ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ
Изучение творческого пути писателя, прозаических и стихотворных произведений, включенных в программу, даст учащимся старших классов богатый материал для развития их мышления и речи.
В программе по литературе для 9 класса названы основные виды устных и письменных работ, требования к знаниям и умениям учащихся. Учителю важно обратить внимание на то, что повторяется из видов работ и требований, с тем чтобы работа в этом направлении не была приостановлена, а продолжалась в связи с новым, более серьезным материалом, что появилось из требований к учащимся впервые. Например, к отработке выразительного чтения художественных и научно-популярных произведений добавим требования выразительно читать публицистические произведения. Сложнее становится рассказ о писателе в форме сообщения, доклада, лекции. Появляются навыки работы над тезисами и конспектом прочитанного. Значительно расширяется диапазон для подготовки и написания рецензий, сообщений, рефератов, докладов. Школьники пишут сочинения, рассуждения проблемного характера, характеристики героев (индивидуальные, групповые, сравнительные). На уроках русского языка широко практикуются публицистические сочинения на свободные темы и др.
Учителю важно постоянно следить за тем, насколько основательно школьники пополняют запас своей лексики, совершенствуют стиль речи, обогащают интонационный строй высказываний благодаря прочитанным и обсужденным произведениям того или иного писателя, насколько хорошо представляют себе вклад каждого автора в развитие русского литературного языка, как отражается это представление и знание на подготовленных устных и письменных сочинениях.
Основное время, естественно, уходит на написание сочинений. Однако часть уроков литературы по теме можно уделить развитию, совершенствованию и обогащению устной речи при повторении темы или подготовке письменного сочинения.
Суммированный материал даст возможность собрать воедино суждения о том, какой вклад внес писатель или поэт в развитие русского литературного языка, каковы высказывания современников (критиков, писателей) о языке и стиле его произведений. В раздел «Будьте внимательны к слову» или «Развитие речи» важно собрать наиболее характерные высказывания писателя, которому посвящена глава, о русском языке, его особенностях. Полезно дать вопросы, задания на знание изученного материала.
Такой курс может быть создан и самим учителем. (См. спецкурс «На подступах к риторике» В. Я. Коровиной. — М., 1996, и книгу «От упражнений к системе развития устной речи». — М., 1996.) Разумеется, мы имеем в виду, что не каждый учитель сможет (особенно в первое время) выполнить с учащимися в классе все виды предлагаемых нами заданий. Часть из них может быть выполнена школьниками дома, самостоятельно. Кроме того, со временем, привыкнув к подобной работе, старшеклассники, несомненно, справятся с ней в более короткие сроки, если найдут в ней интерес и пользу для совершенствования собственной речи. Этому поможет и чтение вслух небольших статей, популярных книг о языке, например: Л. Боровой «Язык писателя», «Путь слова», К. Чуковский «Живой как жизнь».
Первое занятие строится на материале изученной темы «Слово о полку Игореве». Организуя такой урок или его часть, учитель вместе с учащимися готовит к нему иллюстрации В. Фаворского, И. Билибина, картину В. Васнецова, иллюстрации художников Палеха, различные издания «Слова...», ученические работы, подготовленные в процессе усвоения этой темы (сочинения, рисунки, тексты сообщений и докладов, планов, конспектов). Так, многие учителя при изучении этой темы готовили вместе с учащимися карточки для индивидуальной работы, альбомы с собственными рисунками, сочинениями на самые разные темы по «Слову о полку Игореве», использовали фонозапись увертюры к опере «Князь Игорь». Все это помогало сделать уроки интересными, живыми, способствующими организации психологической ситуации речевого общения.
На предыдущем уроке литературы учащимся необходимо дать задание повторить текст «Слова...», подумать над его словарем, подготовиться к выразительному чтению, пересказам, сопоставить разные переводы «Слова...» и пр. — все это сделает более насыщенным занятие по развитию речи на основании изучения этой темы.
Занятие начинается со вступительного слова учителя о том, какое огромное значение имел этот памятник для развития русского литературного языка, чем он интересен, как его автор использует военную, феодальную, земледельческую лексику, как сильна поэтическая выразительность «Слова…», которая приучала, по выражению известного исследователя древнерусской литературы Д. С. Лихачева, любить русскую обыденную речь, давала почувствовать красоту русского языка в целом.
Три или четыре человека выразительно читают статью, построенную по книге Д. С. Лихачева «Устные истоки „Слова о полку Игореве“». Школьники выполняют задание по составлению цитатного плана статьи.
Цитатный план статьи «Устные истоки „Слова о полку Игореве“» 1.
1. «...Устная русская речь XI—XII вв. определила поэтическую систему „Слова о полку Игореве“».
2. «Язык и действительность переплетались в средневековой Руси тесным образом».
3. «...В Древней Руси мы обнаружим значительные явления, которые служили неиссякаемым родником поэтической образности...»
4. «Образы земледельческого труда всегда привлекаются автором „Слова...“ для противопоставления войне».
5. «Поэтическая выразительность „Слова...“ тесно связана с поэтической выразительностью русского языка в целом».
