ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Чтобы
заинтересовать семиклассников этой темой, настроить
на ее восприятие, объяснение и запоминание,
свободное включение пословиц и поговорок в разговорную
повседневную речь, прочитаем им высказывание М. Шолохова,
открывающее сборник «Пословицы русского народа»
(М., 1957): «Меткий и образный русский язык
особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч!
Как на крыльях, они перелетают из века в век,
от одного поколения к другому, и не видна
та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта
крылатая мудрость
Различны эпохи, породившие пословицы.
Необозримо многообразие человеческих отношений, которые
запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах.
Из бездны времен дошли до нас в этих
сгустках разума и знания жизни радость и страдания
людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера
и безверие, правда и кривда, честность и обман,
трудолюбие и лень, красота истин и уродство
предрассудков
»
Убедить
ребят в необходимости хорошо знать и использовать
в нашей речи пословицы и поговорки помогут
и слова Н. В. Гоголя: «
в них
все есть: издевка, насмешка, попрек, словом,
все шевелящее и задирающее за живое
»1
.
Осмысляя
эти малые жанры фольклора, усваивая их особенности,
школьники проникаются пониманием, что пословицы и поговорки
хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика
их роль в нравственном совершенствовании народа,
воспринимают точность их оценок, безусловность их суждений:
«Пословица ведется, как изба веником метется»,
«Пословицу обжаловать нельзя».
Разумеется,
есть пословицы устаревшие, ушедшие в прошлое вместе
со своим временем. Но большинство из них
и теперь могут радовать, обогащая ум и сердце
подростков. Кроме того, произведения малого фольклорного
жанра способны вернуть обычной разговорной речи былую
меткость, точность и выразительность.
Раздел
«Пословицы и поговорки» откроет для школьников
дорогу к фольклорному богатству всех стран мира,
особенно если эта тема будет продолжена на уроках
развития речи, внеклассного чтения и на внеклассных
занятиях, если семиклассники будут использовать пословицы
и поговорки на переменах в школе, в разговоре
с друзьями и родственниками дома. Почти каждый
раздел программы по литературе дает возможность
включить в работу над текстом пословицы и поговорки,
ибо лишь непосредственное их использование в обычной
речи будет говорить о плодотворном изучении этого
материала. Уроки по этой теме можно условно разделить
на три этапа: знакомство освоение
использование.
Мы
имеем в виду путь, когда семиклассники слушают
учителя, читают статью, пословицы и поговорки различных
стран, объясняют их прямой и переносный смысл,
отвечают на вопросы учебника и учителя, вводят
их в предложения собственной конструкции или в свой
рассказ.
Что
же такое пословица и поговорка? Прочитаем статью
и заметим, на какие группы разделены данные
в учебнике пословицы, объясним их прямой и переносный
смысл. Ответим на вопросы учебника. Познакомимся
с пословицами других стран, сопоставим пословицы
народов мира на одну и ту же тему. Постараемся
уловить и сходство, и различие: например,
латышская пословица «Руки не протянешь, так
и с полки ложки не достанешь». Вот французская
пословица: «Безделье мать всех пороков».
Найдем к этим пословицам похожие по смыслу,
«живущие» в других странах мира.
Некоторые
учащиеся расскажут о собирателях пословиц, например
о В. И. Дале, другие сообщат занимательные
истории. Так, в газете «Советская Россия»
от 14 февраля 1989 года под названием «Позаимствуйте
словцо» была следующая заметка: «Иногда во Франции
говорят, что вторым после президента человеком в стране
по популярности является Антуанетта де Вильякур.
Эта женщина живет на юге Франции в городе
Байонна. Прославилась же она тем, что имеет богатейшую
коллекцию пословиц, поговорок, шуток. Французы
народ живой и остроумный ценят меткое
словцо, веселый каламбур. Свое собрание Антуанетта унаследовала
от матери и продолжает его неустанно пополнять.
По словам собирательницы, сейчас в ее коллекции
18 тысяч пословиц, поговорок, шуток, острых словечек.
