Ю. П. КАЗАКОВ
«Тихое утро»
По высказываниям
многих писателей, талант Казакова как мастера русского рассказа
был замечен сразу, хотя писателем, по его словам, он стал
поздно.
Обратим
внимание школьников, насколько своеобразно развивались его
творческие способности: он играл на виолончели в оркестре,
хотел всерьез стать музыкантом. Может быть, именно это впоследствии
помогло в его творческой работе. Юрий Павлович Казаков
автор многих сборников рассказов: «Арктур
гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое»,
«Двое в декабре», «Во сне ты горько плакал»
и др. Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной
природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север.
Как правило,
в основе его рассказов лежит действительный случай. То жеможно
сказать и о рассказе «Тихое утро».
Чтение рассказа,
составление плана, характеристика героев, художественный и
краткий пересказы, чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы
учебника все это должно привести учащихся к размышлениям
о взаимоотношении детей, о внутреннем мире героев (Как ведет
себя каждый из них? Кто из них может узнать любой звук, раздающийся
утром в поле? Какие чувства переполняли Яшку, когда тонул
Володя?). Случай, потребовавший от Яшки напряжения всех физических
и моральных сил для спасения друга, раскрывает характеры мальчиков
вот что важно понять школьникам.
Подготавливая
краткий пересказ, или художественный, с сохранением художественных
особенностей текста, или выборочный рассказы Яшки,
учащиеся составляют план пересказа. Так выглядел план краткого
пересказа, выполненный учащимися седьмого класса:
1. Ранним утром.
2. Яшка будит Володю.
3. По дороге на рыбалку.
4. Ловля рыбы.
5. Володя тонет
6. Спасение Володи.
7. Яшка и Володя по дороге домой
Интересно,
если школьники разделятся на группы, из которых первая покажет
краткий пересказ, вторая выборочный, третья
художественный, с последующим обсуждением качества пересказов.
В тексте
рассказа много живых диалогов, посоветуем семиклассникам подготовить
по группам и диалоги, например:
1. Со слов: «Яшка заложил в рот испачканные
землей пальцы и свистнул
» до слов: «Володя
наконец справился с ботинками
»
2. Со слов: «Проходили мимо колодца
со старым, поросшим зеленью срубом
» до слов: «Солнце
наконец взошло
»
3. Со слов: «Робкая, влюбленная улыбка
светилась в глазах Яшки
» до конца рассказа.
Подросткам
важно обратить внимание при рецензировании подготовленных
диалогов на то, как проявляются в процессе чтения характеры
героев.
Создание
плана, пересказы, чтение диалогов, ответы на вопросы учебника
и учителя подведут учащихся к более трудной работе
созданию сравнительных характеристик наших героев: Яшки и
Володи. Под руководством учителя семиклассники воспользуются
планом, который дан в справочном разделе учебника, подумают
над тем, что общего и что различного в поведении и характерах
героев рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро».
Школьники
сравнивают, как просыпаются герои и готовятся выйти
на рыбалку («И Яшке, и Володе не хочется так рано
вставать, голова валится на подушку, и глаза слипаются
»,
«Володя зашевелился на сене
Лицо его, измятое
после сна, было бессмысленно и неподвижно
»,
но «Яшка подтягивается, решительно начинает действовать:
поел, взял удочки, накопал полную банку червяков, разбудил
Володю, а Володя успел только одеться и пойти вместе
с Яшкой по дороге на рыбалку
»
из рассказов семиклассников). Затем сопоставляются поступки
героев, их рассказы по дороге на рыбалку, во время рыбалки,
спасение Володи и дорога к дому
Ребята отмечают,
что Яшка чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое
знает из того, что необходимо на рыбалке, Володя, напротив,
робел, не только многое не знал, но и не умел ходить босиком,
не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу
все это еще предстояло ему узнать и освоить. Однако оба они
добры, сердечны, готовы помочь друг другу.
Как же переживают
мальчики случившееся с ними? Отчего они оба плакали? Почему
для Яшки не было никого милее Володи и никого не любил он
больше Володи? Как это можно объяснить? Как проявляются лучшие
черты характера в каждом? Трудна ли ситуация, в которой оказались
герои?
