СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (РАССКАЗОВ И СТИХОТВОРЕНИЙ), ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ЗАДАНИЯХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (1996—2006 гг.)
Рассказы
1996 г.
9 класс — В. В. Набоков. «Гроза»;
10 класс — А. П. Чехов. «Студент»;
11 класс — И. А. Бунин. «Холодная осень».
1997 г.
9 класс — В. В. Вересаев. «Состязание»;
10 класс — В. А. Соллогуб. «Метель»;
11 класс — Е. И. Замятин. «Русь».
1998 г.
9 класс — А. А. Бестужев-Марлинский. «Часы и зеркало»;
10 класс — И. С. Тургенев. «Живые мощи»;
11 класс — Л. Н. Андреев. «Смех».
1999 г.
9 класс — В. И. Белов. «Тезки»;
10 класс — Б. В. Шергин. «Митина любовь»;
11 класс — Ф. К. Сологуб. «Лоэнгрин».
2000 г.
9 класс — А. И. Куприн. «Куст сирени»;
10 класс — М. Е. Салтыков-Щедрин. «Приключение с Крамольниковым»;
11 класс — В. В. Набоков. «Облако, озеро, башня».
2001 г.
9 класс — Н. В. Гоголь. «Коляска»;
10 класс — И. С. Тургенев. «Песнь торжествующей любви»;
11 класс — Ф. К. Сологуб. «Наивные встречи».
2002 г.
9 класс — В. Ф. Одоевский. «Новый год»;
10 класс — А. П. Чехов. «Шуточка»;
11 класс — И. С. Шмелев. «Гунны».
2003 г.
9 класс — Н. М. Карамзин. «Евгений и Юлия»;
10 класс — Е. А. Баратынский. «Перстень»;
11 класс — А. И. Куприн. «Брегет».
2004 г.
9 класс — А. П. Чехов. «Счастье»;
10 класс — И. С. Тургенев. «Татьяна Борисовна и ее племянник»;
11 класс — Л. Н. Андреев. «Город».
2005 г.
9 класс — А. Погорельский. «Лафертовская маковница»;
10 класс — А. П. Чехов. «Дома»;
11 класс — Л. М. Леонов. «Бурыга».
2006 г.
9 класс — В. Ф. Одоевский. «Привидение»;
10 класс — Н. С. Лесков. «Путешествие с нигилистом»;
11 класс — В. М. Шукшин. «Ораторский прием».
Стихотворения
1996 г.
9 класс — Д. Усов. «Переводчик»;
10 класс — Ф. И. Тютчев. «Silentium»; О. Э. Мандельштам. «Silentium»;
11 класс — Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда»; И. А. Бродский. «Рождественская звезда».
1997 г.
9 класс — Е. А. Баратынский. «Разуверение»; И. С. Тургенев «В дороге»;
10 класс — А. А. Фет. «Муза» (1854), «Музе» (1857), «Музе» (1882), «Муза» (1887);
11 класс — А. А. Ахматова. «Подражание И. Ф. Анненскому»; И. Ф. Анненский. «Стансы ночи».
1998 г.
9 класс — Г. Р. Державин. «Гром»;
10 класс — А. С. Пушкин. «Воспоминание»; П. А. Вяземский. «Жизнь наша в старости...»;
11 класс — Н. С. Гумилев. «Волшебная скрипка»; В. Я. Брюсов. «Поэту».
1999 г.
9 класс — А. С. Пушкин. «Сожженное письмо», «Подъезжая под Ижоры...»;
10 класс — К. Н. Батюшков. «Выздоровление»; А. С. Пушкин. «Элегия»; А. А. Блок. «Когда я уйду на покой времен...»;
11 класс — А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».
2000 г.
9 класс — Н. М. Рубцов. «В звездную ночь», «В горнице»;
10 класс — А. С. Пушкин. «Моя родословная»;
11 класс — А. А. Ахматова. «Читая Гамлета»; А. А. Блок. «Я — Гамлет. Холодеет кровь...»; Б. Л. Пастернак. «Гамлет».
2001 г.
9 класс — К. Н. Батюшков. «Мой гений»; В. К. Кюхельбекер. «К моему гению»;
10 класс — А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «Ты не спрашивай, не распытывай...», «Не ветер, вея с высоты...»;
11 класс — С. А. Есенин. «Черный человек».
2002 г.
9 класс — М. Ю. Лермонтов. «Беглец»;
10 класс — М. Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю...»; Ф. И. Тютчев. «Последняя любовь»;
11 класс — М. Ю. Лермонтов. «Ангел»; Ф. И. Тютчев. «Хоть я и свил гнездо в долине...»; А. А. Блок. «Готов ли ты на путь далекий...».
2003 г.
9 класс — А. С. Пушкин. «Пир Петра Великого»;
10 класс — А. С. Пушкин. «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»; Ф. И. Тютчев. «Бессонница» (1829), «Бессонница» (1873);
11 класс — Ф. И. Тютчев. «Певучесть есть в морских волнах...»; О. Э. Мандельштам. «Отчего душа так певуча...»; Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...».
2004 г.
9 класс — Г. Р. Державин. «Ласточка»;
10 класс — Е. А. Баратынский. «Болящий дух врачует песнопенье...»; М. Ю. Лермонтов. «Не верь себе...»; Ф. И. Тютчев. «Поэзия»;
11 класс — И. А. Бунин. «Любил я в детстве сумрак в храме...»; О. Э. Мандельштам. «Айя-София»; В. Я. Брюсов. «Церкви, великие грани...».
2005 г.
9 класс — В. А. Жуковский. «Романс»; А. С. Пушкин. «Цветок»;
10 класс — Н. А. Некрасов. «Если мучимый страстью мятежной...»; А. К. Толстой. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»; А. А. Григорьев. «Я ее не люблю, не люблю...»;
11 класс — И. Ф. Анненский. «Что счастье?»; К. М. Фофанов. «Пел соловей, цветы благоухали...»; И. А. Бунин. «Вечер».
2006 г.
9 класс — Е. А. Баратынский. «Приметы»; Ф. И. Тютчев. «Певучесть есть в морских волнах...»;
10 класс — А. Н. Майков. «Ласточки»; А. М. Жемчужников. «Журавли»;
11 класс — М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль»; В. В. Маяковский. «Последняя петербургская сказка».
Методические рекомендации по подготовке школьников к участию во Всероссийской олимпиаде по литературе
Содержание и формы подготовки
Каждый учитель, работая в системе образования, использует на практике личный опыт, опыт своих коллег, всевозможные существующие на сегодняшний день методические разработки и рекомендации при изучении лучших образцов классической литературы. Подготовка к олимпиаде становится предметом для деятельности методических объединений и сообществ. Особенно распространено такое движение в Новосибирской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан, Ханты-Мансийской автономной области, Республике Саха (Якутии) и многих других субъектах РФ.
Мы рекомендуем наставникам в процессе подготовки к олимпиаде, рассматривая широкий спектр проблем определенного этапа развития русской литературы или произведения, акцентировать внимание учащихся на примерах, определяющих важные этапы в развитии русской литературы, воспитывающих любовь к Родине, активную жизненную позицию, трепетное и бережное чувство к родному языку, слову, возвышенные идеалы.
Поурочное изучение литературы в контексте подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе
Развитие у школьников подлинного творчества, активного самостоятельного увлечения предметом, обогащение их нравственных и эстетических представлений во многом зависит от моделирования учителем учебно-педагогического процесса. Особое значение в этой связи получают как традиционные уроки, так и уроки нетрадиционных форм, их гармоническое сочетание.
Основой построения каждого урока является его тип, определяемый по ведущей цели. Например, урок объяснения нового (цель — передать новые знания и умения); урок закрепления (цель — закрепить полученные знания и умения); урок обобщения и систематизации (цель — обобщить знания и умения, вывести учащихся на новый уровень осмысления уже известного); урок контроля (цель — проверить качество усвоения знаний и сформированность умений и навыков); урок работы над ошибками (цель — указание на ошибки, ликвидация пробелов в знаниях и умениях).
По форме обучения возможны уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-практикумы, уроки-зачеты, уроки-консультации, соревнования, уроки-КВНы, клуб знатоков, уроки-эстафеты, уроки-путешествия, уроки-конкурсы, инсценировки, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-карнавалы и т. д.
Формы проведения занятий могут быть разными, но главное, что должно стать основой успеха, — это организация самостоятельной работы учащихся и создание условий для проявления их творческих способностей.
Вопрос об организации деятельности учащихся требует специального внимания. Сложный и увлекательный материал о жизни и творчестве писателя или поэта невозможно освоить без проведения учителем специальной лекции-обзора. Но чаще всего в школьной практике за лекцией следует беседа — вопросно-ответная система организации урока, чему сопротивляется изучаемый материал. В какую систему вопросов можно вложить взрыв чувств, сложные переживания, духовное озарение, свойственное, например, лирическим стихотворениям? Характер восприятия учащихся также неодинаков: кому-то надо прочитать текст несколько раз, вдумываясь и вслушиваясь в звучание слова, стиха, чтобы понять выраженные в нем чувства. Возможный выход в такой ситуации — в организации разнообразной деятельности при условии права выбора ее видов учащимися, в организации самостоятельной работы учащихся.
