Ф. А. АБРАМОВ
«О чем плачут лошади»
Произведения
Ф. А. Абрамова впервые приходят в средние классы
общеобразовательной школы. Его творчество, по словам его друзей,
жены, только сейчас обрело силу, стало особенно необходимым
и важным. В самом деле, в рассказе, опубликованном в
«Огоньке» под названием «СОЭ», автор рассказывает
о трагической судьбе населения целой деревни; люди, убегая
от репрессий, поселились в лесу, создали новую деревню, новую
жизнь, руководствуясь древними обычаями и традициями. Жизнь
была нарушена. Отдаленные на некоторое время от остального
населения страны, они создали спокойную мирную обстановку,
но она была призрачна и ненадежна
Проблема, поставленная
писателем, актуальна и важна. И хотя этот серьезный рассказ
может быть осмыслен при более тщательном прочтении и более
взрослыми школьниками, но эта проблема, которая высвечивается
писателем в своем необычайно трагическом повороте событий,
важна для современного читателя любого возраста.
Школьникам
предстоит познакомиться с рассказом о писателе, выслушать
сообщение о нем учителя, затем прочитать рассказ, предназначенный
для школьного изучения.
Семиклассники
осознают, что жизненный путь писателя прост и труден
одновременно: армия, ранение, университет, аспирантура,
заведование кафедрой и писательская деятельность. Но именно
здесь и были трудности. «Меня били! Крепко били,
скажет он впоследствии, но через годы эти
произведения причисляли к лучшим». «Но ничто
не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова»,
утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.
Чтение учителем
рассказа «О чем плачут лошади» начало
знакомства с текстом. Затем обсуждение. Почему
герой подкармливал лошадей? Почему чувствовал перед ними непонятную
вину? Как вы понимаете слова «просто мочи не было смотреть»?
Какой спор был у лошадей? Почему на рассказчика навалилась
тоска и почему он казался себе нелепым? В чем обманул
рассказчик несчастных кляч и доходяг? Чем интересен рассказ
и какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание
у читателей? Как рассказ характеризует самого писателя? В чем
актуальность этого произведения?
Семиклассники
составляют план рассказа, готовят краткий, выборочный, художественный
пересказы, читают рассказ по ролям. Рассматривание иллюстраций
к тексту позволит школьникам сопоставить свои представления
о том, какими видит художник героев и события, описанные автором.
Учащиеся
и сами могут попробовать сочинить рассказ, например: «Как
я спас щенка», «Рассказ о котятах», «Пропал
котенок
»
Подростки
продолжат знакомство с произведениями Ф. Абрамова самостоятельно,
на один из прочитанных дома рассказов они дадут отзыв. Может
быть, некоторые из них попробуют прочитать, осмыслить и отрецензировать
сложный и интереснейший рассказ Абрамова «СОЭ».
Экологическую
тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях
другой писатель-прозаик Евгений Иванович Носов.
|