С. Я. МАРШАК
Урок 76
Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Задачи: обобщить знания пятиклассников о творчестве С. Я. Маршака; дать начальное представление о драматическом роде литературы, о его особенностях.
Основные виды деятельности: чтение наизусть; чтение вступительной статьи; выразительное чтение фрагментов пьесы-сказки по ролям; ответы на вопросы учебника; викторина.
Термины: драматическое произведение, монолог, диалог, афиша, ремарка, драматическая картина, явление, литературный род, эпос, лирика, драма, жанр. Этапы урока
I. Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Я. Маршака. Данный этап урока подготовлен работой над поэтическими произведениями С. Я. Маршака в начальной школе, основывается на знакомом учащимся материале, учитывает самостоятельную подготовку школьников к занятию.
II. Викторина по поэтическим произведениям С. Я. Маршака.
1. Назовите героев стихотворного цикла С. Я. Маршака «Детки в клетке»:
а) Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
(зебры)
б) У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
(белые медведи)
в) Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
(жираф) |
2. Блиц-турнир.
— Герою какого стихотворения в няньки приглашали утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку и кошку? (Мышонку из «Сказки о глупом мышонке».)
— Вспомните и назовите, что дама сдавала в багаж в одноименном стихотворении С. Я. Маршака. (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.)
— На какой улице жил человек рассеянный из стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»? (На улице Бассейной.)
3. Назовите стихотворения поэта.
«Желтый, / Красный, / Голубой, / Не угнаться / За тобой!» («Мяч».)
«Жили в квартире / Сорок четыре, / Сорок четыре / Веселых чижа...» («Веселые чижи») 1.
«А это пшеница, / Которая в темном чулане хранится / В доме, / Который построил Джек». («Дом, который построил Джек».)
III. Чтение вступительной статьи и ответы на вопрос 1 учебника, а также вопросы на выявление первичного восприятия пьесы-сказки:
1. О чем рассказывается в сказке С. Я. Маршака?
2. Назовите запомнившихся вам героев сказки.
3. Кто из героев и почему вызвал у вас симпатию?
4. Какие герои, как вам показалось, заслужили наказание?
IV. Чтение комментария к сказке. Учащимся можно предложить объяснить подзаголовки, с которыми выходила сказка-пьеса. Пятиклассникам также сообщается, что сказка была создана как в традиционной эпической форме, так и в драматической, предназначенной для театра. Попутно разграничиваются понятия «эпическое произведение» и «драматическое произведение». Музыку для пьесы-сказки написал Д. Д. Шостакович.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие музыкальные эпизоды, по вашему мнению, можно выделить в пьесе?
2. Вспомните и нарисуйте словами один из эпизодов сказки.
3. Вопрос 6, помещенный в учебнике.
V. Рассмотрение жанровых особенностей произведения. Учащиеся вспоминают черты литературной сказки как жанра. Обсуждение жанрового своеобразия произведения строится на основе вопросов 1—3 учебника. Рассмотрение текста пьесы-сказки позволяет сделать некоторые первоначальные выводы о своеобразии драматического рода литературы: наличие афиши (списка действующих лиц), диалогов и монологов (при отсутствии авторского повествования), деление пьесы на действия, картины, наличие кратких ремарок. Обсуждение вопросов и заданий 4, 5 учебника поможет настроить на восприятие необычного текста, понять особенности выражения авторской позиции в драматическом произведении 2.
VI. Чтение и анализ фрагментов пьесы-сказки. Словарная работа проводится при этом в процессе анализа, так как текст сказки уже знаком большинству пятиклассников, а затруднения могут вызвать лишь отдельные слова и выражения: играть в горелки, амуниция, играть туш, шапка с черной опушкой, куцых зайцев сорок штук, держава, канцлер, профессор, прокурор, гофмейстерина, муфта.
— Чтение и анализ диалога Падчерицы и Солдата (картина первая):
1. Что каждый из героев делал в лесу?
2. О какой истории рассказывает Солдат девушке?
3. Как раскрывается характер Падчерицы в первой картине?
4. Какие наблюдения помогли вам сделать выводы об образе героини?
5. Какие особенности речи характеризуют Солдата и Падчерицу?
6. Что вы узнали о юной Королеве из разговора двух героев?
— Чтение и анализ диалога Профессора и Королевы (картина вторая):
1. Как раскрывается характер Королевы в разговоре с Профессором, в ее поступках, отношении к окружающим?
2. Докажите, что Королева часто бывает не права.
3. Сопоставьте образы Падчерицы и Королевы. Чем можно объяснить разницу в их характере и поведении?
— Чтение и анализ монолога Старухи о ее отношении к Падчерице (картина третья):
1. Проиллюстрируйте на примерах из текста, как мать и дочь относятся друг к другу и к Падчерице.
2. Перечитайте ремарки третьей картины. Объясните, как через ремарки раскрывается авторская оценка происходящего, психологическое состояние героев.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Почему месяцы решили помочь Падчерице?
2. Как меняется в зависимости от ситуации поведение Старухи и ее дочери? Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и ее дочь превращены в собак, закономерен.
3. Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его заслугам.
VII. Обобщение учебного материала и подведение итогов урока. Следует остановиться на вопросе о значении творчества С. Я. Маршака для развития литературы для детей, отметить фольклорно-сказочные традиции и поучительный смысл пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», а также еще раз обратить внимание учащихся на характерные приемы создания художественных образов в драматическом произведении — монологи и диалоги.
VIII. Домашнее задание: выполнить задание 2 после вступительной статьи о С. Я. Маршаке.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1 и 3 учебника (по выбору учащихся).
Урок 77*
Заглавный образ в пьесе-сказке
Задачи: закрепить представления пятиклассников о заглавном образе и средствах его создания на примере пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; рассмотреть связь заглавного образа с другими образами в пьесе.
Основные виды деятельности: словесное рисование; характеристика заглавного образа; выразительное чтение по ролям; ответы на вопросы учебника.
Термины: заглавный образ. Этапы урока
I. Проверка домашнего задания, словесное представление учащимися одной из картин пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» с описанием костюмов, декораций, расположения действующих лиц, музыкального сопровождения.
II. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса 2, помещенного в учебнике, поиск ответа на который станет основной задачей для учащихся на этом уроке. Пятиклассникам предлагается проследить, как заглавный образ пьесы связан с ее содержанием, темой, основной идеей.
III. Выразительное чтение по ролям диалогов пьесы и их анализ:
1) Действие первое, картина первая. Фрагмент диалога Падчерицы и Солдата (рассказ Солдата о Двенадцати месяцах, увиденных его дедом в канун Нового года).
С учащимися обсуждается вопрос о том, какую роль в пьесе играет упоминание героя о Двенадцати месяцах. Читатель (зритель) готовится к предстоящим событиям, последующему действию, к тому, что в канун праздника возможно невозможное, о чем человек сохранит память как о чуде на всю жизнь.
