ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Урок 16
Жанр басни в античной литературе
Басни Эзопа, Федра
Задачи: развивать имеющиеся у учащихся после начальной школы представления о жанре басни; познакомить с эволюцией басенного жанра в литературе, спецификой басни как жанра, своеобразием басенной манеры Эзопа и Федра.
Основные виды деятельности: чтение статей учебника; выразительное чтение басен; словарная работа; ответы на вопросы учебника; составление схем; комментирование басенной морали.
Термины: мораль, художественный образ, антитеза, композиция, баснописец.
Этапы урока
I. Подготовка к разговору об эволюции жанра басни, введение в тему. Басенный жанр имеет большие возможности для создания речевых ситуаций на уроке. Сам материал предполагает диалогическую форму его рассмотрения, обращение к выразительному чтению, творческим и игровым видам деятельности. Выразительное чтение учителем хорошо известной учащимся басни И. А. Крылова по выбору педагога поможет пятиклассникам настроиться, создаст условия для активной речевой коммуникации в классе.
Беседа по вопросам после восприятия басни подготовит учащихся к разговору о специфике басенного жанра в литературе:
1. Что такое басня? Кто является действующими лицами басни?
2. Какую роль преследует баснописец, описывая тот или иной жизненный случай?
3. Как иносказание помогает баснописцу раскрыть основной смысл описываемого?
4. К кому обращена басня?
5. Поясните следующие слова: «Басня есть поэзия рассудка» (В. Г. Белинский), «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание» (Сенека).
Далее предлагаются известные учащимся формулировки басенной морали. Они читаются и комментируются.
Учащиеся делают вывод о том, что басенная мораль вошла в нашу разговорную речь как пословицы и поговорки, размышляют о том, в чем связь басни со сказкой, анекдотом и пословицей, какому виду сказок басня особенно близка.
II. Объяснение нового материала, рассказ учителя о жанре басни в мировой литературе на основе статьи учебника. Возможно оформление записей в рабочих тетрадях.
Четко обозначаются признаки жанра:
— мораль,
— аллегорический (иносказательный) смысл,
— типичность описываемого случая,
— характеры-персонажи,
— осмеяние человеческих пороков и недостатков.
Далее вводится круг традиционных басенных героев, которых надо классифицировать, например: Очки, Волк, Лиса, Зеркало, Портной, Хозяин, Медведь, Виноград, Ворона, Повар, Камень, Гость.
Статья учебника «Жанр басни в мировой литературе» читается полностью (или фрагмент со слов «Восходит жанр басенного творчества к греческой словесности...»). Возможно составление схемы «Эволюция басенного жанра от Эзопа до современности» на основе материала учебника. На ней отмечаются века, страны, имена баснописцев.
Учитель кратко рассказывает об основателе басенного жанра Эзопе (или учащиеся читают статью «Эзоп», дополненную комментарием учителя).
III. Закрепление материала статьи учебника:
1. С какими странами связано рождение басни? Назовите известных греческих, римских баснописцев, немецких и французских баснописцев XVII века, русских баснописцев.
2. Как назывались сборники известных в Античности басен?
3. Что представляла собой античная басня?
4. Объясните значение выражения «эзопов язык».
IV. Выразительное чтение и анализ басни Эзопа «Муравей и Жук». Попутно проводится работа с лексикой (пшеница, ячмень, пашня, тяготы, праздность, предаваться).
Примерные вопросы для работы с текстом басни:
1. С какой целью Муравей гулял по пашне в летнюю пору?
2. Почему Жук «посочувствовал» Муравью?
3. Что почувствовал Муравей в словах Жука?
4. Как объяснить причину молчания Муравья после реплики Жука?
5. Какой смысл вкладывает баснописец в выражение «предаваться праздности»?
6. Какие качества характеризуют Муравья?
Кроме того, используются вопросы 1—3 учебника после басни. При анализе морали басни обращается внимание на время действия, отдаленность первого басенного события от его последствий (не всегда жизненная ситуация разрешается сразу).
V. Выразительное чтение и анализ басни Эзопа «Ворон и Лисица».
Анализ басни направят вопросы 2 и 3 учебника. Учащиеся подводятся к выводу о построении образов персонажей в басне на основе принципа антитезы: Ворон глупый, недалекий; Лисица хитрая, умная, изворотливая. При ответе на вопросы 1, 4 учебника пятиклассникам предлагается объяснить смысл морали басни.
VI. Чтение статьи учебника «Федр» и работа над ее содержанием. Уточняется понятие «античность» — литература Древней Греции и Древнего Рима. Примерные вопросы для беседы:
1. В чем заслуга Федра перед литературой?
2. Как объяснял Федр причину своего обращения к жанру басни?
3. В чем особенности басен Федра?
Учащимся предлагается записать особенности басен Федра в тетради и сопоставить с записанными особенностями басен Эзопа, сделать вывод о сходстве и различии творческой манеры двух баснописцев.
VII. Комментированное чтение и анализ басни «Лисица и Аист» Федра.
Примерные вопросы и задания:
1. Объясните значение морали. Что имеет в виду Федр?
2. Какова его позиция, выраженная в первых стихах басни? (Человек не должен обижать другого. Обидчик может стать обижаемым, сам оказаться в такой же ситуации.)
3. Нарисуйте словесно и прокомментируйте басенный эпизод «В гостях у Лисицы».
4. Почему Аист обиделся на Лисицу? Как она принимает гостя? Что означает пригласить человека в гости?
5. Перечитайте и перескажите фрагмент басни «В гостях у Аиста». Почему Аист приглашает Лисицу в гости? В какой ситуации оказывается теперь уже Лисица?
6. Что означают слова пролетавшей мимо птицы, обращенные к Лисице? К кому еще обращены слова птицы?
Кроме того, работу с текстом басни направят вопросы 1—3 учебника.
VIII. Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица» Федра. Читается не только басня, но и помещенный в учебнике комментарий к ней. Учащиеся объясняют значения слов «лесть», «кара», «раскаяние». Работа с текстом басни проводится на основе вопросов 1—4 учебника. Учащиеся также объясняют басенную мораль. Внимание обращается на аллегорию и антитезу как приемы построения басни, разговорный язык и вольный стих, появившуюся в баснях Федра диалогичность.
IX. Заключительное слово о басне как жанре литературы и об идеях, заложенных в баснях Эзопа и Федра.
X. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одной из басен Эзопа (или Федра) и подобрать строку из этой басни в качестве заглавия к своей иллюстрации.
Урок 17
Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга
Задачи: продолжить знакомство учащихся с представителями басенного жанра в мировой литературе, кругом традиционных басенных сюжетов и образов; проанализировать проблематику и образную систему басен Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.
Основные виды деятельности: участие в заочной экскурсии; групповая работа по карточкам; ответы на вопросы учебника; презентация иллюстрации; выразительное чтение; чтение по ролям.
Термины: ирония, юмор, аллегория, монолог, диалог, метафора, сравнение, гипербола, литота.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о теме урока, посвященного продолжению знакомства с историей басенного жанра. После презентации учащимися иллюстраций к античной басне обобщаются черты басен Эзопа и Федра (неразвернутый сюжет, поучительность, отсутствие диалога). Из Античности нужно переместиться в семнадцатое столетие, обозначив огромную разницу во времени и не столь большую в расстоянии между центрами античной культуры и Францией и Германией.
II. Проведение заочной экскурсии на родину Ж. де Лафонтена, во Францию. Роль путеводителя в знакомстве с писателем и его баснями можно доверить учебнику, дополнив материалы статьи учебника рассказом о французском Просвещении, портретами и иллюстрациями, помещенными в одном из современных изданий басен Лафонтена 1. Учащимся предлагаются вопросы, ответы на которые они ищут в учебнике:
1. Из какого рода происходил Лафонтен? Что известно о родителях баснописца?
2. Как проходило становление будущего поэта? Каким был его путь в литературу?
3. В чем проявилось своеобразное (через века) литературное сотрудничество французского поэта Лафонтена с греческим баснописцем Эзопом?
III. Слово учителя об особенностях басен Лафонтена.
Лафонтен, используя сюжет античной басни, создает новую басню. Поэт, в отличие от античных авторов, скорее размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, чем строго наставляет. Баснописец учит трезвому взгляду на жизнь, умению пользоваться обстоятельствами, понимать суть явлений. Его герои, умные и находчивые, на стороне которых и сам автор, умеют устоять в жизненных невзгодах. Они противопоставлены простоватым и парящим в облаках басенным персонажам. Баснописец тонко чувствовал людей и природу, умел замечать забавное в жизни. Он сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
IV. Чтение и анализ басни «Дуб и Трость». Словарная работа может быть организована в группах. Ученикам предлагается дать современное толкование выражений басни.
