Предисловие
Предлагаемое пособие написано к учебнику по литературе для 5-го класса, авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин (7-е издание, переработанное в 2006 году). В 2008 году вышло 9-е издание учебника без изменений.
Этот учебник входит в комплект книг, соответствующих обновленному изданию «Программы образовательных учреждений. Литература. 5—11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (7-e издание, переработанное. — М.: Просвещение, 2006).
Учебник был переработан и дополнен в 2006 г. после того, как была изменена эта программа, которая, в свою очередь, подверглась переработке после утверждения в 2004 г. федерального компонента Государственного образовательного стандарта.
Помимо программы, учебника и методических рекомендаций, в учебно-методический комплект входят книга для учащихся «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 5 класс» (авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, B. H. Коровин), фонохрестоматия на CD-ROM того же авторского коллектива и настоящая книга.
Целью изучения литературы в школе программа называет приобщение учащихся к искусству слова, к богатству русской классической и зарубежной литературы.
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской литературы», «Из русской литературы XVIII века», «Из русской литературы XIX века», «Из русской литературы XX века», «Из зарубежной литературы». Содержание позволяет системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.
Содержание курса литературы учитывает читательские интересы и возрастные особенности пятиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно-реалистического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного. Педагогу рекомендуется больше внимания уделять чтению вслух, выразительному чтению художественных произведений, как лирических, так и эпических. Важно пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием как во время работы с произведениями текстуального изучения, так и на уроках внеклассного чтения.
Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными для пятого класса теоретическими понятиями. Ведущей задачей курса названо внимание к книге 1.
В программе после указания художественного произведения даны аннотации, служащие учителю для определения необходимых аспектов изучения произведения.
В учебник включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, они выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у читателя высокие нравственные качества.
Данные в учебнике вопросы и задания к произведениям, рекомендованным для чтения и изучения, чтения и обсуждения, учитывают стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценка; готовят к самостоятельной интерпретации художественного текста.
Учебник предлагает обратить серьезное внимание на работу по развитию речи, на обогащение словарного запаса ученика, в нем прослеживается движение от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного.
Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться в процессе только репродуктивной деятельности, поэтому наряду с ней рекомендуется выполнять с учениками и разнообразные творческие задания.
Специальные вопросы и рубрики учебника посвящены работе над проблемой синтеза различных искусств. Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями к изучаемому тексту, сравнение иллюстраций разных художников позволяют осуществить связь вербального образа с визуальным.
Данное пособие дает вариант тематического планирования курса литературы в 5, классе, рассчитанный на 102 часа (3 урока в неделю). Базисным учебным планом предполагается, что из федерального компонента Государственного образовательного стандарта на литературу будет выделено 68 часов в год (т. е. 2 урока в неделю). Еще один час на проведение третьего урока литературы в неделю возможен за счет регионального или школьного компонента. Он важен особенно в 5 и 6 классах: от времени, выделенного на уроки литературы, напрямую зависит успеваемость детей по всем остальным предметам.
Современное образование полностью построено на умении работать с текстами. Учителя-практики знают, что к моменту окончания начальной школы многие дети не умеют бегло читать, обладают малым словарным запасом, не умеют выделять главное и часто даже неспособны пересказать сколько-нибудь сложный текст, так как попросту не понимают его. В связи с этим их успеваемость по математике, истории, природоведению и многим другим предметам, где надо уметь читать учебник, снижается.
В течение последнего десятилетия наметились две тенденции, понижающие общий уровень владения русским языком и соответственно уровень литературного образования. Это, во-первых, вступление в подростковый возраст поколения школьников, детство которых не было связано с книгой. Засилье на российском телевидении американских мультфильмов и голливудских кинофильмов, для которых характерна скудность диалогов, стремительность действия и крайне низкая насыщенность нравственными идеями, в значительной мере повлияло на подростков. В пятых классах многие ученики не приучены к книге и свободное время предпочитают проводить за компьютером или на улице.
Вторая тенденция — это увеличение числа детей, слабо владеющих русским языком. Часто это дети из семей, эмигрировавших в Россию из стран ближнего зарубежья; родители этих детей говорят дома на своем родном языке. Воспитывающая среда предоставляет такому ребенку возможность только для усвоения «прожиточного минимума» русского языка.
Когда в классе преобладают такие ученики, даже простое чтение и понимание художественного произведения превращается в проблему, не говоря уже о постижении скрытого, глубинного его смысла. В связи с этим остро стоит вопрос обучения беглому выразительному чтению и адекватному пониманию текстов, и значение уроков литературы, безусловно, повышается.