6. «...„Слово...“ приучало любить русскую обыденную речь, давало почувствовать красоту русского языка в целом».
Чтение статьи, составление и обсуждение плана будут содействовать последующей работе — четко и верно передать содержание этой статьи в устном пересказе, закрепив ее содержание и, главное, — приучаясь передавать содержание научно-популярных, публицистических, теоретических статей, текстов.
Как бы продолжая и развивая мысли, прозвучавшие в чтении и пересказах школьников, идет словарная работа, например: как вы понимаете слова, выражения «заострил сердце свое мужеством», «изронил золотое слово»? Текст подбирается как учителем, так и школьниками. Как вы понимаете слова «по-стародавнему», «по замышлению», «персты», «каленым» и пр.? Подберите синонимы к словам «приуныли», «скорбный», «обильный», «худая пора» и т. д.
Введите в предложения собственной конструкции слова «скорбный», «давние времена», «рокотали», «возлагал», «величать», «запричитала», «воспевал».
Учащиеся находят имена в тексте «Слова...», часто встречающиеся и сегодня, — Владимир, Олег, Борис, Ольга, Роман, Вячеслав, и имена, встречающиеся сегодня гораздо реже, — Ростислав, Глеб и др. (из ответов девятиклассников школы № 9 г. Рассказово Тамбовской области. Учитель В. А. Лемещенко).
Кроме того, и сами учащиеся готовят к словарной работе свои вопросы, например: «Какие слова из перечисленных... и в каком контексте могут быть употреблены сегодня?» и др. Школьники находят и объясняют особую роль эпитетов, сравнений. Приведем некоторые примеры из ответов московских школьников:
«Автор „Слова...“ скуп на эпитеты, но зато употребленные им слова поразительно метки. Сравните, например, такие эпитеты: „жемчужная душа“, „теплые туманы“, „живые струны“. Первый эпитет связан со всеми картинами повествования о князе Изяславе Васильковиче... Струны Бояна „живые“ — этим подчеркивается искусство игры Бояна, они как бы сами рокочут славу. Искусная игра всегда производит впечатление полной непосредственности, инструмент как бы оживает в руках мастера...»
Работа с заданиями (подготовить и прочитать выразительно начало трех первых абзацев текста «Слова...») побуждает школьников дать варианты различных интонаций при чтении этих фрагментов, затем показать, как может звучать прямая речь в обращении Всеволода к Игорю и в слове Игоря к своей дружине.
Так же интересно и с большой пользой для интонационного обогащения речи учащихся проходит работа с чтением диалогов по ролям: «Донец и князь Игорь», «Кончак и Гзак» (диалоги невелики по объему, но важны для текста «Слова...» и не так легки для чтения девятиклассникам). Это чтение может быть в некоторой степени и инсценированным, что впоследствии обсуждается коллективно (подчеркиваются недостатки и достоинства, удачи в чтении).
Пересказы учащихся, подготавливаемые с определенными заданиями (включить опорные слова, использовать диалоги, передать близко к тексту монолог того или иного героя, подчеркнуть определенный пласт лексики и пр.), также не так просты для девятиклассников, впервые встретившихся с текстом памятника древнерусской литературы. Пересказы рецензируются учащимися и учителем. Особенно целесообразно взять для пересказов и описания природы, и начало второй битвы, и другие фрагменты текста, избранные учителем или школьниками.
Выразительное чтение плача Ярославны. Важно, чтобы на уроке развития речи было проведено конкурсное чтение этого отрывка текста. Во многих классах при этом учащимися были использованы различные переводы (при прослушивании оценивается выразительность, верность интонаций, передающих особое настроение и чувства героини «Слова...»). Полезно провести работу на рассматривание и обсуждение иллюстраций (см. «Иллюстративный раздаточный материал по литературе для 8 класса», авт. В. Я. Коровина, Т. К. Молчанова. — М., 1983) (сами иллюстрации и текст к ним).
При этом важно обратить внимание на то, как в изобразительном материале и при чтении учащихся обыгрываются, используются, интонируются такие слова, как «лада», «кличет», «молит», «величать», «облик», «кровавые раны», «улетят, развеются туманы», «на стене рыдая», «полная печали» и др.
Приведем небольшие высказывания (фрагменты) учащихся о плаче Ярославны:
«В плаче Ярославны отразился плач русских женщин по погибшим воинам: их скорбь, тоска... Как бы в ответ на ее мольбу „взыграло море“, и Игорь бежал из плена. Тема Ярославны и Игоря — вторая тема „Слова...“. Она противопоставлена войне, теме войны... В своем плаче Ярославна умоляет, молит вернуть ей мужа. Она обращается к Солнцу, к Днепру, упрашивает Ветер „лелеючи“ вернуть ей мужа...». «В плаче Ярославны слышится песенность, грусть, ласка, печаль, заботливость и скорбь, любовь и надежда. У Билибина и Фаворского Ярославна именно такая, какой ее изобразил автор „Слова...“, мне ближе и понятнее Ярославна в изображении Билибина. Она у него нежнее, моложе, милее...»
