Литература. 8 класс. Методические советы. Из литературы ХIХ века.


ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828—1910)

«После бала»

      Одна из статей в газете «Литература» (1996. — № 6) начинается утверждением: «Рассказ Толстого «После бала» занимает прочное место во всех школьных программах по литературе. Однако, несмотря на хрестоматийность, даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних классов». Следует поэтому, опираясь на опыт предшествующих лет, учесть и наиболее современные трактовки этого произведения.

      Учитель в 8 классе, конечно, использует знания учащихся, усвоенные ими в 5 классе («Кавказский пленник») и в 7 классе (повесть «Детство»), напомнит школьникам известные им биографические сведения о Л. Н. Толстом. Во вступительном слове к данной теме следует сделать акцент на последнем периоде жизни и творчества писателя, поставив перед восьмиклассниками напрашивающийся вопрос: «Почему Л. Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?» Можно использовать при этом отрывок из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой»:

      «В «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чем-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

      Бравый полковник накануне вечером весело танцевал на балу с красавицей-дочерью мазурку, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата… Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

      Методика изучения самого рассказа утвердилась издавна и прочно. Так, в пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. Н. Салтыковой (М.; Л.: Учпедгиз, 1950) разработана система уроков по теме, ставшая на многие годы типовой. Авторы подчеркивают, что все в рассказе подчинено основной его идее — страстному протесту против насилия и лицемерия. Этому служат и композиция рассказа, и все его художественные средства. Контраст между парадной стороной жизни и ее подлинным лицом особенно сильно ощущается потому, что сцены бала и утра после бала написаны по одному плану, но насыщены резко различным содержанием.

      После вступительного слова учителя учащимся предлагается опережающий вопрос:

      — Почему рассказ называется «После бала»?

      Известно, что первоначально писатель называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец». Напоминаем ученикам и слова Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

      Определив роль рассказчика, учащиеся осмысляют самый его рассказ:

      — Каким же был в юности Иван Васильевич?

      — Какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»?

      — Как воспринимал рассказчик полковника на балу? Что во внешности полковника говорит о том, что это был действительно тип николаевского служаки?

      — В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?

      — Сопоставьте музыку на балу и в сцене экзекуции.

      — Кто и как, кроме Ивана Васильевича, воспринимает сцену наказания?

      — Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция? Как это сочетается с его настроением на балу? Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»? В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

      — Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе? Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, — омерзительное, постыдное дело?

      — Если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображен на балу?

      — Каково отношение рассказчика к тому, что он видел? Чего никак не мог понять Иван Васильевич в поведении полковника?

      — Как автор проявляет в рассказе свое отношение к изображенному?

      Авторы в неплохой методической работе в качестве идеологического довеска упрекают героя рассказа в том, что он не видит пути изменения тогдашних порядков в форме революционной борьбы с самодержавным строем. Эти издержки тогдашнего времени объяснимы, их следует учесть и при использовании других пособий по теме.

      В статье Н. В. Колокольцева в пособии «Л. Н. Толстой в школе» под редакцией В. В. Голубкова и С. М. Петрова (М.: Просвещение, 1965) дается весьма полезный обзор различных подходов к анализу рассказа методистов и учителей М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, К. А. Славиной и др.

      В сборник статей под тем же названием «Л. Н. Толстой в школе» (М.: Просвещение, 1977) помещена статья А. К. Базилевской, в которой учитываются работы М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, Г. И. Беленького, Н. В. Колокольцева. Автор напоминает, что Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. В раскрытии контраста, проясняя и усиливая его, участвует точка зрения рассказчика. Обращается внимание на неоднократное повторение рассказчиком словечка «что-то»: от «чего-то большого, черного», которое виднелось в поле, до итогового размышления: «…стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

      Многие методисты организуют групповые работы по сопоставлению контрастных элементов рассказа. Так, Н. Кулагина предлагает сравнить слова из двух основных частей рассказа, обозначающих цвет, звуки, музыку, действия, движения, чувства.