Деятельностный принцип — важнейшее педагогическое условие эффективности учебного процесса, поскольку он предполагает не только усвоение знаний, но и овладение способами усвоения знаний, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Какие же виды деятельности учащихся могут быть использованы? Методически оправданными станут различные формы индивидуальной работы: сообщение учащихся о поэте или писателе, подготовленное с использованием одного-двух источников, предложенных учителем, выразительное чтение стихотворения или отрывка из прозаического произведения, письменная работа и т. д.
Не менее эффективными представляются разнообразные виды групповой деятельности, нередко определяющие выбор особой формы урока: обсуждение содержания и оформления предполагаемого поэтического сборника с обоснованием выбора стихов, урок-композиция или концерт по творчеству одного или нескольких поэтов, урок-представление поэтов — тип поэтического вечера, когда группы учащихся знакомят аудиторию с жизнью каждого поэта, читают стихи или отрывки из них, дающие представление об особенностях творческой манеры авторов.
Большой интерес, активность в подготовке и проведении вызывают у подростков нетрадиционные, необычные, театрализованные формы работы, когда урок представляет коллективное действие, дающее возможность воссоздать атмосферу какого-то явления или события прошлого, представить себе его участников.
Особенностью проведения урока по литературе является его эмоциональная окрашенность, настроение, располагающее к знакомству, изучению, рассмотрению произведения искусства.
Несомненно, в создании такого настроения, такой атмосферы, обстановки ведущая роль принадлежит учителю. Учитель своим желанием (не улыбайтесь, скептики!) может «зажечь» любую аудиторию учащихся, на первый взгляд неизмеримо далеких от изящной словесности, не готовых воспринимать особенности и нюансы литературного процесса. Именно от слова учителя, от его способностей зависит возникновение интереса к литературе как к предмету и как к искусству. Принимая во внимание загруженность учителя, объемы подготовки, дефицит времени при подготовке к любому этапу олимпиады, предлагаем примерный материал для уроков литературы.
Анализируя работы участников Всероссийской олимпиады по литературе 2005 года, жюри отметило, что уровень знаний конкурсантов по теме «Проза и поэзия Великой Отечественной войны» недостаточно высок. Это легко объяснить, так как знакомство с темой «Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих десятилетий» на уроках обычно происходит в конце учебного года, в преддверии Праздника Победы. Объем же предлагаемого для рассмотрения материала разнообразен и велик (проза, поэзия, количество произведений). В связи с этим, на наш взгляд, было бы целесообразным проведение нестандартных уроков, создающих атмосферу праздника и всеобщего участия. Это могут быть инсценировки военных песен, литературно-музыкальные композиции о войне, поэтические вечера, театральные постановки, конкурсы чтецов, уроки — пресс-конференции, обсуждение на факультативных занятиях книг о войне и т. д. Учащиеся с удовольствием принимают участие в подготовке такого рода занятий. Структуру и содержание, вид и тип занятия, на котором учащиеся познакомятся с прозой о войне, учитель выбирает сам. Предлагаем материал, который может стать основой проведения такого рода занятий. В любом случае неизменной и обязательной будет организация самостоятельной работы творческих групп.
Тема «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
Цель: привлечь внимание учащихся к произведениям, изображающим героев, проходящих «по горячему снегу фронтовых дорог», заставляющим преклониться «перед силой духа живых и мертвых», запечатлевшим подвиг «совсем юных девчат, для которых тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины».
Примерный перечень произведений для рассмотрения
К. Симонов. «Живые и мертвые».
Ю. Бондарев. «Горячий снег».
В. Быков. «Сотников».
Б. Васильев. «А зори здесь тихие...»
В. Некрасов. «В окопах Сталинграда».
К. Воробьев. «Убиты под Москвой».
В. Кондратьев. «Сашка».
В. Курочкин. «Ha войне как на войне».
М. Шолохов. «Судьба человека».
В. Распутин. «Живи и помни».
В. Астафьев. «Звездопад» и др.
Примерный материал для обсуждения
Тема «У войны — не женское лицо» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»)
1. Сообщение об авторе
Борис Львович Васильев — участник Великой Отечественной войны, после войны — военный инженер, потом — кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие...» — его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в журнале «Юность». Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей». Но первое произведение было о войне, о погибших девушках. Писатель вспоминает: «...замысел повести родился от „толчка памяти“. На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, это было под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага... Я потом видел немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести — большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...»
Разговор с учащимися о повести можно начать с вопросов:
1. Где и когда происходит действие? Какие события описаны в повести?
2. Назовите запомнившиеся и понравившиеся вам эпизоды.
3. Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-м разъезде?
4. Что привело девушек на фронт? Что мы узнаем об их прошлом?
5. Почему воспоминания о довоенной жизни Лизы, Сони, Гали и Жени автор дает перед описанием гибели каждой из них?
6. Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают?
7. Почему погибла Лиза — она ведь была опытнее других?
8. Соня и Галя — можно ли их осуждать за нелепую смерть?
9. Почему Женя Комелькова не затаилась, а приняла бой?
10. Права ли Рита, выстрелив себе в висок?
11. Почему все девушки в повести погибают?
Ответы на вопросы и выступления учащихся рекомендуется иллюстрировать привлечением текста повести: художественным пересказом или выразительным чтением эпизодов.
2. Обобщение
Беседу о героинях повести можно завершить вопросом «Почему писатель так назвал повесть?», чтением стихотворения Ю. Друниной «Шли девчата домой из победных полков...», прослушиванием песни Я. Френкеля «Журавли» на стихи Р. Гамзатова.
Тема «Истоки предательства и героизма на войне» (по повести В. Быкова «Сотников»)
Цель: привлечь учащихся к наблюдению, как ведет себя человек в кризисной ситуации, от чего зависит его поведение.
1. Сообщение о писателе
Повести Василя Быкова «Альпийская баллада» (1964), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1972), «Волчья стая» (1974) — повести о Великой Отечественной войне. На вопрос о том, почему он пишет только о войне, В. Быков отвечал: «Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место... во время войны, как никогда ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев». Писателя волновал прежде всего и «главным образом нравственный мир человека, возможности его духа». В. Быков избрал жанр повести, что дает ему в небольшом временном пространстве (действие разворачивается в 2—3 дня) сосредоточить такие «мгновения» нравственной, духовной жизни, в которые герои решают для себя вопросы огромной важности. «Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть... Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень емкая форма прозы...»
Еще одна особенность в творчестве В. Быкова — постоянство конфликта. Он ставит героев в такие критические ситуации, которые сразу же выявляют их главную сущность. Отстоять в себе человека, противопоставить человеческое начало звериной сущности врага, чтобы победить его, — вот главная моральная задача, которую решают для себя герои В. Быкова: Иван Терешка, Сотников, учитель Мороз, лейтенант Ивановский, партизан Левчук.
Необходимо подчеркнуть еще одну особенность творчества В. Быкова — современность. Война для него — в прошлом, но ее уроки — живое, осязаемое сегодня.
Готовясь к занятию по повести «Сотников», учитель может наметить круг вопросов, решение которых поможет учащимся разобраться в повести:
1. O чем это произведение? Где и как происходят события? Каковы ваши впечатления от прочитанного?
2. Как разворачиваются события в повести?
3. Что помогло выстоять тихому, скромному Сотникову? Что сделало его героем?
4. Где истоки предательства Рыбака? Оправдывает ли автор Рыбака?
5. Виноват ли Сотников, что их обнаружили на чердаке?
6. Почему Рыбак отпустил старосту? Почему он не выдал Сотникова?
7. Что будет дальше с Рыбаком?
8. Как народ относится к партизанам? Как это показано в повести?
Обобщая разговор о повести, учащиеся отмечают мастерство психологического анализа писателя, умение создавать запоминающиеся характеры (это касается не только главных, но и второстепенных героев повести), сильное эмоциональное воздействие повести.
Тема «„Горячий снег“ фронтовых дорог» (по роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)
Цель: показать поколение восемнадцатилетних, встретивших войну, находивших в драматических ситуациях войны нравственное и психологическое обоснование подвигу.
Примерный материал к занятию
1. Сообщение об авторе
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года на Урале в семье народного следователя, затем переехал с родителями в Москву. Он принадлежал к поколению довоенных мальчишек, которое достигло совершеннолетия ранней весной 1942 года, несомненно самой трудной из военных весен. Поколение Ю. Бондарева призвано было пройти без подготовки тягчайшее испытание в Сталинграде, на Курской дуге, в форсировании Днепра, Вислы, Одера, штурме Берлина. Три процента мужчин, родившихся в 1924 году, вернулись с фронта живыми. Три процента! Они ушли на войну буквально со школьной скамьи, не приобретя никакого жизненного опыта, никакой закалки, которые требуют времени. Высочайший нравственный потенциал личности — вот что стало основой непоколебимой стойкости этого поколения во всех испытаниях.