Другим школьникам нравится Ярославна в изображении Фаворского, третьим — в изображении художника Палеха...
Причем иногда, отстаивая свой «выбор», они ссылаются на одежду, общий фон, облик героини или позу, отражающую ее чувства, и т. д.
Вся эта работа суммирует знания учащихся, помогает им глубже проникнуть в замысел автора «Слова...» и вместе с тем оттачивает умения сформулировать вопрос и ответ, выстроить монологическое высказывание, принять участие в различных видах чтения и пересказа фрагментов текста, прочнее усвоить лексику и свободнее ввести ее в обиход собственной речи.
Темы сочинений могут вбирать в себя или главные идеи всего произведения (например: «Патриотическое звучание „Слова о полку Игореве“»), или содержать рассказ об одном из героев (например: «Поэтический образ Ярославны»), или сообщение об устных истоках «Слова о полку Игореве», или суждение о картине, иллюстрации. Возможна и более сложная работа — подготовка киносценария или кинокадров к «Слову...», например по теме «Плач Ярославны»:
№ кадра |
Дикторский текст |
Зрительный ряд |
1 |
На Дунае Ярославны голос слышится, чайкою неведомой утром рано стонет... |
Видны широкие просторы Дуная. Вдалеке — фигура Ярославны... |
2 |
«Полечу я чайкой по Дунаю, смочу рукав я белый во Каяле-реке, утру князю кровавые раны на могучем его теле...» |
Ярославна простирает руки... Вся ее фигура и лицо выражают грусть и скорбь, горе и мольбу... 2 |
Словом, работа по развитию речи поможет углубиться в текст произведения, осознать его значение, прочувствовать его красоту в процессе чтения, пересказа, при создании устных и письменных сочинений по данной теме.
Второе занятие по развитию речи организуется после изучения обзорной темы по литературе XVIII века (творчество М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева). К уроку (или его фрагменту) школьники готовят наглядные пособия, различные издания книг, биографические и литературоведческие источники об этих авторах, портреты, изображения памятников писателям, иллюстрации к их произведениям, написанный на ватмане или на доске текст:
«В продолжение XVIII века ново-русская литература выработала тот звучный богатый язык, которым мы обладаем теперь; язык гибкий и могучий, способный выражать и самые отвлеченные идеи...» (А. И. Герцен).
Именно эти слова и будут началом вступительного слова учителя к этому занятию по развитию речи. Учитель коротко расскажет и покажет на примерах значение писателей и поэтов XVIII века в обогащении литературного языка (примеры из произведений, высказывания о личности писателя, его вкладе в развитие литературного языка, об особенностях стиля и лексики его произведений и пр.).
Можно организовать работу учащихся по группам. Например, одна группа читает вслух материалы, отвечает на вопросы и выполняет задания, связанные с М. В. Ломоносовым, другая — с Г. Р. Державиным, третья — с Д. И. Фонвизиным и т. д.
Затем идут рассказы о жизни и творчестве каждого писателя (кратко), о его вкладе в развитие русского литературного языка, подтверждая основные положения примерами из произведений (подробно), учащиеся рассматривают и обсуждают портреты писателей, иллюстрации к их произведениям.
Важно при этом, чтобы на уроке был задействован каждый, т. е. текст читают по абзацам, добиваясь запоминающегося выразительного чтения. Каждый ученик задает вопросы, отвечает на них, читает текст, пересказывает, выполняет задания и пр.
Читаются стихотворные и прозаические отрывки из произведений этих авторов, обсуждается качество чтения, особенности, достоинства и недостатки. И здесь одна группа выполняет всю работу (читает, пересказывает, отвечает на вопросы, выполняет задания), другая выступает в роли рецензентов, затем меняются местами, когда речь идет о другом писателе.
В заключение учителем подводится итог работы всего класса и каждого ученика в отдельности. На занятии возможны и демонстрация диафильмов с последующим обсуждением: «Державин и его время», «Д. И. Фонвизин и его комедия „Недоросль“», прослушивание звукозаписи актерского чтения произведений этих авторов с последующим обсуждением.
Третьим занятием по развитию речи может стать тема второго обзора (Крылов, Карамзин, Жуковский, Рылеев).
Предварительно попросим школьников прочитать фрагменты из произведений включенных в обзор авторов. Оформление класса — портреты, иллюстрации, выставка книг, высказывания о языке. Начинается урок-занятие (или его часть) вводным словом учителя о писателях и их роли в развитии русского литературного языка.
Словарная работа, в процессе которой школьники дают объяснение слову, вводят это слово в предложение, готовят вопросы и ответы викторинного характера, когда по отдельным диалогам, репликам, описанию портретов героев угадывается автор, произведение.
Приводятся отдельные крылатые выражения из басен Крылова, фрагменты из стихотворных произведений Жуковского и Рылеева, школьники рассматривают и обсуждают портреты, иллюстрации.
Затем конкурсное чтение произведений этих авторов и рассказы о жизни и творчестве писателей и поэтов этого периода с последующим обсуждением чтения и рассказов (сообщений, докладов).
