Номер урока |
Тип урока |
Тема
урока |
I
четверть |
1. |
ч/о |
Введение. Литература
и история. |
2. |
ч/о |
Устное народное творчество.
Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях.
Особенности художественной формы произведений устного народного
творчества. |
3. |
ч/о |
Предания «О Пугачеве»,
«О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и
художественной формы. |
4—5. |
ч/и |
Развитие понятия о древнерусской
литературе. Житийная литература как особый жанр. «Житие князя
Александра Невского» (фрагменты). |
6. |
в/ч |
«Суд Шемякин» как сатирическое
произведение XVII века. |
7. |
ч/о |
Н. М. Карамзин.
Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская
дочь». |
8. |
ч/о |
События повести и характеры
героев. Новаторство повести «Наталья, боярская дочь». |
9. |
ч/о |
И. А. Крылов.
Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»
и их историческая основа. |
10. |
р/р |
Обучение сочинению. Человек
и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе
XVIII века (на примере 1—2 произведений). |
11. |
ч/о |
К. Ф. Рылеев.
Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы» К. Ф. Рылеева.
Характерные особенности жанра. |
12. |
ч/и |
К. Ф. Рылеев.
Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Дума Рылеева
и народное предание «О покорении Сибири Ермаком». |
13. |
ч/о |
А. С. Пушкин
и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе
ранее изученного). |
14—15. |
ч/и |
Гринев: жизненный путь
героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. |
16. |
ч/и |
Маша Миронова —
нравственный идеал Пушкина. |
17. |
ч/и |
Пугачев и народное восстание
в повести и в историческом труде Пушкина. |
18. |
р/р |
Подготовка к домашнему
сочинению. Анализ эпизода из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. |
|
19. |
ч/о |
М. Ю. Лермонтов
и история. Историческая тема в творчестве Лермонтова (с обобщением
ранее изученного). |
20—21. |
ч/и |
Изучение поэмы «Мцыри».
Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. |
22. |
р/р |
Обучение написанию сочинения
«Роль описаний природы в поэме «Мцыри» или «Анализ эпизода
в поэме». Развитие представлений о жанре поэмы. |
23. |
ч/о |
Н. В. Гоголь
и его отношение к историзму в художественном творчестве и
в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве
Гоголя. |
24. |
ч/и |
«Ревизор» как социальная
комедия, способная «высмеять все дурное в России». История
создания комедии и ее первой постановки. |
25. |
ч/и |
Разоблачение пороков
чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.
Понятие о комедии. |
26. |
ч/и |
Хлестаков. Понятие о
«миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. |
27. |
ч/и |
Особенности композиционной
структуры комедии: специфика завязки, развития действия, кульминации,
истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка
к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»
(на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя
«Ревизор»). |
28. |
в/ч |
И. С. Тургенев
и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная
проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного). |
29—31. |
ч/и |
Повесть И. С. Тургенева
«Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств
«тургеневской девушки». Образы героев в повести «Ася». Н. Г. Чернышевский
о повести и оценка статьи И. С. Тургеневым. |
32. |
р/р |
Урок-зачет. Литература
и история в произведениях М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя,
Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. |
III четверть |
33—34. |
ч/и |
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Отношение писателя к современной ему действительности. «История
одного города» как сатира на современные писателю порядки. |
35. |
ч/о |
Н. С. Лесков.
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». |
36—37. |
ч/и |
Л. Н. Толстой.
Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе
«После бала». Психологизм рассказа. |
38. |
в/ч |
Нравственные проблемы
в произведениях Л. Н. Толстого. |
39. |
р/р |
В чем смысл критического
отношения к российской действительности в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина,
Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого. |
40. |
ч/и |
А. П. Чехов.
Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова «О любви»
как история об упущенном счастье. |
41—42. |
ч/о |
И. А. Бунин.
Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». |
43—44. |
ч/о |
А. И. Куприн.
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». |
45—46. |
ч/и |
М. Горький. Слово
о писателе. Рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское
представление о счастье. |
47. |
р/р |
Урок-диспут «Что значит
быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению на материале
рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина,
М. Горького или по личным впечатлениям (письменно). |
48—49. |
ч/о |
А. А. Блок.
Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле
Куликовом» (цикл стихотворений). |
50. |
ч/о |
С. А. Есенин.
Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему.
Образ предводителя восстания. |
51. |
р/р |
Урок-конференция. Образ
Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина
и С. А. Есенина. |
52. |
ч/о |
М. А. Осоргин.
Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе
«Пенсне». |
53. |
ч/о |
И. С. Шмелев.
Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание
о пути к творчеству. |
IV четверть |
54—55. |
ч/о |
Журнал «Сатирикон». Сатирическое
изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник».
М. Зощенко. «История болезни». |
56. |
ч/и |
А. Т. Твардовский.
Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни
в поэме. Автор и «необыкновенные читатели». |
57. |
ч/и |
Василий Теркин —
защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия
Теркина. Оценка поэмы в литературной критике. Сочинение в
классе. |
58. |
ч/и |
Язык поэмы «Василий Теркин».
Мастерство А. Т. Твардовского в поэме. |
59. |
ч/о |
А. П. Платонов.
Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». |
60. |
ч/о |
Стихи и песни о Великой
Отечественной войне. |
61—62. |
ч/и |
В. П. Астафьев.
Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой
меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе. |
63. |
р/р |
Подготовка к домашнему
сочинению «Великая Отечественная война в произведениях писателей
XX века». |
64. |
ч/о |
Русские поэты о Родине,
родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной
Родине. |
65. |
в/ч |
У. Шекспир. Слово
о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». |
66. |
в/ч |
Дж. Свифт. Слово
о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное
устройство общества. |
67. |
в/ч |
В. Скотт. Слово
о писателе. «Айвенго» как исторический роман. |
68. |
ч/о |
Литература и история
в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание
на лето. |