Фольклор
Русский фольклор | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных — по одной сказке) | |||
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки | |||
Одна былина по выбору автора программы или учителя | (в сокращении) |
Произведения русского фольклора, входящие в другие школьные программы (можно использовать как произведения по выбору для гос. стандарта):
Устное народное творчество
Исторические песни
Русские народные сказки
- «Два Ивана — солдатских сына»
- «Финист — Ясный Сокол»
- «Царевна-лягушка»
- «Марья Моревна»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Каша из топора»
- «Василиса Прекрасная»
Народный театр
Былины
- «Вольга и Микула Селянович»
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
- «Садко»
- «Три поездки Ильи Муромца» (прозаический пересказ)
Мифы древних славян
Древнерусская литература
Древнерусская литература | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Слово о полку Игореве» | (в сокращении) |
||
Три произведения разных жанров по выбору автора программы или учителя |
Другие произведения древнерусской литературы, входящие в другие школьные программы (можно использовать как произведения по выбору для гос. стандарта):
- «Повесть временных лет» (фрагменты)
- «Слово о разорении Рязани Батыем» (фрагменты)
- «Житие Бориса и Глеба»
- «Поучение Владимира Мономаха»
- «Сказание о Петре и Февронии Муромских»
- «Житие протопопа Аввакума»
- «Сказание о Кожемяке»
- «Сказание о Белгородском киселе»
- «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагменты очерка Б. Зайцева)
Литература XVIII века
Гос. стандарт В соотв. с действующим федеральным компонентом стандарта основного общего образования по литературе, в ОУ с родным (нерусским) языком обучения русская литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов указанных произведений.
М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно стихотворение по выбору автора программы или учителя | (обзорно с чтением фрагментов) |
Произведения М. В. Ломоносова, входящие в другие школьные программы (можно использовать как произведения по выбору для гос. стандарта):
- Стихотворения
- «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны»
- «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
- «Разговор с Анакреонтом»
- «Случились вместе два астронома в пиру»
- «К статуе Петра Великого»
Г. Р. Державин
Г. Р. Державин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Два произведения по выбору автора программы или учителя | (обзорно с чтением фрагментов) |
Произведения Г. Р. Державина, входящие в другие школьные программы (можно использовать как произведения по выбору для гос. стандарта):
- «Властителям и судиям»
- «Снигирь»
- «Признание»
- «На птичку»
- «Памятник»
- «Река времён в своём стремленьи»
Д. И. Фонвизин
Д. И. Фонвизин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Комедия «Недоросль» | (обзорно с чтением фрагментов) |
А. Н. Радищев
А. Н. Радищев | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор) | (обзорно с чтением фрагментов) |
Н. М. Карамзин
Н. М. Карамзин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Повесть «Бедная Лиза» | (обзорно с чтением фрагментов) |
Другие произведения Н. М. Карамзина, входящие в другие школьные программы:
- «Осень»
Литература XIX века
И. А. Крылов
И. А. Крылов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Четыре басни по выбору автора программы или учителя |
Произведения И. А. Крылова, входящие в другие школьные программы (можно использовать как произведения по выбору для гос. стандарта):
- Басни
- «Ворона и Лисица»
- «Квартет»
- «Лебедь, рак и щука»
- «Свинья под дубом»
- «Волк и Ягнёнок»
- «Демьянова уха»
- «Лжец»
- «Любопытный»
- «Две бочки»
- «Волк на псарне»
- «Осёл и соловей»
- «Лягушки, просящие царя»
- «Слон и Моська»
- «Петух и Жемчужное зерно»
Я. П. Полонский
Гос. стандарт В соотв. с действующим федеральным компонентом стандарта основного общего образования по литературе, произведения Я. П. Полонского не изучаются.