Карточка 1
«С Тростинкой Дуб однажды в речь вошел».
«Роптать ты вправе на природу».
Карточка 2
«Чуть легкий ветерок подернет рябью воду».
«Конечно, нет совсем у ней о вас раденья».
Карточка 3
«То правда, что доселе их свирепость».
«Однако не крушись: мне столько худа нет». |
В процессе анализа басни возможно повторное ее чтение с элементами драматизации. Особое внимание при анализе уделяется лексике, приемам создания образов, формам речи, тематике басни, самохарактеристикам персонажей. Учащимся предлагается отметить то новое, что появляется в басне Лафонтена (диалог, анекдотичность ситуации, яркая образность, глубина раскрытия характеров, непредсказуемость финала). Примерные вопросы:
1. Какое событие положено в основу басенной ситуации? (Дуб посчитал себя сильнейшим.)
2. Что символизируют имена в басне? Как они обыгрываются в тексте? В какой момент меняется форма имени персонажа?
3. Какой эффект создается первыми двумя строчками басни? (Эффект ожидания, возвышенная лексика не соотносится с темой разговора, комическое несоответствие.)
4. Какую роль играют изобразительно-выразительные средства в басне? (Они придают образность, красочно воссоздают басенную ситуацию для читателей, дополняют характеристику персонажа.)
В тетради выписываются с левой стороны названия изобразительных средств языка (метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты), которым дается краткое пояснение, а с правой стороны приводятся соответствующие примеры из текста.
5. Каким предстает в басне Дуб? Перечитайте его монолог. Какие чувства у героя вызывает Тростиночка? В чем причина появления этих чувств?
6. Перечитайте вторую часть басни выразительно. Какой характер чувствуется в Тростиночке? Настолько ли она беззащитна, как говорит об этом Дуб? Какое отношение к жизни раскрывается в образе Трости? (Практичность, трезвость, рациональность, гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам, отсутствие излишней чувствительности.)
Вопросы 1—4 учебника помогут обобщить отмеченное в процессе анализа. Лафонтен показывает, что часто мы возвеличиваем себя за счет другого, которому приписываем свои чувства, видим другого таким, каким нам удобно или хотелось бы его видеть. Сила может быть и в слабости, в умении правильно оценить ситуацию, действовать с умом. При обсуждении вопроса о сходстве и различии творческой манеры Эзопа и Лафонтена учащимся предлагается прослушать вариант эзоповской басни, приводимый ниже.
ДУБ И ТРОСТНИК
Дуб и Тростник спорили, кто сильнее. Подул сильней ветер, Тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел, а Дуб встретил ветер всей грудью и был выворочен с корнем.
Басня показывает, что с сильнейшими не следует спорить.
V. Чтение и анализ басни Лафонтена «Желудь и тыква». Помещенные ниже вопросы помогут проверить степень и глубину понимания пятиклассниками текста, умение аргументировать свою точку зрения:
1. Из каких двух частей состоит басня? (Мораль и сам басенный сюжет.)
2. Как создается ситуация комического несоответствия в басне? (Имя героя и место действия; предмет размышления и отстаивание своего права учить творца; незнание очевидных вещей и серьезность тона; уверенность в своей правоте и комичное разрешение ситуации — вынужденная необходимость на себе ощутить плоды своих же размышлений.)
3. Почему о баснях Лафонтена говорили: «Его басни... комедия в сто актов, баснописец перенес на сцену весь мир и всю жизнь живых существ в их взаимоотношениях»?
V. Чтение статьи «Готхольд Эфраим Лессинг». Внимание учащихся обращается на то, как немецкий поэт относился к басенному жанру.
VII. Чтение и анализ басни Лессинга «Свинья и Дуб». Вопросы 1—4 учебника направят работу с текстом. Дополнительные вопросы:
1. Чего и почему ждал Дуб? (Благодарности.)
2. Какие определения и словосочетания можно использовать для описания образа Свиньи?
3. Объясните смысл слов Ларошфуко: «Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора». Как данные слова можно использовать при истолковании басни, раскрытии образа Свиньи? Какие человеческие качества связаны с ограниченностью кругозора? К чему ведут упрямство и ограниченность?
4. Какое настроение создается при прочтении басни? Подумайте, как в жизни можно было изменить эту басенную ситуацию.
VIII. Чтение и анализ басни Лессинга «Ворон и Лисица».
Внимание учащихся обращается на необычность сюжета хорошо известной античной басни. Возможно сопоставление фабулы басни и ее воплощения у Эзопа, Федра и Лессинга (сюжет, герои, мораль, особенности построения и выражения мысли автора).
IX. Подведение итогов, обобщение материала о развитии жанра басни в творчестве баснописцев XVII века.
X. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одной из басен, объяснить свой выбор.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.
Урок 18*
Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева
Задачи: познакомить учащихся с русскими баснописцами и развитием жанра басни в России; рассмотреть художественное и идейное своеобразие басен А. П. Сумарокова «Ворона и Лиса» и И. И. Дмитриева «Дуб и Трость».
Основные виды деятельности: самостоятельная работа; сообщения о поэтах; выразительное чтение; анализ текстов басен; сопоставление басенных сюжетов в русской и зарубежной литературе.
Термины: художественный образ, «бродячие сюжеты».
Этапы урока
I. Вступительное слово об обработке античных сюжетов в литературе XVII—XVIII веков. На уроке вводится понятие «бродячий сюжет», развиваются представления о традиционном круге басенных сюжетов и образов. Выполнение индивидуального задания 3 закрепит представление учащихся об аллегории как форме иносказания и средстве раскрытия свойств человека при помощи образов животных.
II. Проверка домашнего задания 2 учебника, сообщения учащихся о биографии одного из русских баснописцев (А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, И. И. Хемницера). Учащимся предлагается прокомментировать двустишие А. П. Сумарокова — его поэтический девиз, которому поэт оставался верен на протяжении всей жизни:
Доколе дряхлостью иль смертью не увяну,
Против пороков я писать не перестану... — |
и ответить на вопрос: «Как в этих строчках раскрывается образ поэта?»
III. Чтение и анализ басни А. П. Сумарокова «Ворона и Лиса». Вопросы для работы в классе:
1. Как вы понимаете следующие высказывания из басни: «И птицы держатся людского ремесла», «Я дам Вороне сок, хотя туда не вспряну», «Нелестны похвалы приятно нам терпеть», «Разинула уста и дождалась поста», «Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста»? Что в каждом случае имел в виду баснописец?
2. Сколько частей можно выделить в басне? Перечитайте каждую часть выразительно. О чем говорится в каждой из частей?
3. Как удается Лисе заручиться вниманием Вороны? Какие доводы приводит Лиса, чтобы усыпить бдительность Вороны?
4. Прочитайте монолог Лисицы вслух выразительно. Что явилось причиной этого высказывания Лисицы? О чем говорит Лиса, обращаясь к Вороне? Как построена обращенная к Вороне речь? Как раскрывается образ Лисицы в этом монологе? Какова роль монолога Лисицы в построении басни и развитии басенного действия?
5. Найдите в тексте басни существительные с суффиксами. Выделите эти суффиксы. Какова роль суффиксов в тексте басни? Как меняется смысл и звучание слов при использовании данных суффиксов?
6. Приведите примеры устаревших и просторечных слов, словосочетаний в басне. Подберите к ним современные слова. Приведите примеры использования в басне обращений, сравнений, метафор.
7. Почему Вороне не удается, несмотря на все усилия («Ворона горлышко разинула пошире, / Чтоб быти соловьем»), стать соловьем?
8. Чему учит басня Сумарокова «Ворона и Лиса» современного человека?
IV. Чтение и анализ басни И. И. Дмитриева «Дуб и Трость».
Сюжет басни Дмитриева «Дуб и Трость» ведет свою историю от басни Эзопа «Дуб и Тростник». Дмитриев и его современники (А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, И. А. Крылов) творчески перевели одноименную басню Ж. Лафонтена. Чтение знакомых учащимся историй в обработке разных поэтов позволит сделать первоначальные выводы о широком распространении «бродячих сюжетов» не только в фольклоре, но и в литературе (например, в баснях).
