословия. С моей точки зрения, это исключительно точное и ясное понимание искупления. Даже в святоотеческой литературе я не встречал такого простого и ясного объяснения того, что такое искупление. Это не догматическое богословие. Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что такое искупление, что совершает искупление в жизни человека, и я не нашел лучшего иллюстративного материала, чем у Людмилы Улицкой 8. |
|
Корреспондент. А какая из уже написанных и изданных книг вам милее других?
Улицкая. Не могу сказать, что есть особенно любимое. Есть что-то для меня особенно важное. Например, рассказ «Народ избранный». Это вопрос размера открытия. Каждый раз, когда ты что-то маленькое даже пишешь, это полностью лишено смысла, если там нет твоего личного открытия. Эту точку зрения можно оспаривать, но она соответствует моему внутреннему ощущению. Какое-то внутреннее открытие должно произойти. Читатель может его чувствовать или не чувствовать, но без этого пишущему человеку неинтересно... Рассказ «Народ избранный» — с открытием 9. |
|
...Потрясающий по силе «Народ избранный» — об инвалидах, убогих людях, о попрошайках у православного храма. С помощью одной очень незначительной частной истории поднят колоссальный пласт жизни, которого мы в большинстве своем не то чтобы не знаем, а не хотим знать, инстинктивно бежим от него. А знать-то нужно. От тюрьмы да от сумы не зарекайся. От инвалидности тоже. Все под Богом ходим... Но мысль Улицкой проста, как все гениальное: Богом обиженные страдают, чтобы другим легче стало, а те, кто сумеет понять свое предназначение, находят в нем счастье... Вот о чем рассказ 10. |
|
Третья учебная ситуация |
Беседа |
Нужно ли читать о нищих и калеках? Нужно ли писать об этом, или это запретная тема? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Какие открытия делает Улицкая в рассказе?
Учитель. Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать боль и страх, одиночество и болезни, страдания и смерть — дано понять трагизм жизни. Часто для того, чтобы жить, требуется немалое мужество. Не каждый смиренно принимает свою судьбу и безропотно несет свой крест. Высшая мудрость, по мнению автора, и состоит в том, чтобы научиться верить, уметь смиряться с неизбежным, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды и потери.
Л. Н. Соколова
Рекомендации по ведению факультатива
«Русская проза конца XX — начала XXI века»
Важным условием приобщения школьников к чтению представляется нам знакомство старшеклассников с современной литературой. Как показывает практика, произведения, недавно вошедшие в литературный обиход, вызывают живой интерес у школьников, поскольку обращены к сегодняшним проблемам, к реалиям современной жизни. Чтобы этот интерес развился и перерос в устойчивую читательскую позицию, предлагаем включить в программу литературы для старших классов факультативный курс «Русская проза конца XX — начала XXI века».
Факультатив рассчитан на 2 года (10—11 классы), количество часов определяет учитель (оптимально отвести на эту дисциплину не менее 1 часа в неделю).
В первый год обучения целесообразно обратиться к произведениям реалистической (неоклассической) современной литературы, поскольку в основном курсе изучается литература второй половины XIX века. Сходство методов облегчает понимание проблематики, а также позволяет проследить традиции русской классической литературы в современной прозе.
Второй год обучения посвящен изучению литературы с нереалистической доминантой («другой прозе», условно-метафорической прозе, постмодернизму). Методологическая разнородность новейшей литературы становится понятна ученикам 11 класса после их знакомства с многочисленными «измами» литературы рубежа XIX—XX веков.
Учитывая загруженность старшеклассников, в список обязательной литературы включены в основном произведения малой прозы (рассказы, небольшие повести). Такой подбор наглядно демонстрирует также одну из особенностей современного литературного процесса: рассказ — самый популярный жанр нашего времени.
В рамках факультатива учитель имеет возможность разнообразить форму занятий. Помимо традиционного урока, можно проводить читательские конференции, семинары и диспуты по актуальным проблемам новейшей литературы, встречи с писателями, мастер-классы (мы ввели региональный компонент: см. ниже произведения калининградских писателей), обучать написанию рецензии и аннотации и т. п.
Активное участие в занятиях факультатива предполагает, что школьники постоянно обращаются к «толстым» журналам, следят за книжными новинками, знакомятся с современной критикой, то есть непосредственно наблюдают живой литературный процесс.
Цель курса: воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекать из него нравственные уроки.
Задачи курса:
• дать представление о современном литературном процессе;
• расширить круг чтения учащихся;
• познакомить учащихся с произведениями современных авторов;
• воспитывать чувство языка, литературный вкус, научить отличать подлинную литературу от проявлений массовой культуры.