2) Действие первое, картина первая. Диалог Января и Декабря.
Внимание учащихся обращается на вступительную ремарку, предваряющую диалог месяцев, а также на средства создания образов Декабря и Января. Можно начинать разговор и об особенностях заглавного образа в сказке. Это собирательный образ, объединяющий в себе двенадцать образов персонажей, каждый из которых обладает своим голосом в пьесе. Образы зимних месяцев создаются через ремарки и речевые характеристики (содержание разговора, интонации, отношение героев друг к другу). Пятиклассники замечают также использование писателем приема олицетворения при создании этих образов (наделение героев такими чертами и качествами характера людей, как человечность, способность понимать, трудолюбие).
3) Действие второе, картина первая. Сцена встречи и разговора Падчерицы и Двенадцати месяцев.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Что мы узнаем от месяцев о девушке?
2. Как Падчерица ведет себя в лесу?
3. Почему месяцы симпатизируют героине?
4. Как раскрываются образы месяцев?
4) Действие третье, картина первая. Сцена разговора Января и гостей, приехавших в лес за летними дарами к новогоднему столу.
Здесь важно обратить внимание на то, как в этом разговоре раскрывается мысль автора об ответственности человека за свои слова («Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»), о возвращении не только отношения, дел, но и слов бумерангом к человеку (Январь — Королева, Январь — Старуха, Январь — дочка Старухи).
5) Действие второе, картина вторая. Сцена на поляне у костра.
Здесь можно обсудить вопрос 2 учебника о том, почему пьеса названа «Двенадцать месяцев». Дополнительно предлагаются вопросы:
1. Какую символическую роль братья-месяцы играют в пьесе-сказке?
2. Что движет Мачехой, Дочкой и Королевой?
3. Почему колечко Апреля Падчерица не может променять ни на какие другие богатства?
4. Что помогает героине справляться с жизненными испытаниями и трудностями?
5. За что вознаграждена Падчерица?
6. В чем главная мысль пьесы и поучительность рассказанной писателем сказочной истории?
IV. Закрепление представлений учащихся о системе образов в пьесе-сказке. Обоснуйте следующие утверждения:
— Герои пьесы С. Я. Маршака, как и в народной сказке, традиционно делятся на положительных и отрицательных персонажей.
— В пьесе даны психологические характеристики героев, образы которых индивидуализированы, неповторимы.
— Противопоставление добра и зла в пьесе носит символический характер: идея добра и зла передается не напрямую, а через поступки персонажей.
V. Заключительное слово учителя о заглавном образе в пьесе-сказке и о смысле ее названия.
VI. Домашнее задание: придумайте или подберите загадку про один из месяцев (по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»).
Урок 78. Практикум
Монолог и диалог как средства создания образа
Задачи: обобщить представления учащихся о монологе и диалоге как средствах создания художественных образов; сформировать начальные навыки составления речевой характеристики литературного персонажа; закрепить представления учащихся об особенностях эпических, лирических и драматических произведений.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение фрагментов эпических, драматических и лирических произведений.
Термины: монолог, диалог, речевая характеристика, реплика, внутренний монолог, диалог с воображаемым собеседником, ремарка, лирика, эпос, драма. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о задачах практикума «Монолог и диалог как средства создания образа». Пятиклассники уже хорошо знакомы с диалогами и монологами как неотъемлемой частью художественных текстов и как средством создания образа литературного героя. Задача данного практикума — обобщить знания учащихся о художественной функции диалогов и монологов и продолжить знакомство со спецификой литературных родов — эпоса, лирики и драмы. В зависимости от условий работы в конкретном классе можно ограничиться примерами только из ранее изученных произведений или расширить круг чтения учащихся, привлечь фрагменты из литературных произведений, не включенных в программу.
II. Чтение раздела «Что такое речевая характеристика героя» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе.
Пятиклассники легко различают монологи и диалоги в художественном тексте. Важно показать им разницу между монологом и репликой, ввести в их активный словарь само понятие «реплика», применимое и к обычной учебной ситуации (краткий, неразвернутый ответ ученика на вопрос, требующий развернутого, монологического высказывания, или замечание по ходу урока, во время чтения, беседы, выполнения письменной работы и др.). Учащиеся записывают в тетради несколько значений этого понятия:
Реплика. 1. Ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. 2. Краткое возражение, возглас, замечание с места по поводу какого-либо выступления или зрелища. 3. Юрид. Возражение стороны на судебном процессе. 4. Театр. Элемент сценического диалога, краткая фраза или ответ на слова другого действующего лица пьесы. 5. Муз. Повторение музыкальной фразы другим голосом или в другой тональности. 6. Иск. Копия художественного произведения, сделанная самим автором.
На данном этапе урока вводится также понятие внутренний монолог. В учебнике приводится лишь один пример — внутренний монолог Лонгрена из повести А. С. Грина «Алые паруса». Учащиеся могут вспомнить и другие примеры из ранее прочитанных в этом году литературных произведений («Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя).
III. Чтение раздела «Какую роль играют монологи и диалоги в эпических, лирических и драматических произведениях» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе:
1. Найти в пьесе-сказке С. Я. Маршака ремарки: а) указывающие на место действия и его участников, б) поясняющие по ходу действия, как ведут себя персонажи, каково их настроение, с какой интонацией они произносят свои реплики.
2. Привести примеры лирических стихотворений, в которых присутствуют элементы диалога.
IV. Выполнение самостоятельной работы: а) исследовательского характера (задание 1 в конце раздела); б) творческого характера (задание 2 в конце раздела).
V. Отчеты о выполнении самостоятельной работы.
VI. Домашнее задание: выписать из первой главы повести А. С. Грина все высказывания, принадлежащие Лонгрену, распределив их на три группы: а) краткие высказывания, реплики; б) развернутые высказывания, монологи; в) внутренние монологи.
Урок 79*
Итоговый урок. Работа над речевой характеристикой героя
Задачи: закрепить навыки работы над речевой характеристикой литературного героя и цитирования; подвести итоги работы в третьей четверти.
Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы; выполнение письменной работы.
Термины: речевая характеристика, монолог, внутренний монолог. Этапы урока
I. Постановка целей урока — закрепление навыков создания устной или письменной речевой характеристики литературного героя с использованием фрагментов его высказываний.
II. Составление примерного плана речевой характеристики Лонгрена, одного из персонажей повести А. С. Грина «Алые паруса», и беседа по вопросам:
1. Что нам известно о Лонгрене? Что это за человек?
2. Много ли говорит Лонгрен? Что он предпочитает обычно — сказать или промолчать?
3. Вспомните первые слова, которые произносит герой в начале повести. Почему после этого вопроса он очень долго ничего не говорит или предпочитает отделаться краткими ответами («Да», «Нет», «Помаленьку» и т. п.)?
4. Какие слова и как произносит Лонгрен в сцене с Меннерсом? Почему здесь используются восклицательные знаки?