Уроки литературы в 5 и 6 классах построены главным образом на работе с текстом, дети приобретают умения и навыки, необходимые для успешного обучения по всем предметам: учатся бегло и выразительно читать, составлять простой и сложный план, выделять главные мысли, делать краткий, подробный и выборочный пересказ, анализировать текст, с помощью заучивания стихотворений и прозаических отрывков наизусть развивают память.
Уроки литературы создают базу для успешного освоения материала по всем предметам школьной программы.
Для выработки названных умений и закрепления навыков 68 часов в год, выделенных на литературу, недостаточно. Учителя литературы и руководство школы, понимая важность проблемы, будут стремиться к тому, чтобы дети могли заниматься литературой 3 урока в неделю, т. е. 102 часа в год.
При необходимости учитель может воспользоваться планированием на 68 часов, предложенным Н. В. Беляевой в сборнике программ по литературе 2.
Наталья Васильевна Беляева предлагает планирование и на 68, и на 102 часа. Опытный учитель и методист, она предлагает продуманное и апробированное на практике тематическое планирование уроков литературы в 5 классе: указывает темы уроков, их основное содержание, виды деятельности учителя и детей, количество часов на каждую изучаемую тему.
Для учителей литературы очевидно, что существуют различные интерпретации художественного произведения. В свою очередь, каждый учитель в ходе преподавания дает свою интерпретацию учебной программы.
Тематическое планирование уроков, предложенных в данном пособии в графе «Содержание урока», максимально точно соответствует аннотациям программы под редакцией В. Я. Коровиной, указывает тип урока. Основные виды деятельности учащихся обозначены в разработках конкретных уроков (они выделены полужирным курсивом).
В пособие включены материалы по организации уроков и дополнительная информация для учителя, которая позволит педагогу глубже проникнуть в смысл изучаемого произведения и найти ответы на возможные вопросы учеников.
Особенностью предлагаемого поурочного планирования является личностно ориентированный подход, который реализуется в системе вопросов, направленных на работу с восприятием учениками художественных произведений, а также в системе творческих работ и индивидуальных заданий. Большое внимание мы уделяем связи уроков литературы в 5 классе с курсом начальной школы.
Программа под редакцией В. Я. Коровиной в конце курса 5 класса выделяет раздел «Из зарубежной литературы», который включает в себя произведения европейских и американских писателей XIX и XX вв.: балладу, сказки, романы, рассказ.
В нашем поурочном планировании мы предлагаем поместить произведения зарубежных писателей в разделы, содержащие произведения русской литературы, следуя жанровому или тематическому принципу: так, балладу Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» мы помещаем после баллады В. А. Жуковского «Кубок», рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише» предлагаем читать после рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
По сравнению с предыдущими изданиями учебник-хрестоматия для 5 класса В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, изданный в 2006 г., претерпел некоторые изменения. В частности, авторы отказались от изучения в 5 классе рассказа А. И. Куприна «Тапер» и очерка «Скворцы», сняли раздел «Славянские мифы». В то же время в книге появились новые произведения. Например, сказка В. М. Гаршина «Attalea princeps», стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Предложено монографическое изучение стихотворений А. А. Фета и С. А. Есенина. Изменено содержание разделов «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе», «Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе». В усовершенствованном учебнике дополнен и частично изменен методический аппарат. Все это нашло отражение в предлагаемом пособии.
В домашней и внеклассной работе рекомендуем использовать дидактические материалы по литературе книги «Читаем, думаем, спорим...» для 5 класса (автор-составитель В. Я. Коровина), которая входит в учебно-методический комплект, созданный по программе В. Я. Коровиной. В книгу включены тексты произведений, которые соответствуют логике программы и доступны детям для самостоятельного чтения и осмысления. Кроме авторов, уже знакомых детям (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов и другие), пятиклассники встретят новые имена (А. И. Куприн, Е. А. Пермяк, Л. Пантелеев, Л. А. Кассиль, Ю. Я. Яковлев).
Книга «Читаем, думаем, спорим...» включает в себя биографические и занимательные материалы для работы, содержит вопросы и задания, которые можно использовать для организации викторин.
Дополнительный материал, соответствующий программе, можно найти в книге «Литература. Занятия школьного кружка. 5 класс» 3.
Несколько замечаний об оформлении разработок уроков.
В книге дана сквозная нумерация уроков.
Шрифтом выделены названия разделов и уроков, соответствующие разделам учебника (и аннотациям программы). Римскими цифрами указаны этапы урока. Иногда отдельной цифрой выделяется важная форма работы; на форму работы указывает полужирный курсив.
Мы считаем, что на одном уроке должны сочетаться несколько видов работ так, чтобы не создавалось ощущения калейдоскопичности и в то же время чтобы дети могли глубоко погрузиться в проблему. Значительную роль мы отводим артикуляционной разминке (см. Приложение), выразительному чтению учителя и обучению детей выразительному чтению, комментированному чтению, беседам, в том числе и эвристическим (когда дети с помощью вопросов учителя постигают проблемно-теоретический материал), словарной работе, работе с произведениями изобразительного искусства.