Произведения Я. П. Полонского, входящие в другие школьные программы:
В. А. Жуковский
В. А. Жуковский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Баллада «Светлана» | |||
Одна баллада по выбору автора программы или учителя | |||
Два лирических стихотворения по выбору автора программы или учителя |
А. С. Грибоедов
А. С. Грибоедов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Комедия «Горе от ума» | (в сокращении) |
А. В. Кольцов
Е. А. Боратынский
К. Ф. Рылеев
Стихи
К. Н. Батюшков
Стихи
А. С. Пушкин
- Проза
- Поэмы
- Стихи
- «Пушкину»
- «Зимнее утро»
- «Зимний вечер»
- «Узник»
- «Песнь о вещем Олеге»
- «Я вас любил»
- «Я помню чудное мгновенье»
- «Анчар»
- «Вновь я посетил»
- «Птичка»
- «Туча»
- «Ещё дуют холодные ветры»
- «Бесы»
- «Жених»
- «Зимняя дорога»
- «К Чаадаеву»
- «Во глубине сибирских руд»
- «19 октября»
- «На холмах Грузии»
- «Мадона»
- «Арион»
- «Признание»
- «Поэт»
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
- «Няне»
- «И. И. Пущину»
- «Сожженное письмо»
- «Храни меня, мой талисман»
- «Кипренскому»
- «Цветок»
- «Пророк»
А. С. Пушкин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «К Чаадаеву» | |||
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» | |||
Стихотворение «К морю» | |||
Стихотворение «Няне» | |||
Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…») | |||
Стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») | |||
Стихотворение «Пророк» | |||
Стихотворение «Зимняя дорога» | |||
Стихотворение «Анчар» | |||
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» | |||
Стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» | |||
Стихотворение «Зимнее утро» | |||
Стихотворение «Бесы» | |||
Стихотворение «Туча» | |||
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Одна романтическая поэма по выбору автора программы или учителя | (в сокращении) |
||
«Повести Белкина» | (одна повесть по выбору автора программы или учителя) |
||
Повесть «Пиковая дама» | |||
«Маленькие трагедии» (одна трагедия по выбору автора программы или учителя) | |||
Роман «Дубровский» | (в сокращении) |
||
Роман «Капитанская дочка» | (в сокращении) |
||
Роман в стихах «Евгений Онегин» | (обзорное изучение с чтением отдельных глав) |
А. С. Пушкин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Погасло дневное светило…» | |||
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» | |||
Стихотворение «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») | |||
Стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») | |||
Стихотворение «…Вновь я посетил…» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Поэма «Медный всадник» | |||
Роман «Евгений Онегин» | (продолжение изучения — обзорное изучение с анализом фрагментов) |
М. Ю. Лермонтов
- Проза
- Поэмы
- Стихи
- Пленный рыцарь
- Завещание
- Казачья колыбельная песня
- Утёс
- Листок
- Парус
- Тучи
- Бородино
- Три пальмы
- Родина
- «Выхожу один я на дорогу…»
- Смерть поэта
- Молитва
- «Когда волнуется желтеющая нива…»
- Пророк
- Нищий
- «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
- «На севере диком стоит одиноко…»
- Ангел
- Узник
- Первое января
- Предсказание
- И скучно и грустно
- Дума
- «Как часто, пёстрою толпою окружён…»
М. Ю. Лермонтов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Парус» | |||
Стихотворение «Смерть Поэта» | |||
Стихотворение «Бородино» | |||
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» | |||
Стихотворение «Дума» | |||
Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») | |||
Стихотворение «Три пальмы» | |||
Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») | |||
Стихотворение «И скучно и грустно» | |||
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» | |||
Стихотворение «Родина» | |||
Стихотворение «Пророк» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | (в сокращении) |
||
Поэма «Мцыри» | (в сокращении) |
||
Роман «Герой нашего времени» | (только повести «Бэла» и «Максим Максимыч») |
М. Ю. Лермонтов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») | |||
Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» | |||
Стихотворение «Валерик» | |||
Стихотворение «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…») | |||
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Роман «Герой нашего времени» | (продолжение изучения — обзорное изучение с анализом повести «Княжна Мери») |
Поэты пушкинской поры
Поэты пушкинской поры | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Д. В. Давыдов, А. В. Кольцов, Н. М. Языков | (стихотворения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
Н. В. Гоголь
- «Выбранные места из переписки с друзьями»
- «Ночь перед Рождеством»
- «Майская ночь, или Утопленница»
- «Заколдованное место»