5. Почему только для Ассоль Лонгрен не жалеет слов? О чем он рассказывает дочери? Можно ли утверждать, что он прекрасный рассказчик? Докажите примерами из текста.
6. Какие высказывания Лонгрена характеризуют его как человека скрытного и даже мрачного, но доброго и эмоционального? («Черную игрушку я сделал, Ассоль...»; «Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут».)
7. Приведите примеры внутреннего монолога Лонгрена. Как этот монолог характеризует героя?
8. Какой вывод можно сделать о Лонгрене на основе того, что и как он говорит? Как автор относится к этому герою? Разделяете ли вы авторскую оценку Лонгрена?
III. Выполнение письменной работы «Речевая характеристика Лонгрена».
IV. Чтение фрагментов из работ учащихся, замечания и комментарии учителя.
V. Подведение итогов работы в третьей четверти.
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Урок 80*
Резервный урок
Урок 81
Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными произведениями литературы о Великой Отечественной войне; расширить представления учащихся об образе исторического события; показать своеобразие звучания и особую значимость произведений на военную тему в формировании гражданского сознания и нравственных чувств.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворения; устные сообщения; устное словесное рисование; прослушивание песен военной тематики; беседа по вопросам учебника.
Термины: военная лирика.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о литературе периода Великой Отечественной войны, о развитии принципов правдивого изображения человека, оказавшегося в сложных условиях военного времени. Особое внимание уделяется воссозданию лейтмотива памяти на уроке, активному включению учащихся в работу.
II. Проверка домашнего задания — сообщения учащихся об истории Великой Отечественной войны, о примерах героизма детей на этой войне.
III. Выразительное чтение учителем стихотворения Д. Самойлова «Сороковые» с целью погружения пятиклассников в атмосферу того времени. В канун праздника Победы целесообразно напомнить и об известной песне А. В. Александрова на слова В. И. Лебедева-Кумача «Священная война» (1941). Содержавшийся в ней призыв был услышан и подхвачен всей страной. На фронт отправлялись не только взрослые, но и подростки, которые тоже многое сделали для победы, в том числе и в тылу врага, и в партизанских отрядах. Внимание пятиклассников обращается на название песни: «Священная война».
IV. Чтение вступительных статей учебника «Образы детей в военной прозе», «Александр Трифонович Твардовский».
V. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Рассказ танкиста» с использованием вопросов 1—5 учебника, а также дополнительных вопросов и заданий:
1. Почему стихотворение называется «Рассказ танкиста»? Обратите внимание на название стихотворения. (Рассказ — повествование о значимом событии, эпизоде, который герой не забудет никогда. Указание на вид войск, образ героя-повествователя в лирическом произведении, обращение к мотиву воспоминания придает эпический характер и реалистичность описанной ситуации.)
2. Нарисуйте словами образ танкиста. Обратите внимание на эмоциональное состояние героя в момент боя и спустя годы при воспоминании о встрече с мальчишкой.
3. О чем рассказывает танкист? Выделите основные образы стихотворения. (Образ боя; образ мальчишки, выбивающийся из картины боя, не сочетающийся с войной, противостоящий ей; собирательный образ детей военной поры.)
4. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они играют в передаче эмоционального содержания стихотворения? (Внешний (детский) облик героя призван контрастно подчеркнуть внутреннюю силу подростка.)
В процессе анализа стихотворения необходимо обратить внимание на нелегкую судьбу тех, чья жизнь совпала с годами военных лишений, а также на приемы изображения войны, речевую характеристику героев, ритмическую организацию стихотворения, способы выражения авторской позиции.
VI. Беседа обобщающего характера об изображении подростка в стихотворении о войне, авторской позиции, образе лирического героя:
1. Почему мальчик стремится на фронт, хочет воевать?
2. С какой целью в стихотворении поэт использует прием взгляда издалека? (Поэту важно представить чувства героя-повествователя, воспоминания которого передают значимость совершенного подростком героического поступка.)
3. В чем причина того, что танкист так и не узнал имени героя?
Пятиклассники приходят к мысли о том, что подвиги мальчишек в условиях военных действий были во многом нормой поведения. Таких мальчишек были тысячи. Не случайно стихотворению Твардовского созвучно стихотворение К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...».
VII. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Индивидуальные задания: подготовить сообщение о В. П. Катаеве (на основе вступительной статьи учебника и дополнительной литературы).
Урок 82
Повесть В. П. Катаева «Сын полка»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества В. П. Катаева и начать чтение повести «Сын полка»; дать исторический комментарий к повести.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение первых глав повести; беседа по вопросам учебника.
Термины: повесть, повествователь. Этапы урока
I. Постановка целей урока — продолжение разговора об образах детей в литературе периода Великой Отечественной войны, знакомство с историей создания повести В. П. Катаева, созданной, как и стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста», на основе реальных событий военного времени.
II. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» (проверка домашнего задания).
III. Устные сообщения учащихся о В. П. Катаеве (отчеты о выполнении индивидуального задания).
Дополнительная информация для учащихся:
Катаев очень рано научился читать, читал очень много. В тринадцать лет он напечатал в газете свое первое стихотворение «Осень». Интересно, что литературой увлекся и его брат Евгений (в последующем известный писатель, вместе с Ильей Ильфом написавший знаменитые романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»).
В 1936 году была опубликована самая известная повесть Катаева, названная по первой строке стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Белеет парус одинокий». Ее главные герои — мальчики Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко, ставшие не просто свидетелями, но и участниками революционных событий.
Катаев в 1940 году написал сказки «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик», которые стали очень популярными среди самых маленьких читателей. По этим сказкам были сняты мультфильмы.
IV. Чтение учителем первых глав повести «Сын полка».
V. Знакомство с комментариями к повести, помещенными в учебнике. Дополнительную информацию можно использовать на этом и последующих уроках с тем, чтобы подготовить учащихся к разговору о смысле названия повести и об обобщенном значении образа главного героя — Вани Солнцева.
Вряд ли необходимо углубляться в историю прототипов Вани Солнцева, в которой много спорного. Судьба одного из них — Исаака Платоновича Ракова, жившего в Одессе, сложилась не столь счастливо, как у Вани Солнцева (об этом режиссер В. Балаян снял документальный фильм «Тот самый Ваня Солнцев», 2004).
VI. Домашнее задание: 1) прочитать главы 1—10 повести «Сын полка»; 2) выполнить задание 6 после текста повести. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5, 6 учебника (к уроку внеклассного чтения).
Урок 83
Образ Вани Солнцева
Задачи: формировать навыки работы с большим по объему художественным текстом.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа о литературном герое.
Термины: образ персонажа, «говорящая фамилия». Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о теме урока и основной цели — подготовить рассказ о главном герое повести Ване Солнцеве.
II. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» (проверка домашнего задания).