Артикуляционная разминка — элемент урока, который сначала бывает непривычен для детей. О ее значении и организации подробно написано в Приложении. На первых уроках артикуляционная разминка может занимать больше времени, чем планирует учитель, однако когда пятиклассники привыкают к коллективной отработке скороговорок, входят в ритм, на разминку отводится не более трех минут урока.
Кроме тренировки артикуляции и памяти, разминка играет другую, не менее важную роль: она настраивает класс на работу, учит слушать других, служит своеобразным символом готовности учеников к коллективному взаимодействию.
Под руководством учителя пятиклассникам нужно обучаться коллективно взаимодействовать, работать в группах и парах, уважать выступающего у доски ученика и объективно оценивать ответы и творческие работы товарищей.
Учитель должен понимать, что творческая атмосфера является необходимым компонентом урока литературы; создание ее возможно только при стремлении учителя понять своего ученика, развить в нем то лучшее, что заложено природой, при постоянной целенаправленной работе по формированию доброжелательной, психологически безопасной среды, необходимой для творческого самораскрытия.
Итак, дети овладевают теоретическими знаниями, необходимыми умениями и навыками работы с текстом. Это одна сторона уроков литературы. Другая состоит в том, что художественное произведение обращается преимущественно к эмоциям, воспитывает их, будит чувства, открывает потайные дверцы в человеческой, особенно детской, душе. Учителю важно внимательно следить за реакцией детей во время чтения и работы над художественным произведением, быть особенно бережным при выяснении первичного восприятия произведения и при анализе текстов, чтобы литература была осознана детьми живой и многогранной, чтобы ученики были душевно открыты перед учителем и перед тем богатством русской словесности, которое может прийти в их жизнь.
Издательство «Просвещение» готовит к выпуску методические пособия, содержащие поурочное планирование и методические рекомендации учителю для проведения уроков литературы в каждом классе.
Тематическое планирование уроков литературы
в 5 классе
102 часа
№
урока |
Содержание урока |
Тип урока |
I четверть |
1 |
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним |
Вводный урок |
2 |
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора |
Урок чтения и обсуждения произведений |
3 |
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки |
Урок знакомства с теоретическими понятиями |
4 |
«Царевна-лягушка» |
Урок чтения и изучения произведения |
5 |
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования |
Урок чтения и изучения произведения |
6 |
Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки. |
Урок чтения и изучения произведения |
7 |
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок |
Урок развития речи |
8 |
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли |
Урок чтения и изучения произведения |
9 |
Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки |
Урок чтения и изучения произведения |
10 |
Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки |
Урок внеклассного чтения |
11 |
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
Урок чтения и изучения произведения |
12 |
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев) |
Урок чтения и изучения произведения |
13 |
М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов) |
Урок чтения и обсуждения произведения |
14 |
Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности |
Урок чтения и изучения произведений |
15 |
И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора |
Урок чтения и изучения произведения |
16 |
И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости |
Урок чтения и изучения произведений |
17 |
Жанр басни. Повествование и мораль в басне |
Урок развития речи |
18 |
Басни И. А. Крылова |
Урок внеклассного чтения |
19 |
В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» |
Урок чтения и изучения произведения |
20 |
В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета |
Урок чтения и изучения произведения |
21 |
Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады |
Урок чтения и обсуждения произведения |
22 |
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя |
Урок чтения и обсуждения произведения |
23 |
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Р. Л. Стивенсона |
Урок внеклассного чтения |
24 |
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» |
Урок чтения и обсуждения произведения |
25 |
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание |
Урок чтения и обсуждения произведения |
26 |
В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea Princeps» |
Урок чтения и обсуждения произведения |
27 |
В. М. Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения |
Урок чтения и обсуждения произведения |
28 |
Резервный урок |
|
II четверть |
29 |
Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок |
Урок чтения и изучения произведения |
30 |
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки |
Урок чтения и изучения произведения |
31 |
Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица) |
Урок чтения и изучения произведения |
32 |
Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев |
Урок чтения и изучения произведения |
33 |
Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки |
Урок развития речи |
34 |
Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» |
Урок внеклассного чтения |
35 |
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения |
Урок чтения и изучения произведения |
36 |
М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве |
Урок чтения и изучения произведения |
37 |
Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
Урок чтения и обсуждения произведения |
38 |
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического |
Урок чтения и обсуждения произведения |
39 |
Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу |
Урок чтения и изучения произведения |
40 |
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины |
Урок чтения и изучения произведения |
41 |
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения |
Урок-практикум |
42 |
И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола |
Урок чтения и изучения произведения |
43 |
История отношений Герасима и Татьяны |
