Маранцман В. Г. Литература. 5—9 классы


ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
В 5 КЛАССЕ

       5-й класс является переходным от начальной школы к средней, поэтому представляется целесообразным сохранить привычный детям по младшим классам принцип тематического построения курса, хотя эта тематика эстетически усложняется.
      Движение времени — лейтмотив курса, определивший его построение: основная проблема курса, развиваясь, решается на пяти тематических циклах — «Времена года», «Свобода сказки», «Басни разных времен», «Эпохи жизни», «Человек на дорогах разных времен».
      Первый цикл — «Времена года» — прослеживает движения природы и определяет всю программу 5-го класса, позволяя ученикам от реальных наблюдений подняться к эстетическому освоению меняющегося пейзажа. Внутренняя цельность занятий заключается не только в том, чтобы дать описания осени, зимы, весны, лета, но и в том, чтобы открыть неповторимость отношения к ним каждого художника, поэта, музыканта. Личностность взгляда — непременное условие искусства, и она проявляется в сопоставлении «Бабочки» А. А. Фета и В. В. Набокова, «Ивы» Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, «Березы» А. А. Фета и С. А. Есенина. Наши усилия в анализе направлены на прояснение поэтической пластики, продиктованной чувством. Этому помогает и теоретико-литературный ряд программы.
      Во втором цикле — «Свобода сказки» — изучаются фольклорные и литературные сказки с целью показать ребятам как художественное своеобразие национальных миров, так и их единство, подсказанное близостью общечеловеческих нравственных ценностей. Сказка дает автору и читателю ощущение беспрерывной свободы движения во времени и в пространстве, она несет в себе чудо свободного движения. Сказки фольклорные сменяются литературными, чтобы ребята могли почувствовать единство писателя и народа и осознать творчество писателя как особое, индивидуальное сознание. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина в сопоставлении с народной русской сказкой и греческим мифом, своеобразие на этом фоне сказки Г.-Х. Андерсена и завершающая первый цикл сказочная повесть Н. В. Гоголя наиболее ярко раскрывают особенность фольклора и авторской литературы.
      Вместе с тем в пределах одного сюжета выясняется разность авторских трактовок («Золушка» Ш. Перро и Е. Л. Шварца). Переход от сказок к лимерикам Э. Лира подчеркивает взаимосвязь и особенности жанров, возникающих из фольклора.
      Третий цикл — «Басни разных времен». Линия сопоставления писательских миров продолжается здесь сравнением басен Эзопа, Ж. Лафонтена и И. А. Крылова, в которых одни и те же человеческие пороки рассматриваются не вполне одинаково не только потому, что принадлежат разным национальным явлениям, но и потому, что написаны в разное время. Современный взгляд представлен сказками Ф. Кривина.
      Четвертый цикл — «Эпохи жизни» — показывает движение времени в пределах человеческой жизни от детства к старости. Детство предстает как прекрасное и трудное открытие мира в стихотворении Ж. Превера и повести В. Г. Короленко, мучительность и необходимость перехода от детства к юности — в рассказе Ю. П. Казакова «Оленьи рога» и «Разноцветная бабочка» А. П. Платонова. Изображая отношения людей разных поколений, авторы этих произведений побуждают думать о том, что такое зрелость, берущая на себя ответственность за жизнь. Старость, не расстающаяся с энергией жизни, показана в рассказе К. Г. Паустовского «Парусный мастер». Стихотворение В. В. Набокова «Лестница» позволяет поэтически проследить всю жизнь человека в отражениях памяти. Цикл представляет собой лишь общий очерк этой темы, отдельные звенья которой находят продолжение и в дальнейшем курсе 5-го и 6-го классов.
      Пятый цикл — «Человек на дорогах разных времен» — обращен к истории, которая меняет личность, властно вторгается в судьбы людей и творится их усилиями. Хронологическое расположение материала в цикле подчеркивает эту зависимость человека от истории и в ее «минуты роковые», и в обыденном течении жизни. Что вечно в человеке? Меняет ли его время? Эти вопросы проблемно организуют тему, начавшуюся басенным вступлением. Война 1812 года предстает в басне И. А. Крылова и стихотворении М. Ю. Лермонтова, русский характер и страницы истории XIX века — в оценках И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, современность — в сказках Ф. Д. Кривина. Программа завершается изучением «Трех толстяков» Ю. К. Олеши, где конкретная история овеяна духом вечности.
      5-й класс — ответственное звено в курсе литературы и потому, что ученикам предстоит овладеть значительным кругом теоретико-литературных понятий: от сравнения до индивидуального стиля писателя. Последовательность усвоения этих понятий продиктована не только характером литературного материала, но и посильностью ряда восхождений для ученика. Круг внеклассного чтения связан с текстуально изучаемыми произведениями либо единством темы, либо именем писателя и дает возможность учителю наблюдать перенос результатов образования, прежде всего усвоение теоретико-литературных понятий, в сферу свободного чтения.
      У пятиклассников удивительно сочетаются наивный реализм и чуткость к художественному образу. Поэтому особенно важно соединить понимание содержания с эстетическим вниманием к автору, слову, приемам, которыми пользуется художник, создавая мир заново и видя его своеобразие.
      Осуществление этих целей должно быть неразрывно связано с собственным литературным творчеством учащихся. Не просто запомнить, что называется эпитетом или сравнением, не только научиться находить и объяснять их в произведении, но обязательно попытаться самому посмотреть на мир (цветок, дерево, небо, реку) глазами художника, передать другим свое видение — такую задачу должен ставить учитель перед детьми, сочетая в едином процессе изучение произведения, теоретико-литературных понятий, собственное литературное творчество школьников.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 КЛАССЕ



Литературные произведения

Минимальное кол-во часов

Теория литературы

Внеклассное чтение

Литературное творчество

Движение времени

1

 

Пословицы и загадки о времени

 

Времена года

М. М. Пришвин. «Глаза земли»

4

Поэзия и проза

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»

Сочинение прозаических миниатюр с описанием каждого времени года

ЛЕТО

Ф. И. Тютчев. «Что ты клонишь над водами...»; А. А. Фет. «Ива», «Бабочка», «Вечер»; В. В. Набоков. «Бабочка»

2

Понятие о ритме, рифме и строфе. Понятие о двусложных размерах стиха. Понятие о сравнении

Пословицы и загадки о лете

Создание иллюстраций к стихотворениям

ОСЕНЬ

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. IV, строфа XL «Но наше северное лето...»); Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»; И. А. Бунин. «Листопад»; Н. Заболоцкий. «Сентябрь», «Не позволяй душе лениться...»

3

1

Понятие об олицетворении и понятие о метафоре

 

Загадки об осени

 

Сочинение-миниатюра «После дождя»Сочинения на темы: «В каком облике предстает предо мной осень?», «Что полезнее — доверять душе или обуздывать ее?»

 

ЗИМА

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. IV, строфы XLI, XLII «Встает заря во мгле холодной...», гл. VII, строфы XXIX, XXX «Но лето быстрое летит...»); А. А. Фет. «Печальная береза»; С. А. Есенин. «Береза»

2

Понятие об эпитете

 

Сочинение по картине о зиме

ВЕСНА

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. VII, строфа I «Гонимы вешними лучами...»); Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»; А. А. Фет. «Это утро, радость эта...»; И. А. Бунин. «Бушует полая вода...»; А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»

3

Тема и идея стихотворения

И. А. Бунин. «Кастрюк»

Составление литературно-музыкальной композиции об одном из времен года

Свобода сказки

Русские народные сказки «Перышко Финиста ясна сокола», «Байка о щуке зубастой», «Мудрая дева»

3

Понятие о волшебных, бытовых и сказках о животных

Русские народные сказки «Чудо Морское — Зверь Лесной», «Волшебное зеркальце», «Про Елену Красу — золотую косу»

Сказывание сказки

А. С. Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4

Понятие о литературной сказке

Миф об Амуре и Психее

Киносценарий по эпизоду «Поиски царевны королевичем Елисеем»

Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева»

3

Понятие о сюжете. Понятие о литературном герое

Г.-Х. Андерсен. «Старый дом», «Ребячья болтовня», «Садовник и господа»; П. Бажов. «Таюткино зеркальце»

Сочинение сказок о предметах

Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

2

Понятие о юморе в литературном произведении

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

Сочинение сказки

Э. Лир. Лимерики; Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» (для чтения и обсуждения)

2

Понятие о комическом

Русский народный юмор: небылицы, прибаутки, докучные сказки, сказки-анекдоты. Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

Сочинение небылиц, лимериков, анекдотов

Е. Шварц. «Золушка» (для чтения и обсуждения)

1

Понятие о ремарке и монологе

Ш. Перро. «Золушка»; Е. Шварц. «Снежная королева»

Рассказ о спектакле, опере, фильме, балете на сюжет «Золушки»

Басни разных времен

Басни.