III. Беседа об образе Вани Солнцева с использованием вопросов 1—4 учебника.
IV. Пересказы наиболее запомнившихся учащимся эпизодов с чтением отдельных фрагментов.
V. Работа с текстом повести, выбор фрагментов для рассказа о Ване Солнцеве:
— Описание сонного мальчика в окопе (конец главы 1).
— Информация о мальчике от сержанта Егорова (глава 3).
— Разговор капитана Енакиева и сержанта Егорова об имени и фамилии мальчика (глава 3).
— Ваня в палатке разведчиков (начало главы 4).
— Состояние Вани Солнцева после объявления приказа капитана Енакиева (конец главы 4).
— Бегство Вани от Биденко (главы 6 и 7).
VI. Составление письменного плана рассказа о Ване Солнцеве:
1. История Вани Солнцева.
2. Описание внешности мальчика (в окопе и в палатке разведчиков).
3. Черты характера мальчика, проявившиеся в прочитанных эпизодах повести. (Мечта остаться с разведчиками, упорство в достижении цели — добиться встречи с капитаном Енакиевым.)
4. Отношение разведчиков к Ване.
5. Отношение автора к главному герою. (Причина выбора имени и фамилии, описания портрета мальчика и его поступков).
VII. Заключительная беседа о главном герое повести «Сын полка» и об отношении автора к своему герою, а также о том, какова эмоциональная реакция учащихся на события, описанные в прочитанных главах повести (самый печальный эпизод, самый смешной эпизод, самый напряженный момент в развитии событий).
VIII. Домашнее задание: 1) прочитать повесть «Сын полка»; 2) выполнить задания 8, 9 учебника.
Урок 84
Смысл названия повести
Задачи: закрепить навык составления вопросов по тексту литературного произведения; расширить представление о заглавном образе литературного произведения и об обобщающем значении художественного образа.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; чтение по ролям; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: заглавный образ. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о теме урока, которая может основываться как на материале прочитанных учащимися десяти первых глав повести, так и с учетом того, что в классах с углубленным изучением литературы пятиклассники познакомятся с полным текстом произведения.
II. Проверка домашнего задания (вопрос 8 после текста повести), чтение фрагментов повести, в которых описаны военные действия.
III. Чтение по ролям диалога Вани Солнцева и ефрейтора Вознесенского (глава 8, от слов «Ваня молчал...» до слов «И тогда у Вани явилась мысль идти добиться до какого-нибудь самого главного начальника и пожаловаться на капитана Енакиева»).
IV. Беседа о смысле названия повести «Сын полка» на основе индивидуального задания 3, помещенного после текста повести, а также комментариев к произведению.
V. Письменная работа по тексту повести «Сын полка», составление вопросов по содержанию произведения, адресованных одноклассникам.
VI. Устные ответы на вопросы по тексту повести, составленные одноклассниками, например:
1. Почему мальчика взяли в первую разведку, получив задание проникнуть в тыл врага?
2. В чем состояла задача Вани в первой разведке? Как он выполнил свою задачу?
3. Какие знаки оставил Ваня разведчикам после того, как попал в руки к немцам?
4. Чего больше всего хотелось Ване в разведке? Только ли быть простым проводником?
5. Что выдало Ваню в сцене допроса?
6. Как вел себя мальчик на допросе?
7. Что помогло Ване выбраться из блиндажа, в котором его заперли немцы?
VII. Заключительное слово учителя о дальнейшей судьбе героя повести и судьбах многих реальных мальчиков, которые стали участниками войны в совсем юном возрасте (многие из них получили военные награды, многие стали офицерами).
VIII. Домашнее задание: 1) прочитать стихотворение К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...»; 2) подготовить рассказ об одном из героев произведений художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5, 6 учебника (по выбору учащихся).
Урок 85*
Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне
Задачи: расширить круг чтения пятиклассников; познакомить учащихся с литературными произведениями, в которых описаны события Великой Отечественной войны.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; рассказы учащихся о событиях военного времени и участниках Великой Отечественной войны; представление фотографий и прослушивание песен военного времени.
Термины: художественная литература, документальная литература, мемуары. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне в русской литературе, живописи, музыке и кинематографе. Воспоминания о событиях военного времени отражены в художественной и документальной литературе, в мемуарах участников, ветеранов войны. Напоминания о войне — многочисленные памятники героям, павшим в боях за Родину.
II. Демонстрация фотографий мемориальных комплексов, известных памятников советским солдатам (Могила Неизвестного Солдата в Москве; Пискаревское кладбище в Петербурге; Мамаев курган в Волгограде; памятник советскому солдату в Трептов-парке в Берлине и др.).
Учащиеся записывают в тетрадях значение двух родственных слов, связанных с понятием память:
Мемуары (от латинского слова memoria — память, воспоминание) — разновидность документальной литературы, повествование о событиях и людях, современником которых был автор записей.
Мемориал (от лат. memorialis — памятный) — архитектурное сооружение, служащее для увековечения памяти кого-либо; спортивное соревнование в память выдающихся спортсменов; записи, дневник (устар.).
III. Выразительное чтение стихотворений о Великой Отечественной войне («Майор привез мальчишку на лафете...» К. М. Симонова и др.) и прослушивание песен военного времени (например: «Катюша» М. И. Блантера на стихи М. В. Исаковского, «В землянке» К. Я. Листова на стихи А. А. Суркова и др.).
IV. Рассказы учащихся о событиях военного времени и об участниках Великой Отечественной войны с использованием семейных воспоминаний, писем и фотографий военного времени.
V. Рассказы учащихся о героях произведений, посвященных Великой Отечественной войне, и взаимные рекомендации книг и кинофильмов о войне.
VI. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью о В. П. Астафьеве; 2) выполнить задание 1 после статьи о писателе.
В. П. АСТАФЬЕВ
Урок 86
Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Задачи: расширить представления учащихся о произведениях с автобиографической основой на примере истории создания рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»; закрепить навык анализа образа персонажа; развивать навыки выразительного чтения, пересказа и составления плана.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; составление развернутого (сложного) плана рассказа; пересказ; выразительное чтение фрагментов рассказа; составление характеристики героя.
Термины: автобиографическое произведение. Этапы урока
I. Слово о В. П. Астафьеве, новом для учащихся авторе, можно начать с разговора о малой родине писателя. Сообщения учащихся по биографии писателя (вопрос 1 учебника) будут обобщены при последующем чтении вступительной статьи. Обсуждение вопроса 2 учебника поможет увидеть, насколько осмысленно воспринято пятиклассниками слово о писателе. В тетрадях могут быть записаны названия рассказов В. П. Астафьева для детей: «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Монах в новых штанах», «Васюткино озеро», «Удар сокола», «Зачем я убил коростеля?» и др.
II. Знакомство с историей создания рассказа «Васюткино озеро». Здесь важно продумать переход от разговора о личности писателя к понятию «автобиографическое произведение». Комментарий к рассказу может прозвучать на уроке в исполнении учителя, чтобы учащиеся могли лучше представить себе ситуацию, ощутить волнение будущего писателя, реакцию на высокую оценку его школьного сочинения.