ЛИТЕРАТУРА
10 класс
Обязательная литература
1. Солженицын А. И. Настенька. Абрикосовое варенье. На краях // Солженицын А. И. На краях. — М.: Вагриус, 2000.
2. Астафьев В. П. Пролетный гусь // Новый мир. — 2001. — № 1; Людочка // Новый мир. — 1989. — № 9; Яшка-лось // Астафьев В. П. Веселый солдат. — СПб.: Лимбус-Пресс, 2000.
3. Буйда Ю. В. Ева Ева // Буйда Ю. В. Прусская невеста. — М.: НЛО, 1998.
4. Улицкая Л. Дочь Бухары. Народ избранный // Улицкая Л. Бедные родственники. — М., 2001.
5. Токарева В. Самый счастливый день. Я есть. Ты есть. Он есть.
6. Петрушевская Л. С. Глюк // Петрушевская Л. С. Где я была. — М.: Вагриус, 2002; Новые Робинзоны. Мост Ватерлоо.
7. Щербакова Г. Мальчик и девочка // Новый мир. — 2001. — № 5.
8. Распутин В. Г. В ту же землю // Наш современник. — 1995. — № 8; Женский разговор. — М.: Детская литература, 2001.
Дополнительная литература
1. Астафьев В. П. Веселый солдат // Новый мир. — 1998. — № 1, 2.
2. Буйда Ю. В. Прусская невеста. — М.: НЛО, 1998.
3. Лиханов А. Сломанная кукла // Путеводная звезда. — 2002. — № 2.
4. Улицкая Л. С. Казус Кукоцкого. — М.: ЭКСМО, 2002.
5. Владимов Г. Н. Генерал и его армия. — М.: ЭКСМО, 2001.
6. Гер Э. Дар слова // Знамя. — 1999. — № 1.
11 класс
Обязательная литература
1. Маканин B. C. Кавказский пленный // Антология современного рассказа. — М.: Олимп, 2002.
2. Петрушевская Л. С. Свой круг. — М.: Вагриус, 2002.
3. Толстая Т. Н. Факир. Серафим. Сомнамбула в тумане. Сюжет. Пламень небесный // Толстая Т. Н. Река Оккервиль. — М.: ЭКСМО, 2002.
4. Пьецух В. Киллер Миллер. Дом на Мойке. Мужчины вышли покурить... // Пьецух В. Государственное дитя. — М.: Вагриус, 1997.
5. Буйда Ю. В. Синие губы // Буйда Ю. В. Прусская невеста. — М.: НЛО, 1998.
6. Пелевин В. Жизнь насекомых. Желтая стрела.
7.Михайлов С. Амба. — Калининград: КИПО, 1997.
Дополнительная литература
1. Маканин В. С. Андеграунд, или Герой нашего времени // Знамя. — 1998. — № 1—4.
2. Пьецух В. Новая московская философия.
3. Толстая Т. Кысь.
4. Петрушевская Л. С. Время ночь.
5. Крусанов П. Укус ангела. — СПб.: Амфора, 2000.
6. Пелевин В. Generation «П».
7. Бутов М. Свобода // Новый мир. — 1999. — № 1, 2.
Примерное планирование уроков о русской прозе конца XX — начала XXI века
№ |
Тема, произведение |
Обсуждаемые проблемы |
10 класс |
1 |
Современная русская проза (основные тенденции) |
Сосуществование нескольких художественных методов, жанровая размытость, антитоталитарный и антиутопический пафос, приоритет человеческих ценностей, взаимодействие с массовой культурой и т. п. |
2 |
А. И. Солженицын.
Двучастные рассказы: «Настенька», «Абрикосовое варенье», «На краях» |
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве, невозможность свободы личности |
3 |
В. П. Астафьев.
«Пролетный гусь» |
Трагедия военного поколения |
4 |
Ю. В. Буйда.
