ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

      Чтобы заинтересовать семиклассников этой темой, настроить на ее восприятие, объяснение и запоминание, свободное включение пословиц и поговорок в разговорную повседневную речь, прочитаем им высказывание М. Шолохова, открывающее сборник «Пословицы русского народа» (М., 1957): «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость… Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…»

      Убедить ребят в необходимости хорошо знать и использовать в нашей речи пословицы и поговорки помогут и слова Н. В. Гоголя: «…в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, — все шевелящее и задирающее за живое…»1 .

      Осмысляя эти малые жанры фольклора, усваивая их особенности, школьники проникаются пониманием, что пословицы и поговорки — хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность их оценок, безусловность их суждений: «Пословица ведется, как изба веником метется», «Пословицу обжаловать нельзя».

      Разумеется, есть пословицы устаревшие, ушедшие в прошлое вместе со своим временем. Но большинство из них и теперь могут радовать, обогащая ум и сердце подростков. Кроме того, произведения малого фольклорного жанра способны вернуть обычной разговорной речи былую меткость, точность и выразительность.

      Раздел «Пословицы и поговорки» откроет для школьников дорогу к фольклорному богатству всех стран мира, особенно если эта тема будет продолжена на уроках развития речи, внеклассного чтения и на внеклассных занятиях, если семиклассники будут использовать пословицы и поговорки на переменах в школе, в разговоре с друзьями и родственниками дома. Почти каждый раздел программы по литературе дает возможность включить в работу над текстом пословицы и поговорки, ибо лишь непосредственное их использование в обычной речи будет говорить о плодотворном изучении этого материала. Уроки по этой теме можно условно разделить на три этапа: знакомство — освоение — использование.

      Мы имеем в виду путь, когда семиклассники слушают учителя, читают статью, пословицы и поговорки различных стран, объясняют их прямой и переносный смысл, отвечают на вопросы учебника и учителя, вводят их в предложения собственной конструкции или в свой рассказ.

      Что же такое пословица и поговорка? Прочитаем статью и заметим, на какие группы разделены данные в учебнике пословицы, объясним их прямой и переносный смысл. Ответим на вопросы учебника. Познакомимся с пословицами других стран, сопоставим пословицы народов мира на одну и ту же тему. Постараемся уловить и сходство, и различие: например, латышская пословица «Руки не протянешь, так и с полки ложки не достанешь». Вот французская пословица: «Безделье — мать всех пороков». Найдем к этим пословицам похожие по смыслу, «живущие» в других странах мира.

      Некоторые учащиеся расскажут о собирателях пословиц, например о В. И. Дале, другие сообщат занимательные истории. Так, в газете «Советская Россия» от 14 февраля 1989 года под названием «Позаимствуйте словцо» была следующая заметка: «Иногда во Франции говорят, что вторым после президента человеком в стране по популярности является Антуанетта де Вильякур. Эта женщина живет на юге Франции в городе Байонна. Прославилась же она тем, что имеет богатейшую коллекцию пословиц, поговорок, шуток. Французы — народ живой и остроумный — ценят меткое словцо, веселый каламбур. Свое собрание Антуанетта унаследовала от матери и продолжает его неустанно пополнять. По словам собирательницы, сейчас в ее коллекции 18 тысяч пословиц, поговорок, шуток, острых словечек. Очень часто к услугам Вильякур прибегают писатели, журналисты, политические деятели».

      Школьники с удовольствием пишут сочинения по пословице, готовят устные рассказы, объясняют пословицу, толкуют ее, сравнивают с другими. Приведем материалы по работе с пословицами, которые были предложены учительницей московской школы № 1666 Е. В. Ключниковой.

      Учащиеся устно и письменно толковали пословицу «В радости знай меру, в беде не теряй веру». Были ответы не совсем точные, приблизительные, иногда близкие к пониманию смысла пословицы, но сам поиск был интересным и полезным.

      «Пословицы заключают в себе большой смысл. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, высмеивают человеческие пороки…»

      «Каждая пословица заключает в себе важный смысл. Вот и пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» учит, ободряет, она как бы предупреждает: если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым, может быть, очень тяжело в этот момент… Когда тебе плохо, у тебя беда — не сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться. Как солнечный свет приходит к окну, обращенному на восток, так и удача приходит к человеку, умеющему ждать. Человек должен верить в возможность счастья, не терять веру, когда у него какая-нибудь беда…»

      «Эта пословица башкирская, но я знаю русские пословицы, близкие к ней по смыслу: «Не все ненастье, проглянет и красное солнышко», «Терпи, казак, атаманом будешь».

