ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Программа
и ориентировочное планирование предусматривают итоговое
повторение при завершении курса русского языка в
11-м классе. Однако не все указанное в данном
разделе программы должно выполняться непременно в
конце учебного года. Курс, конечно, завершается систематизацией
знаний и умений учащихся по русскому языку. Одним
из средств такой систематизации являются разнообразные
виды лингвистического разбора. Однако при итоговом
повторении следует использовать лишь те из них, которые
на предшествующих этапах обучения плохо были усвоены
учащимися. В наибольшей мере это будет касаться
анализа художественного текста, поскольку осваивается
он в старших классах, при недостатке учебного времени.
Следует учесть, что этот вид анализа предоставляет
дополнительную возможность для продуктивной работы
с текстами литературных произведений по программе
11-го класса, перенасыщенной материалом.
Результативность
аналитической работы с художественными текстами значительно
повысится, если задания по их анализу в большинстве
своем будут дифференцированными, то есть для анализа
будет предлагаться не один текст, не одно произведение
для всего класса, а разные произведения или отрывки
для разных групп и даже для отдельных, наиболее способных
учащихся. Такая организация работы позволяет охватить
широкий круг предусмотренных программой произведений,
и в то же время каждый учащийся основательно анализирует
некоторые из этих произведений, что позволяет ему
уверенно пользоваться проработанным материалом и в
своих устных высказываниях, и в сочинениях.
Результаты
самостоятельной работы с художественными текстами
обсуждаются на специальных занятиях по литературе,
посвященных анализу как художественно-языковой формы,
так и идейно-образного содержания произведений того
или иного периода. Таким образом, анализ, активизирующий
знания, умения учащихся и по русскому языку и по литературе,
является эффективнейшим средством отнюдь не формального,
а поистине творческого овладения богатствами русской
литературы.
При
завершении курса, на этапе итогового повторения, может
обнаружиться, что некоторые виды лингвистического
анализа трудно даются отдельным учащимся. Чрезмерная
требовательность в этом отношении на данном этапе
вряд ли может быть оправдана. Не все то, что было
упущено ранее, может быть исправлено за
оставшиеся два-три месяца. Излишне жесткая сосредоточенность
на лингвистическом разборе может окончательно выбить
из колеи учащихся, которым трудно дается этот вид
деятельности. Здесь нужен индивидуальный подход, учет
возможностей конкретных учащихся.
Что
же касается упомянутых в данном разделе программы
связных устных высказываний по вопросам русского языка
и литературы, сочинений на литературные и социально-этические
темы, подготовки и защиты рефератов, то эти виды работы,
имеющие, как правило, обобщающий характер, подводящие
итоги одиннадцатилетней работы учащихся по русскому
языку и литературе, будут проводиться учителем тогда,
когда это необходимо согласно логике учебного процесса.
Важны не жестко запланированные сроки их проведения,
а то, что для связных устных высказываний учащихся,
для сочинений, подготовки и защиты рефератов учебное
время зарезервировано и оно будет использовано по
назначению. Эта часть итоговых занятий не может проводиться
во всех классах и школах одинаково, по общему стандарту,
она планируется учителем с учетом и уровня подготовки
его учащихся по тем или иным вопросам курса, и особенностей
его методической системы.
Использование
упражнений учебника и материалов данного методического
пособия, естественно, не исчерпывает всего разнообразия
работы по русскому языку в старших классах. Многое
ведь диктуется особенностями конкретного класса, школы,
региона, языковой среды, культурного окружения, возможностью
достать те или иные тексты. Ни один учебник не в состоянии
учесть этих особенностей. Авторы к этому и не стремились.
Однако
учебник и методическое пособие, давая учителю и учащимся
конкретный материал для работы, вместе с тем определяют
приоритетные направления и методические принципы занятий
по русскому языку в старших классах, что, безусловно,
является надежной основой при организации занятий
в различных условиях. Повторение не как дублирование
ранее изученного, а как составная часть изучения нового;
тренировка в правописании как элемент работы над новым
материалом; переключение основного внимания на текст
и стили речи; отказ от адаптированного, упрощенного
дидактического материала; включение в работу текстов
разных стилей и жанров; тесная связь русского языка
с литературой; органичное сочетание разнообразных
видов лингвистического разбора с литературоведческим
анализом текста и речевой деятельности учащихся; организация
работы учащихся не только на литературных текстах,
но и на живом языковом материале окружающей учащихся
среды; многообразие жанров творческих работ учащихся;
межпредметная основа развития их речи
все это принципиально важно, в каких бы конкретных
условиях ни проводились занятия.