В самом
деле, непросто, оказавшись в такой ситуации, выстоять, оказаться
мужественным и стойким, выдержать испытание. Важно, чтобы
школьники попытались сами подготовить рассказ о трудных случаях
из своей жизни, описав обстановку, может быть, настроение,
состояние, чувства, которые пережили. Они могут называться
по-разному: «Случай в лесу», «Друзья познаются
в беде» и т. д. Работы учащихся коллективно анализируются,
устно рецензируются, и вновь вспоминается рассказ Казакова,
его построение1,
художественные особенности (мастерство диалога, описание чувств
Яшки, описание пейзажа), которые помогают нам не только живо
представить себе происходящие события, но и вместе с героями
пережить случившееся.
Познакомим
семиклассников с высказываниями о Ю. Казакове, с его
собственными суждениями о писательском труде. Так, Г. Семенов
в предисловии к книге Юрия Казакова «Арктур
гончий пес» пишет: «Редко пользуясь диалектом, Юрий
Павлович умел создать атмосферу северного села, северного
говора, умел сотворить чудо из обычных, общеупотребительных
слов, какими общаемся мы все друг с другом. В чем дело?
Я думаю, опять-таки в таланте
»2.
Ю. Кузьмичев
замечает: «
В рассказах Казакова может
быть, все вымысел, но основа истина»3.
Подумаем
вместе с учащимися, почему Юрий Казаков считает, что писателю
необходимо мужество. Каким представляется школьникам автор
«Тихого утра» благодаря рассказу, его позиции, высказываниям
о нем?
Закончить
работу над рассказом можно сочинением, отзывом на один из
рассказов Ю. Казакова или письменной характеристикой
«Главный герой рассказа «Тихое утро».
Не менее
интересны и самостоятельные рассказы учащихся, которые организуются
после обсуждения этих текстов («Случай в деревне»,
«Как я однажды заблудился в лесу», «Когда я
особенно оценил моего друга?» и пр.), с последующим коллективным
обсуждением в классе.
На уроках
развития речи можно провести конкурс на лучшее сочинение-рассуждение
на одну из тем: «О благородстве», «О мужестве»,
«О сострадании» с примерами
из текстов Л. Толстого, И. Бунина, А. Платонова,
Ю. Казакова.
В книге
«Читаем, думаем, спорим
» предлагается
для ознакомления еще один текст современного писателя
В. Мирнева «Ночью», в котором герой,
в отличие от героя Ю. Казакова, испугался, в минуту
опасности сбежал, но потом все-таки делает все, чтобы
односельчане спасли оставленного им в лесу дядю, раскаивается
в своем поступке. Сопоставление рассказов и героев В. Мирнева
и Ю. Казакова даст новый импульс для важного разговора
о долге и мужестве, умении прощать и сострадать о том,
как это показывается разными писателями.
Далее в
этой же книге школьники прочитают о проблемах, поднятых А. Вампиловым
и А. Володиным (сцена из киноповести «Старшая сестра»),
подумают над рисунками X. Бидструпа на сходные темы,
рассмотрят, составят устные рассказы.
Особыми
на основе стихотворений поэтов XIX и XX веков будут уроки,
посвященные родной природе и ее отражению в произведениях
русских писателей.
Приближаясь
к последней теме по русской литературе. представленной обращением
Д. С. Лихачева к молодежи, напутствием ей, напомним,
что эта тема, как и некоторые другие (детство, родная природа,
сострадание, история нашей родины, взаимоотношения взрослых
и детей в разных семьях и пр.), проходит в учебнике с самого
начала, от «Поучения» Владимира Мономаха до обращения
к молодым Д. С. Лихачева, и может помочь организации
специального урока на эту тему.
1 Поработаем
над пониманием композиции, обратимся к словарям, разделу по
теории литературы.
2 Цит
по кн.: Казаков Ю.
Арктур гончий пес. М., 1985.
С. 9.
3 Кузьмичев Ю.
Юрий Казаков. Л., 1986. С. 31.
|