Из истории олимпиад школьников Российской Федерации по литературе
Три столетия программному изучению литературы в школе сопутствует многообразная творческая работа учителя и ученика. Она значительно расширяет возможности общения школьника с литературой и всем миром искусства. Истоки сотворчества восходят к XVII веку, к литературным собраниям в дворянских пансионах и учебных заведениях всесословного типа, с чтением произведений М. Ломоносова, А. Сумарокова, собственных переводов учеников первого в России Лицея. В это же время начинается постановка спектаклей, в рукописных журналах пробуют свои силы воспитанники Царскосельского лицея, в различных приложениях к журналу представляются их лучшие творческие работы.
В различные периоды общественной жизни страны многочисленная творческая работа была различной. В эпоху реакции она подвергалась гонениям, отходила на второй план, а в эпоху либерализации общества доминировала, но во все времена оставалась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой самодеятельности учащихся.
В середине XIX века появились литературные беседы — форма организации широкого самостоятельного внеклассного чтения, чрезвычайная важность которых отмечалась Н. И. Пироговым, Н. Г. Чернышевским, К. Д. Ушинским. Однако просуществовали они недолго, и в 1866 году прекратили свою деятельность.
Опыт литературных бесед возобновляется и дополняется с 80-х годов XIX века литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Происходит общение гимназистов с прозаиками и поэтами. Многие из них — А. Востоков, В. Розанов, Ф. Сологуб — становились преподавателями изящной словесности.
В начале XX века, особенно после революции, творческие работы учащихся становятся чрезвычайно важными в процессе познания литературы и других общественных дисциплин.
Кружки, литературные выставки, организованные М. А. Рыбниковой, были направлены на более глубокое знакомство учащихся с личностью автора и его творчеством и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной работы.
Не меньшее внимание уделял самостоятельным письменным работам В. В. Голубков. Именно самостоятельным письменным работам учащихся он посвятил свое выступление на Первом съезде словесников (декабрь 1916 — январь 1917 гг.).
Практика новой школы обогащает освоение литературы разноплановыми экскурсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, литературными играми. В последующие десятилетия заметно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеурочной и внешкольной деятельности, проявившихся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов — литературных кружков, клубов, музеев. В творческую работу вовлекают учащихся К. Паустовский, Р. Фраерман, Л. Кассиль, А. Барто.
При объединениях рабочих писателей «Вальцовка», «Кузница», «Серп и молот», при газетах «Пионерская правда», журналах «Костер», «Пионер» создаются объединения молодых литераторов. Быть членом такой организации было чрезвычайно почетно. М. Горький, С. Маршак, А. Гайдар восхищались творчеством молодых литераторов.
Во время Великой Отечественной войны практически все писатели ушли на фронт, работали в боевых газетах Красной, а затем Советской армии. Но многие литературные детские объединения продолжали свою плодотворную деятельность. Плоды детского творчества регулярно публиковались на страницах детской печати («Пионерская правда», «Пионер», «Костер»).
Пристально следила за работой молодых литераторов «Комсомольская правда». Юные корреспонденты писали о подвигах наших бойцов, рассказывали о действиях партизан, повествовали о работе в тылу.
После Победы во Дворцах пионеров, в детских студиях при писательских организациях трудились многие будущие поэты и прозаики.
В 60—70-е годы XX века широко развернулись детские литературные праздники. Энтузиастом и организатором этих праздников была Л. К. Балясная, заместитель министра народного образования РСФСР по воспитательной работе, сделавшая очень многое для развития литературного творчества советских детей.
Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 года, — примета масштабности внешкольной работы по литературе.
Внешкольная творческая литературная работа и по сей день остается важнейшим каналом освоения литературы школьниками. В связи с постоянным сокращением учебных часов по литературе в школе она приобретает немаловажное значение.
Внешкольная работа позволяет юным литераторам общаться с более широким, чем в школьной программе и Стандартах, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений — читательских, музейных, театральных, музыкальных.
В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды многообразной творческой работы реализуются в определенных формах.
На активизацию художественного восприятия ориентированы и уроки внеклассного чтения, и экскурсии, и встречи с интересными людьми, и отзывы о книгах, выставках, телепередачах, рецензии на спектакли, кинофильмы, и такие формы внеклассной работы, как литературные вечера, олимпиады.
Олимпиады по литературе в масштабах Российской Федерации, подготовленные всей внеклассной и внешкольной системой по литературе, возникли в 1995 году.
Движение школьных олимпиад накопило большой опыт. Состоялись 11 Всероссийских форумов, в которых участвовало более четырех тысяч юных любителей словесности.