III. Чтение и анализ рассказа. Работа с текстом строится на перечитывании и обсуждении эпизодов рассказа: «Озеро на карте», «Бригада Григория Афанасьевича Шадрина», «Скучное житье Васютки», «Диалог Васютки и матери», «Встреча с кедровкой», «Глухарь», «Васютка заблудился», «Ужин у костра», «Таежная ночь», «Озеро в лесу», «Бот „Игарец“», «Дома», «Васюткино озеро». С учащимися рассматриваются вопросы 2—7 учебника. Дополнительно пятиклассникам задаются вопросы к эпизодам. Цель данных вопросов — обратить внимание учащихся на жизнь людей в Заполярье, суровые законы таежного леса, становление характера героя рассказа, картины сибирской природы. Рассказ Астафьева позволяет увидеть человека и природу во взаимодействии и показывает ту ответственность, которую несет человек перед природой.
При анализе эпизодов рассказа важно выделить образ не только Васютки, но и Васюткиного дедушки («О чем сетует дедушка Афанасий?»), образы рыбаков («Почему приуныли рыбаки?»), образы матери и отца Васютки («В чем проявляется переживание близких людей за Васютку?»), образ дяденьки Коляды. Анализ чувств Васютки и других героев рассказа поможет лучше понять замысел автора, изображаемые им характеры, отношения между героями, их мысли и переживания.
Далее следует обращение к индивидуальному заданию 1, посвященному авторской позиции и образу рассказчика.
IV. Составление плана к пересказу фрагмента рассказа «Васютка в лесу». При этом отрабатывается умение отбирать материал, формулировать содержание высказывания, с учащимися ведется подготовительная работа к монологическому высказыванию.
V. Работа в группах по индивидуальному заданию 3: словесное рисование избы, в которой живет Васютка. Учащиеся обсуждают в микрогруппах свои представления о крестьянской избе (учитывая время и место действия), рисуют образ дома героя. От группы выступает один из ее участников. Пятиклассникам предлагается выслушать каждого члена группы и подготовиться с учетом услышанного к словесному представлению образа заполярного дома. Для организации работы можно предложить следующие вопросы:
1. Где жил Васютка и его родители?
2. Какие детали дома Васютки говорят о: а) его местоположении; б) близости тайги; в) близости Енисея; г) суровом климате?
3. Какие предметы обихода раскрывают уклад жизни в Васюткиной семье? Найдите и перечитайте описание дома Васютки.
VI. Домашнее задание: ответить устно на вопросы 8, 9 учебника.
Урок 87
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Задачи: показать особенности изображения человека и природы в рассказе; дать начальное представление о пейзаже в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов рассказа; проверка понимания содержания рассказа; ответы на вопросы; литературная игра по вариантам.
Термины: идейное содержание, пейзаж. Этапы урока
I. Сообщение темы урока и основных направлений предстоящей на нем деятельности поможет настроить учащихся на продолжение работы, которую можно начать с обращения к краткому содержанию сюжета и обобщения основных проблем, поставленных в рассказе. Для этого учащимся предлагаются вопросы активизирующего характера:
1. Зачем Васютка пошел в лес?
2. О каких таежных законах напоминает Васютке мать?
3. Когда и как герой понимает, что заблудился?
4. Как повел себя Васютка, осознав, что потерял дорогу домой?
5. Какая ночь была самой тяжелой для героя в лесу и почему?
6. Что помогло Васютке выйти на берег Енисея?
II. Проверка домашнего задания (вопрос 8 учебника), пересказ одного из эпизодов рассказа, в котором показано, как мальчик преодолевал в себе страх и отчаяние. На данном этапе урока будет продолжена работа по тексту над образом Васютки:
1. Литературное соревнование. Записать по вариантам: а) 1-й вариант — знания; б) 2-й вариант — умения, которые помогли герою в лесу.
При проверке результатов следует обратить внимание учащихся на вопросы:
1) Откуда человек получает знания? (Из поколения в поколение передаются от старших к младшим знания, умения, опыт.)
2) В процессе чего человек овладевает умениями? (Только в процессе практической деятельности, используя полученные знания на практике.)
2. Обсуждение вопроса о том, какими качествами характера и личностными особенностями необходимо обладать человеку, чтобы, подобно герою, не потерять самообладания, спастись в сложной ситуации. (Вера в свои силы, решительность, умение осмыслять и анализировать происходящее, знания, способность совладать с волнением, размышлять и др.)
Важно обсудить также уменьшительную форму имени героя; отметить не просто желание, а необходимость вести себя, как взрослому, в лесу; обратить внимание ребят на то, что в финале рассказа дедушка Афанасий назовет внука уже не Васютка, а Васюха.
3. О ком и почему вспоминает Васютка, оказавшись один в тайге? (О семье, учительнице, других близких ему людях. Человеку, находящемуся вдали от дома, необходима поддержка близких и значимых для него людей, связь с домом, вера в то, что его любят и ждут.)
III. Работа с текстом рассказа будет продолжена по вариантам. Учащимся предлагается найти, прочитать и прокомментировать эпизоды, связанные:
— с взаимодействием Васютки с другими людьми: отцом, членами отцовской бригады, матерью, дедушкой, дяденькой Колядой, пассажирами на теплоходе (пятиклассникам предлагается подумать о том, какие мысли, чувства, отношения раскрываются в данных эпизодах);
— с взаимодействием героя с тайгой (Васютка в лесу ведет себя как настоящий охотник; заблудившись, он старается не потерять надежды, не поддаться панике, действовать; герой разговаривает с обитателями тайги; он наблюдателен, хорошо знаком с флорой и фауной своей местности, знает о том, как должен человек вести себя на природе);
— с изображением природы в рассказе (анализ пейзажных зарисовок «Короткая августовская ночь в Заполярье», «Тайга... тайга...»).
Учащимся предлагается подумать над следующими вопросами:
1. Какую роль в рассказе играет пейзаж?
2. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания пейзажа?
В тетрадях записывается определение понятия: «Пейзаж (от французского слова paysage — страна, местность) — изображение картин природы, а в более широком смысле — окружающей обстановки, в которой разворачивается действие».
Учащиеся подводятся к выводу о роли пейзажа в художественном произведении (изображение места действия; передача чувств, состояния героя, раскрытие происходящих с ним событий).
IV. Заключительная беседа об идейном содержании рассказа. На завершающем этапе урока важно дать возможность учащимся высказать свои суждения по поводу прочитанного. Пятиклассникам предлагаются вопросы:
1. Чему учит рассказ В. П. Астафьева?
2. Что понимаешь, когда читаешь рассказ писателя?