Очень часто к услугам Вильякур прибегают писатели,
журналисты, политические деятели».
Школьники
с удовольствием пишут сочинения по пословице,
готовят устные рассказы, объясняют пословицу, толкуют
ее, сравнивают с другими. Приведем материалы по работе
с пословицами, которые были предложены учительницей
московской школы № 1666 Е. В. Ключниковой.
Учащиеся
устно и письменно толковали пословицу «В радости
знай меру, в беде не теряй веру». Были
ответы не совсем точные, приблизительные, иногда
близкие к пониманию смысла пословицы, но сам
поиск был интересным и полезным.
«Пословицы
заключают в себе большой смысл. Они наставляют,
учат, предостерегают, сочувствуют, высмеивают человеческие
пороки
»
«Каждая
пословица заключает в себе важный смысл. Вот и пословица
«В радости знай меру, в беде не теряй
веру» учит, ободряет, она как бы предупреждает:
если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно
забывать о других, которым, может быть, очень тяжело
в этот момент
Когда тебе плохо, у тебя
беда не сникай, не опускай руки,
не теряй веру в то, что все может поправиться.
Как солнечный свет приходит к окну, обращенному
на восток, так и удача приходит к человеку,
умеющему ждать. Человек должен верить в возможность
счастья, не терять веру, когда у него какая-нибудь
беда
»
«Эта
пословица башкирская, но я знаю русские пословицы,
близкие к ней по смыслу: «Не все ненастье,
проглянет и красное солнышко», «Терпи,
казак, атаманом будешь».
Далее
школьники с удовольствием участвовали в играх,
викторинах, которые приготовлены были учительницей (кстати,
материал для этого есть в книге «Читаем, думаем,
спорим
»), например:
Вспомните
пословицы и поговорки, в состав которых входит
цифра семь, и объясните их:
У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать. |
Вспомните
пословицы и поговорки, связанные с временами
года, объясните их:
Весна красна цветами, а осень
снопами.
Весною час упустишь годом не наверстаешь.
Летний день год кормит.
Лето припасает, а зима проедает.
Летом без дела сидеть зимой хлеба
не иметь. |
Вспомните
пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:
- Готовь лыжи летом.
|
- Готовь сани летом, а телегу
зимой.
|
- Мал городок, да дорог.
|
- Мал золотник, да дорог.
|
- Цыплят считают и зимой.
|
- Цыплят по осени
считают.
|
- Проводили по одежде.
|
- Встречают по одежке,
а провожают по уму.
|
- Посадка в чужие
сани уже объявлена.
|
- В чужие сани не садись.
|
Приведите
русскую пословицу, похожую по смыслу на латинскую,
например:
Латинские
пословицы |
Русские
пословицы |
Где друзья, там богатство. |
Не имей сто рублей, а имей
сто друзей. |
Кто слишком спешит, позже
справляется со своим делом. |
Тише едешь, дальше будешь. |
Написанная буква останется. |
Что написано пером, того
не вырубишь топором. |
Обсуждать надо часто, решать
однажды. |
Семь раз отмерь, один раз
отрежь. |
Далее
учительница задает вопросы или рассказывает сюжеты,
а ответить на них предлагает пословицей или
поговоркой:
В какой
поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
(Делать из мухи
слона.)
В какой
поговорке утверждается, что нужно определить цену и вес
горю?
(Узнает, почем фунт
лиха.)
Игорь груб с друзьями, часто подводит их. Однажды
он пожаловался брату, что с ним никто не хочет
дружить. Какие пословицы напомнил ему брат?
(Как аукнется,
так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.)
