РУССКАЯ ПРОЗА
В 50—90-е ГОДЫ
Планы к обзорным темам
В структуру
обзорного раздела «Русская проза в 50—90-е
годы» школьная программа по литературе и учебник
для 11-го класса (4-е изд., 1999 г., под ред.
В. П. Журавлева) включают значительный круг новых
для учащихся выпускного класса понятий и проблем, с которыми
связано развитие русской прозы за последние пятьдесят
лет: литературный процесс, «оттепель» 1953—1964
гг., «возвращенная литература», воссоединение
отечественной культуры и эмигрантской русской литературы,
«деревенская» проза, «лейтенантская»
проза (произведения о Великой Отечественной войне), «городская»
(или «интеллектуальная») проза, историческая романистика
и др. С каждым из этих направлений в литературе
связан свой круг авторов и названий их книг, в которых
воссоздается многослойная картина жизни, постигается судьба
человека и судьба Отечества.
Сочетание
обязательного чтения включенных в школьную программу
произведений с широким читательским выбором позволяет
рассматривать то или иное художественное произведение в определенном
литературном контексте. Принцип контекстного восприятия не
может не повысить интеллектуальный уровень школьных уроков
литературы. Всего этого нельзя не учитывать, продумывая пути
изучения широкой обзорной темы «Русская проза в 50—90-е
годы». На наш взгляд, систему занятий по этому
разделу целесообразно строить на сочетании проблемно-тематического
обзора с самостоятельным чтением учащимися художественного
текста наиболее значимых произведений, с текстуальным
анализом самых ярких их страниц. Принципиально важно структуру
школьного анализа сделать родственной художественному мышлению
автора. От художественного пересказа и выразительного
чтения наиболее впечатляющих фрагментов прозаического текста
до классной беседы, реферативного сообщения, урока-семинара —
таков диапазон приемов и форм работы над произведением.
В обзорном
разделе «Русская проза в 50—90-е
годы» выделим три темы:
— «Проза о Великой
Отечественной войне 50—90-х гг.»
— «Деревенская»
проза 60—80-х гг.».
— «Нравственные
искания прозаиков этих лет».
При проведении
обзорных уроков мы сталкиваемся с недостатком нужных
книг, поэтому подготовка к урокам обычно начинается заранее.
Учитель, сосредоточив в кабинете все собранные по теме
произведения, отводит время для чтения, а перед занятием
с помощью ребят организует выставку книг. Оформление
выставки, знакомство с ней позволяют рассматривать тему
на довольно широком литературном фоне.
На рабочем
стенде вывешивается план работы над темой, вопросы и
задания для учащихся.
Ключевые вопросы к обзору
«Деревенская» проза 60—80-х
гг.»
1. Понятие
«деревенская» проза. На каких социально-психологических
основах она выросла?
2. «Человек
трудолюбивой души». Как эти слова раскрывают глубину
и цельность нравственного мира крестьянина?
3. Жизнь и судьба
русской деревни в истории послереволюционной России:
— «Год
великого перелома» и его отражение в романах М. Шолохова
«Поднятая целина», Б. Можаева «Мужики
и бабы», В. Белова «Кануны».
— Роль русского
крестьянства в годы Великой Отечественной войны.
— Судьба русского
крестьянства в годы послевоенного лихолетья. Матрена
(А. Солженицын. «Матренин двор»), тетка Дарья
(А. Твардовский. «По праву памяти»), Катерина
(В. Белов. «Привычное дело»), Настена (В. Распутин.
«Живи и помни») — художественные открытия
«деревенской» прозы.
Вопросы для обобщающей беседы:
1. Назовите
произведения 60—80-х годов, которые связаны
с понятием «деревенская» проза. Какие из них
были прочитаны вами?
2. Что общего в биографии
писателей, которых было принято называть «деревенщиками»?
Чем был продиктован их интерес к деревенской жизни, к судьбам
крестьянства России?
3. Какое место в произведениях
Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева занимают
лирические пейзажи? Выразительно прочитайте их.
4. Какие герои «деревенской»
прозы нарисованы с явной симпатией? Чем они привлекли
внимание к себе?
5. Какой смысл писатели
вкладывали в слова «лад», «зов земли»?
6. Какой смысл содержат
в себе слова: «Россия, которую мы потеряли»?
План уроков по романам Ф. Абрамова.
Задания для учащихся
Урок
первый.
1. Страницы жизни
и творчества Ф. А. Абрамова. (См. выступление
Ф. А. Абрамова в телестудии в Останкино.
Его можно прочитать в книге «Пятнадцать вечеров
в Останкино» (Литературное обозрение. —
1988. — № 6).
2. Тетралогия
«Братья и сестры» — «эпос народной
жизни». Поэтика названий романов, составивших тетралогию:
«Братья и сестры», «Две зимы и три лета»,
«Пути-перепутья», «Дом».
3. Архангельская
деревня Пекашино — центр романной жизни. Хроника
села Пекашино (40—70-е гг.).
Роман «Братья
и сестры».
1. «Война.
Вся деревня сбита в один кулак».
2. «Великий
подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году «второй
фронт». В дом Пряслиных пришла похоронка (гл. 15,
45).
3. Пряслины. «Поколение
деревенских мальчишек и девчонок, которые на своих плечах
войну вытянули».
Обзор
романа «Братья и сестры» направляется такими вопросами:
— Что заставило
современного писателя обратиться к повествованию о войне?
— Обратимся
к первому слову этой темы — война. Как нарисована
она? Какое художественное наполнение, осмысление получает
этот образ?
— Посмотрим,
как пережили войну герои Федора Абрамова.
Урок
второй. Роман «Две зимы и три лета».
Подготовительная
работа учащихся будет связана с анализом ключевых эпизодов:
1. День Победы
в Пекашино (часть первая, гл. 5).
Чем вы объясните внутренний
драматизм этой главы?
Деревня, пекашинские бабы
глазами вернувшегося с фронта Ильи Нетесова. Почему писатель
избирает такой угол зрения?
2. Один день в доме
Пряслиных: возвращение Михаила с лесозаготовок —
эпизоды о спасительной силе любви и братства.
Как передается их настроение?
(Часть первая, гл. 1.)
3. «Вот
она, ее выстраданная радость: пряслинская бригада на пожне!»
(Часть вторая, гл. 16.)
Каково эмоциональное наполнение
этой главы?
Как нарисован здесь образ
матери Анны Пряслиной?
4. Трагические
судьбы Ильи Нетесова, Трофима Лобанова, Митрия Репишного.
Что нового они добавляют к размышлениям читателя о времени,
пережитом героями романа Ф. Абрамова?
Сообщения
учащихся, построенные на анализе эпизодов трагического
наполнения: возвращение с трудового фронта и смерть Митрия
Репишного (часть первая, гл. 8); возвращение из плена
и смерть Трофима Лобанова (часть вторая, гл. 7); трагедии
в доме Ильи Нетесова.