Эзоп. «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»; Лафонтен. «Ворон и Лис»

2

Понятие о басне

Чтение басен Эзопа и Лафонтена

Конкурс на выразительное чтение басен

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Квартет», «Волк на псарне»

3

Понятие об аллегории. Пословица и мораль басни

Русские народные сказки-басни и пословицы

Сочинение басни по пословице

Ф. Д. Кривин. «Почему черепахи так долго живут»

1

 

Р.-Д. Брэдбери. «Дядюшка Эйнар»

Сочинение басни или фантастического рассказа на современную тему

Эпохи жизни

Ж. Превер. «Как нарисовать птицу»

1

 

М. Метерлинк. «Синяя птица»

Сочинение этюдов «Как нарисовать море (реку, озеро...)»

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»

4

Портрет литературного героя

Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш»

Пересказ эпизода с изменением лица рассказчика

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (для чтения и обсуждения)

2

 

М. Твен. «Принц и нищий» или «Приключения Гекльберри Финна»

Сочинение юмористического рассказа

Ю. П. Казаков. «Оленьи рога»

1

Авторская речь и внутренний монолог героя

Ю. П. Казаков. «Тедди»

Сочинение «Расставаясь с детством»

В. В. Набоков. «Лестница»

1

 

 

Выразительное чтение стихотворения

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

1

Тема и идея художественного произведения

К. Г. Паустовский. «Робкое сердце»

Создание словесных иллюстраций к рассказу

А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка»

2

Понятие об индивидуальном стиле писателя

А. П. Платонов. «Сухой хлеб», «Цветок на земле», «Приключение», «Родина электричества»

Стилистические упражнения на тему: «Речь героя и речь автора»

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

2

Диалог в литературном произведении

 

Сочинение рассказа «Как я заблудился»

Человек на дорогах разных времен

М. Ю. Лермонтов. «Бородино», «Два великана»

2

Понятие о звукописи

М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Воздушный корабль»

Упражнение в звукописи: «Шум дождя», «Скрип снега» и т. п.

А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Лес», «Урожай», «Разлука», «Не шуми ты, рожь...»

2

Движение чувств в стихотворении

Стихотворения А. В. Кольцова

Подбор картин русских художников для иллюстрирования стихотворений А. В. Кольцова

И. С. Тургенев. «Муму»

4

Роль сравнений в выявлении авторского отношения к герою. Понятие о композиции

 

Рисование словесных портретов героев в определенных ситуациях

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

1

Приемы создания комического

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»

Инсценирование фрагментов рассказа

Дж. Лондон. «Белый клык»

1

Понятие о композиции литературного произведения

Рассказы Дж. Лондона («Белое безмолвие», «Любовь к жизни»)

Сочинение на тему «Если бы животные могли говорить...» или «Братья меньшие и их хозяева»

Ю. К. Олеша. «Три толстяка»

4

Способы выражения авторского отношения к героям

 

Сочинение-рассуждение на тему: «Почему „Три толстяка“ Ю. Олеши — сказка на все времена?»

Текстуальное изучение произведений — 61 ч.
Чтение и обсуждение произведений — 5 ч.
Уроки внеклассного чтения — 5 ч.
ИТОГО: 70 ч

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Движение времени — 1 ч.

      Время в жизни человека, природы, общества. Время близкое и далекое. Пространство времени — пространство памяти.
      Представления о времени в Древней Руси. Времяисчисление в Древней Руси и его изменения.
      Попытки учеников «увидеть» время, создание живописного образа времени: этюды-зарисовки «День», «Вечер», «Ночь»; создание образов слов: век, год, мгновение. Разгадывание загадок и собирание пословиц о времени.
      Стихотворение И. Бунина «Солнечные часы»: время и космос, время и жизнь человека. Время и часы как его измеритель. Бесконечность движения времени и предельность механизма. Разрушительность времени для вещей и гармоничность по отношению ко Вселенной. Два словесных описания: часики с эмалью и циферблат Вселенной.
      Внеклассное чтение. Пословицы и загадки о времени.

Времена года

      М. М. Пришвин. «Глаза земли» — 4 ч.
      Пришвин — неустанный наблюдатель жизни и ее защитник. Убеждение писателя в том, что «внимание — это основной питательный орган души». Дневники писателя как результат пытливого внимания к человеку и природе. Гуманизм писателя, считавшего необходимым единство с природой, хотя «не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». Книга «Глаза земли» — попытка понять внутренний мир человека и стать зеркалом природы. Третья часть книги «Времена года». Миниатюры Пришвина как способ создания установки на изучение каждого времени года в 5-м классе. Проза, предшествующая изучению лирики, — залог собирания жизненных впечатлений. Чтение и обсуждение миниатюр Пришвина.
      Лето: «Среди дубов», «Жар-птицы», «Конец лета». Обсуждение вопросов: «Что любит Пришвин в этом времени года?»; «Что дорого в лете мне?» Сравнение миниатюры «Конец лета» с хокку Басё.
      Осень: «Ветер», «Перелет», «Сила жизни». Обсуждение вопроса: «Неподвижность или перемены Пришвин считает характерными для осени?»
      Зима: «Снег на ветвях», «В городе». Обсуждение метафор, передающих отношение Пришвина к зиме.
      Весна: «Весенняя дорога», «Весна звуков», «Мартовское солнце», «Весна воды», «Ландыши». Обсуждение вопроса: «Какое из времен года Пришвин любит более других? Какие чувства рождает в писателе весна?» Чтение миниатюры «Вопрос» и ответ на вопрос: «Что дарит Пришвину природа?»
      Теория литературы. Поэзия и проза.
      Внеклассное чтение. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».
      Литературное творчество. Сочинение прозаических миниатюр с описанием каждого времени года.

ЛЕТО

      Ф. И. Тютчев. «Что ты клонишь над водами...»; А. А. Фет. «Ива», «Бабочка»; В. В. Набоков. «Бабочка» — 2 ч.
      Рассказы учеников о лете и летних впечатлениях. Словесное рисование эмблемы лета.
      Осознание мгновения и его вечной, непреходящей ценности в стихотворении А. Фета «Бабочка». Бабочка Набокова — образ вечной юности и бесконечности природы. Бабочка Фета — символ счастья и искусства. Поиск совпадений и различий в поэтическом строе стихотворений Фета и Набокова, их оправдание. Соотнесение ритмической организации стихотворений с их содержанием. Диалог поэтов: стихотворение Фета — возможный ответ на обращение Набокова к бабочке. Создание иллюстраций к стихотворениям.
      Сравнение изображения ивы у Тютчева и Фета. Одиночество ивы Тютчева и невозможность для нее слиться с потоком. Ощущение праздничности жизни и полнота чувствования в стихотворениях Фета. Словесное иллюстрирование стихотворений. Выразительное чтение. Поиск музыкальных аналогий.
      Теория литературы. Понятие о ритме, рифме и строфе. Понятие о двусложных размерах стиха. Понятие о сравнении.
      Внеклассное чтение. Пословицы и загадки о лете.
      Литературное творчество. Создание иллюстраций к стихотворениям.

