Литература. 8 класс. Методические советы. Вариант тематического планирования уроков литературы в 8-м классе.


ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Номер урока
Тип урока
Тема урока
I четверть
1.
ч/о
Введение. Литература и история.
2.
ч/о
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы произведений устного народного творчества.
3.
ч/о
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы.
4—5.
ч/и
Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты).
6.
в/ч
«Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века.
7.
ч/о
Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь».
8.
ч/о
События повести и характеры героев. Новаторство повести «Наталья, боярская дочь».
9.
ч/о
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа.
10.
р/р
Обучение сочинению. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века (на примере 1—2 произведений).
11.
ч/о
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы» К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра.
12.
ч/и
К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком».
13.
ч/о
А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного).
14—15.
ч/и
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин.
16.
ч/и
Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.
17.
ч/и
Пугачев и народное восстание в повести и в историческом труде Пушкина.
18.
р/р
Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.
II четверть
19.
ч/о
М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве Лермонтова (с обобщением ранее изученного).
20—21.
ч/и
Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость.
22.
р/р
Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы в поэме «Мцыри» или «Анализ эпизода в поэме». Развитие представлений о жанре поэмы.
23.
ч/о
Н. В. Гоголь и его отношение к историзму в художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя.
24.
ч/и
«Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». История создания комедии и ее первой постановки.
25.
ч/и
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии.
26.
ч/и
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
27.
ч/и
Особенности композиционной структуры комедии: специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).
28.
в/ч
И. С. Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного).
29—31.
ч/и
Повесть И. С. Тургенева «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств «тургеневской девушки». Образы героев в повести «Ася». Н. Г. Чернышевский о повести и оценка статьи И. С. Тургеневым.
32.
р/р
Урок-зачет. Литература и история в произведениях М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева.
III четверть
33—34.
ч/и
М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки.
35.
ч/о
Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
36—37.
ч/и
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Психологизм рассказа.
38.
в/ч
Нравственные проблемы в произведениях Л. Н. Толстого.
39.
р/р
В чем смысл критического отношения к российской действительности в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.
40.
ч/и
А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье.
41—42.
ч/о
И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ».
43—44.
ч/о
А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
45—46.
ч/и
М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.
47.
р/р
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького или по личным впечатлениям (письменно).
48—49.
ч/о
А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом» (цикл стихотворений).
50.
ч/о
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.
51.
р/р
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
52.
ч/о
М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
53.
ч/о
И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству.
IV четверть
54—55.
ч/о
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. Зощенко. «История болезни».
56.
ч/и
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Автор и «необыкновенные читатели».
57.
ч/и
Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Оценка поэмы в литературной критике. Сочинение в классе.
58.
ч/и
Язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство А. Т. Твардовского в поэме.
59.
ч/о
А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».
60.
ч/о
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
61—62.
ч/и
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе.
63.
р/р
Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века».
64.
ч/о
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
65.
в/ч
У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта».
66.
в/ч
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
67.
в/ч
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
68.
ч/о
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.
<<Предыдущий раздел
<Содержание>