Король проснулся.
Прежде всего по привычке ощупал голову. Проверил, не съехал ли ночью колпак на бок? Не дай Бог, не свалился ли с головы? И лишь убедившись, что колпак туго натянут на уши, соблегчением вздохнул, откинул одеяло, сел и спустил ноги с кровати.
(С.Прокофьева “Пока бьют часы”).
Герой нашего сегодняшнего выпуска – господин Колпак.
Название этого головного убора происходит от тюркского kalpak – высокая шапка. Пользуемся мы этим словом не так уж часто, а слово всё равно живее всех живых: и клоуны, и повара, и Дед Мороз, и даже автомобилисты его употребляют. В старину так называлась “высокая меховая или отороченная мехом шапка”. В болгарском языке калпак до сих пор – “род меховой шапки”.
На Руси существовали прозвища Колпак и Колпачник, от которых потом в русский язык пришли фамилии.
Учёные считают, что слово это появилось в языке приблизительно в XV веке.
В Москве с 1631 г. существует Колпачный переулок, появившийся на месте Колпачной слободы, в которой ремесленники шили колпаки – мужские головные уборы.
Интересно, что слово колпак известно не только в прямом значении. Много возникло выражений и устойчивых сочетаний. Так, прослыть колпаком (или просто шляпой), (т.е дурачком, простофилей) – не самая приятная слава. О ком-то необыкновенном говорят: “все люди как люди, один черт в колпаке”.
Попасть под колпак (находиться под тайным наблюдением) вряд ли кто хочет.
Достоевский писал, что “всякий провинциал живет как будто под стеклянным колпаком. Нет решительно никакой возможности хоть что-нибудь скрыть от своих почтенных сограждан“. Так что попал под колпак – забудь о личной жизни. Переколпачить – “переделать по-своему”.
Хотя, надо признаться, что колпак надеть порой всё-таки хочется. Чтобы спрятаться и жить “по сердцу”. Создать образ, который внутреннему миру соответствует, и скрыться под ним. Не так уж и плохо порой и шутовской колпак примерить, чтобы на мир посмотреть с другой стороны. Не случайно главный герой русских сказок – Иван-дурак, часто в колпаке изображающийся, никуда не торопящийся, к карьере не стремящийся – в конце концов и жену лучшую находит, и Жар-птицу ловит, и счастье обретает. В общем, есть над чем подумать нам, т.к. в суете и погоне каждого дня жизнь порой не замечаем. А ведь всё просто: взять и колпак на себя однажды надеть…
И точно, не в урок напыщенным умам
Дурачество моё на счастие похоже.
Неравнодушно — не скрываю —
Пускаю по миру колпак .
Чего от мира жду?–
Не знаю. Зачем колпак мой начат?–
Так. И здесь и там он продолжался:
Я жил да жил, а он вязался…
Что ж, пусть в венках да в шишаке
Своих любимцев водит слава:
А мне ль искать на славу права?
Меня – узнают в колпаке …
Это отрывок из поэмы В.С.Филимонова, современника А.С.Пушкина, драматурга и беллетриста.
22 марта 1828 года Владимир Сергеевич Филимонов (1787 – 1858) принёс Пушкину такое вот произведение под названием “Дурацкий колпак”.
Вы в мире славою гремите;
Поэт! в лавровом вы венке.
Певцу безвестному простите:
Я к вам являюсь – в колпаке.
Пушкин, как известно, ответил Филимонову:
Но старый мой колпак изношен,
Хоть и любил его поэт;
Он поневоле мной заброшен:
Не в моде нынче красный цвет.
Итак, в знак мирного привета,
Снимая шляпу, бью челом,
Узнав философа-поэта
Под осторожным колпаком.
“Красный колпак” – символ. Только у Пушкина он имеет другое значение, нежели у Филимонова и в народных сказках. Это, скорее, символ свободы. И Пушкин этот колпак “любил примерить”. Кстати, и писал об этом головном уборе не раз:
“Друзья! немного снисхожденья, –
Оставьте красный мне колпак…” (“Товарищам”, 1817);
Вот он, приют гостеприимный,
Приют любви и вольных муз,
Где с ними клятвою взаимной
Скрепили вечный мы союз,
Где дружбы знали мы блаженство,
Где в колпаке за круглый стол
Садилось милое Равенство…”
(“Из письма к Я.Н.Толстому”, 1822).
Надо сказать, что сам по себе колпак – довольно древний головной убор.
Геродот в своей “Истории” пишет о том, что “саки-скифы ( V-IV вв. до н. э.) носили на головах прямые шапки с острым верхом” (Геродот, кн. VII, 64). А из персидских клинописных источников известно, что одна из больших сакских племенных групп даже называлась саки-тиграхауда, что в переводе означает: “саки, носящие остроконечные шапки”.
Такие высокие своеобразные головные уборы носили не только мужчины, но и женщины. Правда, назначение их было разное. Так, мужчины -скифы, носившие на голове колпаки, как правило, были воинами, и эти уборы подчеркивали их мужественность. А женский колпак, как считают историки, удерживал причёску.
Колпаки носили юродивые. был известный московский чудотворец, блаженный Иоанн Большой Колпак (н. XVI в. – 3.07.1589), который получил своё прозвище оттого, что носил на своей голове просторный колпак-капюшон, который “с прочим покрытием тела… вкупе сваплен, а не швен” . Этот колпак являлся предметом долгих споров ученых-историков.
В ХIХ в. пришли к мнению, что колпак был железным. С таким железным колпаком появляется у Пушкина в его “Борисе Годунове” блаженный, обличающий Бориса, т.е. тот же блаженный Иоанн.
Юродивый
(садится на землю и поет)
Месяц светит,
Котенок плачет,
Юродивый, вставай,
Богу помолися!
Мальчишки окружают его снова.
Один из них
Здравствуй, Николка; что же ты шапки не снимаешь? (Щелкает его по железной шапке.) Эк она звонит!
У Г.Х. Андерсена есть сказка “Ночной колпак старого холостяка“. Великий сказочник по-своему обыгрывает колпак, надевая его по ночам на голову холостяка: Куда же девались теперь все слезы Антона? Куда девались эти жемчужины? Они остались в его ночном колпаке, ведь их нельзя было отмыть никаким мылом, они так и остались в колпаке скрытыми и забытыми. Мысли и думы тоже остались в колпаке старого холостяка. Не пожелай его себе! Лоб твой разгорячится, пульс забьется ускоренно, и тебе приснятся сны, похожие на действительность.
На этом пока всё. Если вам захочется кого-то переколпаковать или околпачить, надо просто чётко, быстро, громко произнести (раз 5): “Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать, перевыколпаковать“, и желание это должно пропасть.
В общем, друзья, колпаки надо надевать лишь по собственной инициативе! И только на себя. Околпачивать никого не стоит!