ОСЕНЬ

      А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. IV, строфа XL «Но наше северное лето...»); Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»; И. А. Бунин. «Листопад» — 2 ч.
      Осенние этюды учеников, прослеживающие движение этого времени года. Условное деление осени на три поры: красок, ветров и дождей. Стремительный ход осени и целостный ее портрет в пушкинском романе. Привычные для языка и поэтические олицетворения. Определение эмоционального лейтмотива и попытка создания киносценария. Размышления на тему: «В чем красота и печаль осени для Тютчева, Бунина?»
      Умиротворение и простор осени Тютчева, яркость и завороженная тишина сказочного листопада Бунина. Разница между сравнением и метафорой в строках Бунина. Подбор музыкальных эпиграфов к стихотворениям из концерта «Осень» А. Вивальди и пьес П. Чайковского из альбома «Времена года». Сравнение картин И. Левитана, В. Поленова, И. Остроухова «Золотая осень». Общность названий и разность настроений. Способность каждого художника неповторимо видеть и воплощать близкие явления.
      Теория литературы. Понятие об олицетворении. Понятие о метафоре.
      Внеклассное чтение. Загадки об осени.
      Литературное творчество. Сочинение-миниатюра «После дождя».

      Н. А. Заболоцкий. «Сентябрь», «Не позволяй душе лениться...» — 1 ч.
      Сдержанность поэтического голоса Заболоцкого и одушевление поэта, испытывающего восторг перед человеческими лицами и природой.
      Стихотворение «Сентябрь» (1957). Краткость смятений в природе и ожидание поэтом ясности, гармонии, красоты. Призыв запечатлеть мгновения красоты. Смена красок в строфах стихотворения. Понимание учениками эпитетов, метафор и сравнений. Ответы на вопросы по сферам восприятия: как бы вы прочли начало и конец стихотворения? Как относится поэт к «царству тумана и морока»? Как бы вы нарисовали осень, прочитав это стихотворение? Каким вы видите поэта в начале и в конце стихотворения? В какой строфе меняется настроение поэта? Почему поэт призывает живописца нарисовать орешину как молодую царевну «с беспокойно скользящей улыбкою»? Что любит поэт в осени? Подбор музыкального сопровождения для выразительного чтения стихотворения.
      Суровость требования Заболоцкого к себе и строгость оценки человеческих поступков. Дискуссия в классе по прочтении стихотворения «Не позволяй душе лениться...» (1958). Почему поэт называет душу «лентяйкой, рабыней и царицей»? Чем опасна для человека «поблажка» освобождения от работ? Почему поэт требует от души преодоления препятствий?
      Теория литературы. Олицетворение.
      Литературное творчество. Сочинения на темы: «В каком облике предстает передо мной осень?», «Что полезнее — доверять душе или обуздывать ее?»

ЗИМА

      А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. IV, строфы XLI и XLII «Встает заря во мгле холодной...»; гл. VII, строфы XXIX и XXX «Но лето быстрое летит...»); А. А. Фет. «Печальная береза»; С. А. Есенин. «Береза» — 2 ч.
      Радость и суровость зимы в изображении русских художников: И. Шишкин. «Зимой в лесу»; А. Саврасов. «Зима», В. Суриков. «Взятие снежного городка»; А. Куинджи. «Солнечные пятна на снегу»; Б. Кустодиев. «Масленица». Попытка учеников дать собственное описание зимы. Прослушивание фрагментов концерта А. Вивальди и 1-й симфонии П. Чайковского и размышление на тему: «Можно ли по портрету зимы судить о человеке, который его создал?»
      Сравнение зимних пейзажей в IV и VII главах романа Пушкина «Евгений Онегин» и определение разности их настроений и общей манеры поэта рисовать природу. Обычное и чудесное в пушкинских портретах времен года. Роль эпитета в выражении авторской оценки.
      Сравнение стихотворений Фета и Есенина и попытка по стилю определить, какое из них написано раньше. Размышление над разностью сравнений, метафор и эпитетов в двух стихотворениях и определение основного тона каждого из них. Восторг Фета и застенчивая нежность Есенина, проявленные в творческих работах учеников — словесном или графическом описании дерева.
      Теория литературы. Понятие об эпитете.
      Литературное творчество. Сочинение по картине о зиме.

ВЕСНА

      А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. VII, строфа I) «Гонимы вешними лучами...»; Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»; А. А. Фет. «Это утро, радость эта...»; И. А. Бунин. «Бушует полая вода...»; А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» — 3 ч.
      Весна — «утро года». Рассказы учеников о том, с чего для них начинается приход весны, о весенних настроениях и мыслях. Сравнение изображения весны у Тютчева и Пушкина — разность настроения и образных средств. Составление партитуры чувств к чтению текстов. Стремительность и свобода движения весны у Пушкина. Напряженная борьба стихий в стихотворении Тютчева. Наблюдение над временами глаголов в поэтическом тексте и сравнение глагольных рядов у Пушкина и Тютчева.
      Праздничное цветение жизни в стихотворении Фета. Особенности авторского синтаксиса. Столкновение и сопряжение патетики и бытовой лексики и интонации. Отношение Бунина к весне. Весна — открытие жизни и пора радостных перемен, движения, борьбы света и тьмы. Сравнение прозаической картины весны в рассказе «Кастрюк» и стихотворении «Бушует полая вода...». Звуки, цвета и запахи в поэтической картине Бунина и их движение в стихотворении. Чтение стихотворения Ахматовой и определение его общего интонационного напева и музыкальной кульминации текста. «Странности» весны в изображении Ахматовой. Противоречивость образов и эпитетов. Весна — пора движения, изменения красок и состояний. Эхо природных движений в человеческой душе. Выразительное чтение стихотворения. Конкурс чтецов, по своему выбору выучивших стихотворения о весне наизусть.
      Теория литературы. Тема и идея стихотворения.
      Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Кастрюк».
      Литературное творчество. Составление литературно-музыкальной композиции об одном из времен года.

Свобода сказки

      Русские народные сказки — 3 ч.
      Волшебные сказки. «Перышко Финиста — Ясна сокола», «Байка о щуке зубастой». Волшебная сказка как явление народного искусства. Народные представления о добре и справедливости, отразившиеся в сказках и обеспечившие им бессмертие. Сказочное пространство и время, несоотносимые с реальными. Образ невинно гонимого сказочного героя, его идеализация. Сюжетные элементы волшебной сказки.
      «Перышко Финиста — Ясна сокола» — сказка о чудесном супруге. Тотемистические представления древних, отразившиеся в сказках. Образы и мотивы сказки, сближающие ее с античным мифом об Амуре и Психее. Подробный пересказ сказки и мифа. Образ любви — раненой птицы в сказке. Неизбежность испытаний и страданий на пути к счастью. Мотив избранности влюбленных, их предназначенности друг другу.
      Трудность поиска Финиста и силы, которые помогают и мешают героине на этом пути. Представление героев сказки учениками: создание словесных портретов, выбор реплик и т. п. Узнавание классом представленных персонажей. Сравнение сказки с мифом и выявление национального своеобразия сюжетов и смыслов.
      Сказки о животных. «Байка о щуке зубастой». Древние истоки сказок о животных, представления о животных-тотемах. Обличительный характер сказок, их аллегоричность. Чтение и пересказ «Байки о щуке зубастой». Характеристика героев сказки, словесное рисование иллюстраций.
      Бытовые сказки. «Мудрая дева». Герои бытовых сказок, качества характеров, помогающие героям выходить из трудных ситуаций: трудолюбие, честность, находчивость, хитрость и т. п. Чтение и пересказ сказки «Мудрая дева».
      Размышления учеников о том, что сказочно и что реально в бытовых сказках. Поиск ответа на вопрос: «К каким человеческим качествам бытовая сказка относится с уважением, а какие — высмеивает?»
      Теория литературы. Понятие о волшебных, бытовых и сказках о животных.
      Внеклассное чтение. Русские народные сказки «Чудо Морское — Зверь Лесной», «Волшебное зеркальце», «Про Елену Красу — золотую косу».
      Литературное творчество. Сказывание сказки.

