УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Песни. Частушки. Предания
Школьники, начиная
с 5 класса, последовательно знакомятся с различными
жанрами устного народного творчества: в 5 классе —
это народные сказки, предания, в 6 классе —
обрядовый фольклор и пословицы, в 7 классе —
пословицы и поговорки, былины, в 8 классе —
песни, частушки, предания.
Восьмиклассники
легко усваивают сведения о народных песнях. Из всех фольклорных
жанров именно этот жанр им более близок, он может быть предметом
урока-семинара, в процессе которого школьники рассказывают о разных
группах народных песен (хороводные, исторические, семейные, любовные,
шуточные, календарные, песни-частушки и т. д.).
Однако, чтобы
подготовить такой урок, напоминаем, что на предыдущем уроке важно
распределить между учащимися материал, о котором будут рассказывать
школьники на уроке-семинаре. Такие небольшие сообщения могут сопровождаться
групповыми песнями, исполнением частушек, ответами на вопросы по
данной теме.
Этой теме можно
посвятить два-три урока. На первом уроке школьники вспоминают,
что им известно о фольклорных жанрах из предыдущих классов:
— Что вам
известно о народных сказках? Какие сказки вами прочитаны? О чем
они? Какие высказывания М. Горького о героях народных сказок
вам запомнились? Какие мечты народа воплощены в жизнь (мечтали о
быстром передвижении по воздуху..., мечтали в одну ночь ткать большое
количество материи..., создали... и пр.)? Какие свойства характера
воспеваются в народной сказке? Что порицается народом? При каких
условиях достигается задуманное Иваном Царевичем или другим главным
героем народной сказки? Как определяется жанр сказки? Сформулируйте
определение.
— Что такое
пословица? Что хотел сказать народ и передать новым поколениям пословицами
и поговорками? Чему научить, от чего предостеречь? Приведите примеры
и объясните пословицу. Приведите примеры пословицы на одну тему
различных народов мира.
— Что вы
знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся?
Расскажите об этом.
— Что вы
знаете о былинах? Что такое былина? О чем слагались былины?
Как исполнялись? Сопровождались ли звучанием музыкального инструмента?
Каким именно? Была ли в былинах рифма? ритм? Кто герои былин? Расскажите
об одной из былин и ее героях, об иллюстрациях И. Билибина
и картинах В. Васнецова к былинам.
— Расскажите,
как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители
вам известны.
Такая беседа
может быть особенно плодотворной, если на вводном уроке учитель
дал задание повторить все, что изучалось ранее по этим жанрам в
5, 6, 7 классах. Это важно для того, чтобы постепенно
накапливался и повторялся материал по данной теме.
Возможны для
подстраховки и индивидуальные задания по каждой теме или групповые,
например: одна группа готовит материал по сказке, другая —
по былинам, третья — по пословицам, четвертая — по обрядовому
фольклору... Именно в этом случае урок, начинающийся повторением,
окажется максимально продуктивным, например:
Колыбельные
песни. Красота и доброта колыбельных песен. Содержание песен —
пожелание удачи, благополучия («Будешь в золоте ходить, чисто
серебро носить»), радостного труда («Спи, посыпай, боронить
поспевай»), но это в будущем, а в настоящем — «Приди,
киса, ночевать, приди Васеньку качать...».
Пестушки
и потешки. Пестушки, потешки — от слов «тешить, потешать»,
«пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки
поются во время первых движений ребенка, его кормления («потягунюшки,
порастунюшки, говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки»).
Прибаутки.
Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках-перевертышах все
наоборот («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребенок
учится смеяться, ставить все на свои места.
Заклички
и приговорки. Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам —
закличка. Приговорка — обращение к улитке, птичке, мышке с
просьбой дать новый зубик вместо выпавшего, передразнивание птиц.
Например, обращение к дождю — «Поливай ковшом», солнцу —
«Выгляни в окошечко». Игровые припевы и приговоры: «хозяин»
зовет «гусей-лебедей» домой.
Считалки.
Это счет в простейшей форме. Счетом решали, кому водить («Раз, два,
три — полетели комары!»). Использовались считалки в детской
игре.
Скороговорки.
Словесная игра, когда в одной фразе нарочно совмещаются трудные
для выговаривания звуки («На дворе трава, на траве дрова»).
Загадки.
Загадка задумывает, замышляет, предлагает отгадать то, что скрыто
иносказанием («Висит сито, не руками свито»). Загадки открывают
много чудесного в окружающем нас мире.
