Чертов В. Ф. Уроки литературы. 5 класс


ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Урок 53

Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого)


      Задачи: подготовить выразительное чтение стихотворений И. С. Никитина и А. К. Толстого; формировать навык выявления в литературном произведении художественных образов, помогающих поэту создать образ родины.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; краткие сообщения о поэтах; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
      Термины: художественный образ, образ родины, образ прошлого.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о теме нескольких ближайших уроков, посвященных образу родины в русской поэзии. Учащимся предлагается объяснить значение слова «родина», используя родственные (однокоренные) слова, которые они укажут сами («род», «родиться», «родители», «родственники», «народ» и др.), и привести его синонимы, вспомнив, например, текст Гимна Российской Федерации.
      II. Чтение статьи, открывающей раздел «Образ родины в русской поэзии», поможет еще раз представить слагаемые образа родины, подготовит к чтению и анализу стихотворений И. С. Никитина и А. К. Толстого.
      III. Краткое слово о поэтах И. С. Никитине и А. К. Толстом, в котором важно подчеркнуть то, что они принадлежали одной исторической эпохе, что их объединял интерес к прошлому России. Пятиклассники могут вспомнить, что с именем А. К. Толстого они уже встречались, когда знакомились с историей создания сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Краткие биографические справки о поэтах учащиеся прочитают самостоятельно.
      IV. Чтение и анализ стихотворения И. С. Никитина «Русь». Особое внимание при чтении необходимо уделить комментариям к стихотворению, помещенным в учебнике. Для работы с текстом можно использовать вопросы 1—4 учебника.
      Чтобы ярче представить картину исторического прошлого России, учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин М. В. Нестерова «На Руси. Душа народа», И. И. Левитана «Тихая обитель», А. М. Смолина «Пересвет, начавший первым Куликовскую битву», А. А. Мясоедова «Косцы», К. Ф. Юона «Зима. Ростов Великий». Примерные вопросы для обсуждения художественных полотен, представляющих образ России:
      1. Какие строки стихотворения И. С. Никитина больше всего соответствуют представленным на этих картинах образам?
      2. Какое место в картине русской жизни, нарисованной поэтом и художниками, отводится русской природе? Какие природные образы помогают создать образ Руси?
      3. Какое место в этих художественных произведениях отведено русскому человеку? Какие свойства русского человека отмечены в стихотворении И. С. Никитина и на картинах художников?
      V. Чтение и анализ стихотворения А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...». Это небольшое стихотворение не нуждается в специальных комментариях. Картина, нарисованная поэтом, напоминает о знакомых ребятам образах русского фольклора и литературы. В процессе самостоятельного чтения стихотворения учащиеся попытаются найти эти образы и вспомнить, в каких произведениях они встречались им.
      Можно предложить сопоставить образы двух прочитанных на уроке стихотворений, отметив, что в стихотворении И. С. Никитина даны развернутые картины, шире представлены эпитеты, в том числе постоянные.

«Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого

«Русь» И. С. Никитина

«на воле»

«воля смелая»

«в поле»

«поля чистого», «поля цветут»

«в небе»

«голубых небес»

«степь»

«даль степей», «в глухих степях»

«тучи»

«выше темных туч»

      VI. Подведение итогов урока, обобщение ранее изученного, в том числе фрагментов «Повести временных лет», стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро», М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Два великана», в которых представлены образы, имеющие непосредственное отношение к теме родины (русская зима, деревня, няня, героическое прошлое России).
      VII. Домашнее задание: подготовить пересказ статьи об И. С. Никитине (или А. К. Толстом).
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 5 учебника (возможно выполнение этого задания по группам).

Урок 54

Образ Родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова)


      Задачи: подготовить выразительное чтение стихотворений И. Северянина и Н. М. Рубцова; расширить представления о средствах создания образа родины в литературном произведении.
      Основные виды деятельности: пересказ статьи о писателе; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
      Термины: художественный образ, образ родины.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя об образе родины в русской поэзии XX века, о развитии традиций классической русской литературы в творчестве поэтов XX века и о новых темах и образах, которые вошли в русскую поэзию, в том числе в связи с историческими событиями (революция, Гражданская война, эмиграция, Великая Отечественная война, освоение космоса и др.).
      II. Пересказы статей об И. С. Никитине, А. К. Толстом (проверка домашнего задания).
      III. Краткое слово о поэтах И. Северянине и Н. М. Рубцове, в котором особо следует отметить, что жизнь одного поэта была связана преимущественно с городом, а другого — с деревней, что И. Северянин (как и И. А. Бунин, чьи стихотворения учащимся скоро предстоит читать) последние годы провел на чужбине, но образ России продолжал хранить в своей душе.
      IV. Чтение и анализ стихотворения И. Северянина «Запевка».
      При подготовке выразительного чтения и в процессе анализа этого стихотворения особенно важно обратиться к его названию, ответить на такие вопросы:
      1. Что такое запевка? Подберите родственные слова.
      Запевка — начало хоровой песни или куплета, исполняемое солистом, запевалой, а также короткая песенка.
      Родственные слова: петь, песня, запев, припев, певец, запевала.
      2. Почему поэт выбирает такое название? Как содержание стихотворения и его настроение связано с фольклорной традицией? (Как и народная лирическая песня, «Запевка» И. Северянина отражает грустное, но при этом жизнеутверждающее настроение исполнителя (в данном случае лирического героя). Напоминают о фольклоре и прием повтора (рефрена), и яркие образы («по лесным горам, полевым коврам»), и необычный (напевный) ритм стихотворения (представление о тоническом стихосложении дается позже, в 6 классе)).
      3. Слышали ли вы когда-нибудь хоровое исполнение песни? Что исполнял хор? Как это звучало? Кто выступал в качестве запевалы? Какое вокально-музыкальное произведение вы часто слышите в хоровом исполнении? Назовите его вид (жанр). Что в содержании стихотворения И. Северянина напоминает об особой торжественности гимна?
      4. Где еще можно услышать торжественное песнопение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте стихотворения.
      V. Чтение и анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Родная деревня».
      Это стихотворение нуждается в некоторых комментариях, связанных с отдельными фактами биографии поэта (детство в деревне, служба на морском флоте, жизнь в городе) и историей создания стихотворения. Учащиеся находят объяснение слова «провинция» и отвечают на вопрос 7 учебника, а также на дополнительные вопросы:
      1. За что может проклинать «проезжий» дороги в далекой провинции?
      2. Почему «пылкий мальчишка» торопится уехать из родной деревни «в столицу»?
      3. Вспомните, легко ли жилось крестьянским детям в одноименном стихотворении Н. А. Некрасова. Как живут современные крестьянские дети?
      4. Как вы понимаете смысл последнего четверостишия? Почему надо пожить в столице и побывать за границей, чтобы по-настоящему оценить родную деревню?
      5. Как вы себе представляете сельскую начальную школу? Попытайтесь нарисовать ее словами. Почему именно о школе вспоминает герой стихотворения?
      VI. Краткие отчеты групп о выполнении индивидуального задания 5 — подготовить небольшой сборник «Образ одного из древних русских городов в русской поэзии». На этом уроке учащиеся могут представить примерное содержание и аннотацию к этому сборнику. Весь проект защищается на следующем уроке.
      VII. Домашнее задание: выполнить задание 9 учебника.
      Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение своего любимого стихотворения, посвященного теме родины, дополнить чтение краткой биографической справкой и представлением сборника стихотворений поэта.