      Л. П. Филлипс предлагает план сопоставления контрастных элементов с выделением учащимися ярких деталей, подчеркивающих контраст первой и второй картин, например:

      1. Картина красивого бала. Настроение Ивана Васильевича.
      1. Безобразная картина наказания солдата. Чувства Ивана Васильевича.
      2. Обаятельный образ Вареньки.
      2. Страшный вид татарина.
      3. Привлекательный образ полковника как любящего отца.
      3. Образ полковника-палача.

      В статье С. Волкова (Литература в школе. — 1996. — № 6) представлены два варианта изучения рассказа: традиционный, с непосредственным выходом на двухчастное строение и соотнесенность этих частей и выясняющий более сложный вопрос: «Зачем Толстой вводит в рассказ повествователя?» (с привлечением материала повести «Детство», в которой рассказ тоже ведется от первого лица). Исходя из того, что основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя, задаются вопросы:

      — Как же меняются эти чувства на протяжении всего рассказа? Обратите внимание на описание предмета влюбленности — Вареньки. Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)

      — Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?

      — При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

      — Почему Иван Васильевич так резко прореагировал на событие? Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей ручкой? Какой путь избирает для себя Иван Васильевич в мире, который он не может изменить?

      — Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

      Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает». Предложим учащимся решить эту проблему на основе рассказа Л. Толстого:

      — Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?

      — Для Ивана Васильевича в его молодые годы на предмете его любви были бронзовые одежды. Что еще в этом рассказе вызывает ваш особый интерес?

      — Если о Вареньке Б. говорится, что она и в 50 лет была замечательная красавица, а рассказывается о ней восемнадцатилетней, то ясно, что с того времени прошло более 30 лет. Вспомним, что и в повести Тургенева «Ася» рассказ ведется много лет спустя после описываемых событий. Какой характер это придает повествованию?

      — Иван Васильевич был доведен сценой экзекуции до физической тоски. Его мучило, что он не понимал того, что знал полковник, если мог так поступать. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязуемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

      — Какая основная антитеза лежит в основе рассказа?


      Предлагаем вариант изучения рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (фрагменты) из опыта учителя-словесника К. А. Ремизовой1.

      1-й урок. Краткие сведения о Л. Н. Толстом, история создания рассказа.

      2, 3, 4-й уроки. Анализ рассказа, раскрытие его идейного смысла, особенностей композиции и языка.

      5-й урок. Заключительная беседа.

      На первом уроке минут пятнадцать — двадцать я отвела на сообщение кратких сведений о Л. Н. Толстом. Я рассказала о том, что Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. При этом я называла некоторые произведения: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др. <…>

      Далее я перешла к рассказу «После бала».

      Рассказ «После бала» отражает казанский период жизни юного Толстого в 40-х годах XIX века, когда он, учась в университете, отдавал много времени светским развлечениям. В Казани он знал одного полковника, который явился прототипом героя рассказа — отца Вареньки.

      Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата. Я напоминала о двадцатипятилетнем сроке службы, о бессмысленной муштре, о полном бесправии солдат, о страшном наказании — проведении сквозь строй, которое изобразил Толстой в своем рассказе.

      Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который вспоминает случай, изменивший всю его жизнь.

      Учитель делает вступление, а затем предлагает учащимся дома внимательно прочитать рассказ до конца, выписать незнакомые слова и выражения и, озаглавив две основные части рассказа, подумать над тем, какое значение имеет каждая из них.

      На втором уроке после проверки домашнего задания ученики записали краткий план рассказа:

      1. Вступление.

      2. Описание бала.

      3. После бала.

      4. Заключение.

      Анализ текста мы вели при помощи вопросов, обращенных к классу. Школьники приводили развернутые, подкрепленные цитатами ответы. В случае надобности они тут же, на уроке, обращались к тексту. Вот эти вопросы:

      1. От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Какое чувство делало его жизнь особенно прекрасной?

      2. Как рассказчик описывает Вареньку?

      Я обратила внимание ребят на исключительную яркость, выразительность нарисованного Толстым в первой части рассказа портрета Вареньки.

      3. Что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своем настроении на балу?

      4. Как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу? Какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич?