V. Подведение итогов урока, заключительное слово учителя, подводящее к следующей теме, посвященной басням И. А. Крылова.
VI. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью об И. А. Крылове; 2) выполнить задание 1 по творчеству баснописца.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4, 7 учебника (одно по выбору).
И. А. КРЫЛОВ
Урок 19
Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
Задачи: продолжить знакомство учащихся с историей жанра басни; расширить представления пятиклассников о басенном мастерстве И. А. Крылова; проанализировать художественное и идейное своеобразие басен «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; устные сообщения учащихся по индивидуальному домашнему заданию; ответы на вопросы учебника; работа с текстом.
Термины: вольный стих, рифма, афоризм, крылатые слова.
Этапы урока
I. Вступительная беседа, закрепление ранее изученного материала о жанре басни.
1. С какими эпохами, странами связана история басни? Назовите имена известных баснописцев.
2. Назовите те человеческие пороки, недостатки, которые чаще всего высмеиваются в баснях.
3. С какими жанрами устного народного творчества можно сравнить басню?
4. Какова функция морали в басне? Как проявляется поучительный характер басенного жанра?
5. У кого из известных баснописцев поучительность не была на первом плане?
6. Какой основной прием используют баснописцы для раскрытия человеческого характера, изображения общественных явлений?
II. Сообщение темы и основных задач урока: рассмотреть своеобразие языка басен И. А. Крылова, характеры басенных персонажей, понять исторический и общечеловеческий смысл басен «Волк и Ягненок» и «Волк на псарне».
III. Проверка домашнего задания поможет учителю на основе сообщений учащихся выстроить в классе слово о баснописце. При ответе на вопрос 5 учебника для углубления понимания фрагмента статьи можно использовать вопросы:
1. Что, по словам митрополита Макария, завещал Крылов людям?
2. Какой путь к осуществлению наказа баснописца отмечен в речи митрополита?
Для закрепления представлений об образе баснописца учащимся предлагается ответить на вопрос 3 учебника. Дополнительные вопросы:
1. Почему для изображения общественных отношений и человеческих поступков Крылов обращался к жанру басни?
2. Какие пороки общества высмеивал Крылов в баснях?
3. Какими чертами характера (на основе всего того, что вы узнали о личности Крылова) обладал баснописец?
Крылов, опираясь на традиции устного народного творчества (сказку, поговорку, пословицу, анекдот), создавал басни на широко распространенные, известные школьникам сюжеты Эзопа, Лафонтена и оригинальные, авторские басни.
IV. Чтение и анализ басни «Волк и Ягненок». Особое внимание при чтении следует уделить лексике, интонации, роли диалога в басне (средство выражения жизненной позиции, способ характеристики героя, отношение персонажей друг к другу), комментированию отдельных слов и словосочетаний («рыскал Волк»; «Но, делу дать хотя законный вид и толк, кричит...»; «Слыхана ль такая дерзость в свете!», «Досуг мне разбирать вины твои...»).
Попутно вводятся понятия вольный стих, рифма, которые используются в процессе анализа текста и комментируются учителем при выполнении практических заданий.
На данном этапе работы вполне достаточно обратить внимание учащихся на то, что вольный стих — это рифмованный стих, с неравным количеством слогов в строках. Басни Крылова написаны вольным стихом, позволяющим передать разговорные интонации.
Пятиклассники уже знают, что такое рифма. Необходимо обратить внимание на отсутствие закономерности в чередовании рифм, что характерно для басни (нестрофические стихотворения, отсутствие строф).
В процессе подготовки выразительного чтения басни (возможно, по ролям) повторяются сведения о монологе и диалоге.
Вопросы 1, 6 учебника направлены на выявление общечеловеческого звучания басни, а вопросы 2—4 — на анализ басенных образов. Вопрос 5 помогает раскрыть историческое звучание басни.
Дополнительные вопросы:
1. В какое время и где происходят события басни?
2. Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец? В чем своеобразие басенных персонажей Крылова?
3. Сопоставьте интонации Волка и Ягненка. Как в содержании реплик и интонациях Волка проявляется несоответствие его тона реальному положению? Какие слова Волка доказывают очевидную несправедливость его обвинений в адрес Ягненка?
4. Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?
V. Чтение и анализ басни «Волк на псарне» важно начать со вступительного слова об истории написания басни, разъяснения исторической основы (Отечественная война 1812 года), представления исторических лиц (Кутузов, Наполеон).
VI. Обобщение изученного материала, заполнение таблицы «Своеобразие басен И. А. Крылова». Учащиеся говорят о том, что ситуации, описанные в баснях, могут быть применены не только к определенному времени, историческому событию, но и в самых разных случаях. Имена басенных героев часто становятся нарицательными, а многие выражения из басен входят в общенародный язык, становятся крылатыми выражениями, афоризмами.
Сюжет
|
Распространенный: «Волк и Ягненок» (Эзоп) |
Оригинальный: «Волк на псарне» |
Связь с устным народным творчеством |
Со сказками о животных, с пословицами и поговорками |
Основной принцип построения басен |
Развернутое сравнение |
Объект изображения |
Общественные явления: «Волк на псарне» |
Человеческие поступки и взаимоотношения: «Волк и Ягненок» |
Особенности стиха |
Вольный стих |
Язык |
Меткий, образный, разговорный, афористичный. Использование интонации и диалога как средства характеристики героев |
VII. Домашнее задание: 1) прочитать басни «Квартет», «Свинья под Дубом»; 2) подготовить выразительное чтение одной из басен Крылова наизусть; 3) повторить содержание вступительной статьи учебника «Литература как искусство слова» (о видах художественных образов).
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.
Урок 20
Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом»
Задачи: закрепить начальные представления о художественном образе при анализе басен И. А. Крылова «Квартет» и «Свинья под Дубом»; познакомить учащихся с характеристикой басенных образов; рассмотреть идейно-эмоциональное содержание анализируемых басен 2.
Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; выразительное чтение басен; беседа; анализ басенных образов.
Термины: художественный образ, обобщенный образ, вечные образы, заглавный образ.
Этапы урока
I. Краткая справка об истории создания басен «Квартет» и «Свинья под Дубом», которые учащиеся прочитали дома, и постановка цели деятельности (выразительное чтение басен и их анализ, в котором особую роль необходимо уделить характеристике басенных образов).
II. Беседа по вопросам, направленным на выявление читательского восприятия пятиклассников, поможет активизировать учащихся, создать необходимую мотивацию деятельности, определить уровень осмысления учащимися художественного текста:
1. Какая из басен вам больше понравилась? О чем в ней рассказывается?
2. Какие вопросы поднимает в этой басне Крылов?
III. Выразительное чтение басен «Квартет», «Свинья под Дубом». В процессе работы над техникой и выразительностью чтения желательно отметить особенно удачные варианты прочтения, обратить внимание на усиление выразительности за счет использования пауз, обращения к средствам интонации и темпоритмической организации чтения.
IV. Беседа по вопросам учебника. Для проведения анализа басен можно использовать вопросы и задания учебника («Квартет» — 1—5; «Свинья под Дубом» — 1—3). Для перехода к анализу басенных образов учащимся предлагается вспомнить, что именно художественные образы (прежде всего) помогают баснописцу создать, а читателю представить и оценить басенную ситуацию, что в основе создания образа в литературном произведении лежит соединение некой реальной основы и вымысла, фантазии писателя и использование выразительных средств языка. Повторяется известный материал о художественном образе, который закрепляется на примере басенных персонажей. Басенный образ строится на основе жизненной реальности, при этом баснописец опирается и на художественный вымысел. Самые распространенные басенные образы — животные, растения, предметы. Однако нередко в баснях присутствуют и образы людей. Пятиклассники могут привести целый ряд примеров из басен «Волк на псарне», «Демьянова уха» и др.
V. Обобщение материала о басенных образах, ответы на вопросы о видах басенных образов, их обобщенном значении и о том, что многие из них вынесены в заглавие (подготовка к последующей работе над характеристикой заглавного образа).
VI. Домашнее задание: 1) выполнить задание 5 к басне «Свинья под Дубом» или задание 6 к басне «Квартет» (по выбору); 2) прочитать басни «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей».
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 7 учебника.
Урок 21
Выразительное чтение басен И. А. Крылова
Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для повышения учебной мотивации и развития навыков выразительного чтения; подведение итогов работы по теме.
Основные виды деятельности: выполнение групповых заданий; выразительное чтение басен; выполнение творческих заданий.