«Мальчики, рано начавшие носить оружие» проходят через все произведения Бондарева, оставляя удивительное ощущение свежести, чистоты, юного мужества, особенного обаяния. Невольно вспоминаешь строку поэта-воина Георгия Суворова, павшего на полях Великой Отечественной войны: «Есть в русском офицере обаянье...» Таковы герои повести «Батальоны просят огня» капитан Ермаков, Дмитрий Новиков в «Последних залпах», Кузнецов и Давлатян в «Горячем снеге» — мальчики-офицеры, обладающие зрелой, открывшейся им мудростью.
2. Вопросы к роману «Горячий снег»:
1. О чем это произведение? В чем вы видите смысл названия романа?
2. Где и как происходят события романа? В чем особенности композиции произведения?
3. Назовите главных героев произведения. Кто из них вызывает ваши симпатии, кто — нет? Почему?
4. Как вы понимаете проблему, решаемую в произведении в связи с образом Дроздовского?
5. Приходилось ли Кузнецову раньше принимать жизненно важное для других людей решение?
6. Почему автор не показывает внутренней жизни, переживаний Дроздовского?
7. Расскажите о других героях романа по их отношению к главным героям.
8. Как раскрывается в романе образ генерала Бессонова?
9. Почему автор вводит в роман крупных военачальников: комдива Деева, командарма Бессонова, Верховного Главнокомандующего Сталина?
10. Удалось ли автору воплотить свой замысел?
3. Обобщение
Роман «Горячий снег» явил новую эстетику в передаче подробностей боя — в столкновении косного железа, управляемого и не управляемого людьми. Это получило законченное воплощение в замечательных по своей эмоциональной выразительности сценах битвы артиллеристов Кузнецова и Давлатяна, в описании армады манштейновских танков, которым было не пробиться к Сталинграду:
«А уже все пространство слева от горящей станицы, густо заполненное дымом, было затемнено таранно вытянутым острием вперед огромным треугольником танков, возникали и пропадали во мгле их желто-серые квадраты, покачивались над полосой дыма башни. Метель, поднятая гусеницами, вставала над степью, вихри, разносимые скоростью, пронизывались соединенными выхлопами искр. Железный лязг и скрежет, накаляясь, приближались, и теперь заметнее было покачивание танковых орудий...»
После обзора прозы о Великой Отечественной войне можно рекомендовать учащимся для просмотра кино и видеофильмы, снятые по сюжетам произведений о войне: «Звезда» (сравнить две экранизации), «В августе 44-го», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «А зори здесь тихие...» и другие.
Занятие по поэзии военных лет учитель планирует и проводит, исходя из личного опыта. Это может быть традиционный урок — лекция учителя о приоритете поэзии во время Великой Отечественной войны и развитии темы войны в поэзии послевоенных десятилетий. Лекция может сопровождаться выразительным чтением учителем или учащимися выбранных стихотворений или прослушиванием в грамзаписи известных стихотворений военных лет. Можно провести конкурс на лучшее стихотворение военной лирики и т. д.
Предлагаем примерное содержание литературно-музыкальной композиции на данную тему, в содержание которой мы включили и стихотворения А. Твардовского, предложенные программой. Не останавливаясь подробно на описании процесса подготовки, представляем примерный сценарий музыкально-поэтической композиции, которую можно включить в систему уроков по литературе, однако желательно провести ее во внеурочное время. Это создаст ситуацию праздничности, необычности; поможет учащимся проникнуться атмосферой торжественности, решительности на подвиг во имя Родины; настроением трепетности, светлой грусти за павших в боях за Победу.
Примерный сценарий музыкально-поэтической композиции «Поэзия Великой Отечественной войны»
Оборудование: витрина с книгами: «Лирика Великой Отечественной войны», «Стихи о Сталинграде», «Дни и ночи» К. Симонова, изданные в 1942—1943 годах. В этих книгах напечатаны созданные в тот период стихи: «Ты помнишь, Алеша...» К. Симонова, «Отцовский дом разграблен и разрушен...», «Здесь похоронен красноармеец...» М. Исаковского, «Как умирают гвардейцы» М. Светлова, «Партизанка» С. Щипачева и др. Грамзаписи песен военных лет и т. д.
Учитель. Поэзия Великой Отечественной войны была яркой, сильной, многоплановой. Центральная тема поэзии этих лет — тема любви к Родине, призыв к ее защите. Вы уже знаете, что поэты первыми откликнулись на это страшное событие и в первые дни войны по всей стране зазвучала песня «Вставай, страна огромная» Лебедева-Кумача, ставшая гимном Великой войны (можно включить запись этой песни).
Тема войны разрабатывается в эти годы с особой ответственностью и глубиной. Много и проникновенно писал о Родине, например, А. Прокофьев. Поэму «Россия» он написал в 1943—1944 годах (если есть возможность — предложить учащимся прослушать отрывок из поэмы в грамзаписи, если нет — отрывок читает учитель).
В горниле испытаний Родина познается с новых сторон, которые не замечаешь в обычные дни. Лирическое стихотворение К. Симонова, посвященное А. Суркову, — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» не только признание в дружбе старшему товарищу, но и признание в горячей любви к своей стране. Привлекает это стихотворение своей задушевностью, искренностью, нежной любовью к Родине, к народу. В нем чувствуется щемящая боль за русских солдат, вынужденных отступать. Это исповедь человека, который всем существом понял, что лицо народа познается не в праздничные дни, а среди русских проселков, «что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил...».
Ученик читает стихотворение «Ты помнишь, Алеша...».
Ученик. Тема беспощадной борьбы, призыв бить захватчиков, уверенность в мужестве и твердости советских бойцов зазвучали с огромной силой в военных стихах К. Симонова «Убей его», М. Исаковского «Враги сожгли родную хату...», А. Твардовского «К бою грудь на грудь сближая...», «Я знаю, никакой моей вины...», С. Орлова «Его зарыли в шар земной», М. Светлова «Итальянец» и др.
Учащиеся по очереди читают эти или другие стихи.
Ученик. Вот идут бои за город Смоленск, город оставлен нашими войсками под натиском немецких полчищ. Уроженец Смоленска, поэт А. Твардовский пишет в своем стихотворении:
Зачем рассказывать о том
С подробностью нещадной,
Какой был сад, какой был дом,
Какой был край отрадный?
Зачем рассказывать о том
С печалью неминучей,
Каким сирень росла кустом
И как цвела могуче?
Зачем рассказывать о том,
Что всех томит подспудно:
О счастье малом и простом
В беде большой и трудной... |
И совершенно другое настроение, настроение радости, душевного подъема, звучит в стихотворении 1944 года «На Запад!».
Фронт полнел, как половодье,
Вширь и вдаль. К Днепру, к Днепру
Кони шли, прося поводья,
Как с дороги ко двору... |
Ученица. С удивительной силой зазвучали в годы войны стихи лирические, например «Землянка» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова.
Ученик читает стихотворение «Жди меня», рассказывает, почему оно его привлекло.
Учитель. Стихи, прозвучавшие сегодня, вызвали у вас волнение, заставили о многом задуматься. Великая Отечественная война все дальше уходит от нас в историю, но войны не прекращаются: гибнут люди, рвутся снаряды... Подвиг советских солдат, тружеников тыла, партизан не должен и не будет забыт. Хочется завершить разговор на эту тему стихами Льва Озерова:
В рабочих буднях, в недрах быта,
Как надпись строгая гласит,
Ничто не будет позабыто,
Никто не будет позабыт.
Идут живые оперсводки,
И шлют нам тысячи вестей
Те безымянные высотки,
Те пепелища крепостей.
И в мартирологе несметном
Вы взять сумели свой урок,
И мертвый возникал бессмертным
На постаменте ваших строк.
Да, вам под силу в полной мере
Целебным светом образца
От трусости и от неверья
Спасать нетвердые сердца. |
Внеклассная работа по литературе в процессе подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе
Программному поурочному изучению литературы в школе сопутствует многообразная творческая работа учителя и ученика. Она значительно расширяет возможности общения школьника с литературой и всем миром искусства. Практика новой школы обогащает освоение литературы разноплановыми экскурсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, литературными играми, общением учащихся с различными мультимедийными средствами получения информации.
В последние десятилетия заметно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеурочной и внешкольной деятельности, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов: литературных кружков, клубов, музеев, обществ любителей словесности. Этот опыт значительно увеличивает возможности учителя при подготовке литературно одаренных, талантливых школьников к получившему в последние годы большое распространение такому виду соревнований, как Всероссийская олимпиада по литературе.
Успешной реализации целей и задач программы по литературе при подготовке к Всероссийской олимпиаде способствует органичное сочетание уроков литературы и внеклассной работы с учащимися. О преимуществах включения в процесс освоения учащимися обзорного курса литературы разных видов и форм нестандартных занятий по литературе знает каждый учитель.
Факультативы по литературе
Организация внеклассной работы — задача сложная, но необходимая. В раскрепощенной обстановке факультативных, дополнительных занятий учащиеся объединяются на основе общего интереса к предмету, проявляют чувства заботы, поддержки по отношению друг к другу, расширяют свой кругозор. Роль учителя в организации этой работы неизмеримо возрастает.
Одним из вариантов факультатива по литературе может быть разработка курса по литературному краеведению. Прямая обязанность культурного человека, учителя, несущего детям радость освоения искусства слова, — обратить их внимание на то, что находится рядом.