      5. С каким настроением вышел рассказчик из дому в утро после бала?

      6. Что изменило счастливое настроение рассказчика?..

      7. Как показан полковник в сцене на площади?..

      8. Какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища?

      9. В какой же части рассказа раскрывается истинное лицо полковника?

      Учащиеся делают вывод, что образ полковника раскрыт Толстым во второй части — после бала.

      Толстой показал, что приветливый, ласковый, доброжелательный в своем кругу человек, по существу, жесток и беспощаден.

      Итак, на уроке школьники еще раз прочитали наиболее значительные места, а учитель в процессе чтения разъяснил отдельные слова и выражения.

      Далее ученики получили домашнее задание: подготовить подробный пересказ двух центральных частей рассказа, причем в первой части выделить описание бала, Вареньки, полковника, танцующего мазурку с дочерью, настроение рассказчика на балу, а во второй части — сцену наказания татарина и облик полковника.

      Третий урок начался опросом учащихся. В соответствии с заданием пересказы были подробными. Учащиеся, когда это было необходимо, с места дополняли отвечавших.

      Затем я спросила: какую же часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла?

      Несомненно, ту, в которой изображен эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, где раскрыто подлинное лицо полковника.

      Эта часть особенно сильна и убедительна в сопоставлении с первой. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика.

      Контрастности автор достигает средствами языка. Привлекаю внимание класса к тому, как передает Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его все нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

      Учащиеся делают наблюдения над языком первой части произведения.

      Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и ее в одном нежном умиленном чувстве», которое, все нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал… весь мир своей любовью».

      Учащиеся делают пометки в тексте, а дома записывают подчеркнутые места в тетрадь, страница которой озаглавлена так: «Язык рассказа «После бала». Тетрадь разделена на две колонки с подзаголовками: «На балу» и «После бала».

      На четвертом уроке восьмиклассники читают выписанные ими цитаты из первой части рассказа, после чего переходят к наблюдениям над языком второй части: характерные образцы они отмечают в тексте и тут же записывают их в правой колонке страницы тетради.

      Школьники убеждаются в том, что для изображения сцены наказания татарина, изменившей не только настроение Ивана Васильевича, но и всю его жизнь, Толстой отобрал иные, чем в первой части, языковые средства.

      Музыка на площади другая: жесткая, неприятная, визгливая мелодия, все время повторяющаяся.

      Образ Вареньки в белом платье с розовым поясом, грациозной, с ласковыми глазами, сияющим лицом заслоняют: кузнец в засаленном полушубке, солдаты в черных мундирах, спотыкающийся, корчившийся человек с лицом, сморщенным от страдания, его спина — «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Это наказываемый за побег татарин, а рядом с ним — отец Вареньки со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но он уже не тот, что на балу: ничего не осталось от приветливого, милого члена общества, нежного отца. У него гневный голос, он хмурится грозно и злобно, сильной рукой бьет по лицу испуганного, малорослого, слабого солдата.

      Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.

      Далее учащиеся получают задание приготовить дома характеристику полковника, пользуясь для этого текстом рассказа.

      На последнем, пятом, уроке мы слушаем подготовленные характеристики. Учащиеся хорошо поняли задание. Они следовали контрастной композиции рассказа (полковник на балу и после бала), характеристику полковника подкрепляли выразительными цитатами, а в конце своих сообщений делали вывод, соответствующий идейному смыслу изучаемого рассказа.

      Во второй половине урока мы остановились на заключительной части рассказа: на отношении рассказчика к описанному событию.

      Переживания Ивана Васильевича, вызванные сценой наказания, сильны и глубоки. Так может переживать честный, добрый человек, который испытывает отвращение к жестокости и насилию. Для себя лично Иван Васильевич сделал выводы. Утро после бала изменило его жизнь: он не женился на Вареньке. «Любовь пошла на убыль», потому что, видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника на площади. Он не пошел служить в армию, как хотел прежде, и не служил вообще, боясь быть вынужденным принимать активное участие в насилии. Но он не сделал вывода, что с насилием надо бороться, а считал, что если полковник и другие совершали его с таким сознанием необходимости и своей правоты, то они знали что-то такое, что не знал он.

