ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ
И НАВЫКАМ
По
окончании 11-го класса учащиеся должны:
иметь
предусмотренные образовательным минимумом знания о
фонетической, лексической и грамматической системах
русского языка, о тексте и стилях речи;
владеть
читательскими умениями, достаточными для продуктивной
самостоятельной работы с литературой разных стилей
и жанров;
уметь
передавать содержание прочитанного близко к тексту,
сжато, выборочно, с изменением последовательности
содержания, с выделением элементов, отражающих идейный
смысл произведения, с выражением собственных суждений
о прочитанном в устной и письменной формах;
выявлять
подтекст;
владеть
орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью
в объеме, достаточном для свободного пользования русским
языком в учебных и иных целях в устной и письменной
формах;
производить
фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного
текста;
уметь
составлять план, тезисы, конспект художественного,
публицистического, научно-популярного текста, устного
сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться
языковыми средствами точной передачи мысли при построении
научно-учебного, научно-популярного высказывания,
правильно употребляя термины, обеспечивая простоту
и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
пользоваться
общественно-политической лексикой, средствами публицистического
стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
писать
очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового
типа;
писать
отзыв о художественном произведении, научно-популярной,
публицистической статье;
составлять
реферат по нескольким источникам, выступать с ним,
отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые
в нем положения;
участвовать
в диспуте, дискуссии;
иметь
представление о социальной сущности языка, его функциях
и структуре, о языковой норме и происходящих в русском
языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль
за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитываются
умения учащегося производить разбор звуков речи, слова,
предложения, текста, используя лингвистические знания,
системно излагая их в связи с производимым разбором
или по заданию учителя;
учитываются
речевые умения учащегося, практическое владение нормами
произношения, словообразования, сочетаемости слов,
конструирования предложений и текста, владение лексикой
и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными
возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается
способность учащегося выразить себя, свои знания,
свое отношение к действительности в устной и письменной
форме.
Формами
контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому
языку, служат соответствующие виды разбора, устные
сообщения учащегося, письменные работы типа изложения
с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров,
рефераты.
Виды
разбора, практикуемые в основной школе и помещенные
на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою
значимость, вместе с тем в старших классах к разбору
предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются
они в следующем.
Во-первых,
во всех видах разбора усиливается их практическая
направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических
и морфологических признаков с орфографией, синтаксических
признаков с пунктуацией. Анализируя фонетический,
слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного
переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся
морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому
(пишу согласно произношению) и традиционному (так
принято писать, надо запомнить).
При
словообразовательном разборе и морфологическом разборе
частей речи непременным требованием должно быть объяснение
особенностей правописания разбираемого слова: ученик
находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет
принцип написания, а если принцип морфологический,
указывает, какое и как надо применить правило.
При
синтаксическом разборе ученик объясняет постановку
знаков препинания, называет их функцию (завершения,
отделения, выделения).
Принципиально
важной операцией во всех видах морфологического и
синтаксического разбора является нахождение, поиск
подлежащей разбору лингвистической единицы в данном
предложении (если разбирается часть речи), в данном
тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает
практика, различение, узнавание частей речи для многих
учащихся оказывается не менее сложным, чем определение
грамматических форм той или иной части речи. И это
не случайно: правильное определение части речи, моментальное
ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных
грамматических умений, морфологических и синтаксических.
Используемые же в основной школе схемы морфологического
разбора как раз и опускают эту по сути
своей ключевую! операцию. Поэтому в старших
классах (когда все части речи уже изучены) первой
операцией морфологического разбора самостоятельных
частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся
к данной части речи, укажите в нем признаки этой части
речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор
служебных частей речи и междометия целесообразно производить
по общей схеме, так как наиболее существенным в данном
случае является именно их разграничение: предлог это
или союз, частица или междометие? Разбор же каждой
служебной части речи в отдельности устраняет главную
трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую
значимость. Схема для разбора служебных частей речи
и междометия рекомендуется следующая:
найдите
слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
назовите
часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
определите
разряд (группу) по значению;
выявите
синтаксическую (или смысловую) роль;
как
образована часть речи (для производных, сложных
и составных частей речи);
каковы
особенности правописания.
Во-вторых,
виды разбора в старших классах предполагают установление
взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно,
и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический
разбор (порядок его приводится ниже) предполагает
связь со стилистикой, словообразовательный разбор
с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные
и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся
звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют,
для какой части речи характерен содержащийся в слове
суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными
таким же способом), морфологический разбор предполагает
связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные
виды синтаксического разбора (их 11),
практически не используемые в старших классах из-за
их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами,
упрощающими работу по анализу всех синтаксических
структур: «Разбор словосочетания» (с определением
и способа синтаксической связи между словами, и грамматического
значения словосочетаний), «Разбор простого предложения»
(включая разбор его по членам предложения и выявление
элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного
предложения» (всех его видов), «Разбор предложения
с прямой речью» (при этом ученик должен
определить, можно ли содержание предложения с прямой
речью передать другим способом; если можно
выполнить это действие).
Лексико-фразеологический
разбор
Дайте
толкование выделенных слов.
Укажите
многозначные слова, дайте толкование (с приведением
примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте
однозначные слова?
Назовите
слова, употребленные в переносном значении, дайте
толкование прямого и переносного значений одного-двух
слов.
Приведите
синонимы, антонимы к выделенным словам.
Найдите
в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова,
диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте
их толкование.
Укажите
слова стилистически окрашенные: книжные, высокие,
официальные, разговорные, просторечные. Каково их
назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически
окрашенные морфемы?
Выявите
фразеологизмы, определите их значение и стилистическую
окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
Речеведческий
разбор текста
Прочитайте
выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
Определите
его тему, основную мысль, озаглавьте его.
Выделите
микротемы, составьте план.
Укажите
средства связи между частями текста.
Определите
тип речи, стиль и жанр.
Укажите
используемые стилистические средства.
Назовите
особенности построения текста (его композиции).
Порядок
разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе
его применения.
Анализируя
фрагмент художественного текста (не исключается и
анализ текста законченного художественного произведения
малой формы), учащиеся определяют его место в произведении,
композиционную связь с другими частями произведения,
идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного
стиля, особенности индивидуально-авторского стиля,
указывают изобразительные средства, художественные
детали, определяют их назначение, выявляют авторскую
позицию.
При
анализе текста лирического произведения внимание учащихся
сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического
героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе;
характеризуются художественно-языковое своеобразие
текста, особенности его построения, особенности ритма,
интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается
анализ выразительным прочтением лирического текста
с обоснованием особенностей интонации.
План
анализа художественного и тем более лирического текста
является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении
художественно-языковых его особенностей, поскольку
каждое литературное произведение, каждый его фрагмент
уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся
должны заметить и прокомментировать эту уникальность.
План анализа служит отправным моментом, началом и
своего рода основанием углубленной, нестандартной
характеристики художественного творения.
|