В каждом нашем регионе есть свои «литературные гнезда» (Н. К. Пиксанов), свои музеи, которые призваны воспитывать любовь к Родине, ощущать причастность к созданию культуры своей малой родины и своей страны.
Факультативный курс по литературе родного края в разных формах его проявления (посещение музеев, выставок, постановка спектаклей, создание литературного музея, клуба и т. д.) способствует формированию патриотических убеждений учащихся, помогая в знакомом и близком видеть приметы большой Родины. Учащиеся смогут убедиться, что русская литература постоянно обогащалась и обогащается именами писателей и поэтов, связанных с различными регионами России (Тургенев, Бунин, Лесков и Орловщина, Некрасов и Ярославский край, М. Горький и Нижний Новгород, А. Островский Москва и Костромская область, М. Шолохов и Дон, П. Бажов и Уральский край, В. Шукшин и Алтайский край, Н. Рубцов и Вологда, Эляй и Якутия, Г. Айги и Чувашия и т. д.).
Участие в факультативных литературно-краеведческих занятиях развивает мысль учащихся, формирует навыки самостоятельного анализа художественных произведений, приучает к элементарным исследованиям литературоведческого характера. Знакомство с произведениями неизвестных прежде писателей и поэтов обостряет интерес к личности и творчеству, вызывает учащихся на откровенный обмен мнениями о прочитанных книгах, увиденных экспонатах, воспитывает самостоятельность суждений и оценок.
Многообразие и богатство литературы прошлого и наших дней получают на факультативах конкретное выражение, подтверждаются примерами и фактами из малознакомых учащимся источников. Учащиеся видят, что каждый писатель и поэт вносит свой посильный вклад в развитие отечественной литературы, расширяя читательское представление о жизни и людях.
«Взгляните на литературную карту Советской России, — говорил М. А. Шолохов. — Не только в Москве и Ленинграде — на Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири, на Дону и Кубани, на Волге, на Тереке живут писатели, чьи книги известны читателям всей страны. Оружием правдивого слова служат они... своему народу». Слова писателя имеют огромное значение для современного школьника и преподавания изящной словесности.
Литературно-творческие сообщества (кружок, общество любителей словесности, объединение юных литературоведов)
Другим важным видом внеклассной работы по литературе при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе становится работа литературно-творческого кружка, различных творческих сообществ. Цель работы таких сообществ — расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.
В эти объединения принимаются все дети, обнаруживающие склонность к литературному творчеству в любом жанре. Задача литературно-творческих сообществ — это не собственно подготовка профессиональных литераторов, а квалифицированное руководство и творческая среда, которые способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью. Безусловно, некоторые из них впоследствии посвятят себя литературному труду.
Руководство литературным творчеством — путь нравственного воспитания школьников, ибо в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Литературное творчество способствует самовыражению и самовоспитанию школьников.
Тот, кто приобщается к творчеству в каком-либо виде искусства, всегда более компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства в данной области. В связи с этим можно говорить, что литературно-творческий кружок способствует эстетическому воспитанию и развитию культуры чтения школьников.
Все занятия в литературно-творческом кружке можно разделить на два вида: творческое изучение искусства и творческое общение с действительностью. Такое традиционное разделение двух источников, питающих творчество художника, закреплено в известном четверостишии С. Я. Маршака:
Питает жизнь ключом своим искусство.
Другой твой ключ — поэзия сама.
Заглох один, — в стихах не стало чувства.
Забыт другой, — струна твоя нема. |
Задания, относящиеся к общению с искусством, способствуют развитию навыков творческого чтения. Хотя в заданиях предусмотрено общение и с другими видами искусства, имеются в виду две особенности кружка: во-первых, все задания подчинены прежде всего развитию литературных способностей, во-вторых, работа с книгой направлена не просто на расширение и углубление литературных знаний, а в первую очередь на развитие навыков творческого общения с литературой.
Выбор видов литературно-творческих упражнений, направленных на развитие навыков художественного освоения действительности, зависит от основной цели, которую они преследуют (развитие наблюдательности, внимания к окружающему, творческого воображения, стремления к самовоспитанию), и от форм работы (литературная обработка документов и других материалов, овладение закономерностями того или иного жанра). Руководитель кружка выбирает те из них, которые в большей степени соответствуют интересам и возможностям членов кружка. Это относится и к специфике места занятий кружка (на селе, например, больше возможностей для занятий фольклористикой), и к возрастной специфике кружка: в той или иной форме, с той или иной степенью глубины школьники разного возраста могут выполнять почти все из предложенных заданий. Например, сочинения, требующие анализа философских и этических понятий, используются для учащихся младшего возраста сообразно особенностям их восприятия жизни: если для старших подойдет тема «Моя мечта», то младшим интереснее будет писать на тему «Что бы я сделал, если бы стал волшебником». Важно, чтобы руководитель кружка владел разнообразными формами работы, в этом отношении программа и призвана помочь руководителю кружка.
Руководитель объединений по своему усмотрению может выделить время на индивидуальные консультации. Как общую тенденцию в старших группах можно отметить повышенную роль индивидуальных консультаций и занятий, на которых обсуждаются произведения членов кружка. Соответственно с возрастом членов кружка изменяется и распределение часов, отводимых на занятия. Обычно занятия кружка проводятся с сентября по май один раз в неделю.
1. Развитие навыков творческого чтения
А. Развитие навыков сравнения.
Сравнение вариантов одного произведения. Сравнение разных переводов одного произведения. Какой перевод вам представляется более удачным? Как отразилась в разных переводах индивидуальность переводчиков? Чья трактовка произведения представляется более убедительной? Какой перевод удачнее и почему?
Сравнение различных рецензий на одно произведение. Подбор рецензий на одно произведение в газетах и журналах. Обсуждение рецензии. Какая рецензия представляется самой убедительной и глубокой? Какие рецензии и по каким причинам вызывают возражения? Что нового дали рецензии по сравнению с вашим первым впечатлением от произведения?
Сравнение различных трактовок одного произведения (например, «Евгений Онегин» в трактовке Белинского, Писарева и Выготского, Набокова). Привести примеры различных трактовок классических произведений. Как изменялось понимание произведения с течением времени? Как отражалась на трактовке творчества писателя общественная позиция читателя? Какая трактовка произведения представляется вам наиболее глубокой и убедительной?
Сравнение различных иллюстраций к одному произведению. Художник-иллюстратор как читатель произведения. Какие качества произведения подчеркиваются разными художниками? Как отражается личность иллюстратора? Чьи иллюстрации, по-вашему, ближе духу иллюстрируемого произведения? Сравнение разных романсов или песен на одни и те же стихи. Как отразилась на музыкальной трактовке стихов эпоха, в которую написана музыка? Чем отличается трактовка стихов в музыке разных композиторов? Чья музыкальная интерпретация произведения вам ближе и почему?
Сравнение различных постановок одной пьесы. В каких деталях воплощается различное прочтение разными режиссерами одной пьесы? Чье режиссерское прочтение пьесы представляется более впечатляющим и соответствующим замыслу драматурга?
Сопоставление прозаического произведения с инсценировкой или экранизацией. В чем проявилась специфика театра или кино при инсценировке или экранизации? Какие потери и приобретения у спектакля или фильма по сравнению с литературным первоисточником? Какими средствами пытались восполнить авторы спектакля или фильма купюры, неизбежные при инсценировке или экранизации прозы? Сравнение различных актеров в одной роли. Привести примеры (из искусствоведческих работ) различных трактовок разными актерами одной классической роли. Привести примеры разных актеров в одной роли из современного репертуара. Какой из двух или нескольких актеров, исполняющих одну и ту же роль, вам нравится больше и по какой причине?
Сравнение чтения одного текста разными исполнителями. Какие нюансы текста по-разному выглядят в исполнении разных мастеров художественного слова? Чье прочтение, по-вашему, больше соответствует авторскому замыслу и почему? Сравнение одних и тех же приемов (рассказ от героя, сон героя и т. п.) в разных произведениях. Сравнение художественных тропов, рифм, ритма у разных авторов. Сравнение различных решений одной проблемы разными авторами.
Б. Развитие чувства стиля. Подобрать стилистически характерные для данного автора или для данной литературной школы отрывки. Объяснить, в чем характерность подобранных отрывков. Узнать автора по отрывку. Устно или письменно объяснить, почему, на ваш взгляд, данный отрывок должен принадлежать тому или иному автору. Какие стилистические особенности прочитанного отрывка свидетельствуют в пользу вашего предположения?
Какие стилистические особенности прочитанного отрывка, по-вашему, совпадают со стилистическими особенностями той или иной литературной школы? Узнать автора по пародии на него. Узнать литературную школу по пародии на нее. Какие особенности литературной школы отражены в пародии? В прозаическом или стихотворном тексте, где пропущены преподавателем отдельные слова, воспроизвести пропущенное и аргументировать выбор того или иного слова. Сравнить и обсудить варианты слов, предлагаемые разными членами кружка. Сравнить с авторским текстом и объяснить, почему автор предпочел именно данное слово. Дописать стихотворение на основании заданного начала, прочитанных первых двух строк следующей строфы и последних (рифмующихся) слов оставшихся двух строк. Сравнить и обсудить варианты. Сравнить с авторским текстом и объяснить, в чем его преимущество. Написать сочинение в заданном стиле (стилизация или пародия) на заданную или свободную тему.
