Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. 11 класс


Часть третья

СОВРЕМЕННАЯ
РУССКАЯ ЛИРИКА


Е. Р. Ядровская

Обзорный урок

Русская поэзия последней
трети XX — начала XXI века

Лирик ничего не дает людям.
Но люди приходят и берут
А. Блок

      При подготовке и проведении обзорных уроков постараемся руководствоваться методическими принципами, которые мы обозначили в статье «Об обзорных уроках по современной драматургии и лирике» (см. ее на с. 203).
      Разговор о лирике всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души, особого, поэтического взгляда на мир. Обращение к современной лирике тем более сложно: для многих сегодняшних выпускников жизнь лирики «остановилась» в начале двадцатого века — на именах Ахматовой и Цветаевой, а потому для них как бы не существует ни лирики шестидесятников, ни авторской песни, ни поэзии андеграунда, ни Бродского, ни тем более стихотворений живых современников, если об этом не позаботились учителя литературы. Сложившаяся ситуация объясняется не только нехваткой времени на уроке литературы, но и тем, что сегодня «не век лирики»: стихами не зачитываются, ими не живут, поэтов не боготворят. Обращение к современнейшей лирике затруднено и тем, что она принципиально другая, чем та, на которую настроены наши сердца классической поэзией: изменился ритм, внутренний и внешний строй стиха, изменились смыслы. И на пути к пониманию новой поэзии мы прежде всего должны осознать мир, в котором живем, настроить ум и сердце на восприятие и понимание новых ритмов и интонаций. Дальнейший процесс приятия или отторжения сегодняшней поэзии должен быть мотивирован нашей собственной человеческой и читательской позициями.
      Обозначим пространство нашего диалога о современной лирике и предложим возможную композицию урока-обзора. Напомним о том, что ученики в силу разных причин (программа, уровень литературного образования) могут быть в разной степени подготовлены к работе над темой. Если у учеников имеется соответствующая база для восприятия этой темы, необходимо не только обобщить и систематизировать имеющиеся знания, но и придать предлагаемому материалу проблемный характер. При отсутствии такой подготовки наибольшее внимание следует уделить организации самостоятельной работы в классе: помочь ученикам в поиске материала и оформлении выступления, предложить интересные темы для рефератов. И в том и в другом случае важно стимулировать у учащихся творческий подход к выполнению задания: объявить конкурсы на лучшую поэтическую презентацию, конкурсы выразительного чтения, знатоков поэзии и др.



Зачин урока

«Что такое поэт?» (А. Блок)

      Л. Я. Гинзбург писала о «парадоксе» лирики: будучи самым субъективным родом литературы, она, «как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Лирика с присущим ей обостренным восприятием жизни и музыкальным слухом наиболее чутка ко всем переменам и веяниям времени: в отдельных разрозненных звуках эпохи ей дано расслышать рождающуюся интонацию, музыку времени.
      Материал для размышления
      «Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.
      <...> Поэт — сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир» (А. Блок. «О назначении поэта». 1921).
      «Существует, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу тремя (тяготея преимущественно ко второму и к третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, — и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение — универсальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом (выделено Е. Я.)». (Иосиф Бродский. Нобелевская лекция. 1987.)
      Размышления учащихся над приведенными высказываниями. Мотивировка общих корней слов «стих» и «стихия». Музыка как самое непосредственное и точное выражение человеческой эмоции. Музыкальность поэзии. Язык как «самодвижитель» поэзии, поэзия как «ускоритель» мышления и мироощущения. Точки зрения Блока и Бродского как отражение мироощущения поэтов разных культурных эпох, разных типов сознания. Традиции и новаторство в поэзии.
      При высоком уровне литературного развития учащихся весь урок может иметь кольцевую композицию: от Блока к Бродскому, от «назначения» поэзии к ее самодостаточности. Это сложный путь, требующий философского осмысления, поэтому учитель может ограничиться лишь приведением точек зрения поэтов без глубокого анализа.
      В литературном пространстве второй половины двадцатого века лирические доминанты находятся в разном соотношении: в лирике шестидесятников — полярные лейтмотивы эстрадной поэзии и песен Б. Окуджавы; в семидесятых — «тихая лирика» и бунтарский вызов авторской песни, вариации знакомых интонаций в лирике восьмидесятых и непривычные ритмы поэзии андеграунда; нестройное многоголосие 90-х и лейтмотив И. Бродского. Все это сложное поэтическое пространство нельзя представлять только как борьбу нового со старым, противостояние официального неофициальному, схематически делить на школы и направления. Сущность поэтического сложнее, ведь «поэт — величина неизменная». Важно, чтобы ведущие поэтические интонации второй половины XX века прозвучали на уроке и чтобы они были услышаны учениками, а остальное предоставим времени.
      Проведем кратчайший экскурс в историю русской поэзии.
      Три века русской поэзии. Ораторская, напевная и говорная интонации как доминанты звучания лирики XVIII—XX веков. Поэтическая школа как единица литературного процесса в поэзии XX века. Усиление иррационального начала, смешение стилей и речевых потоков в поэзии XX века. Традиции Анненского, Блока, Хлебникова; Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого. Сопоставление литературных ситуаций в поэзии рубежа XIX—XX вв. и рубежа тысячелетий: многообразие поэтических школ и течений и ситуация после 20-х, когда стихи, по выражению Пастернака, не заражали больше воздуха, и постмодернистские тенденции в поэзии «конца века лирики» (М. Липовецкий).
      Сколько сегодня поэтов? Социологами установлено, что через каждые десять лет в литературном обороте остается не более одного процента всех напечатанных книг. Время безжалостно сбрасывает все остальные в небытие. Сегодня же, по данным библиографического справочника «Новая Россия: мир литературы», около пятнадцати тысяч поэтов (в кавычках или без них). Современный критик Сергей Чупринин назвал подобную ситуацию «катастрофической» по одной простой причине: такую «уйму стихов» нельзя прочесть. Критик вспоминает о том, как когда-то А. Вознесенский нарисовал «леденящую душу» картинку:

Четырнадцать тысяч пиитов
страдают во мгле Лужников.
Я выйду в эстрадных софитах —
последний читатель стихов.