Урок
третий. Роман «Дом».
Пекашино
в 70-е годы.
Проблемы «сытой»
деревни.
— Михаил Пряслин
и Егорша Ставров: два характера — две судьбы.
— «Чем живем-кормимся».
Какое отражение эта тема нашла в романе «Дом»
и в публицистике Ф. Абрамова? (См. его книгу
«Чем живем-кормимся».)
Повести Валентина Распутина
«Живи и помни», «Последний срок»,
«Прощание с Матерой», «Пожар»,
рассказы «Женский разговор», «Изба».
В качестве
эпиграфа к сдвоенному уроку по произведениям В. Распутина
возьмем слова, сказанные писателем в беседе с журналистом
Ниной Степановой (Россия. — 1998. —
№ 5): «До могилы буду талдычить о душе,
о совести…»
План урока «Нравственные проблемы в произведениях
В. Распутина»
1. Слово
о писателе.
2. Повесть —
излюбленный жанр Валентина Распутина. Ее своеобразие.
3. Природа как живописный
и музыкальный камертон повествования в произведениях
«Живи и помни», «Прощание с Матерой».
4. Распутинские старухи —
воплощение нравственного идеала, который передан предками.
Роль внутреннего монолога в раскрытии их внутреннего
мира.
5. Высокий уровень
философского осмысления событий, происходящих в деревне.
6. Стилистический
комментарий к эпизодам повести «Прощание с Матерой»:
«Сцена на кладбище», «Прощание Дарьи
с избой», «Последний сенокос на Матере»,
финал повести.
7. «Прощание
с Матерой», «Пожар» — повествовательная
дилогия. Развитие их мотивов в рассказе «Изба».
8. Усиление публицистических
тенденций в творчестве Валентина Распутина, который пишет
об опасности беспамятства, «архаровщины».
План
работы над произведениями Виктора Астафьева
1. Слово
о писателе. Биография души, философия жизни, выраженные
в очерке Астафьева «Сопричастный всему живому».
(Литература в школе. — 1989. —
№ 2.)
2. Повесть «Последний
поклон». Ее автобиографический, исповедальный характер.
Картины, ожившие в памяти сердца писателя.
3. Природа и человек.
Мифологические мотивы и их роль в романе «Царь-рыба».
Повествование в рассказах — жанр этой книги.
Трагичность судьбы таежных поселков, разделивших судьбу распутинской
Матеры.
4. Роман «Печальный
детектив». Жанр судебной хроники. Размышления писателя
над «больными» вопросами: «Как жить?»,
«Как жить дальше?», «Как жить среди народа?»
Центральный герой романа.
5. Роман «Прокляты
и убиты». (Его целесообразно рассмотреть в рамках
обзора прозы о Великой Отечественной войне.)
Проза о Великой
Отечественной войне 50—90-х гг.
|
Без опыта
прошедшей войны я не мыслю себя и даже думаю, что без этого
опыта я теперь не могла бы писать. |
|
О. Берггольц |
Под словами
известной поэтессы мог бы подписаться каждый из писателей
фронтового поколения. В 40-е годы в литературе о Великой
Отечественной войне сильнее всего был выражен героико-патриотический
аспект. Призывно звучала песня «Священная война»
(муз. Б. Александрова на слова, которые приписывали
В. Лебедеву-Кумачу). А. Сурков в своем обращении
к солдатам повелительно провозглашал: «Вперед!
В наступленье! Назад — ни шагу!» «Науку
ненависти» проповедовал М. Шолохов. «Народ
бессмертен», — утверждал В. Гроссман.
Осмысление
войны как величайшей трагедии народа пришло в конце
50-х — начале 60-х годов. С именами Григория
Бакланова, Василия Быкова, Константина Воробьева, Владимира
Богомолова, Юрия Бондарева связана вторая волна военной прозы.
В критике она была названа «лейтенантской»
прозой: артиллеристы Г. Бакланов и Ю. Бондарев,
пехотинцы В. Быков и Ю. Гончаров, кремлевский курсант
К. Воробьев на войне были лейтенантами. За их повестями
закрепилось и другое название — произведения «окопной
правды». В этом определении значимы оба слова.
Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический
ход войны «так, как это было» — с предельной
правдой во всем, во всей обнаженной трагедии.
Предельная
приближенность к человеку на войне, окопная жизнь
солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся
на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом
эпизоде, чаще всего трагедийном, — вот что отличает
повести В. Быкова «Круглянский мост», «Атака
с ходу», Г. Бакланова «Пядь земли»,
Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Васильева
«А зори здесь тихие…». В них «лейтенантский»
угол зрения смыкался с «солдатским» взглядом
на войну.
Личный
фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно
с переднего края, подсказывал им делать упор на описании
трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление
подвигом не меньшим, чем совершенный при исключительных
обстоятельствах героический поступок.
Такая
точка зрения не была принята официальной критикой. В дискуссионных
критических статьях зазвучали термины «ремаркизм»,
«заземление подвига», «дегероизация».
Рождение подобных оценок нельзя считать случайностью: уж очень
непривычно было глядеть на войну из окопов, откуда
ведут огонь, ходят в атаку, но где ко всему этому
еще и… живут люди. Г. Бакланов, В. Быков, Б. Васильев,
В. Богомолов писали о войне безвестной, что проходила
южнее, западнее ли, но в стороне от главных ударов.
Ситуации, в которых оказывались солдаты, от этого
не становились менее трагедийными.
Жесточайшие
споры вокруг «большой» и «малой» правды
о войне, которые имели место в начале 60-х годов,
выявили истинные ценности военной прозы, которая приводила
к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте.
|
Война совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда,
черна от пота,
вверх
Скользит по пахоте пехота. |
В этих
стихах М. Кульчицкого передана суть тех открытий, которые
делали писатели Григорий Бакланов, Василь Быков, Анатолий
Ананьев, Юрий Бондарев. В этом перечне имен нужно упомянуть
и Константина Воробьева. По словам А. Твардовского,
он сказал «несколько новых слов о войне»
(имеются в виду повести К. Воробьева «Убиты
под Москвой», «Крик», «Это мы,
Господи!»). Эти «новые слова», сказанные
писателями фронтового поколения, отмечены пафосом великой
трагедии, необратимость которой вызывала слезы горечи и бессилия,
звала к суду и возмездию.
***
Вот
общие вопросы по теме «Проза о Великой Отечественной
войне (80—90-е годы)». (Записи для информационных
карточек.)
Открытия
«солдатской» прозы. Повесть В. Кондратьева
«Сашка».
К. Симонов:
«История Сашки — это история человека, оказавшегося
в самое трудное время в самом трудном месте, на самой
трудной должности — солдатской».
В. Кондратьев:
«Сашка» — «лишь малая толика
того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-победителе».