Урок 55*

Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии


      Задачи: расширить круг чтения пятиклассников; формировать интерес к русской поэзии; обогатить представления учащихся об образе родины в русской поэзии и средствах его создания.
      Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; краткие биографические справки о поэтах; защита творческого проекта.
      Термины: художественный образ, образ родины, антология, аннотация.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока и о том особом месте, которое занимает в творчестве каждого русского поэта тема родины. Русские поэты стремились не только выразить чувство любви к своему отечеству, но и передать это чувство читателям.
      II. Отчеты групп о выполнении индивидуального задания 5 — подготовить небольшой сборник «Образ одного из древних русских городов в русской поэзии». Учащиеся рассказывают о проделанной ими работе, демонстрируют макет обложки сборника, иллюстрации, читают аннотацию, знакомят с содержанием сборника и выразительно читают отдельные стихотворения, выбранные ими для антологии.
      III. Выразительное чтение стихотворений, посвященных теме родины, с представлением кратких биографических справок о поэтах, обоснованием выбора стихотворения.
      IV. Выразительное чтение наизусть стихотворений И. С. Никитина, А. К. Толстого, И. Северянина, Н. М. Рубцова (по выбору учащихся).
      V. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, в том числе выполнения творческого проекта.
      VI. Домашнее задание: прочитать вступительную статью об И. А. Бунине и выполнить задание 1 после этой статьи.
      Индивидуальные задания: подготовить краткий пересказ одной из глав поэмы Г. Лонгфелло «Песня о Гайавате» (например, «Пирога Гайаваты» или «Эпилог») в переводе И. А. Бунина.


И. А. БУНИН

Урок 56

Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»


      Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детством) И. А. Бунина закрепить навык обьяснения художественной функции слова в поэтическом тексте.
      Основные виды деятельности: слово о писателе; чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
      Термины: лирическое стихотворение, сюжет, символ.

Этапы урока

       I. Вступительное слово учителя о новом разделе учебника «Русская литература XX века» и о первой главе этого раздела, посвященной творчеству И. А. Бунина. Важно подчеркнуть, что на уроках литературы мы читаем и анализируем художественные произведения, размещенные в учебнике преимущественно в хронологической последовательности, однако нередко возвращаемся или забегаем вперед, сопоставляем, объединяем произведения на схожие темы или принадлежащие одному жанру (виду).
      II. Рассказы об И. А. Бунине, подготовленные учащимися на основе материалов учебника и дополнительных источников. Пятиклассники подробнее всего останавливаются на детстве писателя. Учитель дополняет рассказы ребят краткой информацией о жизни Бунина в эмиграции. Здесь же еще раз стоит обратиться к значению слова «эмиграция» (об этом уже шла речь в краткой биографической справке об И. Северянине).
      III. Краткие пересказы фрагментов «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина (глава «Пирога Гайаваты», «Эпилог»). В курсе литературы особое место отведено фольклору, героическому эпосу, легендам и сказаниям разных народов. Пятиклассники с интересом воспринимают этот материал, поэтому учитель может дополнить пересказы, подготовленные учащимися (индивидуальное задание 2 после статьи о писателе). Учащиеся отвечают на вопрос: «Чем могло привлечь русского писателя произведение, посвященное жизни вождя североамериканских индейцев?»
      IV. Чтение и анализ стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...» с использованием вопросов и заданий 1—7 учебника. Стихотворение непосредственно связано с темой природы, которой много внимания уделяется на уроках литературы и в начальной школе, и в 5 классе. Этот замечательный гимн красоте («...красоту от смерти уносил...») подготовит учащихся к более серьезному разговору в старших классах о теме трагической участи молодости, красоты и поэзии в творчестве писателя.
      В процессе анализа стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...» закрепляются представления о лирике как роде литературы и об особенностях сюжета в лирических стихотворениях. Учащиеся могут привести примеры недавно прочитанных стихотворений («Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого, «Запевка» И. Северянина), в которых нет описания событий. Однако есть и другие примеры («Родная деревня» Н. М. Рубцова, «Густой зеленый ельник у дороги...» И. А. Бунина), свидетельствующие о том, что применительно к лирическим произведениям тоже можно говорить о сюжете. Правда, и в этих случаях описание событий все равно подчинено главной задаче — передаче лирического настроения, переживания.
      V. Чтение и анализ стихотворения «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...» с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника. Стихотворение создано поэтом в эмиграции. Отсюда и необычное решение темы родины, которое покажется пятиклассникам не совсем привычным, в особенности на фоне уже прочитанных ими стихотворений И. С. Никитина «Русь», Н. М. Рубцова «Родная деревня». Однако материалы вступительной статьи и небольшой исторический комментарий, помещенный после текста стихотворения, а также прочитанное ранее стихотворение И. Северянина «Запевка», тоже созданное в эмиграции, помогут им оценить художественную картину, нарисованную поэтом, находящимся вдали от родного дома (тогда им проще объяснить и смысл образа «чужого, наемного дома»).
      Нуждаются в пояснении начальные строки стихотворения, перекликающиеся со словами Иисуса Христа: «...лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Евангелие от Луки, 9, 58). Впрочем, в 5 классе все смыслы, скрытые в данной аллюзии, вряд ли будут доступны учащимся. На ином, более высоком уровне тематика и проблематика этого произведения могут быть рассмотрены в выпускном классе.
      VI. Чтение стихотворения И. А. Бунина «Еще и холоден и сыр...» на форзаце учебника и сопоставление его с помещенной там же репродукцией известной картины К. А. Сомова «Зима. Каток». Это стихотворение Бунина написано в 1901 году, в ранний период творчества (пятиклассникам важно сказать, что создавалось оно не вдали от родины). Картина Сомова принадлежит примерно тому же историческому периоду, написана в 1915 году. Очевидно (для профессионала, но не для пятиклассников) несовпадение двух стилевых манер: художника и поэта. Однако не менее очевидна и близость, причем не только тематики и основного настроения произведений, но и в каком-то смысле мироощущения.
      VII. Домашнее задание: выучить одно из стихотворений И. А. Бунина наизусть (по выбору учащихся).
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1—4 (по выбору учащихся).

Урок 57*

Стихотворение И. А. Бунина «Няня»


      Задачи: закрепить навык характеристики заглавного образа литературного произведения; работать над выразительностью чтения.
      Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть стихотворений; отчеты о выполнении индивидуальных заданий; беседа по вопросам.
      Термины: заглавный образ, образ персонажа, символ.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока и о развитии традиций классической литературы в русской поэзии XX века.
      II. Выразительное чтение наизусть стихотворений И. А. Бунина (по выбору учащихся).
      III. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий 1—4 (вопросы повышенной сложности по стихотворениям «Густой зеленый ельник у дороги...» и «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»).
      При обсуждении сообщений учащихся специально следует остановиться на значении слова «символ» и символе как художественном приеме. На начальном этапе формирования представлений о символе достаточно сказать о многозначности и сложности истолкования символа и о том, что символические образы широко представлены в искусстве разных народов. Пример символа — заглавный образ в стихотворении И. А. Бунина «Солнечные часы», которое рекомендуется для внеклассного чтения. Солнечные часы в стихотворении не только символ времени, но и символ вечной жизни, судьбы, совершенства мира.
      Рассмотрение смысла названия стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...» (точнее, обсуждение вопроса о возможных причинах отказа поэта от первоначального заглавия «Олень») также связано с формированием представлений о символе.
      1. Образ оленя является действительно центральным в этом стихотворении. Только ли об олене это стихотворение?
      2. Дополните предложение, выбрав подходящие словосочетания, приведенные в скобках: «Олень в стихотворении И. А. Бунина „Густой зеленый ельник у дороги...“ — это символ... (красоты природы, силы, движения, радости жизни, трусости, мужества, стремительного движения, вечной борьбы добра и зла)». Найдите в тексте стихотворения подтверждение правильности вашего выбора.
      IV. Чтение и анализ стихотворения «Няня» с использованием таких, например, вопросов и заданий:
      1. Вспомните стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне». Что в стихотворении Бунина напоминает вам о пушкинских картинах и образе пушкинской няни?
      2. Найдите строки стихотворения, где нарисован портрет няни.
      3. В стихотворении Бунина представлен диалог няни и героя. Как этот диалог характеризует его участников?
      4. Что необычного вы заметили в речи няни? Знакомы ли вы со специальной частицей , прибавляемой к словам (словоерс)? В каких случаях она использовалась в прошлом? Используется ли она сейчас?
      Словоерс ( или раньше -съ) в XIX веке использовался в знак почтения к собеседнику (от слова сударь), в конце XIX века приобрел дополнительное значение демонстрации самоуничижения, а с XX века произносится преимущественно с иронией. Пятиклассники могли заметить словоерсы в рассказах А. П. Чехова. В небольшом стихотворении Бунина «Няня» частица «-с» используется семь раз, что явно свидетельствует о намеренном подчеркивании этой особенности речи няни.
      5. Какое настроение преобладает в этом стихотворении? Как передать настроение няни и героя при чтении?
      6. Сравните заглавия стихотворений А. С. Пушкина и И. А. Бунина, которые состоят из одного и того же слова, но в разной падежной форме. Чем различаются эти заглавия по смыслу?
      Пятиклассники должны вспомнить, что пушкинское стихотворение — это послание, стихотворное письмо («Няне»), а в бунинском они могут увидеть картину встречи с няней после долгих лет разлуки («Няня»).
      V. Заключительное слово учителя об особенностях лирических произведений и о том, что разговор о лирике будет продолжен на уроках по творчеству другого русского поэта XX века — С. А. Есенина, а также на специальных занятиях практикума «Поэзия и проза как формы художественной речи».
      VI. Домашнее задание: прочитать статью о С. А. Есенине и ответить устно на вопросы, помещенные после статьи.