Урок чтения и изучения произведения |
44 |
Герасим и Муму |
Урок чтения и изучения произведения |
45 |
«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню |
Урок чтения и изучения произведения |
46 |
Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Сочинение |
Урок развития речи |
47 |
Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия |
Урок развития речи. Итоговый урок |
48 |
Резервный урок |
|
III четверть |
49 |
А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии Фета |
Урок чтения и изучения произведений |
50 |
Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль |
Урок чтения и изучения произведения |
51 |
Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы |
Урок чтения и изучения произведения |
52 |
Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе |
Урок чтения и изучения произведения |
53 |
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения |
Урок развития речи |
54 |
А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор |
Урок чтения и изучения произведения |
55 |
Юмористические рассказы А. П. Чехова |
Урок внеклассного чтения |
56 |
Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...» |
Урок чтения, изучения и обсуждения произведений |
57 |
Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима» |
Урок чтения, изучения и обсуждения произведений |
58 |
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения |
Урок развития речи |
59 |
И. А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине |
Урок чтения и обсуждения произведения |
60 |
В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе» |
Урок чтения и изучения произведения |
61 |
Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» |
Урок чтения и изучения произведения |
62 |
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру |
Урок чтения и изучения произведения |
63 |
Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению |
Урок развития речи |
64 |
Путь Васи к правде и добру |
Урок развития речи |
65 |
С. А. Есенин: особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями ...» |
Урок чтения и обсуждения произведений |
66 |
С. А. Есенин. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» |
Урок развития речи |
67 |
П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки |
Урок чтения и изучения произведения |
68 |
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя |
Урок чтения и изучения произведения |
69 |
«Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова |
Урок внеклассного чтения |
70 |
К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки |
Урок чтения и изучения произведения |
71 |
Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки |
Урок чтения и изучения произведения |
72 |
К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой |
Урок чтения и изучения произведения |
73 |
Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» |
Урок развития речи |
74 |
С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» |
Урок чтения и изучения произведения |
75 |
Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака |
Урок чтения и изучения произведения |
76 |
Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом |
Урок чтения и изучения произведения |
77 |
X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева» |
Урок чтения и обсуждения произведения |
78 |
X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы |
Урок чтения и обсуждения произведения |
79 |
Сказки X. К. Андерсена |
Урок внеклассного чтения, урок-праздник |
80 |
Ж. Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном |
Урок чтения и обсуждения произведения |
81 |
Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)». Подведение итогов четверти |
Урок развития речи. Итоговый урок |
82 |
Резервный урок |
|
IV четверть |
83 |
А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя |
Урок чтения и изучения произведения |
84 |
Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова |
Урок чтения и изучения произведения |
85 |
В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро» |
Урок чтения и изучения произведения |
86 |
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций |
Урок чтения и изучения произведения |
87 |
Сочинение: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)» |
Урок развития речи |
88 |
В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» |
Урок внеклассного чтения |
89 |
Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства |
Урок чтения и обсуждения произведения |
90 |
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» |
Урок чтения и изучения произведения |
91 |
Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Поэма-баллада «Сын артиллериста» |
Урок чтения и изучения произведений |
92 |
Великая Отечественная война в жизни моей семьи |
Урок развития речи |
93 |
Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...» |
Урок чтения и изучения произведения |
94 |
Картина В. М. Васнецова «Аленушка». А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...») |
Урок чтения и изучения произведения |
95 |
Н. М. Рубцов. «Родная деревня».
Дон-Аминадо. «Города и годы» |
Урок чтения и обсуждения произведений или урок-концерт |
96 |
Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор |
Урок чтения и обсуждения произведений |
97 |
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека |
Урок чтения и обсуждения произведения |
98 |
М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями |
Урок чтения и обсуждения произведения |
99 |
Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций |
Урок чтения и обсуждения произведения |
100 |
Подведение итогов года |
Итоговый урок |
101 |
Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что читать летом |
Урок внеклассного чтения |
102 |
Резервный урок |
|
Примечание. Обозначение типа урока носит до определенной степени условный характер, так как в одном уроке часто сочетаются разные виды работы. Определение типа урока дано по преобладающему виду работы.
1 Программы образовательных учреждений: литература: 5—11 классы / под ред. В. Я. Коровиной. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2006. — С. 6.
2 Программы образовательных учреждений: литература: 5—11 классы / под ред. В. Я. Коровиной. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2006. — С. 101—111.
3 Еремина О. А. Литература: занятия школьного кружка: 5 класс / О. А. Еремина. — М.: Энас, 2007.
|