      А. С. Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — 4 ч.
      Слово о поэте. Детство Пушкина. Влияние на него народной русской традиции и европейской культуры. Захарово и Москва — колыбель патриотизма и широты культуры поэта. Описание Захарова в «Послании к Юдину» (1815). «Зимний вечер» (1825) и стихотворение «Няне» (1826). Сравнение стихотворений как прием, помогающий обнаружить глубину чувства поэта и оценку народного мира, его мудрости, светлого отношения к жизни, идеала верности и преданности людей.
      Вступление к «Руслану и Людмиле» — собирательный образ мира русских сказок. Игра узнавания сказочных сюжетов в строках Пушкина. Мотив доброго чуда в прологе. Рисование иллюстраций. Запись народной сказки о мертвой царевне и сюжет Пушкина. Идея просветления жестокого мира любовью. Беззащитность добра и агрессивность зла.
      Реальное начало сказки. Мать и дочь. Словесное рисование портретов царицы-мачехи и царевны. Повторы слов и вариации лейтмотивов в сказке Пушкина.
      Поиски смыслов соседних эпизодов. Силы, спасающие и губящие царевну (честность зеркальца, доброжелательность Чернавки, привязанность богатырей, преданность Соколки, любовь королевича Елисея).
      Силы природы в сказке, их сочувствие Елисею и сюжетный «нейтралитет». Составление киносценария по эпизоду «Поиски и пробуждение невесты».
      Родственность сказки мифу об Амуре и Психее (Апулей. «Метаморфозы»). Сопоставление мифа, фольклорной и пушкинской сказки как итог изучения.
      Интонационное разнообразие пушкинского стиха. Индивидуальное и фольклорное отношение к героям. Психологическая сложность персонажей пушкинской сказки. Смысл сказочной концовки у Пушкина.
      Теория литературы. Понятие о литературной сказке.
      Внеклассное чтение. Миф об Амуре и Психее.
      Литературное творчество. Киносценарий по эпизоду «Поиски царевны королевичем Елисеем».

      Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева» — 3 ч.
      Андерсен — великий датский сказочник. Очерк жизни писателя. Рассказы учеников о своих первых встречах со сказками Андерсена.
      «Снежная королева» — сказка о силе человеческой любви и доброты.
      История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки. Составление сценария мультфильма «Зеркало тролля».
      Рассказы учащихся о Кае и Герде. Размышление над проблемным вопросом: «Почему именно Кая выбрала Снежная королева?»
      Путь Герды к чертогам Снежной королевы. Кто помог девочке спасти Кая?
      Неоднозначность авторского и читательского отношения к женщине, умевшей колдовать. Поиск ответов на вопрос: «Почему в самом начале пути Андерсен привел Герду в цветник женщины, умевшей колдовать?» Сопоставление женщины, умевшей колдовать, и ее цветника со Снежной королевой и ее чертогами.
      Зеркало разума — любимое зеркало Снежной королевы. Сопоставление с образом царицы-мачехи в пушкинской сказке. Ответ на вопрос: «Почему Андерсен не хочет, чтобы Герда осталась в цветнике, а Кай — в чертогах Снежной королевы?» Невозможность для человека жизни вне времени, страданий и радостей. Сила любви, вырывающая героев из безвременья и беспамятства.
      Создание диптихов «Встреча и расставание Герды и маленькой разбойницы».
      Освоение понятия о сюжете. Обнаружение кульминационных строк сказки.
      Сопоставление иллюстраций к сказке. Создание собственных иллюстраций.
      «Снежная королева» Андерсена и Е. Шварца. Размышления о том, что сближает и что различает эти два произведения.
      Теория литературы. Понятие о сюжете. Понятие о литературном герое.
      Внеклассное чтение. Г.-Х. Андерсен. «Старый дом», «Ребячья болтовня», «Садовник и господа»; П. Бажов. «Таюткино зеркальце».
      Литературное творчество. Сочинение сказок о предметах.

      Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» или «Ночь перед Рождеством» — 2 ч.
      Приезд Гоголя в Петербург после окончания Нежинского лицея. Романтические мечты о столице разума и красоты и реальная картина царства чиновников. Воспоминания об Украине.
      Общение с А. С. Пушкиным в 1831 году и работа над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Новизна манеры и стиля Гоголя. Пушкин о достоинстве «Вечеров...».
      Чтение повести в классе и формулирование учениками вопросов, возникших у них при чтении каждой главы. Переход от учительского чтения к ученическому чтению по ролям на следующем уроке, когда каждый из желающих читать представляет своего героя, описав его облик и характер.
      После чтения — вопросы обо всех оттенках читательского восприятия.
      1. Когда вы смеялись, читая повесть Гоголя, и о чем она заставила вас задуматься?
      2. Над чем иронизирует Гоголь, описывая своих героев?
      3. Как бы вы нарисовали украинскую ночь, которой Гоголь восхищается в начале второй главы?
      4. Опишите отца и сына Макогоненко в момент, когда голова слушает записку комиссара.
      5. Какое отношение имеет история утопленницы к сюжету повести?
      6. Почему ночь Гоголь в конце называет божественной и пишет о том, что она «величественно догорала»?
      7. Почему любовь в повести побеждает козни зла?
      В заключение учитель проводит с классом беседу о том, каким предстает украинский народ в повести Гоголя, и предлагает прослушать фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь», подумав о том, как изменились характеры гоголевских героев в опере.
      Сказочная повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтическое изображение Малороссии и украинского народа, жизнь которого предстает в повести сказочно прекрасной и наивно-юмористической одновременно. Своеобразие сюжета повести и развитие конфликта в ней (Вакула — черт, Вакула — Оксана, Вакула — Чуб).
      Борьба светлых и темных сил в героях. Вопрос, организующий работу класса: «Почему Вакула, несмотря на все испытания и препятствия, смог жениться на Оксане?» Образ кузнеца, близкий к фольклорному: красота души, доброта, простодушная вера. Анализ эпизода «Оксана перед зеркалом», работа над его выразительным чтением. Сравнение со сценой из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Роль авторской иронии в создании образа Оксаны.
      Теория литературы. Понятие о юморе в литературном произведении.
      Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
      Литературное творчество. Сочинение сказки.

      Э. Лир. Лимерики; Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» (для чтения и обсуждения) — 2 ч.
      Рассказ о возникновении и сущности литературы нонсенса. Лимерики Э. Лира — английский вариант организованного и узаконенного нонсенса, нелепицы. Чтение лимериков Э. Лира как способ создания установки на чтение сказки Л. Кэрролла. Освоение техники написания лимерика, стихотворения, состоящего из пяти строк: первая строка — представление героя, заканчивающееся, как правило, названием города, в котором он живет; вторая, третья и четвертая — рассказ о каком-то странном поступке или свойстве героя; пятая — авторская оценка или реакция окружающих. Схема рифмовки в лимериках.
      Рассказ о Л. Кэрролле — ученом-математике, придумывающем смешные истории об Алисе и ее друзьях. Алиса — героиня книг писателя «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», нарушающая все и всяческие правила. Провозглашение основного способа отношения к жизни и к литературе писателем и героиней — все должно быть подвергнуто сомнению и проверено.
      Фантастика как средство создания комического. Игра слов и игра в слова. Литературные пародии в сказке. Сопоставление «Главы, в которой пьют чай как ненормальные» в двух переводах: Б. Заходера и Н. Демуровой или Г. Орла и В. Набокова).
      Теория литературы. Понятие о комическом.
      Внеклассное чтение. Русский народный юмор: небылицы, прибаутки, докучные сказки, сказки-анекдоты. Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье».
      Литературное творчество. Сочинение небылиц, лимериков, анекдотов.