Дома школьники повторяют этот материал, читают другие произведения этих писателей и поэтов, статьи о них литературоведов и книги из серии «Жизнь замечательных людей».
Четвертое занятие по развитию речи посвящается теме «А. С. Грибоедов. „Горе от ума“». Желательно подобрать портреты писателя, скульптуры (изображение памятника Грибоедову скульптора Мануйлова, архитектора А. Заварзина), иллюстрации П. Соколова, Д. Кардовского, звукозапись актерского чтения, диафильм «А. С. Грибоедов и его комедия».
С рассказа-доклада или нескольких сообщений о жизни и деятельности замечательного драматурга и блистательного государственного деятеля начнут урок сами учащиеся и, подводя итог изученного на предыдущих уроках литературы, подходят к самой теме данного занятия.
Учитель обобщит их выступления, сообщит о том, насколько серьезен вклад писателя и в развитие литературного языка.
Девятиклассники читают вслух высказывания Белинского, Пушкина, Гончарова, поясняя, как они понимают то или иное высказывание, вспоминают текст комедии, находя в нем подтверждение этим суждениям. Завершается эта работа рассказом учащихся о вкладе Грибоедова в развитие литературного языка.
Далее школьники характеризуют героев на основании их речи, ее особенностей, читают по ролям избранные заранее сцены комедии, определяют по тем или иным примерам, какому герою принадлежат слова.
Монологические высказывания прозвучат на занятии, когда будут рассказывать о памятнике и портретах писателя, об иллюстрациях к комедии «Горе от ума». Наряду с этим можно провести, заранее дав задание школьникам, рецензирование (устное или письменное) спектакля или фильма, поставленного на основе текста комедии. Приведем в качестве примера ответ учащихся школы № 35 г. Тамбова (учитель В. П. Федосов):
«Мы смотрели фильм-спектакль по комедии „Горе от ума“», поставленный в Малом театре. Нам кажется, что это лучшая постановка комедии в театре. Она дает самое непосредственное представление о комедии Грибоедова. Очень интересно показаны нравы и обычаи Москвы 20-х годов прошлого века, интересы московского барства. Тщательно и интересно продуманы декорации, костюмы героев. Прекрасно подобран коллектив актеров. Неизгладимое впечатление производит М. Царев в роли Чацкого. Не совсем удачно, на наш взгляд, актриса сыграла роль Софьи. В целом же спектакль живой, по праву, как нам кажется, вошедший в классику русской драматургии...»
Завершается урок рассмотрением и обсуждением двух вариантов плана к сочинению «Бал в доме Фамусова». Школьники сравнивают планы, объясняют разницу между ними, пробуют осветить устно некоторые пункты плана, рассказывают, какой материал необходим для ответа на каждый пункт. Дома или на следующем уроке учащиеся продолжают работу по подготовке сочинения на эту тему.
Пятое занятие посвящается развитию речи учащихся на материале пушкинских произведений. К нему, как и к предыдущим занятиям, необходимо заранее подготовиться учащимся самим, повторив изученный материал, и продумать оформление класса для этого занятия: портреты А. С. Пушкина — Кипренский, Тропинин, Гейтман, Фаворский, фотографии памятников (особенно работы Опекушина), иллюстрации к «Евгению Онегину» (Кузьмин, Добужинский, Микешин, Кардовский, Репин), отобрать лучшие доклады, подготовленные школьниками на эту тему.
Начинается урок небольшими докладами школьников о Пушкине, его творчестве. Учитель подчеркнет особую роль Пушкина в развитии русского литературного языка.
Затем несколько учащихся читают текст, посвященный этому вопросу, цитаты, высказывания об особенностях языка, закрепляя материал в процессе обсуждения.
Словарная работа строится по таким примерным вопросам: какой пушкинский герой использует в своей речи пословицы и поговорки? С какой целью и что этим подчеркивает автор? Объясните выражение... Как вы понимаете слово... и что оно обозначало в пушкинские времена? Можно ли это слово использовать сейчас? В каком контексте?
Монологическая речь учащихся звучит при обсуждении изобразительного материала (в рассказах учащихся о портретах, памятниках, иллюстрациях, при обсуждении актерского чтения, в отзывах на фильмы, кинофрагменты). Вот как начался разговор об иконографии и иллюстрациях в школе № 35 г. Тамбова:
«...Перед нами несколько портретов Пушкина, сделанных художниками в разное время (Кипренским, Тропининым, Гейтманом, Фаворским). Давайте рассмотрим их внимательно и скажем, какое представление складывается у нас об облике поэта, есть ли общая направленность у художников в создании образа поэта...
Рассмотрим рисунки А. С. Пушкина и иллюстрации художника Н. Кузьмина к роману „Евгений Онегин“. Какими видят художник и А. С. Пушкин героев романа? Совпадают ли эти иллюстрации и рисунки поэта с вашими представлениями о героях? Какие из них кажутся более близкими к тексту романа?..»