В. Мысленный эксперимент с художественным образом. Рассказать фабулу произведения от имени одного из его героев. При обсуждении вариантов рассказа, предложенных членами кружка, объяснить, почему тот или иной пересказ больше соответствует индивидуальной речевой характеристике героя и его мироощущению. Пересказать фрагмент художественного произведения со сменой авторской позиции. Приготовить пересказы произведения от имени двух или нескольких его героев. Как в пересказах отражены различные взаимоотношения героев? Как согласно логике характера те или иные герои должны оценивать события, которые произошли в произведении? Рассказать от имени героя данного произведения о событии, в произведении не упоминающемся (заданном руководителем кружка или придуманном членом кружка). Перенести героя в иную ситуацию или в иную эпоху (например, Рудин и Обломов на заседании нашего кружка). Объяснить, почему автору произведения для наиболее полного воплощения замысла потребовались именно те, а не какие-либо иные ситуации, события и обстоятельства. Написать о прошлом героя. Представить себе детство героя, его родных и знакомых, среду, в которой сформировался его характер, его поведение в домашней жизни (если она не описывается в произведении). Написать о будущем героя (т. е. сочинение типа, одобренного М. Горьким: «Как встретились бы Челкаш и Гаврила спустя десять лет?»). Написать концовку произведения, которое прочитывается не до конца, сверить с авторской и обсудить.
Г. Творческое развитие при изучении теории литературы. Выявление специфики различных видов искусства при самостоятельной экранизации произведения литературы или отрывка из него. Подготовка сценария по произведению или отдельному отрывку. Обсуждение вопросов: изменится ли композиция отрывка или произведения и какими соображениями можно оправдать изменение композиции? (Попутно углубляется понятие о роли композиции в произведении искусства.) Какими средствами, специфическими для кино, постараемся восполнить потери, связанные с внесенными изменениями? Обсуждение режиссерского плана по созданному сценарию. Какие кадры представляется целесообразным снять крупным планом, какие — средним и общим (понятие о роли крупного и общего плана в кино)? Какова роль освещения в кино и какое освещение можно порекомендовать в том или ином кадре? Выявление специфики работы актера, художника, костюмера, композитора, гримера при обсуждении вопросов: какого актера следует пригласить для исполнения той или иной роли и какими качествами этот актер соответствует характеру персонажа? Как должен художник обставить интерьер? Какие костюмы возможны у героев? Какой вы представляете музыку к фильму? Как загримировать актеров?
Д. Углубление понятия о художественной детали. Выделение (подчеркивание, выписывание) художественной детали в тексте. Выполнение заданий: найти художественные детали, свидетельствующие о тех или иных качествах героя (наблюдательность, юмор, принципиальность, чуткость, деликатность и т. п.); найти художественные детали, по которым можно судить об авторском отношении к герою. Какая разница между художественной деталью и подробностью? Привести примеры художественных деталей и подробностей. Обилие подробностей как характерное качество натуралистических произведений. Невыразительные подробности как типичный недостаток школьных сочинений типа «Лыжный поход», «Летом на рыбалке», «Вечером у костра» и т. д. Отражение в художественной детали индивидуальности автора. Привести примеры.
Е. Изучение основ стихосложения. Что известно о различных системах российского стихосложения? (Русское народное напевное стихосложение, силлабизм, силлабо-тоническое стихосложение, тонический стих, дольник, свободный стих (верлибр), качественная и количественная системы стиха.) Привести примеры стихотворений (разных поэтов), написанных ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием, анапестом. Привести примеры силлабических стихотворений, примеры стихотворений, написанных тоническим стихом, примеры белых и свободных стихов в русской поэзии. Определить на слух, в какой системе написано стихотворение (силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое или свободное). Определить на слух стопу в силлабо-тоническом стихотворении. Привести примеры полиритмических стихотворений. Определить метрическую единицу стиха. Строфические построения русской поэзии.
Найти образцы (у разных авторов) мужской, женской, дактилической и гипердактилической рифмы. Найти в творчестве указанного руководителем поэта примеры парной, перекрестной, опоясывающей и более сложной рифмовки. Решающая роль содержания. Привести примеры стихов одного ритма и различных настроений.
Ж. Развитие навыков суждения и оценки. Написать сочинение на следующие темы: «Самая интересная книга, которую я прочитал в этом году»; «Фильм этого года, который мне больше всего понравился»; «Самый неудачный, на мой взгляд, фильм этого года»; «Самая интересная телепередача». Выписать из книги место, которое особенно понравилось, и объяснить почему. Выписать место, которое показалось неубедительным или фальшивым, и объяснить почему. Написать аннотацию и рецензию на одно и то же произведение, показать разницу между аннотацией и рецензией.
Подготовить рефераты, доклады, сообщения.
З. Углубление понятия о композиции произведения. Всем кружковцам составить план к одному произведению (задание с количеством пунктов плана). Сравнив планы, обсудить, чей точнее отражает суть произведения. Выделить в прочитанном произведении элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку (мотивировать отсутствие какого-либо из элементов). На основе полученных знаний о композиции произведения попытаться улучшить композицию своего сочинения на свободную тему с тем, чтобы более четко выделялись ее отдельные элементы.
2. Литературно-творческие упражнения
А. Описания, наблюдения, характеристики. Задания, развивающие наблюдательность и внимание к окружающей действительности. Написать словесный натюрморт (максимально выразительное описание предмета, указанного руководителем). Дать описание пейзажа.
Сравнить выразительность пейзажей кружковцев на одну тему, например: «Рассвет над Москвой-рекой»; «Наша речка зимой»; «Пришкольный сад»; «Зимние березы»; «Вечером в городском парке» и т. п.
Дать описание времени суток на следующие темы: «Утро в моем городе»; «Вечером на озере»; «Утро в сосновом бору» и т. п.
Дать описание времени года на темы: «Гроза в начале мая и в конце августа»; «На нашей улице поздней осенью»; «Наш бульвар зимой и летом»; «Июльский дождь» и т. п.
Описать путешествие, например: «Лыжный поход в лес»; «Турпоход в лагере»; «С записной книжкой по родным местам».
Каждый из участников занятия пишет словесный портрет одного из кружковцев и зачитывает всем присутствующим, не называя имени портретируемого. Кружковцы должны угадать, с кого написан представленный портрет.
Написать словесную характеристику на темы: «Мой друг»; «Ребята из нашего кружка»; «Наши соседи»; «Как я поссорилась и помирилась со своей подругой»; «Мои друзья».
Написать характеристику человека, изображенного художником на портрете (желательно неизвестного кружковцам), или одного из персонажей жанровой картины.
Написать сочинение, где был бы дан образ животного, например: «Наша собака»; «Как я ухаживала за кошкой» и т. п.
Написать о вещах человека так, чтобы по их описанию можно было бы судить о характере владельца.
Б. Творчество в рамках жанра. Практическое приобщение к использованию и соблюдению специфических законов и возможностей определенного жанра. Диалоги. Записать услышанные или придумать такие диалоги, в которых бы отразились особенности собеседников. Попытаться написать диалог знакомых кружковцам людей, не называя их, с тем, чтобы по диалогу можно было бы узнать разговаривающих. Сценки. Задача та же: сделать персонажей сценки узнаваемыми.
Развитие журналистских навыков: использование технических средств (магнитофона, фотоаппарата, видеокамеры) для последующей литературной обработки. Зарисовка. Сочинения на темы: «Болельщики на стадионе»; «На симфоническом концерте»; «Посетители художественной выставки»; «Выпуск очередного номера стенгазеты». Сказки. Конкурс на лучшую сказку (тематика и объем заранее обусловлены или свободные). Загадки. Соблюдение жанрового закона необходимости и достаточности признаков (чтобы загадка допускала только одну, а не много отгадок и чтобы отгадка не была очевидной). Репортаж о школьной читательской конференции, о встрече с поэтом или прозаиком, об обсуждении стихов товарища, о лыжном походе, о краеведческой экспедиции, о спортивном соревновании, о вечере встречи с выпускниками школы и т. д. Интервью. Подготовка вопросов для интервью. Навыки: магнитофон или скоропись, учет конкретной обстановки, в которой берется интервью. Очерк об отдельном человеке или коллективе. Очерк на темы: «Хорошие люди вокруг нас»; «Человек, которого я уважаю». Фельетон. (На материале школьной, кружковой, спортивной или лагерной жизни.) Сравнение фельетонов на одну тему. Рассказ: юмористический, социально-бытовой, исторический.