Н. В. Гоголь | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Вечера на хуторе близ Диканьки» | (одна повесть по выбору автора программы или учителя) |
(одна повесть по выбору автора программы или учителя, в сокращении) |
|
Повесть «Тарас Бульба» | (в сокращении) |
||
Повесть «Шинель» | (в сокращении) |
||
Комедия «Ревизор» | (в сокращении) |
||
Поэма «Мёртвые души» | (первый том) |
(первый том — отдельные главы) |
Н. В. Гоголь | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одна из петербургских повестей по выбору автора программы или учителя | |||
Поэма «Мёртвые души» | (первый том, продолжение изучения — обзорное изучение с анализом отдельных глав) |
А. Н. Островский
А. Н. Островский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одна пьеса по выбору автора программы или учителя | (в сокращении) |
А. Н. Островский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Драма «Гроза» | (в сокращении) |
И. С. Тургенев
- «Отцы и дети»
- «Рудин»
- «Записки охотника»
- «Бежин луг»
- «Хорь и Калиныч»
- «Бирюк»
- «Певцы»
- «Муму»
- «Ася»
- «Первая любовь»
- Стихотворения в прозе
И. С. Тургенев | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Записки охотника» | (два рассказа по выбору автора программы или учителя) |
(два рассказа по выбору автора программы или учителя) |
|
«Стихотворения в прозе» | (два стихотворения по выбору автора программы или учителя) |
(два стихотворения по выбору автора программы или учителя) |
|
Одна повесть по выбору автора программы или учителя |
И. С. Тургенев | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Роман «Отцы и дети» | (обзорное изучение с анализом фрагментов) |
Ф. И. Тютчев
- «Есть в осени первоначальной…»
- Летний вечер
- Осенний вечер
- «Умом Россию не понять…»
- Весенние воды
- «Нам не дано предугадать…»
- «Неохотно и несмело…»
- Листья
- «Что ты клонишь над водами…»
- Фонтан
- «Как весел грохот летних бурь…»
- «Чародейкою Зимою…»
- Цицерон
- «Она сидела на полу…»
- «О, как убийственно мы любим…»
- «Эти бедные селенья…»
- «Чему молилась ты с любовью…»
Ф. И. Тютчев | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «С поляны коршун поднялся…» | |||
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя |
Ф. И. Тютчев | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Silentium!» | |||
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» | |||
Стихотворение «Умом Россию не понять…» | |||
Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» | |||
Стихотворение «Нам не дано предугадать…» | |||
Стихотворение «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое…») | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя |
А. А. Фет
- «Ещё весны душистой нега…»
- «Заря прощается с землёю…»
- «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
- «Скрип шагов вдоль улиц белых…»
- «Летний вечер тих и ясен…»
- «Какая ночь! Как воздух чист…»
- «Это утро, радость эта…»
- «Бабочка»
- «Какая грусть! Конец аллеи…»
- «Зреет рожь»
- «Ласточки пропали»
- «На заре ты её не буди…»
- «Я пришёл к тебе с приветом…»
- «Я тебе ничего не скажу…»
- «Добро и зло»
- «Жизнь пронеслась без явного следа…»
- «Бал»
- «Певице»
- «Цветы»
- «Ярким солнцем в лесу пламенеет…»
А. А. Фет | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Вечер» | |||
Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…» | |||
Три стихотворения на выбор автора программы или учителя |
А. А. Фет | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Это утро, радость эта…» | |||
Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» | |||
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» | |||
Стихотворение «Ещё майская ночь» | |||
Три стихотворения на выбор автора программы или учителя |
А. Н. Майков
Л. Н. Толстой
- «Детство»
- «Отрочество»
- «Юность»
- «Кавказский пленник»
- «После бала»
- «Война и мир»
Л. Н. Толстой | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одна повесть по выбору автора программы или учителя | |||
Один рассказ по выбору автора программы или учителя |
Л. Н. Толстой | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Роман-эпопея «Война и мир» | (обзорное изучение с анализом фрагментов) |
Н. А. Некрасов
- «Кому на Руси жить хорошо»
- «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»
- «Дедушка»
- «Мороз Красный Нос»
- «Соловьи»
- «На Волге»
- «Тройка»
- «Железная дорога»
- «Размышления у парадного подъезда»
- «В дороге»
- «Калистрат»
- «В полном разгаре страда деревенская»
- «Внимая ужасам войны»
- «Школьник»
- «Вчерашний день часу в шестом»
- «Ты всегда хороша несравненно…»
- «Я не люблю иронии твоей…»
- «Мы с тобой бестолковые люди…»
- «Умру я скоро…»
- «Безвестен я…»
Н. А. Некрасов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Крестьянские дети» | |||
Стихотворение «Железная дорога» | |||