С. А. ЕСЕНИН

Урок 58

Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...»


      Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) С. А. Есенина и его лирическими стихотворениями; закрепить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах; формировать навык выявления в художественном тексте фольклорных образов.
      Основные виды деятельности: слово о поэте; заочная экскурсия; выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам учебника.
      Термины: фольклорные образы, метафора, олицетворение, сравнение.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о поэзии С. А. Есенина с чтением фрагментов из стихотворений поэта.
      II. Заочная экскурсия на родину поэта, в село Константиново, с демонстрацией слайдов, альбомов, фотографий и чтением фрагментов из стихотворений «Туча кружево в роще связала...», «Я, пастух, мои палаты...», «Край ты мой заброшенный...» и др.
      III. Чтение вступительной статьи о С. А. Есенине и ответы на вопросы, помещенные после статьи.
      IV. Чтение и анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...» с использованием вопросов 1—4 учебника, а также комментариев к стихотворению, в которых дана, в частности, информация об описываемых в нем церковных праздниках.
      V. Чтение и анализ стихотворения «Топи да болота...». Работу с текстом могут направить вопросы 1—3 учебника. Здесь обращается внимание на смену настроения и особую грустную интонацию.
      VI. Чтение и анализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы...», уже, возможно, знакомого пятиклассникам. В ходе беседы могут быть использованы вопросы 1—3 учебника.
      VII. Заключительная беседа об основном настроении прочитанных на уроке стихотворений С. А. Есенина и рекомендации по их выразительному чтению.
      VIII. Домашнее задание: 1) выучить одно из прочитанных в классе стихотворений С. А. Есенина наизусть; 2) подобрать иллюстрации или нарисовать свои рисунки к этому стихотворению.
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1—3 (по выбору учащихся).


Урок 59*

Образ родины в поэзии С. А. Есенина


      Задачи: обогатить представления учащихся об образе родины в русской поэзии и средствах его создания; сформировать навык выявления в художественном тексте эпитетов, сравнений, метафор и объяснения их художественной функции.
      Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; беседа по вопросам учебника; письменная практическая работа.
      Термины: эпитет, постоянный эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Этапы урока

      I. Вступительная беседа об образе родины в поэзии С. А. Есенина может проводиться по следующим вопросам:
      1. Какие картины городской или деревенской жизни преобладают в прочитанных вами стихотворениях Есенина? Почему, как вы думаете?
      2. Из каких художественных образов складывается в нашем представлении есенинский образ Руси?
      II. Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина наизусть (по выбору учащихся) и представление иллюстраций к стихотворениям.
      III. Отчеты отдельных учащихся о выполнении индивидуальных заданий 1—3 (проверка домашнего задания).
      IV. Работа по карточкам, связанная с закреплением навыка выявления в тексте художественных средств и объяснения их художественной функции.
      Примерные вопросы и задания, которые могут выполняться по группам:
      1. Перечитайте словосочетания «темным елям снится гомон косарей», «дремлет взрытая дорога», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Как называется выделенный прием? С какой целью он используется поэтом?
      2. Какой из эпитетов в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы...» является постоянным эпитетом? («Сини горы».) Какой из них самый оригинальный? («Рыжий месяц».)
      3. Какой цвет присутствует во всех прочитанных вами стихотворениях Есенина? Как вы думаете, почему? В каком стихотворении нарисована самая яркая картина? Какие цвета представлены в нем?
      4. Найдите в стихотворениях Есенина необычные (просторечные) формы известных слов. Попробуйте заменить их общеупотребительными словами. Что изменилось в художественной картине, нарисованной в стихотворении?
      V. Итоговая беседа по теме «Образ родины в русской поэзии XX века»:
      1. Какие стихи о родине вам больше всего понравились?
      2. О чьих стихотворениях напомнил вам есенинский образ Руси?
      3. Продолжите предложение: «Есенинская Русь — это русская деревня, крестьянская изба, православный храм, синее небо, широкие поля, ... , ... , ... , ... , ...».
      VI. Домашнее задание: прочитать стихотворение С. А. Есенина «Песнь о собаке».

Урок 60

Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина


      Задачи: развивать навык выразительного чтения стихотворений как способа его интерпретации; подготовить учащихся к рассмотрению особенностей ритмической организации стихотворного текста и определению стихотворного размера.
      Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; наблюдение над особенностями ритма и рифмы.
      Термины: выразительное чтение, ритм, рифма.

Этапы урока

      I. Постановка задач урока — работа над выразительным чтением как способом собственного прочтения (интерпретации) стихотворения и наблюдение над особенностями ритма и рифмы.
      II. Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина наизусть (по выбору учащихся) и представление иллюстраций к стихотворениям.
      III. Наблюдение над особенностями ритма и рифмы в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Учитель может прочитать (проскандировать) несколько фрагментов из этих стихотворений, чтобы продемонстрировать почти единый ритм: размеренный, хореический. На доске записываются два произвольно выбранных разными учениками четверостишия и обозначается способ рифмовки:

Топи да болота,

а

Синий плат небес.

б

Хвойной позолотой

а

Взвенивает лес.

б

      Это, разумеется, совпадение, однако все три стихотворения Есенина, помещенные в учебнике, написаны хореем (трехстопным и четырехстопным). Во всех этих стихотворениях используется парная рифма (в первом и втором — женская и мужская, в третьем только женская). Разговор об особенностях поэзии как формы художественной речи будет продолжен на следующих занятиях.
      IV. Чтение стихотворения «Песнь о собаке». Основная задача этого этапа урока — расширение представлений учащихся о своеобразии поэзии Есенина и об изображении мира природы в его стихотворениях. Можно сказать пятиклассникам о том, что именно в поэзии Есенина так широко впервые представлен не только растительный, но и животный мир. Поэту принадлежит известное определение «братья наши меньшие» (в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу...»).
      Эмоциональное впечатление стихотворение «Песнь о собаке» производит обычно такое сильное, что не нуждается в комментариях и пояснениях, как и еще более мрачное, проникнутое болью и сочувствием по отношению к животным стихотворение «Корова».
      V. Заключительное слово учителя об особенностях поэзии С. А. Есенина и о развитии традиционных тем родины и природы в его стихотворениях.