      Е. Л. Шварц. «Золушка» (для чтения и обсуждения) — 1 ч.
      Рассказ о Е. Л. Шварце — сказочнике XX века. Увлекательная жизнь, полная юмора и желания в каждом явлении увидеть неповторимое.
      Чтение учителем сцен из пьес Шварца «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Рассуждение о том, что общего в голосах разных героев (Ланцелота, Хозяина и Сказочника), за что они борются. Пьесы-сказки Шварца — победа человеческих чувств и утверждение авторской веры в добро.
      «Золушка». Сравнение сказок Ш. Перро и Е. Шварца. Наблюдение за изменениями сюжета сказки Перро в сценарии Шварца. Обсуждение вопроса: «В чем смысл появления в пьесе новых персонажей и сцен?»
      Анализ центральных сцен сказки Шварца (появление короля и его разговор с привратниками; беседа короля с лесничим; монолог Золушки о своей мечте; разговор мачехи с лесничим; заключительная сцена; монолог короля).
      Представление героев пьесы с использованием наиболее характерных для каждого реплик и жестов. Понятие о ремарке и монологе.
      Надежда на удачу и счастье в словах каждого персонажа. Разное понимание ими счастья. Поиск эпизодов, где герои понимают друг друга и, напротив, где говорят на разных языках.
      Размышление над смыслами слов «волшебный», «сказочный» в сказке. Представление о счастье как сказочном чуде в начале сказки и душевная близость людей, создающих счастье своими усилиями в финале. Рассуждение учеников: «Почему в сказочной стране люди не всегда понимают друг друга? Чего им не хватает для понимания?» Самый печальный и самый радостный эпизоды в сказке.
      Чтение вслух разговора Золушки с кухонной утварью и цветами. Почему Золушку никто не услышал? Сила человеческой любви и ее беззащитность перед злом. Волшебство феи, которое не может уничтожить зло, но способно оградить Золушку от его всевластия. Нахождение переломного момента в сюжете. Развитие понятия о конфликте. Размышления учеников: «О чем мечтают люди сказочного королевства? Почему победило добро? Зачем Шварц меняет финал сказки Перро и завершает действие не свадьбой, а словами короля?» Жизнь людей, подчиненная закону искренней любви.
      Советы учеников актерам, играющим последнюю сцену. Чтение финала по ролям. Размышления учеников над вопросами: «Кто волшебник в этой стране?», «К кому обращается король, задернув занавес?», «Почему занавес из ситцевого превращается в бархатный?» Описание занавеса. Письменная работа на тему: «Каким бы я хотел видеть любимый эпизод сказки Е. Шварца на экране?»
      Теория литературы. Понятие о ремарке. Понятие о монологе.
      Внеклассное чтение. Ш. Перро. «Золушка»; Е. Шварц. «Снежная королева».
      Литературное творчество. Рассказ о спектакле, опере, фильме или балете на сюжет «Золушки».

Басни разных времен

      Басни. Эзоп. «Ворон и лисица», «Волк и ягненок»; Лафонтен. «Ворон и Лис» — 2 ч.
      Вечное и современное в басне. Из истории басни. Легендарная личность Эзопа. Рождение жанра. Необычный выбор героев басни. Герой басни — представитель «заранее известного способа действия» (Л. С. Выготский). Басни Эзопа — забавные и поучительные истории, построенные на аллегории. Смысл аллегорий и поучений Эзопа. Остроумие басен Лафонтена.
      Теория литературы. Понятие о басне.
      Внеклассное чтение. Чтение басен Эзопа и Лафонтена.
      Литературное творчество. Конкурс на выразительное чтение басен.

      И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Квартет», «Волк на псарне» — 3 ч.
      Национальная и художественная самобытность басен Крылова. Воплощение народного самосознания в баснях, их житейская трезвость и мудрое лукавство. Дидактизм Эзопа, остроумие Лафонтена и сердечность Крылова. Сравнение басен.
      Аллегоричность и конкретность образов басен Крылова. Противочувствие как основной закон развития басни. Стихия просторечия в поэтическом языке басни (речь автора и героев). Басня и пословица. Басня и сказка. Составление киносценария по басне «Квартет». Музыкальный квартет И. Гайдна — недостижимая для героев басни гармония. Создание словесных портретов персонажей одноименных басен. Выразительное чтение басен. Сочинение басни по морали незнакомой ученикам басни Крылова.
      Драматический конфликт басни «Волк на псарне». Исторические события, послужившие поводом к созданию произведения. Партитура чувств, речь героев, ее стилистические и интонационные особенности. «Два противоположных эмоциональных плана» (Л. С. Выготский), в которых развивается басня. Исторический контекст и мораль басни. Выразительное чтение. Составление диафильма по басне.
      Теория литературы. Понятие об аллегории. Пословица и мораль басни.
      Внеклассное чтение. Русские народные сказки-басни и пословицы.
      Литературное творчество. Сочинение басни по пословице.

      Ф. Д. Кривин. «Почему черепахи так долго живут» — 1 ч.
      Сказки Кривина — аллегория жизни общества, стремящегося в «царство, которого нету». Советы учеников черепахам, размышления учеников о том, чем отличается сказка Кривина от басни. Трансформация сказки в басню. Формулирование морали. Ответ на вопрос: «Почему сказка включена автором в цикл „Вчерашние сказки“?»
      Внеклассное чтение. Р.-Д. Брэдбери. «Дядюшка Эйнар».
      Литературное творчество. Сочинение басни или фантастического рассказа на современную тему.

Эпохи жизни

      Ж. Превер. «Как нарисовать птицу» — 1 ч.
      Ж. Превер (1900—1977) — верный сын Франции и создатель «песен для всех». Разрушение барьеров между поэзией и прозой в его стихотворениях. Переплетение чудесного и обыденного, серьезного и комического. Неожиданность ассоциаций в стихотворениях Превера. Непредвзятость взгляда на мир и воспевание детства как нормы жизни человека. Превер — волшебник воображения. Создание иллюстраций к стихотворению. Выразительное чтение стихотворения.
      Внеклассное чтение. М. Метерлинк. «Синяя птица».
      Литературное творчество. Сочинение этюдов: «Как нарисовать море (реку, озеро...)».

      В. Г. Короленко. «В дурном обществе» — 4 ч.
      Образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести. «Темные личности» — «мрачные пятна на фоне тихого и дремотного течения городской жизни». Заочная экскурсия по Княж-городку, подготовленная учащимися.
      Размышления над проблемным вопросом: «Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом?» Страдания судьи и муки его сына. Вася — «дикое деревце». Наблюдения за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка: пейзаж, портрет, сравнения. Характер Васи, его чуткая душа, попытки разорвать круг одиночества. Аналитическое чтение главы «Я и мой отец» для ответа на вопрос: «Что гонит Васю из родного дома?» Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке в саду».
      Дружба с Валеком и Марусей. Валек — взрослый ребенок, Маруся — цветок, выросший без лучей солнца. Серый камень — символический образ жизни, беспощадной к людям. Сравнительная характеристика Сони и Маруси. Проявление лучших душевных качеств Васи и Валека в их отношении к девочке. Противоречие между законами общества и законами нравственности, открывающееся Васе. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в прозрении мальчика.
      Тыбурций и судья. Характеристика Тыбурция от лица Валека, Васи, судьи и городского обывателя. Наблюдения над портретами героев повести и их роль в композиции: как в портретах проявляются характер и душевное состояние героев?
      История с куклой. «Дурное общество» и дурные дела — смысл названия повести. Влияние трагических событий повести на отношения Васи и отца.
      Теория литературы. Портрет литературного героя.
      Внеклассное чтение. Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш».
      Литературное творчество. Пересказ эпизода с изменением лица рассказчика.