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Одна поэма по выбору автора программы или учителя |
Н. А. Некрасов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «В дороге» | |||
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» | |||
Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» | |||
Стихотворение «Поэт и Гражданин» | |||
Стихотворение «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…») | |||
Стихотворение «О Муза! я у двери гроба…» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | (обзорное изучение с анализом фрагментов) |
Н. М. Языков
Н. С. Лесков
Н. С. Лесков | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Н. С. Лесков | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Н. Г. Чернышевский
И. А. Гончаров
И. А. Гончаров | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Роман «Обломов» | (обзорное изучение с анализом фрагментов) |
||
Очерки «Фрегат Паллада» | (фрагменты) |
И. С. Никитин
- «Русь»
- «Утро»
- «Встреча зимы»
- «Ярко звезд мерцанье»
- «Лес»
А. Н. Толстой
- «Пётр I»
А. К. Толстой
- «Где гнутся над омутом лозы…»
- «Край ты мой, родимый край…»
- «Благовест»
- «Средь шумного бала…»
- «Коль любить, так без рассудку…»
А. К. Толстой | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Три произведения по выбору автора программы или учителя |
А. К. Толстой | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Три произведения по выбору автора программы или учителя |
М. Е. Салтыков-Щедрин
- «История одного города»
- «Вяленая вобла»
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- «Дикий помещик»
- «Медведь на воеводстве»
М. Е. Салтыков-Щедрин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Три сказки по выбору автора программы или учителя |
М. Е. Салтыков-Щедрин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«История одного города» | (обзор) |
(обзор) |
Ф. М. Достоевский
Ф. М. Достоевский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одна повесть по выбору автора программы или учителя |
Ф. М. Достоевский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Роман «Преступление и наказание» | (обзорное изучение с анализом фрагментов) |
В. Г. Короленко
- «Чудная»
- «Без языка»
- «Река играет»
- «Парадокс»
- «Огоньки»
- «В дурном обществе»
- Публицистика
- Письма к Луначарскому
В. Г. Короленко | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
А. П. Чехов
- Дядя Ваня
- Вишнёвый сад
- Лошадиная фамилия
- Пересолил
- Хамелеон
- Толстый и тонкий
- Злоумышленник
- Налим
- Смерть чиновника
- Хирургия
- Размазня
- На мельнице
- Волк
- Переполох
- Егерь
- Тоска
- В аптеке
- Дом с мезонином
- Анна на шее
- Беззащитное существо
- Медведь
А. П. Чехов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Рассказ «Смерть чиновника» | |||
Рассказ «Хамелеон» | |||
Два рассказа по выбору автора программы или учителя |
А. П. Чехов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Рассказ «Студент» | |||
Рассказ «Ионыч» | |||
Два рассказа по выбору автора программы или учителя | |||
Рассказ «Человек в футляре» | |||
Рассказ «Дама с собачкой» | |||
Пьеса «Вишнёвый сад» | (в сокращении) |
В. М. Гаршин
В. М. Гаршин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Литература XX века (первая половина)
И. А. Бунин
- Произведения И. А. Бунина, изданные после 1917 г., перейдут в общественное достояние на территории РФ в 2024 году.
- Рассказы:
- «Танька»
- «Лапти»
- «Сверчок»
- «Цифры»
- «Господин из Сан-Франциско»
- «Солнечный удар»
- «Иоанн-Рыдалец»
- «Чистый понедельник»
- Стихотворения:
И. А. Бунин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Два рассказа по выбору автора программы или учителя |
И. А. Бунин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» | |||
Два рассказа по выбору автора программы или учителя | |||
Рассказ «Чистый понедельник» |
К. Д. Бальмонт
- У чудищ
- Осень — несколько стихотворений с таким названием
- Снежинка
- Золотая рыбка
И. Ф. Анненский
Н. С. Гумилёв
Б. К. Зайцев
И. С. Шмелёв
- «Мартовская капель»
- «Как я встречался с Чеховым»
- «За карасями»
К. Г. Паустовский
- Произведения Паустовского перейдут в общественное достояние на территории РФ в 2043 году.
- Рождение сказки (?)
- Тёплый хлеб
- Телеграмма
К. Г. Паустовский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Один рассказ по выбору автора программы или учителя |
И. Северянин
А. М. Ремизов
- «Змей»
Е. И. Замятин
А. И. Куприн
А. И. Куприн | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
А. И. Куприн | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
М. Горький
- Мещане
- Егор Булычёв и другие
- Фома Гордеев
- Мать
- На дне
- Мои университеты
- Старуха Изергиль
- Макар Чудра
- Детство
- Песня о Соколе
- Челкаш
- Сказки об Италии — 1-4
- Ма-аленькая!