Учащиеся внимательно рассматривают изобразительный материал, думают, рассуждают, находят наиболее близкий к иллюстрациям текст, приводят воспоминания о поэте. Их ответы различны, своеобразны, не совпадают точки зрения, а это рождает не просто спор, но и желание обосновать свое суждение. Приведем несколько примеров высказываний учащихся:
«...У Кипренского Пушкин в модном фраке, через плечо перекинут плащ. Портрет поэта явно парадный: взгляд устремлен вдаль, немного рассеян... он будто слышит звуки, понятные только ему одному. Пушкин здесь человек и в то же время гений, поэт... Тропининский портрет проще... Пушкин в халате, на шее повязан платок, весь облик более мягкий, домашний, близкий... Это портрет для друзей. Но и этот портрет передает особое очарование поэта... Эти портреты стали известными и близкими всем. Очевидно, и художники отталкиваются от них, как от эталона, в изображении Пушкина...»
«...На иллюстрации Н. Кузьмина первое свидание Татьяны и Онегина в саду... В саду тихо... шелестят листья... Особое настроение, особая настороженная тишина... В глубине сада виднеются две фигуры — Татьяна и Онегин. Татьяна — ее фигура передает тревогу, неуверенность, страдание...
Сквозь слез не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его... |
У Онегина — важная поза, он любуется собой...
Не всякий вас, как я, поймет,
К беде неопытность ведет... |
Я именно так представлял себе сцену первого свидания...»
«...На этой иллюстрации изображена сцена последнего свидания Онегина и Татьяны... Казалось бы... Татьяна — хозяйка положения... Но она любит Онегина, страдает:
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей... |
Татьяна держится с достоинством. Онегин — поникший, подавленный. ...Думаю, что эта сцена изображена правильно, но я ее вижу не такой... Я бы придала Татьяне более горделивую осанку... Прошли годы, а она все смиренная девочка?..»
«...Но она же его любит... и потом, почему она должна быть какой-то горделивой?.. Что-то изображать, она же умна...» (Из ответов школьников.)
Настроить на раздумья, размышления могут, например, возможные формулировки устных и письменных сочинений. Проанализируйте одну из тем, имея в виду вопросы: какой материал должен быть отобран, каким может быть примерный план к нему, о каких героях, событиях необходимо рассказать, раскрывая тему, и пр. («Пушкин —певец свободы», «Дружба и любовь в лирике Пушкина», «Русская природа в стихотворениях Пушкина», «Портреты Пушкина», «Произведения Пушкина в живописи и музыке», «Лирический герой романа „Евгений Онегин“», «Онегин — Ленский», «Татьяна — Ольга», «Русская природа в романе „Евгений Онегин“», «„Евгений Онегин“ — энциклопедия русской жизни»).
Шестое занятие организуется после изучения темы «М. Ю. Лермонтов». К этому уроку класс повторяет материал, готовит выставку работ, иконографию, книжную выставку, фрагменты фильмов «Лермонтов и его время», «М. Ю. Лермонтов» или диапозитивы «М. Ю. Лермонтов», «Герой нашего времени», записи актерского чтения из фонохрестоматии, необходимые заготовки к словарной работе, портреты и изображения памятников поэта (Заболотский, Опекушин), иллюстрации к произведениям (М. А. Врубель, В. А. Серов и др.).
Такая подготовительная работа настроит учащихся на занятие по развитию речи, на интересную и многоплановую работу с текстом, со словом.
Начать урок можно с рассматривания портретов, изображений памятников Лермонтову (Бродский, Опекушин, Заболотский, автопортрет и др.). Как запечатлен облик поэта? Каким его представляли себе современники, каким представляем Лермонтова мы? Устно описывают портрет поэта школьники, рассматривают и обсуждают портреты, иллюстрации к произведениям и от этого переходят к монологическим рассказам-докладам о поэте и его творчестве.
Учитель продолжает эти высказывания, подчеркивая вклад Лермонтова в развитие литературного языка, рассматриваются особенности стиля его произведений.
Словарная работа помогает глубже понять текст, ввести в свою речь новые слова. Важно проследить за тем, как школьники не только объясняют слово в лермонтовском контексте, как осмысляют предложение, диалог, монолог, описание портрета, пейзажа, но и как оценивают художественные особенности лермонтовского текста. Лаконичность, точность прослеживается и в бытовых описаниях: «Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель» («Тамань»). «Простоту и сдержанное употребление метафор, — говорят школьники, — мы видим и в описании природы: „Гора курилась: по бокам ползли легкие струйки облаков, а на вершине лежала черная туча, такая черная, что на темном небе она казалась пятном“» («Бэла»).
Постепенно учащиеся переходят и к письменным работам. Приведем некоторые фрагменты подобных работ:
«Портрет М. Ю. Лермонтова художника Пастернака запечатлел в поэте глубокую грусть, благородное негодование... т. е. кажется, что многие чувства удалось отразить художнику. Глядя на этот портрет, вспоминаешь „Думу“ Лермонтова, „Печально я гляжу на наше поколенье...“».
«...С портрета Лермонтова работы К. Горбунова смотрит на нас сильный, гордый человек... Во взгляде видно нежелание примириться с действительностью... Кажется, что вот-вот этот человек бросит вызов обществу, царю. На челе — мужественная грустная мысль».