Термины: выразительное чтение.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя, создание установки на работу. Заключительный урок по басням И. А. Крылова желательно провести в необычной, неожиданной форме, предполагающей активную деятельность учащихся, повторение пройденного материала, создание позитивного настроя. Формы литературного праздника, показательного зачета по выразительному чтению, литературной игры особенно эффективны, так как привносят в урок соревновательный оттенок, направлены на развитие творческих навыков, повышение культуры чтения, создают возможности для включения в работу всех учащихся. Необходимо продумать групповые и индивидуальные задания, критерии их оценки. Кабинет может быть оформлен иллюстрациями учащихся к басням И. А. Крылова. Один из вариантов домашнего задания — изготовление макетов, разнообразных творческих поделок, иллюстрирующих басенные сюжеты.
II. Соревнование знатоков творчества И. А. Крылова. Здесь оценивается скорость выполнения задания, точность, полнота и грамотное речевое оформление ответа. Примерные вопросы и задания:
1. Назовите фамилию, имя и отчество баснописца, о котором поэт первой половины XIX века П. А. Вяземский писал: «Забавой он людей исправил, / Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, / И слава эта — наша быль». (Иван Андреевич Крылов.)
2. Какими иностранными языками владел И. А. Крылов? (Немецким, итальянским, древнегреческим.)
3. Какие басенные персонажи размещены на памятнике И. А. Крылову в Летнем саду? (В Летнем саду на площадке перед Чайным домиком стоит памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П. К. Клодтом на частные пожертвования. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться, на нем можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и Очки» и многих других. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и др. По просьбе Клодта ему были доставлены даже медведь с медвежонком.
4. Подтвердите, используя примеры из басен И. А. Крылова, справедливость следующих утверждений:
а) «Он баснописец и поэт народный — вот в чем его великость» (В. Г. Белинский);
б) «Он завещал любовь, безграничную любовь ко всему отечественному, к нашему родному слову, к нашей родной стране...» (митрополит Московский Макарий);
в) «Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает» (П. А. Вяземский).
Здесь оценивается построение монологического ответа, убедительность аргументации.
III. Конкурс на лучшее выразительное чтение басен И. А. Крылова. Разрешается чтение как по книге, так и наизусть. Оценивается именно выразительность чтения, учет необходимых пауз, смена темпа, интонации, оригинальность прочтения (интерпретации). От каждой команды выбирается по два-три чтеца.
IV. Пантомимическое представление одной из басен И. А. Крылова или драматизация басни в командном исполнении. В первом случае представители других команд должны определить показанную басню (такой вид игровой деятельности весьма популярен среди школьников).
V. Презентация иллюстраций, поделок, подготовленных пятиклассниками на основе басен И. А. Крылова.
VI. Заключительное слово учителя, подведение итогов работы.
VII. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью к главе «А. С. Пушкин»; 2) ответить на вопросы 1—3 после этой статьи.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 1 учебника (возможно выполнение этого задания в группах).
А. С. ПУШКИН
Урок 22
Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»
Задачи: познакомить учащихся с родными местами А. С. Пушкина, историей создания стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»; расширить представления о средствах создания художественного образа в лирических произведениях.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов вступительной статьи; заочная экскурсия в Михайловское; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
Термины: олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его лирики. Пятиклассники уже знакомы с отдельными пушкинскими образами, читали сказки поэта, учили наизусть стихотворения и фрагменты из романа в стихах «Евгений Онегин», однако многое им еще предстоит открыть в художественном мире Пушкина.
II. Знакомство со вступительной статьей, посвященной детству и родным местам А. С. Пушкина. Работу со статьей можно провести по-разному с учетом особенностей класса. Это может быть: а) чтение статьи учащимися с небольшими комментариями учителя; б) рассказ учителя о поэте с чтением отдельных фрагментов статьи; в) краткие сообщения учащихся на основе вопросов 1—3, помещенных после статьи. В любом случае важно подготовить учащихся не только к эмоциональному восприятию стихотворений, но и к сопоставлению биографической основы и художественной картины, нарисованной поэтом. Целесообразно использование на этом и последующих этапах урока фотографий, репродукций, альбомов или буклетов, посвященных жизни Пушкина в Михайловском, няне поэта Арине Родионовне. Вместе с пятиклассниками можно совершить небольшую заочную экскурсию в Михайловское (правда, с учетом того, что и в последующем ребята неоднократно будут обращаться к михайловскому периоду жизни и творчества поэта). Возможно представление альбомов «Пушкинская Москва» или «Пушкин в Михайловском», подобранных учащимися фотографий, репродукций картин и отрывков из произведений поэта в качестве иллюстраций (отчет о выполнении индивидуального задания 1 после главы об А. С. Пушкине).
III. Чтение и анализ стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». Возможно несколько вариантов работы:
1. Чтение сразу трех стихотворений, а затем обсуждение вопросов, касающихся прежде всего основного настроения каждого стихотворения, особенностей нарисованной в нем художественной картины.
2. Чтение стихотворений «Зимний вечер» и «Зимнее утро», сопоставление изображенных в них картин зимней природы. Чтение и анализ стихотворения «Няне» можно перенести на следующий урок, посвященный теме «Человек и природа в лирике А. С. Пушкина».
3. Чтение стихотворений «Зимний вечер» и «Няне», их анализ. Чтение стихотворения «Зимнее утро» и сопоставление художественных картин и основного настроения в прочитанных на уроке произведениях.
Работу с текстом направят вопросы и задания учебника: «Зимний вечер» (вопросы 1—3), «Няне» (вопросы 1—4), «Зимнее утро» (вопросы 2—4). В процессе анализа отдельных особенностей содержания и формы стихотворений закрепляются практические навыки выявления различных видов художественных образов и определения средств создания художественной картины и особого настроения. На этом и последующих уроках проводится подготовка и к уроку-практикуму «Заглавный образ литературного произведения».
IV. Работа над выразительным чтением стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». Учащиеся читают стихотворения, пытаясь передать основное настроение, интонации, присутствующие в стихотворениях обращения. Особо следует обратить внимание на наличие четкого ритма (например, в «Зимнем вечере»), мерного чередования ударных и безударных слогов, готовя пятиклассников к последующему разговору о стихотворных размерах. Можно указать на очевидную при скандировании разницу ритма в «Зимнем вечере» и «Зимнем утре», назвать используемые здесь двусложные размеры стиха (хорей и ямб). Однако подробный разговор о стихосложении предстоит во втором полугодии.
V. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, в том числе выполнявших индивидуальные задания.
VI. Домашнее задание: 1) подобрать иллюстрации, фотографии или нарисовать свои иллюстрации к прочитанным стихотворениям А. С. Пушкина; 2) выучить одно из стихотворений наизусть.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 учебника (возможно выполнение этого задания группой).
Урок 23
Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина
Задачи: сформировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом произведении и о лирическом герое.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; устное словесное рисование; представление иллюстраций к стихотворениям; беседа по вопросам учебника.
Термины: олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя. Основная цель анализа стихотворений А. С. Пушкина на этом уроке — сопоставление образа природы и образа человека, рассмотрение пейзажа как средства изображения человека.
II. Выразительное чтение наизусть стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
III. Представление иллюстраций, фотографий, рисунков к прочитанным стихотворениям. Основная задача представления — объяснить, почему именно такие картины природы были выбраны и как эти картины связаны со стихотворениями Пушкина.
IV. Устное словесное рисование картины «Вид из окна» (на примере одного из стихотворений) или «Светлица няни» (на примере стихотворения «Няне»). Можно рекомендовать учащимся использовать примеры из текстов (в том числе из других стихотворений) и самим дорисовать (используя фантазию) возможные картины, открывающиеся взору героя стихотворения или няни. При этом важно опираться на художественный текст и имеющиеся в нем «сигналы» для внимательного, вдумчивого читателя.
V. Сообщение группы учащихся, составлявших сборник «Русская зима в изображении А. С. Пушкина», с чтением отрывков из стихотворений поэта, романа в стихах «Евгений Онегин», повести «Метель», романа «Капитанская дочка».
VI. Беседа обобщающего характера об изображении человека и природы в лирических стихотворениях по вопросам:
1. Чье настроение передается в первую очередь в прочитанных нами стихотворениях? Что можно сказать об этом человеке? (Понятие «лирический герой» пока не вводится, однако речь идет о герое лирического стихотворения, который в данных конкретных случаях («Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро») близок поэту (это образ самого поэта).)
2. Как картины природы помогают раскрыть образ героя стихотворения, понять его чувства, настроение? Сравните стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро». (Понятие «параллелизм» также не вводится, но пятиклассники сами обращают внимание на то, что состояние природы и состояние человека в стихотворениях изображаются как бы параллельно, одновременно, явно сравниваются.)