- Несвоевременные мысли
- Литературные портреты (В. И. Ленин, Л. Н. Толстой)
- Публицистика
М. Горький | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Два произведения по выбору автора программы или учителя |
М. Горький | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Пьеса «На дне» | |||
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Поэзия конца XIX — начала XX вв.
Поэзия конца XIX — начала XX вв. | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич | (Стихотворения не менее двух авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Стихотворения не менее двух авторов по выбору автора программы или учителя) |
А. А. Блок
- Двенадцать
- Родина
- На железной дороге
- «О, я хочу безумно жить…»
- «Да, так диктует вдохновенье…»
- Сольвейг
- «Ты — как отзвук забытого гимна»
- «О доблестях, о подвигах, о славе…»
- Летний вечер
- «О как безумно за окном…»
- «О весна без конца и без краю…»
- «Ветер принёс издалека…»
- Заклятие огнём и мраком
- В ресторане
- «Как тяжело ходить среди людей…»
- Возмездие
- Ямбы
- «Ушла. Но гиацинты ждали…»
А. А. Блок | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя |
А. А. Блок | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Незнакомка» | |||
Стихотворение «Россия» | |||
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» | |||
Стихотворение «В ресторане» | |||
Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом») | |||
Стихотворение «На железной дороге» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Поэма «Двенадцать» |
В. В. Маяковский
- «Клоп»
- «Баня»
- «Прозаседавшиеся»
- «Облако в штанах»
- «Во весь голос»
- «Нате»
- «А вы могли бы?»
- «Послушайте»
- «Хорошее отношение к лошадям»
- «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
- «Подлиза»
- «Люблю»
В. В. Маяковский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя |
В. В. Маяковский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «А вы могли бы?» | |||
Стихотворение «Послушайте!» | |||
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» | |||
Стихотворение «Лиличка!» | |||
Стихотворение «Юбилейное» | |||
Стихотворение «Прозаседавшиеся» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Поэма «Облако в штанах» | (в сокращении) |
С. А. Есенин
- «Анна Снегина»
- «Отговорила роща золотая»
- «Несказанное, синее, нежное»
- «С добрым утром»
- «Я покинул родимый дом»
- «Не жалею, не зову, не плачу»
- «Низкий дом с голубыми ставнями»
- «Я иду долиной. На затылке кепи»
- «Собаке Качалова»
- «Мелколесье. Степь и дали»
- «Пороша»
- «Вот уж вечер»
- «Гой ты, Русь, моя родная»
- «Край ты мой заброшенный»
- «Разбуди меня завтра рано»
- «Письмо к женщине»
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
- «До свиданья, друг мой, до свиданья»
- «Топи да болота»
С. А. Есенин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя |
С. А. Есенин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!..» | |||
Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» | |||
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» | |||
Стихотворение «Письмо матери» | |||
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» | |||
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» | |||
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» | |||
Стихотворение «Русь Советская» | |||
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя |
Михаил Пришвин
М. М. Пришвин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Леонид Андреев
- «Кусака»
А. Серафимович
- «Железный поток»
Вс. Иванов
- «Бронепоезд 14-69»
Исаак Бабель
- «Конармия»
А. Веселый
- «Россия, кровью умытая»
Александр Фадеев
- «Разгром»
Б. Пильняк
- «Голый год»
Б. Лавренев
- «Ветер»
Дмитрий Фурманов
- «Чапаев»
Викентий Вересаев
- «В тупике»
Илья Ильф и Евгений Петров
- «Двенадцать стульев»
Надежда Тэффи
- «Ностальгия»
Виталий Бианки
Литературные сказки
А. А. Прокофьев
Н. И. Рыленков
Николай Заболоцкий
- «Не позволяй душе лениться…»
- «Журавли»
- «Одинокий дуб»
- «Я не ищу гармонии в природе»
- «О красоте человеческих лиц»
- «Где-то в поле возле Магадана»
- «Можжевеловый куст»
- «Завещание»
- «Я воспитан природой суровой»
Н. А. Заболоцкий | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя |
Михаил Зощенко
- «Великие путешественники»
- «Галоша»
- «Встреча»
- «Монтёр»
М. М. Зощенко | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Два рассказа по выбору автора программы или учителя |
Аркадий Аверченко
Анна Ахматова
- «Реквием»
- «Мужество»
- «А там мой мраморный двойник»
- «Стихи о Петербурге»
- «Песня о песне»
- «Молитва»
- «Сразу стало тихо в доме»
- «Я спросила у кукушки»