В классе с углубленным изучением литературы необходимо обратиться также к рассмотрению особенностей авторского повествования, выполнению индивидуального задания 1 (внутренняя речь героя, обращение героя к флоре и фауне, образ рассказчика-повествователя, описания, сравнения, использование глаголов, местные выражения, областная и профессиональная лексика), композиционному построению рассказа (описание озера, названного в честь Васютки, окаймляет повествование).
V. Домашнее задание: 1) прочитать рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 4 учебника; записать и оформить на основе рассказа В. П. Астафьева и жизненного опыта перечень таежных правил (по выбору учащихся).
Урок 88*
Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Задачи: формировать устойчивый интерес к художественной литературе; развивать навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; ответы на вопросы; представление читательского дневника; сопоставление произведений на сходную тему.
Термины: рассказ, повествователь, авторская позиция. Этапы урока
I. Вступительное слово об уроке внеклассного чтения и о его основных задачах. При подготовке к занятию важно создать особую атмосферу ожидания и интересоваться, как идет подготовка к уроку внеклассного чтения. Можно накануне провести краткий анонс предстоящего урока, подготовить учащихся к ситуации разговора о самостоятельно прочитанном ими рассказе В. П. Астафьева, организовать оформление дневника чтения 3.
II. Представление темы и целей урока. Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» входит в сборник писателя «Затеси», в комментариях к которому автор писал: «В любом возрасте у человека, тем более у творческого, есть желание запомнить и рассказать доверительно, в узком кругу, увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы, дорожные впечатления, мимолетные разговоры, просто поделиться интересной мыслью, мелькнувшей или застрявшей в голове, быть может, и интересной-то лишь одному автору, надеясь при этом, что если тебя не поймут, то хотя бы внимательно выслушают».
Небольшие по форме, емкие и глубокие по содержанию рассказы писателя представляют собой доверительный разговор с читателем о наболевшем, волнующем. Об одном из таких рассказов и пойдет речь.
III. Обмен впечатлениями о прочитанном, чтение фрагментов из читательских дневников.
IV. Выразительное чтение рассказа «Зачем я убил коростеля?» по вопросам:
1. О каком эпизоде в своей жизни не может забыть герой?
2. Какие чувства испытывает рассказчик, решивший догнать коростеля?
3. Почему герою становится жалко птицу? Найдите детали описания коростеля, передающие беспомощность и беззащитность дергача.
4. Используя дополнительные материалы и текст рассказа, объясните, чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных) птиц.
5. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?
6. Прочитайте финал рассказа. Подумайте, почему герой не может забыть давний случай.
V. Выразительное чтение учителем эссе журналиста В. Пескова:
«Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его „долота“. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать.
В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.
Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на проталину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
— Зачем?
— А просто так... — Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые берданки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»
VI. Сопоставительный анализ идейного содержания рассказа В. П. Астафьева и эссе В. Пескова. Учащимся предлагается подумать над тем, что сближает и что различает данные произведения.
Сопоставительный анализ предполагает сравнение произведений по сходству и различию. Важно обратить внимание на несколько разные позиции рассказчиков. В рассказе Астафьева герой-рассказчик вспоминает о случае сорокалетней давности, забыть который ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой. Он не призывает в открытую что-то менять в себе, но его история-исповедь, образ погибшей птицы и нас делают соучастниками той давней истории героя. В эссе В. Пескова рассказчик призывает людей и общество задуматься о ставших нормой жизни равнодушии, жестокости и черствости, о нехватке ответственности и сочувствия в нашей жизни.
VIII. Обобщение и выводы. Учащимся предлагается задуматься над такими вопросами:
1. Какую роль играет природа в жизни человека и общества?
2. В чем причина грубого вмешательства человека в жизнь природы? Каковы возможные последствия этого вмешательства?
Урок можно закончить высказыванием В. П. Астафьева, который писал: «Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в темную, беспробудную яму?..»
IX. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос, используя жизненный и читательский опыт: «Как взаимосвязаны жизнь человека и природы?»
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Урок 89
Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»
Задачи: расширить круг чтения учащихся за счет произведений писателей-анималистов; познакомить пятиклассников с отдельными фактами биографии и творчества Э. Сетона-Томпсона.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение фрагментов рассказа; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
Термины: писатель-анималист. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о художественной литературе, посвященной животным, о писателях-анималистах и об образах животных в литературных произведениях (на основе материалов вступительной статьи учебника). Учащимся можно представить примерный план изучения темы «Образы животных в произведениях мировой литературы» и уже на первом уроке начать подготовку к уроку внеклассного чтения по этой теме, на котором пятиклассники могут поделиться впечатлениями от самостоятельно прочитанных книг, рассказать о своих любимых литературных произведениях, посвященных животным.
II. Рассказ учителя о биографии и творчестве Э. Сетона-Томпсона с представлением фотографий и рисунков писателя. В учебнике дана лишь краткая информация о Сетоне-Томпсоне (это не монографическая тема, а часть обзора), однако ее можно дополнить такими, например, фактами:
Он был необычайно одаренным человеком. Учителя хвалили его и называли самым способным учеником. Уже в шестилетнем возрасте мальчик всерьез стал интересоваться природой и рисованием, начал вырезать из дерева фигурки зверей. Позднее появился дневник наблюдений. К концу жизни скопилось пятьдесят толстых томов в кожаных переплетах.
Уже в детстве Сетон-Томпсон демонстрировал не только способности, но и упорство в достижении целей. Однажды он увидел в магазине дорогую книгу «Птицы Канады» и решил купить ее во что бы то ни стало. Мальчик, чтобы собрать деньги, продал своих кроликов, помог перенести дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и занимался рубкой дров, зарабатывая деньги. Он купил книгу. «Я был на седьмом небе от счастья», — написал позднее Сетон-Томпсон в своей автобиографии.
Желание сына стать естествоиспытателем не разделял отец, однако юноша настойчиво стремился к своей цели: «...я пошел своей собственной тропой, не зная и не спрашивая никого, была ли это лучшая дорога. Я знал только одно: это была моя дорога».
III. Чтение рассказа «Королевская аналостанка» учителем и учащимися (часть «Жизнь первая»).
IV. Знакомство с комментариями к рассказу и краткая беседа, выявляющая особенности восприятия и понимания произведения учащимися:
1. Знакомы ли вы были до этого с произведениями Сетона-Томпсона? Какие рассказы писателя вы читали?
2. Каковы ваши первые впечатления от рассказа «Королевская аналостанка»?
3. Догадываетесь ли вы о том, что ждет главную героиню рассказа в последующем?
4. Где происходит действие рассказа? Найдите ответ на вопрос в комментариях к произведению.
V. Домашнее задание: 1) прочитать рассказ «Королевская аналостанка»; 2) выполнить задание 3 учебника.
Индивидуальные задания: выполнить задания 4, 5, 7 учебника (по выбору учащихся).
Урок 90
Образы животных и образы людей в рассказе
Задачи: закрепить представления учащихся об образах животных и образах людей в литературе; формировать навык краткого ответа на вопрос о собственных впечатлениях от прочитанного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; устные пересказы; беседа по вопросам учебника.