3. Какие другие образы людей нарисованы в стихотворениях? Какую роль в создании этих образов играют картины природы? (Если в стихотворении «Зимний вечер» образ няни является одним из центральных, то в стихотворении «Няне» он даже вынесен в название. Образ «путника запоздалого» в «Зимнем вечере» лишь намечен. Приемы создания образа красавицы в «Зимнем утре» можно сравнить с аналогичными приемами создания образа няни в «Зимнем вечере» — эпитетами и многочисленными обращениями. И в том и в другом стихотворении, кроме того, средством создания образа человека, раскрытия его внутреннего мира, эмоционального состояния, настроения является зимний пейзаж (буря за окном в «Зимнем вечере»; солнечное утро в «Зимнем утре»).
VII. Домашнее задание: 1) прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»; 2) ответить на вопросы 1 и 2 учебника.
Урок 24
Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
Задачи: закрепить знания учащихся о литературной сказке и ее отличии от фольклорной сказки; формировать навыки работы с художественным текстом.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказки; беседа по вопросам учебника; работа с текстом; письменная работа поискового характера.
Термины: литературная сказка, фольклорная сказка, эпитет, постоянный эпитет.
Этапы урока
I. Постановка целей работы с текстом «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
Сказка А. С. Пушкина хорошо знакома большинству пятиклассников либо по урокам литературного чтения в начальной школе, либо по мультфильму. Уроки по сказке, следовательно, должны быть направлены не столько на усвоение содержания, сколько на постижение художественных особенностей стихотворной сказки.
II. Вступительная беседа о сказках А. С. Пушкина с использованием вопросов 1—3 учебника и дополнительных вопросов:
1. Какие фильмы по сказкам Пушкина вы видели? Какой из них вам особенно запомнился?
2. Перечислите главных героев пушкинских сказок. У кого из них нет имен собственных?
3. Какие художественные приемы в сказках Пушкина напоминают вам о народных (волшебных) сказках? Чем пушкинские сказки отличаются от фольклорных сказок?
III. Письменная работа «Эпитеты в „Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях“ А. С. Пушкина». Начать работу учащиеся могут вместе с учителем, а затем они продолжат подбор эпитетов из сказки самостоятельно.
Эпитеты: «сон пустой», «горда, ломлива, своенравна и ревнива», «добродушна, весела», «нраву кроткого», «мерзкое стекло», «с бабой гневной»...
Постоянные эпитеты: «белой зари», «милого друга», «гость желанный», «белолица, черноброва», «черной зависти», «в глушь лесную»...
Проверку письменной работы можно провести выборочно или фронтально. В ряде случаев необходимы уточнения, так как некоторые постоянные эпитеты (например, часто используемые в народных песнях) могут быть незнакомы пятиклассникам.
IV. Анализ образа царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Работу с текстом сказки направят вопросы 4, 7, 8 учебника. Пятиклассники перечитывают отдельные эпизоды, приводят примеры из текста. Можно записать в тетради примерный план рассказа о сказочном персонаже и следовать этому плану:
1. Представление сказочного персонажа (важно подчеркнуть, что это дочь царя от первого брака, а для новой царицы — падчерица, т. е. традиционный сказочный образ).
2. Описание внешности (учащиеся находят в тетради уже подобранные эпитеты).
3. Черты характера (подбираются примеры из текста: эпизод с Чернавкой, царевна в доме братьев, сцена сватовства, эпизод со старушкой и др.).
4. Отношение к окружающим (например, к Чернавке, братьям, Елисею).
5. Отношение к герою окружающих (царя, Чернавки, братьев, Елисея, злой царицы), в том числе и животных (Соколко).
6. Кому герой противопоставлен в сказке? Какие силы (добра или зла) представляет? Есть ли у него сказочные помощники?
7. Каких других сказочных персонажей он напоминает?
На основе этого примерного плана учащиеся могут подготовить рассказы о царице (или королевиче Елисее).
V. Заключительное слово учителя об образе царевны в сказке А. С. Пушкина и средствах его создания, а также об особенностях литературной сказки.
VI. Домашнее задание: 1) подготовить устный рассказ о королевиче Елисее; 2) выучить наизусть один из фрагментов сказки (например, «Королевич Елисей в поисках своей невесты»).
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5, 7 (по выбору учащихся).
Урок 25
Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина
Задачи: обобщить знания учащихся о литературной сказке и ее отличии от фольклорной сказки; дать представление о стихотворной сказке; формировать навыки создания связного устного рассказа о литературном персонаже.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказки; выразительное чтение наизусть; устные рассказы о сказочном персонаже.
Термины: литературная сказка, стихотворная сказка, зачин, концовка.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о целях урока и предстоящих видах деятельности, направленных на развитие начальных навыков анализа и интерпретации художественного произведения. Термин «интерпретация» может не вводиться. Речь на занятии пойдет об оригинальном прочтении сказки: и при выразительном чтении фрагмента наизусть, и в ходе представления иллюстраций, рисунков, и при разработке идеи спектакля или кинофильма по этой сказке.
II. Выразительное чтение наизусть фрагментов сказки.
III. Устные рассказы учащихся о королевиче Елисее (на основе примерного плана, составленного на прошлом уроке, или по своему плану).
IV. Анализ образа королевича Елисея, который могут направить следующие вопросы:
1. Когда и в связи с чем впервые в сказке упоминается имя Елисея?
2. Что нам известно о герое? Есть ли в сказке описание его внешности, любимых занятий? Что можно сказать о чертах его характера?
3. Чем королевич Елисей напоминает традиционного сказочного персонажа, ищущего свою невесту? Чем отличается?
4. Кто выступает в качестве помощника героя?
5. В сказке представлены развернутые высказывания королевича Елисея. Как они характеризуют героя?
V. Устные отчеты учащихся о выполнении заданий 4 и 5 учебника: подбор иллюстраций и музыкальных фрагментов к сказке; представление идеи спектакля или кинофильма.
На данном этапе урока можно дать задание на соотнесение известных музыкальных фрагментов с эпизодами сказки А. С. Пушкина. Пятиклассникам предлагается прослушать несколько музыкальных фрагментов и определить, насколько удачно они были подобраны авторами музыкального спектакля по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», например:
«Марш царя Салтана» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (тема богатырей);
«Славянский танец» А. Дворжака (тема царевны);
«Утро» Э. Грига (тема солнца);
«Ходит месяц над лугами» С. С. Прокофьева (тема месяца);
«Порыв» Р. Шумана (тема ветра) 3.
VI. Подведение итогов работы, оценка работы учащихся.
VII. Домашнее задание: прочитать «Сказку о попе и о работнике его Балде».
Урок 26*
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина
Задачи: закрепить знания о литературной сказке и ее отличии от фольклорной сказки; повторить сведения об особенностях бытовой народной сказки; формировать навыки связного письменного рассказа о литературном персонаже.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов; беседа по вопросам; письменный рассказ о сказочном персонаже.
Термины: фольклорная сказка, волшебная сказка, бытовая сказка, литературная сказка.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о «Сказке о попе и о работнике его Балде».
II. Проверка техники и выразительности чтения, чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде» учащимися.
III. Беседа по вопросам, направленная на углубление понимания прочитанного, рассмотрения особенностей этой стихотворной сказки, ее связи с традициями фольклорной (бытовой) сказки:
1. Какие события, происходящие в этой сказке А. С. Пушкина, больше напоминают реальные или фантастические (волшебные)? Где происходит действие в сказке?
2. Чем Балда похож на сказочного Иванушку-дурачка? Чем отличается от него? Как удается Балде победить нечистую силу? Прибегает ли он к чьей-то помощи?
3. Есть ли в сказке волшебные предметы, выступающие в качестве помощников главного героя?
4. О каких народных сказках, волшебных или бытовых, напоминает концовка «Сказки о попе и о работнике его Балде»? Меняется ли что-нибудь в жизни Балды?
5. Чем отличается язык «Сказки о попе и о работнике его Балде» от языка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? Приведите примеры использования просторечных слов и выражений.
6. Сделайте вывод о том, какую народную сказку, волшебную или бытовую, напоминает эта сказка А. С. Пушкина.
IV. Письменный рассказ о Балде (по примерному плану рассказа о сказочном персонаже, составленному на предыдущих уроках, или по своему плану).
V. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть вступления к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый...») или фрагмента одной из сказок А. С. Пушкина (по выбору учащихся).
Урок 27*
Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина
Задачи: подвести итоги работы за первую четверть; проверить навык выразительного чтения; проанализировать письменные творческие работы учащихся.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений и фрагментов; беседа по вопросам учебника.
Термины: художественный образ.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о содержании уроков литературы в первой четверти, основных темах (художественный образ в фольклоре и литературе, народная и литературная сказка, басня, образы русской классической литературы XIX века).
II. Выразительное чтение наизусть вступления к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый...») или фрагментов «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
III. Анализ письменных творческих работ учащихся, выполненных ими в первой четверти.
IV. Подведение итогов работы в первой четверти.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Урок 28
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) М. Ю. Лермонтова; закрепить навык выявления в литературном произведении художественных образов и средств их создания; дать характеристику образа старого солдата; подготовить школьников к выразительному чтению стихотворения.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; выразительное чтение стихотворения; анализ текста; уточнение значений устаревших слов.
Термины: комментарий, образ сражения, идея (основная мысль) произведения.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о М. Ю. Лермонтове и его стихотворении «Бородино», подводящее к знакомству с отдельными фактами биографии (детства) поэта.
II. Чтение вступительной статьи о поэте и ответы на вопросы, помещенные после статьи.
III. Выразительное чтение стихотворения учителем. При чтении стихотворения важно передать естественность, простоту, искренность интонации рассказчика, чувств, которые он испытывает, когда вспоминает о дне битвы (воодушевление, вера в русского солдата, силу русского оружия, гордость за своих товарищей).
IV. Беседа по вопросам учебника, направленная на выявление особенностей восприятия стихотворения пятиклассниками и трудностей, возникших у них при чтении. Учащимся предлагается познакомиться с комментариями к стихотворению и значениями тех слов, к которым даны сноски.
V. Составление плана стихотворения, определение основных особенностей его построения (композиции). Возможный вариант плана:
1. Разговор молодого солдата с участником Бородинской битвы, в котором определяется тема будущего рассказа («Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!»).
2. Начало рассказа старого солдата, его повествование о неудачах русской армии, настроениях отступавших солдат («Мы долго молча отступали, / Досадно было, боя ждали...»).
3. Рассказ о подготовке к Бородинскому сражению (ночи перед боем), решимости солдат победить в нем («Уж мы пойдем ломить стеною, / Уж постоим мы головою / За родину свою»).
4. Описание Бородинского сражения: его начала («И только небо засветилось, / Всё шумно вдруг зашевелилось...»); наивысшего момента в развитии действия, кульминации («Звучал булат, картечь визжала, / Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»); развязки, конца битвы («Вот затрещали барабаны — / И отступили басурманы»).
5. Возвращение к диалогу, сравнение «могучего, лихого племени» и нынешнего поколения.
VI. Анализ образа старого солдата проводится в ходе ответов на вопросы 4 и 5 учебника. Кроме того, учащимся могут быть предложены и другие вопросы, конкретизирующие формулировки вопросов учебника:
1. Какие средства использует Лермонтов для создания образа рассказчика? В чем проявляется естественность, разговорность речи старого солдата?
2. Какими чувствами проникнут рассказ солдата о Бородинской битве и ее героях?
3. Чем подтверждается справедливость того, что рассказчик называет своих товарищей, героев Бородинского сражения, «богатырями»?
Следует обратить внимание учащихся на простоту и в то же время торжественность стиля повествования. Школьники находят в тексте слова, близкие по складу живой разговорной речи, народной поэзии (постоянные эпитеты, устойчивые фразеологические обороты). Учащимся предлагается проанализировать, как меняется стиль и тональность повествования, когда речь заходит о значительном и торжественном событии — о ходе Бородинской битвы. В речи рассказчика появляются книжные слова и выражения, славянизмы («сверкнув очами», «носились знамена, как тени», «поле грозной сечи» и т. п.).
Можно отметить особую точность в использовании отдельных слов, рассмотреть, в частности, особенности употребления слова отдана при описании важнейших событий войны 1812 года:
1) Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана.
2) Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы! |
Именно глагол отдать и его производные формы (отдана) использовались современником событий 1812 года С. Н. Глинкой, который цитировал московского губернатора Ф. В. Ростопчина, подчеркивая различие в значениях слов сдать и отдать: «Москва была отдана за Россию, а не сдана на условиях. Неприятель не вошел в Москву — он был в нее впущен — на пагубу нашествия».
VII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение фрагмента стихотворения «Бородино» наизусть.
Урок 29
Образ исторического события в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Задачи: раскрыть специфику образа исторического события как модели реального мира; закрепить навык выявления особенностей художественного описания.
Основные виды деятельности: сравнительный анализ текстов учебно-научного и художественного стиля; создание сообщения учебно-научного или научно-популярного характера с использованием фрагментов художественного произведения.
Термины: образ события, учебно-научный стиль, художественный стиль.
Этапы урока
I. Выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (проверка домашнего задания).
II. Вступительное слово учителя посвящается актуализации знаний школьников об Отечественной войне 1812 года, некоторых сведений о Бородинской битве, ее участниках и ее значении в войне с Наполеоном.
Можно привести высказывание литературоведа Н. Л. Бродского: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения, поэтическим произведением, по точности описания равным историческому документу», — подчеркнув и разъяснив смысл сочетаний «поэтическая летопись» и «исторический документ».
Важно еще раз отметить, что об одном и том же событии можно рассказать по-разному в зависимости от ситуации общения и коммуникативного намерения автора. Так, и о Бородинском сражении можно рассказать, реализуя разные цели. В учебниках, в научной и популярной литературе необходимо точно, полно, логично, достоверно представить информацию о том, где оно произошло, какие силы в нем участвовали, как действовали военачальники, чем закончилось сражение, каковы его последствия и т. п. В художественном произведении автор создает смоделированную им в воображении картину сражения, показывает свое видение этого сражения, стремится вызвать у читателя определенные чувства и переживания. С этой целью автор продумывает, выстраивает и воплощает с помощью изобразительных и специально отобранных средств языка систему образов (персонажей, предметов, событий). Читая художественное произведение, мы наблюдаем за тем, как созданные автором образы, взаимодействуя, пересекаясь, оттеняя и дополняя друг друга, участвуют в создании художественной картины мира, которая соотносится с реальной картиной действительности.
III. Сравнительный анализ текстов разных стилей, в которых по-разному описывается Бородинское сражение.
Для анализа предлагается фрагмент главы учебника «Введение в историю» для учащихся 4 класса:
«Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всё новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях.
Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия.
Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России».
Анализ проводится в виде беседы, в основе которой лежит обсуждение следующих вопросов:
1. Какое событие описывается в тексте учебника?
2. Какие факты отбирают авторы учебника для описания сражения?
3. Каким образом рассказано о действиях русского и французского войск?
4. Найдите в стихотворении «Бородино» фрагменты, которые напоминают об описании сражения в учебнике. Чем отличаются описания одних и тех же событий в учебнике и в художественном произведении?
5. Что вы узнали о Бородинском сражении из текста учебника и из стихотворения Лермонтова?
Способы создания Лермонтовым картины Бородинского сражения осмысливаются школьниками в процессе возобновления в памяти материалов предыдущего урока, той его части, в которой говорилось об особенностях построения произведения и об образе рассказчика.
Учащихся необходимо подвести к следующим выводам, которые могут быть обобщены с помощью таблицы.
ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ |
Учебник «Введение в историю» (для учащихся 4 класса) |
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» |
1. Факты о сражении отбираются с учетом возраста школьников, располагаются в логической последовательности, что дает возможность достоверно, объективно рассказать об историческом событии. |
1. Из всех фактов о Бородинском сражении поэт отбирает те, которые позволяют рассказать о героизме простых солдат, передать эмоциональное отношение к описываемым событиям. |
2. Авторы учебника объективны. Их цель — рассказать о событии с опорой на данные исторических исследований. |
2. Автор стихотворения стремится вызвать у читателя определенные чувства и переживания. Ему важно, чтобы читатели испытали чувство гордости и восхищения людьми, которые сумели отстоять Москву. |
3. При описании сражения авторы рассказывают о военачальниках, руководителях сражения, их роли в достижении результатов битвы. Это реальные исторические личности (император Наполеон, командующий русской армией М. И. Кутузов), характеры которых не раскрываются. |
3. В стихотворении Лермонтова сражение показано глазами русского солдата. Это вымышленный персонаж, образ которого создан для того, чтобы ярче выразить основную идею произведения. |
4. Учебник используется в процессе изучения истории в школе, в ситуации учебного общения. Авторы пользуются научным стилем, что требует точности, логичности, доказательности. Образные средства в научной речи используются для того, чтобы раскрыть общие свойства явления, предмета, события, а не для создания художественного образа. |
4. Поэт при описании событий использует стиль художественной литературы, специфика которой заключается в наличии художественных образов. В художественном произведении слова приобретают новые значения. |
5. В результате возникает объективная картина исторического события: достоверные факты, доказательные выводы, точность в передаче тех или иных сведений. |
5. В результате возникает образная, художественная картина исторического события, которая хотя и соотносится с реальной действительностью, но при этом основана на преобразовании этой действительности автором, который показывает свое видение сути и смысла события. |
Работу с текстом стихотворения, анализ образа исторического события можно строить также на основе вопросов 6—10 учебника. Индивидуальное задание 1 позволяет вернуться к разговору о четком ритме в стихотворении, начатому на уроках по поэзии А. С. Пушкина. Задача работы над особенностями ритмики стиха в лермонтовском стихотворении не сводится к определению размера стиха (эта задача может быть перенесена на последующие уроки). Учащиеся должны обратить внимание, в частности, на то, что в стихотворении «Бородино» четко выделены более короткие строки, в которых нередко звучат особенно важные для старого солдата слова («За родину свою!», «Умремте ж под Москвой...», «Все побывали тут...», «Не отдали б Москвы!»).
IV. Заключительное слово учителя о возможном взаимодействии научных (учебных) и художественных текстов в различных речевых жанрах (например, сообщение, доклад) и ситуациях общения, для того чтобы проиллюстрировать те или иные положения и фрагменты, сделать высказывание более эмоциональным и ярким.
Учитель говорит с учащимися о том, чем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» может быть интересно современному читателю, почему оно приобрело необычайную популярность, например, в годы Великой Отечественной войны.
О том, что стихотворение «Бородино» вошло в сокровищницу культуры русского народа, в его интеллектуальный багаж, свидетельствует использование высказываний (слов, оборотов, выражений) из текста стихотворения как общеизвестных, не нуждающихся в комментариях. Другими словами, многие выражения из стихотворения получили распространение в живой речи, широко используются в нашем общении («Да, были люди в наше время...», «У наших ушки на макушке...», «Ребята, не Москва ль за нами?..»). Они стали так называемыми прецедентными высказываниями, т. е. высказываниями, хорошо известными людям определенной культуры, с помощью которых общение становится более эмоциональным, ярким, запоминающимся.
V. Домашнее задание: 1) прочитайте стихотворения М. Ю. Лермонтова «Два великана», «Поле Бородина»; 2) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Два великана».
Индивидуальные задания: подготовьте сообщение о Бородинском сражении, используя учебную и справочную литературу, а также фрагменты стихотворения «Бородино».
Урок 30*
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»
Задачи: обогатить представления учащихся об образе исторического события и средствах его создания в литературном произведении; развивать навыки выразительного чтения; дать начальное представление об авторском замысле и его реализации.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; анализ текста; беседа по вопросам.
Термины: образ события, авторский замысел, аллегория.
Этапы урока
I. Сообщения учащихся о Бородинском сражении (на основе учебной и справочной литературы, а также с использованием фрагментов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»).
II. Рассказ учителя об истории обращения поэта к теме Отечественной войны 1812 года, повторение сведений об истории создания стихотворения «Бородино», приведенных в комментариях к нему.
Первое обращение поэта к теме войны 1812 года — стихотворение «Поле Бородина», написанное в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет и он учился в Московском университетском благородном пансионе. В 1837 году поэт, по сути дела, переписал его заново, сохранив отдельные фрагменты (например: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой...» и др.). Так появилось стихотворение «Бородино». Через два года поэт вновь обращается к теме борьбы русского народа с Наполеоном и пишет стихотворение «Два великана», в котором историческое событие предстает в сказочно-аллегорической форме, как борьба двух великанов.
Пятиклассникам предлагается понаблюдать, как юный поэт подходил к реализации своего замысла в раннем стихотворении, чем отличается юношеское стихотворение «День Бородина» от более позднего стихотворения «Бородино». Кстати, подобные изменения, уточнения первоначального замысла вообще характерны для поэзии Лермонтова. В последующем учащиеся могут обратиться, например, к сопоставлению стихотворений «Желанье» («Отворите мне темницу...») и «Узник».
III. Чтение и анализ стихотворения «Поле Бородина». Примерные вопросы:
1. От чьего имени ведется рассказ о Бородинской битве в этом стихотворении?
2. Чем отличается речь старого солдата в «Поле Бородина» от речи рассказчика в стихотворении «Бородино»?
3. В каком из этих стихотворений создается более мрачная картина боя?
4. Какие строки из «Поля Бородина» сохранились в стихотворении «Бородино»? Найдите их в тексте. Помните ли вы их наизусть?
5. Какая тема, не прозвучавшая в «Поле Бородина», становится в стихотворении «Бородино» одной из центральных, о чем свидетельствует повтор строк «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!»?
IV. Чтение и анализ стихотворения «Два великана». Примерные вопросы:
1. Как представлен образ уже известного вам исторического события в стихотворении «Два великана»?
2. С какой целью поэт сравнивает военные события 1812 года с битвой двух сказочных великанов?
3. Как нарисованы в стихотворении образы двух великанов? Что в стихотворении напоминает о реальных исторических лицах?
4. Какие строки стихотворения «Два великана» показались вам непонятными, нуждаются в комментариях?
Пятиклассникам нужно объяснить, почему великан «из далеких чуждых стран» назван «трехнедельным удальцом» (Наполеон сделал головокружительную военную карьеру и покорил всю Европу) и почему «упал он в дальнем море на неведомый гранит» (Наполеон провел последние годы на острове Святой Елены в Атлантическом океане).
V. Заключительное слово учителя о теме Отечественной войны 1812 года в поэзии М. Ю. Лермонтова.
VI. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью о Н. В. Гоголе; 2) выполнить задания 1 и 2, помещенные после статьи.
Н. В. ГОГОЛЬ Урок 31
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Задачи: подготовить учащихся к восприятию художественного мира повести Н. В. Гоголя, заинтересовать творчеством писателя.
Основные виды деятельности: беседа по содержанию вступительной статьи; чтение первых глав повести; словарная работа; беседа по вопросам учебника.
Термины: фольклор, сказка, юмор, образ рассказчика.
Этапы урока
I. Вступительная беседа о Н. В. Гоголе и чтение фрагментов из статьи о писателе.
Знакомство с писателем, его детством, родными местами, разговор о детских впечатлениях, послуживших в последующем основой для литературных произведений, можно провести в форме беседы по материалам вступительной статьи, которую следует сопроводить иллюстративным материалом, готовящим к восприятию повести «Ночь перед Рождеством». В беседе уже прозвучат отдельные незнакомые школьникам слова: хутор, курень, черевики и др. В хорошо подготовленном классе возможна проверка задания 2, помещенного после статьи о писателе, в форме краткого рассказа о писателе (по плану, представленному в учебнике).
II. Чтение отрывка из предисловия ко второй части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Повести, изданные пасичником Рудым Паньком»), словарная работа, необходимый комментарий, который должен предварить знакомство с повестью «Ночь перед Рождеством». Обращение к комментариям, помещенным после текста повести, целесообразно после первоначального знакомства с повестью (или хотя бы ее частью).
III. Чтение первых глав повести «Ночь перед Рождеством» учителем может быть рекомендовано в классах разного уровня. Создание необходимой установки на восприятие, эмоциональный отклик необходимы при обращении к любому произведению, однако применительно к гоголевской повести это особенно важно, потому что пятиклассникам предстоит прочитать довольно большое по объему и весьма сложное с точки зрения языка произведение, в котором много устаревших, диалектных слов и украинизмов (лишь некоторые из них представлены в предисловии, остальные даны в сносках). Дополнительные сложности может создать тот факт, что многим учащимся сюжет повести уже знаком по более доступным их возрасту источникам (например, по мультфильму).
IV. Беседа на выявление особенностей восприятия повести, выяснение первых читательских впечатлений. Можно использовать при этом вопросы 1—3 учебника, а также индивидуальное задание 1.
V. Домашнее задание: прочитать повесть «Ночь перед Рождеством».
Урок 32
Фантастические события в повести «Ночь перед Рождеством»
Задачи: дать начальное представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении; формировать навык составления цитатного плана.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление цитатного плана повести.