К
урокам развития речи, основанным на материале былин
и пословиц, учащиеся под руководством учителя готовят
иллюстрации, репродукции картин на былинные сюжеты:
монтажи, отбирают лучшие сочинения на эти темы,
звукозаписи актерского чтения, устраивают книжные выставки
и выставки изделий художественных промыслов, выполненных
на сюжеты былин (например, деревянные скульптурки,
вышивки, поделки и пр.). Это помогает организовать
викторины, конкурсы, экскурсии по подготовленной
выставке, придумать рассказы по картине, рисунку
и пр., а главное ощутить на уроке
особую атмосферу, создать ситуацию речевого общения
и особого интереса к фольклорным произведениям.
Приведем
в качестве примера урок развития устной речи в школе
№ 1666, организованный учительницей Г. Н. Мироновой.
К
уроку прочитаны и обсуждены былины о Вольге
и Микуле, об Илье Муромце, о Садко. В классной
комнате выставка книг, иллюстрации к былинам
известных художников и самих учащихся, проигрыватель,
на партах учебники, сочинения на фольклорные
темы, собственные, написанные школьниками былины.
Вступительное
слово учитель начинает с того, что «судьба
у каждого может быть разной, но, как бы она ни сложилась,
какая бы дума ни овладела человеком, ему всегда
могут помочь пословицы и даже былины.
Прислушайтесь
к мудрому слову былин, и это слово подскажет
вам, что делать, как поступить
»
Звучит
звукозапись былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.
Такое
начало создало соответствующий настрой и ввело
учащихся в мир былин и их героев.
Словарная
работа включала объяснение слов гусли, гусляр, войско
дружина, еда сыть, висок косица,
пахарь оратай, введение их в собственные
предложения, разгадывание самостоятельно подготовленных
кроссвордов.
Затем
учащиеся отвечают на вопросы учителя и товарищей,
сами формулируют вопросы: какой подвиг труднее совершить
ратный или трудовой? Только ли о ратных подвигах
рассказывают былины?
Проводится
конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок
(кто больше назовет и верно их истолкует).
На
уроке обсуждаются и комментируются рисунки, выполненные
семиклассниками, иллюстрации различных художников. Один
из учеников рассказывает: «Книгу «Садко»
оформляли два молодых художника Калерия
и Борис Кукулиевы. Они живут в Палехе. Это
небольшое село в Ивановской области давно стало
центром русского народного художественного промысла.
Раньше большинство художников писали иконы. Все палешане,
от малого до старого, имеют отношение к этому
народному промыслу. В Палехе много художественных
мастерских. Изделия, созданные здесь, достойно представлены
на самых престижных международных выставках. Художники-палешане
пишут картины, расписывают шкатулки, делают декорации.
Со страниц этой книги к нам сходят герои,
которые честны и благородны, красивы и всегда
готовы постоять за свой народ
»
Интересны
размышления Сережи З. на тему «Какому
былинному герою ты бы поставил памятник?»: «Я
поставил бы памятник русской словесности. Сказать честно,
я не хотел бы ставить памятник одному былинному
герою, дабы не умалять достоинства других, не уступающих
ему в славе
Все слышали об Илье Муромце,
совершившем много доблестных подвигов. Но и Микула
Селянинович заслуживает всеобщего уважения
Поэтому
после долгих размышлений я решил, что, если бы у меня
была возможность поставить памятник, я бы воздвиг его
в честь русской словесности, а точнее
в честь русской былины
Этот памятник запечатлел
бы образы всех былинных героев, которые защищали родную
землю от врагов, пахали пашни, совершали самые разные
подвиги
»
Комментарии
к рисункам также не были стандартными, приведем
наиболее интересный: «Микулу я изобразила таким
большим, потому что он намного сильнее Вольги. Его силу
подчеркивают большие руки. Он был из деревни, занимался
земледелием. Одет он очень просто
Земля у него
пышная, плодородная, потому что сам он трудолюбив и усерден.
