УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
В предшествующие
годы ученики освоили литературные знания и обобщенные читательские
умения, необходимые при чтении и анализе отдельно взятого художественного
произведения в соответствии с его жанрово-родовой спецификой. Но
в 8 классе они все чаще выходят за пределы данного
произведения путем сопоставления его с другими произведениями на
ту же тему или с иными произведениями того же автора.
Центральное место
в 8 классе принадлежит работе над пониманием средств выражения
авторской позиции в произведениях различных родов, видов и жанров
литературы. Не менее важно в этом году освоить умение постепенно
обобщать известные сведения об авторах, представить себе мир того
или иного писателя, создать в своем представлении так называемый
образ автора, увидеть его своеобразие. Надо уметь определять, как
выражается авторская позиция в описании, в повествовании, в рассуждении
от лица рассказчика, в лирическом стихотворении, в диалоге и монологе,
в изображении характеров героев, сюжете и композиции произведения.
Познакомьтесь
с примерным перспективным планированием уроков внеклассного чтения
в 8 классе, основанным на органическом единстве и
взаимосвязи классного изучения литературы и самостоятельного чтения.
Предваряющий программный материал |
Последующий программный материал |
Уроки внеклассного чтения (тема, предполагаемый
литературный материал для чтения и обсуждения) |
Песни |
Древнерусская литература |
1. Час любимой песни — исполнение и обсуждение песен:
от исторической и лирической народной песни к авторской песне,
ставшей народной. |
Древнерусская литература |
А. С. Пушкин
«Капитанская дочка» |
2. Земли родной былые дни — обсуждение произведений
на историческую тему. |
А. С. Пушкин
«Капитанская дочка» |
М. Ю. Лермонтов
«Мцыри» |
3. Бороться и искать, найти и не сдаваться — обсуждение
проблемы долга и чести в современной литературе. |
М. Ю. Лермонтов
«Мцыри» |
Н. В. Гоголь
«Ревизор» |
4. Чувства добрые я лирой пробуждал — обсуждение
драматических произведений, пробуждающих средствами искусства
добрые чувства читателей и зрителей. |
Н. В. Гоголь
«Ревизор» |
Л. Н. Толстой
«После бала» |
5. Сила человеческого характера — обсуждение произведений
о становлении и проявлении сильного человеческого характера. |
Л. Н. Толстой
«После бала» |
М. Горький
«Челкаш» |
6. Горе одному — урок-семинар по самостоятельно
прочитанным произведениям на морально-нравственные темы. |
М. Горький
«Челкаш» |
А. Т. Твардовский
«Василий Теркин» |
7. Люди мира! На минуту встаньте! — обсуждение произведений
о людях, совершивших подвиги в фашистских застенках. |
|
|
8. Честь смолоду — итоговый урок — читательская
конференция по произведениям о современных молодых героях. |
|