Особенности загадок
(рифма, ритм).
Вопросы
к теме:
— Кто больше
знает прибауток и небылиц? («Дон, дон, дон!..», «Долгоногий
журавель на мельницу ездил...», «Скачет галка по ельничку...»,
«Был у бабушки коток...») — конкурс.
— Кто больше
знает закличек и приговорок? («Дождик, дождик, пуще...», «Уж
дождь дождем...») — конкурс.
— Кто больше
знает считалок? («Тука-тука...», «Раз, два, голова...»,
«Аты-баты — шли солдаты...») — конкурс.
— Кто больше
знает скороговорок? («На дворе трава...», «Вашему пономарю...»,
«Пришел Прокоп...») — конкурс.
— Кто больше
знает загадок и умеет их разгадывать? («Что быстрее всего на свете?»,
«За стеной костяной, соловейко, спой!», «Маленьким, кругленьким
докинешь до неба». Отгадки — Мысль. Язык. Глаз.) —
одна группа загадывает, другая отгадывает.
Русские
народные сказки. Сказка полна чудес. Виды народных сказок.
Особенности (повторы, зачины, концовки, постоянные эпитеты).
«Василиса Прекрасная»,
«Царевна-лягушка» и другие сказки по выбору учителя, учащихся.
Волшебная
сказка внушала уверенность в победе добра и справедливости
над враждебными силами.
Бытовые
сказки и их смысл в осуждении пороков (жадности, наживы и
корысти).
Сказки
о животных. Их герои — звери, птицы. Сказки о животных
помогали людям верно понимать жизнь, людские нравы, взаимоотношения.
Этапы
работы над темой:
— Кто лучше
знает сказки и умеет их сказывать?..
— Продолжи
сказку и подумай, как она называется... (Учитель подбирает для этого
сказки.)
— Какая
сказка так заканчивается?..
— Инсценирование
любой избранной вами сказки.
— Сказывание
сказок (дайте отзыв).
— Рассмотрите
репродукции картин, иллюстраций на фольклорные темы (дайте отзыв).
— Создание
устных сочинений на темы: «Рождение сказок», «Исследователи»,
«Собиратели».
— Создание
собственной сказки (волшебной).
— Создание
иллюстраций к сказкам и обсуждение.
— Работа
с картинами и иллюстрациями (на темы русских народных сказок). И. Билибин,
В. Васнецов, Н. Рерих и др.
— Прослушивание
и обсуждение актерского чтения. «Иван Царевич и Серый Волк»,
«Финист — ясный сокол», «По щучьему веленью», «Горшеня»,
«Чего на свете не бывает» (фрагменты).
Былины
Исследователь
русского фольклора В. П. Аникин пишет о былинах: «Социальные
идеалы былинного эпоса родились в борьбе Древней Руси с иноплеменниками:
герой былин защищает честь и достоинство родины, он беспощаден к
врагам. Главный город на Руси, которому богатыри служили, —
Киев... Столь же прославлен в былинах Новгород. Три главных богатыря
воплотили в себе воинскую доблесть русского народа, ревниво оберегавшего
свою честь и достоинство: это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша
Попович. ...В новгородских былинах пахарь Микула поставлен
выше князя Вольги. ...Садко нажил сказочное богатство — стал
купцом. ...В некоторых богатырях видят реальных лиц: из летописи
известно, что действительно жил Добрыня, историчен и сам Владимир —
великий киевский князь. Однако рассказ о событиях в былинах всегда
соединяется с откровенно фантастическим вымыслом...»
Вольга
и Микула
Воплощение в
былине нравственных устоев русского народа, прославление мирного
труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие,
мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, физическая
сила).
Илья
Муромец и Соловей-разбойник
Бескорыстное
служение родине и народу. Мужество, благородство.
Садко
Народное представление
о честном купце. Доброта, великодушие, смекалка.
Былины об Илье
Муромце. Добрыня и Змей. Былины об Алеше Поповиче.
Былины в изобразительном
искусстве. Иллюстрации к былинам (И. Билибин, В. Васнецов,
П. Корин, художники Палеха и др.).
Конкурсные чтения
или сказывания былин школьниками.
Актерское чтение
и обсуждение в классе.
Обсуждение (диалоги,
эссе, отзывы) иллюстраций к былинам (И. Билибин, В. Васнецов, художники
Палеха и др.).