В. Развитие литературно-творческого воображения. Сочинение по пословице. Устное сочинение и редактирование по опыту Л. Н. Толстого («Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»). Сочинение по пословице с заранее обусловленным жанром (бытовой, фантастический рассказ, публицистическая статья, эссе, воспоминания, очерк, зарисовка, фельетон). Сочинение по картине. Ассоциации с картиной, фантазии на тему изображенных персонажей: прошлое, настоящее, будущее, характеристики, среда, окружение (родные и знакомые изображенных за пределами картины). Изучение истории при работе над жанровыми и историческими картинами. Литературные фантазии на темы натюрмортов и пейзажей. Литературные фантазии на музыкальные темы. Фантазии на тему музыкального произведения, исполняемого на занятии кружка (пластинка, магнитофонная запись, исполнение кем-либо из кружковцев или приглашенным учеником музыкальной школы, музыкального кружка). Фантазия на тему любимого музыкального произведения (каждый пишет о своем любимом произведении). Фантазия на тему обусловленного музыкального жанра (фортепьянного или скрипичного концерта, симфонии, камерного произведения). Фантазия на тему музыкального инструмента. Сочинения по ассоциации.
Варианты: ассоциации со словосочетанием (темные подворотни, девочка в розовом платье, старинная книга), с отдельным словом (фрегат, гладиолус, чернильница, дорога), с не имеющим значения звукосочетанием (сикамбр, куздра, бокр, альграаз), с определенным цветом, именем, зданием, местом, предметом или явлением. Свободные сочинения с обусловленным местом (Курильские острова, Чистые пруды) или временем (век или десятилетие).
Г. Упражнения, предусматривающие литературную обработку реального жизненного материала. Сочинение на тему «Случай из жизни» («Самый смешной случай из моей жизни»; «Как я был свидетелем благородного поступка»; «Случай, который оставил у меня неприятные воспоминания»; «Приключения моей собаки»; «Удивительный случай»). Литературная запись. Встреча с интересным человеком: рабочим или колхозником, спортсменом или артистом, пограничником или работником милиции — с последующей литературной обработкой их рассказа.
Задание: записать и литературно обработать рассказ знакомого человека (родственника или соседа), сравнить и обсудить запись и литературную обработку. Развитие стремления и способности улавливать и сохранять индивидуальность рассказчика. Литературная обработка детских рассказов (рассказов учеников младших классов, младших братьев и сестер, знакомых малышей), попытка сохранить в литературной обработке особенности детской речи. Литературная обработка материалов, собранных в краеведческих и спортивных экскурсиях (дневниковых записей, рассказов повстречавшихся людей, воспоминаний участников экскурсии — устных и письменных). Литературная обработка документов. Рассказы по материалам собранных документов о жизни и подвигах участников Великой Отечественной войны. Изучение книги С. С. Смирнова о героях Брестской крепости и других произведений аналогичного жанра. Сочинение на основании собранных материалов истории родной деревни, улицы, района, школы.
Д. Работы, поощряющие самонаблюдение и самовыражение школьников, способствующие их самовоспитанию. Сочинения в эпистолярном жанре. Знакомство с эпистолярным наследием классиков. Переписка великих людей (не только писателей, но и художников, ученых, государственных деятелей) с друзьями. Искренность и содержательность переписки, обсуждение самых важных вопросов общественной и личной жизни. Сочинение на тему «Письмо к другу». Сравнение с литературными образцами, написанными в эпистолярном жанре. Страницы из дневника. Знакомство с дневниками писателей, ученых и государственных деятелей. Обсуждение вопроса: «Какую роль может сыграть дневник в развитии наблюдательности, в воспитании характера, в познании самого себя и окружающих, в укреплении самодисциплины?»
Жанровая свобода дневника, допускающая включение воспоминаний, выписок из прочитанного, рассуждений, оценок людей и событий, рассказов о только что происшедшем и бесед с друзьями. Обсуждение страниц из дневников кружковцев (с согласия авторов это относится ко всем сочинениям кружковцев).
Сочинения на темы «Мой день», «Неделя из моей жизни», предусматривающие анализ собственного характера, причин смены настроений: «Как мне было стыдно (грустно, страшно)».
Сочинения, требующие анализа своих интересов и увлечений, например: «Мое хобби»; «Как я провожу и как бы я хотел проводить свободное время». Сочинения, требующие анализа своих стремлений, например: «Моя цель»; «Мои планы»; «Моя мечта»; «Кем бы я хотел стать»; «Чего бы я хотел добиться». Знакомство с юношескими планами Льва Толстого и других великих людей. Попытка разработать подобные планы для себя.
Е. Сочинения, требующие анализа философских и этических понятий, рассуждения о красоте и правде. Сочинение на тему «В жизни всегда есть место подвигам».
Заранее обусловленная постановка вопросов: подвиг возможен только в исключительных обстоятельствах? Только ли отвага характеризует подвиг? Какая разница между подвигом одного момента и подвигом всей жизни? Как предыдущая жизнь подготавливает подвиг одного момента? Можете ли вы привести примеры проявления человеческого духа, которые, по-вашему, заслуживают называться подвигом, помимо общеизвестных исторических и литературных?
Аналогичная постановка этических проблем в сочинениях-рассуждениях на темы: «Ложь — религия рабов и хозяев, правда — бог свободного человека»; «Чтоб труд владыкой мира стал и всех в одну семью спаял...»; «Горе человеку, когда он один»; «Чины людьми даются, а люди могут обмануться»; «В человеке все должно быть прекрасно»; «Праздная жизнь не может быть чистой...»; «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»; «Человек — это звучит гордо!». Сочинения, проясняющие понимание абстрактных понятий, например: «Как я понимаю теорию разумного эгоизма»; «Любовь к жизни и самопожертвование»; «Страх и стыд»; «Чувство и долг в моем понимании»; «Страсть и честь»; «Что такое счастье?». Сочинения, проясняющие понимание эстетических категорий и взаимоотношения этики и эстетики. Постановка вопросов: «Как я представляю себе воплощение мысли: „Эстетика — этика будущего?“»; «Могу ли я представить одновременно талантливое и безнравственное произведение искусства?»; «Какие произведения искусства мне особенно нравятся и почему?».
3. Массовая работа
А. Подготовка совместно с другими кружками литературных вечеров. Участие в школьных вечерах. Вечер любимого стихотворения. Вечер сказки (подготовка текста после того, как выяснится, какие сказки будут прочитаны на вечере). Вечер басни. Вечер лирики. Вечер записных книжек (подготовка текста ведущих и докладов о специфике жанра, о наиболее выдающихся образцах жанра). Вечер «Старшие — младшим» (подготовка материалов и сценария вечера, изучение специфики восприятия малышей). Авторские литературные вечера (вечер, посвященный творчеству А. Т. Твардовского, М. А. Светлова, С. Я. Маршака и т. д.).
Обзорные литературные вечера (например: «Русские поэты-классицисты»; «Русские баснописцы до И. А. Крылова»; «Стихи современников Пушкина»; «Стихи поэтов начала двадцатых годов»; «Поэзия Великой Отечественной войны»; «Вечер современной поэзии»). Подготовка цикла тематических вечеров, например вечеров, посвященных истории отечественной сатиры: «Русская сатира до XIX века»; «Гоголь и его школа»; «Русская сатирическая сказка»; «Советские фельетонисты». Подготовка тематических литературных вечеров на темы: «Разоблачение крепостничества в русской литературе начала XIX века»; «Русские поэты о поэзии»; «Природа в русской поэзии»; «О подвигах, о доблестях, о славе...». Подготовка литературных вечеров, посвященных литературным образам в других видах искусства.
Ответственность за литературную часть концертов и выставок, подготовленных совместно с членами других кружков: «Оперные сюжеты и фрагменты из опер, в основу которых легли литературные произведения»; «Программная музыка на тему литературных произведений»; «Русские народные песни на слова известных поэтов»; «Произведения живописи на литературные сюжеты»; «Памятники литературным героям в разных странах»; «Экранизации русской классики»; «Мультипликационные фильмы на сюжеты известных произведений литературы»; «Литературные образы в основе балетных спектаклей»; «Иллюстрация как вид искусства»; «Выдающиеся мастера книжной графики» и т. д.
Б. Выпуск стенгазеты и радиогазеты силами членов кружка или совместно с членами других кружков. Литературное редактирование школьных стенгазет и радиогазет. Руководство отделами школьных стенгазет (отделами аннотаций и рецензий, критических статей и обзоров, сатирическим отделом, отделом поэзии, отделом хроники: репортажи, интервью, зарисовки, сообщения, реплики и т. д.). Работа в качестве специальных корреспондентов стенгазет (фельетонистов, репортеров, рецензентов, критиков, литературных обозревателей, очеркистов, литературных консультантов).
В. Участие в работе юных краеведов и следопытов. Составление и редактирование писем. Литературная обработка найденных материалов. Участие в создании школьных литературных музеев. Работа в качестве экскурсоводов в музеях и на выставках (постоянных, временных и передвижных). Участие в литературно-краеведческих экскурсиях, в походах по местам боевой славы, литературная обработка походных дневников и записей.
Г. Встречи с участниками Великой Отечественной войны — литературная запись рассказов и бесед. Встречи с писателями, разговор о специфике писательской работы и психологии художественного творчества. Обсуждение работ членов кружка в присутствии писателей. Встречи с выпускницами кружка, разговор о выборе профессии, о накоплении жизненного опыта. Чтение работ членов кружка и обсуждение их в присутствии бывших выпускников. Встречи с представителями других творческих кружков и литобъединений. Совместные заседания с литобъединениями и литературно-творческими кружками других школ. Совместные обсуждения стихов. Встречи с мастерами художественного слова и артистами, разговор о выразительном чтении, о правильной и выразительной дикции, о нормах орфоэпии. Консультации по дикции и орфоэпии у мастеров художественного слова.
