СИНТАКСИС
Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки
Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
— определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
— объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
— обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).
Примечание. В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).
§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении
В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.
Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование |
Управление |
Примыкание |
|
|
|
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
§ 3. Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Образец разбора
Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль).
какой?
Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
§ 4. Тестовые задания
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + »?
а) вьющиеся растения
б) любой человек
в) изумительной красоты
г) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
а) иди гулять
б) сделать случайно
в) ушел не попрощавшись
г) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
а) крайне недовольный
б) практически не выполнимо
в) огорченно прошептал
г) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
а) разговор по душам
б) прийти поговорить
в) близко от нас
г) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
а) яйца всмятку
б) вернуться к полуночи
в) приказал отступать
г) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
а) рисовать красиво
б) желание уехать
в) идти по бульвару
г) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
а) наши шефы
б) быстро доехать
в) прогулка верхом
г) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?
а) немного странно
б) забыл рассказать
в) таять во мгле
г) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
а) бутылка из-под молока
б) говорить по-французски
в) тринадцатая глава
г) глядеть по сторонам
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.
§ 5. Нормы управления
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
ЗАПОМНИТЕ:
характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
гордиться кем/чем: гордиться внуком
задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
4. Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.
(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)
(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)
В связи с чем? (творительный падеж)
(в связи с выборами)
В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.
В ИЗ
НА С
Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
ЗАПОМНИТЕ:
беспокоиться о ком |
тревожиться за кого |
идентичный чему |
сходный с чем |
надеть что на что |
одеть кого во что |
обращать внимание на что |
уделять внимание чему |
отзыв о чем |
рецензия на что |
превосходство над чем |
преимущество перед чем |
предостеречь от чего |
предупредить о чем |
препятствовать чему |
тормозить что |
уверенность в чем |
вера во что |
уплатить за что |
оплатить что |
Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).
Упр 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.
Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
§ 6. Тестовые задания
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) поражаться — кому? чему?
б) восхищаться — кем? чем?
в) возмущаться — кем? чем?
г) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) рад — кому? чему?
б) обеспокоен — кем? чем?
в) доволен — за кого? что?
г) спокоен — за кого? что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) отзыв — на что?
б) вера — во что?
в) рецензия — на что?
г) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)
б) примириться (недостатки)
в) отчитаться (работа)
г) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)
б) уклониться (ответ)
в) разочароваться (профессия)
г) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
а) родительного падежа
б) винительного падежа
в) дательного падежа
г) творительного падежа |