      Далее школьники с удовольствием участвовали в играх, викторинах, которые приготовлены были учительницей (кстати, материал для этого есть в книге «Читаем, думаем, спорим…»), например:

      Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:

У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед — один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.

У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать.

      Вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года, объясните их:

Весна красна цветами, а осень снопами.
Весною час упустишь — годом не наверстаешь.
Летний день год кормит.
Лето припасает, а зима проедает.
Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.

      Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:

  1. Готовь лыжи летом.
  1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  1. Мал городок, да дорог.
  1. Мал золотник, да дорог.
  1. Цыплят считают и зимой.
  1. Цыплят по осени считают.
  1. Проводили по одежде.
  1. Встречают по одежке, а провожают по уму.
  1. Посадка в чужие сани уже объявлена.
  1. В чужие сани не садись.

      Приведите русскую пословицу, похожую по смыслу на латинскую, например:

Латинские пословицы

Русские пословицы

Где друзья, там богатство.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом.

Тише едешь, дальше будешь.

Написанная буква останется.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Обсуждать надо часто, решать — однажды.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

      Далее учительница задает вопросы или рассказывает сюжеты, а ответить на них предлагает пословицей или поговоркой:

      — В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?

(Делать из мухи слона.)

      — В какой поговорке утверждается, что нужно определить цену и вес горю?

(Узнает, почем фунт лиха.)

      — Игорь груб с друзьями, часто подводит их. Однажды он пожаловался брату, что с ним никто не хочет дружить. Какие пословицы напомнил ему брат?

(Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.)

      К урокам развития речи, основанным на материале былин и пословиц, учащиеся под руководством учителя готовят иллюстрации, репродукции картин на былинные сюжеты: монтажи, отбирают лучшие сочинения на эти темы, звукозаписи актерского чтения, устраивают книжные выставки и выставки изделий художественных промыслов, выполненных на сюжеты былин (например, деревянные скульптурки, вышивки, поделки и пр.). Это помогает организовать викторины, конкурсы, экскурсии по подготовленной выставке, придумать рассказы по картине, рисунку и пр., а главное — ощутить на уроке особую атмосферу, создать ситуацию речевого общения и особого интереса к фольклорным произведениям.

      Приведем в качестве примера урок развития устной речи в школе № 1666, организованный учительницей Г. Н. Мироновой.

      К уроку прочитаны и обсуждены былины о Вольге и Микуле, об Илье Муромце, о Садко. В классной комнате — выставка книг, иллюстрации к былинам известных художников и самих учащихся, проигрыватель, на партах — учебники, сочинения на фольклорные темы, собственные, написанные школьниками былины.

      Вступительное слово учитель начинает с того, что «судьба у каждого может быть разной, но, как бы она ни сложилась, какая бы дума ни овладела человеком, ему всегда могут помочь пословицы и даже былины.

      Прислушайтесь к мудрому слову былин, и это слово подскажет вам, что делать, как поступить…»

      Звучит звукозапись былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

      Такое начало создало соответствующий настрой и ввело учащихся в мир былин и их героев.

      Словарная работа включала объяснение слов гусли, гусляр, войско — дружина, еда — сыть, висок — косица, пахарь — оратай, введение их в собственные предложения, разгадывание самостоятельно подготовленных кроссвордов.

      Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя и товарищей, сами формулируют вопросы: какой подвиг труднее совершить — ратный или трудовой? Только ли о ратных подвигах рассказывают былины?

      Проводится конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок (кто больше назовет и верно их истолкует).

      На уроке обсуждаются и комментируются рисунки, выполненные семиклассниками, иллюстрации различных художников. Один из учеников рассказывает: «Книгу «Садко» оформляли два молодых художника — Калерия и Борис Кукулиевы. Они живут в Палехе. Это небольшое село в Ивановской области давно стало центром русского народного художественного промысла. Раньше большинство художников писали иконы. Все палешане, от малого до старого, имеют отношение к этому народному промыслу. В Палехе много художественных мастерских. Изделия, созданные здесь, достойно представлены на самых престижных международных выставках. Художники-палешане пишут картины, расписывают шкатулки, делают декорации. Со страниц этой книги к нам сходят герои, которые честны и благородны, красивы и всегда готовы постоять за свой народ…»