Лошадь у Микулы тоже большая, потому что ей приходится
много трудиться и потому что она под стать богатырскому
сложению Микулы. Вольгу я изобразила таким маленьким
потому, что он слабее Микулы, но все-таки и он
богатырь, и это я выразила красным плащом. Лошадь
Вольги маленькая, так как должна соответствовать фигуре
Вольги
»
В
конце урока одна семиклассница поведала своим друзьям:
«Признаюсь, совсем недавно я мало что знала о былинах,
но однажды случилось вот что: по литературе
нам задали прочитать былину «Вольга и Микула
Селянинович». Я прочла. И что же? Я так
заинтересовалась этими чудесными рассказами, а затем
и, сама того не заметив, полюбила былины
С тех пор я прочла много былин. Когда я их читала,
то ясно представляла себе тех гусляров, перебиравших
струны и завораживавших слушателей диковинными
историями.
Все
былинные герои хороши
Я считаю, что если
устроить соревнование между ними в уме, смелости
и ловкости, то все бы они заняли первые места
Так что, если бы мне предложили выбрать героя из былин
для того, чтобы поставить ему памятник, я бы не стала
выбирать, а поставила бы памятник им всем
»
Учительница
подвела итоги, отметив наиболее интересные рассказы,
удачные вопросы, пересказы, дала рекомендации тем, кто
в этом нуждался, подарила наиболее активным открытки.
Примером
работы, проведенной с пользой для общего и речевого
развития, стали былины, написанные самими ребятами.
Кирилл О. прочел свою былину «Как три богатыря
красну девицу из неволи доставили», героями
которой стали его товарищи по классу. Слушал класс
с особым любопытством, то и дело раздавался
добродушный смех одноклассников:
«Как
прошла-то весть по всея Руси, что украл-похитил
Змей-страшилище, страшилище о трех головах, красну
девицу.
Со
всех концов земли русской поехали удалые добры-молодцы
девицу из беды вызволяти.
Как
из стольна града, из Московии, выезжал чудо-богатырь
Константин Перовский. Как садился он на добра коня,
на добра коня сива мерина. Как уж сел
чудо-богатырь на коня в первый раз
боком сел. Как уж сел чудо-богатырь на коня во второй
раз криво сел. А сел он в третий
раз задом сел. И молвил тут герой:
«И так сойдет!»
А
и ехал чудо-богатырь во чисто поле, а и
видел он добра молодца, добра молодца Михайла Титыча.
Говорил-то он Михайле да таковы слова, говорил-то он
насмехаючись: «Ох и мал же ты, Михайло, на что
сгодишься-то? Неужто хочешь ты сразиться со страшным
Змеищем?» И ответствовал добрый молодец: «Зря
смеешься ты, чудо-богатырь. Хоть я мал, да горазд в делах.
Про меня народ говорит: «Мал, да удал». Хоть
и мал добрый молодец, да востер у него меч
булатный, и лихой под ним конь вороной, а как
молвит он, да по-аглицки, так зауважает его басурман
как переводчика
»
И
поехали они вместе красну девицу вызволяти.
А
и ехали они день, а и ехали они другой, а и
ехали они третий день. Повстречали они на своем
пути добра молодца Александрушку. Ох, и славен
сей богатырь, ох, и смел, да и конь под ним
круче некуда. На врага летит пританцовывая. И не
раз спасал он хозяина, от стрел вражьих уворачиваясь,
потому как был он танцор-конь, танцор-конь да весь в хозяина.
И
подъезжали они к норе, к норе Змеевой. Змей,
хозяин той норы, держал, басурман, одну голову да у выхода,
а вторую голову да в кроватушке, а третью-то
голову настороже, у темницы сырой,
где красна девица томилася.
Разбудили
тогда богатыри Змея лютого и сражались с ним,
не щадя живота своего.
Час
сражалися, Михайло Титыч срубил булатным мечом одну
голову злодею смел и удал ведь был
Михайлушко. Второй час сражалися, срубил вторую голову
Змеищу страшному Александрушка. Он ведь смелый был и сноровистый.
Третий час сражалися богатыри, не могли одолеть
Змеища проклятого. Вдруг споткнулся сивый мерин под
чудо-богатырем, и грузно пал богатырь на третью
голову Змееву. И раздавил чудо-богатырь вражину,
ведь не был тот чудо-богатырь легок, как перышко,
хоть и звался Константином Перовским, а было
в нем весу да ведь в тридцать пуд.