      М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (для чтения и обсуждения) — 2 ч.
      Личность писателя. Сравнение словесных портретов Тома Сойера и своего друга, выполненных ребятами к этому уроку. Выявление особенностей характера Тома и детского восприятия мира. Многозначность характера Тома и его внутренняя целостность. Необузданное фантазерство Тома и наивный практицизм.
      Кипучая жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, любопытство, предприимчивость, энергичность, неутомимость в выдумке как особое свойство детской души. Детская игра как особая форма поиска себя в мире взрослых и способ познания мира.
      Беседа с ребятами по вопросам: «В чем причина отторжения Тома от занятий в воскресной школе и от учебы в школе? Что в мире взрослых отталкивает от него Тома?» Искусственный и противоестественный характер поведения взрослых (палка и розга в руках учителя, скучные, формальные молитвы и проповеди священника, однообразные, всем давно известные речи директора воскресной школы).
      Игры, в которые играют дети, и лицемерие и притворство «игр» взрослых. Противопоставление мира детей и мира взрослых. Естественность и органичность детей и условность, надуманность и стереотипность поведения взрослых.
      Инсценировка одной из игр Тома в группах («великолепный маляр», «лагерь счастливых разбойников», «Том украдкой посещает родной дом», «я потерял ножик» и т. д.). Обсуждение инсценировки по вопросам: «Чем привлекла вас данная игра и чем она привлекает героев книги? Какие личностные качества героев проявляются в ней наиболее полно?»
      Столкновение игры и жестоких законов взрослой жизни, в которой детям предстоит сделать свой нравственный выбор. Размышления над тем, какие свойства характера, черты личности Тома и Гека позволяют им преодолеть свой страх и спасти человеческие жизни. Случайно или закономерно обретают свой клад Том и Гек?
      Размышления автора над будущим своих героев. Первоначальный оптимизм автора и печальный итог жизни Тома и Гека в «Записных книжках» Марка Твена.
      Внеклассное чтение. М. Твен. «Принц и нищий» или «Приключения Гекльберри Финна».
      Литературное творчество. Сочинение юмористического рассказа.

      Ю. П. Казаков. «Оленьи рога» — 1 ч.
      Слово о Ю. П. Казакове, литературном ученике К. Г. Паустовского, поэте неприметной жизни. Сказочный мир троллей и мир природы в рассказе Казакова. Игра на различение в тексте голосов автора и героини рассказа. Создание диафильма к эпизодам «Бал троллей», «Путешествие в весну». Выздоровление героини и пробуждение природы. Мир взрослых и одиночество героини. Сон и явь в рассказе Казакова. Сочинение учениками дневника героини. Ответы на вопросы, данные автором в финале рассказа.
      Теория литературы. Авторская речь и внутренний монолог героя.
      Внеклассное чтение. Ю. П. Казаков. «Тедди».
      Литературное творчество. Сочинение «Расставаясь с детством».

      В. В. Набоков. «Лестница» — 1 ч.
      В. В. Набоков — факты биографии.
      Художественная деталь как образ периода жизни в стихотворении «Лестница». Обоснование эпитетов и метафор. Попытки учеников увидеть одного из невидимых героев стихотворения на лестнице, услышать музыку, вобравшую в себя звуки всех шагов, слышанных лестницей. Поиск ответа на вопрос: «Почему столь разные звуки рождают не хаос, а гармонию?» Словесное рисование диптиха: лирический герой стихотворения, взбегающий по лестнице и спускающийся по ней в последний раз. Ответ на вопрос: «Почему герой, закрыв за собой дверь лестницы, обретает свободу, но теряет надежду?» Зрелость как пора обретения возможностей и утраты порывов и надежд молодости.
      Литературное творчество. Выразительное чтение стихотворения.

      К. Г. Паустовский. «Парусный мастер» — 1 ч.
      Слово о писателе, его любви к родной земле и ее людям.
      Непонятость и одиночество парусного мастера, мечтающего «приохотить людей до своего дела». Паруса как символ красоты и их невостребованность. Оправдание сравнений, использованных автором: противопоставление музыкальности парусных судов, поющих «как скрипка», реву и стуку моторов. Вынужденная бездеятельность стариков и ненужность «Марианны». Робость парусного мастера и грубое равнодушие режиссера. Поиск ответа на вопрос: «Прав ли режиссер, называя парусного мастера бутафором?» Выразительное чтение диалогов.
      Теория литературы. Тема и идея художественного произведения.
      Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Робкое сердце».
      Литературное творчество. Создание словесных иллюстраций к рассказу.

      А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» — 2 ч.
      Слово о писателе: мечта Платонова о преображении мира и человека. Соотношение преходящего и вечного в рассказе. Проблемный вопрос: «Почему Тимоша при живой матери стал сиротой?» Совет матери: «Пусть все будет, тогда и ты будешь». Космос Платонова, вбирающий в себя как единое целое землю, небо, человека с его корнями и устремленностью в неведомое. Смысл введения в рассказ образа неизвестного странника. Мотив возвращения блудного сына. Сочинение монолога от лица героя «Когда я оказался в пропасти...». Дискуссия в классе на тему: «Что надо человеку, чтобы жить?» Актуализация «формулы жизни» Платонова: любовь, родство, память, труд как животворящие начала бытия. Сочинение на тему: «Вторая жизнь Тимоши — дар или наказание?» Обсуждение иллюстраций для оформления обложки книги.
      Теория литературы. Понятие об индивидуальном стиле писателя.
      Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Сухой хлеб», «Цветок на земле», «Приключение», «Родина электричества».
      Литературное творчество. Стилистические упражнения на тему: «Речь героя и речь автора».

      В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» — 2 ч.
      В. П. Астафьев — русский писатель, «сопричастный всему великому и живому». Слово о писателе, его любви к деревне, природе, Родине. Детские годы Астафьева. «Васюткино озеро» — автобиографический рассказ. Красота родной природы. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и ее удивительная щедрость. Природа и становление характера человека.
      Беседа с учащимися по личным и литературным впечатлениям о робинзонадах. Выявление первичного восприятия произведения и постановка проблемного вопроса: «Как с изменением названия рассказа („Жив“) меняется его главная мысль?»
      Суровые законы тайги и «старинный порядок». Васютка — опытный таежник («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»). Составление киносценария на тему: «Как Васютка заблудился». Смена чувств героя, стилистический анализ эпизода со слов «В лесу сделалось совсем тихо...» до слов «...да ведь он заблудился». Пересказ от первого лица эпизода «Первая ночь в лесу». Размышления учащихся о том, какие качества характера помогают Васютке бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования. Образность и выразительность описаний природы. Нахождение эпитетов, сравнений, метафор, передающих жизнь природы. Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя. Становление характера мальчика в борьбе с трудностями. Васюткино озеро — «еще одно голубое пятнышко» на карте страны.
      Теория литературы. Диалог в литературном произведении.
      Литературное творчество. Сочинение рассказа «Как я заблудился».

Человек на дорогах разных времен

      М. Ю. Лермонтов. «Бородино», «Два великана» — 2 ч.
      Слово о писателе. Рассказы о 1812 годе в Тарханах и представления Лермонтова о характере русского народа. 25-летний юбилей Бородинского сражения и противостояние поэта официальному патриотизму. Чтение стихотворения «Бородино» в лицах и словесное рисование портретов участников диалога. Настроение солдат при отступлении и в бою. Причины героизма и одушевления участников сражения и нравственные истоки победы. Сравнение со стихотворением 1831 года «Поле Бородина». Следствия народного подвига в одном и другом стихотворениях.
      Обобщенный образ войны 1812 года в стихотворении «Два великана» (1832). Облик и характер двух великанов в стихотворении. Контраст эпитетов и жестов. Отношение поэта к героям стихотворения.
      Художественные и смысловые отличия в трактовке темы войны 1812 года в раннем и зрелом стихотворениях Лермонтова (чудо победы и его оправданность, отношение к французам и Наполеону).
      Теория литературы. Понятие о звукописи.
      Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Воздушный корабль».
      Литературное творчество. Упражнение в звукописи: «Шум дождя», «Скрип снега».