Урок 61. Практикум

Поэзия и проза
как формы художественной речи


      Задачи: обобщить представления учащихся о художественной речи и ее основных формах; сформировать первоначальные навыки определения стихотворного размера и способа рифмовки.
      Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение стихотворения и стихотворения в прозе; наблюдения над особенностями ритма в произведении.
      Термины: художественная речь, поэзия, проза, ритм, рифма, монорим, стихотворный размер, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о задачах практикума «Поэзия и проза как формы художественной речи». Во-первых, следует отметить, что многое из того, о чем пойдет речь на уроке, ребятам уже знакомо. Во-вторых, главной задачей урока является не столько освоение новой терминологии, сколько формирование начальных представлений о некоторых характерных особенностях стихотворной речи (ритм, рифма) и навыков определения стихотворного размера и способа рифмовки. Эта работа будет продолжена в последующем, при знакомстве с различными системами стихосложения, строфикой, формальными экспериментами в области стиха.
      II. Чтение раздела «Что такое художественная речь» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе. Диалог господина Журдена и учителя философии из комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (с ней учащиеся познакомятся в 8 классе) подготовит пятиклассников к восприятию довольно сложного для них учебного материала, наглядно продемонстрирует то, как обычная разговорная речь становится художественной речью, т. е. средством создания художественных образов.
      На данном этапе работы обобщаются знания учащихся, полученные ими в начальной школе и в первом полугодии текущего учебного года, в том числе на уроках по темам «Литература как искусство слова» (сопоставление научного и художественного описаний Москвы) и «М. Ю. Лермонтов» (сопоставление описаний Бородинской битвы в учебнике истории и в стихотворении «Бородино»).
      III. Чтение раздела «Чем отличается поэзия от прозы» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе. Сведения о рифме не являются новостью для пятиклассников, а вот виды рифм и способы рифмовки, скорее всего, им незнакомы. Самый сложный материал в этом разделе — стихотворные размеры. Задача учителя — дать начальное представление о стихосложении на знакомом пятиклассникам литературном материале (ранее изученные стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.), а самое главное — в процессе выполнения самых разнообразных практических заданий:
      1. В каком из приведенных четверостиший используется только женская рифма, а в каких — и женская и мужская?

      а) Луна, как бледное пятно,
          Сквозь тучи мрачные желтела,
          И ты печальная сидела —
          А нынче... погляди в окно...
(А. С. Пушкин)

      б) Буря мглою небо кроет,
          Вихри снежные крутя.
          То, как зверь, она завоет,
          То заплачет, как дитя.
(А. С. Пушкин)

      в) Хотя проклинает проезжий
          Дороги моих побережий,
          Люблю я деревню Николу,
          Где кончил начальную школу!
(Н. М. Рубцов)

      2. Какая рифма в этом четверостишии:
      а) точная или неточная,
      б) мужская, женская или дактилическая,
      в) парная (смежная), перекрестная или кольцевая (опоясанная)?
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М. Ю. Лермонтов)

      IV. Чтение раздела и выполнение заданий, помещенных в этом разделе. Определение стихотворного размера на слух в процессе скандирования может продемонстрировать учащимся учитель. При этом нужно отобрать для начала самые знакомые и характерные фрагменты, например:

а) Наша Таня громко плачет,
    Уронила в речку мячик.
(А. Л. Барто)

б) Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя.
(А. С. Пушкин)

в) Поздняя осень. Грачи улетели,
    Лес обнажился, поля опустели.
(H. А. Некрасов)

г) Однажды, в студеную зимнюю пору,
    Я из лесу вышел; был сильный мороз...
(Н. А. Некрасов)

      V. Подведение итогов урока, заключительное слово учителя о том, что поэзия — это необычайно интересное и сложное явление, что существует особый раздел науки о литературе — стиховедение, рассматривающий в основном стихотворную форму художественной речи, и что со многими любопытными фактами из истории русского стиха ребятам еще предстоит познакомиться.
      VI. Домашнее задание: выполнить задания 1, 2, помещенные в конце раздела.
      Индивидуальные задания: 1) сочинить (или подобрать) стихотворную загадку; 2) написать монорим на одну из заданных тем (например, о природе).

Урок 62

Сочинение стихотворных загадок, монорима


      Задачи: закрепить сведения о стихосложении в процессе выполнения практических заданий; развивать творческое воображение учащихся; обогатить представления учащихся о литературе как искусстве слова и своеобразной форме словесной игры.
      Основные виды деятельности: выполнение практических заданий; сочинение стихотворных загадок; сочинение монорима; конкурс творческих работ.
      Термины: стихотворный размер, рифма, монорим, загадка.

Этапы урока

      I. Постановка задач урока, определение плана работы: от совместных практических упражнений (проверки домашнего задания) к созданию самостоятельных творческих работ (стихотворных загадок и монорима).
      II. Проверка домашнего задания (определение стихотворного размера и подбор стихотворений, написанных ямбом). На данном этапе урока важно обратить внимание на то, что стихотворный размер не задает определенной темы или настроения, что тем же ямбом могут быть написаны веселые, шуточные, жизнерадостные, грустные, торжественные стихи. Кроме того, нужно еще раз отметить, что ритм задается не только выбранным стихотворным размером, но и длиной стихотворной строки (стиха), т. е. количеством стоп.
      III. Сочинение и отгадывание стихотворных загадок. Эта работа может быть проведена по группам, как соревнование.
      Стихотворные загадки, сочиненные К. И. Чуковским, уже знакомы учащимся. Их использование на уроке важно не столько для разгадывания, сколько для закрепления учебного материала о рифмах и стихотворных размерах. Учитель читает две-три загадки, предлагает определить вид рифмы, способ рифмовки и стихотворный размер:

а) Была телега у меня,
    Да только не было коня,
    И вдруг она заржала,
    Заржала — побежала...
(грузовик)

б) Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет —
    Заплачет она и умрет.
(сосулька)

      IV. Сочинение монорима на заданную тему. Примерные темы: природа, школьная жизнь, каникулы, дружба.
      Работа над созданием монорима может быть предварена знакомством с другой формой словесной игры — буриме.
      Буриме (от фр. bouts rimes — рифмованные концы) — литературная игра, стихотворение-экспромт на заранее заданные и неожиданные рифмы. Эта игра была очень популярна в XVIII—XIX веках. Известный французский писатель А. Дюма в 1864 году организовал конкурс буриме и опубликовал стихотворения 350 его участников. В России умением писать буриме славился, например, В. Л. Пушкин, дядя великого русского поэта. В настоящее время конкурсы буриме часто проводятся на форумах в Интернете.
      Правила игры:
      1. Рифмы (две пары) должны быть необычными и заключать разнородные понятия, например:
      солнца — японца,
      учили — точили.
      2. Вариация рифм не допускается.
      3. Тема стихотворения определяется заранее.
      V. Подведение итогов работы учащихся, чтение и обсуждение моноримов.
      VI. Домашнее задание: 1) прочитать сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»; 2) нарисовать иллюстрации к одному из эпизодов или образов произведения.


П. П. БАЖОВ

Урок 63

Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»


      Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества П. П. Бажова; дать начальное представление о сказе; показать соотношение реального и фантастического в произведении.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; групповая работа; чтение фрагментов сказа; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование; работа со словарем.
      Термины: сказ, сказовая манера повествования, сказка, предание, легенда, фантастика.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о П. П. Бажове, создание установки на разговор о сказе уральского сказочника, сказовой манере повествования. Возможна стилизация слова учителя в сказовых интонациях. Желательно вспомнить с пятиклассниками географическое положение Урала, увидеть обозначенные на карте месторождения руд, описанные писателем.
      II. Чтение вступительной статьи и закрепление знаний пятиклассников о биографии писателя (в форме своеобразного конкурса на лучшее монологическое высказывание) будут способствовать также развитию устной речи и творческого воображения учащихся. В работе групп (команд) оценивается точность, полнота ответа, оригинальность построения монологического высказывания. Возможные вопросы и задания:
      1. Воссоздайте словесный образ Урала — родины писателя.
      2. Почему Бажов был обеспокоен судьбой уральских богатств? Что радовало и что огорчало писателя в жизни уральских мастеров?
      Далее можно обратиться к вопросам учебника 1 и 2, которые способствуют развитию аналитического мышления, умению строить устное высказывание. Учащимся в процессе комментирования их ответов сообщается, что одухотворенный труд — труд, в который вложена человеком душа, великое старание, усердие и желание. Герой бажовских сказов — мастер, умелец, человек, живущий по законам сердца, всей душой преданный делу, ценящий и понимающий красоту.
      III. Чтение и анализ сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» можно начать с выявления впечатлений учащихся после чтения сказа дома, выразительного чтения начала сказа, объяснения непонятных слов, разговора об особенностях сказовой манеры повествования. Целесообразно остановиться на близости жанра сказа преданию, легенде, сказке.
       В сказе очевидна установка на реальность происходящего. Наличие вымысла в сказе помогает раскрытию идеи — основной мысли произведения. Повествование ведется от лица рассказчика, звучащее слово которого отчетливо ощутимо в сказе и подразумевает наличие слушателя. Сюжет сказа состоит из нескольких эпизодов. Финал содержит морализирующую концовку, подводящую итог изложенному.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Какая история произошла со Степаном?
      2. Кратко перескажите основные эпизоды сказа «по цепочке».
      При выполнении индивидуального задания 4 возможна организация работы с тетрадью, статьей учебника, словарем литературных терминов. На доске даны определения терминов легенда, предание.
      Вместе с учащимися необходимо на основе текста раскрыть связь сказа с преданием, легендой, сказкой (мотивы запрета, испытания героя, волшебные помощники и др.).
      3. О каком историческом времени идет речь в сказе? На основании чего это можно определить? Выпишите слова и словосочетания, воссоздающие образ исторического времени («барин», «приказчик», «крепостное право», «управляющий», «вольная»).
      Важно показать, что недовольство рабочих, бездушие заводчиков, приказчиков, крепостная зависимость — все это достоверно раскрывает образ времени в сказе.
      4. Выполнение индивидуального задания 2 учебника. Здесь следует остановиться на том, почему писатель выбирает жанр сказа и какими возможностями обладает данный жанр.
      Работа с текстом произведения строится на основе вопросов 1—8 учебника. Для ответов подбираются и читаются необходимые фрагменты сказа, комментируются моменты, связанные с фольклорно-сказочными традициями, сочетанием фантастики и реальности. В центре внимания оказываются образы малахитницы, героя, исторического времени как значимого фона описываемых событий.
      IV. Работа с рисунками учащихся (обсуждение домашнего задания). Пятиклассникам предлагается охарактеризовать изображенный ими эпизод, образ героя. Индивидуальное задание 6 содержит письменную и устную часть (первая может выполняться учащимися под музыку).
      V. Подведение итогов урока включает обращение к индивидуальному заданию 1 учебника. Дополнительно учащимся предлагаются вопросы:
      1. Какой наказ Хозяйки Медной горы не выполнил герой и почему?
      2. Раскройте значение концовки произведения.
      3. Завершите предложение: «Образ Хозяйки Медной горы олицетворяет... (стихийные силы природы, суровые, не прощающие слабости; красоту природы, забыть которую невозможно)».
      VI. Домашнее задание: составить и художественно оформить кроссворд по сказу П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» к конкурсу на лучший кроссворд.
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 5 учебника (по выбору учащихся).

Урок 64

Образ рассказчика в сказе


      Задачи: сформировать у пятиклассников представления об образе рассказчика в сказе; обобщить сведения об особенностях сказовой манеры повествователя и средствах создания образа народного умельца в сказе.
      Основные виды деятельности: пересказ фрагментов сказа; представление кроссвордов; чтение фрагментов сказа; ответы на вопросы.
      Термины: сказ, образ рассказчика.

Этапы урока

      I. Пересказ фрагмента сказа с сохранением сказовой манеры повествования (проверка индивидуального домашнего задания 5). Работа над пересказом основывается на закреплении представлений учащихся о сказовой манере повествования.
      II. Анализ образа народного умельца, мастера в сказе. Примерные вопросы и задания для работы:
      1. Кто в сказе выступает в роли мастера?
      2. Раскройте значение слов «мастер», «умелец».
      3. Обоснуйте на примерах из текста, какими чертами характера обладал Степан Петрович.
      4. Почему он приглянулся Хозяйке Медной горы?
      5. В каких эпизодах, описаниях поступков, мыслей героя проявляется его отношение к окружающим?
      6. Какие приемы создания образа народного умельца, мастера использует автор?
      III. Анализ образа рассказчика в сказе «Медной горы Хозяйка». При проведении этого этапа урока важно объяснить различие между писателем (реальным человеком, биографическим автором) и созданным им образом рассказчика. Учащимся сообщается, что образ рассказчика — это условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Пятиклассники получают начальное представление не только об образе рассказчика, но и об особенностях индивидуального стиля писателя, который узнаваем, в чем ребята легко могут убедиться, прочитав другие сказы П. П. Бажова. Для работы на уроке можно использовать задание 7 учебника. Дополнительно с целью анализа своеобразия сказовых интонаций учащимся предлагается выписать слова, передающие разговорную интонацию, ответить на следующие вопросы:
      1. Какие слова, детали (перечитайте начало сказа) помогают охарактеризовать образ рассказчика?
      2. О чем сообщает рассказчик читателям? (Он приводит сведения о жизни на рудниках, легенды, связанные с образом малахитницы, пишет о смелости героя, трагичности его судьбы.)
      3. Какими предстают происходящие события в изображении рассказчика?
      Здесь важно сделать вывод о том, что образ рассказчика в данном случае напоминает об образе народа. Разговорные интонации, простота и доступность изложения передают достоинство, ум, смекалку рассказчика, его знание народной жизни. Рассказчик П. П. Бажова не просто повествователь, он человек из народа, которому не безразлична судьба России, уральских рабочих, он бережно хранит сказ в своей памяти и во многом близок автору. Именно образ рассказчика придает живость, достоверность и реалистичность повествованию, настраивает на особое восприятие истории о Хозяйке Медной горы.
      Учащимся могут быть рекомендованы для чтения и другие сказы из сборника П. П. Бажова. Так, сказ писателя «Малахитовая шкатулка» является сюжетным продолжением сказа «Медной горы Хозяйка».
      IV. Представление кроссвордов по сказу «Медной горы Хозяйка», разгадывание одного-двух кроссвордов, подведение итогов работы на уроке.
      V. Домашнее задание: подобрать интересные факты биографии и творчества М. Твена, используя дополнительные источники.


ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Урок 65

«Приключения Тома Сойера» М. Твена


      Задачи: познакомить учащихся с биографией М. Твена; расширить представления об образе персонажа и средствах его создания; обогатить сведения о средствах создания комического эффекта.
      Основные виды деятельности: сообщения о биографии писателя; чтение первых глав повести; беседа по вопросам учебника.
      Термины: образ персонажа, портрет, описание поступков, речевая характеристика.

Этапы урока

      I. Вступительная беседа об образах детей в мировой литературе, в ходе которой используется вступительная статья, а также предшествующий читательский опыт пятиклассников:
      1. Какие образы детей в произведениях русской и зарубежной литературы вам особенно запомнились? Какие из них были вынесены в заглавие литературного произведения?
      2. Что такое автобиография? Какие автобиографические произведения вы читали?
      3. Вспомните, какие известные вам литературные произведения были созданы писателями специально для своих детей или детей своих родственников.
      (Русский писатель А. Погорельский написал сказку «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника Алеши — будущего писателя А. К. Толстого.
      Английский математик и писатель Льюис Кэрролл сочинил известную сказку «Алиса в Стране Чудес» для дочерей своего коллеги и подарил одной из них — своей любимице Алисе, чье имя он взял для главной героини сказки.
      Русский поэт К. Д. Бальмонт цикл стихов «Фейные сказки» посвятил своей дочери Нине.)
      II. Сообщения учащихся о М. Твене с использованием материалов статьи о писателе и дополнительных источников.
      Учитель дополняет сообщения, говорит, в частности, об автобиографическом характере повестей о Томе Сойере и Гекльберри Финне, а также о происхождении псевдонима писателя (от англ. mark twain — мерка два, лоцманский термин, означавший уровень воды, достаточный для прохода судна).
      III. Чтение и анализ первых глав повести «Приключения Тома Сойера». В ходе беседы возможно использование вопросов и заданий 2—5 учебника.
      IV. Чтение по ролям фрагмента главы I от слов «Летние вечера тянутся долго...» до слов «Франт побрел прочь, отряхивая пыль с костюмчика, всхлипывая, сопя и обещая задать Тому как следует, „когда поймает его еще раз“.
      В завершение работы с текстом главы I подводятся итоги обсуждения вопроса об отношении автора к своим героям и описываемым событиям. При этом используются и описания из главы II, которые учащиеся подбирают в качестве аргументов.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать главы VI и VII повести «Приключения Тома Сойера»; 2) подготовить пересказ одной из этих глав.
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 3 учебника.