Термины: образ человека, образ животного. Этапы урока
I. Проверка домашнего задания (задание 3 после текста рассказа Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»), обсуждение названий частей рассказа, подобранных учащимися, и краткие пересказы (последовательно пересказываются части «Жизнь первая», «Жизнь вторая», «Жизнь третья», «Жизнь четвертая»).
II. Выразительное чтение фрагментов рассказа и отчеты о выполнении индивидуальных заданий (вопросы 4, 5, 7 после текста рассказа). Учащиеся читают фрагменты «Диалог черного и рыжего котов» и «Поездка Королевской аналостанки в загородный дом», а также выбранные ими примеры необычного использования эпитетов, сравнений в тексте рассказа с целью передать необычное восприятие мира кошкой (например, описание приближающегося поезда).
III. Беседа об образах животных и образах людей в рассказе, основанная на вопросах 1, 2, 6, 8 после текста рассказа.
IV. Заключительная беседа о мире животных в рассказах Э. Сетона-Томпсона:
1. Заинтересовали ли вас рассказы Э. Сетона-Томпсона?
2. Захотелось ли вам прочитать другие рассказы писателя?
3. Как вы думаете, почему рассказ «The Slum Cat», т. е. в дословном переводе «трущобная кошка», в русском переводе назван «Королевская аналостанка»?
4. Какие названия рассказов писателя вас особенно заинтересовали? Вслушайтесь в эти названия: «Бинго», «Чинк», «Снап», «Мустанг-иноходец», «Арно», «Серебряное пятнышко», «Домино». Как вы думаете, каким животным посвящены эти рассказы?
V. Домашнее задание: прочитать один из рассказов Э. Сетона-Томпсона и написать отзыв о нем (задание к уроку внеклассного чтения).
Урок 91
Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес»
Задачи: познакомить учащихся с биографией Ю. П. Казакова и его рассказом «Арктур — гончий пес»; формировать навыки выразительного чтения прозаического текста.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника.
Термины: образ рассказчика, образ автора. Этапы урока
I. Вступительное слово о теме и основной цели урока — познакомиться с отдельными фактами биографии Ю. П. Казакова и рассказом «Арктур — гончий пес», произведением о животном, чья судьба, как и судьба Королевской аналостанки, вызывает не только сочувствие пятиклассников, но и восхищение.
II. Рассказ учителя о писателе Ю. П. Казакове на основе материалов учебника и дополнительных источников. Особое внимание следует обратить на факты биографии писателя, связанные с его интересом к жизни Русского Севера. Последние годы жизни Казаков провел на подмосковной даче в Абрамцеве. Будучи тяжело больным, он снова рвался на Север: «Хочу поехать на пароходе. Можно бродить ночью по палубе. Говорить с вахтенными матросами, слушать машину. Можно проснуться на рассвете от тишины, — потому что стоишь возле пристани у какой-нибудь деревеньки, — и жадно увидеть и увести с собой какую-нибудь подробность. Чтобы потом вспомнить...»
III. Чтение рассказа «Арктур — гончий пес» учителем и учащимися (главы 1—3).
IV. Домашнее задание: прочитать рассказ «Арктур — гончий пес».
Урок 92
Образ Арктура
Задачи: перечитать наиболее запомнившиеся учащимся фрагменты рассказа; формировать навык выявления способов выражения авторской позиции в произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника.
Термины: образ животного, образ автора. Этапы урока
I. Вступительная беседа о рассказе «Арктур — гончий пес», обмен мнениями о прочитанном:
1. Какие эмоции, чувства вызвал рассказ? Что больше всего в нем запомнилось? Свой ответ проиллюстрируйте примерами из текста.
2. Какие фрагменты рассказа вы хотели бы еще раз перечитать?
II. Чтение фрагментов рассказа, выбранных учащимися, а также подбор фрагментов, которые нашли отражения в иллюстрациях к рассказу, помещенных в учебнике.
III. Беседа об образе Арктура с использованием вопросов 1—7 учебника и дополнительных вопросов к иллюстрациям:
1. Таким ли вы себе представляли Арктура? Найдите описания Арктура в тексте рассказа.
2. Кто из художников-иллюстраторов, на ваш взгляд, лучше всего передал характер героя, которому автор дал такое «звездное» имя — Арктур?
В ходе беседы важно вновь вернуться к вопросу о том, как автор проявляет свое отношение к главному герою: 1) через выбор имени, 2) используя описания пса («гона Арктура»), 3) прямые оценки повествователя (в том числе и его финальная фраза о том, что «никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды»).
IV. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, в том числе результатов проверки техники и выразительности чтения, которую можно провести на последних уроках текущего учебного года.
V. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос 7 учебника.
Индивидуальные задания: написать рассказ для сборника «Животные-герои».
Урок 93
Урок внеклассного чтения по произведениям о животных
Задачи: формировать читательские интересы учащихся; развивать навыки устного рассказа о заглавном образе и письменного отзыва о прочитанном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; конкурс литературных кроссвордов; рассказы о своих любимых животных и образах животных в литературных произведениях; отзывы о прочитанных произведениях.
Термины: заглавный образ, письменный отзыв. Этапы урока
I. Постановка целей урока внеклассного чтения. Ребята должны проявить эрудицию, начитанность, умение представить любимого героя литературного произведения, дать устный отзыв о произведении, заинтересовать своими рассказами одноклассников.
II. Краткие сообщения учащихся о писателях-анималистах (например, о Дж. Даррелле, Д. Адамсоне и др.) с представлением их книг, иллюстраций к их произведениям.
III. Отзывы учащихся о наиболее понравившихся им произведениях о животных и рассказы о любимых героях этих произведений с выразительным чтением фрагментов произведений.
IV. Разгадывание кроссворда «Мир животных в произведениях русских и зарубежных писателей». Из составленных пятиклассниками кроссвордов отбираются (возможно, заранее) два наиболее удачных. Авторы рисуют их на доске. Эта работа проводится в форме своеобразного соревнования между рядами.
V. Подведение итогов работы учащихся на уроке. Самым активным участникам конкурсов можно заранее приготовить небольшие призы: книги, фотографии и календари с изображением животных и др.
VI. Домашнее задание: подготовиться к работе над письменным отзывом.
Урок 94*
Письменный отзыв с использованием цитат
Задачи: закрепить навыки создания письменного отзыва о литературном произведении и цитирования.
Основные виды деятельности: подбор цитат из произведения; самостоятельная письменная работа.
Термины: письменный отзыв, цитата (полная и неполная). Этапы урока
I. Постановка цели урока, подготовка к выполнению самостоятельной письменной работы.
II. Подбор необходимых цитат для письменного отзыва, работа с закладками в тексте.
III. Выполнение самостоятельной письменной работы: а) чернового варианта; б) чистового варианта.
Урок 95. Практикум
Тема и идея литературного произведения
Задачи: обобщить представления учащихся о теме и идее литературного произведения; сформировать первоначальные навыки характеристики тематики и идейного содержания произведения.
Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение лирических стихотворений.
Термины: тема, идея, тематика, идейно-эмоциональное содержание. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о задачах практикума «Тема и идея литературного произведения», на котором вводятся на первый взгляд не самые сложные теоретические понятия, однако в действительности характеристика тематики и идейного содержания произведения представляет не меньшие, а, пожалуй, даже большие трудности, чем определение стихотворного размера или способа рифмовки. На данном уроке-практикуме мы впервые переходим к обобщениям, связанным не с анализом особенностей художественной формы произведения, а с рассмотрением его художественного содержания. Это, в сущности, конечная цель анализа литературного произведения. Однако в 5 классе можно говорить лишь о формировании начальных представлений о художественном содержании. Пятиклассники имеют слишком незначительный жизненный и читательский опыт, отмечают и воспринимают лишь отдельные формы проявления авторского сознания в тексте, не всегда анализируют подтекст и не могут в полной мере опереться на биографический, исторический и культурный контекст (вступительные статьи и комментарии к произведениям лишь отчасти помогают им в этом).
II. Чтение раздела «Что такое тема литературного произведения» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе.
III. Чтение раздела «Как охарактеризовать тематику произведения» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе.
IV. Чтение раздела «Что такое идея литературного произведения» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе.
V. Чтение раздела «Как охарактеризовать идейное содержание произведения» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе.
VI. Домашнее задание: подобрать стихотворения, посвященные теме природы.
Урок 96*
Тема природы в художественной литературе
Задачи: закрепить представления учащихся об особенностях тематики и идейно-эмоционального содержания литературного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; письменный рассказ о тематике произведения.
Термины: тема, идея, тематика, идейно-эмоциональное содержание. Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о задачах урока и о том, как охарактеризовать тематику произведения.
II. Подготовка к выполнению самостоятельной письменной работы, уточнение выбора примеров, повторение примерного плана анализа тематики литературного произведения.
III. Написание самостоятельной письменной работы.
ЖАНР РАССКАЗА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Урок 97
Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини»
Задачи: обобщить представления учащихся о жанре рассказа; познакомить пятиклассников с отдельными фактами биографии и творчества А. Конан Дойля и историей создания образа сыщика Шерлока Холмса; показать особенности детективных рассказов на примере рассказа «Камень Мазарини».
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; демонстрация фотографий, слайдов, иллюстраций к произведениям; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника.
Термины: рассказ, детективный рассказ, образ персонажа, образ события, образ предмета, заглавный образ. Этапы урока
I. Вступительная беседа о жанре рассказа на основе материалов вступительной статьи и предшествующего читательского опыта пятиклассников.
1. Что положено в основу всякого рассказа? Обратите внимание на название жанра.
2. Чем отличается рассказ от других повествовательных (эпических) произведений: повести и романа, литературной сказки?
II. Рассказ о биографии и творчестве А. Конан Дойля с использованием материалов учебника и дополнительных источников. Возможна организация заочной экскурсии в музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне (такую экскурсию можно провести при помощи материалов сайта музея: (www.sherlock-holmes.co.uk).
III. Чтение и анализ рассказа «Камень Мазарини» с использованием вопросов 1—5 учебника.
IV. Заключительное слово учителя о своеобразии детективных рассказов и о том, что об особенностях сюжета в детективных произведениях учащиеся будут говорить в 7 классе.
Урок 98
Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша»
Задачи: обогатить представления учащихся о рассказе на примере юмористического рассказа; дать начальные представления о юморе в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; создание рассказа о комических ситуациях.
Термины: рассказ, юмористический рассказ, образ персонажа, образ события, образ предмета, заглавный образ. Этапы урока
I. Вступительное слово об особенностях юмористических рассказов и о юморе как виде несатирического комизма.
II. Знакомство с отдельными фактами биографии и творчества М. М. Зощенко с чтением фрагментов из его рассказов.
III. Чтение и анализ рассказа «Галоша» с использованием вопросов 1—5 учебника.
IV. Подготовка к выполнению домашнего задания — написанию рассказа на основе жизненных впечатлений или рассказов, слышанных от других людей.
V. Домашнее задание: написать небольшой рассказ с описанием комических ситуаций.
Урок 99
Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день»
Задачи: расширить представления о жанре рассказа на примере научно-фантастических рассказов Р. Брэдбери.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; устное словесное рисование; обмен впечатлениями от прочитанного.
Термины: рассказ, научно-фантастический рассказ.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о своеобразии научно-фантастических рассказов.
II. Рассказ об отдельных фактах биографии и творчества Р. Брэдбери с использованием фрагментов из кинофильмов, созданных по произведениям писателя.
III. Чтение и анализ рассказа «Все лето в один день» с использованием вопросов 1—7 учебника.
IV. Выводы о художественном своеобразии научно-фантастических произведений и о содержащихся в них прогнозах, предупреждениях человечеству.
Урок 100*
Письменные отзывы о прочитанном рассказе
Задачи: закрепить навык создания устного и письменного отзыва о прочитанном произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов отзывов учащихся; выполнение работы над ошибками.
Термины: отзыв о прочитанном произведении, рассказ. Этапы урока
I. Общая оценка письменных отзывов учащихся о прочитанных рассказах русских и зарубежных писателей, чтение самых удачных отзывов (или фрагментов).
II. Анализ наиболее распространенных ошибок в отзывах пятиклассников.
III. Индивидуальная работа над отзывами учащихся о литературном произведении, анализ недочетов в содержании и построении отзыва.
IV. Домашнее задание: провести работу по совершенствованию отзыва о прочитанном рассказе.
Урок 101
Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения
Задачи: подвести итоги работы за год; наметить перспективы изучения в 6 классе образа человека в художественной литературе; рекомендовать книги для классного и внеклассного чтения.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам; записи в тетрадях; взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения. Этапы урока
I. Подведение итогов работы в 5 классе, обобщение изученного материала. Беседа о наиболее понравившихся учащимся литературных произведениях, персонажах и запомнившемся художественном образе.
II. Знакомство учащихся с программой 6 класса, ее основной темой — «Образ человека в художественной литературе».
III. Рекомендации произведений русской и зарубежной литературы для классного и внеклассного чтения, которые могут быть дополнены взаимными рекомендациями учащихся.
Примерный список произведений для классного и внеклассного чтения учитель может составить на основе программы литературного образования.
Урок 102*
Резервный урок
1 Написано в соавторстве с Д. Хармсом.
2 См.: Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. — Л., 1990.
3 Красочно оформленный альбом, содержащий подготовленные учащимися иллюстрации к прочитанным рассказам, краткие аннотации, наиболее яркий отрывок из произведения, литературные игры по произведению (кроссворды, викторины), письма, отзывы. |