Создание сочинений
по былине или собственной былины. Отзывы.
Пословицы и поговорки
Народная мудрость
пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Меткость
и точность пословиц и поговорок. Краткость и выразительность. Прямой
и переносный смысл.
Теория
литературы
(пословица, поговорка)
Расширение знаний
о пословицах и поговорках, сопоставление с пословицами других стран
мира. Иллюстрации и рисунки к пословицам и поговоркам.
«Необозрима область
жизни, охваченная пословицами и поговорками, — пишет исследователь
фольклора В. П. Аникин. — Пословица и поговорка —
одновременно и явление языка, и явление искусства. Емкое пословичное
суждение только в речи раскрывает свой смысл. «Не в свои сани не
садись», — говорит пословица. Ее употребляют, когда хотят сказать:
не равняйтесь с тем, кто тебе не ровен по положению, но она может
иметь и другой смысл: не берись не за свое дело. А как разнообразны
могут быть сами случаи, к которым применяют эту пословицу. Их просто
невозможно перечислить».
Этапы
работы по теме:
— Организация
конкурсов и викторин на лучшее знание пословиц, рассказов о собирателях
и исследователях пословиц.
— Сопоставление
с пословицами других стран мира.
— Создание
рисунков и обсуждение их (по теме «Пословицы»).
— Обсуждение
иллюстраций по теме «Пословицы и поговорки».
— Создание
сочинений, рассказов по одной из пословиц или с включением в рассказ
многих пословиц по избранной школьниками теме.
В конце урока
распределяется материал по теме «Народные песни. Предания»
по группам восьмиклассников.
На втором уроке —
рассказ учителя о народных песнях. Учитель расскажет об особом мире
народной песни, о песнях исторических, хоровых, любовных, солдатских,
семейных. Они рассказывают о том, что действительно было, о героях,
об исторических событиях, об одном из эпизодов исторического события.
Они повествуют о прошлом.
Фольклористы
обращают внимание на то, что исторические песни меньше былин и больше
песен лирических, они сюжетны, их эпический характер проявляется
в повествовательности, герои их, как правило, известные исторические
деятели (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов
и др.).
Исторические
песни изображают не только действия героев, но и их переживания.
Собирание и публикация
их связана с именами М. Д. Чулкова, П. Н. Рыбникова,
Н. Е. Ончукова, И. А. Худякова, Б. Н. Путилова,
а изучение — с именами О. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера,
А. Н. Веселовского, А. Н. Лозановой, Б. Н. Путилова.
Известны песни о Кострюке (отголосок на женитьбу Ивана Грозного
на дочери черкесского князя Темрюка — Марии), о взятии Казани,
о гневе Ивана Грозного на сына, о Ермаке, о Степане Разине, о Емельяне
Пугачеве, другие песни о воинах.
Близки к этому
жанру балладные песни, они остроконфликтны, среди них есть любовные,
семейные, исторические (в них нет картин исторических событий, изображены
исторически типичные ситуации), социально-бытовые баллады («Князь
и старицы», «Оклеветанная жена», «Молодец и королевна»).
Смысл баллад в выражении моральных оценок поведения персонажей,
в глубоком гуманизме.
Протяжные лирические
песни — стихотворные произведения, которые поются в одиночку
или хором. Главное содержание таких песен составляет выражение чувств
и мыслей по поводу жизненных обстоятельств, которые их вызвали.
Среди собирателей —
М. Д. Чулков, В. Ф. Трутовский, А. С. Пушкин,
Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов. Среди ученых, изучавших
лирические песни, — А. X. Востоков, А. Н. Веселовский,
Н. П. Колпакова, В. Я. Пропп, В. Е. Гусев.
Особый вид песен —
бурлацкие, о рекрутчине, разбойничьи; а также игровые, хороводные,
плясовые, обрядовые.
Не менее интересный
жанр песен — частушка. Эти короткие песенки называли в разных
местах по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки»,
«прибаски», «прибаутки».
Первое специальное
издание частушек — сборник Д. К. Зеленина «Песни
деревенской молодежи», затем вышли «Сборник деревенских частушек»
В. И. Симакова, «Сборник великорусских частушек»,
сборники частушек М. И. Смирнова, С. Г. Лазутина,
Н. П. Колпаковой и др.
«У нас народ, —
писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все
торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и
печаль».
