Предисловие
В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определенный запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта. Некоторые темы в 5 классе (например, связанные с изучением фольклора, литературной сказки, басни) должны носить скорее обобщающий характер. Уже известные, возможно, многим пятиклассникам сказки X. К. Андерсена «Снежная королева», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» перечитываются и рассматриваются не с точки зрения знакомого сюжета, а как оригинальные по форме литературные произведения.
Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров — эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными формальными признаками. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа.
Ключевая теоретико-литературная проблема, задающая основные направления работы с художественным текстом, диктующая выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы в 5 классе, — художественный образ в литературе.
Основное внимание на уроках литературы в 5 классе уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания, а также формированию начальных представлений о системе образов литературного произведения.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) чтение
- Чтение литературных произведений, включенных в программу.
- Выразительное чтение, в том числе наизусть, басен, фрагментов лирических и эпических произведений.
- Внеклассное чтение произведений на сходную тему.
б) анализ
- Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения и наличия оценочного значения в словесном образе.
- Выявление в тексте разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
- Выделение в сюжете литературного произведения отдельных эпизодов.
- Объяснение художественной функции отдельных изобразительно-выразительных средств.
- Определение темы и идеи литературного или фольклорного произведения.
- Выявление признаков отдельных жанров (литературной сказки, басни, рассказа) в литературном произведении.
- Наблюдения над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении, определение двусложного (ямб, хорей) и трехсложного (дактиль, амфибрахий, анапест) стихотворного размера.
в) развитие устной и письменной речи
- Разные виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный) прозаического произведения.
- Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
- Составление плана небольшого эпического произведения (сказки фольклорной и литературной, рассказа), в том числе цитатного плана.
- Отзыв о самостоятельно прочитанном прозаическом произведении.
- Составление краткой аннотации к литературному произведению.
- Рекомендация одноклассникам литературного произведения на сходную тему.
- Составление вопросов, связанных с анализом художественного образа, и развернутые ответы на эти вопросы.
ТЕРМИНЫ:
- Литература как искусство слова.
- Художественный образ, его признаки.
- Миф и сказка.
- Фольклор и литература.
- Сказка фольклорная и сказка литературная.
- Фольклорные жанры (сказка, песня, загадка, пословица, поговорка).
- Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, литературная сказка, басня).
- Драматические произведения. Монолог. Диалог.
- Тема произведения.
- Идея произведения (мораль в басне).
- Сюжет. Эпизоды. Пейзаж.
- Литературный герой. Персонаж. Лирический герой.
- Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, символ, сравнение, гипербола, звукопись, аллегория).
- Ритм, рифма. Способы рифмовки.
- Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих (в басне).
В первом полугодии основное внимание на уроках уделяется художественным образам и средствам их создания в литературном произведении. Темы «Мифология» и «Фольклор» рассматриваются как материал для повторения, обобщения и подготовки к анализу художественных текстов. Обзоры «Литературная сказка», «Басня» и первые темы по русской литературе XIX века, помимо анализа отдельных аспектов содержания и формы литературных произведений и выявления в них художественных образов разного вида, позволяют осуществить проверку техники чтения, навыков выразительного чтения и пересказа (устного и письменного). Первые уроки-практикумы «Аннотация» и «Заглавный образ в литературном произведении» связаны с практическим освоением художественного произведения и созданием связных речевых высказываний, которые являются результатом его анализа.
Во втором полугодии, помимо выявления художественных образов разного вида и средств их создания, пятиклассники получают начальные представления о системе образов, учатся характеризовать системные отношения между ними (подобие, контраст). Центральное место на уроках литературы занимают образ родины и художественные образы, дополняющие его (природа, деревня, человек, историческое событие и др.), а также образ автора (начальное представление об авторской позиции и способах ее выражения). Учитывая читательские интересы пятиклассников, специальные уроки необходимо посвятить изображению мира детей и мира животных в художественной литературе. Учащиеся на основе собственного читательского опыта обобщают свои знания о жанре рассказа и его разновидностях. Уроки-практикумы во втором полугодии нацелены на анализ особенностей художественной речи («Поэзия и проза как формы художественной речи», «Монолог и диалог как средства создания образа») и содержания произведения («Тема и идея литературного произведения»). Кроме того, особое место на всех уроках отводится формированию навыков создания устных и письменных высказываний об отдельных литературных произведениях (письменных отзывов), художественных образах, написания сочинений на литературные темы с использованием цитирования. |