      А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Лес», «Урожай», «Разлука», «Не шуми ты, рожь...» — 2 ч.
      Кольцов — поэт из народа, пишущий для всех сословий. Драматизм судьбы и цельность души. Композиция из стихотворений Кольцова, открывающая ученикам, что радует и что огорчает поэта в окружающей жизни.
      «Песня пахаря» (1831). Доверие к природе и готовность к труду. Красота возделанной земли, переданная в метафорах стихотворения. Размышление над тем, почему в стихотворении, полном бодрости и надежды на урожай, рефреном становится строка: «Ну! тащися, сивка!»
      Стихотворение «Не шуми ты, рожь...» (1834). Размышление над тем, что для поэта оказывается высшей ценностью жизни. Прослушивание песни на текст стихотворения и составление партитуры чувств для выразительного чтения.
      Одушевленная жизнь природы в стихотворении «Урожай», мощь и вселенский размах картин природы. Слияние ритма жизни природы и «сельских людей». Поэзия труда землепашцев: труд физический и труд души, увлеченность процессом труда, радость и полнота бытия. Красота людей, занятых работой, и внутренняя красота человека в стихотворении. Крестьяне в стихотворении А. В. Кольцова и в живописи А. Г. Венецианова. Распевность ритма стихотворения. Образы народной песни и оригинальные находки поэта.
      «Разлука». Цельность и драматическая сила чувств героев, лиризм и драматическая порывистость интонаций. Народная песня и романс на стихи Кольцова.
      Теория литературы. Движение чувств в стихотворении.
      Внеклассное чтение. Стихотворения А. В. Кольцова.
      Литературное творчество. Подбор картин русских художников для иллюстрирования стихотворений А. В. Кольцова.

      И. С. Тургенев. «Муму» — 4 ч.
      Слово о писателе. Спасское-Лутовиново — родина Тургенева. Нежная прелесть природы и жестокие порядки крепостной усадьбы. Мать писателя. «Воспоминания о семье И. С. Тургенева» В. Н. Житовой. Отношение учеников к мемуарам В. Житовой и повести Тургенева. Нахождение общих вопросов анализа. Сюжет повести — история пробуждения человека. Зрелость как состояние души и поведение героя. Возраст или поступок делают человека зрелым? Пересказ «Герасим в деревне». Природные качества Герасима и его «несчастье». Конфликт человеческого достоинства и смирения в душе героя. Переезд в город и примирение с новой жизнью. Любовь к Татьяне и оскорбление чувств Герасима дворней и барыней. Словесное рисование портретов героев. Разыгрывание сцен из повести. Подбор музыки к эпизодам. Герасим и Муму — пересказ-анализ с попыткой решить вопрос: «Почему Герасим ушел от барыни?» Контраст пейзажа и финала повести. Горькая цена освобождения Герасима. Сравнение в повести как способ авторской оценки героя.
      Теория литературы. Роль сравнений в выявлении авторского отношения к герою. Понятие о композиции.
      Литературное творчество. Рисование словесных портретов героев в определенных ситуациях.

      А. П. Чехов. «Толстый и тонкий» — 1 ч.
      Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказах Чехова. Вытеснение человеческих связей между чинами. Исторический комментарий. Чинопочитание и добровольное унижение «низших» как предмет иронии Чехова. Сравнение разных редакций рассказа. «Вывернутость» ситуации — прием, обнажающий всю глубину рабского состояния души «маленького человека». Изменение речи и облика героя на протяжении рассказа. Совместное создание в классе режиссерской партитуры. Анализ поведения персонажей «без речей».
      Теория литературы. Приемы создания комического.
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия».
      Литературное творчество. Инсценирование фрагментов рассказа.

      Дж. Лондон. «Белый Клык» — 1 ч.
      Жизненный путь писателя. Север в жизни и творчестве Дж. Лондона. Цикл «северных» рассказов. Романтический и суровый мир, в котором живут его герои — волевые, мужественные люди, попадающие в исключительные обстоятельства. Анималистические произведения писателя. Искусство автора в изображении мира животных: наблюдательность за их повадками и психикой, «очеловечивание», создание характеров героев. Человек и мир животных в произведениях Дж. Лондона. «Белый Клык» — «биографическое» повествование о том, как в жестоких испытаниях живому существу открываются нравственные законы жизни, повесть о победе любви над «царством ненависти».
      Анализ повести «вслед за автором». Придумывание названий к частям произведения и подбор цитат, выражающих движение авторской мысли.
      Северная глушь — «дикая, оледеневшая до самого сердца». Стилистический анализ эпизода (ч. I, гл. 1). «Белое безмолвие», северная глушь — сквозной мотив в описании природы в повести. Подбор картин и иллюстраций, помогающих учащимся представить стихии природы, которые стремятся «остановить все, что движется». Борьба человека, «самого мятежного существа в мире», восставшего против воли природы, за выживание. Единение людей в жестокой и беспощадной схватке с волчьей стаей.
      «Закон добычи», к приятию которого жизнь подводит маленького волчонка: «Цель жизни — добыча. Сущность жизни — добыча. Жизнь питается жизнью». Рассказ учащихся о том, как Белый Клык превратился в настоящего «дьявола». Размышления учеников, как и почему меняются «божества» для Белого Клыка (одержимая инстинктом материнства Кичи, хозяин Серый Бобр, «сумасшедший» Красавчик Смит, великодушный Уидон Скотт). Составление партитуры чувств, переживаемых главным героем, или цитатного плана на тему: «Так Белый Клык узнал, что такое любовь». Создание иллюстраций к повести. Размышления автора о влиянии среды на поступки и характер человека и животного. Ласка и нежность как величайшая потребность всего живого на Земле. Любовь, заполняющая «пустоты» живого существа. Законы природы и законы цивилизации. Гуманизм авторской позиции.
      Внеклассное чтение. Рассказы Дж. Лондона («Белое безмолвие», «Любовь к жизни»).
      Теория литературы. Понятие о композиции литературного произведения.
      Литературное творчество. Сочинение на тему: «Если бы животные могли говорить...» или «Братья меньшие и их хозяева».

      Ю. К. Олеша. «Три толстяка» — 4 ч.
      Слово о писателе. Праздничность восприятия жизни, карнавальные мотивы в творчестве Ю. Олеши. Невидимая «страна Внимания и Воображения», любимая писателем, и реальные исторические события, современником и очевидцем которых он был. Мечта писателя о волшебном преображении жизни, о карнавальном единении людей, о союзе искусства, науки и труда, выразившаяся в романе-сказке, написанном через 7 лет после Октябрьской революции в России.
      «Три толстяка» — сказка о революции, место и время действия которой неопределимы. Сказочное и реальное в книге Олеши. Карнавальные мотивы в сказке, их роль в раскрытии авторской позиции. Крупные и общие планы в изображении событий народной революции. Своеобразие авторского юмора, преодолевающего трагедию происходящего.
      Составление киносценария по эпизоду сражения (1-я глава). Поиск ответов на вопросы: «Почему о поражении народа Олеша пишет с улыбкой, а о победе (4-я глава) — серьезно? В чем сходство и отличие события, произошедшего на площади Звезды, и циркового представления?» Анализ системы образов. Авторское деление героев на «наших» и «не наших».
      Обезличенность трех толстяков и яркие, запоминающиеся образы доктора Гаспара, Суок, Просперо и Тибула. Карикатурные образы учителя танцев и продавца воздушных шаров: причины авторской иронии. Создание словесных портретов героев. Восстановление хронологии событий и пересказ истории Суок и Тутти.
      Сопоставительный анализ героев: Соук — Герда, Тутти — Кай. Придумывание карнавальных костюмов и масок для героев сказки Олеши, создание гербов страны трех толстяков и свободной страны. Сочинение-рассуждение на тему: «Почему „Три толстяка“ Ю. Олеши — сказка на все времена?»
      Теория литературы. Способы выражения авторского отношения к героям.
      Литературное творчество. Сочинение-рассуждение на тему: «Почему „Три толстяка“ Ю. Олеши — сказка на все времена?»