Урок 66

Мир детства в повести


      Задачи: развивать представления учащихся о средствах создания образа детства в повести; дать начальные представления об актуальности литературного произведения и отражении в нем основных жизненных конфликтов и проблем.
      Основные виды деятельности: пересказ главы повести; чтение фрагментов; беседа по вопросам; работа с иллюстрациями.
      Термины: образ персонажа, портрет, образ детства.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя об изображении мира детства в повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» и о средствах создания образа детства (портрет, описания поступков героев и их увлечений, предметов быта, диалоги, речевая характеристика).
      II. Проверка домашнего задания, пересказы глав VI и VII и их обсуждение.
      III. Анализ мира детства в повести. Примерные вопросы и задания:
      1. Помните ли вы, какие «богатства» приобрел Том после того, как он разрешил мальчикам «получить удовольствие» от покраски забора? Попробуйте перечислить их, не открывая книгу, а затем проверьте себя. («Подержанный бумажный змей», «дохлая крыса с веревочкой, чтобы удобней было вертеть», «двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старая оконная рама».)
      2. Как перечисленные выше предметы помогают охарактеризовать мир детства? Какие предметы (безделушки, игрушки) составили бы счастье подружке Тома Сойера — Бекки Тэтчер? Проверьте свои предположения и прочитайте фрагменты главы VII повести, в которых говорится, в частности, об увлечениях и интересах Бекки. Мечтали ли вы о чем-нибудь подобном?
      3. Какие общие интересы способствовали установлению дружеских отношений между Томом Сойером и Гекльберри Финном?
      4. Вспомните, какие события непосредственно предшествовали первому описанию школьных будней Тома Сойера. Почему глава VI начинается с того, что в понедельник Тому приходит в голову мысль заболеть? Как часто у вас по понедельникам возникало подобное желание?
      5. Как описаны в повести «Приключения Тома Сойера» отношения между детьми и взрослыми? Почему взрослые не понимают детей? Понимают ли взрослых дети? Как автор произведения относится к проблеме взаимоотношений между детьми и взрослыми? Отвечая на этот вопрос, учтите высказывания М. Твена, фрагмент которых помещен в комментариях к повести.
      6. Кто из героев «Приключений Тома Сойера» вам больше всего понравился? Подготовьте небольшой рассказ о нем, используя фрагменты из текста повести (описания портрета, поступков героя, отдельные его реплики).
      7. Как вы думаете, что изменилось в жизни обычных американских мальчишек и девчонок, живущих далеко от столицы, а что осталось таким же, как и в уже далеком от нас XIX веке?
      IV. Заключительное слово учителя о произведениях М. Твена, написанных для детей, о популярности героев писателя. Повести о Томе Сойере и Гекльберри Финне начинаются со слова «Приключения...». Для тех, кто прочитал только самое начало повести «Приключения Тома Сойера», пока не совсем ясно, где же приключения. Чтобы узнать о том, какие интересные события произошли с мальчиками, нужно прочитать обе повести. В заключение урока можно кратко пересказать или прочитать один из наиболее ярких фрагментов, например: Том и Гек ночью на кладбище (глава IX).
      V. Домашнее задание: 1) прочитать новеллу О. Генри «Вождь краснокожих»; 2) объяснить смысл ее названия.

Урок 67

«Вождь краснокожих» О. Генри


      Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества О. Генри; закрепить представление о заглавном образе литературного произведения и авторской позиции; развивать читательские интересы школьников.
      Основные виды деятельности: чтение фрагментов новеллы; беседа по вопросам учебника; задание тестового типа.
      Термины: заглавный образ, образ персонажа, авторская позиция.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя об О. Генри и его новеллах, а также о своеобразии новеллы «Вождь краснокожих», послужившей основой для множества театральных постановок и кинофильмов («Деловые люди» режиссера Л. Гайдая, «Похищение Вождя краснокожих» режиссера Б. Кларка).
      II. Выполнение заданий тестового типа поможет пятиклассникам вспомнить содержание новеллы, проверить знание отдельных деталей, подробностей текста:
      1. В каком штате происходит действие новеллы?
      а) Алабама, б) Аляска, в) Флорида.
      2. Как звали мальчика?
      а) Джонни, б) Билли, в) Гарри.
      3. Укажите имена главных героев, похитителей мальчика.
      а) Билл, б) Джон, в) Сэм.
      4. Какова была первоначальная (предполагаемая) сумма выкупа за мальчика?
      а) 1000 долларов, б) 1500 долларов, в) 2000 долларов.
      5. Сколько денег пришлось похитителям заплатить за то, чтобы вернуть мальчика родителям?
      Ответ: 250 долларов.
      6. Вспомните название городка, в котором жил мальчик.
      Ответ: Вершина.
      7. Вождь краснокожих любил задавать разные вопросы. Вспомните два-три его вопроса. Ответьте на один из них.
      Ответ: Ветер отчего дует? А звезды горячие? Дюжина — это сколько будет?
      III. Чтение фрагментов новеллы и их анализ с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника. Подробнее можно остановиться на начале новеллы, знакомстве с замыслом похитителей, первом знакомстве читателей и похитителей с мальчиком (мучившим котенка), прочитать «застольную речь» Вождя краснокожих, описание первой ночи в пещере и др.
      IV. Заключительная беседа о заглавном образе новеллы «Вождь краснокожих».
      1. Было ли вам уже знакомо имя героя новеллы О. Генри? Если да, то откуда вы его услышали?
      2. Почему писатель называет новеллу «Вождь краснокожих»? Что он хотел подчеркнуть в характере и поведении мальчика?
      3. Какое название кинофильма, «Деловые люди» или «Похищение Вождя краснокожих», кажется вам более удачным? Как бы вы назвали свой фильм по этой новелле? Захотелось ли вам посмотреть фильм после прочтения новеллы? Какой из них вы бы предпочли (оба фильма есть на DVD-дисках)?
      V. Домашнее задание: 1) принести свою любимую книгу, посвященную сверстникам; 2) написать аннотацию; 3) подготовить устный рассказ об одном из главных ее героев.
      Индивидуальные задания: подготовить 2—3 вопроса к викторине по произведениям о детях.

Урок 68*

Урок внеклассного чтения по произведениям о детях


      Задачи: развивать читательские интересы пятиклассников; формировать навыки составления устного рассказа о литературном персонаже.
      Основные виды деятельности: участие в викторине; чтение фрагментов; беседа по вопросам; устные рассказы о литературных персонажах.
      Термины: образ персонажа, заглавный образ.

Этапы урока

      I. Вступительная беседа о произведениях русской и зарубежной литературы о детях.
      1. Почему особенно интересно читать произведения, посвященные сверстникам? Можно ли извлечь из них уроки? Вспомните слова А. С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Только ли сказки преподносят «добрым молодцам урок»?
      2. Какие произведения называют автобиографическими? Как вы думаете, с какой целью писатели часто обращаются к фактам своей биографии в процессе создания литературных произведений?
      II. Литературная викторина по произведениям русских и зарубежных писателей о детях и для детей.
      Вопросы викторины, которая проводится по командам, готовят учащиеся. Учитель может заготовить свои вопросы для всех команд, например:
      1. Приведите примеры названий литературных произведений о детях и для детей, в которых присутствует слово приключение. («Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Приключения принца Флоризеля» Р. Л. Стивенсона, «Приключения доисторического мальчика» Э. д’Эрвильи, «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Э. Распе, «Приключения Калле-сыщика» А. Линдгрен, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого, «Приключения Алисы» К. Булычева, «Приключения капитана Врунгеля» А. С. Некрасова, «Приключения Петрова и Васечкина» В. М. Аленикова, «Приключения Электроника» Е. С. Велтистова и др.)
      2. Каким героям произведений детской литературы поставлены памятники? Приведите как можно больше примеров. Где поставлены эти памятники? (Русалочка (Копенгаген, Дания), Том Сойер и Гекльберри Финн (Ганнибал, США), бременские музыканты (Бремен, Германия), Пиноккио (селение Коллоди, Италия), барон Мюнхгаузен (Москва, Россия), Муму (Петербург, Россия), Белый Бим Черное Ухо (Воронеж, Россия), Мальчиш-Кибальчиш (Москва, Россия) и др.)
      III. Устные рассказы о литературных персонажах с использованием иллюстраций к произведениям и чтением фрагментов (описаний портрета, поступков героя и его высказываний). Этот этап урока может рассматриваться и как представление взаимных рекомендаций литературных произведений для самостоятельного чтения, поэтому одной из главных задач учащихся становится стремление заинтересовать одноклассников своим рассказом. Показатель такой заинтересованности — вопросы, которые учащиеся могут задать рассказчику.
      IV. Подведение итогов урока, оценка работы команд и отдельных учащихся.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать статью об А. С. Грине; 2) ответить на вопросы, помещенные после статьи.