      Размышляя над тем, «что делать», Чупринин вспоминает статью Мандельштама «Армия поэтов», в которой поэт выражал надежду на то, что «волна стихотворной болезни неизбежно должна схлынуть в связи с общим оздоровлением страны».
      Один из современных поэтов как-то заметил, что, пока поэзия существует, она многими может не замечаться, но если ее нет — «люди задыхаются».
      Есть ли сегодня поэзия, жива ли сегодня лирика?
      На пути к сегодняшнему поэтическому слову очертим пространство поэзии второй половины XX века — живой истории.



Основная часть урока

      К уроку предложим учащимся следующие задания.
      Индивидуальные задания:
      1. Подготовить творческое сообщение по произведениям одного из поэтов, группы поэтов, поэтического направления (темы и мотивы творчества; поиск эпиграфов и ключевых слов (цитат), создающих портрет поэта, эволюцию его творчества; подбор музыкального (живописного) оформления).
      Например, подбор цитат, ярко иллюстрирующих характер поэзии Е. Евтушенко, может быть таким:
«И голосом ломавшимся моим / Ломавшееся время закричало»;
«Я разный — / я натруженный и праздный»;
«Но если столько связано со мною, / я что-то значу, видимо, / и стою?»;
«Мне кажется сейчас — / я иудей»;
«Граждане, послушайте меня...»;
«Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта» и др.
      Творчество Б. Ш. Окуджавы нельзя представить без «Полночного троллейбуса» и «Давайте восклицать...».
      2. Рассказ об авторской песне сопроводим музыкой. Учитывая, что песни А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы уже знакомы учащимся, предложим ученикам выбрать для каждого из поэтов «знаковую» песню. Так, например, музыкальным фоном для рассказа о поэзии А. Галича может быть песня «Когда я вернусь».
      Групповые задания:
      1. Составление терминологического словаря: постмодернизм, концептуализм, минимализм, неоакмеизм, необарокко. Краткое истолкование терминов; подбор отрывков из поэтических текстов для иллюстрации каждого термина. Понятие о хронотопе.
      2. Обзор поэтических рубрик журналов «Новый мир», «Нева», «Наш современник» и др.
      3. Представление литературного сайта «Вавилон». (С 1997 года на сайте «Вавилон» (http://www.vavilon.ru) дана антология современной литературы. В настоящее время на этом сайте представлено более 130 современных поэтов.)
      4. Организация выставки книг (сборники стихов, книги о современной поэзии).
      5. Интересным и увлекательным заданием может стать поиск эпиграфов к характеристике общественно-исторической ситуации разных десятилетий. Иногда они представляют собой целые стихотворения как послания из разных лет. В качестве примера можно привести цикл стихов Юрия Левитанского «Из разных десятилетий».
      Из пятидесятых: «Все гаечки да винтики...».
      Из шестидесятых: «Кончается рабство на свете...».
      Из семидесятых: Как живут поэты. Диалог. «Кругом поют, кругом ликуют...».
      Из восьмидесятых: «...А теперь рассуждаем...», «Сейчас эпоха прессы...».
      Поскольку общественно-историческая ситуация каждого из десятилетий учащимся хорошо знакома по другим урокам, целесообразно скреплять литературный монтаж стихотворными портретами эпохи. Такая работа представляет огромное поле деятельности для творческого поиска: ведь каждая «эпоха» представлена множеством имен. Соответствующие периоды представим голосами «официальной» и «неофициальной» поэзии, а сегодняшнюю поэзию — перекличкой поэтических «школок» и течений.