- «Мне голос был»
- «Дальний глас»
- «Муза»
- «Двустишие»
- «Пушкин»
- «Перед весной бывают дни такие…»
- «Клятва»
- «Песня мира»
- «Сероглазый король»
- «Из книги „Четки“»
- «Из книги „Белая стая“»
- «Из книги „Вечер“»
- «Из книги „Подорожник“»
- «Из книги „ANNO DOMINI“»
- «Из книги „Тростник“»
- «Ветер войны»
- «Не с теми я, кто бросил землю»
- «Что ты бродишь неприкаянный…»
- «И упало каменное слово»
А. А. Ахматова | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Три стихотворения по выбору автора программы или учителя |
А. А. Ахматова | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Песня последней встречи» | |||
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» | |||
Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» | |||
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» | |||
Стихотворение «Родная земля» | |||
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Поэма «Реквием» |
М. И. Цветаева
- «Книги в красном переплете»
- «Моим стихам, написанным так рано»
- «Идёшь, на меня похожий»
- «Бабушке»
- «С большою нежностью»
- «Стихи о Москве»
- «Родина»
- «Мне нравится, что вы больны не мною»
- «Откуда такая нежность?»
- «Стихи к Блоку»
- Из цикла «Ахматовой»
М. И. Цветаева | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» | |||
Стихотворение «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…») | |||
Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» | |||
Стихотворение «Тоска по родине! Давно…» | |||
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя |
О. Э. Мандельштам
О. Э. Мандельштам | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Notre Dame» | |||
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | |||
Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков…» | |||
Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» | |||
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя |
А. П. Платонов
- «Чевенгур»
- «Котлован»
- «Волшебное кольцо»
- «Неизвестный цветок»
- «На заре туманной юности»
- «Корова»
- «Юшка»
- «Сокровенный человек»
- «Шарманка»
- «Впрок»
А. П. Платонов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Один рассказ по выбору автора программы или учителя |
А. П. Платонов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
А. С. Грин
А. С. Грин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
М. А. Булгаков
М. А. Булгаков | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Повесть «Собачье сердце» |
М. А. Булгаков | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Роман «Белая гвардия» | (один из двух романов) |
(один из двух романов в сокращении) |
|
Роман «Мастер и Маргарита» | (один из двух романов) |
(один из двух романов в сокращении) |
А. Т. Твардовский
- «Василий Тёркин»
- «За далью даль»
- «Страна Муравия»
- «Я убит подо Ржевом»
- «Братья»
- «Спасибо»
- «Снега потемнеют синие…»
- «Июль, макушка лета…»
- «На дне моей жизни…»
- «Урожай»
- «Родное»
- «Весенние строчки»
- «Матери»
А. Т. Твардовский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Поэма «Василий Тёркин» | (три главы по выбору автора программы или учителя) |
(три главы по выбору автора программы или учителя) |
А. Т. Твардовский | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Вся суть в одном единственном завете…» | |||
Стихотворение «Памяти матери» | |||
Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» | |||
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя |
Ю. Н. Тынянов
- «Смерть Вазир-Мухтара»
А. Сурков
Стихи
Б. Л. Пастернак
Стихотворения
- «Доктор Живаго»
Б. Л. Пастернак | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя |
Б. Л. Пастернак | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..» | |||
Стихотворение «Определение поэзии» | |||
Стихотворение «Во всем мне хочется дойти…» | |||
Стихотворение «Гамлет» | |||
Стихотворение «Зимняя ночь» | |||
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя | |||
Роман «Доктор Живаго» |
Н. Тихонов
Стихи
К. М. Симонов
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
М. А. Шолохов
- «Тихий Дон»
- «Поднятая целина»
- «Судьба человека»
- «Нахалёнок»
М. А. Шолохов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Рассказ «Судьба человека» |
М. А. Шолохов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Роман-эпопея «Тихий дон» | (обзорное изучение) |
(обзорное изучение) |
Литература XX века (вторая половина)
Л. Леонов
«Нашествие»
О. Берггольц
Стихи
Е. Винокуров
«Москвичи»
Е. Шварц
«Два клена»
Ф. А. Абрамов
- «О чём плачут лошади»
- Тетралогия «Пряслины»:
- «Две зимы и три лета»
- «Братья и сестры»