      Интересны размышления Сережи З. на тему «Какому былинному герою ты бы поставил памятник?»: «Я поставил бы памятник русской словесности. Сказать честно, я не хотел бы ставить памятник одному былинному герою, дабы не умалять достоинства других, не уступающих ему в славе… Все слышали об Илье Муромце, совершившем много доблестных подвигов. Но и Микула Селянинович заслуживает всеобщего уважения… Поэтому после долгих размышлений я решил, что, если бы у меня была возможность поставить памятник, я бы воздвиг его в честь русской словесности, а точнее — в честь русской былины… Этот памятник запечатлел бы образы всех былинных героев, которые защищали родную землю от врагов, пахали пашни, совершали самые разные подвиги…»

      Комментарии к рисункам также не были стандартными, приведем наиболее интересный: «Микулу я изобразила таким большим, потому что он намного сильнее Вольги. Его силу подчеркивают большие руки. Он был из деревни, занимался земледелием. Одет он очень просто… Земля у него пышная, плодородная, потому что сам он трудолюбив и усерден. Лошадь у Микулы тоже большая, потому что ей приходится много трудиться и потому что она под стать богатырскому сложению Микулы. Вольгу я изобразила таким маленьким потому, что он слабее Микулы, но все-таки и он богатырь, и это я выразила красным плащом. Лошадь Вольги маленькая, так как должна соответствовать фигуре Вольги…»

      В конце урока одна семиклассница поведала своим друзьям: «Признаюсь, совсем недавно я мало что знала о былинах, но однажды случилось вот что: по литературе нам задали прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». Я прочла. И что же? Я так заинтересовалась этими чудесными рассказами, а затем и, сама того не заметив, полюбила былины… С тех пор я прочла много былин. Когда я их читала, то ясно представляла себе тех гусляров, перебиравших струны и завораживавших слушателей диковинными историями.

      Все былинные герои хороши… Я считаю, что если устроить соревнование между ними в уме, смелости и ловкости, то все бы они заняли первые места… Так что, если бы мне предложили выбрать героя из былин для того, чтобы поставить ему памятник, я бы не стала выбирать, а поставила бы памятник им всем…»

      Учительница подвела итоги, отметив наиболее интересные рассказы, удачные вопросы, пересказы, дала рекомендации тем, кто в этом нуждался, подарила наиболее активным открытки.

      Примером работы, проведенной с пользой для общего и речевого развития, стали былины, написанные самими ребятами. Кирилл О. прочел свою былину «Как три богатыря красну девицу из неволи доставили», героями которой стали его товарищи по классу. Слушал класс с особым любопытством, то и дело раздавался добродушный смех одноклассников:

      «Как прошла-то весть по всея Руси, что украл-похитил Змей-страшилище, страшилище о трех головах, красну девицу.

      Со всех концов земли русской поехали удалые добры-молодцы девицу из беды вызволяти.

      Как из стольна града, из Московии, выезжал чудо-богатырь Константин Перовский. Как садился он на добра коня, на добра коня — сива мерина. Как уж сел чудо-богатырь на коня в первый раз — боком сел. Как уж сел чудо-богатырь на коня во второй раз — криво сел. А сел он в третий раз — задом сел. И молвил тут герой: «И так сойдет!»

      А и ехал чудо-богатырь во чисто поле, а и видел он добра молодца, добра молодца Михайла Титыча. Говорил-то он Михайле да таковы слова, говорил-то он насмехаючись: «Ох и мал же ты, Михайло, на что сгодишься-то? Неужто хочешь ты сразиться со страшным Змеищем?» И ответствовал добрый молодец: «Зря смеешься ты, чудо-богатырь. Хоть я мал, да горазд в делах. Про меня народ говорит: «Мал, да удал». Хоть и мал добрый молодец, да востер у него меч булатный, и лихой под ним конь вороной, а как молвит он, да по-аглицки, так зауважает его басурман как переводчика…»

      И поехали они вместе красну девицу вызволяти.

      А и ехали они день, а и ехали они другой, а и ехали они третий день. Повстречали они на своем пути добра молодца Александрушку. Ох, и славен сей богатырь, ох, и смел, да и конь под ним — круче некуда. На врага летит пританцовывая. И не раз спасал он хозяина, от стрел вражьих уворачиваясь, потому как был он танцор-конь, танцор-конь да весь в хозяина.

      И подъезжали они к норе, к норе Змеевой. Змей, хозяин той норы, держал, басурман, одну голову да у выхода, а вторую голову да в кроватушке, а третью-то голову — настороже, у темницы сырой, где красна девица томилася.