Выходила
тут красна девица из темницы своей да благодарствовала
богатырям за избавленьице, за избавленьице
от злого Змея Горыныча. А в мужья-то она никого
не выбрала, ведь все богатыри отличалися своей
ловкостью да отвагою
»
Иная
былина получилась у Саши Г.
Дмитрий Иванович и Михайло
Титович
То не волк рысью бежит,
То не птица вихрем летит,
То не заяц в чистом поле столбом стоит,
А то едет по полю Дмитрий Иванович,
Дмитрий Иванович богатырь святорусский.
А как повстречал он в поле богатыря на
лихом коне,
На лихом коне да на буланеньком.
Да спрашивает Дмитрий Иванович:
Гой ты еси богатырь святорусский,
Как имя твое да куда едешь ты?
А богатырь тот нервный был
Да закричал во всю мочь свою:
Я Михайло Титович,
Еду я туда, куда тебе не надо.
Осерчал тут шибко Дмитрий Иванович
Да говорит Михайле Титовичу:
Шибко обидел меня ты!
Обидел да не извинился.
Будем с тобой силой мериться!
И повел Дмитрий Иванович
Михайло Титовича через темен лес,
Через чисто поле
Да через речку, через речку Смородину.
А жил там Змей Горыныч,
Одихмантьев сын.
Дмитрий Иванович подкрался к нему
Да задушил одной левой!
А Михайло Титович взял гору Змееву,
Гору серую, каменистую,
Да закинул ее выше солнышка.
И поняли богатыри, что нет им равных,
И стали рядом жить, дружить да век коротать. |
Московская
учительница школы № 440 Е. Е. Фролова
перед изучением былин предложила школьникам организовать
урок повторения всех фольклорных жанров в форме
зачета по ранее изученным сказкам, пословицам,
поговоркам, загадкам, скороговоркам.
К
уроку была подготовлена выставка необходимой по данной
теме литературы сборники сказок, загадок,
иллюстрации к сказкам, портреты сказителей, другие
книги, посвященные фольклору.
Школьники
выступали с сообщениями, ориентируясь на вопросы
и задания: какие произведения относятся к устному
народному творчеству? Дайте определение каждого из жанров
фольклора сказки, загадки, пословицы, поговорки,
частушки, скороговорки. Назовите сказку, которая более
всего нравится, расскажите о ее художественных
особенностях, кратко передайте содержание, расскажите
о героях сказки.
Учительница
ставит и такой, на первый взгляд странный,
вопрос: «Полезна или вредна сказка?» И поясняет:
«Этот вопрос сейчас кажется странным, но всего
60 лет тому назад он возник сказки вдруг
запретили. Считалось, что сказки выдумка,
в них рассказывается о чудесах, а чудес
на свете не бывает, следовательно, они дают
неверное представление о мире, а потому они
вредны». К счастью, скоро это суждение было
опровергнуто и сказка вновь вернулась к детям.
Затем
учительница рассказывает различные сказки, а школьники
называют их и определяют, к какому виду сказок
они относятся (волшебные, бытовые, сказки о животных
и пр.), объясняют логику своих рассуждении, рассказывают
о героях, отвечая на вопросы:
Какими
качествами наделен главный герой русских народных сказок?
Кто
помогает ему в борьбе со злом?
Каковы
особенности сказок (зачин, концовка, постоянные эпитеты,
повторы и пр.)? Учащиеся приводят примеры.
Подробно,
с примерами рассказывают семиклассники и о
загадках.
Словом,
уроков и подходов к темам «Былины»,
«Пословицы и поговорки» может быть множество.
Важно выбрать наиболее оптимальный для каждого конкретного
класса, завершив эту работу уроком развития речи, внеклассного
чтения, и перебросить «мостик» к древнерусской
литературе.
1 Гоголь Н. О литературе.
М., 1952. С. 190. |