В. Быков —
В. Кондратьеву: «Вы обладаете завидным качеством —
хорошей памятью на все, что касается войны…»; «Адамович
прав, «Селижаровский тракт» — самая
сильная Ваша вещь, сильнее «Сашки»… Там —
выдранный с мясом и кровью кусок войны, непридуманный
и неприглаженный, такой, каким и был в те годы. Я очень
рад, что появились Вы и сказали свое слово о пехоте».
В. Кондратьев —
В. Астафьеву: «Главное сейчас —
черствый хлеб правды, без слюней. А правда и стиль продиктует,
и манеру, а так пустые это разговоры. Я и не знал, писавши
«Сашку», что у меня «инверсии» и какие-то
«эллиптические предложения». Писал как Бог на душу
положил, чуя, что вещь эту именно так и надо писать, не по-другому».
В. Астафьев —
В. Кондратьеву: «Месяц читал твоего «Сашку»…
Очень хорошую, честную и горькую книгу собрал».
«Сашка» —
литературный дебют В. Кондратьева, которому было тогда
под 60: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость,
а с нею и ясное понимание, что война-то —
это самое главное, что было у меня в жизни… Начали
мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя
шли уже 60-е годы, жадно читал военную прозу, но тщетно искал
и не находил в ней «своей войны». Понял,
что о «своей войне» рассказать могу только
я сам. И я должен рассказать. Не расскажу — какая-то
страничка войны останется нераскрытой». «Поехал
весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом
до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную
всю, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой
валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки…
торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел —
это было самым страшным — незахороненные останки
тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем
хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем
жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня
поразило: об этом писать можно только строгую правду,
иначе это будет только безнравственно».
Движение
прозы о Великой Отечественной войне можно представить
так: от книги В. Некрасова «В окопах
Сталинграда» — к произведениям «окопной
правды» — к роману-эпопее (трилогия
К. Симонова «Живые и мертвые», дилогия В. Гроссмана
«Жизнь и судьба», дилогия В. Астафьева «Прокляты
и убиты»).
В середине
90-х годов, в канун 50-летия со дня окончания войны,
четыре признанных писателя публикуют свои новые произведения
о войне.
— Виктор Астафьев,
роман «Прокляты и убиты».
— Георгий Владимов,
роман «Генерал и его армия».
— Александр
Солженицын, рассказ «На краях». — Григорий
Бакланов, роман «И тогда приходят мародеры».
Все
эти произведения представляют собой новые подходы к осмыслению
Великой Отечественной войны, содержат в себе серьезные
обобщения: о цене победы, о роли исторических лиц
(Сталина, Жукова, Хрущева, генерала Власова), о послевоенной
судьбе фронтового поколения.
Роман Виктора Астафьева«Прокляты
и убиты»
(1992—1994)
Роман
В. Астафьева «Прокляты и убиты» читается
тяжело, с большим эмоциональным напряжением. Писатель
однажды сказал, что его воспоминания о войне «немилосердны».
И это действительно так. «Немилосердно» описана
жизнь 201-го запасного полка в лагере, похожем на гулаговскую
«чертову яму». «Немилосердно» и сурово
изображение форсирования Днепра, закрепления на правом
берегу, борьбы за «плацдарм». Критик Валентин
Курбатов, который часто бывал у Виктора Астафьева в Овсянке,
почувствовал, что писатель устал от того перенапряжения
духовных сил, которых потребовала работа над романом.
И читателю нет пощады!
Сказанное
о характере авторского повествования в романе «Прокляты
и убиты» заставляет вспомнить слова В. Быкова,
написанные в повести «Карьер». Агеев-старший
говорит сыну: «Знаний о войне у вас хватает.
Но вот атмосфера времени — это та тонкость, которую
невозможно постичь логически. Это постигается шкурой. Кровью.
Жизнью. Вам этого не дано». В. Астафьев постиг
войну шкурой. Кровью. Жизнью. Отсюда та истовость, страстность,
с какой он пишет о событиях 1942—1943 гг.
Мы оказались
не готовыми к восприятию такой правды, которую отстаивает
В. Астафьев. А без душевной боли нет собственного знания
истории. Книги о войне рождаются и живут в атмосфере
воспоминаний. И у Астафьева в разные годы были разными
и характер воспоминаний, и отношение к прошлому. В этом
мы убеждаемся, сравнивая его произведения, написанные в разные
годы, например «Пастух и пастушка. Современная пастораль»
(1971) и роман «Прокляты и убиты» (90-е гг.).
Астафьев
считал, что память о пережитом не умирает; напротив,
растет внутренняя потребность «рассказать о самом
главном, осмыслить происшедшее масштабно, глубоко, с общечеловеческих
позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень
жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя,
извлекать из прошлого уроки». В этом высказывании
писателя обозначен широкий спектр чувств, которые испытывает
читатель, знакомясь с новой книгой о войне. И роман
«Прокляты и убиты» вызвал по прочтении разнородные
чувства. Посмотрим на него глазами писателей и критиков.
«Черное
зеркало» — так назвал свою статью Игорь Штокман.
«За что прокляты?» — вопрос вынесен
в название статьи Л. Аннинского. «А что, если
вся страна наша чертова яма?» — вопрошает
А. Немзер. «Прокляты и убиты» —
это не проза, — считает В. Леонович. —
Это вопль к нашему сердцу, к нашему разумению, к памяти».
А. И. Дедков, не принимая романа, не разделяя его
разоблачительного пафоса, называет Астафьева «подзадержавшимся
свидетелем обвинения», «живописующим и проклинающим
полвека спустя». А писатель Кураев, назвавший роман
«Прокляты и убиты» «потрясающей, душу обжигающей
книгой», воскликнул: «Как не хочется, чтобы это
было правдой!»
Признанный
авторитет в вопросах военной прозы, да и сам большой
мастер, Григорий Бакланов на вопрос ведущего телепрограммы
«Без ретуши» о трех лучших произведениях
о войне тут же назвал роман Г. Владимова «Генерал
и его армия», чуть помедлив, вспомнил «В окопах
Сталинграда» В. Некрасова и завершил романом Гроссмана
«Жизнь и судьба».
В этот
ряд по праву памяти могли бы встать и книги самого Г. Бакланова,
и В. Быкова, и К. Воробьева, и Ю. Бондарева.
Но в этот ряд Бакланов не включил книгу Астафьева «Прокляты
и убиты». Сказалось природное художественное чутье.
Оно ему подсказало: книга Астафьева из другого ряда.
Сам
же В. Астафьев перечеркнул всю военную прозу, говоря:
«Я не был на той войне, что описана в сотнях
романов и повестей… К тому, что написано о войне,
я как солдат никакого отношения не имею. Я был на совершенно
другой войне… Полуправда нас измучила…»
Вопросы и задания для аналитической беседы
о романе В. Астафьева
1. Роман
«Прокляты и убиты» — произведение автобиографическое.
Что вам помогло почувствовать это? Что вам не позволило усомниться
в правдивости авторского свидетельства о происходящем?
2. Какие эпизоды
произвели на вас самое сильное впечатление? Объясните
почему.