В. П. Аникин
рассказывает о календарных песнях, подблюдных, хороводных, игровых,
плясовых, любовных, шуточных, исторических, разбойничьих. В исторических
песнях встречаются постоянные эпитеты (злата-серебра, скатный жемчуг
и т. д.). Исторические песни XVI века включают в
себя песни о взятии Казани, об Иване Грозном, о Ермаке. Исторические
песни XVII века откликнулись на смерть сына Ивана Грозного,
Дмитрия, появление двух Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу
против них Минина и Пожарского, восстание Степана Разина. Сюжеты
песен XVIII века связаны с походом на Азов, с булавинским,
пугачевским восстаниями. Народные песни XIX века связаны с
войной 1812 года, Крымской войной, с именами Суворова, Кутузова,
Платова, Нахимова, Наполеона.
Далее учитель
расскажет об особенностях лирических, любовных песен, семейных,
солдатских и пр. Однако самым важным будет рассказ о песнях
исторических, так как они тесно связываются с последующими темами
курса 8 класса.
Следующим этапом
этого урока будет чтение статьи учебника и обсуждение материала
о народных песнях четырьмя группами учащихся, т. е. семинар,
который содержит короткие сообщения восьмиклассников об исторических,
любовных, семейных, рекрутских, солдатских и других народных песнях,
сопровождаемые примерами песен, сообщениями о частушках, исполнением
двух-трех частушек.
В конце урока
учитель подводит итоги работы учащихся, рассказывает об изучении
и собирании песен, их сходстве и отличии от жанра былин, об исторических
сведениях, которые несут исторические песни.
Важно, чтобы
в процессе рассказов, диалогов, исполнения песен и частушек у учащихся
возникло желание постичь особенности песен исторических и лирических,
солдатских и семейных. Это должно проявиться и в рассказах, и в
исполнении песен.
Интересно, например,
обратить внимание на то, что исторические песни по сравнению с былинами
являются более поздней формой народной поэзии, героями исторических
песен были борцы за родину и права народа. Песни короче былин, отличаются
от былин и манерой исполнения (былины сказываются, исторические
песни поются), эпитеты более индивидуализированы. Исторические песни
близки и к песням лирическим, например, в них есть лирические зачины
(«На заре то было, на зореньке...», «Ах туманы вы мои, туманушки...»),
цель которых создать определенное настроение, подготовить к восприятию
эмоционального содержания. Сравнения, встречающиеся в песне, часто
общие и для других жанров устного народного творчества. Например,
отрицательная форма («Не сизы орлы клохочут, Не серые гуси возголосят...»)
близка к отрицательным формам в былинах.
Лирические песни
раскрывают внутренний мир человека.
Расскажут учащиеся
и о семейных, любовных, ямщицких, сатирических, солдатских песнях
и их особенностях.
Народные частушки
также станут предметом разговора на таком уроке, причем всегда найдутся
в классе школьники, умеющие их исполнять. Таким образом урок-семинар
превращается в особенный урок — урок-праздник, на котором восьмиклассники
продемонстрируют не только свои знания, но и умения, способности,
таланты.
При хорошей подготовительной
работе урок становится для школьников интересным, запоминающимся.
Подытоживая работу
школьников, учитель отметит наиболее удачные ответы, сообщения,
исполнение, вновь обратит внимание на исторические песни и предания,
на передачу в них исторических событий, предложит еще раз перечитать
предания, исторические песни к следующему уроку и подготовить ответ
на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях
и песнях?»
Виды
работы на уроке могут быть разными:
— Беседа
с учащимися дает представление о том, что запомнили они из рассказа
учителя, чтения статей учебника и дополнительных материалов.
— Индивидуальные
рассказы о различных видах народных песен.
— Конкурс
на лучшее инсценирование обрядовой песни.
— Конкурс
на лучшее исполнение песни (любовной, исторической, шуточной —
на выбор).
— Сообщения
учащихся о различных видах народных песен.
— Организация
вечера народной песни.
— Уроки
внеклассного чтения и развития речи на тему «Народные песни».
— Прослушивание
рассказа учителя о песенном жанре.
— Чтение,
осмысление и пересказ статьи учебника.
— Подготовка
докладов о песнях (обрядовых, исторических и пр.).
— Создание
иллюстраций к песням.
— Создание
сочинений на данную тему.
— Написание
собственных коллективных (от группы учащихся) песен, если такие
творческие силы есть в классе.
— Создание
частушек на школьные темы.
— Создание
инсценировок, вечеров, концертов на тему «Фольклор на уроках литературы».
|