      1. «Лирический взрыв» и поэзия шестидесятников

И голосом ломавшимся моим
Ломавшееся время закричало.
Е. Евтушенко

      «Поэтический бум» шестидесятых. Эстрадная поэзия. Стихи Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Правдивость, экспрессивность, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского. «Громкая» («эстрадная») поэзия как выражение взрывных интонаций «оттепели». Публицистический и гражданский пафос стихов. Отражение главных исторических событий времени. Выступления «громких» поэтов на открытии памятника В. Маяковскому в Москве (1958 г.); поэтические вечера в Политехническом музее и Лужниках. Массовая любовь народа к стихам.
      Рамки свободы. Поэзия шестидесятников как попытка восстановления равновесия между народом и властью, попытка очистить запятнанную идею социализма и коммунизма.
      Риторичность и монологичность стихов Р. Рождественского. Самовыражение и исповедальность в лирике Е. Евтушенко. Приметы НТР и образы старины в метафорах А. Вознесенского. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной.
      Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата веры.
      Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта»; А. Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
      Заряд любви в песнях Булата Окуджавы
      Особость гражданской позиции и характер лирического творчества («песенок») Булата Окуджавы. Арбат как неофициальный центр культуры шестидесятников в творчестве поэта. Вера, Надежда и Любовь как необходимейшие спутники человеческого пути в лирике Б. Окуджавы. «Песенки» Окуджавы в жизни русской интеллигенции разных поколений.
      Прослушивание стихотворений «эстрадников» и песен Окуджавы в исполнении авторов даст возможность учащимся расслышать разные интонации одной эпохи.
      Предложим учащимся подумать над тем, почему «песенки» Окуджавы продолжает петь уже не одно поколение, а многие стихотворения его современников («эстрадников») остались лишь фактом истории литературы.
      2. Поэзия андеграунда
      «Лианозовская группа», смогисты, группа Чарткова и др.
      «Лианозовская группа» (Е. Кроповницкий, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, И. Холин, Я. Сатуновский). Традиции обериутов в творчестве поэтов-«лианозовцев». «Лианозовская школа» — «классика нового искусства» (В. Кулаков).
      Интересный, живой материал об участниках литературного процесса андеграунда представлен в книге В. Кулакова «Поэзия как факт», к которой учитель может адресовать учащихся, заинтересовавшихся этой страницей истории русской поэзии. На уроке можно ограничиться кратким рассказом о «лианозовской группе» и чтением фрагмента из раздела книги «Некоторое количество разговоров», в котором «говорят» поэты андеграунда.
      Важно показать ученикам, что в 60—80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все-таки находящей дорогу к своему читателю-слушателю авторской песни существовало целое поэтическое пространство — неофициальная поэзия (поэты андеграунда).
      Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы.
      3. «Тихая лирика» семидесятых
      Поэтический мир Николая Рубцова. Неразрывность связи природы и человека, человека и родины в творчестве Н. Рубцова. Простота слога и напевность интонации как характерные черты поэтики. Выразительное чтение стихотворений «Звезда полей», «Тихая моя родина...», «Далекое» и других или монтаж из отрывков стихотворений. Картины Левитана и стихотворения Н. Рубцова.
      Поскольку творчество Н. Рубцова неоднократно уже было представлено в основной школе, можно кратко обобщить уже известное ребятам или просто ограничиться выразительным чтением стихотворений поэта по выбору учащихся (уроки о творчестве Н. Рубцова см. на с. 297 и на с. 302).
      Анатолий Жигулин: «Кровная связь» с народом и народным миром, философское звучание темы родной природы.
      В литературоведении существует устоявшаяся точка зрения на то, что «тихая лирика» возникает как противовес громкой, эстрадной лирике. Беря во внимание природу, сам процесс поэтического творчества, основанный прежде всего на мироощущении художника, предложим учащимся поразмышлять над тем, в какой мере справедливо это утверждение по отношению к творчеству Н. Рубцова и А. Жигулина.
      4. Классики «магнитофон-издата»
      Александр Галич, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Имена этих поэтов-бардов уже знакомы учащимся (7 класс, программа под ред. В. Г. Маранцмана).
      Александр Галич. Романтическое двоемирие и образ лирического героя в творчестве Александра Галича. Прослушивание песен. Размышление над обращением поэта: «И все так же, не проще, / Век наш пробует нас — / Можешь выйти на площадь, / Смеешь выйти на площадь / в тот назначенный час?»
      Владимир Высоцкий — истинно народный поэт, голос и совесть эпохи. Многообразие тем (социальных, философских, политических и др.) и их обостренное звучание в творчестве поэта. Трагический мотив губительности свободы. Жанровое своеобразие, богатство интонаций лирики В. Высоцкого.
      Спросим ребят, близко ли им творчество Высоцкого? Какие качества современного человека препятствуют сегодня общению с поэтом?
      5. Неоакмеизм в поэзии
      Традиции акмеизма (И. Анненского, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама) в литературе 60—80-х годов.
      Нераздельность природы и культуры в творчестве «Старших неоакмеистов». Причастность к миру культуры как попытка обрести бессмертие. Образы культуры в творчестве Арс. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина.
      «Неоакмеисты-шестидесятники». Элегичность старинного слога («балетные па», по выражению критика Б. Сарнова), вера в способность поэта пересоздавать мир в поэзии Б. Ахмадулиной. «Стоицизм» (И. Бродский) и «отсутствие Бога» в поэзии А. Кушнера. Скорбные интонации в поэзии О. Чухонцева.
      Можно предложить учащимся самостоятельно прочитать одно из интервью А. Кушнера, помещенное в журнале «Новый мир», в котором поэт высказывает свое отношение к современной поэзии (Кушнер А. Не дерево, а роща // Новый мир. — 2004. — № 6. — С. 127—139).
      6. Поэзия конца ХХ века
      Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; метареализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии.
      Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.
      Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова.
      Учитывая ограниченность во времени, данное направление нагляднее всего может быть представлено «художественной системой» Л. Рубинштейна, в основе которой лежит жанр каталога.
      «Смертожизнь», гармония как компромисс между хаосом и космосом, категория телесности и интонации «нового гуманизма» (М. Липовецкий) в творчестве Елены Шварц. Антиномии света и тьмы в поэзии, традиции раннего Заболоцкого в творчестве Ольги Седаковой. Камерность, мрачная веселость и пессимизм стихотворений Льва Лосева. Поэтический мир Татьяны Вольтской. Этот ряд, безусловно, можно продолжить или изменить в зависимости от возможностей учителя (время, уровень владения данным материалом) и интересов учащихся.
      В начале обзора поэзии этого периода учитель кратко знакомит учащихся с основными тенденциями развития поэзии. Затем идет представление сайта, на котором можно прочитать современную поэзию.
      После этого учащиеся очень сжато знакомятся с «новыми» поэтами, зачитывают строчки из стихотворений, обмениваются читательскими впечатлениями.
      Представляя новых поэтов, важно помнить о том, чтобы не «потопить» учащихся в обилии новых имен и сложной терминологии. Достаточно ограничиться двумя терминами и тремя-четырьмя именами поэтов. В дальнейшем эта тема может быть представлена более развернуто на семинаре по новейшей поэзии или на факультативе. На уроке важно пунктирно обозначить основные тенденции развития новейшей поэзии, указать смысловые доминанты сегодняшнего поэтического пространства.
      7. Творчество И. Бродского
      Жизненный и творческий путь поэта как вызов советскому времени. Традиции и новаторство в лирике Бродского. Понимание поэзии как процесса и явления, живущего по собственным внутренним законам.
      Поскольку творчеству И. Бродского посвящены отдельные уроки (см. ниже), на этом обзорном уроке лишь подчеркнем значительность, «вершинность» лирики Бродского в развитии русской поэзии второй половины XX века, а также создадим установку на чтение его стихотворений.
      В конце урока предложим учащимся вновь вернуться к высказыванию Блока о поэте и сущности поэтического творчества и после дальнейшего самостоятельного чтения стихов попытаться дома поразмышлять над тем, насколько удавалось поэтам второй половины двадцатого века слышать музыку Времени (время как конкретный исторический промежуток и Время как вечность).
      А какой вы слышите музыку сегодняшнего дня?
      Прочитанные тексты и предложенный материал — мысли ученых и поэтов — помогут будущим выпускникам выбрать собственную читательскую и человеческую позицию.
      Материал для размышления
      1. Обдумайте предложенный ниже материал и выразите свое понимание мироощущения современного человека.
      Постмодернизм — «послесовременность». Для каждой эпохи характерен свой мыслительный и художественный стиль. Выдающимся открытием двадцатого века стало явление диалогизма, осознание стремления и предназначения человека быть участником «непрекращающегося диалога» (М. М. Бахтин). Многие ученые склоняются к тому, что именно диалогизм может сегодня стать художественным и мыслительным стилем «постсовременности». Но участие в «диалоге» культурных эпох, как пишет Л. Баткин, предполагает «мощный собственный стиль» (Баткин Л. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь. — 1996. № 10. — С. 177). В современной культуре, по мысли критика, нет «чувства пути и судьбы», нет «человечности и трагизма». «Мы вдруг увидели себя людьми после собственной современности. Мы вышли из себя, оборотились на себя и не очень представляем, что нам с нами, современными, делать» (там же. — С. 178). Разными поэтами и литературоведами последней четверти двадцатого века высказывалась мысль о том, что язык — единственная реальность, хотя в то же время и реальность иллюзорная.
      Поэтесса Лариса Миллер, комментируя стихи одного из собратьев по перу, выразила мысль о том, что «писать навзрыд сегодня вряд ли возможно. Запас слез исчерпан. Как и запас высоких слов. Исчерпан не данным поэтом, а всеми предыдущими. Душа идет вразнос, а ритм остается прежним — плясовым». Вспоминаются строчки Бродского «Хочется плакать. Но плакать нечего».
      Размышляя о современном состоянии общества, замечательный русский ученый, наш современник, С. Аверинцев высказал мысль о том, что испытывает сильнейшую ностальгию по тому состоянию человека как типа, «когда все в человеческом мире что-то значило или, в худшем случае, хотя бы хотело, пыталось, должно было значить; когда возможно было «значительное» (выделено автором) (Аверинцев С. Моя ностальгия // Новый мир. — 1996. — № 1. — С. 140). Именно исчезновение значительного — важного, необходимого, не только того, ради чего живем и во имя чего творим (это исчезло несколько раньше), но исчезновение значительности, значимости всего происходящего, предельно обостряет проблему «как жить дальше». «В том-то и ужас, что сегодня люди могут сколько угодно убивать и умирать — и, сколько бы ни было жертв, это все равно ничего не будет значить. Объективно не будет», — утверждает Аверинцев (там же. — С. 142). Ученый полагает, что еще недавние разговоры о последних временах, о конце света придавали осмысленность самой жизни, то теперь наступило ничего. «Формулой сегодняшнего дня», найденной за современников, называет Аверинцев следующие строчки И. Бродского:

Это хуже, чем грохот
И знаменитый всхлип.
Это хуже, чем детям сделанное «бо-бо»,
Потому что за этим не следует ничего.

      2. Сопоставьте приведенные ниже высказывания с размышлениями А. А. Ухтомского (1875—1942), крупнейшего мыслителя XX века, предвосхитившего ряд идей современной науки о человеке.
      «Человек человеку — величайший секрет, но вместе с тем без устремления понять этот секрет и иметь человека перед собою теряется смысл человеческого поведения и бытия».
      «Простой человек со здоровым смыслом и сердцем — лишь бы суметь к нему подойти».
      «Все утекает, ничто неповторимо: значит, все исключительно важно».
      «Не ratio, этот рассудительный мещанин, всегда самодовольный и ищущий своего успокоения, а горячая совесть и любовь к человеческим лицам — вот кто наш надежный руководитель и строитель жизни!»
      3. Учитывая исторические контексты начала и конца века, сравните «прогноз» А. Блока в отношении появления нового типа человека с современной реальностью. Выразите собственную точку зрения.
      А. Блок. Из статьи «Крушение гуманизма» (1919):
      «Я утверждаю, наконец, что исход борьбы решен и что движение гуманной цивилизации сменилось новым движением, которое также родилось из духа музыки; теперь оно представляет из себя бурный поток, в котором несутся щепы цивилизации; однако в этом движении уже намечена новая роль личности, новая человеческая порода; цель движения уже не этический, не политический, не гуманный человек, а человек-артист; он, и только он, будет способен жадно жить и действовать в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество».
      4. Прочитав размышления Блока о принадлежности поэта к тому или иному течению, постарайтесь ответить на вопрос: чем, с вашей точки зрения, вызвано многообразие поэтических школ («школок»), течений в потоке новой лирики?
      «...Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу. И так как центр тяжести всякого поэта — его творческая личность, то сила подражательности всегда обратно пропорциональна силе творчества. Поэтому вопрос о школах в поэзии — вопрос второстепенный. <...> В истинных поэтах, из которых и слагается поэтическая плеяда данной эпохи, подражательность и влияния всегда пересиливаются личным творчеством, которое и занимает первое место. <...> Никакие тенденции не властны над поэтами» (Блок А. О лирике. 1907).


Литература

      1. Баевский В. С. История русской поэзии. — Смоленск: Русич, 1994.
      2. История русской советской поэзии. В 2 т. — Л.: Наука, 1983.
      3. Кулаков В. Поэзия как факт: Статьи о стихах. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.
      4. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950—1990-е годы. В 2 т. — М.: Академия, 2003.
      5. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филолог. фак. высш. учеб. заведений / Сост. Тимина С. И., Черняк М. А., Кякшто Н. Н. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.