Перечисленные
принципы будут иметь основополагающее значение и «в
тех случаях, если для практикумов по русской словесности
учитель избирает один из вариантов углубленной лингворечевой
подготовки учащихся, имея в виду и литературно-творческую
деятельность учащихся, и культуру речи, и исследовательскую
деятельность, предполагающую наблюдение над звучащей
речью. Учитель может избрать и другие вопросы для
углубленного изучения, соответственно меняя систему
упражнений, задания и тексты.
Следует,
однако, учесть, что при любом варианте углубленного
изучения непременно должны быть реализованы требования
Обязательного минимума содержания среднего (полного)
общего образования по русскому языку и литературе.
А это значит, что должна быть обеспечена установленная
нормами орфографическая, пунктуационная и речевая
грамотность учащихся, оканчивающих общеобразовательную
школу, а также обеспечены предусмотренные минимумом
знания и сформированы умения выполнять те виды лингвистического
и литературоведческого анализа, содержание которых
определено схемами разбора на форзацах учебного пособия
по русскому языку для 1011-го классов
и на с. 1316 данного методического
пособия.
Как
уже отмечалось выше, основными особенностями учебника
по русскому языку в 1011-м классах
являются сосредоточение внимания на речевой деятельности
учащихся во всех ее видах, на текстах разных стилей,
тесная, органичная взаимосвязь с курсом литературы,
интенсивное развитие творческого начала в деятельности
учащихся, связь с жизнью.
Этим
определяются:
1. Формы,
приемы учебной работы: 1) многоаспектный анализ
текста, включающий не только морфологический и синтаксический,
орфографический и пунктуационный разбор, но и литературоведческий,
стилистический, речеведческий анализ текста, лексико-фразеологический
и фонетико-интонационный анализ отдельных его элементов
(во многих случаях во взаимосвязи с идейно-образным
содержанием произведения); 2) сообщение-рассуждение
или сообщение-повествование о лирическом герое; 3) индивидуальное
словесное творчество в любом жанре на темы, привлекающие
ученика; 4) редактирование; 5) инсценирование;
6) ведение дневника.
2. Жанры
ученических высказываний: 1) сообщение-анализ
о литературном персонаже, о системе образов в произведении,
его построении, об отражении в произведении личности
автора, его взглядов, убеждений, его позиции по затронутым
в произведении вопросам; 2) устное и письменное
сочинения-эссе на основе самостоятельно проведенного
анализа художественного произведения или нескольких
произведений, в том числе драматических, и жизненных
наблюдений; 3) путевые, портретные зарисовки
и очерки; 4) проблемный этюд, очерк; 5) инсценировка,
пьеса, сценарий, режиссерские указания; 6) комические
жанры, словесная шутка, 7) дневниковая запись;
8) рассказ; 9) стихотворение.
3. Предметно-тематическое
содержание высказываний: 1) факты литературной
жизни, отечественной истории и современной действительности;
2) использование краеведческого материала; 3) выражение
собственных взглядов и убеждений по нравственным,
общественно-политическим, мировоззренческим вопросам;
4) сочинения, отражающие взаимосвязь литературы,
конкретных литературных произведений с изобразительным
искусством, музыкой, театром, кино, прикладными видами
искусства.
Основными
результатами работы должны быть:
1. Хорошо
развитые читательские умения и навыки учащихся.
2. Полноценное
восприятие школьниками устного сообщения и текста
разных жанров (уровень сложности контрольного текста
должен соответствовать сложности текстов художественной
и учебной литературы, предназначенной для учащихся
данного класса по разным предметам).
3. Преобразование
текста и устного сообщения в план, тезисы, конспект,
умение составить аннотацию, реферат, рецензию.
4. Самостоятельное
составление учащимися текста типа эссе, зарисовки,
очерка, рассказа, характеристики (описания кого- или
чего-либо), текста официально-делового стиля.
Формирование
языковой личности учащихся задача всех
учителей школы, и успех ее во многом зависит от согласованности
их действий и усилий.
|