3. Ничего —
ради интриги! Можно ли так определить основные принципы сюжетосложения
романа?
4. Название первой
части романа — «Чертова яма». Какие
описания, детали делают этот образ ключевым?
5. Назовите героев
романа «Прокляты и убиты». Какое представление
о них вы составили на основе первой части романа?
6. В картине
форсирования Днепра нет ничего от батальной беллетристики.
Покажите, что такое заключение правомерно.
7. У каждого
писателя, кто писал о войне, своя память о смерти.
Своя и у В. Астафьева. Прокомментируйте подобные
эпизоды. Как они соотносятся с заглавием романа? Как
вы его понимаете?
«ДЕРЕВЕНСКАЯ»
ПРОЗА 60—80-х годов
Понятие
«деревенская» проза появилось в начале 60-х
годов. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей
отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными
произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля
росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело»
и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин
двор» Александра Солженицына, «Последний поклон»
Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова,
повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы
Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли
сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе
те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю
рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина…
Меня касается все, что делается на этой земле, на которой
я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые
еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой
и где метал сено в стога».
«Я
горжусь тем, что я вышел из деревни», —
говорил Ф. Абрамов. Ему вторил В. Распутин: «Я
вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней —
моя обязанность». Отвечая на вопрос, почему он
пишет в основном о деревенских людях, В. Шукшин
сказал: «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню…
Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен».
С. Залыгин в «Интервью у самого себя»
писал: «Я чувствую корни своей нации именно там —
в деревне, в пашне, в хлебе самом насущном.
Видимо, наше поколение — последнее, которое своими
глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы
вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем
и его решительной переделке в течение короткого срока —
кто же скажет?»
Не только
память сердца питала тему «малой родины», «милой
родины», но и боль за ее настоящее, тревога за ее
будущее. Исследуя причины острого и проблемного разговора
о деревне, который вела литература в 60—70-е
годы, Ф. Абрамов писал: «Деревня — это
глубины России, почва, на которой выросла и расцвела
наша культура. Вместе с тем научно-техническая революция,
в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно.
Техника изменила не только тип хозяйствования, но и самый
тип крестьянина… Вместе со старинным укладом уходит в небытие
нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние
страницы своей тысячелетней истории. Интерес ко всем
этим явлениям в литературе закономерен… Сходят на нет
традиционные ремесла, исчезают местные особенности крестьянского
жилища, которые складывались веками… Серьезные потери несет
язык. Деревня всегда говорила на более богатом языке,
чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается…»
Деревня
представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову
воплощением традиций народной жизни — нравственных,
бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность
окинуть взглядом все, что связано с этими традициями,
и то, что их ломало.
«Привычное
дело» — так названа одна из повестей
В. Белова. Этими словами можно определить внутреннюю
тему многих произведений о деревне: жизнь как труд, жизнь
в труде — привычное дело. Писатели рисуют
традиционные ритмы крестьянских работ, семейные заботы и тревоги,
будни и праздники. В книгах много лирических пейзажей.
Так, в романе Б. Можаева «Мужики и бабы»
обращает на себя внимание описание «уникальных
в мире, сказочных заливных приокских лугов», с их
«вольным разнотравьем»: «Любил Андрей Иванович
луга. Это где еще на свете имеется такой же вот божий
дар? Чтоб не пахать и не сеять, а время подойдет —
выехать всем миром, как на праздник, в эти мягкие
гривы да друг перед дружкой, играючи косой, одному за неделю
намахать духовитого сена на всю зиму скотине… Двадцать
пять! Тридцать возов! Если и ниспослана русскому мужику благодать
божья, то вот она, здесь, перед ним расстилается, во все
стороны — глазом не охватишь».
В главном
герое романа Б. Можаева открывается самое сокровенное,
то, что писатель связывал с понятием «зов земли».
Через поэзию крестьянского труда он показывает естественный
ход здоровой жизни, постигает гармонию внутреннего мира человека,
живущего в ладу с природой, радующегося ее красоте.
Вот
еще одна подобная зарисовка — из романа Ф. Абрамова
«Две зимы и три лета»: «…Мысленно беседуя
с детьми, угадывая по следам, как они шли, где останавливались,
Анна и не заметила, как вышла к Синельге. И вот он, ее
праздник, ее день, вот она, выстраданная радость: пряслинская
бригада на пожне! Михаил, Лиза, Петр, Григорий…
К Михаилу
она привыкла — с четырнадцати лет за мужика
косит и равных ему косарей теперь во всем Пекашине нет.
И Лизка тоже ведет прокос — позавидуешь. Не в нее,
не в мать, в бабку Матрену, говорят, ухваткой. Но
малые-то, малые! Оба с косками, оба бьют косками по траве,
у обоих трава ложится под косками… Господи, да разве
думала она когда-нибудь, что увидит эдакое чудо!»
Писатели
тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя его духовный
опыт, В. Белов подчеркивает в книге «Лад»:
«Работать красиво не только легче, но и приятнее. Талант
и труд неразрывны». И еще: «Для души,
для памяти нужно было построить дом с резьбою, либо
храм на горе, либо сплести такое кружево, от которого
дух захватит и загорятся глаза у далекой праправнучки.
Потому
что не хлебом единым жив человек».
Эту
истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина
и Астафьева, Можаева и Абрамова.
В их
произведениях нужно отметить и картины жестокого разорения
деревни, сначала во время коллективизации («Кануны»
В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева),
потом в годы войны («Братья и сестры» Ф. Абрамова),
в годы послевоенного лихолетья («Две зимы и три
лета» Ф. Абрамова, «Матренин двор»
А. Солженицына, «Привычное дело» В. Белова).
Писатели
показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни
героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную
беззащитность, что не могло не привести к вымиранию русской
деревни. «Тут ни убавить, ни прибавить. Так это было
на земле», — скажет об этом А. Твардовский.
Красноречива «информация к размышлению»,
содержащаяся в «Приложении» к «Независимой
газете» (1998, № 7): «В Тимонихе, родной
деревне писателя Василия Белова, умер последний мужик Фауст
Степанович Цветков.
Ни одного
мужика, ни одной лошади. Три старухи».
А чуть
раньше «Новый мир» (1996, № 6) опубликовал
горькое, тяжелое размышление Бориса Екимова «На распутье»
со страшными прогнозами: «Нищие колхозы проедают
уже завтрашний и послезавтрашний день, обрекая на еще
большую нищету тех, кто будет жить на этой земле после
них… Деградация крестьянина страшнее деградации почвы. А она —
налицо».
Подобные
явления позволили говорить о «России, которую мы
потеряли». Вот и «деревенская» проза, начавшаяся
с поэтизации детства и природы, кончилась сознанием великой
утраты. Не случаен же мотив «прощания», «последнего
поклона», отраженный и в названиях произведений
(«Прощание с Матерой», «Последний срок»
В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева,
«Последняя страда», «Последний старик деревни»
Ф. Абрамова), и в главных сюжетных ситуациях произведений,
и предчувствиях героев. Ф. Абрамов нередко говорил, что
Россия прощается с деревней как с матерью.