В условиях формализации и стандартизации образования, унификации субъекта учебной деятельности литературные олимпиады остаются незаменимым фактором творческого, культурно-эстетического развития современных школьников. Среди задач олимпиады на общем ее фоне возникает и проблема подготовки будущих филологов, литературоведов, способных двигать вперед науку об искусстве слова.
Русскому человеку всегда была свойственна неповторимая душевная трепетность, открытость и непосредственность в восприятии мира, жизни, реакции на них и в самом выражении этой реакции. Здесь литература выходит в лидеры среди всех учебных предметов и видов деятельности. В центре внимания оказывается прежде всего реальный художественный текст, составляющий непреходящую художественную ценность отечественной духовной культуры.
Научным руководителям, наставникам олимпийцев, преподавателям литературы предлагаются различные виды и типы заданий в реализации программы по подготовке учащихся к различным этапам олимпиады по литературе.
Наставники олимпийцев смогут апробировать различные подходы к организации подготовки школьников к соревнованиям на уроках, элективных курсах, факультативах, занятиях дополнительного образования, в индивидуальных беседах и консультациях, в специальных группах подготовки, самостоятельной деятельности учащихся. Рассматриваются система методического и психолого-педагогического сопровождения подготовки школьников к олимпиаде, а также вопросы, на которые следует обратить особое внимание при подготовке к Всероссийской олимпиаде по литературе.
За двенадцать лет существования олимпиады по литературе в издательствах страны выходили книги, освещающие этот процесс, в которых наряду с заданиями, представленными на олимпиаде, печатались работы победителей и призеров среди учащихся 9—11 классов Российской Федерации. Авторы сохранили этот принцип — в книге помещены работы победителей пятого этапа 11-й Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Появление книги, которую вы держите в руках, не означает какого-то подведения итогов олимпиадного движения по литературе, она, как никогда раньше, отражает живой процесс олимпиады, о чем свидетельствует и ее структура.
Авторы, сохраняя традицию олимпиадных изданий, постарались осветить некоторые вопросы, естественно возникающие у учителя и у ученика в процессе подготовки к такому актуальному сейчас, волнующему, захватывающему соревнованию, как олимпиада по литературе. Поэтому, наряду с заданиями и примерами работ победителей и призеров олимпиады, в книге даны некоторые рекомендации, которые можно использовать при подготовке ко всем трем турам пятого (заключительного) этапа олимпиады, и критерии оценивания олимпиадных работ в целом и отдельных заданий.
Во все времена содержание художественных произведений составляло основу литературного образования. В процессе освоения конкретного художественного произведения (так сказать, его данности) возникает художественный мир писателя. Художественный мир имеет свои закономерности: он многозначен и неповторим. Именно в нем живут великие фигуры: Татьяна Ларина, князь Андрей Болконский, князь Мышкин, Катюша Маслова, Григорий Мелехов, Понтий Пилат и Иешуа М. Булгакова, герои лирики Михаила Лермонтова и Сергея Есенина. Они несут в себе существенные признаки этого мира, общеэстетическую и социальную значимость, историческую достоверность, незабываемые черты своего создателя.
В мире писателя действуют свои жизненно-эстетические закономерности: Татьяна обязательно выйдет замуж за генерала, Раскольников с топором ворвется к старушке-процентщице, Анна Каренина бросится под поезд в поселке Обираловка, из разбитого тростью поэта зеркала возникнет облик Черного человека. Разъедающая мерзость берлиозов, шариковых и всяческих каифов разрушит основы государства будущего. В этот мир, словно в хрустальную ибсеновскую пещеру, входит молодой любитель словесности. К этой дороге его надо готовить постепенно, индивидуально и систематически.
За высоким нравственно-эстетическим содержанием мира литературных произведений возникает трагическая и загадочная фигура создателя, творца — писателя. Он мыслитель высочайшего уровня, равный Аристотелю, Канту, Гегелю, Марксу, Кьеркегору, Ницше. От них он отличается великим даром творческого художественного воображения. Он правит этим художественным миром, он определяет поступки героев словесности. Великий философ древности, поэт и правитель Солон недаром говорил, что поэт должен править государством. Вот откуда возникает непреходящий интерес к жизни, переживаниям, деятельности художника слова. В сущности говоря, это тот тип человека, который как бы пришел к нам из будущего, который зовет нас в это будущее, а мы и наши воспитанники хотим походить на него: на Толстого, Пушкина, Булгакова, Бунина.
Олимпийцам предстоит следовать по путям художника слова и по мере своих возможностей разгадывать его гениальные загадки, так сказать, задания будущему человечеству. Писатель одинок, неповторим, но он живет в мире тысячелетного художественно-исторического процесса. |