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ 5 КЛАССА

      Ученик 5-го класса должен уметь:
      • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
      • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
      • прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;
      • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
      • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
      • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
      • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и т. д.);
      • выразительно читать описательный, повествовательный тексты, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
      • подготовить (устно и письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;
      • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет, иллюстрация);
      • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
      • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
      • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
      • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра («детский фольклор») — сказки, загадки, басни и т. д.;
      • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКОВ
5 КЛАССА

      I. Выяснение круга и направленности чтения
      1. Когда ты начал читать и какие книги полюбились тебе?
      2. Что тебе больше нравится: читать самому, слушать, как тебе читают, или смотреть телевизор?
      3. Какие книги тебе более интересны: о детях, о животных, о взрослых?
      4. Какое чтение тебя более увлекает: о необыкновенных приключениях, о фантастических или исторических событиях, об обычной жизни?
      5. Любишь ли ты читать книги о далеких временах? Какие?
      6. Какие сказки тебе больше нравятся — народные или авторские: Андерсена, Пушкина, Гоголя, других писателей?
      7. Какое стихотворение о природе тебе особенно запомнилось?

      II. Выявление качества чтения
      Выбери одно из двух предлагаемых стихотворений Николая Заболоцкого. Объясни свой выбор и ответь на вопросы.

Николай Заболоцкий

ГРОЗА ИДЕТ

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

1957

      1. Почему стихотворение заканчивается восклицательным знаком? Не хочется ли тебе поставить знак вопроса?
      2. Опиши одну из картин, которая возникает в воображении при чтении стихотворения.
      3. Найди в тексте и объясни смысл эпитетов: «каменный гром», «лютый голод», «робкие шаги».
      4. Почему, обращаясь к кедру, поэт дважды повторяет: «Я, как ты»?
      5. Что чувствует поэт при встрече с грозой?

ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка,
Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,
Животное, полное грез,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

И звери сидят в отдаленье,
Приделаны к выступам нор,
И смотрят фигуры оленьи
На воду сквозь тонкий забор.

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

И слышит, как в сказочном мире
У самого края стены
Крылатое диво на лире
Поет нам о счастье весны.

      1. Опишите картину города, представленную в стихотворении. Какое чувство вызывает у вас эта картина?
      2. Зачем поэт «нарушает» тихую красоту первых строф скрежетом трамваев, скрипом машин и истошными криками попугаев?
      3. Почему «мировая столица» «теснится» «над маленьким парком»?
      4. В последней строфе стихотворения реальный мир зоопарка превращается в сказочный. Почему?
      5. Почему лебедь поет о счастье «у самого края стены»?

      III. Теоретико-литературные знания
      Продолжите сказку, придуманную Джанни Родари, доведя сюжет сначала до кульминации, а потом до развязки.
 

ДУДОЧНИК И АВТОМОБИЛИ

      Жил да был однажды волшебник-дудочник. Впрочем, это старая сказка, ее все знают. Про то, как город заполнили мыши, и один мальчик с помощью волшебной дудочки вывел их всех к реке, и они утонули в ней. А мэр города не захотел поблагодарить его, и тогда дудочник увел из города всех ребят...
      Моя сказка тоже про дудочника. И может быть, даже про того же самого. А может, и нет.
      На этот раз городом завладели... автомобили. Они запрудили все улицы, все тротуары и площади, забили все подворотни. Повсюду, куда ни глянешь, стояли всевозможнейшие автомобили — легковые, грузовые, маленькие, как коробочки, и длинные, как пароходы, автобусы, грузовики, самосвалы, целые автопоезда, фургоны, фургончики... Многие из них двигались с трудом, толкаясь, гремя бамперами, сплющивая себе крылья. Но, пожалуй, еще больше было таких машин, которые уже не могли двигаться, потому что им просто некуда было двинуться — места не было! И они вынуждены были стоять. Так что людям приходилось ходить пешком. Но и это было не так-то просто. Ведь машины занимали все свободное пространство. И людям приходилось обходить машины, перелезать через них и даже проползать под ними. С утра и до вечера там и тут только и раздавалось:
      — Ах! — Это какой-то пешеход ударился о капот.
      — Ох! — Это двое прохожих столкнулись лбами, проползая под грузовиком. Люди, понятное дело, просто из себя выходили от возмущения.
      — Пора кончать с этим безобразием!
      — Надо что-то предпринимать!
      — Почему мэр не думает об этом?
      Мэр слушал эти разговоры и ворчал: «Думать-то я думал. Днем и ночью думал. И даже весь выходной думал. Да вот беда, ничего не могу придумать! Прямо не знаю, что и делать, что сказать и, вообще, за что хвататься! А ведь моя голова не глупее других».
      Однажды пришел к мэру какой-то странный мальчик. Он был в курточке из овчины, в деревянных башмаках, а на голове у него был колпак, украшенный голубой лентой, так что он очень походил на деревенского волынщика. Но волынки у него не было. Мальчик попросил пропустить его к мэру, но стражник очень строго заявил:
      — Оставь мэра в покое! Ему не до твоей волынки сейчас.
      — Да у меня и нет ее!
      — Тем хуже. Нет, так зачем ты ему нужен?!
      — Скажите ему, что я знаю, как освободить город от автомобилей.
      — Что, что? Послушай, уходи-ка ты лучше отсюда подобру-поздорову, не то за такие шуточки можно и по шее схлопотать!
      — Но вы все-таки доложите обо мне мэру! Уверяю вас, не пожалеете...
      Он так настаивал и так упрашивал, что стражник в конце концов смилостивился и пропустил его.
      — Добрый день, синьор мэр!
      — Для кого добрый, а для кого и нет! Для меня станет действительно добрым, только когда...
      — ...город будет освобожден от автомобилей! И я знаю, как это сделать.
      — Ты? И кто же это тебя научил? Уж не коза ли рогатая?
      — Кто научил, неважно. Давайте попробую. Вы ведь ничего не потеряете. А если пообещаете мне кое-что, уже завтра у вас не будет никаких забот с автомобилями.
      — Интересно, что же я должен пообещать тебе?
      — Что начиная с завтрашнего дня на главной площади всегда смогут играть дети, и там поставят для нас и карусели, качели, катальные горки и другие аттракционы.
      — На главной площади?
      — На главной площади.
      — И больше ты ничего не хочешь?
      — Ничего.
      — Тогда по рукам! Обещаю. Когда начнешь?
      — Сейчас же, синьор мэр...
      — Ну давай! Не теряй ни минуты!
      Странный мальчик не потерял и одной секунды. Он достал из кармана маленькую дудочку, вырезанную из ветки жасмина, тут же, в кабинете мэра, заиграл веселую песенку, затем вышел на улицу и, продолжая играть, направился к реке. И тогда...
      — Смотрите! Что случилось с этой машиной? Она сама завелась!
      — И эта тоже!
      — Ой, да это же моя! Кто-то хочет увести мою машину! Держите вора! Держите вора!
      — Да нет тут никакого вора, разве не видите? Машины сами заводятся!..
      — Набирают скорость!.. Уезжают!
      — Куда же они так спешат?
      — Моя машина! Стой, стой! Вернись ко мне!
      Все машины в городе вдруг устремились в одном направлении, ревом своих моторов, гудками, сиренами создавая невероятный, неслыханный грохот... И все двигались сами — без водителей!
      Но в этом чудовищном шуме, что стоял над городом, можно было различить, если прислушаться, звонкую и радостную мелодию песенки, которую играл на дудочке мальчик...

      IV. Способность ученика к литературно-творческой деятельности
      Проводится в форме анкеты или устной беседы.
      1. Что тебе больше нравится: рассказывать что-нибудь устно или описывать? Попробуй объяснить, чем вызвано твое пристрастие к устной или письменной речи.
      2. Какие задания ты больше любишь выполнять (назови их, начиная с самых любимых): писать о событиях своей жизни, сочинять сказки, загадки, сочинения по картине, изложения, сочинения о литературных героях и т. д.? Постарайся объяснить свой выбор.
            3. Выбери какой-нибудь из окружающих тебя предметов и напиши о нем как о живом, одушевленном существе (листок, портфель, резинка, чайник и т. д.).

<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>