Чтобы
высветить нравственную проблематику произведений «деревенской»
прозы, поставим перед одиннадцатиклассниками такие вопросы:
— Какие страницы
романов и повестей Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева,
Б. Можаева, В. Белова написаны с любовью, печалью
и гневом?
— Почему первопланным
героем «деревенской» прозы стал человек «трудолюбивой
души»? Расскажите о нем. Что тревожит, беспокоит
его? Какие вопросы задают себе и нам, читателям, герои Абрамова,
Распутина, Астафьева, Можаева?
«ГОД ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА» В ЛИТЕРАТУРЕ 60—80-х
годов
«Год
великого перелома» — под таким названием
вошла в историю пора «сплошной коллективизации»;
она захватила 1929—1930 годы. В литературе
это историческое явление отражено широко. Это и понятно: большое,
переломное событие всегда находит свое многоаспектное освещение.
В 30-е годы вышли такие произведения, как «Поднятая
целина» М. Шолохова, «Страна Муравия»
А. Твардовского, были написаны повести А. Платонова
«Котлован», «Впрок». В 60—80-е
годы были опубликованы такие книги, как «На Иртыше»
С. Залыгина, «Мужики и бабы» Б. Можаева,
«Кануны» и «Год великого перелома»
В. Белова, «Овраги» С. Антонова, «Касьян
Остудный» И. Акулова, «Перелом» Н. Скромного,
«Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб
для собаки» В. Тендрякова. Свое слово о коллективизации
сказали В. Гроссман в романе «Жизнь и судьба»,
В. Быков в повестях «Знак беды», «Облава»,
А. Твардовский в поэме «По праву памяти»,
Ф. Абрамов в повести «Поездка в прошлое».
Эти произведения составят основу обзорных занятий на тему
«Год великого перелома» в литературе 60—80-х
годов».
Наличие
такого количества произведений на одну тему делает желательной
классную выставку книг. Ее оформление, знакомство с представленной
на выставке литературой поможет включить в подготовку
к уроку значительную часть класса. Начало обзорного занятия
может пройти в форме защиты читательского формуляра.
Она предполагает ответы на такие вопросы: какие произведения,
названные здесь, вы читали? Чем был определен ваш выбор? Чем
вы объясняете такой повышенный интерес писателей к теме
коллективизации? Какие аспекты этой темы они отразили в своих
произведениях? Почему эти книги приобрели остросовременное
звучание? Постановка подобных вопросов предполагает обзорно-концептуальный
подход к занятиям по данной теме. Он позволит сочетать
общие характеристики с достаточно подробным рассмотрением
отдельных произведений, например романов Б. Можаева «Мужики
и бабы», «Кануны» В. Белова.
Некоторые
имена, названные здесь, мало знакомы школьникам, поэтому одна
из забот учителя — представить писателей,
привести их высказывания, сослаться на важные факты их
биографии и т. п. При этом необходимо подчеркнуть:
слово современного писателя продиктовано потребностью понять
истоки наших бед. Слово их звучит публицистически остро и
требовательно: «Возродить в крестьянстве крестьянское!» —
так названа одна из статей В. Белова. В очерке
Б. Можаева «Мужик» говорится:
«Пора
уже понять простую истину — все начинается с земли,
только она может дать несравнимую ни с чем —
ни с нефтью, ни с золотом, ни с алмазами самую
скорую прочную отдачу — богатство… Не бывает крепкой
державы, земля которой не кормит свой народ… Мужик должен
возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым
государством. Мужик-кормилец. Не беспорточник, а работящий,
преуспевающий — и работник и предприниматель. Хозяин…
А для того,
чтобы он не только вернулся, но и утвердился, нам надо изменить
всю систему землепользования, разобраться в том, что
же произошло в 1929—1930 годах? Что
же надо сделать для этого?
Для начала
самую малость: признать сталинскую коллективизацию преступлением
против народа».
Сплошную
коллективизацию Б. Можаев называет «трясучей лихоманкой —
кулакоманией», «кромешным адом», «жестокой
порой головотяпства», «вселенским геноцидом»,
который, уничтожив мужика, осиротил деревню и оставил землю
беспризорной. С перегибов коллективизации и началось
размывание нравственного чувства хозяина на земле, что
постепенно обернулось разрушением духовного начала. Именно
об этом писал Ф. Абрамов в открытом письме
землякам «Чем живем-кормимся».
Боль
и тревога, с какой говорят современные писатели о нравственных
потерях народа, о том, что произошло с российской
деревней, рождали у них желание «разобраться, как
испокон веков крестьянская вселенная устроена была».
Это намерение В. Белов осуществил в своей книге
о народной эстетике «Лад» и в первой
книге «Канунов», а Б. Можаев —
в романе «Мужики и бабы».
Как
считали В. Белов и Б. Можаев, деревня жила до 1929
года в одних ритмах, после 1929 — в других.
Этого не почувствуешь, если торопливо перелистаешь страницы
первых книг романов «Кануны» и «Мужики и
бабы» и сразу обратишься к событиям, связанным
с коллективизацией. Сам Б. Можаев настаивал: «Первый
и второй тома надо рассматривать как единую книгу. Первый
рассказывает о крестьянстве в предгрозье, второй
обращен к переломной поре в крестьянском мире».
Вот
почему мы считаем целесообразным начинать разговор о романе
«Мужики и бабы» с постижения внутреннего
мира первой книги, общая тональность которой подчеркнута эпиграфом:
|
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно, |
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно… |
Ощущаешь
глубокую сопричастность автора этому миру, погружение в его
атмосферу. Большое село Тиханово, добротные дома мужиков,
привычные ритмы крестьянских работ, семейные заботы и тревоги,
труд и праздники… Обо всем этом ведет свое неторопливое
повествование автор. Внимание к нему направлялось такими
вопросами, которые давались для домашнего обдумывания:
Задание № 1.
На примере первой книги романа покажите, насколько справедливо
утверждение: «Роман Б. Можаева силен не своими
мыслями, а своими картинами». Какие картины деревенской
жизни отличаются особой выразительностью? Как с ними
соотносится эпиграф к роману? Подготовьте выразительное
чтение или художественный пересказ отдельных фрагментов и
эпизодов.
Задание № 2.
Чем близок автору главный герой романа Андрей Иванович Бородин?
В каких ситуациях он показан? Расскажите о нем.
Выполняя
эти задания, ученики почувствуют, какое богатство зарисовок,
красок, образов возникает на страницах романа, насколько
они художественно убедительны и оправданны. Выразительное
чтение отрывков из романа, внимание к слову писателя
откроют ученикам разные грани таланта Можаева-прозаика. Он
предстанет перед ними и как бытописатель, и как психолог,
и как пейзажист.