      Подготовленные учащимися устные характеристики были закреплены домашней письменной работой на тему «Изображение полковника на балу и после бала в рассказе Л. Н. Толстого».

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860—1904)

«О любви»

      Рассказы А. П. Чехова появляются на уроках уже в начальной школе. По данной программе учащиеся знакомятся с рассказами «Хирургия» в 5 классе, «Лошадиная фамилия» в 6 классе, «Хамелеон», «Злоумышленник» в 7 классе, «Пересолил», «Тоска», «Размазня», прочитанными самостоятельно, «О любви» в 8 классе.

      В учебнике рассказ Чехова «О любви» поставлен рядом с бунинским рассказом «Кавказ». Проблема любви, любовного треугольника — вечная проблема и жизненная ситуация, которая рассматривается во многих классических произведениях и часто встречается в жизни. Сложность этой проблемы необычайна, поэтому важно, чтобы в классе школьники могли задуматься над ней, высказать свое отношение, с чем-то поспорить, с чем-то согласиться, а главное — понять авторскую мысль. Приведем несколько фрагментов из работ восьмиклассников учительницы В. А. Болдиной (школа № 1666 Москвы).

      1. «Читая рассказ Чехова «О любви», я невольно задумалась над тем, как я отношусь к главному герою — Алехину. Нельзя отрицать, что он человек честный, поскольку приехал в деревню и начал работать, чтобы уплатить долг своего отца. Но постепенно Алехин начал опускаться… Случалось, что он засыпал в сарае или в сенях. К тому же ему не нравилось вести сельское хозяйство, он делал эту работу «не без некоторого отвращения».

      Когда Алехин влюбился в Анну Алексеевну… он показал себя с лучшей стороны: не стал разбивать счастливую семью…»

      2. «…Герой влюбился в Анну Алексеевну… Это поставило его в сложную ситуацию. Он стал пленником своих бесконечных размышлений, боялся открыть чувство любви самому себе, боялся, что все это выльется наружу и создаст кучу неудобств. Он не мог разрушить семью, предать дом, в котором ему верили и где его любили. Даже когда он понял, что все то, что мешает ему любить, ненужно, мелко и обманчиво, Алехин мог оставить все, погнаться за своей любовью, но он этого не сделал. Несмелость и нерешительность помешали его любви.

      Нет, я не обвиняю этого героя, мне жаль его… Как много нужно человеку времени и душевных сил, чтобы осознать, что любовь превыше всего…»

      3. «…Перед расставанием с Анной Алексеевной Алехин понял, как были мелочны все доводы, которые он приводил против любви к Анне Алексеевне…

      Мне кажется, что в этом и заключается мысль писателя…»

      4. «…Я думаю, что совместная жизнь А. А. и Алехина все равно бы не сложилась… Общество не приняло бы их союз и отвергло бы эту пару… и я не исключаю трагического финала этой истории, если бы герои поступили иначе, чем это было в рассказе…»

      5. «…У меня сложилось впечатление, что любовь Алехина к Анне Алексеевне была наваждением. Образ жизни Алехина доказывает это: его беспросветные трудовые будни, в силу сложившихся обстоятельств, пробудили в нем желание любви и нежности, чего ему так не хватало. Знакомство с семьей Лугановичей внесло свежую струю в его жизнь… Алехин думал, почему эта женщина не встретилась ему в свое время. Но что он мог ей дать? Его образ жизни не позволял предложить ей что-либо лучшее…»

      Как же лучше построить уроки по этой теме?

      Началом разговора с учащимися по этой теме будет повторение предыдущего материала, прочитанного и усвоенного школьниками. Сообщения восьмиклассников о Чехове, пересказы текстов чеховских произведений, характеристика героев, чеховский юмор откроют уроки по этой теме.

      Учитель дополнит их высказывания, оценит работу учащихся, подчеркнет, что впервые им предлагается рассказ Чехова о любви (их прежнее чтение было связано с юмористическими произведениями).