Д. Переписка с членами литературно-творческих кружков других районов, городов, областей и республик. Переписка с зарубежными школьниками, занимающимися литературным творчеством. Переписка с поэтами, художниками, журналистами, писателями. Поездки во время каникул в гости к ребятам тех литобъединений и кружков, с которыми ведется переписка и наладилась дружба. Приглашение к себе и прием школьников из других городов и республик. Совместные заседания и обсуждения творчества. Совместные выступления и вечера. Межрайонные и республиканские слеты членов литературно-творческих кружков.
Е. Посещение музеев с предварительной подготовкой и последующей литературной обработкой впечатлений. Коллективное посещение выставок, спектаклей и концертов. Участие в работе юных фольклористов и этнографов, в изучении местного народного творчества, обычаев и традиций — литературная обработка материалов. Изучение истории родной школы, улицы, села, района. Работа над коллективными книгами о родном крае и коллективе.
З. Участие в городских, районных, областных, республиканских и общественных литературных конкурсах. Изучение и обсуждение результатов конкурсов.
И. Литературные игры на занятиях кружка, на вечерах в школах и на производстве. Викторины, буриме, шарады, ребусы, коллективные рассказы (типа «испорченного телефона», где каждый последующий продолжает страницу, написанную предыдущим, а с остальным содержанием незнаком) и т. д.
4. Итоги работы за год.
А. Подготовка отчетного вечера членов литературно-творческого кружка.
Б. Подготовка альманаха с избранными произведениями членов объединения.
В. Подготовка авторских сборников с произведениями членов объединения за последний и предыдущие годы.
Г. Магнитофонная запись отчетного вечера, организация отчетной выставки работы кружка за год.
Элективные курсы
Непременная составляющая профильного обучения — элективные курсы как в составе предпрофильной подготовки (9 класс), так и собственно в профильной школе (10—11 классы). Такая форма литературного образования также может быть использована при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе.
Поэты пушкинской плеяды
Программа элективного курса
Пояснительная записка
Спецкурс «Поэты пушкинской плеяды» рассчитан на 24 часа и предназначен для подготовки конкурсантов к олимпиаде по литературе как дополнительный курс к основному литературному курсу. Его цель — расширение представлений и углубление знаний учащихся о литературном процессе и литературных явлениях первой половины XIX века. Литература будет изучаться в более широком историко-культурном контексте, связях с философией, историей, разными видами искусства.
В связи с этим преподавание данного курса носит ярко выраженный деятельностный характер с использованием различных педагогических технологий. Поэтому, кроме традиционных форм проведения занятий, могут использоваться такие формы, как семинары, нетрадиционные уроки: проведение литературно-художественных салонов, гостиных, путешествия, экскурсии. Главная цель таких занятий — создать атмосферу сопричастности учащихся к литературно-культурным явлениям, способствовать осознанию ими себя свободной, творческой личностью, способной прочувствовать, приблизить к себе и понять прошедшие эпохи, их культурную, нравственную и эстетическую значимость.
Содержание программы
Тема 1. Введение
Особенности развития русской литературы первой половины XIX века (литературные направления, течения, стили, жанры). Литературные объединения и журналы. Пушкинский период русской поэзии (художественное содержание, границы, литературно-эстетические позиции поэтов).
Тема 2. В. А. Жуковский
Литературно-эстетические взгляды В. А. Жуковского. Проблема нравственного самоусовершенствования, самоценности человеческой жизни, неудовлетворенность официальной моралью, утверждение высоких идеалов любви, дружбы, красоты человеческих чувств. Жуковский и «Арзамас».
Особенность лиризма Жуковского (сублимация чувств и психологическая конкретность, лирическая импровизация, песенность и музыкальность формы).
Становление романтизма Жуковского. Перевод «Сельского кладбища» и его место в формировании нового стиля. Элегии Жуковского, их значение в развитии русской литературы. «Вечер» (образ лирического героя), «Славянка», «Море» (мотивы и художественные образы). Элегии Жуковского в восприятии современников и в спорах 1820 г. Тематика и проблематика баллад Жуковского. Сюжеты, образы, герои, поэтика баллад, их значение в формировании романтической народности. Жуковский-переводчик; своеобразие переводов Жуковского. Жуковский в музыке и изобразительном искусстве. Романсы на стихи Жуковского (Даргомыжский, Алябьев, Варламов, А. Рубинштейн, Чайковский).
Тема 3. К. Н. Батюшков
Раннее творчество поэта. Воспевание радостей жизни, передача в стихах богатства духовной жизни человека. Роль античных образов для выражения духовной жизни человека в стихах Батюшкова. Литературный портрет лирического героя в стихотворении «Мои Пенаты». Противопоставление простого быта, духовной свободы, полноты бытия роскоши и блеску света, официальной морали, духовной ограниченности в послании Батюшкова. Перелом в мировоззрении поэта после Отечественной войны 1812 г. Крушение идеального мира мечты, гибель веры в «разумность» и «гармоничность» человека. Исторические элегии Батюшкова. Трагическая судьба поэта и его поколения в стихотворении «Судьба Одиссея», «К другу». Любовные элегии Батюшкова («Разлука», «Элегия», «Я чувствую, мой дар в поэзии погас...» и др.). Тема высокого избранничества поэта в стихотворении «Умирающий Тасс». Заслуга К. Батюшкова в развитии русской поэзии.
Тема 4. Поэзия декабристов
Агитационные песни К. Ф. Рылеева и А. Бестужева. Сюжеты, герои, поэтика дум Рылеева. Литературная судьба В. Кюхельбекера. Тема высокого избранничества поэта в стихотворении «К Пушкину», «Участь русских поэтов». Гражданская поэзия А. Одоевского.
Тема 5. Д. В. Давыдов
Значение поэтического творчества Д. Давыдова для русской поэзии 1-й четверти XIX в. Воспевание военных подвигов, дружеских общений, естественных человеческих чувств в «Гусарских песнях» поэта. Любовные элегии Давыдова. Песни Давыдова («Современная песнь», «Вечерний звон»).
Тема 6. П. А. Вяземский
П. А. Вяземский — старший друг Пушкина. Протест против бесчеловечных форм крепостного гнета, деспотизма в стихотворении «Негодование». Своеобразие поэтического стиля Вяземского. Картины русской зимы в элегии «Первый снег».
Тема 7. А. А. Дельвиг
Мотивы наслаждения жизнью в творчестве Дельвига. Мотивы и образы лирических песен Дельвига («Соловей мой, соловей...», «Я вечор в саду младешенька гуляла...»). Дельвиг — издатель альманахов «Северные цветы», «Литературная газета». Сонеты Дельвига. Глубокий психологизм переживаний, изящество и афористичность языка сонетов. Дружеские и творческие связи Пушкина и Дельвига.
Тема 8. Н. М. Языков
Своеобразие поэзии Языкова. Гимн свободной, не скованной казенной моралью и официальными запретами жизни в «Студенческих песнях» Языкова. Любовные элегии поэта. Поэтические послания Языкова. Пейзажная лирика Языкова. Пушкин и Языков.
Тема 9. Е. А. Баратынский
Тема упоения жизнью в ранней лирике Баратынского. Развитие Баратынским жанра элегии. Динамика психологических состояний и эмоций лирического героя в элегии «Разуверение». «Признание» как высочайший образец элегической поэзии. Философский характер лирики Баратынского. Тема поэта и поэзии в творчестве Баратынского. Значение поэзии Баратынского для русской литературы.
Тема 10. Поэты-любомудры
Эстетическая концепция поэтов-любомудров (романтическая философия, аллегорическая природа поэзии, утверждение «архаических» традиций, создание образа романтического поэта, созерцателя и мудреца). Мотивы лирики Д. Веневитинова, С. Шевырева, А. Хомякова.
Тема 11. А. А. Полежаев
Автобиографический, исповедальный характер поэзии Полежаева. Сатирические произведения поэта (поэма «Сашка», послание «Александру Петровичу Лозовскому»). Кавказские поэмы Полежаева.
Тема 12. А. В. Кольцов
Народный характер поэзии А. Кольцова. Изображение духовного мира крестьянина. Народно-песенные основы творчества. Роль Пушкина и Белинского в становлении Кольцова-поэта. Картины родной природы в стихах Кольцова. Семейно-бытовые песни Кольцова. Мотивы и образы стихотворения «Лес», посвященного А. С. Пушкину. Традиции Кольцова в творчестве поэтов некрасовского круга.
Литература
1. Федотов О. И. Основы русского стихосложения / О. И. Федотов. — М., 1997.
2. Манн Ю. Динамика русского романтизма / Ю. Манн. — М., 1995.
3. Бухштаб В. Г. Русские поэты / В. Г. Бухштаб. — Л., 1970.
4. Городецкий Б. П. Русские лирики / Б. П. Городецкий. — Л., 1974.
5. История русской литературы. В 4 т. — Л., 1981. — Т. 2.