А. С. ГРИН

Урок 69

Повесть А. С. Грина «Алые паруса»


      Задачи: познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Грина; подготовить к восприятию и анализу повести «Алые паруса».
      Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; заочная экскурсия в музей писателя; чтение первой главы повести.
      Термины: повесть, художественный образ.

Этапы урока

      I. Вступительная беседа о писателе, готовящая к восприятию повести «Алые паруса» и вхождению в художественный мир писателя, в удивительную страну Гринландию:
      1. Знакомо ли было вам имя Александра Грина? Слышали ли вы что-то о нем или о его произведениях (героях)?
      2. Как сам писатель объяснял происхождение своего псевдонима?
      3. Что такое Гринландия? Существует ли в реальности такая страна (или очень похожая на нее)?
      4. Как по названиям произведений писателя можно создать представление о его мире, любимых темах, сюжетах, героях? Какое из названий больше всего вас заинтересовало? («Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана».)
      II. Заочная экскурсия в литературно-мемориальный музей А. С. Грина, открытый в Феодосии в 1970 году. Материалы для этой экскурсии можно взять на официальном сайте музея (www.grin.feo.ru). Здесь представлен своеобразный виртуальный музей, где дано подробное описание экспозиции, помещены фотографии. Проект музея принадлежит художнику С. Г. Бродскому, чья иллюстрация к повести «Алые паруса» приведена на цветной вклейке в учебнике.
      Небольшой одноэтажный дом, где жил писатель, стилизован под старинный парусный корабль. У входа — судовой якорь, часть фок-мачты, судовой фонарь. Экспозицию музея открывает карта Гринландии. Необычные комнаты-каюты музея носят своеобразные названия: «Каюта странствий», в центре которой расположено панно с изображенным на нем кораблем, плывущим по океану навстречу солнцу; «Кают-компания клипера», в которой помещена большая модель парусного клипера «Аврора»; «Ростральная», которую украшает ростра — носовая часть древнего судна с головой морской девы, вырезанной из дерева; «Каюта капитана Геза», обставленная морскими аксессуарами (ее стены до половины покрыты канатными матами); «Корабельная библиотека», где собраны книги Грина, переведенные на многие языки мира.
      III. Чтение первой главы повести «Алые паруса» («Предсказание») и беседа на выявление первичного восприятия.
      1. Каковы ваши первые впечатления от Гринландии? Какой он, мир моряков и рыбаков? Только ли красота и романтика приключений характеризуют этот мир?
      2. Какие новые для себя слова вы встретили в повести Грина? Как эти слова помогают представить мир, полный опасности и риска, неожиданных открытий и приключений?
      Начало первой главы стоит прочитать самому учителю, чтобы ввести пятиклассников в мир Грина, представить этот мир во всем богатстве красок, с его необычными, зачастую сложными для истолкования сравнениями, метафорами и символами, о которых пойдет разговор на последующих уроках литературы.
      IV. Словарная работа может быть выделена как отдельный этап урока, потому что в художественном мире Грина учащимся встретится много специальных морских терминов (в основном иностранного происхождения), значение которых может быть им, скорее всего, неизвестно.
      Можно разделить все новые для учащихся слова, объяснение которых дано в сносках, на четыре группы: «Порт» (мол, причал, мостки, сваи и др.), «Морские суда» (бот, вельбот, галиот и др.), «Морские снасти» (мачта, шкот, брашпиль, бушприт, бакборт, леер, вант, стеньга, салинг, клюз, кливер, кнеки и др.), «Управление судами» (навигация, лоция, галс, штиль, норд и др.).
      V. Домашнее задание: прочитать первую главу повести «Алые паруса».
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника по выбору.

Урок 70

Образ Ассоль


      Задачи: продолжить знакомство с миром А. С. Грина; формировать навык создания устного рассказа о литературном персонаже с использованием цитирования; показать связь художественного мира повести со сказочным миром.
      Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа об Ассоль.
      Термины: художественный образ, образ персонажа, образ события, образ предмета, портрет.

Этапы урока

      I. Знакомство с темой и основными задачами урока, на котором учащиеся не только будут готовить устные рассказы об Ассоль и других действующих лицах первой главы, но и отметят в тексте повести черты, сближающие это произведение со сказкой.
      II. Вступительная беседа об Ассоль и других художественных образах, непосредственно связанных с нею, по вопросам 1—7 учебника.
      В ходе беседы еще раз прозвучат отдельные фрагменты первой главы: «„Черная игрушка“ Лонгрена», «Беседа Ассоль с воображаемым капитаном», «Встреча Ассоль со сказочником Эглем» (описание портрета Ассоль, толкование имени Ассоль, сказка Эгля об алых парусах).
      III. Составление плана рассказа об Ассоль с использованием цитат из текста повести.
      IV. Комментированное чтение второй главы повести «Алые паруса» («Грэй»). Лучше, если чтение повести продолжит учитель или заранее подготовленные учащиеся (дома учащиеся дочитают вторую главу до конца).
      V. Домашнее задание: прочитать вторую главу повести «Алые паруса».
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4—7 учебника (по выбору учащихся).

Урок 71

Образ Грэя


      Задачи: продолжить комментированное чтение повести «Алые паруса»; сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных персонажей; дать начальное представление о символе в литературном произведении.
      Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа о Грэе.
      Термины: образ персонажа, образ события, символ.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о теме урока и об основной задаче — ответить на вопрос: «Почему Грэй и Ассоль, еще не встретившись, узнали друг друга? Что общего между ними?»
      II. Анализ образа Грэя по вопросам 9, 10 учебника и с использованием индивидуальных заданий 4—7 учебника, заранее подготовленных учащимися. Примерный план работы:
      1. Эпиграф к уроку: «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Какие похожие слова, характеризующие Ассоль, вы можете привести?
      Например, слова Эгля: «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
      2. Грэй, в отличие от Ассоль, родился и воспитывался совсем в других условиях. Однако с самого начала писатель подчеркивает и нечто общее в судьбах и характере героев. Что именно?
      Учащимся предлагается прокомментировать слова повествователя о том, что Грэй «родился с живой душой», что он «жил в своем мире», и вспомнить описание любви матери к своему сыну («чувствовала прекрасную обособленность сына; грусть, любовь и стеснение наполняли ее, когда она прижимала мальчика к груди, где сердце говорило другое, чем язык») и описание любви родителей Ассоль друг к другу и к маленькой дочке.
      3. Как характеризуют Грэя история с картиной, на которой было изображено распятие, и дружба со служанкой Бетси?
      4. Когда и при каких обстоятельствах мечта юного Грэя стать капитаном окончательно завладела его сердцем?
      Особое место на уроке необходимо отвести чтению и анализу эпизода «Грэй в библиотеке» и описания огромной картины и фигуры человека на ней. В процессе анализа этого эпизода можно обратиться к помещенной в учебнике репродукции картины К. Ф. Богаевского «Корабли».
      5. В каком возрасте Грэй решил, что он уже совсем взрослый и вполне готов к осуществлению своей мечты? Приведите примеры того, как Грэй учился преодолевать трудности. Кто помогал юноше?
      III. Комментированное чтение третьей главы повести «Алые паруса» («Рассвет»).
      IV. Домашнее задание: прочитать третью главу повести «Алые паруса».
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 8—10 учебника (по выбору учащихся).