Иосиф

БРОДСКИЙ


А. С. Шелухина

Урок 1

«БРОДячий русСКИЙ».
Жизненный путь
Иосифа Бродского

Цель урока: познакомиться с биографией И. Бродского, пробудить интерес к его личности; первое прочтение его стихотворений.
Информация для учителя. Первый урок о Бродском должен включать по возможности широкое знакомство с его стихотворениями разных лет. Они прозвучат в исполнении заранее подготовленных учеников.
      Первая учебная ситуация урока: стихи И. Бродского.
      В то же время сложность произведений требует самостоятельного чтения текстов каждым учеником, для этого мы организовали работу по карточке № 1.
      Вторая учебная ситуация посвящена осмыслению жизненного пути поэта. Ученики работают с биографической справкой, которая может быть оформлена на доске. Совместное медленное чтение справки сопровождается краткими комментариями учителя.
      Третья учебная ситуация связана с попыткой общего осмысления наследия поэта. Мы предлагаем сделать обзор по самому полному на сегодняшний день сборнику «Сочинения Иосифа Бродского» в пяти томах, подготовленному «Пушкинским фондом» (1992—1995). Годы и названия произведений можно написать заранее на доске; высказывания исследователей — на карточке.
      Четвертая учебная ситуация: друзья о поэте, поэт о себе.
      Учитель. Мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством поэта XX века, нашего современника, Иосифа Александровича Бродского. Имя его официально появилось в русской литературе двенадцать лет назад, его наследие только начали изучать, поэтому перед нами очень трудная, но интересная задача — открыть для себя великого поэта. А для начала, на первом нашем уроке, постараемся в общих чертах представить жизненный и творческий путь Иосифа Бродского.


Первая учебная ситуация

Знакомство со стихами

  Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?

      Попытайтесь сформулировать в двух-трех словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.


Карточка №1

      Задание. Прочитайте стихотворения Бродского разных лет: «Стансы», «Часть речи», «Одиссей Телемаку», «Бабочка», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...». Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.
      «Творчество Бродского представляется мне ровной восходящей прямой.
      Построив график, где по горизонтали отложатся годы, а по вертикали — глубина, тонкость, виртуозность, такую получим линию: без срывов, спадов, всплесков — уверенно вверх.
      С каждым годом Бродский — хоть часто казалось, что выше некуда — брал нотой выше» 1 (П. Вайль).

  В какой мере высказывание П. Вайля может быть отнесено к этим стихотворениям? Запишите в тетрадь его главную мысль.

      В результате работы по карточке № 1 записи в тетради могут иметь следующий вид:

Впечатления о стихах

«Стансы» (1962)
Грустное, нежное, пророческое, воспоминания о будущем, туман.
«Часть речи» (1975)
Краски приглушены, попытка создать модель своего внутреннего мира, одиночество, экстравагантность.
«Одиссей Телемаку» (1972)
Тоска по Родине, одиночество; чувства, которые отец хочет передать сыну.
«Бабочка» (1972)
Неуловимое, хрупкое, на грани материального и иного мира, взволнованное.
«Я входил вместо дикого зверя в клетку...» (1980)
Страдания, приводящие к просветлению; одиночество, богатый духовный опыт.

  Какое стихотворение вам показалось самым близким, понятным и почему?


Вторая учебная ситуация

Годы и факты

  «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной?»

      Учитель. Мы прикоснулись к стихотворениям И. Бродского, мы определили для себя то, что внутри нас нашло отзвук. Наша следующая задача — узнать, что за путь прошел поэт, как складывалась его судьба, его личность, что помогло поэту достичь высот в мировой литературе.
      Познакомимся с хронологией жизни поэта.


Карточка №2

  Какое событие из жизни поэта поразило (удивило, запомнилось) больше всего? Какую закономерность в судьбе Бродского вы заметили?

Годы и факты

      24 мая 1940 г. — родился в Ленинграде;
      1949 г. — семья получила «полторы комнаты»;
      с 1955 г. — работал фрезеровщиком на заводе, в больнице, в морге, был кочегаром, лаборантом, лесником, участником геологических экспедиций;
      1957 г. — написаны первые стихи;
      1960 г. — публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис»;
      1961 г. — знакомство с А. Ахматовой;
      29 ноября 1963 г. — после публикации фельетона «Окололитературный трутень» начинается преследование;
      13 февраля 1964 г. — арест, приговорен к 5 годам принудительных работ на Севере за тунеядство;
      сентябрь 1965 г. — досрочно освобожден в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры;
      4 июня 1972 г. — вынужденный переезд в Вену;
      С 1972 г. — становится преподавателем в Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском университетах;
      1980 г. — становится гражданином США;
      1981 г. — получает стипендию «гениев фонда „MacArthur“»;
      1987 г. — присуждается Нобелевская премия по литературе;
      с 1988 г. — стихи возвращаются на Родину;
      1991 г. — занимает пост поэта-лауреата США;
      1 сентября 1990 г. — в Стокгольме состоялось бракосочетание с Марией Содзани;
      9 июня 1993 г. — родилась дочь;
      28 января 1996 г. — умер от сердечного приступа.
      Комментарий учителя 2.
      Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.
      В 1949 году семья получила «полторы комнаты» в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1889 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники «Цеха поэтов».
      В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, «свободный поступок» — уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против «ада серости и убогого материализма». Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С 15 лет поэт перепробовал множество работ.
      Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский проделывает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.
      Весной 1960-го Бродский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис» Александра Гинзбурга.
      В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахматовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.
      29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появился фельетон «Окололитературный трутень», с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к 5 годам принудительных работ на Севере за тунеядство.
      На процессе поэт, по свидетельству очевидцев, держался с «замечательным достоинством и мужеством». Его ответ на вопрос судьи: «Кто причислил вас к поэтам?» — «Я полагаю, что это от Бога», — цитировался чаще, чем любая из его стихотворных строк.
      В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на Западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобожден. 18 месяцев, проведенных поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность.
      4 июня 1972 года самолет с изгнанным поэтом на борту приземлился в Вене. Накануне отъезда из СССР Бродский написал открытое письмо Брежневу, проникнутое уверенностью в возвращении на Родину. «Перемена Империи» стала для поэта трагедией: сначала невозможность увидеть мать и отца, а позже невозможность для них быть похороненными руками сына — за это поэт расплатился инфарктами, операциями на сердце.
      С 1972 года Бродский двадцать четыре года преподавал в различных американских университетах: Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском.
      В 1980 году поэт становится гражданином США, а в 1981 году получает стипендию «гениев фонда „МасArthur“». В 1987 году ему присуждается Нобелевская премия по литературе.
      Начиная с 1988 года стихи Бродского возвращаются на Родину.
      В последние годы судьба была более милостива к поэту. 1 сентября 1990 года в Стокгольме состоялось его бракосочетание с Марией Содзани, а 9 июня 1993 года родилась их дочь, маленькая Анна Мария Александра, названная так в честь Анны Ахматовой и родителей: Марии Моисеевны и Александра Ивановича Бродских.
      Иосиф Бродский умер от сердечного приступа 28 января 1996 года.
      Среди самых запомнившихся событий жизни поэта можно назвать знакомство с Анной Ахматовой, арест за тунеядство, эмиграцию, необыкновенно быстрый профессиональный рост и преподавание в лучших американских университетах, Нобелевскую премию, поздний брак, раннюю смерть.
      Без труда можно заметить, что жизнь И. Бродского делится на две части: Россия и эмиграция, причем первая из них связана с мрачными, страшными событиями, вторая же — с успехом, развитием творчества.
      Следующие эпизоды урока помогут более глубоко и полно ответить на вопрос: почему Бродский нашел свое место в Америке? Но уже здесь важно сказать о колоссальной работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий потенциал.
      Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране. Перед нами полная трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.