- «Пути-перепутья»
- «Дом»
- «Поездка в прошлое»
Чингиз Айтматов
В. Быков
- «Обелиск»
- «Сотников»
- “Облава”
В. П. Астафьев
- «Вам продолжать эту жизнь» (письмо, адресованное юной читательнице)
- «Васюткино озеро»
- «Игры»
- «Конь с розовой гривой»
- «Фотография, на которой меня нет»
- «Царь-рыба»
- «Печальный детектив»
В. И. Белов
«Скворцы»
К. Булычёв
- «Заповедник сказок»
- «Когда мне было 12 лет»
Д. Б. Кедрин
А. Фатьянов
Тексты песен к кинофильмам
Р. Гамзатов
Стихи
В. Г. Распутин
- «Уроки французского»
- «Последний срок»
- «Прощание с Матерой»
- «Живи и помни»
Р. П. Погодин
- «Тишина»
- «Дубравка»
Ф. Искандер
«Тринадцатый подвиг Геракла»
Е. И. Носов
«Кукла» («Акимыч») «Живое пламя»
А. М. Володин
«Старшая сестра» «Пять вечеров»
А. В. Вампилов
- «Свидание»
- «Прошлым летом в Чулимске»
- «Старший сын»
В. М. Шукшин
В. М. Шукшин | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Два рассказа по выбору автора программы или учителя |
Ю. П. Казаков
«Тихое утро»
А. Арбузов
- «Иркутская история»
- «Жестокие игры»
В. Розов
- «В добрый час!»
- «Гнездо глухаря»
Н. М. Рубцов
- «Звезда полей»
- «Тихая моя родина…»
- «Посвящение другу»
М. В. Исаковский
Стихи
А. Я. Яшин
«Покормите птиц» «Спешите делать добрые дела»
Ю. В. Бондарев
«Простите нас!»
Д. С. Лихачёв
«Земля родная»
В. Т. Шаламов
В. Т. Шаламов | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Колымские рассказы» | (два рассказа по выбору автора программы или учителя) |
(два рассказа по выбору автора программы или учителя) |
А. И. Солженицын
- «Один день Ивана Денисовича»
- «Матрёнин двор»
- «Архипелаг ГУЛАГ»
- «Как нам обустроить Россию»
А. И. Солженицын | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Рассказ «Матрёнин двор» | |||
Рассказ «Как жаль» |
А. И. Солженицын | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Повесть «Один день Ивана Денисовича» | |||
Рассказ «Матрёнин двор» | |||
Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты)[1] |
П. Нилин
«Жестокость»
В. Дудинцев
«Не хлебом единым»
Р. И. Рождественский
Стихи
Русская проза второй половины XX века | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов | (Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
Русская поэзия второй половины XX века | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов | (Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
Проза второй половины XX века | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин | (Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
Поэзия второй половины XX века | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский | (Стихотворения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Стихотворения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
Драматургия второй половины XX века | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Розов | (Произведение одного автора по выбору автора программы или учителя) |
(Произведение одного автора по выбору автора программы или учителя) |
Литература последнего десятилетия | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Проза | (Одно произведение по выбору автора программы или учителя) |
(Одно произведение по выбору автора программы или учителя) |
|
Поэзия | (Одно произведение по выбору автора программы или учителя) |
(Одно произведение по выбору автора программы или учителя) |
Литература народов России
Героический эпос народов России | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Меге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр» (Примерный список, может варьироваться в разных субьектах РФ.) | (Одно произведение по выбору автора программы или учителя, во фрагментах) |
(Одно произведение по выбору автора программы или учителя, во фрагментах) |
Литература народов России | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов (Примерный список, может варьироваться в разных субьектах РФ.) | (Произведения не менее двух авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Произведения не менее двух авторов по выбору автора программы или учителя) |
Литература народов России | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов (Примерный список, может варьироваться в разных субьектах РФ.) | (Произведение одного автора по выбору автора программы или учителя) |
(Произведение одного автора по выбору автора программы или учителя) |
Зарубежная литература
Гос. стандарт В соотв. с действующим федеральным компонентом стандарта полного общего (базовый уровень) образования по литературе, в ОУ с родным (нерусским) языком обучения все крупные по объёму произведения зарубежной литературы изучаются во фрагментах.