      Восьмиклассникам предлагается разобраться в сложнейших отношениях между людьми. В рассказе сосредоточены мысли о любви, страдании, сочувствии, осуждении нерешительности и бездействия. Все это — тонкие понятия человеческого общения. Помочь подойти к авторскому осмыслению проблем, разобраться в них — задача учителя и учащихся. В следующем, девятом классе им предстоит познакомиться с более сложным сюжетом рассказа «Анна на шее».

      Постижение рассказа «О любви» будет в большей степени подготавливать школьников к восприятию сложнейших ситуаций этого произведения.

      Основные трудности в восприятии и осмыслении рассказа «О любви» в том, что мнение восьмиклассников основывается прежде всего на чувстве справедливости, сострадании, благородстве. Именно поэтому большинство учащихся считают, что герои поступили правильно, скрывая свои чувства, не поддаваясь им, сохраняя семью и ее спокойствие.

      Школьники читают статью о Чехове, сам рассказ, готовят ответы на вопросы учебника, стараются осмыслить прочитанное произведение.

      На следующем уроке школьники пересказывают статью о Чехове, отвечают на вопросы, кратко пересказывают текст произведения, выступают от лица одного из героев, участвуют в викторине, в которую включаются вопросы по всем изученным произведениям Чехова. (Какой рассказ так начинается...? Какой рассказ так завершается...? Какой герой так сказал...? И т. д.)

      Работа восьмиклассников завершается итоговым словом учителя, который еще раз вместе с учащимися рассуждает о том, чему посвящен рассказ, какой теме, каким героям. На чьей стороне автор? Почему с такой грустью и безысходностью звучит концовка?

      Над чем предлагает задуматься автор? В чем смысл концовки? Дома школьники еще раз перечитывают рассказ, стараясь письменно ответить на вопросы: «Кто прав и кто виноват в безысходности ситуации?», «Правильно ли поступили герои?» (на выбор).

      Обратим внимание на высказывание литературоведа В. И. Коровина, подготовившего этот рассказ к изданию в издательстве «Детская литература»:

      «Рассказ «О любви», составивший вместе с рассказами «Крыжовник» и «Человек в футляре» «маленькую трилогию», посвящен одной из «вечных» тем. Поэтому в нем особенно чувствуется настроенность писателя на философский лад. Что же такое любовь? — словно бы спрашивает себя Чехов-писатель. Однако его не устраивает абстрактное, отвлеченное рассуждение. Про любовь, считает он, можно лишь сказать, что «тайна сия велика есть». И такое суждение есть подлинная и неоспоримая правда. Чтобы все-таки приблизиться к пониманию того, что же представляет собой любовь и почему она оказывается возможной даже при несходстве характеров и при разности и несовпадении душевных качеств, нужно, говорит Чехов-доктор, «индивидуализировать каждый отдельный случай». Сначала писатель суживает разговор до особенностей, своеобразия «русской любви», которая, с одной стороны, состоит в романтизации чувства, в поэтизации его («украшают розами, соловьями»), а с другой — в проверке любви рациональными и даже «низкими», меркантильными соображениями («почем говядина за фунт?»). Между тем любовь — чувство бескорыстное, не терпящее рациональных вопросов, не поддающееся власти рассудка. Рассудочные вопросы убивают любовь. При этом вопросы далеко не праздные, а глубоко нравственные. История, о которой повествуется в рассказе, связана с хорошими, честными и благородными людьми. Ими овладели и подчинили себе и обстоятельства, и внутренние, личные причины, которые герои рассказа не в силах переступить. Суть чеховского рассказа состоит не в том, как надо практически повести себя в сложившихся условиях. Чехов не дает одинакового и годного для всех случаев или только для этого случая рецепта. Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Любовь в таком понимании выше всего на свете, она не нуждается в логических, рассудочных подпорках. В ней самой заключено ее оправдание. Драматизм ситуации, нарисованной Чеховым, и заключается в том, что герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений о любви».

      Дома восьмиклассники самостоятельно читают рассказ «Шуточка», готовят пересказ или отзыв на этот рассказ.


      1 Литература в школе. — 1953. — № 4.

<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>