Термины: жизнеподобие, фантастика, цитата.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о причудливом сочетании жизнеподобия и фантастики в произведениях Н. В. Гоголя, о связи его ранней прозы с фольклорной (сказочной и песенной) традицией (об этом говорилось на предыдущем уроке). В повести «Ночь перед Рождеством» пятиклассники уже отметили отдельные черты волшебной сказки, в частности борьбу сил добра и зла, волшебные превращения, фантастические события.
II. Анализ повести «Ночь перед Рождеством», выявление в ней описаний картин реальной жизни украинских крестьян и совершенно фантастических (сказочных) событий. Выполняя предложенные учителем задания, пятиклассники обращаются непосредственно к тексту повести, находят в ней завершенные фрагменты и читают их. Примерные вопросы и задания:
1. Как вы думаете, что преобладает в первых эпизодах повести, реальное или фантастическое? Докажите примерами из текста.
2. Какие эпизоды в последующем повествовании не содержат ничего фантастического? Прочитайте фрагмент одного из них.
3. Прочитайте отрывок из повести от слов «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики...» до слов «...и еще белее казался свет месяца от блеска снега». Какой народный обряд описывается здесь? Присутствуют ли в этом отрывке фантастические образы, описания фантастических событий? Обратите внимание на то, что и месяц уже на своем месте. Как, кстати, он снова оказался на небе? Вспомните этот эпизод.
4. Прочитайте эпизод «Кузнец Вакула у Пацюка» и определите, в какой момент в повествовании появляется фантастика. Как фантастика связана с нечистой силой? Почему при виде Пацюка, который ел вареники, Вакула почувствовал, что он «греха набирается»?
5. Что торжествует в повести, силы добра или силы зла? Почему зло в повести «Ночь перед Рождеством» не очень страшное? Как обращается Вакула с нечистой силой?
III. Составление цитатного плана повести «Ночь перед Рождеством» можно предварить небольшим вступлением о том, что такое цитата (от лат. citatum — приводить) и чем отличается цитатный план от обычного плана художественного текста. Начало плана составляется совместно с учителем, при этом возможно использование варианта начала цитатного плана, помещенного в учебнике (задание 11). Завершить план учащиеся могут дома. Эта самостоятельная работа проверяется на следующем уроке.
IV. Заключительное слово учителя, подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: завершить выполнение цитатного плана повести (задание 11 учебника).
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3—5 (по выбору учащихся).
Урок 33
Мир Диканьки
Задачи: обобщить представления учащихся о художественном мире повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»; формировать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; устные рассказы по картине; устные ответы на вопросы с использованием цитирования.
Термины: художественный образ, образ персонажа, образ времени, образ пространства, образ рассказчика.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания (цитатный план повести).
II. Вступительное слово учителя о теме урока «Мир Диканьки», о том, что Н. В. Гоголь на основе изучения жизни украинских крестьян, их быта, верований, традиций создал удивительный художественный мир, который напоминает о реальной Диканьке и при этом сильно отличается от нее. В этом мире рядом живут сказка и быль, фантастическое и вполне правдоподобное. Эта художественная картина складывается из отдельных художественных образов.
III. Повторение сведений о художественном образе и его видах может быть проведено в форме записи (выписки из вступительной главы учебника «Литература как искусство слова») видов художественных образов, представленных в повести «Ночь перед Рождеством»:
— образы персонажей главных (Вакула, Оксана) и второстепенных (Солоха, Чуб, Пацюк, императрица Екатерина, Потемкин);
— образ времени (ночь);
— образ пространства открытого (небо, дорога в Диканьке, улицы Петербурга) и закрытого (дом Солохи, комната Оксаны);
— образ события главного (поездка Вакулы в Петербург за черевичками) и его отдельных эпизодов;
— образы предметов, вещей (зеркало Оксаны, черевики, вареники Пацюка);
— образы растений, животных, явлений природы (месяц).
IV. Анализ художественного мира Диканьки может строиться как обобщение проделанной работы, которую дополнят сообщения отдельных учащихся, выполнявших индивидуальные задания.
Примерный план работы:
1. Описание Диканьки в повести и изображение украинской природы на картине А. И. Куинджи «Вечер на Украине».
2. Персонажи повести «Ночь перед Рождеством» на иллюстрациях. Описание Оксаны в повести и национальные украинские костюмы.
3. Чем можно объяснить, что в мире Диканьки много фантастических образов, комических ситуаций?
4. С какой целью в повести подробно описывается Петербург? Найдите это описание. Как нужно читать этот фрагмент, чтобы передать состояние кузнеца Вакулы? Далеко ли реальный Петербург от реальной Диканьки? Далеко ли Петербург от Диканьки в повести Гоголя? Какие приемы использует Гоголь для создания образа Петербурга?
5. Что нового и интересного вы узнали о мире Диканьки из других повестей писателя? Какую повесть Гоголя вы могли бы порекомендовать одноклассникам для чтения?
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: прочитать повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
Индивидуальные задания: 1) нарисовать иллюстрации к повести и подобрать к ним цитатные заглавия; 2) составить вопросы или тестовые задания для одноклассников по тексту повести.
Урок 34*
Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя
«Заколдованное место»
Задачи: формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; устные пересказы; представление иллюстраций к повести; выполнение тестовых заданий.
Термины: фольклорные образы, образ рассказчика, сказка, быль.
Этапы урока
I. Вступительная беседа по повести «Заколдованное место» с использованием вопросов и тестовых заданий, подготовленных учащимися друг для друга, а также дополнительных вопросов и заданий, составленных учителем, например:
1. Кто выступает в этой повести (вместе с Рудым Паньком) в качестве рассказчика?
2. Найдите фрагмент повести, в котором изображена сама ситуация рассказывания (есть прямые обращения к слушателям, описана реакция слушателей).
3. Запомнили ли вы имя деда, о котором повествуется в «Заколдованном месте»?
4. Тест «Кто это? Что это?». Учащимся предлагается соединить стрелками слова, встречавшиеся им в повестях «Ночь перед Рождеством» и «Заколдованное место», с их значениями:
Помещение, сарай для молотьбы и хранения хлеба |
Баштан |
Народный духовой музыкальный инструмент |
Чумак |
Поле, на котором выращивают арбузы, дыни, тыквы |
Свитка |
Торговец на Украине и юге России в давние времена |
Заступ |
Длинная верхняя народная одежда |
Гумно |
Арбуз |
Сопилка |
Железная суживающаяся к концу лопата |
Курень |
Дом в некоторых местах Украины |
Ковун |
II. Конкурс иллюстраций к повести «Заколдованное место» (представление иллюстрации, обоснование выбора цитатного заглавия).
В ходе обсуждения иллюстраций следует обратить внимание на то, что заколдованное место в повести меняет свой вид, что в тексте даны разные опознавательные сигналы (голубятня, гумно, баштан, лес, дорожка в поле и др.).
III. Чтение и анализ фрагмента повести от слов «Стал копать — земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух». Примерные вопросы:
1. Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
2. Что он в итоге выкопал?
3. Как вы можете объяснить страхи деда? Что ему чудилось (виделось и слышалось)? Что это могло быть в действительности?
IV. Заключительная беседа по повести «Заколдованное место».
1. Понравилась ли вам повесть? Что особенно запомнилось? Что показалось все-таки непонятным, странным, таинственным?
2. Какой фрагмент повести вы считаете самым смешным?
3. Что нового вы узнали о мире Диканьки из этой повести? Какое значение в ней играет эпизод, связанный с поиском клада? Вспомните вступительную статью о писателе, об услышанных им в детстве историях про таинственные подземные ходы, в которых скрывали клады.
4. Какие другие литературные произведения, в которых говорится о поисках кладов, вы читали? Что вы можете порекомендовать для чтения своим одноклассникам?
V. Домашнее задание: 1) подготовить подробный пересказ вступительной статьи о Ф. И. Тютчеве (или А. А. Фете); 2) выполнить задания 4 и 7 учебника (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 6 учебника.
1 Лафонтен Ж. Басни. Иллюстрированное энциклопедическое издание / Под ред. В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева, Н. В. Бутромеевой. — М., 2005.
2 В ходе проведения уроков по басням И. А. Крылова возможна организация самостоятельной работы учащихся, связанной с составлением краткого словаря афоризмов.
3 См. подробнее: Программа «Музыкальные шедевры» // Начальная школа. — 1999. — № 6. — С. 107—118. |