Пословицы и поговорки народов мира
См. в Викицитатнике
- Россия
- Азия
- Европа
- Америка
Сказки
Мифы
Греческие мифы
- «Титан Атлант и счастливая Аркадия»
- «Атлант и Геракл»
- «Скотный двор царя Авгия»
- «Яблоки Гесперид»
- Геродот «Арион»
Мифы древней Индии
Творение. Сказание о создании Ночи
Скандинавские мифы
Сказание о путешествии Тора в Утгард
Мифы североамериканских индейцев
Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (в переводе И. А. Бунина)
Библия
- Библия для детей
- Новый завет
Гомер
- «Одиссея» (фрагмент)
Гомер | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Илиада», «Одиссея» | (фрагменты) |
(фрагменты) |
Античная лирика
Античная лирика | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Два стихотворения по выбору автора программы или учителя |
Данте
Данте | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Божественная комедия» | (фрагменты) |
(фрагменты) |
У. Шекспир
- «Ромео и Джульетта» — Перевод Е.Савич — Перевод Щепкиной-Куперник — Перевод Б.Пастернака
- «Гамлет» — Перевод Б.Пастернака — Перевод А.Кронеберга — Перевод А.Радлова — Перевод М.Лозинского
У. Шекспир | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Трагедия «Ромео и Джульетта» | (в сокращении) |
||
Трагедия «Гамлет» | (в сокращении) |
||
Два сонета по выбору автора программы или учителя |
Р. Бернс
Ж.-Б. Мольер
Ж.-Б. Мольер | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одна комедия по выбору автора программы или учителя |
М. Сервантес
- «Дон Кихот» (главы)
М. Сервантес | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Роман «Дон Кихот» | (фрагменты) |
(фрагменты) |
И.-В. Гёте
- «Фауст»
И.-В. Гёте | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
«Фауст» | (фрагменты) |
(фрагменты) |
Ф. Шиллер
Ф. Шиллер | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Э. Т. А. Гофман
Э. Т. А. Гофман | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Дж. Г. Байрон
- «Ты кончил жизнь в пути, герой!..»
- Лирика
Дж. Г. Байрон | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
П. Мериме
П. Мериме | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Оноре де Бальзак
Гюстав Флобер
- «Саламбо»
Г. X. Андерсен
Виктор Гюго
Даниель Дефо
Джек Лондон
- Рассказы
- «Любовь к жизни»
Д. Лондон | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Э. А. По
Э. А. По | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Джеймс Олдридж
- «Отец и сын» (рассказ; по повести «Последний дюйм» (его же))
О. Генри
О. Генри | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Одно произведение по выбору автора программы или учителя |
Луиджи Пиранделло
- «Черепаха»
Э. Сетон-Томпсон
М. Твен
А. Сент-Экзюпери
А. Сент-Экзюпери | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Сказка «Маленький принц» |
Л. Кэрролл
- Алиса в стране чудес
- Соня въ царствѣ дива (переводчик неизвестен, 1879 г., дореформенная орфография)
- «Аня в стране чудес» (перевод В. Набокова)
Астрид Линдгрен
Рэй Брэдбери
Дж. Даррел
Дж. Родари
Туве Янссон
Дж. Р. Р. Толкин
Зарубежная литература | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Х. К. Андерсен, Р. Бернс, У. Блейк, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ф. Вийон, Г. Гейне, У. Голдинг, В. Гюго, Д. Дефо, А. К. Дойл, Р. Киплинг, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Дж. Свифт, Дж. Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л. Стивенсон, М. Твен, Э. Хемингуэй | (Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
Зарубежная литература | Подлежит изучению в ОУ с русским языком обучения | Подлежит изучению в ОУ с родным (нерусским) языком обучения | Включается в соотв. требования к уровню подготовки выпускников |
---|---|---|---|
Проза: О. Бальзак, Г. Бёлль, О. Генри, У. Голдинг, Э. Т. А. Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г. Г. Маркес, П. Мериме, М. Метерлинк, Г. Мопассан, У. С. Моэм, Д. Оруэлл, Э. А. По, Э. М. Ремарк, Ф. Стендаль, Дж. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко | (Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Произведения не менее трёх авторов по выбору автора программы или учителя) |
|
Поэзия: Г. Аполлинер, Д. Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р. М. Рильке, Т. С. Элиот | (Стихотворения не менее двух авторов по выбору автора программы или учителя) |
(Стихотворения не менее двух авторов по выбору автора программы или учителя) |
Японские хокку (трехстишия)