Урок 72

Описание первой встречи героев


      Задачи: продолжить комментированное чтение повести «Алые паруса»; обогатить представления учащихся о художественном образе на примере образа события.
      Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; отчеты о выполнении индивидуальных заданий.
      Термины: художественный образ, образ события, пейзаж.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о теме урока, в центре которого анализ образа события — первой встречи главных героев, Ассоль и Грэя.
      II. Анализ описания первой встречи героев с чтением фрагментов и использованием вопросов 11—14 учебника.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Подготовлены ли вы были к описанию первой встречи главных героев? Стала ли эта встреча неожиданностью для вас, или после прочтения первых глав вы ждали именно этого момента?
      2. Какие описания в третьей главе настраивают читателя на то, что это будет весьма необычная встреча?
      3. Что в описании встречи Грэя с Ассоль напоминает вам о сказках? Только ли то, что герой видит «спящую красавицу»? Обратите внимание на описание природы. Какую роль в этом эпизоде играет образ «старинного дорогого кольца»? Как вы объясните выделенные в этом фрагменте слова:

      «Когда он наконец встал, склонность к необычайному застала его врасплох с решимостью и вдохновением раздраженной женщины. Задумчиво уступая ей, он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии. Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка»?

      Пятиклассники вспоминают, что Грэй пока ничего не знает об Ассоль, что разговор о ней с Меннерсом и решение, которое примет Грэй после этого разговора и второй встречи с Ассоль, еще впереди.
      4. Почему же Грэй снимает со своей руки кольцо и оставляет его Ассоль? Какое подтверждение нашли его первые эмоции в сцене второй встречи с Ассоль? Как описаны чувства Грэя в этом эпизоде?
      5. Какую роль сыграло это событие в жизни Грэя? Можно ли говорить, зная содержание только первых трех глав повести, что эта необычная встреча (Грэй дважды видел Ассоль, а она его так и не увидела) изменила что-то и в жизни Ассоль?
      6. Еще раз прочитайте финал третьей главы, вспомните ее название. Обратите внимание на название следующей, четвертой главы. Какой дальнейший ход событий можно предугадать? Почему все говорит о том, что сказка, которую рассказал Эгль, станет в скором времени реальностью?
      III. Комментированное чтение четвертой главы повести «Алые паруса» («Накануне»).
      IV. Домашнее задание: продолжить чтение повести «Алые паруса» (главы четвертая «Накануне», пятая «Боевые приготовления», шестая «Ассоль остается одна», седьмая «Алый „Секрет“»).
      Индивидуальные задания: нарисовать иллюстрации к повести «Алые паруса».

Урок 73*

Финал повести


      Задачи: подвести итоги изучения повести А. С. Грина «Алые паруса»; рассмотреть финал произведения и смысл названия повести.
      Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; чтение и анализ финала повести; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
      Термины: заглавный образ, символ.

Этапы урока

      I. Вступительная беседа о дальнейшем развитии событий в повести «Алые паруса».
      1. Как по названию глав повести можно определить примерный ход дальнейших событий?
      2. Какие события описаны в главах «Накануне» и «Боевые приготовления»?
      3. Почему шестая глава называется «Ассоль остается одна»?
      4. Какое событие становится центральным в седьмой главе «Алый „Секрет“»?
      II. Чтение и анализ финала повести «Алые паруса» (от слов «Некоторое время „Секрет“» шел пустым морем...»).
      III. Анализ заглавного образа повести «Алые паруса» с использованием вопросов 16—18 учебника.
      Попутно закрепляется понятие «символ», работа с которым началась при изучении стихотворений И. А. Бунина. Еще раз пятиклассники обращаются к определению понятия в «Кратком словаре литературоведческих терминов», пытаются найти толкование заглавного образа повести Грина. При этом можно повторить уже использовавшийся ранее вид задания — дополнить предложение «Алые паруса в повести А. С. Грина — это символ осуществленной мечты, ... , ... , ... , ... , ...» (творчества, любви, надежды, вечных странствий, прекрасного мира фантазий).
      IV. Работа с иллюстрациями к повести «Алые паруса», подготовленными пятиклассниками, может быть дополнена обсуждением иллюстрации С. Г. Бродского, помещенной на цветной вклейке учебника. Учащиеся вспоминают о том, что именно этот художник был автором проекта музея А. С. Грина в Феодосии, обращают внимание на необычное цветовое решение картины. Сопоставление черно-белого фона и ярких алых парусов подводит к разговору, который уже был задан целым рядом вопросов учебника, — о соотношении мечты и грубой реальности. Можно и поспорить с художником, намеренно выделившим символический образ алых парусов на преимущественно сером фоне. Пятиклассники же, нарисовавшие свои рисунки, видят в мире Грина множество ярких красок и редко обращаются к серому цвету.
      V. Заключительная беседа, подводящая итог изучению повести А. С. Грина «Алые паруса».
      VI. Домашнее задание: прочитать вступительную статью об А. П. Платонове.


А. П. ПЛАТОНОВ

Урок 74

Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок»


      Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детством) А. П. Платонова и особенностями его творчества.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; комментированное чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; выполнение практического задания.
      Термины: сказка-быль, заглавный образ, символ, язык художественного произведения.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя об А. П. Платонове и его произведениях, в том числе о целом ряде специально написанных им для детей сказок, рассказов (некоторые из них, возможно, уже знакомы ребятам по урокам в начальной школе).
      II. Чтение вступительной статьи о писателе и ответы на вопросы, помещенные после статьи.
      III. Комментированное чтение и анализ рассказа «Неизвестный цветок» с использованием материалов учебника, комментариев после текста рассказа, вопросов и заданий 1—4, индивидуального задания 1, обращающего к смыслу жанрового подзаголовка «сказка-быль».
      IV. Практическое задание, выполняемое учащимися по выбору:
      1) наблюдения над особенностями языка Платонова (задание 5 учебника);
      2) творческая письменная работа (индивидуальное задание 2 учебника).
      Отчеты о выполнении первого практического задания могут быть заслушаны на этом уроке, а творческие письменные работы проверены к следующему уроку.
      V. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
      VI. Домашнее задание: прочитать рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».

Урок 75*

Рассказ А. П. Платонова
«Цветок на земле»


      Задачи: расширить представления учащихся о своеобразии прозы А. П. Платонова; закрепить навыки устного ответа на вопрос с использованием цитат из художественного текста.
      Основные виды деятельности: чтение рассказа; составление вопросов к рассказу; развернутый ответ на вопрос с использованием цитат.
      Термины: рассказ, символ, язык художественного произведения.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя, готовящее пятиклассников к чтению и обсуждению рассказа «Цветок на земле»: общность тематики и идейно-эмоционального содержания этого рассказа и прочитанной ранее сказки-были «Неизвестный цветок».
      II. Чтение и анализ рассказа «Цветок на земле» по вопросам, которые в ходе урока (сразу после чтения) будет предложено составить самим учащимся. Вопросы записываются в тетрадях. При выполнении этого задания ребятам можно воспользоваться формулировками вопросов и заданий, помещенных в учебнике после рассказа «Неизвестный цветок» (или после любого другого произведения). Наиболее интересные формулировки вопросов и заданий становятся основой работы с текстом рассказа, который, возможно, тоже знаком некоторым пятиклассникам по урокам в начальной школе.
      Примерные вопросы и задания, которые заранее подготовлены учителем:
      1. Какое из событий, изображенных в рассказе, является центральным? Докажите, используя примеры из текста.
      2. От чьего имени ведется повествование? Что вы можете сказать об образе рассказчика?
      3. Перескажите эту историю от лица мальчика или от лица старика. Что изменится в этой истории? С чем это связано?
      4. Согласны ли вы с утверждением: «Мальчик рассуждает так, как уже многое повидавший на своем веку старик»? Свой ответ аргументируйте.
      III. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования, самостоятельная письменная работа, которая сдается для проверки в конце урока.
      IV. Домашнее задание: прочитать вступительную статью о С. Я. Маршаке. Индивидуальные задания: 1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений С. Я. Маршака (по выбору учащихся); 2) подготовить вопросы к викторине по творчеству С. Я. Маршака.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>