Третья учебная ситуация

Наследие поэта.
Обзор произведений, циклов,
сборников

      1961 — поэма «Петербургский роман», цикл «Июльское интермеццо», поэма-мистерия «Шествие».
      1963 — цикл «Песни счастливой зимы», «Большая элегия Джону Донну», поэма «Исаак и Авраам», поэма-эпопея «Столетняя война».
      1966 — роман в стихах «Горбунов и Горчаков».
      1972 — «Бабочка», «Сретенье».
      1973 — первый английский сборник «Second Poems».
      1975 — «Осенний крик ястреба».
      1976 — цикл «Часть речи».
      1980 — том переводов английской и американской поэзии.
      1981 — «Римские элегии».
      1983 — книга любовной лирики «Новые стансы к Августе».
      1986 — том эссе «Меньше единицы».
      1987 — сборник «Урания».
      1990 — сборник «Назидание».
      1992 — двухтомное собрание сочинений «Форма времени».
      1992/95 — подготовленные «Пушкинским фондом» «Сочинения Иосифа Бродского» в пяти томах.

  О чем говорит обзор произведений И. Бродского? Какие жанры были использованы Бродским, о чем говорят названия циклов, книг, сборников?


Карточка №3

  Проанализируйте высказывания исследователей. Какие особенности поэзии Бродского они отмечают? Выделите главные мысли и выпишите их в тетрадь.

      1. Томас Венцлова: «У него была поразительная судьба — возможно, наиболее поразительная в русской литературе.
      Иосиф Бродский сумел построить огромное поэтическое здание. В этом ему, несомненно, помог родной Петербург.
      Он принял как свои Венецию, Рим и Нью-Йорк, и эти города приняли его как своего достойного гражданина, но он до конца остался петербуржцем.
      Иосиф Бродский обладал той артистической и эстетической свободой, за которую приходится платить одиночеством...
      Он твердо знал, что империя культуры и языка несравненно более могущественна, чем любые исторические империи. Поэтому он оказался несовместимым с той империей, в которой ему пришлось родиться. Это кончилось изгнанием, где он написал свои главные вещи.
      Он был окружен друзьями, в последние годы судьба дала ему и личное счастье. Одиночество все же сопровождало его. Он постоянно уходил — от литературных клише, от своей прежней манеры, от многих читателей и почитателей — и наконец ушел из мира. Не ушел он только от русского языка» 3.
      2. Владимир Уфлянд: «Бродский создал свой мир. По своему образу и подобию. Тем труднее читателю проникнуть в этот мир. Он должен отождествить себя с Бродским. А Бродский — далеко не обычный гражданин России или любой другой страны Земли.
      Бродский смотрел на Землю не с земной плоскости, а из других сфер. Как ястреб, с которым чувствовал родство душ.
      Бродский создал почти всемогущую страну Бродского, Бродленд, Бродсковию, или страну БРОДячих русСКИХ, людей, бродящих в поисках смысла жизни по всему пространству Вселенной» 4.


Четвертая учебная ситуация

Друзья о поэте, поэт о себе

      Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний современников, из интервью с Бродским, выпишите то, что кажется главным. Образ какого человека создается?
      1. П. Вайль: «Я не встречал в жизни человека такой щедрости, тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским — даже простая болтовня, хотя бы и о футболе, обмен каламбурами и анекдотами — всегда была наслаждением. Совместный поход в китайский ресторан в Нью-Йорке или на базар в Лукке превращался в праздник» 5.
      2. Иосиф Бродский: «Любимое время года? Зима. Если хотите знать, то за этим стоит на самом деле профессионализм. Зима — это черно-белое время года. То есть страница с буквами. Поэтому черно-белое кино так нравится» 6.
      3. Сильвана Давидович: «Его рассказы были полны метафор, за ним было довольно трудно следить, как будто ты бежишь за ним по рытвинам и ухабам — и вдруг раз — все опять исчезает. Тот же тон его голоса — то выше, то ниже, говорит быстро, глотает слова, переспросить неудобно, даже не помнишь, о чем он говорит.
      Когда он читал стихи, даже человек, не понимающий по-русски, испытывал ясное ощущение, что присутствует при некоем священнодействии. Голос пробирает до самой глубины, ты получаешь необычный эмоциональный толчок» 7.
      4. Андрей Битов: «Смерть поэта — это не личная смерть. Поэты не умирают... Я позвонил Иосифу накануне. Мы говорили о болезнях, об операциях, об энергии, о том, чем и как писать... Он мечтал быть футболистом или летчиком. Сердце не позволило ему, боясь такой работы. Он стал поэтом... 28 января умер Петр I. 28 января умирал Пушкин. 28 января умер Достоевский. 28 января Блок заканчивает „Двенадцать“, перегорая в них. У поэта не смерть, а сердце. И не сердце, а метафора. Она остановилась и не выдержала... И нет больше величайшего русского тунеядца. Скончался великий спортсмен и путешественник. Петербург потерял своего поэта. 28-е. С этой датой он вернулся на Васильевский остров в Петербурге» 8.
      В результате работы с высказываниями определяется характер, выявляются черты личности Иосифа Бродского:
      •  щедрый,
      •  заботливый, внимательный,
      •  прекрасный собеседник, компаньон,
      •  глубокий, тонкий, виртуозный,
      •  целеустремленный,
      •  профессионал,
      •  талантливый рассказчик,
      •  обладал артистической и этической свободой,
      •  одиночество,
      •  спортсмен и путешественник,
      •  создатель своего Мира...
      •  БРОДячий русСКИЙ.
      Завершает урок небольшая письменная работа: «Как я понимаю смысл названия урока „БРОДячий русСКИЙ“».