Задание № 3.
Покажите, как реализована в романе В. Белова мысль
писателя: «Не хлебом единым жив человек». Рассмотрите
серию эпизодов, в которых В. Белов развивает важную
художественную идею: в союзе с природой, в гармонии
с ней человек «создавал себя и высокую красоту
своей души, отраженную в культуре труда».
От учеников
требовалось не только воспроизвести серию эпизодов, описаний
(мечта Павла Пачина построить чудо-мельницу, которая будет
«махать крыльями над всей Шибанихой, над всем
белым светом», описание сосны-великанши, что стояла,
«будто заколдованная»; одна из традиций русской
деревни — люди «пришли на помочи».
И вот она, выстраданная радость Павла, — его мельница
«там, на угоре», словно храм стоит).
Задание № 4.
Почему такие эпизоды заняли важное место в романах о коллективизации?
Как они перекликаются с требованием В. Белова: «Возродить
в крестьянстве крестьянское»? Какой смысл писатель
вкладывает в эти слова?
На основе
прочитанного учитель помогал старшеклассникам сделать такое
заключение: крестьянин — это не только профессия
и принадлежность к определенному сословию, это особое
состояние души. Оно определялось способностью откликнуться
на «зов земли», пережить радость общения
с миром природы, потребностью в человеческой открытости
перед окружающим миром. Серия картин и эпизодов, о которых
речь шла на уроке, раскрывает это состояние души; его
можно обозначить одним словом «лад». Это естественное
состояние души «сеятеля и хранителя» земли, оно
было разрушено во время сплошной коллективизации. В сосредоточенном
раздумье писателей о ее последствиях, о глубине
трагедии, мере духовных и нравственных потерь все зарисовки,
которые раскрывают жизнь крестьянского мира в предгрозье,
занимают важное место.
Произведения
о коллективизации сильны не только своими картинами,
но и своими мыслями. Писатели любят умных, думающих мужиков,
к их мнению прислушиваются, дают им возможность высказаться
на собраниях, в разговоре с близкими, на мужицких
посиделках. Ключевой, проходящей через весь роман «Мужики
и бабы» является мысль, высказанная Андреем Ивановичем
Бородиным: «Не то беда, что колхозы создают, беда, что
их делают не по-людски». В этих словах —
весь узел проблем, рассматриваемых Б. Можаевым. На их
раскрытие были направлены такие вопросы и задания учащимся:
Задание № 5.
Что имеет в виду Андрей Иванович Бородин, говоря, что
колхозы «делают не по-людски»? Расскажите об этом
подробно.
Задание № 6.
«Мужики и бабы» — роман-хроника. В нем
много дат. В чем значимость этой детали? Как она помогает
нам понять события и само время? С какой целью автор
приводит документы? Какие?
Задание № 7.
Воспроизведите сцены раскулачивания. Прокомментируйте их.
Задание № 8.
Как по мере развития событий нарастает ощущение трагедии?
Как идет ее осмысление? Полемичность, дискуссионность романа.
Задание № 9.
«Активисты от властей». Их нравственная характеристика.
Отношение к ним автора.
Приступая
к беседе по заданным вопросам, отметим: в романе
Б. Можаева два эпиграфа. Взятые для одного из них
пушкинские слова «Да ведают потомки православных / Земли
родной минувшую судьбу» обозначают широкую эпическую
тему, которая определила хроникальный характер повествования.
«Я писал роман-хронику, строго ограниченную определенным
временем, а не эпопею о становлении колхоза или о судьбе
главного героя», — читаем в эпилоге.
Как видим, главное в замысле автора — запечатлеть
исторический момент, который известен как «год великого
перелома». Жанр хроники оказался предпочтительным не
только для Б. Можаева. Хроникальный характер носила
первая книга «Поднятой целины», повесть А. Платонова
«Впрок» имела подзаголовок «Бедняцкая хроника»,
С. Залыгин в повести «На Иртыше» писал
хронику событий в сибирском селе Крутые Луки. Жанровое
обозначение романа В. Белова «Кануны» —
«Хроника конца 20-х годов», его же «Год
великого перелома» — «Хроника девяти
месяцев».
Время
властно врывается в художественную ткань произведений,
сообщая всем сценам и эпизодам внутреннюю экспрессию, динамику
и напряженность. Строго выдержанная хроникальность особенно
заметна во второй книге романа «Мужики и бабы».
Каждый поворот событий здесь обозначен датой (например, 14,
15, 17, 24, 28 октября). Это значимая деталь в романе,
получившая дополнительное усиление: «текущий момент»,
«сжатые сроки», «последний и решающий час»,
«предельные рубежи». За этими словами стоят
сложнейшие коллизии той поры.
Люди
пытаются понять свое время, каждый характеризует его по-своему:
«Времечко наступило не до песен и застолиц…»,
«Наше время лимитировано историей… Подошло время тряхнуть
как следует посконную Русь», «Время теперь не
то, чтобы нянчиться с тобой», «Время-то какое?
Какое время, господи! Содом и Гоморра…», «Время
теперь боевое. Революцию никто не отменял».
«Активисты
от властей» пытаются опередить время, Б. Можаев
не зря называет Возвышаева и его компанию «торопильщиками»:
они ведут счет не на месяцы и недели, а на дни и
часы. «Теперь насчет сроков. Хлебные излишки внести
в течение двадцати четырех часов, считать с данного
момента. Кто не внесет к завтрашнему обеду, будет немедленно
обложен штрафом. А затем приступим к конфискации имущества», —
категорично заявил Возвышаев, самовольно вводя чрезвычайные
меры. И это не пустые слова. В романе есть потрясающий
эпизод (он приводился на уроке — гл. 6).
В сельсовет, где собралась группа по раскулачиванию
во главе с Зениным, приходит Прокоп Алдонин для уплаты
штрафа (ему и Клюеву в случае неуплаты грозят чрезвычайные
меры).
«— Поздно!
Время истекло, — строго сказал Зенин.
— Нет, извиняюсь. —
Прокоп расстегнул пиджак, вынул из бокового кармана часы
на золотой цепочке и сказал, поворачивая циферблатом
к Зенину: — Смотри! Еще полчаса осталось.
Мне принесли повестку ровно в девять. Вот тут моя отметка. —
Он положил повестку на стол и отчеркнул ногтем помеченное
чернильным карандашом время вручения…
— Вот. Ровно
семьсот рубликов. Распишитесь в получении, —
протянул он Кречеву пачку денег».
Такого оборота дела Зенин
не ожидал, и, когда Кречев предложил послать за Клюевым,
чтобы и тот внес штраф, последовало решительное «нет»:
«— Ни
в коем случае, — заторопился Зенин. —
Надо идти. И не мешкая. Приказ есть приказ — и
мы должны его исполнить.
— Дак еще время
не вышло, — колеблясь, возразил Кречев.
