ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития князя Александра Невского».
«Суд Шемякин»
Восьмиклассникам
предлагается вспомнить произведения древнерусской литературы, которые
знакомы школьникам по предыдущим классам («Поучение Владимира
Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» и,
может быть, другие произведения, прочитанные самостоятельно, например,
«Наставление тверского епископа Семена» в книге «Читаем,
думаем, спорим...» для 7 класса).
Учащиеся назовут
произведения, имена героев, кратко передадут сюжеты прочитанных
ранее произведений. Если учитель не уверен в том, что его питомцы
хорошо помнят материал, то стоит заранее предложить к этому уроку
повторить его, дать индивидуальные задания, подготовить школьников
к такой беседе. После беседы учитель еще раз говорит учащимся об
особенностях древнерусской литературы, о том, с какими произведениями
им предстоит познакомиться в этом году. После этой предварительной
работы восьмиклассники читают статью о древнерусской литературе,
отвечают на вопросы.
Несколько слов
учителя о воинских повестях древнерусской литературы и повести об
Александре Невском предваряют чтение текста, которое начинается
на уроке учителем и учащимися. Хорошо, если весь текст будет прочитан
на уроке. Дома школьники готовят ответы на вопросы, думают над прочитанным,
готовят рассказ о героях, выразительное чтение текста.
Тот же самый
ход работы возможен и для другого текста, включенного в учебник-хрестоматию, —
«Суд Шемякин».
Причем, если
при обсуждении первого произведения школьники расскажут содержание
прочитанного, охарактеризуют главного героя, то во время обсуждения
второго текста может быть продуктивным чтение по ролям или инсценирование,
чтобы нагляднее показать неприглядность героев, осуждающее отношение
автора к ним.
Таково общее
направление хода уроков по этим текстам. Важно, чтобы школьники
постепенно все больше знакомились с текстами произведений древнерусской
литературы, открывали для себя новых героев, учились читать и пересказывать
эти тексты, привыкали анализировать поступки героев далекой от них
эпохи, учились понимать и оценивать эти характеры, соотносить события
далекого времени с днем сегодняшним.
Обратим внимание
на то, как о сближении истории и литературы говорит исследователь
древнерусской литературы Д. С. Лихачев. Он обращает
наше внимание на то, что древнерусская литература «еще не
оценена полностью с эстетической точки зрения», и советует:
«Чтобы почувствовать этот трепет искусства в произведениях
Древней Руси, надо читать их медленно, как читали когда-то.
...Произведения древнерусской литературы следует сравнивать не с
произведениями Данте или Шекспира, а с большими эпическими поэмами
прошлого, с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией».
Об этом не только важно сказать школьникам, но и помочь увидеть,
почувствовать и эстетическую ценность текстов, и связь с фольклором
и историей.
Осмыслить, понять
характер Александра Невского (его воинские подвиги и нравственные
заслуги) помогут и самые разные картины (репродукции картин приведены
в учебнике, важно не забыть о них, рассмотреть их, подумать, так
ли учащиеся представляли себе облик Александра Невского).
Не менее интересны
для наших учащихся мысли ученого о том, как важен литературоведческий
и исторический комментарий, который помогает по-настоящему осмыслить
прочитанное, особенно если речь идет о древнерусской литературе.
«Только
всестороннее знание эпохи, — пишет ученый, — помогает
нам воспринять индивидуальное, понять памятник искусства не поверхностно,
а глубоко... Исторический, историко-культурный, историко-литературный
комментарий к памятнику — это тот словарь, с помощью которого
только и можно его читать для его всестороннего понимания».
Словом, осваивая эту тему, хорошо бы воспользоваться книгами: Д. С. Лихачев.
«Земля родная» (М., 1983); «Былины. Русские народные
сказки. Древнерусские повести» (М., 1986).
|