Урок 2

«Молчанье и непрерывный
свет». Анализ поэтического
текста стихотворения
И. Бродского «Сретенье»

Информация для учителя. Ученики получают предварительное домашнее задание.
Общие задания:
      1. Найти в Евангелии от Луки эпизод, связанный со Сретеньем.
      2. Найти в словаре Даля толкование слова «Сретенье», уметь объяснить смысл события.
Индивидуальное задание: сопоставить стихотворение И. Бродского «Сретенье» с текстом Евангелия, найти сходства и различия.
      Учитель. Сознание человека, особенно личности такого масштаба, как Иосиф Бродский, представляет собой особое пространство, особый мир. В нем есть своя география, своя история, свои действующие лица. Исследуя творчество Бродского, мы открываем его страну, путешествуем по незнакомым нам городам, встречаемся с новыми людьми, понимаем их мысли. Давайте вспомним замечательное высказывание друга Иосифа Бродского — Владимира Уфлянда, знакомое нам по предыдущему уроку (см. на с. 248).
      На прошлом уроке мы уже начали знакомство со страной поэта, на следующих уроках мы постараемся открыть ее заветные уголки.
      Обратимся к одному из ключевых произведений И. Бродского — стихотворению «Сретенье». У поэта есть целый ряд стихотворений, посвященных евангельским сюжетам. Его любимый праздник — Рождество. Из года в год обращается поэт к этому празднику, каждый раз осознавая и воспринимая его по-новому. Среди рождественских стихотворений «Рождественский романс» (1961), «В Рождество все немного волхвы» (1972), «Рождественская звезда» (1987), «Бегство в Египет» (1994) и др.
      Задача нашего урока — понять, для чего поэт XX века обращается к древнему евангельскому сюжету, который так хорошо известен, который не раз был использован художниками и поэтами.
      Творческая работа
      Представьте себе, что вы получили задание рассказать о празднике Сретенья людям, которые мало о нем знают. Вы имеете право расширить сжатое библейское повествование, уделив внимание переживанию действующих лиц.
      Выслушаем рассказы учеников, определим, кому из персонажей они уделяют особое внимание.
      Теперь посмотрим, как обращается к сюжету Иосиф Бродский.

Первая учебная ситуация

Сопоставление стихотворения
с текстом Евангелия


      Подготовленное чтение стихотворения.

Сретенье

Когда она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие...»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковская тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
Раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
Март 1972

Карточка №1

      1. Прочитайте отрывок из Евангелия от Луки, глава 2, параграф 25.
      2. Сохранил ли Бродский сюжет и главную идею праздника?
      В чем особенность авторского взгляда на эту тему? Для ответа на этот вопрос нужно:
      а) выписать имена персонажей, место и время действия;
      б) выписать сходные слова, фразы, эпитеты.
      3. Оформите таблицу.


Евангелие от Луки

      «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый... и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица... которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме...» 9
      Таблица может иметь следующий вид 10:

Что сравниваем?

Стихотворение

Евангелие

Персонажи (по мере появления в тексте) Мария, Младенец, Симеон, Анна Симеон, Мария, Иосиф, Младенец Иисус, Анна
Место и время действия Утро, храм Утро, храм
Лексика  — Увидит он смертную тьму / не прежде, чем Сына увидит Господня.
— Реченное некогда слово храня, / Ты с миром, Господь, отпускаешь меня...
— Глаза мои видели это Дитя...
— ...Он — Твое продолженье и света / источник для идолов чтящих племен / и слава Израиля в Нем.
— И странно им было.
— В лежащем сейчас на раменах твоих / паденье одних, возвышенье других, / предмет пререканий...
— И тем же оружьем... твоя / душа будет ранена.
Рана сия / даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око
Не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
— Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром...
— ...Видели очи мои спасение Твое...
— ...свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
— ...дивились сказанному...
— ...се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий...
— Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец

      Вывод по карточке № 1. Сюжет сохранен и повторен Бродским наиболее точно, как сюжет Нового Завета, вплоть до сохранения лексики Евангелия.
      В чем же особенность авторского взгляда на праздник Сретенья? Сюжет стихотворения окаймлен, имеет вступление и завершение. Особое внимание Бродский обращает на образ Симеона и через его сознание видит происходящее в храме событие.
      Одна из важнейших тем стихотворения — завершение жизни, переход из мира физического в «пространство, лишенное тверди», где «время утратило звук». Почему Симеон ушел умирать «не в уличный гул»? Что значит для него «образ Младенца с сияньем вокруг / пушистого темени»? В каком случае «образ Младенца» может стать «светильником» в темноте? И для чего вообще была необходима Симеону эта встреча — Сретенье? Попытаемся ответить на все эти вопросы сразу. Главное условие продолжения жизни — душа Симеона несла светильник — образ Младенца — принадлежность мира Высшего. Только вместив в сердце сиянье Младенца, тот огонь, которым он светился, ту любовь, которой Он жил, Симеон становится частью Высшего мира, его носителем, а значит, бессмертным (но не в теле, а в духе). Поэтому значение праздника Сретенья сводится не просто к встрече умирающего старца с Младенцем, а к мысли о том пути, который избирает Симеон: «уменьшаясь в значеньи и в теле», он стал «душой», вместившей свет. Произошла встреча, слияние чистейшего в человеке — его души и вечного источника света. Только при такой состоявшейся встрече возможен их дальнейший бесконечный совместный путь.