«...Мне очень нравится памятник Лермонтову Опекушина в Пятигорске. Фигура поэта, его взгляд говорят о том, что он строгий судья и гражданин своего времени. Смотришь на поэта — он в то же время становится понятным, близким, родным и нам. Этот памятник сооружен за счет народных пожертвований в 1889 г. Фигуру Лермонтова на гранитном постаменте мы видим склоненной на выступ скалы и пристально смотрящей вдаль, на величественный Кавказ, который был для него „жилищем вольности...“»
«...Гравюра „Мцыри“ Ф. Константинова дает нам идеализированный образ. Глубокое чувство преклонения вызывает она перед борющимся героем, не знающим страха. Чувствуется его исполинская натура, могучий дух... Об этом говорят его глаза, жесты...»
«Иллюстрация М. Врубеля „Дуэль Печорина с Грушницким“ передает драматическую ситуацию. Кажется, что все мучительные вопросы проносятся перед героями: „Зачем жил? Для какой цели родился?..“»
В конце урока учащиеся обсуждают план сочинений «Мое отношение к Печорину», а дома каждый готовит сочинение на одну из тем.
Седьмое занятие по развитию речи организуется после изучения произведений Н. В. Гоголя. К этому занятию готовятся все учащиеся класса по прежней схеме — повторение материала, подготовка выставки иллюстраций.
Учитель напоминает в начале урока о целях и задачах занятия, об особенностях жизни и творчества писателя, его вкладе в развитие литературного языка; школьники продолжают эти рассказы, отмечая внимание писателя к языку героев, к русскому языку в целом. Затем читаем собранный материал (высказывания самого писателя, его современников и пр.).
Приведем в качестве возможного примера сообщения с уроков московских и тамбовских школ:
«...Н. В. Гоголь продолжил огромную работу Пушкина по сближению литературного языка с живой разговорной речью. Ему принадлежит патриотическая оценка могущества и богатства русского языка в статье „Несколько слов о Пушкине“ и в „Мертвых душах“. В последующие годы он провел большую работу по составлению словаря русского языка.
Тайна прозы Гоголя заключена в музыке его произведений.
Многочисленны высказывания писателя о русском языке. Вслушаемся в одно из них: „Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово“; „Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи...“».
Школьники пересказывают отдельные описания, диалоги, портреты героев, дают характеристики, создают кадропланы, затем обсуждают, рецензируют эту работу своих товарищей.
Далее одна группа школьников рассказывает об иконографии: портреты, памятники (А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, Н. А. Андреев и др.), другая — об иллюстрациях (А. А. Агин, П. П. Соколов, П. М. Боклевский, Кукрыниксы), третья — о спектаклях, фильмах, четвертая — об актерском чтении. Затем эти группы обсуждают качество работы каждой. (Например, порекомендуем такие вопросы: чем интересны иллюстрации Агина и Боклевского? Чем от них отличаются иллюстрации П. Соколова, на что обращает внимание этот художник? Какие иллюстраторы ближе всего к гоголевскому тексту? Так ли я себе представляю этих героев?)
Связные высказывания учащихся также настраивают их и на устные и на письменные сочинения, например: «Гоголь не пишет, он рисует» (В. Г. Белинский).
«...Это выражение вполне справедливо для такого великого писателя, как Гоголь. Гоголь не только рисует в своих произведениях красоту русской природы, но очень тонко подмечает характеры своих героев.
Несколькими словами он раскрывает всю натуру человека. В нескольких словах писатель рисует характеры и портреты двух „людишек“ из комедии „Ревизор“. Это Бобчинский и Добчинский — „оба низенькие, коротенькие, очень любопытные и чрезвычайно похожие друг на друга“. Яркими, точными штрихами рисует Гоголь характеры комедии „Ревизор“, подсмеивается над их слабостями, над глупостью одних и тщеславием других, хотя его насмешка лишена той сатирической силы, заостренности, которая появляется позже в „Мертвых душах“».
«...Каким был Манилов?.. На наш взгляд, он был человек видный, черты лица его были не лишены привлекательности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару... В его речи, приемах, оборотах было что-то заискивающее расположения, знакомства. У Манилова нет ничего своего. Нет заносчивого слова, но и живого слова тоже нет...»
Дома, учитывая замечания при обсуждении плана, готовят письменное сочинение на одну из тем.
Восьмое занятие (оно будет по времени занимать лишь часть урока) организуется по теме «В. Г. Белинский».
К занятию школьники готовят репродукции портретов писателя (К. Горбунов, И. Астафьев), книги Белинского.
Вступительное слово учителя к этой части коснется целей и задач занятия по развитию речи, особой роли выдающегося критика в осмыслении произведений русских писателей, в создании стиля публицистической литературы.