6. История русской поэзии. В 2 т. — Л., 1968—1969.
7. Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Методика факультатива в 8 классе / М. Г. Качурин, Д. К. Мотольская. — М., 1980.
8. Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык лирики XIX в. Пушкин. Некрасов. — М., 1981.
9. Непомнящий В. Поэзия и судьба / В. Непомнящий. — М., 1987.
10. Гаспаров М. Л. О русской поэзии / М. Л. Гаспаров. — М., 2001.
Современный литературный процесс
Программа элективного курса
Пояснительная записка
Данный элективный курс рассчитан на 18 часов. Учитель может распределить время освоения курса по своему усмотрению (в течение учебной четверти, полугодия, в течение года). Назначение курса состоит в том, чтобы учащиеся получили представление о развитии современной литературы, об основных направлениях ее развития, о проблемах традиции и новаторства, преобладающих темах, проблемах, жанрах. Фрагменты содержания предлагаемого курса наставник олимпийцев может включить в систему подготовки на разных этапах литературного образования: как самостоятельный курс в 11 классе, так и фрагменты содержания в качестве материала к урокам внеклассного чтения в 9 и 10 классах.
Освоение данного курса носит ярко выраженный деятельностный характер с использованием игровых технологий и технологий диалога в культуре и диалога культур. Поэтому, кроме традиционных форм проведения занятий, могут использоваться такие формы, как семинары, нетрадиционные уроки: проведение литературно-художественных салонов, гостиных, путешествия, экскурсии.
Программа элективного курса «Современный литературный процесс» будет успешно реализована при условии организации самостоятельной работы старшеклассников. Преподаватель может использовать в работе различные виды самостоятельной работы школьников: исследовательскую деятельность, написание и защиту рефератов, создание проектов и т. д. Самостоятельная работа будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся, развитию их творческих способностей, возможности самостоятельно применить полученные знания, повышению культурного уровня.
Содержание программы
Тема 1. Введение
Литературная ситуация конца XX — начала XXI века. Сосуществование в едином культурном пространстве произведений разных направлений. Высокая и массовая литература. Прозрачность границ. Постмодернизм — культурное явление второй половины XX века. Развитие постмодернизма на почве русской литературы конца XX — начала XXI века: Толстая, Петрушевская, Гришковец, Улицкая, Каледин. Своеобразие постмодернизма в русской литературе. Постмодернизм как комплекс мировоззренческих и эстетических установок и структурно-творческих компонентов. Постмодернистская концепция мира: мир есть текст. Литературное произведение — пространство цитаций, «перекличек» текстов на разные голоса, интертекстуальная игра. Разрушение цельности субъекта, человеческого «я». Лозунг постмодернизма «я» — «не-я». Нивелирование роли автора: автор — не творец, не «демиург», но «скриптор». Читательский опыт в постижении смысла текста. Изменения реализма как литературного направления в эпоху постмодернизма. Основные объекты неонатурализма. Неонатурализм и «натуральная школа» русского реализма XIX века. Актуализация в неонатурализме «физиологического» спектра литературной тематики: алкоголизм, сексуальное вожделение, насилие, болезнь и смерть. Жизнь «дна» — обнаженная обыденность: зона, армия, городская помойка-социум в «миниатюре». Утекающая в никуда жизнь «маленького человека».
Неосентиментализм. Постреализм. Постмодернизм. Писатели — лауреаты премий. Основные темы. Своеобразие прозы. Патриотизм современной русской литературы: Ю. Бондарев, А. Проханов, В. Белов, B. Распутин, В. Шукшин и др.
Тема 2. Татьяна Толстая
Сведения из биографии. Сборники рассказов «На золотом крыльце сидели», «Река Оккервиль», «День», «Ночь» и др.
Особенности повествовательной организации рассказов Т. Толстой. Сюжетная канва. Мир автора и мир героев. Метафора и ее художественное значение в структуре произведений. Особенности предметной детализации. Предметный мир и внутреннее состояние персонажей. Воссоздание субъективного мира персонажа или повествователя. Фантастика и реальность. Двоемирие. Трагикомичность рассказов. Поэтичность прозы Толстой. Сказочность героев и сюжетов. Реминисценции и аллюзии в повествовательной манере.
Тема 3. Людмила Улицкая
Сведения из биографии. Книги прозы: «Сонечка», «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого», «Девочки», «Люди нашего царя» и др. Выраженное исследовательское начало творчества. Обращенность текста к глубинам человеческой психики. Изучение несознаваемого в поведении человека. Обстоятельный анализ течения жизни. «Краткость счастливых мгновений». Время героя как часть большого исторического времени. Внутреннее движение персонажей автора. Мозаичность повествования. Автономность эпизодов в произведении. «Замкнутость» микросюжетов. Роль сквозного мотива в произведениях Улицкой. Перетекание жизни в рассказ о жизни. Стирание границ между вымыслом и реальностью. Камерный психологизм прозы Улицкой.
Тема 4. Людмила Петрушевская
Сведения из биографии. Книги прозы: «По дороге бога Эроса», «Настоящие сказки», «Дом девушек» и др.
Темы и мотивы прозы Петрушевской. Сюжет рассказов. Особый вид сказа. Особенности композиционной и стилистической организации рассказов. Порядок изложения фактов, их связь. Стилистические регистры. Соединение прошлого и настоящего. Особенности повествовательной организации. Личность рассказчика. Автор и рассказчик. Своеобразие решения «вечных» тем в прозе Петрушевской. Реминисценции и аллюзии в текстах Петрушевской. Герои. Искаженность, патологичность человеческих отношений, непреодолимость одиночества. Анонимность и взаимозаменяемость персонажей. Неразрешимость конфликта. Беспсихологичность прозы.
Тема 5. Саша Соколов
Сведения из биографии. Рассказы. Роман «Школа для дураков». Сюжет. Герои. Автор и повествовательное «я». Пространство в романе. Смешение «воображаемой» и «физической» реальности. Время. Соотношение в романе объективного и субъективного времени. Особенности повествовательной организации текста. Событийный ряд. Причинно-следственные связи и ассоциативные связи между событиями. Трагичность и трогательность романа.
Тема 6. Борис Екимов
Сведения из биографии. Книги прозы: «Девушка в красном пальто», «У своих», «Офицерша. Рассказы», «Елка для матери. Рассказы», «Холюшино подворье», «За теплым хлебом. Рассказы», «Пиночет», «Набег. Рассказы».
Традиции «деревенской прозы» в творчестве писателя. Герои-личности в противостоянии обстоятельствам жизни. Перемены жизни в рассказах Екимова и отношение к ним героев рассказов. Тема катастрофического слома СССР — России. Разлом жизни, слом былого уклада, разрушение человеческих связей, гибель деревни. Замкнутость, закрытость мира героев Екимова. Прием «минус-пространства» (В. Н. Топоров) в рассказах. Привлекательность оставшейся в прошлом патриархальности и стремление героев к новому обретению порушенных человеческих связей. Закон жизни — сострадание, взаимная помощь, любовь, возвращение к утраченной вере.
Литература
1. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. В 2 т. — М., 2003.
2. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997.
3. Русская проза конца XX века / Сост. и вступит. ст. С. И. Тиминой. — М., 2002.
4. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие. — М., 2000.
5. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. — М., 2000.
Виды заданий для подготовки школьников к пятому этапу Всероссийской олимпиады
школьников по литературе
При подготовке к пятому этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе наставнику рекомендуется провести психологическую подготовку учащихся к олимпиаде, снять излишнюю напряженность при вхождении конкурсантов в творческий процесс; закрепить умение распределять работу во времени, учитывая особенности олимпиады по литературе, объяснить специфику каждого тура. Наиболее эффективные результаты могут быть получены при выполнении разных видов заданий.
При подготовке к 1-му туру олимпиады эффективен следующий вид заданий: рецензирование и комментирование работ победителей Всероссийской олимпиады. Такие задания способствуют выявлению общекультурного уровня конкурсантов. Приемы анализа прозаических произведений малой формы могут быть закреплены при написании работ в жанре рецензии, статьи, письма, очерка, путешествия, эссе, а также при выполнении заданий, содержащих вопросы по теории литературы. Выполнение письменных работ (стилизаций) будет способствовать закреплению понятий стиля, литературного направления, стиля писателя, стиля произведения. Задается определенный уровень для реализации творческих возможностей участников олимпиады и широко используется опыт предшественников.
Во время подготовки ко 2-му туру олимпиады также можно использовать задания по рецензированию и комментированию работ победителей Всероссийских олимпиад по литературе 1996—2006 годов. Традиции и новаторство поэзии рубежа XIX—XX веков, принципы анализа поэтических произведений разных жанров могут быть освоены конкурсантами также при редактировании работ победителей олимпиад, составлении рецензий на письменные работы, сопоставительном анализе поэтических текстов XVIII—XX веков, анализе конкретных поэтических произведений.
Вопросы по истории и теории литературы, содержащиеся в заданиях 3-го тура олимпиады, могут быть включены в следующие задания: составление историко-культурного комментария, определение авторства текста, системы стихосложения, литературного направления, знания и толкования текста, определение роли изобразительно-выразительных средств в художественной структуре текста.
|