ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 1011 КЛАССАХ
Русский
язык в 1011-м классах общеобразовательного учреждения
это учебный курс, в обобщенном виде включающий в себя
все, чем овладели учащиеся на уроках русского языка
в предшествующих классах, с некоторым расширением
полученных ранее сведений. Он нацелен на дальнейшее
совершенствование орфографической, пунктуационной
и речевой грамотности учащихся, органично связан с
курсом литературы.
Узконаправленные,
сугубо тренировочные занятия грамматикой и правописанием
в старших классах не оправдывают себя, вызывают негативное
отношение к предмету. В центре внимания здесь
должны быть другие цели и задачи, выходящие за пределы
грамматико-орфографического курса 59-го
классов. Задача повышения письменной грамотности
не снимается, но становится «подсобной», отодвигается
на второй план. Главным становится понимание текстов
разных стилей и жанров, умение их анализировать, видеть
использование автором изобразительно-выразительных
средств языка. Работа по совершенствованию речи учащихся,
органично связанная с изучением литературы, строится
в неразрывном единстве с формированием их личности,
развитием мышления.
Реализации
названных задач служат те же средства, которые использовались
и в 59-м классах, обучение
полноценному восприятию художественного и научно-популярного
текста (основных его мыслей и связи между ними, изобразительно-выразительных
средств, эмоционального подтекста), переработка разных
видов текста, составление учащимися собственных разножанровых
текстов. В соответствии с приведенной выше программой
к этим видам работы добавляется система заданий и
упражнений, направленных на овладение умениями и навыками
публичной речи, необходимыми для каждого вступающего
в самостоятельную жизнь.
Во
всех видах работы, предусмотренных программой, используются
приобретенные ранее знания о языке. Они служат обоснованием
трудных случаев правописания и постановки знаков препинания,
теоретической базой при овладении культурой речи,
обеспечивают осознанное восприятие элементов текста.
Регулярное обращение к грамматической теории, к лексико-фразеологическим,
стилистическим, речеведческим понятиям дает возможность
практическим путем, в процессе разнообразных видов
лингвистического и литературоведческого анализа углублять
и расширять знания учащихся о системе языка, обогащать
их некоторыми фактами, связанными с процессами развития
языка как системы, с историей языка, с индивидуально-авторскими
особенностями языка писателей, получившими отражение
в их произведениях.
В
пособии представлены упражнения и задания, рассчитанные
и на учащихся, увлекающихся русским языком как системой,
его научной, лингвистической стороной, и на тех, кто
проявляет интерес к слову в художественном произведении,
и на тех, кто склонен к языковому творчеству в том
или ином стиле (художественном, публицистическом,
научном), в том или ином жанре. Учитель, исходя из
особенностей своего класса, конкретных учащихся, какие-то
упражнения будет давать для всех, а какие-то
для отдельных учеников или группы учащихся.
|