— Пока дойдем —
и срок наступит. Вон, всего двадцать минут осталось! —
показал Зенин свои часы, вынув их из брючного кармана. —
Пошли!»
Через
двадцать минут на дворе Клюева пролилась кровь. И это
не единственный в романе трагический эпизод.
Суть
ситуации, сложившейся во время сплошной коллективизации,
автор в эпилоге характеризует так: «Вся жизнь в Тиханове
поднялась на дыбы, как норовистая лошадь». Этот
полный экспрессии образ знаком читателю. Вспомним начало двенадцатой
главы романа «Поднятая целина»: «Жизнь в
Гремячем Логу стала на дыбы как норовистый конь перед
трудным препятствием». Что угадывается в этом сходстве
метафорических сравнений? Стремление типизировать процессы,
происходившие в ту пору в деревне? Желание подчеркнуть,
что сплошная коллективизация осуществлялась по одному
сценарию и на Дону, и на Рязанщине? В таком
случае что нового дает роман Б. Можаева по сравнению
с шолоховской «Поднятой целиной»? Такие вопросы
не могут не возникнуть на уроках. Однозначный ответ на них
вряд ли возможен. Они требуют раздумья. Нужны и внимательное
чтение, и глубокая аналитическая работа. Только в этом
случае ученикам будет интересна авторская версия «перелома».
Отметим
прежде всего, что Б. Можаев, как и М. Шолохов, дает
возможность высказаться мужику, по отношению к которому
и было совершено насилие. Среди множества высказываний ученики
выделили такие:
— Если уж зудят
руки у начальства, так они все равно перекроят по-своему.
— Напрасно
упираешься, Андрей. Все равно свалят. Одними налогами задушат.
— В этой
жизни мы перестали быть хозяевами. Нас просто загоняют в колхозы,
как стадо в тырлы. И все теперь становится не нашим:
и земля, и постройки, и даже скотина… Все чужое. И сами мы
тоже чужие…
— Разве есть
такое место, где можно пересидеть, пережить эту чертову
карусель?
— Куда жаловаться?
— Такие… не
токмо что амбары, души нам повывернут.
— Омманут,
мужики. Ей-богу, завлекут и омманут.
— Это как же
иттить в колхоз? Добровольно на аркане?
— Прижмут —
пойдешь.
Как
видим, каждый по-своему осмысливает тот разлад, который начался
с коллективизации, но ощущение безнадежности, безысходности
сквозит в каждом высказывании. Главную опасность мужики
видят в отчуждении их от земли. Острее всех это
почувствовал Андрей Иванович Бородин:
«— Не
то беда, что колхозы создают; беда, что делают их не по-людски, —
усе скопом валят: инвентарь, семена, скотину на общие
дворы сгоняют, всю, вплоть до курей… Все под общую
гребенку чешут, все валят в кучу. Нет, так работать может
только поденщик. А мужику, брат, конец приходит… Мужик —
лицо самостоятельное. Хозяин! Мужик — значит, опора
и надежа, хозяин, одним словом, человек сметливый, сильный,
независимый в делах… За ним не надо приглядывать,
его заставлять не надо. Он сам все сделает как следует. Вот
какому мужику приходит конец. Придет на его место человек
казенный…»
Устами
героя выражено главное в авторской концепции: коллективизация —
это раскрестьянивание, уничтожение мужика. Причем главный
удар пришелся по «справному» мужику, по талантливым
земледельцам.
Тревоги,
которые высказал Андрей Иванович Бородин, одолевали не только
его. Вспомним крестьян из сибирского села Крутые Луки
(С. Залыгин. «На Иртыше») —
Степана Чаузова, Фофана, Нечая, прислушаемся к их разговорам
на мужицких посиделках. Их донимают многие вопросы. «Вот
объясни мне, Ягодка Фофан, — допытывался Нечай, —
к примеру, я нонче утром слажу с печи, похлебал
щей, после — подался в колхозную контору.
Спрашиваю: «Что мне, товарищ мой начальник, робить?»
Ты подумал, пораскинул: «Подавайся, Нечай, по сено…
За Иртыш». А назавтра снова у тебя спрашиваю:
куда ты меня определишь?.. Так неужто я после того крестьянин?
А?! По-крестьянски-то я с вечера обмечтал, как запрягу,
да как мимо кузни проеду… Я кажинный день зараньше себе отмерил,
день за день, и вся линия моей жизни складывается. А
тут? Ты, значит, будешь думать, а я — сполнять.
Год, другой минул — из тебя уже какой-никакой
начальник вылупился, ты командовать привычку взял, а я —
как тот поросенок с рогулькой на шее: в одну
дырку мне рогулька ходу не дает, в другую —
и не думай, ходи, где позволено. Так ведь люди —
не поросята, их по одной стежке не погонишь, они —
разные».
Вот
философия жизни истинного крестьянина! Примечательно, что
Нечай вступил в колхоз одним из первых, чтобы ясно
видеть, что выбрал, а не чувствовать себя «овечкой».
Внутренняя свобода, независимость в суждениях, делах
и поступках, сама возможность распорядиться собой, своей жизнью,
загодя «обмечтать», что делать с утра, —
вот что стоит, по мнению С. Залыгина, за словом
«хозяин». И в этом он солидарен с В. Беловым,
Б. Можаевым, Ф. Абрамовым, которые всей логикой
своих произведений утверждают: есть только два способа хозяйствования
на земле — свободный и принудительный. Коллективизация
с самого начала покоилась на принуждении.
Коллективизация
должна была объединить людей, а она, как показали писатели,
их разъединила. «Одни безумствуют, сеют ненависть, другие
мечутся, страдают, прячутся», — с горечью
отмечает Успенский. Эти наблюдения учителя из романа
«Мужики и бабы» заставляют нас вспомнить, как
в разоренном доме Клюева «сняли иконы вместе с божницами,
раскололи в щепки и сожгли на глазах всего народа».
Как спустя несколько дней с тихановской церкви сняли
колокола, церковь переименовали в дурдом и потом открыли
ссыпной пункт (гл. 7).
«Село
затаилось в ожидании новых ударов и бедствий».
И они пришли. Б. Можаев рисует крестьянский двор в минуту
разорения и горя — идет череда раскулачивания (гл. 11,
12). Сами сцены раскулачивания и выселения знакомы нам по роману
«Поднятая целина», и как будто бы в их «драматургии»
Б. Можаев ничего не меняет. Он, как и Шолохов, идет от жизни.
Тем не менее роман «Мужики и бабы» в этой
своей части звучит трагичнее. Можаев изображает то, что осталось
за рамками «Поднятой целины»: он показывает,
с каким размахом готовилось к операции районное
начальство: заседания штаба по раскулачиванию, инструктаж
представителя райкома, директивы и т. п.
