Маранцман В. Г. Литература. 5—9 классы


ПРИЛОЖЕНИЕ

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Литературные произведения,
предназначенные для обязательного изучения

      Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
      Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
      Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
      Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:
      — названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
      — названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);
      — предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

      Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения совпадают с критериями, предложенными для русской школы. Однако в школе с родным (нерусским) языком обучения учащиеся обращаются к материалу русской литературы как иноязычной, изучаемой параллельно с родной, то есть литературное образование осуществляется на бикультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой — возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы. Недостаточное владение русским языком определяет необходимость некоторого сокращения числа предлагаемых для изучения литературных произведений.
      Замена в отдельных случаях произведений, предлагаемых для изучения в русской школе, обусловлена следующими факторами: а) языковая сложность произведения; б) необходимость представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения в контекст менее знакомой для них русской культуры; в) стремление более широко и многогранно отразить своеобразие русского быта, русских национальных традиций, обычаев, особенности русского национального характера, духовные основы русской культуры; г) стремление представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура населяющих ее народов, контакты русских людей с представителями других народов России, стремление народов к взаимопониманию, умение оценить лучшее в обычаях и традициях разных народов.
      Спецификой изучения русской литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения является также вынужденная необходимость изучать в сокращении или во фрагментах большие по объему произведения. В частности, в основной школе предполагается обзорное изучение с чтением отдельных фрагментов таких произведений, как «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого. Это вызвано стремлением подготовить учащихся к полноценному восприятию сложных и объемных текстов в старшей школе, а также необходимостью дать учащимся основной школы, которые не продолжат образование в старшей школе, представление о вершинных произведениях русской классики второй половины XIX в.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

      Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных— по одной сказке).
      Народные песни, загадки, пословицы, поговорки 1
      Одна былина по выбору (в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Слово о полку Игореве» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
      Три произведения разных жанров по выбору.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

      М. В. Ломоносов
      Одно стихотворение по выбору.
      Д. И. Фонвизин
      Комедия «Недоросль».
      Г. Р. Державин
      Два произведения по выбору.
      А. Н. Радищев
      «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
      Н. М. Карамзин
      Повесть «Бедная Лиза».

      В школе с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

      И. А. Крылов
      Четыре басни по выбору.
      В. А. Жуковский
      Баллада «Светлана».
      Одна баллада по выбору (только для школ с русским (родным) языком обучения).
      Два лирических стихотворения по выбору.
      А. С. Грибоедов
      Комедия «Горе от ума» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
      А. С. Пушкин
      Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», а также три стихотворения по выбору.
      Одна романтическая поэма по выбору (в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
      «Повести Белкина» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — одна повесть по выбору).
      Повесть «Пиковая дама» (только для школ с русским (родным) языком обучения).
      «Маленькие трагедии» (одна трагедия по выбору) (только для школ с русским (родным) языком обучения).
      Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка» (в школе с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении).
      Роман в стихах «Евгений Онегин» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — обзорное изучение с чтением отдельных глав).
      М. Ю. Лермонтов
      Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору.
      Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» (в школе с родным (нерусским) языком обучения обе поэмы изучаются в сокращении).
      Роман «Герой нашего времени» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — повести «Бэла» и «Максим Максимыч»).
      Поэты пушкинской поры
      Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Д. В. Давыдов, А. В. Кольцов, И. М. Языков.
      Стихотворения не менее трех авторов no выбору (только для школ с русским (родным) языком обучения).
      Н. В. Гоголь
      Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель» (в школе с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении).
      Комедия «Ревизор» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
      Поэма «Мертвые души» (первый том) (в школе с родным (нерусским) языком обучения — отдельные главы).
      А. Н. Островский
      Одна пьеса по выбору (в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
      И. С. Тургенев
      «Записки охотника» (два рассказа по выбору).
      «Стихотворения в прозе» (два стихотворения по выбору).
      Одна повесть по выбору (только для школ с русским (родным) языком обучения).
      Ф. И. Тютчев
      Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», а также три стихотворения по выбору.
      А. А. Фет
      Стихотворения: «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...», а также три стихотворения по выбору.
      А. К. Толстой
      Три произведения по выбору.
      Н. А. Некрасов
      Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору.
      Одна поэма по выбору.
      Н. С. Лесков
      Одно произведение по выбору.
      М. Е. Салтыков-Щедрин
      Три сказки по выбору.
      Ф. М. Достоевский
      Одна повесть по выбору (только в школе с русским (родным) языком обучения).
      Л. Н. Толстой
      Одна повесть по выбору (только в школе с русским (родным) языком обучения).
      Один рассказ по выбору.
      В. М. Гаршин
      Одно произведение по выбору.
      А. П. Чехов
      Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также два рассказа по выбору.
      В. Г. Короленко
      Одно произведение по выбору.
 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

      И. А. Бунин
      Два рассказа по выбору.
      А. И. Куприн
      Одно произведение по выбору.
      М. Горький
      Два произведения по выбору.
      А. А. Блок
      Три стихотворения по выбору.
      В. В. Маяковский
      Три стихотворения по выбору.
      С. А. Есенин
      Три стихотворения по выбору.
      А. А. Ахматова
      Три стихотворения по выбору.
      Б. Л. Пастернак
      Два стихотворения по выбору.
      М. А. Булгаков
      Повесть «Собачье сердце».
      М. М. Зощенко
      Два рассказа по выбору.
      А. П. Платонов
      Один рассказ по выбору.
      А. С. Грин
      Одно произведение по выбору.
      К. Г. Паустовский
      Один рассказ по выбору.
      М. М. Пришвин
      Одно произведение по выбору.
      Н. А. Заболоцкий
      Два стихотворения по выбору.
      А. Т. Твардовский
      Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору).
      М. А. Шолохов
      Рассказ «Судьба человека».
      В. М. Шукшин
      Два рассказа по выбору.
      А. И. Солженицын
      Рассказ «Матренин двор» (только в школе с русским (родным) языком обучения).
      Рассказ «Как жаль» (только в школе с родным (нерусским) языком обучения).

РУССКАЯ ПРОЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

      Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов.
      Произведения не менее трех авторов по выбору.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

      И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов.
      Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ 2

      Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Меге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр».
      Одно произведение по выбору во фрагментах.
      Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
      Произведения не менее двух авторов по выбору.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

      Гомер
      «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
      Античная лирика
      Два стихотворения по выбору.
      Данте
      «Божественная комедия» (фрагменты).
      М. Сервантес
      Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
      У. Шекспир
      Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет» (в школе с родным (нерусским) языком обучения обе трагедии изучаются в сокращении).
      Два сонета по выбору.
      Ж.-Б. Мольер
      Одна комедия по выбору.
      И. В. Гёте
      «Фауст» (фрагменты).
      Ф. Шиллер
      Одно произведение по выбору.
      Э. Т. А. Гофман
      Одно произведение по выбору.
      Дж. Г. Байрон
      Одно произведение по выбору.
      П. Мериме
      Одно произведение по выбору.
      Э. А. По
      Одно произведение по выбору.
      О. Генри
      Одно произведение по выбору.
      Д. Лондон
      Одно произведение по выбору.
      А. Сент-Экзюпери
      Сказка «Маленький принц».
      X. К. Андерсен, Р. Бернс, У. Блейк, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А. К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Дж. Свифт, Дж. Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л. Стивенсон, М. Твен, Э. Хемингуэй.
      Произведения не менее трех авторов по выбору.
      В школе с родным (нерусским) языком обучения все большие по объему произведения изучаются во фрагментах.


1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
2 Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.

<<Предыдущий раздел
<Содержание>