Далее учащиеся приводят примеры из его статей, читают высказывания о нем и его суждения о языке, группа учащихся рассказывает, читает отзывы критика о Пушкине и Лермонтове, Гоголе и Грибоедове, Крылове, языке и стиле их произведений, об их роли в развитии литературного языка. Рассматривают портреты писателя (К. А. Горбунов, И. А. Астафьев), обсуждают их, делятся своими впечатлениями, готовятся к устной или письменной работе о роли Белинского в литературе.
Девятое занятие — итоговое. Оно суммирует все, что сделано школьниками в течение года по развитию речи, включая произведения XX века.
Учитель вместе с учащимися заранее продумывает, как структурно построить этот урок, чтобы все коротко повторить.
Каждая из групп готовит оформление выставок, стендов, посвященных тому или иному писателю. Материал повторяется всеми, и каждый должен быть готов к ответам на вопросы.
Сообщения, высказывания, пересказы, цитирование, обсуждение высказываний оцениваются учителем и учащимися.
После вводного слова учителя несколько учащихся вслух читают статью, построенную на материалах книги Д. С. Лихачева «Земля родная». Затем отвечают на второй вопрос этого раздела — «Как повлияли писатели XIX и XX веков на развитие и совершенствование литературного языка?».
Учащиеся рассказывают о вкладе каждого писателя в развитие литературного языка, как постепенно шло его обогащение и развитие, сближение с языком народа.
Пусть школьники коснутся таких вопросов: какие произведения и какие писатели особенно повлияли на вашу речь? Чем интересны речь героев и их имена? Как объяснить выражения, часто используемые в разговоре: «он владеет словом», «он еще не сказал своего слова», «он человек слова», «последнее слово науки», «последнее слово моды», «расскажи своими словами» и пр.?
Возможны и задания, которые даются и выполняются здесь же, например: викторинные вопросы, конкурсное чтение стихотворений или прозаических произведений с последующим обсуждением, вопросы по тексту и т. д.
Вопросы в связи с портретами, иллюстрациями готовят и сами учащиеся, например: чей это портрет? Кто художник? Чем интересен портрет? Что вы знаете об истории его создания? К какому произведению иллюстрация? Кто художник? Чей памятник? Где установлен? Какие музыкальные произведения, спектакли, фильмы, учебные фильмы вам известны в связи с творчеством этого писателя? Чье это высказывание? О языке и стиле какого писателя оно говорит?
Подведя итоги всей работы, учитель сообщит, насколько успешно развивалась речь отдельных учеников, насколько интересно были выполнены каждым устные и письменные сочинения, например, так прозвучало похвальное слово Ярославне на занятиях по курсу «На подступах к риторике» учительницы пензенской школы № 69 О. Ю. Ладановой:
«О Ярославна! Ефросинья Ярославна, любящая дочь Ярослава Владимировича Галицкого — Осмомысла, верная жена храброго князя Игоря! Великую тебе хвалу воздадим за приятные стороны души твоей, за стойкий характер твой, за великую глубину сердца, кручиной повитого.
То твой, Ярославна, на Дунае голос слышится, чайкою неведомою стонет, кличет милого ладу. Жизнь отдала бы ты, чтобы помочь любимому мужу — утереть кровавые раны на могучем теле, преданность свою доказуя.
То твой, Ярославна, величественный облик на стене в Путивле тьмой покрылся от великого горя. Тьма свет покрыла, но не перемогло насилие волю русской девы. Кроткая, нежная, сердце имела ты, из характера крепкого скованное, в горе и печали закаленное.
То твое, Ярославна, обращение, со слезами смешанное, к ветру-ветрилу, к Днепру Славутичу, к светлому и тресветлому солнцу вспенило море в полуночи, смерчи взвило туманами, достигло цели желаемой. И вот уже Бог князю Игорю путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую.
Так слава тебе и хвала, Ярославна, великодушная, мужественная, красная дева земли Русской, славная героиня „Слова о полку Игореве“!»
Разумеется, учитель проведет не все занятия, о которых шла речь, а те, которые важнее для его класса. Кроме того, несколько иными будут занятия, связанные с материалами курса «На подступах к риторике», который не только позволит познакомиться школьникам с ораторским искусством Рима и Греции, но и предложит более сложные речевые упражнения, поможет создать более сложные речевые построения на базе изучаемого по литературе материала. Этому поможет и пособие «От упражнений к системе развития совершенствования речи учащихся».
Советуем прочитать
В защиту живого слова: Сб. статей / Сост. В. Я. Коровина. — Л., 1966.
На подступах к критике: Пособие для учащихся / Сост. В. Я. Коровина. — М., 1996.
Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи. — М., 1996.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ (102 ч)
I четверть
1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
2. Беседа о древней русской литературе (с повторением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Русская история в «Слове...». Чтение текста (фрагмента). Беседа по выявлению первичного восприятия.
3. Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка «Слова...».
Домашнее сочинение по «Слову...».
4. Лекция. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма. (Обучение конспектированию.)
5—6. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Идейно-эстетические проблемы пьесы. Особенности жанра.
7—8. М. В. Ломоносов — великий сын России. Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова.
9—10. Г. Р. Державин — поэт-философ. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Тема поэта и поэзии.