«Ева Ева» (из книги «Прусская невеста») |
Страшные последствия войны; война и дети, война и женщина, война и народы |
5 |
«Женская проза»:
Л. Улицкая. «Дочь Бухары», «Народ избранный» (из цикла «Бедные родственники); В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть»; В. Соловьева. «Войти дважды» (или другие произведения по выбору учителя) |
«Женская проблематика»: любовь, семья, материнство и т. п. |
6 |
Л. Петрушевская. «Глюк», «Мост Ватерлоо»; В. Токарева. «Самый счастливый день», Г. Щербакова. «Мальчик и девочка» |
Проблемы молодого поколения: поиски идеала, одиночество, взаимоотношения со взрослыми и т. п. |
7 |
В. Г. Распутин. «Женский разговор», «В ту же землю» |
Нравственные устои, роль женщины в обществе, семья, любовь. Нравственный выбор, сохранение традиций, проблема власти, поиск положительного героя |
8 |
Идейные и художественные особенности неоклассической прозы (урок-обобщение) |
Обращение к социальной проблематике, проповедническая направленность, активная жизненная позиция героя, наличие положительного идеала и т. п. |
11 класс |
9 |
Нереалистические направления (обзор) |
«Другая проза», условно-метафорическая проза, постмодернизм |
10 |
Л. Петрушевская. «Свой круг», «Новые Робинзоны» |
Душевное одиночество, безысходность человеческого существования |
11 |
В. Пьецух. «Киллер Миллер», «Мужчины вышли покурить...» |
Замкнутость и алогичность мира, «разоблачение жанра» современного рассказа |
12 |
Т. Толстая. «Факир», «Сомнамбула в тумане», «Пламень небесный» |
Мечта и обыденность в человеческой жизни |
13 |
Идейные и художественные особенности «другой прозы» (урок-обобщение) |
Предельно сгущенная погруженность в быт, тема одиночества, отсутствие целей, идеалов, авторская позиция лишена учительства, назидательности и т. п. |
14 |
В. Пелевин. «Жизнь насекомых», «Желтая стрела» |
Духовная неполноценность людей воплощена в метафоре (люди-насекомые) |
15 |
Условно-метафорическая проза (урок-обобщение) |
Причудливый мир создается при помощи различных типов условности: аллегории, сказа и т. п., сильное игровое начало и т. п. |
16 |
В. Маканин. «Кавказский пленный» |
Разрушение духовного начала в человеке в бесконечной, «дурной» войне, полемика автора с Достоевским |
17 |
Ю. Буйда. «Синие губы» (из книги «Прусская невеста») |
Проблема человеческой памяти, полемика автора с Набоковым |
18 |
Т. Толстая. «Сюжет» |
Полифонизм культур, стилей, художественных языков в рассказе |
19 |
Постмодернизм как доминирующее направление литературы конца ХХ — начала XXI в. |
Постмодернизм как художественная система; включение опыта постмодернизма в современную реалистическую литературу |
20 |
С. Михайлов. «Амба» |
Толерантность, уважение к другому, городские мотивы в повести |
Вопросы к зачету
1. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве (на примере рассказов А. И. Солженицына 90-х годов).
2. Трагедия военного поколения в современной литературе (на примере творчества В. П. Астафьева).
3. Проблематика и художественное своеобразие «женской прозы» (авторы и произведения по выбору учащихся).
4. Проблема нравственного выбора в современной прозе.
5. Проблемы молодого поколения в современной прозе.
6. Творчество современного калининградского писателя (В. Соловьева, С. Михайлов и др. по выбору учащихся).
7. Человек на войне в произведениях современных авторов.
8. Идейное и художественное своеобразие «другой прозы» (авторы и произведения по выбору учащихся).
9. Идейное и художественное своеобразие условно-метафорической прозы.
10. Рассказ как ведущий жанр современной прозы. Особенности современного рассказа (произведения по выбору учащихся).
11. Постмодернизм как доминирующее направление литературы конца XX — начала XXI в.
12. Своеобразие постмодернистской прозы (авторы и произведения по выбору учащихся).
13. Идеи русской классической литературы в современной прозе.
14. Герои русской классической литературы в современной прозе.
15. Проблема положительного героя в современной литературе.
16. Традиции и новаторство в произведениях современных писателей.
17. Нравственные искания нашего современника в прозе конца XX — начала XXI в.
18. Образ Кёнигсберга-Калининграда в современной прозе и поэзии.
19. Особенности современной мемуарно-биографической прозы.
20. Современная литературная критика.
21. Современная литературная ситуация. Тенденции развития.
1 Основы литературоведения. — М.: Московский лицей. — 2000. — С. 26.
2 Елисеев Н. «К. Р.», или Прощание с юностью. — Новый мир. — 2000. — № 11. — С. 186.
3 Буйда Ю. Прусская невеста. — Москва: Новое литературное обозрение, 1998. — С. 6—7.
4 Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика-Пресс. — 1998. — С. 108.
5 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — M., 1955. — Т. II. — С. 11.
6 Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. Д. Ушакова. — М.: Русские словари, 1994. — Т. 1. — С. 151.
7 Цуркан Анна. Единство в многообразии, или Народ избранный // Старое литературное обозрение. — 2001. — № 2. — http://magazines.russ.ru/ slo/2001/2/curk.html
8 Современная русская проза. Radio Grad Petrov / http://gradpetrov. narod.ru/arch/proza.html
9 Георгадзе Марина. Интервью. — http://www.litwomen.ru/forum/ search.php
10 Молчанов Антон. Настоящая женская проза, или Феномен Людмилы Улицкой / http://writer.fio.ru/news.php?n=20057&c=1668
|