Рекомендовано
«начинать одновременно во всех селах, то есть не
дать опомниться, застать врасплох», особо опасных кулаков
брать под стражу и отправлять с милицией в райцентр,
«семьи из домов выселять, с собой не давать
никакой скотины, ни добра — вывозить из дому
в чем есть». «Во время раскулачивания
по райцентру бесцельное хождение запрещается. Все улицы
берутся под надзор. Объявляется боевая готовность номер
один — круглосуточно. Оружие и боеприпасы, у кого
еще не имеется, взять с утра в райкоме» (гл. 11).
Своей директивой райком по существу объявлял чрезвычайное
положение в районе, а ликвидация кулачества как класса
рассматривалась как боевая операция. Писатель показывает,
что буквальное понимание директив — свидетельство
абсурдности мышления и действий «активистов от властей».
Вспомним, например, что говорит Сенечка Зенин своей жене Зинке:
«Какая теперь взята линия главного направления? Вот
она, ребром поставлена, — Сенечка пристукнул ребром
ладони по столу, — линия на обострение
классовой борьбы. На о-бо-стрение! Значит, наша задача —
обострять… Пока держится такая линия, надо успеть проявить
себя на обострении».
И «обостряли»!
И проявляли себя! Убедительнее всего этот мотив выражен в эпизодах,
где главным действующим лицом был Возвышаев: собрание актива
в Гордеевском узле — гл. 9, заседание
районного штаба по сплошной коллективизации —
гл. 11, кампания по сплошной коллективизации —
гл. 13, крестьянские волнения — гл. 14.
Каковы мотивы и логика поведения «активистов от властей»?
Почему автор называет их «погромщиками»? Эти вопросы
выводят нас к размышлениям о теории, философии,
которые исповедовали возвышаевы, поспеловы, зенины.
Из 30-х
годов пришло к нам выражение «Лес рубят —
щепки летят». В романе «Мужики и бабы»
его произносит секретарь райкома Поспелов. Отстаивая теорию
«классовой обреченности», он говорит: «Мы
расчищаем эту жизнь для новых, более совершенных форм.
И оперируем целыми классами. Личности тут не в счет».
Действительно, во время сплошной коллективизации личность
в счет не шла. Кулаком мог оказаться любой. Так, добирая
до плановой цифры, объявили кулаком пастуха Рагулина,
был арестован Бородин, отказавшийся «кулачить».
Перекрывая «процент, спущенный районом»,
в Тиханове к раскулачиванию и выселению вместо двадцати
четырех семей утвердили двадцать семь. «Дополнительно
подработаны», — докладывает Зенин Возвышаеву, —
«столяры Гужовы» и «кустарь-одиночка, некто
фотограф Кирюхин». «Молодцы!» —
одобряет Возвышаев. «Орел!» — говорит
он о Зенине.
Подобная
«подработка» была в духе времени. «Лишняя
трагедия» никого не беспокоила, напротив, она украшала
плановую отчетность. Яркий тому пример — диалог
из повести С. Антонова «Овраги».
«— Неловко,
Клим Степанович, кулаков много — два и две десятых
процента.
— Не
может быть!.. Ты что, позабыл, что мы с Острогожским
райном соревнуемся! Они к октябрьским шесть процентов
раскулачили, а у нас два и две десятых?! Ты, я гляжу, сильно
мужиков жалеешь. Вчера в Ефимовке уполномоченного по заготовкам
избили. В больнице лежит. Кто бил? Бедняки? Какие они
бедняки, если они уполномоченных бьют. Не бедняки они, а подкулачники.
Перепиши их всех — и будет у тебя еще полпроцента».
У «торопильщиков»
и «погромщиков» была и своя философия. Наиболее
откровенно ее выразил в романе Можаева секретарь райкома
комсомола Тяпин. В споре с ним по поводу происходящих
в районе событий Мария Обухова употребила выражение «пиррова
победа».
«— Полководец
был такой в древности. Победу одержал ценой жизни своих
воинов и в конечном итоге все проиграл.
На круглом
добродушном лице Тяпина заиграла младенческая наивная улыбочка:
— Дак он же
с войском дело имел, а мы с народом, голова! Народ
весь не истребишь. Потому что, сколько его ни уничтожают,
он тут же сам нарождается. Народ растет, как трава».
Нельзя
пройти мимо еще одного эпизода — выгоняют на улицу,
ссылают семью участника гражданской войны, бывшего красноармейца
Прокопа Алдонина (гл. 12). Мы видим, как проводят последнюю
ночь в родном доме пятеро ребятишек, их мать, как пытались
помешать им взять узелок с харчами, как неожиданно умер
их отец («Одним классовым врагом стало меньше», —
спокойно сказал по этому поводу Зенин), и мы поймем,
что значит «раскулачивать без мерехлюндий».
«И без пощады». С этими словами невольно
связывается концовка романа В. Белова «Год великого
перелома»: «…В полевой сумке Скачкова хранился
толстый граненый карандаш фабрики имени Сакко и Ванцетти.
Заостренный с обоих концов, карандаш этот вызывал у хозяина
гордость и самоуважение, один конец был синий, другой красный.
Разбирая районные списки и следственные дела арестованных
недоимщиков, Скачков пользовался двумя концами. Отмеченные
синим концом попадали во вторую категорию, красная птичка
садилась напротив первой категории…
Жители
деревни Ольховицы Данило Семенович Пачин и Гаврило Варфоломеевич
Насонов, помеченные красными галочками, согласно девятому
пункту, подлежали немедленному расстрелу».
Леденят
душу эти строки.
«Не
по-людски» начатая и проведенная, коллективизация обернулась
для народа нашего тяжелейшей трагедией. Сколько жизней
она унесла, сказать никто не может. Называют разные цифры,
причем счет идет на миллионы. Рассказ В. Тендрякова
«Пара гнедых» заканчивается документальной репликой:
«Уинстон Черчилль в своей книге «Вторая мировая
война» вспоминает о десяти пальцах Сталина, которые
тот показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации.
Десять сталинских пальцев могли, видимо, означать десять миллионов
раскулаченных — брошенных в тюрьмы, высланных
на голодную смерть крестьян разного достатка, мужчин
и женщин, стариков и детей».
До Федора
Абрамова дошла другая цифра: «…20 млн. Это неточно.
Людей в России не считают. Свиней, конское поголовье
считают, сколько кубов леса заготавливают — считают,
а людей не считают.
20 млн.
И какие 20 млн. Отборные». Эту дневниковую запись Ф. Абрамова
мы находим в черновых материалах повести «Поездка
в прошлое», опубликованной в журнале «Новый
мир» (1989, № 5). Эта запись заставляет вспомнить
строки Александра Твардовского:
|
Тут ни убавить,
Ни прибавить, —
Так это было на земле… |
Рекомендуемая литература
Золотусский
И. П. Исповедь Зоила: Статьи, исследования, памфлеты. —
М., 1989.
Агеносов
В. В., Маймин
Е. А., Хайруллин
Р. З. Литература народов России. — М., 1995.
Ерофеев Виктор.
Русские цветы зла. — М., 1997.
Бондаренко В.
Реальная литература. — М., 1996.
|