11—13. Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Проблемы гражданственности, образования и воспитания в пьесе. Сатирическая направленность комедии.
14—15. Н. М. Карамзин — писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза», «Осень».
Домашнее сочинение. Литература XVIII века в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений).
16. Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).
17. Лекция. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. (Обучение конспектированию.)
18. Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский.
19. Романтическая лирика начала XIX века. К. Ф. Рылеев. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум по анализу стихотворения поэта-романтика начала XIX века.
20. Домашнее сочинение. Мое любимое стихотворение поэта-романтика: восприятие, истолкование, оценка.
21. Семинар. И. А. Крылов — мастер басни, музыкант, журналист. Многогранность личности И. А. Крылова.
22. Лекция. А. С. Грибоедов: личность и судьба.
23. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.
24. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
25. Фамусовская Москва в комедии.
26. Чацкий в системе образов комедии.
27. Язык комедии Грибоедова «Горе от ума».
28. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». (Обучение конспектированию.)
Домашнее сочинение по комедии «Горе от ума».
II четверть
29. Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
30. Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина.
31. Свобода как философский, нравственный и социальный идеал Пушкина (политическая свобода, свобода художника, философия личной свободы). Свободолюбивая лирика и поэма «Цыганы».
32. Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. Адресаты лирики Пушкина.
33. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
34. Специфика пушкинского мировосприятия в философской лирике Пушкина, масштабность миросозерцания поэта, сложность философских вопросов, проблемы гармонии мироздания.
35. Обучение анализу лирического стихотворения Пушкина. Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка.
36. Семинар. Поэты XX века о Пушкине.
37. Лекция. «Евгений Онегин». История создания романа. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа.
38. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. Роман Пушкина и опера Чайковского.
39. Лекция. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.
40. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. Эпоха безвременья в его творчестве.
41. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.
42. Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.
43. Россия в лирике Лермонтова. Характер лирического героя его поэзии.
44—45. Классное сочинение. Пушкин и Лермонтов как два типа мировоззрения.
46. «Герой нашего времени». Обзор. Чтение и обсуждение фрагментов романа.
47. «Герой нашего времени». Сложность композиции, система образов. Век Лермонтова в романе. Печорин как «портрет поколения».
48. Обучение анализу эпизода.
Домашнее сочинение. Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» (анализ эпизода).
III четверть
49. Лекция. Н. В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. «Вечера...», «Миргород» (с обобщением ранее изученного).
50. Семинар. Цикл «Петербургские повести».
51—52. «Шинель» как центральная повесть цикла. Тема «маленького человека» в повести.
53. Лекция. «Мертвые души»: обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Система образов.
54. Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ» и элемент художественного стиля Н. В. Гоголя.
Домашнее сочинение. Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Собакевича и др.).
55—56. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Обучение сопоставительному анализу лирических произведений.
57. Домашнее сочинение. Образ музы в стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова (сравнительный анализ двух стихотворений разных авторов).
58. Лекция. И. С. Тургенев: личность и судьба.
59—60. «Первая любовь» Нравственные проблемы повести. Взаимосвязь героев и событий.
61. Обучение анализу эпизода повести «Первая любовь».
Домашнее сочинение. Мои любимые страницы повести. Роль эпизода в произведении.
62—64. А. Н. Островский. «Бедность не порок».
65—67. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
68. Л. Н. Толстой. «Юность». Обзор содержания. Слово о Толстом. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение.
69—70. Л. Н. Толстой. «Юность» (главы). Их роль в романе. Образ главного героя. «Диалектика души» героя Толстого.
71. Мой ровесник в произведениях Тургенева и Толстого. Опыт сопоставительного анализа. Домашнее сочинение. «Диалектика души» героев Тургенева и Толстого.
72—73. А. П. Чехов. «Анна на шее».
74. Лекция. Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. (Обучение конспектированию.)
75. Сатирические произведения А. Аверченко (Тэффи, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова).
76—77. М. Горький. Слово о Горьком. «Макар Чудра».
78—80. «Собачье сердце» М. А. Булгакова как социально-философская сатира на современное общество. Гуманистическая позиция автора.
IV четверть
81. Лекция. Русская поэзия Серебряного века. (Обучение конспектированию.)
82—83. А. А. Блок. Трагедия лирического героя. Своеобразие чувства любви к Родине.
84—85. С. В. Есенин. Тема родины в лирике поэта.
86—87. В. В. Маяковский. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта. Своеобразие сатиры.
88—89. М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии и любви.
90—91. Н. А. Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого.
92—93. А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи о поэзии и любви.
94. Подготовка к домашнему сочинению «Поэзия Серебряного века: любимые страницы».
95—96. М. А. Шолохов. «Судьба человека».
97. Семинар. Проблемы и герои современной военной прозы: В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев.
98—99. А. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине.
100—101. Классное сочинение. Незабываемые страницы книг о войне.
102. Итоги года и задание на лето.
1 Из работ учащихся школы № 21 Москвы (учитель А. А. Епихина).
2 Еще интереснее работы учащихся на занятиях по курсу «На подступах к риторике» — «Похвальное слово Ярославне». |