Л. Н. ТОЛСТОЙ
«Детство»
|
Ему было близко все человечество.
В. Брюсов1
|
С именем
Толстого школьники встречались в самом раннем детстве.
Вспомним вместе с учащимися их первые встречи с этим
большим писателем. Когда это было впервые? Какие еще
его произведения были прочитаны вами в школе? Какой
герой Толстого заставил задуматься над каким-то важным
для вас вопросом? Далее под руководством учителя последует
чтение статьи о писателе, рассказ учителя о нем, сообщения
учащихся о том, что им известно по самостоятельному
чтению, затем осмысление того, как важен для Толстого
период детства.
Как
отразились впечатления детства в произведениях писателя?
Почему так важна была для него Ясная Поляна? В седьмом
классе школьники познакомятся с отрывками из повести
«Детство»: «Классы», «Наталья
Савишна». В процессе чтения семиклассникам
важно осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской
семье. Душа главного героя Николеньки открыта
всем впечатлениям детства, и в то же время он умеет
анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных
проступков.
Прочитать
небольшие главы из «Детства», продумать, чем
интересен характер героя и особенности складывающихся
его отношений со взрослыми, ответить на вопросы, предложенные
в учебнике, рассказать текст прочитанного, дать характеристику
герою, поделиться впечатлениями о самостоятельно прочитанной
повести «Детство» во внеурочное время
вот примерный ход работы по этой теме.
К
этим главам немного иллюстраций, но и о них учащиеся
смогут поговорить, высказать свои суждения, соотнести
их с текстом Толстого.
Как
Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько
остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?
Понаблюдаем
внимательно вместе с учащимися за тем, как рассказывает
герой об одном из эпизодов, когда он был наказан: «Карл
Иванович рассердился, поставил меня на колени, твердил,
что это упрямство, кукольная комедия (это было его любимое
слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил
прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить;
наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость,
он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».
Николенька
слышит разговор Карла Ивановича с Николаем. Карл Иванович
жалуется на несправедливость хозяина, который увозит
детей учиться, не доверяя его работе. Какие чувства
переживает Николенька? «Я сочувствовал его горю,
и мне больно было, что отец и Карл Иванович, которых
я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять
отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как
бы восстановить между ними согласие».
Разговор
о преданности Натальи Савишны вызывает размышление героя
о том, какая это была чудесная старушка, что «вся
жизнь ее была любовь и самопожертвование». «Я
так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что
и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько
не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов,
а что, счастлива ли она? довольна ли?» Сцена со
скатертью кончается обидой, потом извинением Натальи
Савишны, затем раскаянием Николеньки: «У меня недоставало
сил взглянуть в лицо доброй старушки; я, отвернувшись,
принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже
не от злости, а от любви и стыда
»
Важно,
чтобы школьники всерьез задумались над вопросами: как
проявляются характеры героев в случае со скатертью?
На чьей стороне автор и читатель? Как приходит
к герою раскаяние? Художественный пересказ небольших
фрагментов и подготовленное школьниками комментированное
чтение помогут им осмыслить, как происходит духовное
совершенствование героя и что Толстого интересует не
столько поступок, сколько его нравственный смысл.
В
новое издание учебника-хрестоматии для седьмого класса
и в «Российскую школьную хрестоматию» для
внеклассного чтения (7-й класс) включены
и другие главы из «Детства», поэтому школьники
могут подготовить рассказы о новых героях (о маменьке,
например).
Появится
материал для рассуждений по поводу того, что Толстого
интересует не столько поступок, сколько его нравственный
смысл. Важно и рассуждение писателя о том, какое огромное
значение имели чувства, пережитые в детстве, и какой
огромный след оставили они в его душе. Могут ли семиклассники
проанализировать собственное восприятие прочитанного
и чувства, вызванные им?
Семиклассники
отмечают особенности речи героев. Это полезно для того,
чтобы вернуть незаслуженно забытые слова в нашу разговорную
речь. Затем, описывая дом своего раннего детства, вспоминают
отношения со взрослыми, которые их радовали или огорчали.
Учащиеся в этом возрасте могут всерьез осознать, что
каждый поступок, встреча, разговор у человека думающего
рождают размышление, сомнение, радость или огорчение,
критическое отношение прежде всего к себе. Школьники
могут включить в сообщение слова и выражения из повести
«Детство»: не в духе, вытвердить,
учился порядочно, вымолвить, несправедливость,
бескорыстный, привязан, потакать во всем,
льстить, сочувствовать, восстановить согласие,
рассердиться.
Рассказывая
о героях «Детства», размышляя над тем, как
относился Толстой к детям, как много свидетельств особого
отношения к ним со стороны писателя (и беседы,
и создание школы для яснополянских детей, создание «Азбуки»,
детских книг и т. д.), учащиеся оценят еще одну
из важнейших сторон деятельности великого русского писателя.
Как
относился Толстой к писательскому труду? Что характерно
для его стиля? Каково его отношение к творчеству других
писателей?
Вот
некоторые из высказываний Л. Н. Толстого о
языке и литературном труде знакомых ему писателей:
«Взял
историю Карамзина и читал ее отрывками. Слог очень хорош».
«У
вас есть все, что нужно, сжатый, сильный,
настоящий язык, характерность, оставшаяся у вас одних,
не юмор, а то, что производит веселый смех, и по содержанию
любовь и потому знание истинных интересов жизни народа»
(письмо М. Е. Салтыкову-Щедрину).
«
Благодаря
своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые,
по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым
я не встречал нигде».
«Вечер
читал Горького
прекрасный язык, т. е. говор
людей
»2
Прочитать
эти и другие высказывания, характеризующие отношение
Л. Н. Толстого к творчеству других писателей,
их характерам, учитель сможет и по воспоминаниям, по
книгам «Русские писатели о языке», «Русские
писатели о литературном труде» и пр. Учитель может
рекомендовать ребятам интересную книгу Игоря Смольникова
«Середина столетия»3.
Высказывания
Л. Н. Толстого о языке, вопросы и задания,
углубляющие понимание героев «Детства», способствующие
работе над характеристикой героев, над иллюстрациями
произведения, над «толстовскими эпитетами»,
наконец, помогающие приблизиться к пониманию личности
Толстого, школьники найдут в книге «Читаем, думаем,
спорим
».
Разумеется,
уже в седьмом классе или после его окончания школьники
прочитают всю повесть «Детство», но и тогда
им понадобятся советы учителя и книг, которые посвящены
творчеству гениального писателя.
1 Брюсов В. Я.
На похоронах Толстого // Русские писатели о литературном
труде. Л., 1956. Т. 4
С. 297.
2 Русские
писатели о языке. Л., 1954.
С. 588593.
3 См.:
Смольников И. Середина столетия.
Л., 1977.
|