Вторая учебная ситуация

Стихотворение «Сретенье»
и произведения живописи

      Некоторые особенности поэтического мастерства Бродского в стихотворении «Сретенье».
      I. Внимательно рассмотрите русскую икону «Сретенье Господне» из праздничного чина (XV в.). Вслушайтесь в описание иконы, сделанное специалистом.

Описание иконы

      «Окруженный небесной лазурью развертывается Иерусалимский храм. Он предстает здесь в виде необычайной, округлой золотистой стены, которая смыкается с башней. Перед башней, на ступенях высокой лестницы, стоит Симеон. Безмерная старость и готовность принять избавление от нее воплощены в необычайно могучей согбенной фигуре с простертыми руками, с которой ниспадают крупными складками бирюзовые одежды...
      А навстречу Симеону друг за другом движутся Богородица с Младенцем на руках, Анна и Иосиф, несущий белых горлиц. Мерно ступают они; подчиненные единому ритму, ложатся складки их неярких вишневых, охристых одежд, а впереди, как вспышка света, сияет белизной рубашечка Младенца. Неуклонно их движение навстречу Симеону, навстречу будущему, которое он пророчит» 11.

  Какую особенность стихотворения И. Бродского помогает понять древняя икона?

    Стихотворение И. Бродского очень близко древнерусской иконе, но икона фиксирует момент встречи, а Бродский дает его развитие. Благодаря неожиданному продолжению эпизода в стихотворении появляются новые грани, по-другому расставлены акценты. «Сретенье» Бродского — не иллюстрация иконы, не пересказ Евангелия. Сохраняя связь с источниками, поэтический текст имеет собственную жизнь, собственное содержание, собственную энергию.
      II. Однажды Бродского спросили: «Какая живопись может быть для вас источником творчества?.. Было предположение критиков о влиянии Рембрандта...»
      На этот вопрос поэт ответил: «Я обожаю живопись... Вот в „Сретенье“, например, там даже такой рембрандтовский ход с этим лучом. <...> Но это в общем происходит бессознательно» 12.

  Объяснить слова И. Бродского. Найти в «Сретенье» «рембрандтовский ход с этим лучом».

    Ученикам предлагается посмотреть несколько репродукций художника XVII века Рембрандта: «Симеон во храме» (1631), «Апостол Павел» (1629), «Снятие с креста» (1632), в которых «Рембрандт использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов» 13.
      Ребята без труда заметят, что на всех этих картинах источником света является Тот, Кто несет его в своем сердце: Младенец, Христос.
      Источником света в стихотворении является «образ Младенца с сияньем вокруг».
      Мы подошли к разгадке одной из особенностей мировосприятия Бродского: определили его тесную связь и с древнерусской живописью, и с западноевропейской. Хотя, по словам поэта, «это происходит бессознательно».


Карточка №2

      Задание. Самостоятельно составьте таблицу «Лексика света и звуков в храме», разделив ее на две графы: «Звуки в храме» и «Лексика света в храме», по стихотворению И. Бродского «Сретенье». Какой дополнительный смысл вносит она в понимание стихотворения?
      «Здесь вступаем в многоликое царство образов тишины, молчания. Как известно, паузы не нейтральны, они являются частью музыкальной ткани. Семантика истины достаточно разработана в мировой поэзии. Бродский является одним из самых чутких певцов молчания. Безмолвие, тишина, немота — их он слышит в широком диапазоне.
      Молчание имеет различные уровни погружения, различные этические полюсы. В „Сретенье“ предстает многозначное, всеобъемлющее надгробное молчание при встрече с Высшим. В драматургии стихотворения может быть услышана борьба „шума жизни“ и тишины, с победой последней. Святой Симеон при вступлении в „глухонемые владения смерти“ наконец слышит, что „время утратило звук“. Подобно белому цвету, суммирующему цветовые оттенки, истина поглощает сиюминутные звуки жизни. Она не деон, спутник оцепенения, одиночества, отчаяния; она подчас превращается в персонаж...» 14.
      В конце урока мы предлагаем еще раз прочитать стихотворение. Это чтение будет отличаться от начального, поскольку текст осознан, он понимается, чувствуется гораздо глубже и точнее и должен прозвучать в совершенно ином качестве.
      В качестве домашнего задания мы предлагаем ответить на вопрос, который послужит мостиком к третьему уроку: почему стихотворение «Сретенье» посвящено Анне Ахматовой?


1 Вайль П. Рифма Бродского // Иосиф Бродский: труды и дни / Сост. П. Вайль, Л. Лосев. — М.: Независимая газета. — 1998. — С. 8.
2 Комментарий к карточке составлен по статье Куллэ В. Иосиф Бродский: Новая Одиссея // Сочинения Иосифа Бродского. — СПб.: «Пушкинский фонд», 1998. — Т. I. — С. 283.
3 Венцлова Т. «Он умер в январе, в начале года...» // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 232.
4 Уфлянд В. Традиция и новаторство в поэзии Иосифа Бродского // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 158.
5 Вайль П. Рифма Бродского // Иосиф Бродский: труды и дни. [Сб.] / Сост. П. Вайль, Л. Лосев. — М.: Изд-во «Независимая газета», 1998. — С. 10.
6 Болотова Л. Интервью с Бродским // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 100.
7 Давидович С. Две встречи с Бродским // Общая газета. — 1996. — № 4. — С. 16.
8 Битов А. «Смерть поэта...» // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 230.
9 Евангелие от Луки. — Глава 2, параг. 25 // Новый Завет. — Милан: Издание итальянского францисканского движения, 1990. — С. 89.
10 В целях экономии времени на уроке таблица может быть оформлена дома группой учеников и представлена в классе уже в готовом виде.
11 Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской живописи. — М.: Просвещение, 1993. — С. 72.
12 Болотова Л. Интервью с И. Бродским // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 100.
13 Популярная художественная энциклопедия. Книга II. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 162.
14 Петрушанская Е. «Слово из звука и слово из духа» (Приближение к музыкальному словарю Иосифа Бродского) // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 227.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>