      Разбудили тогда богатыри Змея лютого и сражались с ним, не щадя живота своего.

      Час сражалися, Михайло Титыч срубил булатным мечом одну голову злодею — смел и удал ведь был Михайлушко. Второй час сражалися, срубил вторую голову Змеищу страшному Александрушка. Он ведь смелый был и сноровистый. Третий час сражалися богатыри, не могли одолеть Змеища проклятого. Вдруг споткнулся сивый мерин под чудо-богатырем, и грузно пал богатырь на третью голову Змееву. И раздавил чудо-богатырь вражину, ведь не был тот чудо-богатырь легок, как перышко, хоть и звался Константином Перовским, а было в нем весу да ведь в тридцать пуд.

      Выходила тут красна девица из темницы своей да благодарствовала богатырям за избавленьице, за избавленьице от злого Змея Горыныча. А в мужья-то она никого не выбрала, ведь все богатыри отличалися своей ловкостью да отвагою…»

      Иная былина получилась у Саши Г.

Дмитрий Иванович и Михайло Титович

То не волк рысью бежит,
То не птица вихрем летит,
То не заяц в чистом поле столбом стоит,
А то едет по полю Дмитрий Иванович,
Дмитрий Иванович — богатырь святорусский.
А как повстречал он в поле богатыря на  лихом коне,
На лихом коне да на буланеньком.
Да спрашивает Дмитрий Иванович:
— Гой ты еси богатырь святорусский,
Как имя твое да куда едешь ты?
А богатырь тот нервный был
Да закричал во всю мочь свою:

— Я Михайло Титович,
Еду я туда, куда тебе не надо.
Осерчал тут шибко Дмитрий Иванович
Да говорит Михайле Титовичу:
— Шибко обидел меня ты!
Обидел да не извинился.
Будем с тобой силой мериться!
И повел Дмитрий Иванович
Михайло Титовича через темен лес,
Через чисто поле
Да через речку, через речку Смородину.
А жил там Змей Горыныч,
Одихмантьев сын.
Дмитрий Иванович подкрался к нему
Да задушил одной левой!
А Михайло Титович взял гору Змееву,
Гору серую, каменистую,
Да закинул ее выше солнышка.
И поняли богатыри, что нет им равных,
И стали рядом жить, дружить да век коротать.

      Московская учительница школы № 440 Е. Е. Фролова перед изучением былин предложила школьникам организовать урок повторения всех фольклорных жанров в форме зачета по ранее изученным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, скороговоркам.

      К уроку была подготовлена выставка необходимой по данной теме литературы — сборники сказок, загадок, иллюстрации к сказкам, портреты сказителей, другие книги, посвященные фольклору.

      Школьники выступали с сообщениями, ориентируясь на вопросы и задания: какие произведения относятся к устному народному творчеству? Дайте определение каждого из жанров фольклора — сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки, скороговорки. Назовите сказку, которая более всего нравится, расскажите о ее художественных особенностях, кратко передайте содержание, расскажите о героях сказки.

      Учительница ставит и такой, на первый взгляд странный, вопрос: «Полезна или вредна сказка?» И поясняет: «Этот вопрос сейчас кажется странным, но всего 60 лет тому назад он возник — сказки вдруг запретили. Считалось, что сказки — выдумка, в них рассказывается о чудесах, а чудес на свете не бывает, следовательно, они дают неверное представление о мире, а потому они — вредны». К счастью, скоро это суждение было опровергнуто и сказка вновь вернулась к детям.

      Затем учительница рассказывает различные сказки, а школьники называют их и определяют, к какому виду сказок они относятся (волшебные, бытовые, сказки о животных и пр.), объясняют логику своих рассуждении, рассказывают о героях, отвечая на вопросы:

      Какими качествами наделен главный герой русских народных сказок?

      Кто помогает ему в борьбе со злом?

      Каковы особенности сказок (зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы и пр.)? Учащиеся приводят примеры.

      Подробно, с примерами рассказывают семиклассники и о загадках.

      Словом, уроков и подходов к темам «Былины», «Пословицы и поговорки» может быть множество. Важно выбрать наиболее оптимальный для каждого конкретного класса, завершив эту работу уроком развития речи, внеклассного чтения, и перебросить «мостик» к древнерусской литературе.



      1 Гоголь Н.  О литературе. — М., 1952. — С. 190.