№ урока |
План урока |
Тема урока
Основное содержание |
|
|
I четверть |
1. |
|
Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. |
2. |
|
Миф «Сотворение Земли». Восприятие мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире. Языческие представления о Земле и ее создании. Понятие о мифе (начальные представления). |
3. |
р/р |
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. |
4, 5, 6. |
|
Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. |
7, 8. |
|
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя сказки. Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа. |
9. |
в/ч |
Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки»:
— Мой любимый герой народной сказки.
— Почему я люблю читать сказки?
— Добро и зло в народных сказках. |
10, 11. |
|
Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей. |
12. |
|
Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астрóнома в пиру» как юмористическое нравоучение. |
13. |
в/ч |
Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). |
14, 15. |
|
И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»).
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне». Развитие понятия о басне. |
16. |
|
В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка. |
17. |
|
В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. |
18. |
р/р |
А. С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению. |
19. |
|
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. |
20. |
|
Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и народной сказок. Сказка Пушкина и сказка Жуковского. |
|
|
II четверть |
21. |
в/ч |
Сказки Пушкина. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. |
22. |
р/р |
Подготовка к сочинению по сказкам Пушкина. Письменная классная или домашняя работа на одну из тем:
— Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1—2 сказок).
— В чем превосходство царевны над царицей?
— Что помогло Елисею в поисках невесты? |
23. |
|
М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. |
24. |
р/р |
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Обучение выразительному чтению. |
25. |
|
Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. |
26. |
|
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». |
27. |
|
Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. |
28. |
р/р |
Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях». Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению. |
29. |
|
И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. |
30. |
|
Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна. |
31. |
|
Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. |
32. |
р/р |
Тургенев — мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Урок-практикум. |
33. |
р/р |
Классное сочинение по рассказу «Муму» на одну из тем:
— Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
— Друзья и враги Герасима.
— В чем вина и беда барыни? |
|
|
III четверть |
34. |
|
Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. |
35. |
|
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. |
36. |
р/р |
Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»:
— Друзья и враги пленного Жилина.
— Жилин и Костылин: разные судьбы. |
37. |
|
А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария. |
38. |
в/ч |
Рассказы Антоши Чехонте. |
39, 40. |
р/р |
Русские поэты о Родине и родной природе (А. Пушкин, И. Никитин, И. Суриков и др.). Анализ лирического произведения. |
41. |
|
И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. |
42. |
|
В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. |
43. |
|
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. |
44. |
р/р |
Изображение города и его обитателей в повести. Сравнение как способ изображения героев. Обучение сочинению на одну из тем:
— Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
— Два отца: Тыбурций и судья.
— Маруся и Соня: два детства.
— Вася и отец: от вражды к пониманию. |
45, 46. |
|
А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапер». Талант и труд.
Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.
Музыка в рассказе «Тапер». Особое восприятие прекрасного. |
47, 48. |
|
П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. |
49, 50. |
|
С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои.
Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». |
51, 52. |
|
A. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. |
53, 54. |
|
B. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. |
55. |
р/р |
Игры детей в рассказах Саши Черного. Сочинение. «Мои сверстники в русской литературе XIX—XX вв.» (на примере любимых литературных героев). |
|
|
IV четверть |
56, 57. |
р/р |
Русские поэты XX в. о Родине и родной природе. И. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению. |
58. |
|
К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война. |
59. |
|
А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. |
60. |
|
Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. |
61. |
в/ч |
Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя. |
62, 63, 64. |
|
Х.-К. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
Символический образ Снежной королевы. Победа добра, любви и дружбы над злом. |
65. |
в/ч |
Сказки Андерсена. Подготовка к сочинению на одну из тем:
— Моя любимая сказка Андерсена.
— О чем мечтал Андерсен в своих сказках?
— Герда против Снежной королевы.
— Добро и зло в сказках Андерсена.
— Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными? |
66. |
в/ч |
М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. |
67. |
в/ч |
Дж. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Жорж Санд. «О чем говорят цветы». |
68. |
в/ч |
Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам (письменно или устно):
— Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми важными и интересными и почему?
— Мои любимые литературные герои и их нравственные качества. |