Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. 11 класс


Масштабы (планы)

Объекты

Цвета (свет)

Звуки

Панорама (вид сверху) перемежается крупным планом («пиджак в шкафу»). Это соответствует главному вектору стихотворения: падение звезды (оно же постепенная «настройка на резкость»: «Падучая звезда, тем паче астероид, / на резкость без труда твой праздный взгляд настроит»).
Детали обретают гигантский масштаб, причем разницы между объектами планетарного масштаба и сравнительно малыми нет (гиперболы: «лужа во дворе, как площадь двух Америк»; тень человека уравнивается с тенью пальмы в Палестине, пустыня — с сахарным песком, пересекаемым мухой; «карта мира там замещена пеструхой», мычащей на бугре)

Общее — мотив середины, усредненности, отрезка, промежутка, незавершенного процесса (равнина; положение где-то между «спрятанными от взора» «началами и концами», смертью и жизнью, пунктами А и Б, началом и концом очереди в пивную и т. п.). Постоянное количество «больших» и «малых» объектов, абстрактного и конкретного, живого и неживого; акцент делается на их качественном сходстве при количественных отличиях:
— лужа во дворе — Терек,
— леса — зелень щавеля, лука,
— ребра батареи — ребра дам (при этом от батареи больше тепла и она приятнее на ощупь).
«Пейзаж» чередуется с «натюрмортом», постепенно перерастая в эмблему — герб (звезда — пшеница — серп и молот), детали герба постепенно проявляются через пейзаж и натюрморт. Даются приметы всех времен года в их реальной последовательности:
— лужа (осень),
— батареи и горячий чай, пустые сады, серная спичка, рыбные консервы (зима);
— пышная сирень и «лежащая в осаде» пивная — весна,
— завод и корова на бугре (некий аналог «серпа и молота»), жара (возникающий в подсознании образ пустыни), сахар и муха — лето

— хмурые (леса),
— сумерки,
— зелень (щавеля и лука),
— пыльная (батарея),
— консервный цвет (у рыбы в воде, вместо серебряного),
— «течет со щек известка» (мокрая известка серого цвета),
— «образа коптит свеча»,
— тень — «завод дымит»,
— «свинец небес».
Преобладают все оттенки серого, при этом в большинстве случаев связанные с присутствием человека: дым, копоть, металл (жесть, свинец), известь, отбрасываемая тень

— «рояль бренчит в висках бемолью»,
— «жужжание пчелы там главный принцип звука»,
— «в пустых садах трубят гипербореи»,
— «в воздухе висят обрывки старых арий»,
— «мычание коровы»,
— «завод <...> гремит железом»,
— «слышен крик совы, ей отвечает филин»,
— «овация листвы».
Смешаны звуки «природные» (шум листвы (при этом уравненный с овацией вождю), жужжание пчел, крик совы и филина, мычание коровы), «культурные» (му­зыка — рояль, арии), «техногенные» (громыхание завода). В целом — ощущение какофонии; звуки скорее неприятные, резкие — жужжание, грохот, мычание и т. п. Даже рояль не услаждает слух, а навязчиво «бренчит в висках бемолью»

 

<Содержание>